Главная страница / Аналитический центр / Комитет по науке / Формирование приоритетных комплексных проектов

 

 

Формирование приоритетных комплексных проектов

 

Структура раздела:

Аналитический центр    
Комитет по науке
(механизмы управления НТЗ)
Комитет по стратегическому
планированию и приоритетным проектам
Юридический комитет
(законодательные инициативы)
Механизмы управления научными
исследованиями и разработками
Стратегическое планирование и
государственное финансирование
Нормативно-правовая база
в научной сфере
Национальный проект
«НАУКА»
Приоритетные направления и проекты
(формы организации проектной работы)
Законодательные инициативы
и новые законопроекты
Формирование приоритетных
комплексных проектов
Новые технологии
и перспективные направления
Новый закон о науке
(направления развития науки и технологий)

 

 


 

 

Формирование комплексных научно-технологических проектов является важной задачей современного этапа государственной политики в области научно-технической и инновационной деятельности. Подробнее о государственных программных и методических документах, устанавливающих требования к порядку формирования и реализации комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла – см. в разделе «Механизмы управления научными исследованиями и разработками».

Комплексный и системно-ориентированный подход также необходим и в сфере управления научными исследованиями и разработками в авиастроении Российской Федерации. Предложения Технологической платформы по совершенствованию механизмов управления созданием научно-технического задела в авиастроении и других высокотехнологичных отраслях представлены в разделе «Механизмы управления научными исследованиями и разработками».

В 2019 году по инициативе ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» с участием Технологической платформы, других заинтересованных предприятий и организаций начата работа по формированию приоритетных комплексных научно-технологических проектов в сфере авиастроения.

Участие в формировании комплексных научно-технологических проектов
и реализации государственной программы «Развитие авиационной промышленности»

Государственное финансирование создания научно-технического задела в области гражданской авиационной техники

17 февраля 2022 г. Представители Технологической платформы приняли участие в заседании Экспертного совета по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности». Вел заседание Председатель Экспертного совета Б.С. Алёшин.

Данное заседание стало внеплановым и было посвящено рассмотрению предлагаемых к реализации комплексных научно-технологических проектов по созданию гражданской авиационной техники нового поколения. Данные проекты были предложены ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», который планируется также в качестве основного исполнителя будущих работ.

Согласно представленной информации, на реализацию данных проектов в течение 2022-2030 гг. из средств федерального бюджета планируется направить 87,4 млрд. рублей, из которых почти половину – 42 млрд. рублей – в течение ближайших 3-х лет – с 2022 по 2024 гг.

По сведениям Председателя Экспертного совета Б.С. Алёшина, запросная позиция отрасли со стороны руководства Правительства и ключевых министерств была полностью удовлетворена.

Всего было представлено на рассмотрение 3 комплексных проекта:

  • «Сверхзвуковой гражданский самолет» (КНТП «СГС»);
  • «Самолеты транспортной категории интегральных схем» (КНТП «Интеграл»);
  • «Летательные аппараты вертикального взлета и посадки с гибридными электрическими силовыми установками» (КНТП «Вертикаль»).

Как следует из докладов представителей ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» – планируемых руководителей данных проектов, основными результатами будущих работ должны стать демонстраторы технологий:

  • планера СГС (в рамках КНТП «СГС»; стоимость проекта – 18 млрд. руб.);
  • cиловой установки СГС (в рамках КНТП «СГС»; стоимость проекта – 17 млрд. руб.);
  • комплексный стенд полунатурного моделирования «Интеллектуальная кабина» (в рамках КНТП «СГС»; стоимость проекта – 10,5 млрд. руб.);
  • регионального самолета с распределенной силовой установкой (в рамках КНТП «Интеграл»; стоимость проекта – 5,2 млрд. руб.);
  • магистрального самолета интегральной компоновки с использованием криогенного топлива (в рамках КНТП «Интеграл»; стоимость проекта – 8,9 млрд. руб.);
  • распределенной гибридной силовой установки для перспективных региональных и магистральных самолетов (в рамках КНТП «Интеграл»; стоимость проекта – 4,4 млрд. руб.);
  • криогенной гибридной силовой установки на водородном топливе (в рамках КНТП «Интеграл»; стоимость проекта – 8,2 млрд. руб.);
  • винтокрылого летательного аппарата вертикального взлета – горизонтального полета с останавливаемым в полете несущим винтом-крылом (в рамках КНТП «Вертикаль»; стоимость проекта – 9-10 млрд. руб.);
  • винтокрылого летательного аппарата для городских агломераций с электрической гибридной силовой установкой (в рамках КНТП «Вертикаль»; стоимость проекта – 2 млрд. руб.).

Согласно информации Председателя Экспертного совета Б.С. Алёшина, к 2024-2025 гг. необходимо закончить создание «железа» – демонстраторов (экспериментальных образцов), уделив особое внимание организации работ.

По информации представителей ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» для управления проектами планируется формирование так называемых «проектных дирекций», в состав которых, наряду с представителями организации отраслевой науки, планируется включить представителей управляющих организаций промышленности.

Все участвовавшие в заседании члены Экспертного совета поддержали данные проекта. В то же время были озвучены ряд вопросов.

Так, Заместитель Генерального директора НИЦ «Курчатовский институт» - «ВИАМ» В.В. Антипов выразил сомнение в возможности создания перспективного сверхзвукового самолета без своевременного создания современных конструкционных материалов и предложил включить данные работы в состав КНТП «СГС».

Генеральный конструктор – заместитель Генерального директора ПАО «ОАК» С.С. Коротков предложил распространить форму взаимодействия по управлению проектом «СГС» на смежные проекты по созданию военной техники, а в качестве индустриального партнера по проекту определить ПАО «Туполев».

Б.С. Алёшин предложил увеличить дальность планируемого к созданию сверхзвукового самолета до 7-8 тыс. км. Также Б.С. Алёшин обратил внимание на необходимость учета при создании демонстраторов международных стандартов.

Заместитель директора Департамента ПАО «ОАК» М.К. Курьянский предложил в целях повышения эффективности работ по проекту «Интеграл» предложил ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» разработать временные технические условия по использованию смеси керосина и так называемого SAF (био- или синтетического топлива с низким углеродным следом). По его мнению, данные результаты могли бы быть использованы в рамках проекта создания российско-китайского широкофюзеляжного самолета.

Подводя итоги данного заседания и учитывая беспрецедентно большие средства, планируемые к выделению на формирование научно-технического задела, необходимого для создания нового поколения гражданской авиационной техники, хотелось бы обратить внимание на необходимость более качественного планирования состава данных работ и обеспечение их эффективности и результативности.

Ранее, при разработке «Положения об экспертизе ТП» – экспертами Платформы были сформулированы основные элементы обеспечения независимости и объективности экспертизы предлагаемых к реализации научно-технологических проектов/работ (подробнее – см. в разделе «Экспертная деятельность»).

Также, аппаратом и экспертами Платформы были сформулированы элементы обеспечения эффективности и результативности проектов по созданию научно-технического задела, ключевыми из которых являются:

  • обязательное и пропорциональное (равное – по отношению к представителям научных организаций) участие промышленности в органах управления данными проектами;
  • участие промышленности в проектировании и изготовлении опытных образцов (демонстраторов);
  • объективная оценка динамики изменения уровней готовности технологий, разрабатываемых в рамках данных проектов (конструкторской и технологической документации, методов проектирования и производства, документов по сертификации.

Подробнее с предложениями и разработками Технологической платформы по организации перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – можно ознакомиться в разделах «Механизмы управления научными исследованиями и разработками» и «Стратегическая программа исследований и разработок».

