Главная страница / Аналитический центр / Комитет по науке / Механизмы управления научными исследованиями и разработками

 

 

Механизмы управления научными исследованиями и разработками

С момента создания Технологической платформы вопросам развития и повышения эффективности функционирования авиационной науки уделялось особое внимание. В начальный период своей деятельности Платформа принимала активное участие в разработке и согласовании проекта Национального плана развития и науки и технологий в авиастроении – документа, который должен был стать ключевым стратегическим и программным документом в области научно-технологического развития отрасли. Разрабатываемые и обсуждаемые в тот период редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы рассматривались в качестве «расширенной копии» будущего Национального плана.

Однако по различным субъективным и объективным причинам Национальный план развития и науки и технологий в авиастроении так и не был принят; а вопросы повышения эффективности функционирования авиационной науки, особенно в части ее взаимодействия с промышленностью (бизнесом), остаются актуальными и на текущий момент.

Наработанный опыт деятельности Технологической платформы, результаты мероприятий по разработке и согласованию государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», проекта Национального плана развития и науки и технологий в авиастроении, планов и результатов работ ведущих научно-исследовательских организаций отрасли – позволили сформулировать конкретные предложения по совершенствованию механизмов управления созданием научно-технического задела в авиастроении и других высокотехнологичных отраслях, актуализированные и систематизированные в 2017 году.

К числу наиболее значимых новаций, предлагаемых Платформой, следует отнести:

  • Изменение принципов организации экспертизы при планировании тематик работ и отборе исполнителей – переход от доминирования научных организаций в рабочих (экспертных) группах (органах) к равному (пропорциональному) представительству научных организаций и организаций промышленности (бизнеса), максимально широкое привлечение независимых экспертов (авиакомпании, эксплуатирующие организации, потребители), исключение аффилированности при рассмотрении заявок (предложений) на проведение работ и результатов их выполнения;
  • Четкое разделение работ на работы (проекты), направленные на создание (развитие, доведение) новых технологий, и работ, направленных на обеспечение развития отраслевой науки (методы и методики проведения экспериментальных исследований и испытаний);
  • Создание (развитие) новых технологий должно быть направлено не только на их использование при создании перспективной техники, но и внедрение в текущих проектах (программах) производства (модернизации, модификации) авиационной и другой высокотехнологичной продукции;
  • Расширение числа участников формирования тематик отраслевых НИР и исполнителей работ, включая привлечение к участию в данных работах организаций промышленности (бизнеса), высших учебных заведений, институтов РАН, малых и средних компаний;
  • Организация специальных поисковых НИР с небольшими объемами бюджетного финансирования, что обеспечит участие широкого круга компаний и проектных коллективов и выявление новых технологических направлений.

Мы надеемся, что дальнейшее развитие Технологической платформы позволит реализовать предлагаемые меры по совершенствованию системы управления и самоуправления, как в рамках деятельности ТП, так и путем внедрения в соответствующие механизмы управления (реализации) государственных и федеральных целевых программ, институтов развития и других инструментов поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

16 августа 2019 г. Уважаемые коллеги! Подведены итоги и опубликован протокол заседания Экспертного совета по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», состоявшегося 19 июля 2019 г., на котором рассматривались предложения и рекомендации по перечню лотов в рамках реализации подпрограммы «Авиационная наука и технологии» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на 2019-2022 гг.

Подробнее

В ответ на обращение Технологической платформы по участию в формировании комплексных научно-технологических проектов в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» от ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» поступило предложение Платформе представить собственные варианты комплексных научно-технологических проектов по направлениям развития науки и технологий в авиастроении на 2020-2022 гг.

В соответствии с решением Экспертного совета по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» от 19 июля 2019 г. и обращением ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» – просим организации - участников и экспертов Технологической платформы оперативно откликнуться и принять участие в формировании и доработке комплексных проектов по следующим направлениям:

  • «Сверхзвуковой самолет»;
  • «Электрический летательный аппарат»;
  • «Мониторинг»;
  • «Беспилотные летательные аппараты»;
  • «Авиатранспортная система»;
  • «Стенд XXI».

