Главная страница / Аналитический центр / Юридический комитет / Законодательные инициативы и новые законопроекты
Законодательные инициативы и новые законопроекты
Структура раздела:
Проект федерального закона о регулировании деятельности технологических платформ
5 июля 2021 г. Разработанный в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О российских технологических платформах» внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с обращением ПАО «Аэрофлот» Ассоциация подготовила заключение по проекту федерального закона. Учитывая нашу заинтересованность и участие в продвижении данной законодательной инициативы, Ассоциация полностью поддержала законопроект и направило по нему положительное заключение.
Подробнее о данной инициативе и ситуации с развитием института технологических платформ – см. в разделе «Межплатформенное взаимодействие и развитие института технологических платформ».
* * * * *
12 февраля 2020 г. В рамках деятельности Рабочей группы Совета Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения достигнута предварительная договоренность о возможности внесения в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ», устанавливающего правовой статус и возможности участия технологических платформ в реализации государственных и федеральных целевых программ, деятельности государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности. Учитывая значимость данного закона в деятельности Технологической платформы, размещаем подготовленный аппаратом и экспертами Платформы презентационный материал, содержащий основные обосновывающие положения.
Презентация (закон, ТП) |
Предлагаем организациям - участникам и экспертам Технологической платформы ознакомится с данным материалом и направить имеющиеся замечания и предложения.
Контактное лицо для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Внесение изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации»
19 февраля 2020 г. По итогам рассмотрения организациями - участниками и экспертами Технологической платформы предложений Ассоциации производителей авиационных систем и агрегатов – «АВИСА» по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» подготовлены отзывы и предложения экспертов Платформы по данному законопроекту. Данные предложения были направлены в Рабочую группу Совета Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения и Ассоциацию «АВИСА».
Законопроект (В.А. Матвеев, ЦАГИ)
Благодарим все организации и экспертов, принявших участие в рассмотрении законопроекта. Надеемся, что данная инициатива будет реализована и принесен пользу развитию авиастроения в Российской Федерации.
* * * * *
13 февраля 2020 г. В рамках совместной деятельности с Рабочей группой Совета Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения и в связи с обращением Ассоциации производителей авиационных систем и агрегатов – «АВИСА» – Ассоциацией «ТП «АМиАТ» было организовано экспертное рассмотрение концепции изменений в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», предлагаемых Ассоциацией «АВИСА» и направленных на стимулирование производства авиационного оборудования в Российской Федерации и привлечение частных инвестиций в российское гражданское авиастроение.
ЗАКОН (поставщики) |
Обращаемся к организациям - участникам и экспертам Технологической платформы с предложением ознакомится с данной инициативой и направить имеющиеся замечания и предложения (срок – до 19 февраля 2020 г.).
Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
18 июля 2019 г. Состоялось очередное заседание Рабочей группы Совета Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения. Тема заседания – «О законодательных инициативах по освобождению от НДС ввоза воздушных судов, подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов, и других предложениях по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях повышения эффективности развития авиастроения и воздушного транспорта».
Данное мероприятие является продолжением серии совместных мероприятий, проводимых с участием Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и начатых в 2017 году, по совершенствованию законодательства и системы государственной поддержки развития авиастроения в Российской Федерации.
ПРОГРАММА |
Со вступительным словом выступил руководитель Рабочей группы – Заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Н. Епишин, который рассказ о целевой направленности деятельности Рабочей группы, планах и задачах ее функционирования.
Основным осуждаемым вопросом заседания стал законопроект № 733024-7, подготовленный Правительством Российской Федерации – «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», предусматривающий освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) ввоза на территорию Российской Федерации иностранных гражданских воздушных судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также иностранных гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, которому в соответствии с международным договором Российской Федерацией переданы полностью или частично функции и обязанности государства регистрации (на период до 1 января 2023 г.).
Кроме того, законопроект предусматривает освобождение от обложения НДС ввоза на территорию Российской Федерации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, используемых для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов; а также печатных изданий, опытных образцов и (или) их составных частей, необходимых для разработки и (или) испытания гражданских воздушных судов и (или) авиационных двигателей.
Также, законопроектом предусмотрено обложение НДС по ставке в размере 0 процентов:
- операций по реализации гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;
- операций по реализации работ (услуг) по строительству данных воздушных судов;
- операций по реализации услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, по договорам аренды (лизинга);
- операций по реализации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, используемых для строительства, ремонта и (или) модернизации в Российской Федерации гражданских воздушных судов.
С основным докладом и обоснованием необходимости принятия данного закона выступил Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочаров. Согласно представленной информации, подготовка законопроекта велась в течение 2-х лет, и основной его целью является установление стабильных правил налогообложения при ввозе на территорию Российской Федерации иностранных воздушных судов, которые до настоящего время устанавливались решениями Таможенного союза, предусматривающими освобождение от уплаты НДС ввоза на территорию Российской Федерации воздушных судов определенного класса; срок действия данных решений был ограничен определенной датой. Действующее решение Совета Таможенного союза истекает 1 января 2020 г. – поэтому докладчик настоятельно рекомендовал как можно скорее принять данный закон, чтобы он вступил в силу до нового года.
В качестве меры по защите российских производителей законопроект предусматривает обложение НДС по ставке 0 процентов операций, связанных со строительством и реализацией гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации; а также авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, используемых для строительства, ремонта и (или) модернизации в Российской Федерации гражданских воздушных судов.
