Главная страница / Аналитический центр / Юридический комитет / Законодательные инициативы и новые законопроекты

 

 

Законодательные инициативы и новые законопроекты

18 июля 2019 г. Состоялось очередное заседание Рабочей группы Совета Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения. Тема заседания – «О законодательных инициативах по освобождению от НДС ввоза воздушных судов, подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов, и других предложениях по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях повышения эффективности развития авиастроения и воздушного транспорта».

Данное мероприятие является продолжением серии совместных мероприятий, проводимых с участием Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и начатых в 2017 году, по совершенствованию законодательства и системы государственной поддержки развития авиастроения в Российской Федерации.

ПРОГРАММА

 

Со вступительным словом выступил руководитель Рабочей группы – Заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Н. Епишин, который рассказ о целевой направленности деятельности Рабочей группы, планах и задачах ее функционирования.

Основным осуждаемым вопросом заседания стал законопроект № 733024-7, подготовленный Правительством Российской Федерации – «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», предусматривающий освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) ввоза на территорию Российской Федерации иностранных гражданских воздушных судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также иностранных гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, которому в соответствии с международным договором Российской Федерацией переданы полностью или частично функции и обязанности государства регистрации (на период до 1 января 2023 г.).

Кроме того, законопроект предусматривает освобождение от обложения НДС ввоза на территорию Российской Федерации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, используемых для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов; а также печатных изданий, опытных образцов и (или) их составных частей, необходимых для разработки и (или) испытания гражданских воздушных судов и (или) авиационных двигателей.

Также, законопроектом предусмотрено обложение НДС по ставке в размере 0 процентов:

  • операций по реализации гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;
  • операций по реализации работ (услуг) по строительству данных воздушных судов;
  • операций по реализации услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, по договорам аренды (лизинга);
  • операций по реализации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, используемых для строительства, ремонта и (или) модернизации в Российской Федерации гражданских воздушных судов.

С основным докладом и обоснованием необходимости принятия данного закона выступил Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочаров. Согласно представленной информации, подготовка законопроекта велась в течение 2-х лет, и основной его целью является установление стабильных правил налогообложения при ввозе на территорию Российской Федерации иностранных воздушных судов, которые до настоящего время устанавливались решениями Таможенного союза, предусматривающими освобождение от уплаты НДС ввоза на территорию Российской Федерации воздушных судов определенного класса; срок действия данных решений был ограничен определенной датой. Действующее решение Совета Таможенного союза истекает 1 января 2020 г. – поэтому докладчик настоятельно рекомендовал как можно скорее принять данный закон, чтобы он вступил в силу до нового года.

В качестве меры по защите российских производителей законопроект предусматривает обложение НДС по ставке 0 процентов операций, связанных со строительством и реализацией гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации; а также авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, используемых для строительства, ремонта и (или) модернизации в Российской Федерации гражданских воздушных судов.

Начальник отдела технических норм и требований Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации А.С. Никифоров отметил, что Министерство транспорта Российской Федерации полностью поддерживает данный законопроект, и в настоящее время им разработана «дорожная карта» по включению иностранных ВС в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Заместитель Руководителя Федерального агентства воздушного транспорта А.А. Новгородов обратил внимание на успехи, достигнутые Агентством, по процедурным вопросам регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, и в качестве примера привел текст письма авиакомпании «Комиавиатранс», в котором было дано сравнение сроков регистрации ВС в российском Реестре и в реестре Бермудских островов.

Далее состоялись краткие выступления с комментариями и вопросами участников заседания по рассматриваемому законопроекту. Так, Заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот» В.Б. Александров подчеркнул важность вступления в силу обсуждаемого закона не позднее 1 января 2020 г.; иначе, по его словам, российские авиакомпании окажутся в неравных конкурентных условиях с авиакомпаниями из других стран Таможенного союза, у которых система налогообложения НДС отличается от российской.