Срок представления предложений (материалов) по комплексным научно-технологическим проектам – до 14 сентября 2019 г.

Также, возможно формирование комплексных проектов по направлениям, не вошедшим в состав проектов, указанных выше – с учетом потребности российского авиастроения в развитии соответствующих технологий и формировании необходимого научно-технического задела.

Основными требованиями к формированию комплексных научно-технологических проектов являются:

  • полное и сокращенное наименование проекта, отражающее основной смысл (целевую направленность) проводимых исследований и разработок;
  • наличие руководителя проекта (физическое лицо, отвечающее за результаты реализации проекта и имеющее полномочия по распределению ресурсов в рамках общего лимита финансирования);
  • наличие целевых показателей и требований к результатам выполнения работ (количественные и качественные показатели, отражающие целевую направленность проекта); возможность применения результатов реализации проекта, как при создании перспективных воздушных судов и других видов авиационной техники, так и при модернизации (модифицикации, развитии) существующих продуктов;
  • обоснование необходимости выделения тематики работ и объединения проводимых исследований и разработок в рамках комплексного проекта (необходимость разработки «прорывных» технологий, наличие у потенциальных исполнителей необходимых компетенций и соответствующего научно-технического задела, необходимость кооперации и координации в проведении исследований, потенциальные потребители результатов НИР);
  • наличие плана (программы) проведения исследований и разработок, включающего основные этапы и содержание планируемых работ, сроки их выполнения, наиболее значимые планируемые (ожидаемые) результаты.

Формы, в соответствии с которыми должны быть оформлены предложения по комплексным научно-технологическим проектам в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности», представлены ниже.

Предложения (КНТП)

Пояснительная записка (КНТП)

Справка-обоснование (КНТП)

ТТХ (КНТП)

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).


19 июля 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в заседании Экспертного совета по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». На заседании рассматривались рекомендации по перечню лотов в рамках реализации подпрограммы «Авиационная наука и технологии» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на 2019-2021 гг., а также некоторые дополнительные, в т.ч. связанные с данным направлением, вопросы (проекты).

Основной функцией Экспертного совета является рассмотрение предложений (заявок) на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и прочих работ, предлагаемых к выполнению в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности», и подготовка рекомендаций по перечню конкурсных лотов на очередной период действия Программы.

Для справки.

Председателем Экспертного совета является Советник Президента ПАО «ОАК» по науке и технологиям Б.С. Алёшин. В состав Экспертного совета, кроме Председателя Наблюдательного совета Ассоциации «ТП «АМиАТ» Б.С. Алёшина, входят следующие представители организаций - участников Технологической платформы и члены ее органов управления: С.Л. Чернышев (Научный руководитель ФГУП «ЦАГИ»), В.И. Бабкин (Заместитель Генерального директора по сертификации и экспертизе ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»), В.А. Гейкин (Заместитель Генерального директора - руководитель приоритетного технологического направления «Технологии двигателестроения» АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»), М.В. Гордин (Генеральный директор ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»), А.В. Дутов (Генеральный директор ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), С.Ю. Желтов (Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС»), Т.Б. Захарчук (Генеральный директор ЗАО «НИИ экономики»), Е.Н. Каблов (Генеральный директор ФГУП «ВИАМ»), А.А. Ким (Председатель Правления ТП «АМиАТ»), С.К. Колпаков (Генеральный директор ООО «Межотраслевой аналитический центр»), О.Н. Комиссар (заместитель генерального директора по науке и развитию АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина»), Ю.Н. Коптев (Управляющий директор по науке и технологиям Государственной корпорации «Ростех»), А.И. Ланшин (Заместитель Генерального директора по науке ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»), С.В. Ляпунов (Заместитель Генерального директора ФГУП «ЦАГИ» – начальник комплекса аэродинамики и динамики полета ЛА), В.А. Нестеров (начальник отдела ЗАО «НИИ экономики»), М.А. Погосян (Ректор Московского авиационного института), К.И. Сыпало (Генеральный директор ФГУП «ЦАГИ»), О.Н. Фаворский (Советник Генерального директора ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»), Е.А. Федосов (Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС»), Г.А. Чуянов (руководитель подразделения ФГУП «ГосНИИАС»), Ю.Н. Шевченко (Заместитель Генерального директора ФГУП «ВИАМ»), Ю.Н. Шмотин (Заместитель Генерального директора- Генеральный конструктор АО «ОДК»), Л.С. Яновский (начальник отдела ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»).