Также, организациями и экспертами Платформы уже были выдвинуты предложения по формированию комплексных научно-технологических проектов по перспективным направлениям развития науки и технологий в авиастроении (подробнее – см. в разделе «Формирование приоритетных комплексных проектов»).

Консультации, проведенные с членами Правления и представителями ведущих организаций - членов Ассоциации, показывают, что большинство экспертов считают важным обеспечить максимально широкое участие организаций промышленности (прежде всего, ведущих конструкторских организаций) в планировании и выполнении работ по данным проектам, а также в приемке их результатов. Кроме того, важно привлечь к выполнению работ, как можно более широкий круг специалистов вузовской науки, академической науки, предприятий малого и среднего бизнеса, которые могли бы на конкурентных условиях принять участие в разработке альтернативных концептуальных и технических решений.

* * * * *

25 ноября 2021 г. Представители Технологической платформы приняли участие в заседании Экспертного совета по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности».

В первую очередь, следует отметить, что данное заседание отличалось от предыдущих, как по форме (проводилось в очно-заочном формате с использованием средств видеоконференцсвязи), так и по содержанию обсуждаемых вопросов. Традиционно на заседаниях Экспертного совета рассматриваются предложения (заявки организаций) на проведение НИР на предстоящие годы (см. ниже в разделе); данное же мероприятие было посвящено рассмотрению результатов уже выполненных или планируемых к завершению в 2021 году работ (этапов работ). Вел заседание Председатель Экспертного совета, член Наблюдательного совета Ассоциации «ТП «АМиАТ» Б.С. Алёшин.

Согласно представленной информации, еще до проведения заседания рабочими группами Экспертного совета по тематическим направлениям – были рассмотрены все выполняемые в настоящее время в рамках государственной программы НИР, НИОКР и ОКР (всего – 68 работ) и подготовлены соответствующие экспертные рекомендации. Непосредственно на заседании были представлены рекомендации рабочих групп «Летательные аппараты», «Авиационные двигатели», «Бортовое оборудование» и «Авиационные материалы и технологии», а также заслушаны выступления (доклады) представителей организаций, выполняющих ключевые (наиболее значимые) проекты НИОКР.

К сожалению, формат мероприятия и количество рассматриваемых проектов не позволяли детально обсудить содержание выполняемых работ, тем не менее, ряд уточняющих и актуальных для развития отрасли проблемных вопросов был поднят (в т.ч. по инициативе представителей Технологической платформы) и частично рассмотрен. Надеемся, что после нормализации эпидемиологической обстановки у членов Экспертного совета появятся технические и организационные возможности для более глубокого рассмотрения реализуемых и планируемых к выполнению проектов.

Участие в данном заседании оказалось весьма полезным как с точки зрения получения актуальной информации о текущем состоянии и перспективах реализации ключевых авиастроительных программ (проектов), осуществляемых с участием средств федерального бюджета; так и для выявления проблемных вопросов, связанных с формированием и реализацией государственной политики в отрасли. Благодарим коллег из ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» за оказанное информационное содействие.

* * * * *

23 сентября 2019 г. Уважаемые коллеги, сообщаем о текущей ситуации с формированием комплексных научно-технологических проектов по перспективным направлениям развития науки и технологий в авиастроении на период 2020-2022 гг. (основные требования к формированию комплексных научно-технологических проектов – см. в материале от 16 августа 2019 г.).

На текущий момент в адрес Ассоциации «ТП «АМиАТ» поступили 19 предложений от организаций и экспертов Технологической платформы по следующим проектам (направлениям работ):

НИР «Сверхзвуковые пассажирские/деловые самолеты» (шифр «СДС/СПС»):

  • ФГУП «ЦАГИ»;
  • ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»;

НИР «Электрические летательные аппараты» (шифр «ЭЛА»):

  • АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова»;
  • АО «НИИАО»;
  • АО «ОДК-Климов»;
  • ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»;

НИР «Международное сотрудничество в области авиационной науки и технологий» (шифр «Мониторинг»):

  • АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова»;

НИР «Формирование облика и системная интеграция технологий, обеспечивающих создание перспективных комплексов БПЛА для применения в различных отраслях экономики» (шифр «БАС»):

  • ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»;
  • АО «ОДК-Климов»;
  • АО «ГНПП «Регион»;
  • ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»;
  • ОИВТ РАН;

НИР «Интегрированная авиатранспортная система. Технологии разработки, производства и эксплуатации воздушных судов» (шифр «АТС»):

  • ФГУП «ГосНИИАС»;
  • АО «ДКБА»;
  • ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»;

НИР «Развитие методов и средств исследований и испытаний» (шифр «Стенд XXI»):

  • ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет».

Дополнительно, поступило предложение по следующему проекту:

  • НИР «Технология синтеза функциональных абразивостойких оптически прозрачных кремнийорганических покрытий» (ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»).

В ближайшее время планируется:

  • завершение процесса обработки и согласования предложений по комплексным научно-технологическим проектам;
  • рассмотрение поступивших предложений экспертами Технологической платформы;
  • направление итоговых материалов в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Экспертный совет по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» и ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

* * * * *

16 августа 2019 г. Уважаемые коллеги! Подведены итоги и опубликован протокол заседания Экспертного совета по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», состоявшегося 19 июля 2019 г., на котором рассматривались предложения и рекомендации по перечню лотов в рамках реализации подпрограммы «Авиационная наука и технологии» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на 2019-2022 гг.

Подробнее

В ответ на обращение Технологической платформы по участию в формировании комплексных научно-технологических проектов в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» от ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» поступило предложение Платформе представить собственные варианты комплексных научно-технологических проектов по направлениям развития науки и технологий в авиастроении на 2020-2022 гг.

В соответствии с решением Экспертного совета по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» от 19 июля 2019 г. и обращением ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» – просим организации - участников и экспертов Технологической платформы оперативно откликнуться и принять участие в формировании и доработке комплексных проектов по следующим направлениям:

  • «Сверхзвуковой самолет»;
  • «Электрический летательный аппарат»;
  • «Мониторинг»;
  • «Беспилотные летательные аппараты»;
  • «Авиатранспортная система»;
  • «Стенд XXI».

Срок представления предложений (материалов) по комплексным научно-технологическим проектам – до 14 сентября 2019 г.

Также, возможно формирование комплексных проектов по направлениям, не вошедшим в состав проектов, указанных выше – с учетом потребности российского авиастроения в развитии соответствующих технологий и формировании необходимого научно-технического задела.

Основными требованиями к формированию комплексных научно-технологических проектов являются:

  • полное и сокращенное наименование проекта, отражающее основной смысл (целевую направленность) проводимых исследований и разработок;
  • наличие руководителя проекта (физическое лицо, отвечающее за результаты реализации проекта и имеющее полномочия по распределению ресурсов в рамках общего лимита финансирования);
  • наличие целевых показателей и требований к результатам выполнения работ (количественные и качественные показатели, отражающие целевую направленность проекта); возможность применения результатов реализации проекта, как при создании перспективных воздушных судов и других видов авиационной техники, так и при модернизации (модифицикации, развитии) существующих продуктов;
  • обоснование необходимости выделения тематики работ и объединения проводимых исследований и разработок в рамках комплексного проекта (необходимость разработки «прорывных» технологий, наличие у потенциальных исполнителей необходимых компетенций и соответствующего научно-технического задела, необходимость кооперации и координации в проведении исследований, потенциальные потребители результатов НИР);
  • наличие плана (программы) проведения исследований и разработок, включающего основные этапы и содержание планируемых работ, сроки их выполнения, наиболее значимые планируемые (ожидаемые) результаты.

Формы, в соответствии с которыми должны быть оформлены предложения по комплексным научно-технологическим проектам в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности», представлены ниже.