Генеральный директор ПАО НПО «Наука» Е.В. Меркулов, представляющий Ассоциацию производителей авиационных систем и агрегатов (АВИСА), обратил внимание на неравные рыночные условия, в которых находятся российские и иностранные производители авиационных агрегатов и оборудования, и существующие риски вытеснения отечественных компаний даже с внутреннего рынка после вступления в силу данного закона. Комментируя данный вопрос, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочаров отметил, что, в первую очередь, стоит задача создать равные условия для иностранных и российских поставщиков, а затем уже вводить меры стимулирования (поддержки) российских производителей. В качестве одной из первоочередных задач он назвал введение системы 2-го поставщика, что потребует внесения изменений в действующее законодательство о закупках, допускающих возможность определения одновременно 2-х победителей конкурса.

Председатель Правления Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким поднял вопрос о рисках отсутствия в Российской Федерации эффективной системы обеспечения летной годности гражданских воздушных судов и, как следствие, вероятности снижения уровня безопасности полетов либо повышения стоимости владения ВС для российских авиакомпаний, собственниками которых в настоящее время в основном являются иностранные лизинговые компании; а также задал вопрос о степени готовности подзаконных актов по процедурным вопросам, принятие которых предусмотрено законопроектом с точки зрения их своевременного вступления в силу. Заместитель Руководителя Федерального агентства воздушного транспорта А.А. Новгородов отметил, что работа с иностранными государствами по вопросу включению иностранных ВС в российский Реестр ведется, и в настоящее время оснований для какого-либо беспокойства нет. Также, по его словам, подзаконные акты по процедурным вопросам реализации законопроекта будут своевременно приняты.

Генеральный директор АО ГК «Динамика» Д.В. Полевщиков обратил внимание на возможные сложности с подтверждением права на применение налоговой ставки НДС в размере 0 процентов по схеме, предусмотренной законопроектом, и предложил скорректировать данный порядок. В ответ на это Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочаров предложил рассматриваемый законопроект не менять, а поправки вносить после его вступления в силу и наработки практики правоприменения.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам изменять Е.А. Перминова обратила внимание присутствующих на то, что в настоящее время готовятся поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие ограничение рассмотрения срока внесения законопроектов, изменяющих финансовые параметры государственного бюджета Российской Федерации на предстоящий финансовый год – 1 октября текущего года.

На этом обсуждение первого вопроса повестки дня в рамках заседания было завершено. Дополнительно сообщаем, что при подготовке к проведению заседания поступили предложения по уточнению проекта закона от ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиакомпания «Сибирь». С целью максимального учета позиций всех заинтересованных сторон размещаем на сайте ТП данные предложения.

Предложения (Аэрофлот)

Предложения (S7)

По второму вопросу повестки дня первым выступил Исполнительный директор ФАУ «Авиационный регистр Российской Федерации А.Я. Книвель. Тема выступления – «О необходимости приведения Воздушного кодекса Российской Федерации в соответствие с Приложением 19 «Управление безопасностью полетов» к Конвенции о международной гражданской авиации».

А.Я. Книвель отметил давно назревшую необходимость приведения законодательства и нормативно-правовой базы Российской Федерации в соответствие Приложению 19 Конвенции о международной гражданской авиации – «Управление безопасностью полетов», а также обратил внимание присутствующих на риски невыполнения данных требований в связи с предстоящей очередной проверкой Российской Федерации со стороны Международной организации гражданской авиации (ICAO). Докладчик подробно охарактеризовал ключевые элементы государственной программы по безопасности полетов, содержащиеся в требованиях ICAO, включающие в себя:

  • государственную политику, цели и ресурсы для обеспечения;
  • управление факторами риска для безопасности полетов на государственном уровне;
  • обеспечение безопасности полетов на государственном уровне;
  • популяризацию вопросов безопасности полетов на государственном уровне;

а также стратегию безопасности полетов в соответствии со стандартами и рекомендациями ICAO.

В докладе также был приведен текст поправок, предлагаемых к внесению в статью 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, новое наименование которой предлагается – «Управление безопасностью полетов гражданских воздушных судов», и в статью 8 «Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации».