ПОВЕСТКА (ЭС)

 

В качестве первого вопроса повестки дня были рассмотрены предложения ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» по формированию приоритетных комплексных проектов в области авиационной науки и технологий. Докладчик – Генеральный директор ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» А.В. Дутов достаточно подробно рассказал о предлагаемых ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» изменениях в системе планирования и организации научно-исследовательских работ, проводимых в целях разработки (создания) научно-технического задела в авиастроении Российской Федерации. Суть данных предложений состоит в объединении разрозненных НИР, проводимых отдельными организациями, в комплексные научно-технологические проекты, включающих в себя совокупность взаимосвязанных работ по близкой тематике и предполагающих разработку (развитие) наиболее перспективных технологий и доведение их до высоких уровней технологической готовности.

В числе приоритетных комплексных научно-технологических проектов, предлагаемых к реализации в 2020-2022 гг., были предложены следующие проекты:

  • «Интегрированная авиатранспортная система. Технологии разработки, производства и эксплуатации воздушных судов» (шифр «АТС»);
  • «Сверхзвуковые пассажирские/деловые самолеты» (шифр «СПС/СДС»);
  • «Электрические летательные аппараты» (шифр «ЭЛА»);
  • «Высокоинтеллектуальные авиационные системы нового поколения» (шифр «ВИАС»);
  • «Развитие методов и средств исследований и испытаний» (шифр «База»);
  • «Международное сотрудничество в области авиационной науки и технологий» (шифр «Мониторинг»).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (А.В. Дутов)

 

При обсуждении доклада возникла серьезная дискуссия, как по содержанию предложенных проектов, так и по организационным аспектам, связанным с их внедрением в сложившуюся практику планирования и организации работ в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности». В обсуждении доклада приняли участие: Б.С. Алёшин, Е.А. Федосов, В.С. Шапкин, М.Б. Богатырев, А.А. Ким.

Далее были заслушаны доклады представителей рабочих групп Экспертного совета по отдельным направлениям с предложениями по тематикам конкурсных лотов на предстоящий период.

Рекомендации Рабочей группы «Летательные аппараты» по перечню лотов представил начальник отделения ФГУП «ЦАГИ» А.Ф. Чевагин. Всего по данному направлению было предложено 12 проектов, планируемых к реализации в 2019-2021 гг.:

  • НИОКР «Проведение комплекса работ но улучшению характеристик надежности самолета SSJ-100, расширению условий эксплуатации, снижению стоимости эксплуатации, снижению санкционных рисков» (шифр «Надежность 2019»);
  • НИР «Развитие технологического базиса и интеграция технологий в обеспечение создания перспективных сверхзвуковых пассажирских самолетов» (шифр «Технологии-СПС 2021»);
  • НИР «Исследования схем преобразуемых винтокрылых летательных аппаратов различного назначения, удовлетворяющих требованиям но безопасности полета, аэродинамическому совершенству и экономичности» (шифр «Конверт 2021»);
  • НИР «Разработка технологий создания роботизированных беспилотных авиационных систем гражданского назначения и их применения в общем воздушном пространстве» (шифр «Робот»);
  • НИР «Разработка инновационных технологий повышения безопасности полета перспективных летательных аппаратов за счет новых функций управления и мониторинга, средств человеко-машинного интерфейса и цифровых технологий» (шифр «Безопасный ЛА»);
  • НИР «Разработка концепций для создания магистральных и региональных самолетов следующего поколения» (шифр «Концепт-магистраль 2021»);
  • НИР «Разработка концепций и компоновочных решений для создания транспортных самолетов следующею поколения» (шифр «Технологии-транспорт 2021»);
  • НИР «Исследования по созданию стендового оборудования, развитию методов и технологий эксперимента для повышения качества результатов и расширения области испытаний по аэродинамике, гидродинамике, прочности и экологии перспективной гражданской авиационной техники» (шифр «Стенд 2021»);
  • НИР «Комплексные многодисциплинарные решения для создания эффективных металло-композитных авиаконструкций с использованием принципов биомеханики, адаптроники и мониторинга» (шифр «Порыв 2021»);
  • НИР «Системная интеграция и разработка цифровых технологий для многодисциплинарных исследований технических концепций летательных аппаратов нового поколения на основе архитектуры совместных разработок» (шифр «Архитектор 2021»);
  • НИР «Цифровые технологии обеспечения аэродинамического эксперимента на основе совершенствования конструкций и технологий изготовления аэродинамических моделей с повышенной информативностью» (шифр «Цифра»);
  • НИР «Исследования управления течениями при обтекании летательных аппаратов, включая ламинаризацию, с целью повышения аэродинамических характеристик» (шифр «Аэро»).

Данные о сроках и планируемых объемах бюджетного финансирования данных работ представлены ниже.

ЛОТЫ (ЛА)

 

Рекомендации Рабочей группы «Бортовое оборудование» по перечню лотов представил Заместитель Генерального директора ФГУП «ГосНИИАС» по гражданской авиации В.В. Косьянчук. В продолжение работ, ведущихся с 2017 года, были предложены 3 проекта, планируемые к реализации в 2019-2021 гг.:

  • НИР «Формирование научно-технического задела но системному облику и техническим решениям энергоэффективного бортового оборудования с единой информационно-вычислительной средой для проектов воздушных судов поколения 2025 г.» (шифр «Борт-компоненты-2025»);
  • НИР «Обоснование, исследование и разработка перспективной функциональности бортового оборудования и внешних сервисов проектов воздушных судов поколения 2025 г.» (шифр «Борт-функции-2025»);
  • НИР «Исследование, обоснование и разработка опережающих технологий в области проектирования и управления жизненным циклом бортового оборудования проектов воздушных судов поколения 2025 г.» (шифр «Борт-технологии-2025»).

Данные о сроках и планируемых объемах бюджетного финансирования данных работ – см. в прилагаемом документе.

ЛОТЫ (БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

 

Предложения Рабочей группы «Авиационные материалы и технологии» представила Первый заместитель Генерального директора ФГУП «ВИАМ» О.Г. Оспенникова. В 2019-2021 гг. по данному направлению планируется выполнить 3 работы:

  • НИР «Разработка новых полимерных композиционных материалов и легких сплавов, технологий изготовления из них полуфабрикатов и конструктивно-подобных элементов планера, узлов и деталей самолетов нового поколения» (шифр «Планер 2020»);
  • НИР «Разработка новых полимерных, функциональных и металлических материалов и технологий изготовления полуфабрикатов для газотурбинных двигателей авиационной техники нового поколения» (шифр «Энергия»);
  • НИР «Разработка новых функциональных и полимерных композиционных материалов, технологий изготовления полуфабрикатов из легких сплавов для перспективных изделий вертолетной техники» (шифр «Эффективность»).

Данные о сроках и планируемых объемах бюджетного финансирования данных работ представлены в прилагаемом документе.