Начальник отдела технических норм и требований Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации А.С. Никифоров отметил, что Министерство транспорта Российской Федерации полностью поддерживает данный законопроект, и в настоящее время им разработана «дорожная карта» по включению иностранных ВС в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.
Заместитель Руководителя Федерального агентства воздушного транспорта А.А. Новгородов обратил внимание на успехи, достигнутые Агентством, по процедурным вопросам регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, и в качестве примера привел текст письма авиакомпании «Комиавиатранс», в котором было дано сравнение сроков регистрации ВС в российском Реестре и в реестре Бермудских островов.
Далее состоялись краткие выступления с комментариями и вопросами участников заседания по рассматриваемому законопроекту. Так, Заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот» В.Б. Александров подчеркнул важность вступления в силу обсуждаемого закона не позднее 1 января 2020 г.; иначе, по его словам, российские авиакомпании окажутся в неравных конкурентных условиях с авиакомпаниями из других стран Таможенного союза, у которых система налогообложения НДС отличается от российской.
Генеральный директор ПАО НПО «Наука» Е.В. Меркулов, представляющий Ассоциацию производителей авиационных систем и агрегатов (АВИСА), обратил внимание на неравные рыночные условия, в которых находятся российские и иностранные производители авиационных агрегатов и оборудования, и существующие риски вытеснения отечественных компаний даже с внутреннего рынка после вступления в силу данного закона. Комментируя данный вопрос, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочаров отметил, что, в первую очередь, стоит задача создать равные условия для иностранных и российских поставщиков, а затем уже вводить меры стимулирования (поддержки) российских производителей. В качестве одной из первоочередных задач он назвал введение системы 2-го поставщика, что потребует внесения изменений в действующее законодательство о закупках, допускающих возможность определения одновременно 2-х победителей конкурса.
Председатель Правления Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким поднял вопрос о рисках отсутствия в Российской Федерации эффективной системы обеспечения летной годности гражданских воздушных судов и, как следствие, вероятности снижения уровня безопасности полетов либо повышения стоимости владения ВС для российских авиакомпаний, собственниками которых в настоящее время в основном являются иностранные лизинговые компании; а также задал вопрос о степени готовности подзаконных актов по процедурным вопросам, принятие которых предусмотрено законопроектом с точки зрения их своевременного вступления в силу. Заместитель Руководителя Федерального агентства воздушного транспорта А.А. Новгородов отметил, что работа с иностранными государствами по вопросу включению иностранных ВС в российский Реестр ведется, и в настоящее время оснований для какого-либо беспокойства нет. Также, по его словам, подзаконные акты по процедурным вопросам реализации законопроекта будут своевременно приняты.
Генеральный директор АО ГК «Динамика» Д.В. Полевщиков обратил внимание на возможные сложности с подтверждением права на применение налоговой ставки НДС в размере 0 процентов по схеме, предусмотренной законопроектом, и предложил скорректировать данный порядок. В ответ на это Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочаров предложил рассматриваемый законопроект не менять, а поправки вносить после его вступления в силу и наработки практики правоприменения.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам изменять Е.А. Перминова обратила внимание присутствующих на то, что в настоящее время готовятся поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, ограничивающие сроки внесения законопроектов, предусматривающих изменение финансовых параметров государственного бюджета Российской Федерации на предстоящий финансовый год – 1 октября текущего года.
На этом обсуждение первого вопроса повестки дня в рамках заседания было завершено. Дополнительно сообщаем, что при подготовке к проведению заседания поступили предложения по уточнению проекта закона от ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиакомпания «Сибирь». С целью максимального учета позиций всех заинтересованных сторон размещаем на сайте ТП данные предложения.
По второму вопросу повестки дня первым выступил Исполнительный директор ФАУ «Авиационный регистр Российской Федерации» А.Я. Книвель. Тема выступления – «О необходимости приведения Воздушного кодекса Российской Федерации в соответствие с Приложением 19 «Управление безопасностью полетов» к Конвенции о международной гражданской авиации».
А.Я. Книвель отметил давно назревшую необходимость приведения законодательства и нормативно-правовой базы Российской Федерации в соответствие Приложению 19 Конвенции о международной гражданской авиации – «Управление безопасностью полетов», а также обратил внимание присутствующих на риски невыполнения данных требований в связи с предстоящей очередной проверкой Российской Федерации со стороны Международной организации гражданской авиации (ICAO). Докладчик подробно охарактеризовал ключевые элементы государственной программы по безопасности полетов, содержащиеся в требованиях ICAO, включающие в себя:
- государственную политику, цели и ресурсы для обеспечения;
- управление факторами риска для безопасности полетов на государственном уровне;
- обеспечение безопасности полетов на государственном уровне;
- популяризацию вопросов безопасности полетов на государственном уровне;
а также стратегию безопасности полетов в соответствии со стандартами и рекомендациями ICAO.
В докладе также был приведен текст поправок, предлагаемых к внесению в статью 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, новое наименование которой предлагается – «Управление безопасностью полетов гражданских воздушных судов», и в статью 8 «Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации».