Предложения (КНТП)

Пояснительная записка (КНТП)

Справка-обоснование (КНТП)

ТТХ (КНТП)

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

* * * * *

19 июля 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в заседании Экспертного совета по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». На заседании рассматривались рекомендации по перечню лотов в рамках реализации подпрограммы «Авиационная наука и технологии» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на 2019-2021 гг., а также некоторые дополнительные, в т.ч. связанные с данным направлением, вопросы (проекты).

Основной функцией Экспертного совета является рассмотрение предложений (заявок) на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и прочих работ, предлагаемых к выполнению в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности», и подготовка рекомендаций по перечню конкурсных лотов на очередной период действия Программы.

Для справки.

Председателем Экспертного совета является Советник Президента ПАО «ОАК» по науке и технологиям, Председатель Наблюдательного совета Ассоциации «ТП «АМиАТ» Б.С. Алёшин. В состав Экспертного совета также входят следующие представители организаций - участников Технологической платформы и члены ее органов управления: С.Л. Чернышев (Научный руководитель ФГУП «ЦАГИ»), В.И. Бабкин (Заместитель Генерального директора по сертификации и экспертизе ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»), В.А. Гейкин (Заместитель Генерального директора - руководитель приоритетного технологического направления «Технологии двигателестроения» АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»), М.В. Гордин (Генеральный директор ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»), А.В. Дутов (Генеральный директор ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), С.Ю. Желтов (Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС»), Т.Б. Захарчук (Генеральный директор ЗАО «НИИ экономики»), Е.Н. Каблов (Генеральный директор ФГУП «ВИАМ»), А.А. Ким (Председатель Правления Ассоциации «ТП «АМиАТ»), С.К. Колпаков (Генеральный директор ООО «Межотраслевой аналитический центр»), О.Н. Комиссар (заместитель генерального директора по науке и развитию АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина»), Ю.Н. Коптев (Управляющий директор по науке и технологиям ГК «Ростех»), А.И. Ланшин (Заместитель Генерального директора по науке ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»), С.В. Ляпунов (Заместитель Генерального директора ФГУП «ЦАГИ» – начальник комплекса аэродинамики и динамики полета ЛА), В.А. Нестеров (начальник отдела ЗАО «НИИ экономики»), М.А. Погосян (Ректор МАИ), К.И. Сыпало (Генеральный директор ФГУП «ЦАГИ»), О.Н. Фаворский (Советник Генерального директора ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»), Е.А. Федосов (Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС»), Г.А. Чуянов (начальник отделения ФГУП «ГосНИИАС»), Ю.Н. Шевченко (Заместитель Генерального директора ФГУП «ВИАМ»), Ю.Н. Шмотин (Заместитель Генерального директора- Генеральный конструктор АО «ОДК»), Л.С. Яновский (начальник отдела ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»).

ПОВЕСТКА (ЭС)

 

В качестве первого вопроса повестки дня были рассмотрены предложения ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» по формированию приоритетных комплексных проектов в области авиационной науки и технологий. Докладчик – Генеральный директор ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» А.В. Дутов достаточно подробно рассказал о предлагаемых ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» изменениях в системе планирования и организации научно-исследовательских работ, проводимых в целях разработки (создания) научно-технического задела в авиастроении Российской Федерации. Суть данных предложений состоит в объединении разрозненных НИР, проводимых отдельными организациями, в комплексные научно-технологические проекты, включающих в себя совокупность взаимосвязанных работ по близкой тематике и предполагающих разработку (развитие) наиболее перспективных технологий и доведение их до высоких уровней технологической готовности.