ПРЕДЛОЖЕНИЯ (А.Я. Книвель)

 

Следующий докладчик – начальник отдела технических норм и требований Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации А.С. Никифоров рассказал о ситуации с подготовкой заключения Правительства Российской Федерации на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации», подготовленный депутатом Государственной Думы В.В. Гутеневым. По информации докладчика, проект заключения в настоящее время находится на согласовании Аппарате Правительства Российской Федерации. Благодаря информационному взаимодействию с организаторами, размещаем на сайте ТП проект данного федерального закона и заключения Правительства Российской Федерации, планируемого к подписанию.

Законопроект (В.В. Гутенев)

Пояснительная записка (законопроект)

Заключение (Правительство РФ)

Обращаемся к организациям - участникам и экспертам Технологической платформы с предложением рассмотреть данный законопроект, а также предложения А.Я. Книвеля и сообщить свое мнение о возможности поддержки данных документов или необходимости внесения в них дополнительных корректировок.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Также, А.С. Никифоров проинформировал участников заседания о том, что в настоящее время Министерством транспорта Российской Федерации разработан проект государственной программы по управлению безопасностью полетов, который планируется вынести на рассмотрение рабочей группы при межведомственной комиссии по вопросам совершенствования воздушного законодательства Российской Федерации, приказ о создании которой в настоящее время находится на согласовании.

Вне основной повестки дня с дополнительным докладом выступил Заместитель начальника авиационного учебного центра Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ им. М.М. Громова» В.И. Ахрамеев. Тема выступления – «Предложения по решению задач подготовки специалистов экспериментальной авиации Минпромторга России».

Презентация (В.И. Ахрамеев)

 

Согласно информации В.И. Ахрамеева, ситуация с функционированием единственной в Российской Федерации школы летчиков-испытателей экспериментальной авиации – неудовлетворительная, и необходимо принятие срочных мер по обновлению ее материальной базы и обеспечению нормального текущего финансирования.

В завершение основной части заседания руководитель Рабочей группы А.Н. Епишин предложил участникам в ближайшие дни направить свои предложения по проекту закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», которые Совет Федерации сможет внести в Государственную Думу до начала его рассмотрения на пленарном заседании, запланированном на 24 июля 2019 г. Со своей стороны, Технологическая платформа также обращается к организациям - участникам и экспертам ТП, всем заинтересованным организациям с предложением выразить свое мнение по проекту данного закона и (или) необходимости его корректировки.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

О проекте Федеральных авиационных правил
«Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21»

В Ассоциацию «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» поступило письмо ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» с приглашением на заседание Научно-экспертного совета Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации по вопросу рассмотрения проекта Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», запланированное на 28 марта 2019 г.

Учитывая значимость данного документа в развитии авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, а также в деятельности Технологической платформы, аппаратом Ассоциации было организовано экспертное рассмотрение данного документа.

ФАП-21 (проект)

 

* * * * *

28 марта 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в заседании Научно-экспертного совета Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации, основным рассматриваемым вопросом на котором был проект Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», разработанный Министерством транспорта Российской Федерации.

Согласно информации Исполнительного директора ФАУ «Авиарегистр России», советника Генерального директора ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» А.Я. Книвеля, представленная для рассмотрения редакция проекта Правил была разработана на базе редакции Авиационных правил Межгосударственного авиационного комитета – Часть 21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей» 2013 года с внесением корректировок, учитывающих изменения в полномочиях федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области гражданской авиации, происшедших в конце 2015 г. По мнению А.Я. Книвеля, данная редакция значительно лучше предыдущих редакций, разработанных Министерством транспорта Российской Федерации, и будет целесообразным поддержать данный проект.

В то же время ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» были подготовлены ряд предложений по внесению изменений в проект Правил, которые были представлены на заседании.

ФАП-21 (поправки)

 

Наибольшая дискуссия возникла при обсуждении поправок в понятие «Независимая инспекция» и целесообразности выполнения соответствующих функций сотрудниками организации Разработчика или Изготовителя; а также возможности использования понятий и процедур, содержащихся в действующих военных стандартах по созданию изделий и их составных частей.