ПРЕДЛОЖЕНИЯ (А.Я. Книвель) |
Следующий докладчик – начальник отдела технических норм и требований Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации А.С. Никифоров рассказал о ситуации с подготовкой заключения Правительства Российской Федерации на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации», подготовленный депутатом Государственной Думы В.В. Гутеневым. По информации докладчика, проект заключения в настоящее время находится на согласовании Аппарате Правительства Российской Федерации. Благодаря информационному взаимодействию с организаторами, размещаем на сайте ТП проект данного федерального закона и заключения Правительства Российской Федерации, планируемого к подписанию.
Пояснительная записка (законопроект)
Обращаемся к организациям - участникам и экспертам Технологической платформы с предложением рассмотреть данный законопроект, а также предложения А.Я. Книвеля и сообщить свое мнение о возможности поддержки данных документов или необходимости внесения в них дополнительных корректировок.
Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Также, А.С. Никифоров проинформировал участников заседания о том, что в настоящее время Министерством транспорта Российской Федерации разработан проект государственной программы по управлению безопасностью полетов, который планируется вынести на рассмотрение рабочей группы при межведомственной комиссии по вопросам совершенствования воздушного законодательства Российской Федерации, приказ о создании которой в настоящее время находится на согласовании.
Вне основной повестки дня с дополнительным докладом выступил Заместитель начальника авиационного учебного центра Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ им. М.М. Громова» В.И. Ахрамеев. Тема выступления – «Предложения по решению задач подготовки специалистов экспериментальной авиации Минпромторга России».
Презентация (В.И. Ахрамеев) |
Согласно информации В.И. Ахрамеева, ситуация с функционированием единственной в Российской Федерации школы летчиков-испытателей экспериментальной авиации – неудовлетворительная, и необходимо принятие срочных мер по обновлению ее материальной базы и обеспечению нормального текущего финансирования.
В завершение основной части заседания руководитель Рабочей группы А.Н. Епишин предложил участникам в ближайшие дни направить свои предложения по проекту закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», которые Совет Федерации сможет внести в Государственную Думу до начала его рассмотрения на пленарном заседании, запланированном на 24 июля 2019 г. Со своей стороны, Технологическая платформа также обращается к организациям - участникам и экспертам ТП, всем заинтересованным организациям с предложением выразить свое мнение по проекту данного закона и (или) необходимости его корректировки.
Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Нормативное правовое регулирование в области летной годности
и сертификации авиационной техники
Организация и финансирование работ в области нормирования летной годности и сертификации авиационной техники
27 августа 2020 г. В соответствии с обращением Министерства транспорта Российской Федерации – Ассоциацией «ТП «АМиАТ» разработаны предложения по механизмам организации и финансирования работ по созданию и актуализации нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области нормирования летной годности и сертификации авиационной техники.
Действующие в настоящее время в Российской Федерации правила сертификации и нормы летной годности воздушных судов и других видов гражданской авиационной техники в значительной степени устарели и не соответствуют современным требованиям и правилам сертификации, применяемым в ведущих иностранных государствах. В этих условиях деятельность российских разработчиков авиационной техники искусственно усложнена, процедуры сертификации непрозрачны, а валидация полученных сертификатов за рубежом требует проведения дополнительных работ и вложения значительных финансовых ресурсов, что непосредственно сказывается на качестве разработок, сроках их вывода на рынок и спросе со стороны потенциальных заказчиков.
Формально ответственность за разработку нормативно-правовых актов в области нормирования летной годности и сертификации авиационной техники несет Министерство транспорта Российской Федерации, а за их применение, включая соответствующее методическое обеспечение – Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Однако для разработки научно- и технически обоснованных требований к воздушным судам и другим видам авиационной техники и условиям их безопасной эксплуатации необходимо проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, которые в последние годы не ведутся в силу межведомственного характера данной тематики. С одной стороны (в части требований к авиационной технике и процедурам ее создания), данные работы входят в сферу компетенций (ответственности) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а с другой стороны (в части требований к летной годности и эксплуатационным процедурам), за это отвечают Министерство транспорта Российской Федерации и Росавиация. Разработка и актуализация методов определения соответствия фактически находится в зоне совместной ответственности (сфер деятельности) данных федеральных органов.
Для решения данных проблемных вопросов в 2019 году совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации была создана Межведомственная комиссия по нормативному правовому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники. Однако за прошедший период деятельность данной Комиссии пока не привела к каким-либо изменениям.
По мнению экспертов Технологической платформы, для создания в Российской Федерации современной и эффективной системы нормирования летной годности и сертификации авиационной техники, обеспечения конкурентоспособности российских разработок необходимо серьезным образом трансформировать систему организации и финансирования работ в данной сфере. Прежде всего, необходимо решить вопрос финансирования данных работ. Рассчитывать на внебюджетное финансирование в современных условиях, на наш взгляд, нереально, учитывая, с одной стороны, общую финансовую ситуацию в отрасли, обусловленную, главным образом, ею низкой конкурентоспособностью; а с другой стороны, приоритетной задачей данных работ является обеспечение безопасности полетов, за что отвечают, в первую очередь, авиационные власти.
Поэтому основным механизмом финансирования работ по созданию и актуализации нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области нормирования летной годности и сертификации авиационной техники должно быть бюджетное финансирование. Разработка требований к летной годности гражданской авиационной техники, содержащихся в нормах летной годности воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и беспилотных авиационных систем нового типа, должна осуществляться на регулярной и системной основе путем тщательного анализа, обобщения и верификации передового российского и международного опыта создания и эксплуатации авиационной техники.
