Бесплатные шаблоны Joomla

Главная страница / Кабинет ТП / Комитет по науке / Механизмы управления научными исследованиями и разработками

 

 

Внимание! Раздел редактируется.

Механизмы управления научными исследованиями и разработками

С момента создания Технологической платформы вопросам развития и повышения эффективности функционирования авиационной науки уделялось особое внимание. В начальный период своей деятельности Платформа принимала активное участие в разработке и согласовании проекта Национального плана развития и науки и технологий в авиастроении – документа, который должен был стать ключевым стратегическим и программным документом в области научно-технологического развития отрасли. Разрабатываемые и обсуждаемые в тот период редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы рассматривались в качестве «расширенной копии» будущего Национального плана.

Однако по различным субъективным и объективным причинам Национальный план развития и науки и технологий в авиастроении так и не был принят; а вопросы повышения эффективности функционирования авиационной науки, особенно в части ее взаимодействия с промышленностью (бизнесом), остаются актуальными и на текущий момент.

Наработанный опыт деятельности Технологической платформы, результаты мероприятий по разработке и согласованию государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», проекта Национального плана развития и науки и технологий в авиастроении, планов и результатов работ ведущих научно-исследовательских организаций отрасли – позволили сформулировать конкретные предложения по совершенствованию механизмов управления созданием научно-технического задела в авиастроении и других высокотехнологичных отраслях, актуализированные и систематизированные в 2017 году.

К числу наиболее значимых новаций, предлагаемых Платформой, следует отнести:

  • Изменение принципов организации экспертизы при планировании тематик работ и отборе исполнителей – переход от доминирования научных организаций в рабочих (экспертных) группах (органах) к равному (пропорциональному) представительству научных организаций и организаций промышленности (бизнеса), максимально широкое привлечение независимых экспертов (авиакомпании, эксплуатирующие организации, потребители), исключение аффилированности при рассмотрении заявок (предложений) на проведение работ и результатов их выполнения;
  • Четкое разделение работ на работы (проекты), направленные на создание (развитие, доведение) новых технологий, и работ, направленных на обеспечение развития отраслевой науки (методы и методики проведения экспериментальных исследований и испытаний);
  • Создание (развитие) новых технологий должно быть направлено не только на их использование при создании перспективной техники, но и внедрение в текущих проектах (программах) производства (модернизации, модификации) авиационной и другой высокотехнологичной продукции;
  • Расширение числа участников формирования тематик отраслевых НИР и исполнителей работ, включая привлечение к участию в данных работах организаций промышленности (бизнеса), высших учебных заведений, институтов РАН, малых и средних компаний;
  • Организация специальных поисковых НИР с небольшими объемами бюджетного финансирования, что обеспечит участие широкого круга компаний и проектных коллективов и выявление новых технологических направлений.

Мы надеемся, что дальнейшее развитие Технологической платформы позволит реализовать предлагаемые меры по совершенствованию системы управления и самоуправления, как в рамках деятельности ТП, так и путем внедрения в соответствующие механизмы управления (реализации) государственных и федеральных целевых программ, институтов развития и других инструментов поддержки научно-технической и инновационной деятельности.


Одним из важнейших механизмов управления научными исследованиями и разработками должен стать разрабатываемый в настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» национальный проект (программа) «Наука».

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации данный проект (программа) должен быть представлен в Правительство Российской Федерации до 15 августа 2018 года, а проект плана мероприятий по его реализации – до 1 октября 2018 года.

В настоящее время нами получена актуальная редакция проекта паспорта национального проекта (программы) «Наука».

ПРОЕКТ «НАУКА» (паспорт, ред. от 10.09.2018 г.)

 

Учитывая значимость разрабатываемого документа и его влияние на дальнейшее развитие сектора исследований и разработок в Российской Федерации, в т.ч. в сфере авиастроения и авиационной деятельности, обращаемся к организациям - членам Технологической платформы, экспертам Платформы, всем заинтересованным организациям и специалистам с просьбой рассмотреть данный документ и представить свои замечания и предложения, в т.ч. по содержанию национального проекта (программы) «Наука» и плана мероприятий по его реализации.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).


Важнейшими вопросами, непосредственно связанными с реализацией Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее также – Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, а также разработкой и применением будущего федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», являются:

  • разработка и реализация государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;
  • формирование и деятельность советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития.

Разработка и реализация государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» осуществляется в соответствии с «Планом мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы» (далее также – План), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 1325-р. Согласно Плану, государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» должна быть утверждена 1 июня 2018 г. В рамках Программы должны быть определены скоординированные (многоканальные) механизмы финансирования комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла из средств государственных программ Российской Федерации, институтов развития и фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. В составе государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» должны быть утверждены:

  • программа фундаментальных исследований, сформированная в соответствии с большими вызовами и включающая механизмы их корректировки;
  • комплексные научно-технические подпрограммы в области обеспечения безопасности, развития новых производственных технологий, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта, а также иных направлений в рамках приоритетов научно-технологического развития, определенных Стратегией.

