Главная страница / Аналитический центр / Комитет по стратегическому планированию и приоритетным проектам / Приоритетные направления и проекты

 

 

Приоритетные направления и проекты

Результаты работ в области анализа и прогнозирования развития рынков и технологий в рамках деятельности Технологической платформы, выполненных в предыдущие годы

Анализ и прогнозирование развития рынков и технологий является одним из ключевых направлений деятельности Платформы и служит инструментом формирования и реализации Стратегической программы исследований и разработок ТП, а также формой организации взаимодействия с федеральными органами государственной власти, крупными компаниями с государственным участием и другими участниками рынка.

Прогнозные и аналитические исследования, осуществляемые в рамках деятельности Технологической платформы, позволяют, с одной стороны, максимально обоснованно осуществлять инициирование и реализацию собственных исследовательских и технологических проектов; а с другой стороны, оказывать высококачественную экспертную поддержку федеральным органам государственной власти и компаниям с государственным участием в процессе планирования и реализации авиастроительных проектов (программ), разработки и реализации документов стратегического планирования.

Основными направлениями актуализации Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы и механизмами участия Платформы в реализации государственных и федеральных целевых программ, других инструментов поддержки научно-технической и инновационной деятельности являются:

1) Уточнение направлений исследований и разработок, наиболее перспективных для развития в рамках Технологической платформы, с учетом текущей ситуации на российском и мировом рынке авиационной техники, реализации (развития) текущих и перспективных авиастроительных программ (проектов):

Рассмотрение и согласование прогнозов развития рынков и технологий в сфере деятельности Технологической платформы с положениями и мероприятиями соответствующих программ, фондов и институтов развития (сроки проведения – постоянно, но не реже 1 раза в год; ответственные – органы по управлению и экспертные органы соответствующих программ, фондов и институтов развития, ТП «АМиАТ»);

2) Создание эффективного института экспертизы в рамках деятельности Технологической платформы, обеспечивающего формирование, отбор и реализацию исследовательских и технологических проектов:

Участие Технологической платформы в проведении экспертизы предложений (заявок) на выполнение работ и оценке полученных результатов (сроки проведения – постоянно, в соответствии с правилами и порядком управления программами, документами, регулирующими деятельность фондов и институтов развития; ответственные – государственные заказчики - координаторы и государственные заказчики программ, фонды и институты развития, ТП «АМиАТ»);

3) Четкая целевая направленность (концентрация) предлагаемых к развитию тематических направлений на разработке (создании) наиболее эффективных конструктивных и технологических решений, обеспечивающих повышение конкурентоспособности текущих и перспективных авиастроительных программ (проектов):

Учет предложений Технологической платформы при формировании тематик конкурсных лотов на очередной период действия программ, деятельности фондов и институтов развития (сроки проведения – постоянно, в соответствии с правилами и порядком управления программами, документами, регулирующими деятельность фондов и институтов развития; ответственные – государственные заказчики - координаторы и государственные заказчики программ, фонды и институты развития, ТП «АМиАТ»);

4) Усиление роли бизнеса в планировании и реализации перспективных исследований и разработок, в т.ч. путем участия в органах управления и экспертизы Платформы на условиях паритетного (пропорционального) представительства науки и промышленности:

Участие Технологической платформы в подготовке предложений по корректировке программ, планов деятельности фондов и институтов развития (сроки проведения – постоянно, в соответствии со сроками, установленными правилами и порядком управления программами, документами, регулирующими деятельность фондов и институтов развития; ответственные – государственные заказчики - координаторы и государственные заказчики программ, фонды и институты развития, ТП «АМиАТ»).

 

Фактически, на базе Технологической платформы в настоящее время действует центр анализа и прогнозирования развития рынков и технологий в сфере авиастроения и авиационной деятельности, участие в функционировании и информационно-аналитическом обеспечении которого принимает большое количество организаций и экспертов.

Объем продаж авиатехнической продукции гражданского назначения
конечным потребителям – 205,6 млрд. долл. США (100%)

 

Источники информации: ООО «МАЦ», GAMA, ICFI; по данным за 2018 г.

 

Структура продаж магистральных и региональных самолетов в 2018 г.

 

Источник информации: аналитика ООО «МАЦ».

 

Стратегическая программа исследований и разработок ТП «АМиАТ» – как инструмент согласованного развития рынков и технологий в сфере авиастроения и воздушного транспорта Российской Федерации

Текущая редакция СПИ была разработана в 2014-2015 гг. на базе результатов работ, организованных и проведенных по инициативе ФГУП «ЦАГИ» в целях формирования новой системы управления научными исследованиями и разработками в сфере авиастроения Российской Федерации. В состав данных работ входили масштабные по охвату и объему полученной информации сбор и анализ предложений (заявок) на проведение НИР, беспрецедентное по глубине и публичности (открытости) экспертное рассмотрение текущего состояния и планов работ по созданию научно-технического задела ведущих научных и промышленных организаций отрасли, высококачественные экспертно-аналитические исследования по оценке и прогнозированию развития рынков и технологий в сфере авиастроения и в смежных областях.

Данные работы проводилась в целях разработки Национального плана развития науки и технологий в авиастроении и государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» с участием большого количества организаций и экспертов.