Основными направлениями научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ по формированию и актуализации нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области в области нормирования летной годности и сертификации авиационной техники являются:
- анализ опыта разработки авиационной техники, включая новейшие виды, в Российской Федерации и в ведущих иностранных государствах;
- анализ опыта эксплуатации авиационной техники, включая новейшие виды, в Российской Федерации и в ведущих иностранных государствах;
- анализ результатов научно-исследовательских работ по разработке (созданию) перспективных авиационных технологий в Российской Федерации и в ведущих иностранных государствах;
- выявление ключевых существующих и потенциально возможных к применению конструктивно-технологических решений, включая конструктивно-силовые схемы, материалы и производственные технологии, влияющих на безопасность полетов и окружающую среду и требующих надежных доказательств возможности их внедрения (использования) на летательных аппаратах;
- анализ результатов испытаний и опыта эксплуатации авиационной техники с точки зрения подтверждения безопасности полетов и уровня воздействия на окружающую среду при внедрении (применении) новых конструктивно-технологических решений;
- проведение экспериментальных исследований и испытаний, подтверждающих безопасность полетов и необходимый уровень воздействия на окружающую среду при внедрении (применении) новых конструктивно-технологических решений;
- разработка и совершенствование методов (методик) определения (подтверждения) соответствия, включая программы испытаний, математические модели, расчетно-экспериментальные процедуры.
Проведение данных работ необходимо осуществлять за счет целевого бюджетного финансирования в рамках реализации государственных программ Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (ответственный исполнитель программы – Министерство транспорта Российской Федерации) и «Развитие авиационной промышленности» (ответственный исполнитель программы – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации). Привлечение дополнительного внебюджетного софинансирования – возможно, но не должно быть преобладающим, так как в противном случае возникают основания для снижения требований безопасности в ущерб коммерческим интересам, либо неучет смежных технических вопросов, не входящих в сферу компетенций отдельных разработчиков (не говоря о коррупциогенном факторе).
Анализ состояния российского законодательства и нормативно-правовой базы в области нормирования летной годности и сертификации авиационной техники показывает, что первоочередными направлениями работ (документами), подлежащими разработке, являются:
- Разработка «дорожной карты» гармонизации авиационного законодательства Российской Федерации и регуляторных документов ведущих авиационных стран с конечной целью полного взаимопризнания правил и процедур сертификации авиационной техники, объектов гражданской авиации и авиации общего назначения с целью минимизации объемов дополнительных работ при валидации российских документов; определение порядка разработки и утверждения методов определения соответствия авиационной техники требованиям федеральных авиационных правил и других нормативных документов по сертификации;
- Разработка новой (усовершенствованной) редакции Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21» с целью повышения эффективности системы обязательной сертификации в Российской Федерации и ее гармонизации с основными, признанными на международном уровне, системами сертификации;
- Создание и обеспечение эффективного функционирования системы онлайн-мониторинга авиационного законодательства ведущих авиационных стран с целью предоставления доступа к актуальной информации представителям федеральных органов исполнительной власти, организаций - разработчиков и производителей АТ;
- Разработка норм летной годности самолетов транспортной категории (часть 25) и связанных документов, обеспечивающих их гармонизацию с признанными на международном уровне нормами летной годности и минимизацию затрат российских разработчиков и производителей;
- Разработка норм летной годности двигателей воздушных судов (часть 33) и связанных документов, обеспечивающих их гармонизацию с признанными на международном уровне нормами летной годности и минимизацию затрат российских разработчиков и производителей;
- Разработка норм летной годности гражданских легких самолетов (часть 23) и связанных документов, обеспечивающих их гармонизацию с признанными на международном уровне нормами летной годности и минимизацию затрат российских разработчиков и производителей;
- Разработка норм летной годности винтокрылых летательных аппаратов транспортной категории (часть 29) и связанных с документов, обеспечивающих их гармонизацию признанными на международном уровне нормами летной годности и минимизацию затрат российских разработчиков и производителей;
- Разработка норм летной годности винтокрылых летательных аппаратов нормальной категории (часть 27) и связанных документов, обеспечивающих их гармонизацию с признанными на международном уровне нормами летной годности и минимизацию затрат российских разработчиков и производителей;
- Разработка норм летной годности вспомогательных двигателей воздушных судов и связанных документов, обеспечивающих их гармонизацию с признанными на международном уровне нормами летной годности и минимизацию затрат российских разработчиков и производителей;
- Разработка норм летной годности воздушных винтов и связанных документов, обеспечивающих их гармонизацию с признанными на международном уровне нормами летной годности и минимизацию затрат российских разработчиков и производителей;
- Разработка порядка квалификации и оценки соответствия авиационных материалов требованиям норм летной годности;
- Разработка норм летной годности беспилотных авиационных систем самолетного и вертолетного типов взлетным весом более 30 кг, проведение необходимых научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ;
- Разработка государственной программы обучения, повышения квалификации и сертификации (аттестации) экспертов в области проверки соответствия авиационной техники нормам летной годности.
Со своей стороны, Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» готова принять участие в организации данных работ: включая разработку проектов изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности», государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы»; детализацию требований к техническим характеристикам планируемых работ; формирование и организацию работы проектных команд; привлечение дополнительного внебюджетного софинансирования.