ЛОТЫ (МАТЕРИАЛЫ)

 

По направлению «Авиационные двигатели» выступил Генеральный директор ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» М.В. Гордин, который предложил к реализации в 2020-2022 гг. 2 проекта:

  • НИР «Проектно-экспериментальное обоснование возможности создания АПД на базе автомобильных двигателей и разработка технического задания на двигатель-демонстратор для легких летательных аппаратов разного назначения» (шифр «Адаптация-2020»);
  • НИР «Расчетно-экспериментальные исследования демонстратора гибридной силовой установки для перспективных летательных аппаратов» (шифр «Электролет СУ-2020»).

Информация о сроках и планируемых объемах бюджетного финансирования данных работ представлена ниже.

ЛОТЫ (ДВИГАТЕЛИ)

 

Благодаря информационному взаимодействию с организаторами, в распоряжении Ассоциации имеются более подробные материалы о содержании планируемых работ. Учитывая отсутствие официального разрешения от Экспертного совета на публикацию данных материалов, возможно индивидуальное предоставление данной информации по запросам заинтересованных организаций и экспертов по согласованию с аппаратом Экспертного совета. Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).  

По итогам участия в заседании Экспертного совета по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», с учетом предложений представителей организаций - участников Технологической платформы, в адрес Председателя Экспертного совета Б.С. Алёшина и Генерального директора ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» А.В. Дутова были направлены предложения Технологической платформы об участии в формировании комплексных научно-технологических проектов по направлениям развития науки и технологий в авиастроении в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности».

Данные предложения основываются на том, что в предыдущие годы Технологической платформой был накоплен большой опыт организационно-аналитической и экспертной работы в данной сфере; в частности:

  • сформирована обширная база экспертов (всего – 625 чел.), включающая в себя представителей всех сегментов авиационного рынка – научных организаций (включая институты авиационной промышленности и других отраслей, вузы, институты РАН), организаций промышленности (включая опытно-конструкторские, производственные и инжиниринговые организации), транспортных организаций (авиакомпании и др. организации воздушного транспорта), прочих организаций (консультационные, экспертные и аналитические компании);
  • сформирован состав официальных экспертов Технологической платформы в количестве 166 человек, из которых 50 чел. имеют степень доктора наук, 51 чел. – кандидата наук; основные области специализации:
    • самолеты, вертолеты и научно-технический задел (НТЗ) по аэродинамике, прочности, аэроакустике, безопасности полетов и системам управления – 79 чел.;
    • авиадвигатели и силовые установки и НТЗ по ним – 65 чел.;
    • бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и НТЗ по нему – 27 чел.;
    • авиационные агрегаты, системы и НТЗ по ним – 28 чел.;
    • авиационные материалы и технологии – 49 чел.;
    • производственные (промышленные) технологии, включая техническое обслуживание, эксплуатацию, проведение ремонта и утилизации авиационной техники – 44 чел.;
    • послепродажное обслуживание авиационной техники – 15 чел.;
    • развитие экспериментальной и полигонной базы – 42 чел.;
    • система управления воздушным движением (система организации воздушного движения) – 10 чел.;
    • наземная авиационная инфраструктура (аэродромы и аэропорты) – 6 чел.;
    • финансово-экономический и инвестиционный анализ в области авиационной деятельности – 27 чел.;
    • нормативно-правовое и методическое обеспечение развития авиастроения и авиационной деятельности – 30 чел.;
    • другие направления – 59 чел.;
  • разработана предварительная редакция Стратегической программы исследований и разработок, содержащая 178 направлений (проектов) исследований и разработок, в том числе 118 проектов по разработке и созданию авиационных технологий и 60 проектов (направлений работ) по развитию базовых компетенций авиационной науки;
  • постоянно ведется работа по актуализации аналитических и прогнозных материалов о состоянии и перспективах развития рынков и технологий в сфере деятельности Технологической платформы, наработан обширный опыт их адекватного представления, в т.ч. в формате «дорожных карт»;
  • наработан серьезный опыт организации и проведения экспертизы результатов выполнения проектов, реализуемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (всего на текущий момент победителями конкурсов Минобрнауки России стали 29 проектов, поддержанных Платформой, на общую сумму 2 888,6 млн. рублей, в т.ч. бюджетное финансирование – 1 576,1 млн. рублей, внебюджетное софинансирование – 1 312,6 млн. рублей; сроки выполнения работ – 2014-2020 гг.).

