Главная страница / Аналитический центр / Юридический комитет

 

 

Юридический комитет

О проекте Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21»

В Ассоциацию «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» поступило письмо ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» с приглашением на заседание Научно-экспертного совета Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации по вопросу рассмотрения проекта Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», запланированное на 28 марта 2019 г.

Учитывая значимость данного документа в развитии авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, а также в деятельности Технологической платформы, аппаратом Ассоциации было организовано экспертное рассмотрение данного документа.

ФАП-21 (проект)

 

28 марта 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в заседании Научно-экспертного совета Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации, основным рассматриваемым вопросом на котором был проект Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», разработанный Министерством транспорта Российской Федерации.

Согласно информации Исполнительного директора ФАУ «Авиарегистр России», советника Генерального директора ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» А.Я. Книвеля, представленная для рассмотрения редакция проекта Правил была разработана на базе редакции Авиационных правил Межгосударственного авиационного комитета – Часть 21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей» 2013 года с внесением корректировок, учитывающих изменения в полномочиях федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области гражданской авиации, происшедших в конце 2015 г. По мнению А.Я. Книвеля, данная редакция значительно лучше предыдущих редакций, разработанных Министерством транспорта Российской Федерации, и будет целесообразным поддержать данный проект.

В то же время ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» были подготовлены ряд предложений по внесению изменений в проект Правил, которые были представлены на заседании.

ФАП-21 (поправки)

 

Наибольшая дискуссия возникла при обсуждении поправок в понятие «Независимая инспекция» и целесообразности выполнения соответствующих функций сотрудниками организации Разработчика или Изготовителя; а также возможности использования понятий и процедур, содержащихся в действующих военных стандартах по созданию изделий и их составных частей.

Ряд участников также высказали общие замечания по проекту Правил – отсутствию четкости в распределении функций и полномочий между уполномоченным органом (Росавиацией), ФАУ «Авиарегистр России» и другими участниками процесса сертификации; противоречиях в определениях используемых терминов и понятий; недостатков общей структуры и подходов к формированию документа.

В соответствии с решением заседания, просим в максимально короткий срок направить свои замечания и предложения по проекту Правил, с учетом предлагаемых ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» корректировок.

Также, размещаем на сайте ТП замечания и предложения организаций - участников и экспертов Технологической платформы, поступившие по проекту документа. Данные предложения были своевременно направлены в ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского».

Письмо Ассоциации «ТП «АМиАТ» (27.03.2019 г.)

Замечания и предложения по тексту Правил (Н.М. Антонов, ПАО «Аэрофлот»; А.Е. Бухаров, АО «УПКБ «Деталь»; Е.Б. Усольцев, АО «НПП «Звезда» имени Академика Г.И. Северина»; В.В. Бреер, ЗАО «АВИАХЭЛП ГРУПП»; С.В. Павлов, АО «ДКБА»; В.В. Краснобородько, ООО «Марка Союзного государства»)

Замечания и предложения АО «ОДК-Авиадвигатель»

Замечания и предложения АО «ЛИИ им. М.М. Громова»

Замечания и предложения АО «ОДК-Климов»

Замечания и предложения АО «ВСК»

Замечания и предложения ПАО «МИЭА»

Замечания и предложения АО «РПКБ»

Замечания и предложения ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»

Замечания и предложения ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»

Замечания и предложения Министерства промышленности и торговли Самарской области»

Замечания и предложения ПАО «ОДК-Сатурн»

Замечания и предложения ПАО «ОДК-УМПО»

Замечания и предложения ПАО «ОДК-СТАР»

Замечания и предложения ООО НПП «Прима»

По итогам состоявшегося обсуждения и решению заседания была создана рабочая группа для обработки и сведения поступивших замечаний.

Благодарим все организации и экспертов, принявших участие в рассмотрении проекта Правил. Надеемся, что наши предложения помогут улучшить разрабатываемый документ и усовершенствовать систему обязательной сертификации гражданских воздушных судов и другой авиационной техники, а также организаций - разработчиков и производителей авиационной техники в Российской Федерации с целью повышения конкурентоспособности продукции российской авиационной промышленности на внутреннем и мировом рынке.

2 апреля 2019 г. По рекомендации коллег из Министерства промышленности и торговли Российской Федерации официальные письма с замечаниями и предложениями Технологической платформы по проекту Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21» были направлены в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В целом, по нашему мнению, проект Правил требует существенной переработки (корректировки) для исправления, как содержательных моментов, так и технических ошибок, опечаток и несоответствий. Кроме того, необходимо в максимально возможной степени оптимизировать структуру и содержание документа, устранив при этом возможности его неоднозначного толкования.

По итогам рассмотрения основными замечаниями к проекту Правил являются:

  • недостатки общей структуры и подходов к формированию документа;
  • противоречия в определениях используемых терминов и понятий;
  • отсутствие четкости в распределении функций и полномочий между уполномоченным органом (Росавиацией), ФАУ «Авиарегистр России» и другими участниками процесса сертификации.