В качестве примера возможных направлений и механизмов организации подобных работ можно привести перечень научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ по разработке и обоснованию Норм летной годности беспилотных авиационных систем, разработанный аппаратом и экспертами Технологической платформы, в ответ на обращения Министерства транспорта Российской Федерации и ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» в июне 2020 г.
Данные предложения были направлены в Министерство транспорта Российской Федерации в целях формирования планов и механизмов деятельности Межведомственной комиссии по нормативному правовому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники.
Благодарим экспертов, принявших участие в подготовке предложений, и надеемся, что реализация данных предложений поможет активизации работ по созданию и актуализации нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области нормирования летной годности и сертификации авиационной техники.
Разработка норм летной годности беспилотных авиационных систем
30 июня 2020 г. В соответствии с обращениями Министерства транспорта Российской Федерации и ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» экспертами Технологической платформы были рассмотрены проекты норм летной годности беспилотных авиационных систем самолетного и вертолетного типа взлетной массой до 750 кг. Замечания по данным проектам и предложения Технологической платформы по организации работ по разработке норм летной годности беспилотных авиационных систем направлены в Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и рабочую группу по разработке и реализации дорожной карты «Аэронет» Национальной технологической инициативы.
Учитывая значимость данного вопроса, обращаемся к организациям - участникам Технологической платформы, всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением в максимально короткие сроки направить свои предложения по составу и организации работ в области нормирования летной годности беспилотных авиационных систем.
Контактное лицо для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
* * * * *
9 апреля 2020 г. В Ассоциацию «ТП «АМиАТ» поступило письмо Министерства транспорта Российской Федерации и обращение ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» с просьбой рассмотреть проекты приказов Минтранса России «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Нормы летной годности беспилотных авиационных систем с воздушным судном самолетного типа с взлетным весом до 750 кг» и «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Нормы летной годности беспилотных авиационных систем с воздушным судном вертолетного типа обычной схемы с взлетным весом до 750 кг».
Пояснительная записка (БАС, самолетный тип)
Пояснительная записка (БАС, вертолетный тип)
Учитывая значимость данного вопроса, в т.ч. для развития рынка беспилотных авиационных систем, обращаемся к организациям - участникам Технологической платформы, заинтересованным организациям и экспертам с предложением в максимально короткие сроки рассмотреть данные проекты и направить имеющиеся замечания и предложения.
Контактное лицо для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Межведомственная комиссия по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники
12 января 2021 г. В соответствии с обращением Федерального агентства воздушного транспорта Ассоциацией «ТП «АМиАТ» были направлены предложения по персональному составу обновленной Межведомственной комиссии по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники.
В связи с проведением реорганизационных мероприятий в структуре федеральных органов исполнительной власти, затронувших в том числе деятельность Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства воздушного транспорта, в настоящее время ведется работа по корректировке некоторых положений ранее утвержденного Положения. По мере поступления актуальной информации мы будем информировать об этом участников Платформы.
* * * * *
15 декабря 2020 г. В декабре 2020 г. Министерство транспорта Российской Федерации обратилось к организациям - участникам деятельности Комиссии, в т.ч. к Технологической платформе, с запросом о направлении в адрес Министерства ранее наработанных материалов. В соответствии с данным обращением Ассоциация «ТП «АМиАТ» направила в Министерство ранее наработанные материалы.
За прошедший период Ассоциация «ТП «АМиАТ» выступила инициатором и участником рассмотрения следующих вопросов (документов) в сфере сертификации и нормирования летной годности авиационной техники в Российской Федерации:
- Направления совершенствования созданной в Российской Федерации системы сертификации авиационной техники, организаций - разработчиков и изготовителей, в том числе нормативно-правовой базы в области летной годности;
- Разработка предложений по совершенствованию проекта Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21»;
- Формирование состава и направлений (программы) работ Межведомственной комиссии;
- Организация и финансирование работ в области нормирования летной годности и сертификации авиационной техники;
- Разработка норм летной годности беспилотных авиационных систем;
- Разработка предложений по совершенствованию проекта Федеральных авиационных правил «Требования к летной годности самолетов с количеством посадочных мест, исключая места пилотов, не более 19 и с максимальным сертифицированным взлетным весом не более 8 600 кгс. Часть 23».
Все разработанные Ассоциацией материалы были направлены в Министерство транспорта Российской Федерации.
* * * * *
6 ноября 2020 г. Совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. № 3879 утверждена новая редакция Положения о Межведомственной комиссии по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники. По просьбе организаций - участников и экспертов ТП размещаем данный документ для изучения и формирования предложений по участию в деятельности Комиссии.
ПОЛОЖЕНИЕ (06.11.2020 г.) |
* * * * *
10 февраля 2020 г. В соответствии с решением Межведомственной комиссии по нормативному правовому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники от 26 декабря 2019 г. (протокол заседания – см. ниже), Ассоциация «ТП «АМиАТ» направила в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации предложения по Программе работ Комиссии на 2020 год, а также кандидатуры представителей организаций - участников и экспертов Технологической платформы для включения в состав рабочих групп Комиссии.
Благодарим все организации и экспертов Технологической платформы, принявших участие в подготовке предложений, и надеемся на их успешную практическую реализацию.
Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
* * * * *
26 декабря 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в первом (установочном) заседании Межведомственной комиссии по нормативному правовому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники, состоявшемся в Министерстве транспорта Российской Федерации.
Для справки. Решение о создании и Положение о Межведомственной комиссии по нормативному правовому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники были утверждены совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 июля 2019 г. № 233/2625.
Текст Положения и предложения Технологической платформы по составу и тематическим направлениям деятельности Межведомственной комиссии по нормативному правовому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники, направленные в Министерства транспорта Российской Федерации – размещены ниже в данном разделе.
На состоявшемся заседании были рассмотрены следующие основные вопросы:
1) Обсуждение состава комиссии;
2) Обсуждение перечня рабочих групп по тематическим направлениям деятельности комиссии и их руководителей;
3) О нормативно-правовом регулировании и порядке применения авиационных материалов.
Вел заседание сопредседатель комиссии, Заместитель Министра транспорта Российской Федерации А.А. Юрчик, который в своем вступительном слове отметил важность работы создаваемой комиссии и подчеркнул, что в ближайшее время предстоит «перелопатить» всю нормативно-правовую базу в области летной годности и сертификации авиационной техники.
Предварительный состав комиссии был представлен в раздаточных материалах.
При обсуждении данного вопроса Председатель Правления Ассоциации «ТП «АМиАТ» А.А. Ким выразил мнение о необходимости включения в состав комиссии представителей ФГУП «ЦАГИ» и АО «ЛИИ им. М.М. Громова».
По второму вопросу организаторами также был представлен перечень предлагаемых к созданию рабочих групп по направлениям деятельности комиссии, включая кандидатуры их будущих руководителей. Всего было предложено к созданию 9 рабочих групп:
- «Процедуры сертификации» (руководитель – А.А. Новгородов, Росавиация);
- «Нормы летной годности и методики определения соответствия самолетов» (руководитель – И.Л. Виноградов, ПАО «ОАК»/ГСС/Иркут);
- «Нормы летной годности и методики определения соответствия винтокрылых аппаратов» (руководитель – М.З. Короткевич, АО «Вертолеты России»);
- «Нормы летной годности и методики определения соответствия беспилотных воздушных судов» (А.В. Дутов, ФГБУ «НИЦ им. Н.Е. Жуковского»);
- «Нормы летной годности и методики оценки соответствия двигателей воздушных судов» (М.В. Гордин, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
- «Процедуры сертификации разработчиков и изготовителей авиационной техники» (руководитель – М.Б. Рыбаков, АО «Вертолеты России»);
- «Сертификаций авиационных материалов» (руководитель – Е.Н. Каблов, ФГУП «ВИАМ»);
- «Поддержание летной годности» (руководитель – А.А. Виндермут, Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта - АЭВТ);
- «Система управления безопасностью полетов» (руководитель – А.Г. Шнырев, Ространснадзор).
При обсуждении данного вопроса была отмечена необходимость создания рабочей группы по направлению «Бортовое оборудование и агрегаты», а также решения вопроса по направлению «воздушные винты» – об отнесении данной тематики к сфере деятельности рабочей группы «Нормы летной годности и методики оценки соответствия двигателей воздушных судов» или создании отдельной рабочей группы по данному направлению.
Председатель Правления Ассоциации «ТП «АМиАТ» А.А. Ким выразил мнение о необходимости включения в состав руководства (в качестве руководителя или заместителя руководителя) рабочих групп «Нормы летной годности и методики определения соответствия самолетов» и «Нормы летной годности и методики определения соответствия винтокрылых аппаратов» представителей ФГУП «ЦАГИ», а в состав рабочей группы «Бортовое оборудование и агрегаты» – представителей АО «Технодинамика». Также, Председателем Правления ТП «АМиАТ» было предложено создать рабочую группу по направлению «Легкие и сверхлегкие летательные аппараты» и рассмотреть вопрос о возможности создания рабочей группы по тематике «Испытательные лаборатории».
Отдельно, вне непосредственной связи с деятельностью Межведомственной комиссии, был рассмотрен вопрос об оценке соответствия авиационных материалов требованиям авиационных правил, а также качества поставляемых материалов при производстве и ремонте авиационной технике. Рассмотрение данного вопроса было связано с необходимостью выполнения соответствующего поручения Правительства Российской Федерации. Участниками заседания были даны пояснения о сложившейся в Российской Федерации практике сертификации (квалификации) авиационных материалов, а также контроля качества их производства (поставок), и ее отличиях по сравнению с международными стандартами.
По итогам состоявшегося заседания был подписан протокол, содержащий утвержденный состав Комиссии, перечень рабочих групп и их руководителей (см. ниже).
ПРОТОКОЛ (26.12.2019 г.) |
Технологическая платформа заинтересована в эффективной деятельности Межведомственной комиссии по нормативному правовому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники и совершенствовании нормативно-правовой базы в данной области. Поэтому, по итогам состоявшегося заседания предлагаем заинтересованным организациям и экспертам выразить свое мнение по рассмотренным на нем вопросам, а также направить предложения по кандидатурам специалистов, рекомендуемых к включению в состав рабочих групп по направлениям деятельности комиссии. Также, в соответствии с решением, принятым на заседании, просим направить предложения по планам работ МВК и рабочих групп на предстоящий период (срок – до 10 февраля 2020 г.).
Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
* * * * *
1 октября 2019 г. В соответствии с письмом Министерства транспорта Российской Федерации Ассоциация «ТП «АМиАТ» направила предложения по составу и тематическим направлениям деятельности Межведомственной комиссии по нормативному правовому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники.
Письмо (Минтранс России, 02.09.2019 г.)
Положение (МВК, 19.07.2019 г.)
Письмо (Ассоциация «ТП «АМиАТ», 01.10.2019 г.)
Предложения (ТП, состав, направления)
Учитывая значимость данного вопроса, обращаемся к организациям - участникам Технологической платформы, всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением в максимально короткие сроки направить дополнения (уточнения) по составу и тематическим направлениям деятельности создаваемой Межведомственной комиссии.
Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
О проекте Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21»
В Ассоциацию «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» поступило письмо ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» с приглашением на заседание Научно-экспертного совета Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации по вопросу рассмотрения проекта Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», запланированное на 28 марта 2019 г.
Учитывая значимость данного документа в развитии авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, а также в деятельности Технологической платформы, аппаратом Ассоциации было организовано экспертное рассмотрение данного документа.
ФАП-21 (проект) |
* * * * *
28 марта 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в заседании Научно-экспертного совета Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации, основным рассматриваемым вопросом на котором был проект Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», разработанный Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно информации Исполнительного директора ФАУ «Авиарегистр России», советника Генерального директора ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» А.Я. Книвеля, представленная для рассмотрения редакция проекта Правил была разработана на базе редакции Авиационных правил Межгосударственного авиационного комитета – Часть 21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей» 2013 года с внесением корректировок, учитывающих изменения в полномочиях федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области гражданской авиации, происшедших в конце 2015 г. По мнению А.Я. Книвеля, данная редакция значительно лучше предыдущих редакций, разработанных Министерством транспорта Российской Федерации, и будет целесообразным поддержать данный проект.
В то же время ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» были подготовлены ряд предложений по внесению изменений в проект Правил, которые были представлены на заседании.
ФАП-21 (поправки) |
Наибольшая дискуссия возникла при обсуждении поправок в понятие «Независимая инспекция» и целесообразности выполнения соответствующих функций сотрудниками организации Разработчика или Изготовителя; а также возможности использования понятий и процедур, содержащихся в действующих военных стандартах по созданию изделий и их составных частей.
Ряд участников также высказали общие замечания по проекту Правил – отсутствию четкости в распределении функций и полномочий между уполномоченным органом (Росавиацией), ФАУ «Авиарегистр России» и другими участниками процесса сертификации; противоречиях в определениях используемых терминов и понятий; недостатков общей структуры и подходов к формированию документа.
В соответствии с решением заседания, просим в максимально короткий срок направить свои замечания и предложения по проекту Правил, с учетом предлагаемых ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» корректировок.
Также, размещаем на сайте ТП замечания и предложения организаций - участников и экспертов Технологической платформы, поступившие по проекту документа. Данные предложения были своевременно направлены в ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского».
Письмо Ассоциации «ТП «АМиАТ» (27.03.2019 г.)
Замечания и предложения АО «ОДК-Авиадвигатель»
Замечания и предложения АО «ЛИИ им. М.М. Громова»
Замечания и предложения АО «ОДК-Климов»
Замечания и предложения АО «ВСК»
Замечания и предложения ПАО «МИЭА»
Замечания и предложения АО «РПКБ»
Замечания и предложения ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»
Замечания и предложения ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»
Замечания и предложения Министерства промышленности и торговли Самарской области»
Замечания и предложения ПАО «ОДК-Сатурн»
Замечания и предложения ПАО «ОДК-УМПО»
Замечания и предложения ПАО «ОДК-СТАР»
Замечания и предложения ООО НПП «Прима»
По итогам состоявшегося обсуждения и решению заседания была создана рабочая группа для обработки и сведения поступивших замечаний.
Благодарим все организации и экспертов, принявших участие в рассмотрении проекта Правил. Надеемся, что наши предложения помогут улучшить разрабатываемый документ и усовершенствовать систему обязательной сертификации гражданских воздушных судов и другой авиационной техники, а также организаций - разработчиков и производителей авиационной техники в Российской Федерации с целью повышения конкурентоспособности продукции российской авиационной промышленности на внутреннем и мировом рынке.
* * * * *
2 апреля 2019 г. По рекомендации коллег из Министерства промышленности и торговли Российской Федерации официальные письма с замечаниями и предложениями Технологической платформы по проекту Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21» были направлены в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
В целом, по нашему мнению, проект Правил требует существенной переработки (корректировки) для исправления, как содержательных моментов, так и технических ошибок, опечаток и несоответствий. Кроме того, необходимо в максимально возможной степени оптимизировать структуру и содержание документа, устранив при этом возможности его неоднозначного толкования.
По итогам рассмотрения основными замечаниями к проекту Правил являются:
- недостатки общей структуры и подходов к формированию документа;
- противоречия в определениях используемых терминов и понятий;
- отсутствие четкости в распределении функций и полномочий между уполномоченным органом (Росавиацией), ФАУ «Авиарегистр России» и другими участниками процесса сертификации.
Со своей стороны, Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» готова, во взаимодействии с Министерством транспорта Российской Федерации, другими заинтересованными органами, организациями и экспертами, участвовать в доработке и согласовании проекта Правил.