Учитывая изложенное, мы предлагаем привлечь Ассоциацию «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» к участию в формировании и согласовании комплексных научно-технологических проектов по направлениям развития науки и технологий в авиастроении в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности».

Основные подходы, предлагаемые при формировании комплексных научно-технологических проектов:

  • максимально широкий, комплексный охват всех сегментов авиационного рынка, включая авиационную технику, систему организации и управления воздушным движением и наземную авиационную инфраструктуру (аэропорты и аэродромы);
  • направленность перспективных исследований и разработок не только на создание новых летательных аппаратов и других видов авиационной техники, но и на применение и дальнейшее внедрение результатов исследовательских работ для развития (модернизации, модификации) существующих проектов и программ;
  • четкое разделение, систематизация и группировка работ перспективных исследований и разработок на работы, направленные на разработку (создание, развитие) авиационных технологий – конструктивно-технологических решений, непосредственно применимых в конструкции и в процессе производства летательных аппаратов и других видов авиационной техники; и работ, направленных на развитие компетенций авиационной науки – это, прежде всего, разработка и развитие методов и методик проведения экспериментальных исследований и испытаний, а также выполнение сопутствующих прогнозных и аналитических работ.

По итогам заседания был подписан протокол, содержащий основную информацию о рассмотренных вопросах и принятых в результате решениях.

ПРОТОКОЛ (19.07.2019 г.)

 

Также, надеемся на продолжение нашего сотрудничества c ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», всеми заинтересованными организациями по формированию и продвижению перспективных научно-технологических проектов и работ.


17 июля 2019 г. в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации состоялось совещание по вопросу интеграции российских технологических платформ в систему формирования и реализации комплексных научно-технических программ.

В рамках совещания состоялись выступления заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации А.М. Медведева, директора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России А.Е. Шадрина, директора Департамента научно-технических программ Минобрнауки России Е.В. Степановой, а также представителей российских технологических платформ с вопросами, предложениями и комментариями по рассматриваемому вопросу.

Для справки. Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2019 г. № 162, размещены на сайте ТП в разделе «Комитет по науке».

По итогам совещания от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации были получены ссылки на ведомственные приказы Минобрнауки России, регламентирующие вопросы формирования и реализации комплексных научно-технических программ и комплексных научно-технических проектов:

Требования к подготовке комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла и комплексного научно-технического проекта полного инновационного цикла (утверждены приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 39н);

Требования к подготовке итогового отчета о комплексной научно-технической программе полного инновационного цикла, комплексном научно-техническом проекте полного инновационного цикла (утверждены приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19 апреля 2019 г. № 33н);

Форма заявки на разработку комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла, комплексного научно-технического проекта полного инновационного цикла (утверждена приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 37н);

Порядок формирования советом по приоритетному направлению научно-технологического развития российской федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и заинтересованными организациями предложений о разработке комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла (утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 38н).

Также, по просьбе организаций - участников Технологической платформы размещаем на сайте ТП «Требования к подготовке комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла и комплексного научно-технического проекта полного инновационного цикла», утвержденные приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 39н.