Ряд участников также высказали общие замечания по проекту Правил – отсутствию четкости в распределении функций и полномочий между уполномоченным органом (Росавиацией), ФАУ «Авиарегистр России» и другими участниками процесса сертификации; противоречиях в определениях используемых терминов и понятий; недостатков общей структуры и подходов к формированию документа.

В соответствии с решением заседания, просим в максимально короткий срок направить свои замечания и предложения по проекту Правил, с учетом предлагаемых ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» корректировок.

Также, размещаем на сайте ТП замечания и предложения организаций - участников и экспертов Технологической платформы, поступившие по проекту документа. Данные предложения были своевременно направлены в ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского».

Письмо Ассоциации «ТП «АМиАТ» (27.03.2019 г.)

Замечания и предложения по тексту Правил (Н.М. Антонов, ПАО «Аэрофлот»; А.Е. Бухаров, АО «УПКБ «Деталь»; Е.Б. Усольцев, АО «НПП «Звезда» имени Академика Г.И. Северина»; В.В. Бреер, ЗАО «АВИАХЭЛП ГРУПП»; С.В. Павлов, АО «ДКБА»; В.В. Краснобородько, ООО «Марка Союзного государства»)

Замечания и предложения АО «ОДК-Авиадвигатель»

Замечания и предложения АО «ЛИИ им. М.М. Громова»

Замечания и предложения АО «ОДК-Климов»

Замечания и предложения АО «ВСК»

Замечания и предложения ПАО «МИЭА»

Замечания и предложения АО «РПКБ»

Замечания и предложения ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»

Замечания и предложения ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»

Замечания и предложения Министерства промышленности и торговли Самарской области»

Замечания и предложения ПАО «ОДК-Сатурн»

Замечания и предложения ПАО «ОДК-УМПО»

Замечания и предложения ПАО «ОДК-СТАР»

Замечания и предложения ООО НПП «Прима»

По итогам состоявшегося обсуждения и решению заседания была создана рабочая группа для обработки и сведения поступивших замечаний.

Благодарим все организации и экспертов, принявших участие в рассмотрении проекта Правил. Надеемся, что наши предложения помогут улучшить разрабатываемый документ и усовершенствовать систему обязательной сертификации гражданских воздушных судов и другой авиационной техники, а также организаций - разработчиков и производителей авиационной техники в Российской Федерации с целью повышения конкурентоспособности продукции российской авиационной промышленности на внутреннем и мировом рынке.

* * * * *

2 апреля 2019 г. По рекомендации коллег из Министерства промышленности и торговли Российской Федерации официальные письма с замечаниями и предложениями Технологической платформы по проекту Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21» были направлены в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В целом, по нашему мнению, проект Правил требует существенной переработки (корректировки) для исправления, как содержательных моментов, так и технических ошибок, опечаток и несоответствий. Кроме того, необходимо в максимально возможной степени оптимизировать структуру и содержание документа, устранив при этом возможности его неоднозначного толкования.

По итогам рассмотрения основными замечаниями к проекту Правил являются:

  • недостатки общей структуры и подходов к формированию документа;
  • противоречия в определениях используемых терминов и понятий;
  • отсутствие четкости в распределении функций и полномочий между уполномоченным органом (Росавиацией), ФАУ «Авиарегистр России» и другими участниками процесса сертификации.

Со своей стороны, Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» готова, во взаимодействии с Министерством транспорта Российской Федерации, другими заинтересованными органами, организациями и экспертами, участвовать в доработке и согласовании проекта Правил.

* * * * *

1 октября 2019 г. В соответствии с письмом Министерства транспорта Российской Федерации Ассоциация «ТП «АМиАТ» направила предложения по составу и тематическим направлениям деятельности Межведомственной комиссии по нормативному правовому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники.

Письмо (Минтранс России, 02.09.2019 г.)

Положение (МВК, 19.07.2019 г.)

Письмо (Ассоциация «ТП «АМиАТ», 01.10.2019 г.)

Предложения (ТП, состав, направления)

Учитывая значимость данного вопроса, обращаемся к организациям - участникам Технологической платформы, всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением в максимально короткие сроки направить дополнения (уточнения) по составу и тематическим направлениям деятельности создаваемой Межведомственной комисси.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).