В числе приоритетных комплексных научно-технологических проектов, предлагаемых к реализации в 2020-2022 гг., были предложены следующие проекты:

  • «Интегрированная авиатранспортная система. Технологии разработки, производства и эксплуатации воздушных судов» (шифр «АТС»);
  • «Сверхзвуковые пассажирские/деловые самолеты» (шифр «СПС/СДС»);
  • «Электрические летательные аппараты» (шифр «ЭЛА»);
  • «Высокоинтеллектуальные авиационные системы нового поколения» (шифр «ВИАС»);
  • «Развитие методов и средств исследований и испытаний» (шифр «База»);
  • «Международное сотрудничество в области авиационной науки и технологий» (шифр «Мониторинг»).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (А.В. Дутов)

 

При обсуждении доклада возникла серьезная дискуссия, как по содержанию предложенных проектов, так и по организационным аспектам, связанным с их внедрением в сложившуюся практику планирования и организации работ в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности». В обсуждении доклада приняли участие: Б.С. Алёшин, Е.А. Федосов, В.С. Шапкин, М.Б. Богатырев, А.А. Ким.

Далее были заслушаны доклады представителей рабочих групп Экспертного совета по отдельным направлениям с предложениями по тематикам конкурсных лотов на предстоящий период.

Рекомендации Рабочей группы «Летательные аппараты» по перечню лотов представил начальник отделения ФГУП «ЦАГИ» А.Ф. Чевагин. Всего по данному направлению было предложено 12 проектов, планируемых к реализации в 2019-2021 гг.:

  • НИОКР «Проведение комплекса работ но улучшению характеристик надежности самолета SSJ-100, расширению условий эксплуатации, снижению стоимости эксплуатации, снижению санкционных рисков» (шифр «Надежность 2019»);
  • НИР «Развитие технологического базиса и интеграция технологий в обеспечение создания перспективных сверхзвуковых пассажирских самолетов» (шифр «Технологии-СПС 2021»);
  • НИР «Исследования схем преобразуемых винтокрылых летательных аппаратов различного назначения, удовлетворяющих требованиям но безопасности полета, аэродинамическому совершенству и экономичности» (шифр «Конверт 2021»);
  • НИР «Разработка технологий создания роботизированных беспилотных авиационных систем гражданского назначения и их применения в общем воздушном пространстве» (шифр «Робот»);
  • НИР «Разработка инновационных технологий повышения безопасности полета перспективных летательных аппаратов за счет новых функций управления и мониторинга, средств человеко-машинного интерфейса и цифровых технологий» (шифр «Безопасный ЛА»);
  • НИР «Разработка концепций для создания магистральных и региональных самолетов следующего поколения» (шифр «Концепт-магистраль 2021»);
  • НИР «Разработка концепций и компоновочных решений для создания транспортных самолетов следующею поколения» (шифр «Технологии-транспорт 2021»);
  • НИР «Исследования по созданию стендового оборудования, развитию методов и технологий эксперимента для повышения качества результатов и расширения области испытаний по аэродинамике, гидродинамике, прочности и экологии перспективной гражданской авиационной техники» (шифр «Стенд 2021»);
  • НИР «Комплексные многодисциплинарные решения для создания эффективных металло-композитных авиаконструкций с использованием принципов биомеханики, адаптроники и мониторинга» (шифр «Порыв 2021»);
  • НИР «Системная интеграция и разработка цифровых технологий для многодисциплинарных исследований технических концепций летательных аппаратов нового поколения на основе архитектуры совместных разработок» (шифр «Архитектор 2021»);
  • НИР «Цифровые технологии обеспечения аэродинамического эксперимента на основе совершенствования конструкций и технологий изготовления аэродинамических моделей с повышенной информативностью» (шифр «Цифра»);
  • НИР «Исследования управления течениями при обтекании летательных аппаратов, включая ламинаризацию, с целью повышения аэродинамических характеристик» (шифр «Аэро»).

Данные о сроках и планируемых объемах бюджетного финансирования данных работ представлены ниже.