ТРЕБОВАНИЯ (КНТП)

 

Предложения ТП «АМиАТ» по участию в разработке и реализации комплексных научно-технических программ и комплексных научно-технических проектов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в сфере деятельности Платформы, в том числе в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377; а также в создании и последующем функционировании научно-образовательных центров мирового уровня, предусмотренных Национальным проектом «Наука» были направлены в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации письмом от 15 июля 2019 г.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ (АМиАТ)

 

Учитывая важность участия в разработке и реализации комплексных научно-технических программ и комплексных научно-технических проектов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в настоящее время в соответствии с обращением Минобрнауки Росси и по инициативе организаций - участников и экспертов Технологической платформы начата работа по формированию заявок на комплексных научно-технических программ и комплексных научно-технических проектов в сфере деятельности Платформы.

Соответствующие предложения просим направлять по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..


29 марта 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 утверждена государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Учитывая значимость данного документа для деятельности Технологической платформы, а также по просьбе организаций - участников и экспертов Платформы размещаем текст Программы на сайте ТП.

ПРОГРАММА (НТР)

 

Особое внимание просим обратить на Подпрограмму 4 «Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений» и, прежде всего, на входящий в ее состав Федеральный проект «Развитие научной и научно-производственной кооперации».


Одним из важнейших механизмов управления научными исследованиями и разработками должен стать разрабатываемый в настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» национальный проект (программа) «Наука».

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации данный проект (программа) должен быть представлен в Правительство Российской Федерации до 15 августа 2018 года, а проект плана мероприятий по его реализации – до 1 октября 2018 года.

В настоящее время нами получена актуальная редакция проекта паспорта национального проекта (программы) «Наука».

ПРОЕКТ «НАУКА» (паспорт, ред. от 10.09.2018 г.)

 

Учитывая значимость разрабатываемого документа и его влияние на дальнейшее развитие сектора исследований и разработок в Российской Федерации, в т.ч. в сфере авиастроения и авиационной деятельности, обращаемся к организациям - членам Технологической платформы, экспертам Платформы, всем заинтересованным организациям и специалистам с просьбой рассмотреть данный документ и представить свои замечания и предложения, в т.ч. по содержанию национального проекта (программы) «Наука» и плана мероприятий по его реализации.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).


Важнейшими вопросами, непосредственно связанными с реализацией Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее также – Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, а также разработкой и применением будущего федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», являются:

  • разработка и реализация государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;
  • формирование и деятельность советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития.

Разработка и реализация государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» осуществляется в соответствии с «Планом мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы» (далее также – План), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 1325-р. Согласно Плану, государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» должна быть утверждена 1 июня 2018 г. В рамках Программы должны быть определены скоординированные (многоканальные) механизмы финансирования комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла из средств государственных программ Российской Федерации, институтов развития и фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. В составе государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» должны быть утверждены:

  • программа фундаментальных исследований, сформированная в соответствии с большими вызовами и включающая механизмы их корректировки;
  • комплексные научно-технические подпрограммы в области обеспечения безопасности, развития новых производственных технологий, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта, а также иных направлений в рамках приоритетов научно-технологического развития, определенных Стратегией.

Согласно информации, представленной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, стадия общественного обсуждения проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» завершилась 19 ноября 2017 г. (https://regulation.gov.ru/projects#npa=73280). Там же представлен текст проекта Программы по состоянию на 21 сентября 2017 г. В соответствии представленной редакцией планируется, что новая государственная программа будет состоять из следующих подпрограмм:

  • подпрограммы 1 «Развитие национального интеллектуального капитала» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 16,5 млрд. рублей);
  • подпрограммы 2 «Фундаментальные научные исследования в интересах долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 154,4 млрд. рублей);
  • подпрограммы 3 «Научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений по инициативе исследовательского, инженерного и предпринимательского сообщества» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 37,1 млрд. рублей);
  • подпрограммы 4 «Исследования, разработки и инновации в целях реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, включая комплексные научно-технические программы и проекты» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 174,9 млрд. рублей);
  • подпрограммы 5 «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 93,1 млрд. рублей);
  • подпрограммы 6 «Формирование эффективной открытой системы организации науки, технологий и инноваций» (планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год – 6,3 млрд. рублей).