Предложения по совершенствованию созданной в Российской Федерации системы сертификации авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей, в том числе нормативно-правовой базы в области летной годности
В Ассоциацию «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» поступило письмо ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» о подготовке предложений по совершенствованию созданной в Российской Федерации системы сертификации авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей, в том числе нормативно-правовой базы в области летной годности. Учитывая значимость данного вопроса, в том числе в связи с поручением Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации (протокол от 12 декабря 2018 г. № 2; п. 7), аппаратом Ассоциации было организовано экспертное обсуждение и сбор предложений по данному направлению.
* * * * *
14 февраля 2019 г. По результатам оперативного сбора и анализа поступившей информации, Ассоциацией было подготовлено и направлено письмо в ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» с соответствующими предложениями, включая отзывы и комментарии экспертов.
Письмо Ассоциации «ТП «АМиАТ» (14.02.2019 г.)
Письмо ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»
Письмо АО «ЛИИ им. М.М. Громова»
Письмо С.В. Куликова (АО «Аэрокомпозит»)
Благодарим все организации и экспертов, принявших участие в подготовке предложений по совершенствованию существующей в Российской Федерации системы сертификации авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Надеемся, что данные предложения будут внедрены в практику и нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в области летной годности и сертификации гражданской авиационной техники в Российской Федерации.
* * * * *
21 февраля 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в совещании Научно-экспертного совета Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации по рассмотрению предложений по повышению эффективности созданной в Российской Федерации системы сертификации авиационной техники, организаций - разработчиков и изготовителей авиационной техники, в том числе по совершенствованию нормативно правовой базы в этой области.
Повестка дня включала в себя следующие доклады (выступления):
- Вступительное слово (Заместитель Генерального директора ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», Заместитель Председателя Научно-экспертного совета Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации В.С. Шапкин);
- Краткий обзор практики ФАУ «Российский Морской регистр» и ФАУ «Речной регистр судоходства» (Исполнительный директор Авиарегистра России, Председатель секции «Нормативно-правовая база авиационной деятельности» Научно-экспертного совета Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации А.Я. Книвель);
- О ходе совершенствования воздушного законодательства в Российской Федерации (Первый заместитель Директора ФАУ «Авиационный регистр Российской Федерации» А.В. Елистратов);
- О предложениях по повышению эффективности деятельности, созданной в Российской Федерации системы сертификации авиационной техники, в том числе по совершенствованию нормативно правовой базы в этой области (Первый заместитель Директора Авиарегистра России А.В. Елистратов);
- Анализ различий сертификационных систем Европейского союза, США и Российской Федерации (Заместитель Генерального директора ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», Заместитель Председателя Научно-экспертного совета Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации В.С. Шапкин).
Благодаря информационному взаимодействию с организаторами, размещаем на сайте доклад В.С. Шапкина «Анализ различий сертификационных систем Европейского союза, США и Российской Федерации», предлагаемый в качестве соответствующего доклада на заседании Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации.
ДОКЛАД (В.С. Шапкин) |
По итогам совещания был подготовлен протокол, содержащий основные тезисы и рекомендации участников.
ПРОТОКОЛ (21.02.2019 г.) |
О проекте Федеральных авиационных правил «Требования к летной годности самолетов
с количеством посадочных мест, исключая места пилотов, не более 19 и с максимальным
сертифицированным взлетным весом не более 8 600 кгс. Часть 23»
28 октября 2019 г. Уважаемые коллеги! В соответствии с обращением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в настоящее время проводится экспертное рассмотрение проекта Федеральных авиационных правил «Требования к летной годности самолетов с количеством посадочных мест, исключая места пилотов, не более 19 и с максимальным сертифицированным взлетным весом не более 8 600 кгс. Часть 23», разработанного Министерством транспорта Российской Федерации.
Просим рассмотреть данный документ и направить имеющиеся замечания и предложения (срок – до 12 ноября 2019 г.).
Также, размещаем для сведения «Авиационные правила. Часть 23. Нормы летной годности гражданских легких самолетов», утвержденные Межгосударственным авиационным комитетом и действующие в настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 25.01.2016 г. № 13 (см. также на сайте Авиационного регистра МАК: https://armak-iac.org/dokumenty/aviatsionnye-pravila/).
АП-23 (МАК) |
Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
14 ноября 2019 г. По результатам рассмотрения организациями - членами и экспертами Технологической платформы проекта Федеральных авиационных правил «Требования к летной годности самолетов с количеством посадочных мест, исключая места пилотов, не более 19 и с максимальным сертифицированным взлетным весом не более 8 600 кгс. Часть 23», разработанного Министерством транспорта Российской Федерации, подготовлено и направлено в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации экспертное заключение Ассоциации «ТП «АМиАТ» по проекту Правил, включая замечания и предложения организаций и экспертов ТП.
Письмо (ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»)
Благодарим все организации и экспертов, принявших участие в обсуждении проекта, особенно Президента компании «Аэроволга» С.В. Алафинова за проявленную инициативу и организацию заседания Рабочей группы Технологической платформы по развитию малой и региональной авиации, на котором были подведены итоги рассмотрения и сформирована позиция Ассоциации «ТП «АМиАТ» в отношении рассматриваемого документа.