ЛОТЫ (ЛА)

 

Рекомендации Рабочей группы «Бортовое оборудование» по перечню лотов представил Заместитель Генерального директора ФГУП «ГосНИИАС» по гражданской авиации В.В. Косьянчук. В продолжение работ, ведущихся с 2017 года, были предложены 3 проекта, планируемые к реализации в 2019-2021 гг.:

  • НИР «Формирование научно-технического задела но системному облику и техническим решениям энергоэффективного бортового оборудования с единой информационно-вычислительной средой для проектов воздушных судов поколения 2025 г.» (шифр «Борт-компоненты-2025»);
  • НИР «Обоснование, исследование и разработка перспективной функциональности бортового оборудования и внешних сервисов проектов воздушных судов поколения 2025 г.» (шифр «Борт-функции-2025»);
  • НИР «Исследование, обоснование и разработка опережающих технологий в области проектирования и управления жизненным циклом бортового оборудования проектов воздушных судов поколения 2025 г.» (шифр «Борт-технологии-2025»).

Данные о сроках и планируемых объемах бюджетного финансирования данных работ – см. в прилагаемом документе.

ЛОТЫ (БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)

 

Предложения Рабочей группы «Авиационные материалы и технологии» представила Первый заместитель Генерального директора ФГУП «ВИАМ» О.Г. Оспенникова. В 2019-2021 гг. по данному направлению планируется выполнить 3 работы:

  • НИР «Разработка новых полимерных композиционных материалов и легких сплавов, технологий изготовления из них полуфабрикатов и конструктивно-подобных элементов планера, узлов и деталей самолетов нового поколения» (шифр «Планер 2020»);
  • НИР «Разработка новых полимерных, функциональных и металлических материалов и технологий изготовления полуфабрикатов для газотурбинных двигателей авиационной техники нового поколения» (шифр «Энергия»);
  • НИР «Разработка новых функциональных и полимерных композиционных материалов, технологий изготовления полуфабрикатов из легких сплавов для перспективных изделий вертолетной техники» (шифр «Эффективность»).

Данные о сроках и планируемых объемах бюджетного финансирования данных работ представлены в прилагаемом документе.

ЛОТЫ (МАТЕРИАЛЫ)

 

По направлению «Авиационные двигатели» выступил Генеральный директор ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» М.В. Гордин, который предложил к реализации в 2020-2022 гг. 2 проекта:

  • НИР «Проектно-экспериментальное обоснование возможности создания АПД на базе автомобильных двигателей и разработка технического задания на двигатель-демонстратор для легких летательных аппаратов разного назначения» (шифр «Адаптация-2020»);
  • НИР «Расчетно-экспериментальные исследования демонстратора гибридной силовой установки для перспективных летательных аппаратов» (шифр «Электролет СУ-2020»).

Информация о сроках и планируемых объемах бюджетного финансирования данных работ представлена ниже.

ЛОТЫ (ДВИГАТЕЛИ)

 

Благодаря информационному взаимодействию с организаторами, в распоряжении Ассоциации имеются более подробные материалы о содержании планируемых работ. Учитывая отсутствие официального разрешения от Экспертного совета на публикацию данных материалов, возможно индивидуальное предоставление данной информации по запросам заинтересованных организаций и экспертов по согласованию с аппаратом Экспертного совета. Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

По итогам участия в заседании Экспертного совета по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», с учетом предложений представителей организаций - участников Технологической платформы, в адрес Председателя Экспертного совета Б.С. Алёшина и Генерального директора ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» А.В. Дутова были направлены предложения Технологической платформы об участии в формировании комплексных научно-технологических проектов по направлениям развития науки и технологий в авиастроении в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности».