Одновременно с утверждением новой Программы планируется признать утратившими силу:

  • государственную программу Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы»;
  • федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Согласование и утверждение Программы не было осуществлено в установленные сроки в связи с реорганизацией Министерства образования и науки Российской Федерации и созданием Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. По имеющейся у нас информации, принятие Программы ожидается в ближайшее время.


Создание советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации предусмотрено Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации. В соответствии со Стратегией, приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации в ближайшие 10-15 лет следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат:

а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;

б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);

г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;

д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;

е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;

ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук (Стратегия, п. 20).

В соответствии со Стратегий, основной задачей создаваемых советов является выявление, отбор и формирование наиболее перспективных проектов и программ. Советы также должны осуществлять экспертное и аналитическое обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития страны (п. 46).

В соответствии с проектом федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», в функции советов входит экспертно-аналитическое сопровождение и оценка целесообразности реализации предложенных инициаторами общественного квалифицированного заказа научных, научно-технических и инновационных проектов, в том числе комплексных научно-технических проектов полного цикла, в случае, если координаторами общественного заказа являются федеральные органы государственной власти, государственные корпорации, фонды и другие институты развития.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2018 г. № 16 было утверждено «Положение о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации». В соответствии со Стратегий и утвержденным Положением, в настоящее время определены руководители и практически сформированы составы советов по указанным выше 7 приоритетным направлениям (приоритетам). Количественный состав советов ограничен числом не более 25 членов, включая председателя совета и его заместителя.

Согласно имеющейся информации, в т.ч. представленной на заседании Координационного совета по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшемся 12 февраля 2018 г., значительную часть руководителей и членов советов составили руководители и представители ведущих институтов Российской академии наук и высших учебных заведений, а также представители федеральных органов исполнительной власти.

К сожалению, на наш взгляд, в Советах недостаточно представлена промышленность (бизнес), а также промышленные и отраслевые бизнес-ассоциации, включая технологические платформы, которые могли бы существенным образом повысить эффективность планирования направлений перспективных исследований и разработок; сконцентрировать их более на потребности рынка, современный уровень развития технологий. Участие в Советах представителей технологических платформ могло бы обеспечивать необходимый баланс интересов науки и промышленности, включая интересы частного бизнеса, в формировании и реализации комплексных научно-технических программ и проектов, с целью практического использования результатов перспективных исследований и разработок, создания технологий, продуктов и услуг и их вывода на рынок.


Планом мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 1325-р, предусмотрены серьезные изменения в системе организации научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации. К числу основных новаций относятся:

  • создание советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (советы по приоритетам);
  • разработка и утверждение государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», которая должна заменить государственную программу Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» и ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
  • разработка, утверждение и реализация комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла;
  • подготовка предложений по созданию новых и адаптации существующих финансовых продуктов для финансирования организаций, обеспечивающих реализацию приоритетов научно-технологического развития, в том числе льготного возвратного финансирования;
  • разработка концепции реализации функций «квалифицированного заказчика» и корректировка механизмов реализации инструментов поддержки исследований и разработок;
  • привлечение бизнеса к участию в перспективных, коммерчески привлекательных научных и научно-технических проектах с государственным участием;
  • развитие организационно-финансовых механизмов для привлечения отечественных и зарубежных ученых и инженеров мирового класса, а также предпринимателей, занятых в сфере создания и обращения научных знаний, к формированию новых научных, инженерных коллективов и реализации научных, научно-технических проектов в Российской Федерации;
  • определение основных направлений осуществления международного научно-технического сотрудничества и интеграции российской науки в мировое научное пространство в среднесрочном периоде.

Технологическая платформа планирует и дальше активно участвовать в совершенствовании и развитии системы организации научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации, включая определение роли и функционала технологических платформ, повышение эффективности механизмов планирования и реализации перспективных исследований и разработок.