Технологическая платформа, действовавшая тогда в виде общественной инициативы в отсутствие образованного позднее юридического лица (Ассоциации «ТП «АМиАТ»), выступала в качестве коммуникационной и экспертной площадки, на которой проходили обсуждения различных вопросов и документов, связанных с повышением эффективности организации работ по созданию научно-технического задела в отрасли. Результаты данной работы были использованы при разработке Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы, принятой за основу на заседании Правления ТП, состоявшемся 12 марта 2015 г.

Основные блоки и разделы Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы. Специфика и возможности применения СПИ.

Основными аспектами и особенностями Стратегической программы исследований и разработок ТП «АМиАТ», отсутствующими в других действующих и в разрабатываемых в настоящее время в авиастроении и смежных отраслях стратегических и программных документах, являются:

      • максимально широкий, комплексный охват всех сегментов авиационного рынка, включая авиационную технику, систему организации (управления) воздушным движением и наземную авиационную инфраструктуру (аэропорты и аэродромы);
      • направленность перспективных исследований и разработок не только на создание новых летательных аппаратов и других видов авиационной техники, но и применение и дальнейшее внедрение результатов исследовательских работ для развития (модернизации, модификации) существующих проектов и программ;
      • четкое разделение, систематизация и группировка работ перспективных исследований и разработок на работы, направленные на разработку (создание, развитие) авиационных технологий – конструктивно-технологических решений, непосредственно применимых в конструкции и в процессе производства летательных аппаратов и других видов авиационной техники; и работ, направленных на развитие компетенций авиационной науки – это, прежде всего, разработка и развитие методов и методик проведения экспериментальных исследований и испытаний, а также выполнение сопутствующих прогнозных и аналитических работ.

Основное содержание и структура направлений развития продуктов и технологий, содержащихся в текущей редакции СПИ.

Текущая редакция СПИ содержит:

      • 178 направлений (проектов) исследований и разработок;
      • 118 проектов по разработке и созданию авиационных технологий, включая 39 проектов создания (развития, модернизации, модификации) ЛА различного класса и назначения;
      • 60 проектов (направлений работ) по развитию базовых компетенций авиационной науки (основное направление – методы и методики проведения экспериментальных исследований и испытаний).

В состав СПИ входят ключевые направления развития технологий, обеспечивающие создание перспективных летательных аппаратов и других видов авиационной техники, а также совершенствование и повышение конкурентоспособности существующих продуктов, находящихся в различных стадиях производства и (или) модернизации.

В настоящее время на сайте ТП представлена редакция Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы, принятая за основу на заседании Правления ТП, состоявшемся 12 марта 2015 г. а также направления исследований и разработок, наиболее перспективные для развития в рамках Технологической платформы, уточненные с учетом работ, проведенных в 2015–2016 гг.

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК

 

На данный момент ведется работа по актуализации фактических и прогнозных данных проекта Программы, с учетом информации, полученной в 2018–2019 гг.; уточнение направлений исследований и разработок, наиболее перспективных для развития в рамках деятельности Технологической платформы, с учетом текущей ситуации на российском и мировом рынке авиационной техники, реализации основных авиастроительных проектов (программ), результатов работ по созданию научно-технического задела; а также приведение формы Программы в соответствие с Методическими материалами по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы, одобренными на заседании Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 2 октября 2017 г.

Важной задачей, также – является увязка Программы со Стратегией развития авиационной промышленности на период до 2030 года (которая на данный момент пока не утверждена), государственной программой Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности», другими стратегическими и программными документами в сфере развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации.

Механизмы реализации СПИ. Новые методологические разработки и форматы представления «дорожной карты» развития технологий.

В 2019 году аппаратом и экспертами Платформы были продолжены работы по актуализации направлений исследований и разработок, рассматриваемых в качестве наиболее перспективных для развития в рамках деятельности Технологической платформы и предлагаемых к включению в состав новой (актуализированной) Стратегической программы исследований и разработок ТП «АМиАТ», в том числе с учетом возможностей их практической реализации и отработки формата представления в виде так называемых «дорожных карт».

«Дорожная карта» развития технологий в рамках деятельности Технологической
платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» (часть 1)

Возможности использования результатов анализа и прогнозирования развития рынков и технологий в сфере деятельности Платформы при разработке и реализации документов стратегического планирования Российской Федерации.

Технологическая платформа – является одним из наиболее эффективных инструментов организации взаимодействия государства и бизнеса при планировании и реализации научных исследований и разработок.

Форсайт-исследования Технологической платформы являются важнейшим элементом формирования и реализации Стратегической программы исследований и разработок Платформы; а также способны обеспечивать эффективную поддержку федеральных органов государственной власти и управляющих компаний интегрированных структур при разработке и реализации документов государственного стратегического планирования, стратегий и планов деятельности компаний с государственным участием.

Учитывая принципы открытости и публичности деятельности Платформы, независимость от частных или корпоративных (финансовых) интересов, Технологическая платформа способна обеспечивать участников отрасли максимально объективными данными и высококачественными прогнозными и экспертными исследованиями. Для обеспечения защиты (ограничения доступа) конфиденциальной, коммерческой или секретной информации, с Ассоциацией «ТП «АМиАТ» могут быть заключены соответствующие соглашения.

Использование экспертного и аналитического потенциала Платформы может обеспечить существенное повышение эффективности расходов государственного бюджета, связанных с реализацией важнейших авиастроительных программ (проектов), а также работ по созданию научно-технического задела.