Согласно информации, представленной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, стадия общественного обсуждения проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» завершилась 19 ноября 2017 г. (https://regulation.gov.ru/projects#npa=73280). Там же представлен текст проекта Программы по состоянию на 21 сентября 2017 г. В соответствии представленной редакцией планируется, что новая государственная программа будет состоять из следующих подпрограмм:

  • подпрограммы 1 «Развитие национального интеллектуального капитала» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 16,5 млрд. рублей);
  • подпрограммы 2 «Фундаментальные научные исследования в интересах долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 154,4 млрд. рублей);
  • подпрограммы 3 «Научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений по инициативе исследовательского, инженерного и предпринимательского сообщества» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 37,1 млрд. рублей);
  • подпрограммы 4 «Исследования, разработки и инновации в целях реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, включая комплексные научно-технические программы и проекты» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 174,9 млрд. рублей);
  • подпрограммы 5 «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 93,1 млрд. рублей);
  • подпрограммы 6 «Формирование эффективной открытой системы организации науки, технологий и инноваций» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 6,3 млрд. рублей).

Одновременно с утверждением новой Программы планируется признать утратившими силу:

  • государственную программу Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы»;
  • федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Согласование и утверждение Программы не было осуществлено в установленные сроки в связи с реорганизацией Министерства образования и науки Российской Федерации и созданием Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. По имеющейся у нас информации, принятие Программы ожидается в ближайшее время.


Создание советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации предусмотрено Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации. В соответствии со Стратегией, приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации в ближайшие 10-15 лет следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат:

а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;

б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);

г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;

д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;

е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;

ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук (Стратегия, п. 20).

В соответствии со Стратегий, основной задачей создаваемых советов является выявление, отбор и формирование наиболее перспективных проектов и программ. Советы также должны осуществлять экспертное и аналитическое обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития страны (п. 46).

В соответствии с проектом федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», в функции советов входит экспертно-аналитическое сопровождение и оценка целесообразности реализации предложенных инициаторами общественного квалифицированного заказа научных, научно-технических и инновационных проектов, в том числе комплексных научно-технических проектов полного цикла, в случае, если координаторами общественного заказа являются федеральные органы государственной власти, государственные корпорации, фонды и другие институты развития.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2018 г. № 16 было утверждено «Положение о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации». В соответствии со Стратегий и утвержденным Положением, в настоящее время определены руководители и практически сформированы составы советов по указанным выше 7 приоритетным направлениям (приоритетам). Количественный состав советов ограничен числом не более 25 членов, включая председателя совета и его заместителя.

Согласно имеющейся информации, в т.ч. представленной на заседании Координационного совета по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшемся 12 февраля 2018 г., значительную часть руководителей и членов советов составили руководители и представители ведущих институтов Российской академии наук и высших учебных заведений, а также представители федеральных органов исполнительной власти.

К сожалению, на наш взгляд, в Советах недостаточно представлена промышленность (бизнес), а также промышленные и отраслевые бизнес-ассоциации, включая технологические платформы, которые могли бы существенным образом повысить эффективность планирования направлений перспективных исследований и разработок; сконцентрировать их более на потребности рынка, современный уровень развития технологий. Участие в Советах представителей технологических платформ могло бы обеспечивать необходимый баланс интересов науки и промышленности, включая интересы частного бизнеса, в формировании и реализации комплексных научно-технических программ и проектов, с целью практического использования результатов перспективных исследований и разработок, создания технологий, продуктов и услуг и их вывода на рынок.


Планом мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 1325-р, предусмотрены серьезные изменения в системе организации научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации. К числу основных новаций относятся:

  • создание советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (советы по приоритетам);
  • разработка и утверждение государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», которая должна заменить государственную программу Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» и ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
  • разработка, утверждение и реализация комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла;
  • подготовка предложений по созданию новых и адаптации существующих финансовых продуктов для финансирования организаций, обеспечивающих реализацию приоритетов научно-технологического развития, в том числе льготного возвратного финансирования;
  • разработка концепции реализации функций «квалифицированного заказчика» и корректировка механизмов реализации инструментов поддержки исследований и разработок;
  • привлечение бизнеса к участию в перспективных, коммерчески привлекательных научных и научно-технических проектах с государственным участием;
  • развитие организационно-финансовых механизмов для привлечения отечественных и зарубежных ученых и инженеров мирового класса, а также предпринимателей, занятых в сфере создания и обращения научных знаний, к формированию новых научных, инженерных коллективов и реализации научных, научно-технических проектов в Российской Федерации;
  • определение основных направлений осуществления международного научно-технического сотрудничества и интеграции российской науки в мировое научное пространство в среднесрочном периоде.

Технологическая платформа планирует и дальше активно участвовать в совершенствовании и развитии системы организации научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации, включая определение роли и функционала технологических платформ, повышение эффективности механизмов планирования и реализации перспективных исследований и разработок.