Данные предложения основываются на том, что в предыдущие годы Технологической платформой был накоплен большой опыт организационно-аналитической и экспертной работы в данной сфере; в частности:

  • сформирована обширная база экспертов (всего – 625 чел.), включающая в себя представителей всех сегментов авиационного рынка – научных организаций (включая институты авиационной промышленности и других отраслей, вузы, институты РАН), организаций промышленности (включая опытно-конструкторские, производственные и инжиниринговые организации), транспортных организаций (авиакомпании и др. организации воздушного транспорта), прочих организаций (консультационные, экспертные и аналитические компании);
  • сформирован состав официальных экспертов Технологической платформы в количестве 166 человек, из которых 50 чел. имеют степень доктора наук, 51 чел. – кандидата наук; основные области специализации:
    • самолеты, вертолеты и научно-технический задел (НТЗ) по аэродинамике, прочности, аэроакустике, безопасности полетов и системам управления – 79 чел.;
    • авиадвигатели и силовые установки и НТЗ по ним – 65 чел.;
    • бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и НТЗ по нему – 27 чел.;
    • авиационные агрегаты, системы и НТЗ по ним – 28 чел.;
    • авиационные материалы и технологии – 49 чел.;
    • производственные (промышленные) технологии, включая техническое обслуживание, эксплуатацию, проведение ремонта и утилизации авиационной техники – 44 чел.;
    • послепродажное обслуживание авиационной техники – 15 чел.;
    • развитие экспериментальной и полигонной базы – 42 чел.;
    • система управления воздушным движением (система организации воздушного движения) – 10 чел.;
    • наземная авиационная инфраструктура (аэродромы и аэропорты) – 6 чел.;
    • финансово-экономический и инвестиционный анализ в области авиационной деятельности – 27 чел.;
    • нормативно-правовое и методическое обеспечение развития авиастроения и авиационной деятельности – 30 чел.;
    • другие направления – 59 чел.;
  • разработана предварительная редакция Стратегической программы исследований и разработок, содержащая 178 направлений (проектов) исследований и разработок, в том числе 118 проектов по разработке и созданию авиационных технологий и 60 проектов (направлений работ) по развитию базовых компетенций авиационной науки;
  • постоянно ведется работа по актуализации аналитических и прогнозных материалов о состоянии и перспективах развития рынков и технологий в сфере деятельности Технологической платформы, наработан обширный опыт их адекватного представления, в т.ч. в формате «дорожных карт»;
  • наработан серьезный опыт организации и проведения экспертизы результатов выполнения проектов, реализуемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (всего на текущий момент победителями конкурсов Минобрнауки России стали 29 проектов, поддержанных Платформой, на общую сумму 2 888,6 млн. рублей, в т.ч. бюджетное финансирование – 1 576,1 млн. рублей, внебюджетное софинансирование – 1 312,6 млн. рублей; сроки выполнения работ – 2014-2020 гг.).

Учитывая изложенное, мы предлагаем привлечь Ассоциацию «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» к участию в формировании и согласовании комплексных научно-технологических проектов по направлениям развития науки и технологий в авиастроении в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности».

Основные подходы, предлагаемые при формировании комплексных научно-технологических проектов:

  • максимально широкий, комплексный охват всех сегментов авиационного рынка, включая авиационную технику, систему организации и управления воздушным движением и наземную авиационную инфраструктуру (аэропорты и аэродромы);
  • направленность перспективных исследований и разработок не только на создание новых летательных аппаратов и других видов авиационной техники, но и на применение и дальнейшее внедрение результатов исследовательских работ для развития (модернизации, модификации) существующих проектов и программ;
  • четкое разделение, систематизация и группировка работ перспективных исследований и разработок на работы, направленные на разработку (создание, развитие) авиационных технологий – конструктивно-технологических решений, непосредственно применимых в конструкции и в процессе производства летательных аппаратов и других видов авиационной техники; и работ, направленных на развитие компетенций авиационной науки – это, прежде всего, разработка и развитие методов и методик проведения экспериментальных исследований и испытаний, а также выполнение сопутствующих прогнозных и аналитических работ.

По итогам заседания был подписан протокол, содержащий основную информацию о рассмотренных вопросах и принятых в результате решениях.

ПРОТОКОЛ (19.07.2019 г.)

 

Также, надеемся на продолжение нашего сотрудничества c ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», всеми заинтересованными организациями по формированию и продвижению перспективных научно-технологических проектов и работ.