Главная страница / Деятельность / Межплатформенное взаимодействие и развитие института технологических платформ

 

Межплатформенное взаимодействие и развитие института технологических платформ в Российской Федерации

Развитие института технологических платформ в Российской Федерации началось относительно недавно – в 2010-2011 гг., когда по инициативе Правительства Российской Федерации были разработаны базовые принципы формирования и функционирования технологических платформ и утвержден их начальный (стартовый) перечень. При формировании принципов функционирования технологических платформ в Российской Федерации изучался мировой опыт, и за основу была принята европейская модель, развитие которой в странах Европейского союза осуществляется с начала 2000-х годов.

В соответствии с действующими стратегическими и методическими документами технологические платформы рассматриваются в качестве одного из ключевых координационных и кооперационных механизмов реализации национальной инновационной политики, в рамках которого наука, государство, бизнес-структуры и потребители способны выработать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, обеспечить формирование и реализацию стратегической программы исследований и разработок. Технологические платформы способны сыграть важнейшую роль на стадии, предшествующей коммерциализации, путем расширения и координации работ по созданию научно-технического задела в рамках поисковых и прикладных исследований; обеспечить эффективную поддержку внедрения и коммерциализации наиболее перспективных разработок; активно участвовать в совершенствовании нормативно-правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития. Формирование и функционирование технологических платформ рассматривается в качестве важных инструментов повышения открытости инновационной системы, создания дополнительного спроса на исследования и разработки образовательных и научных организаций, а также привлечения малого инновационного бизнеса для достижения поставленных целей государственной инновационной политики.

И хотя на правовом уровне статус технологических платформ в Российской Федерации пока не установлен (единственной государственной программой, предусматривающей участие в ее реализации технологических платформ, является ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»; государственный заказчик – Министерство образования и науки Российской Федерации), ряд платформ развивается достаточно успешно и демонстрирует хорошие результаты в сфере координации научно-технологической деятельности.

В 2016 году, благодаря усилиям Министерства экономического развития Российской Федерации, наиболее активных и инициативных технологических платформ, других заинтересованных организаций, удалось привлечь внимание к судьбе института технологических платформ в Российской Федерации, прежде всего, со стороны федеральных органов исполнительной власти, и начать дискуссию о возможностях и условиях его «перезагрузки».

Подробнее

Важнейшим направлением дальнейшего развития института технологических платформ в Российской Федерации и организации межплатформенного взаимодействия на данный момент является объединение усилий и координация действий в области разработки и принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус технологических платформ и их роль в реализации в государственной научно-технической и инновационной политики.

Основными вопросами, которые предстоит решить в ближайшее время, на наш взгляд, являются:

  • необходимость установления более жестких требований к технологическим платформам с точки зрения представительства в них основных участников рынка, исследовательских, конструкторских и производственных организаций, в т.ч. формирования соответствующих управляющих организаций, включающих основных участников платформы;
  • необходимость корректировки основных положений (требований) к порядку функционирования технологических платформ, обеспечивающих качественное и «прозрачное» формирование стратегических программ исследований и разработок, тематических планов работ и проектов, привлечение необходимого внебюджетного софинансирования;
  • установление правового статуса технологических платформ, в т.ч. их роли и функций в реализации государственных и федеральных целевых программ, порядка взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и государственными институтами развития.

Мероприятия 2018 года

Октябрь 2018 г. В Государственной Думе Российской Федерации состоялось обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ. Согласно имеющейся информации, с учетом позиции Минобрнауки России в отношении Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», депутатами Государственной Думы было предложено рассмотреть возможность принятия отдельного (специального) закона «О технологических платформах в Российской Федерации»

Благодарим коллег из Технологической платформы «МТЭВС» (Промышленность будущего) за проявленную инициативу и размещаем проект структуры федерального закона «О технологических платформах в Российской Федерации», разработанный ТП «МТЭВС».

Закон о ТП (структура)

Обращаемся к заинтересованным технологическим платформам и экспертам с просьбой рассмотреть данный документ и направить свои комментарии и предложения (в т.ч. по содержанию федерального закона «О технологических платформах в Российской Федерации».

Контактные лица от Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Согласно имеющейся информации, в ближайшее время ожидается принятие решения Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России о создании соответствующего органа (комиссии) с функциями, аналогичными ранее действовавшей Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России, включая методическое сопровождение и регулирование деятельности технологических платформ.


Сентябрь 2018 г. В сентябре 2018 г. планировалось проведение заседания Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором в соответствии с протоколом заседания МВК от 25 июня 2018 г. должен быть рассмотрен проекта доклада в Правительство Российской Федерации по вопросам дальнейшего развития института технологических платформ в Российской Федерации (Подробнее).

Заинтересованными технологическими платформами, в т.ч. нашей Платформой, были подготовлены и направлены для рассмотрения и согласования предложения по оптимальным направлениям и формату взаимодействия технологических платформ с федеральными органами исполнительной власти, евразийскими технологическими платформами, рабочими группами Национальной технологической инициативы доклады, а также по проекту доклада в Правительство Российской Федерации.

Однако, рассмотрение данного вопроса на ближайшем заседании МВК оказалось невозможным, так как Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2018 г. № 444 «Об упорядочении деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации» был упразднен Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России и соответственно действовавшая при нем Межведомственная комиссия по технологическому развитию.  

Учитывая сложившуюся ситуацию, нашей Платформой совместно с рядом других ведущих технологических платформ, прежде всего тех, которые уже функционируют в форме некоммерческих организаций (ассоциаций) – проводятся консультации и совещания, на которых рассматриваются вопросы дальнейшего развития института технологических платформ в Российской Федерации и планы совместных действий в данном направлении.

12 сентября 2018 г. состоялось совещание представителей технологических платформ с Заместителем Президента Российской академии наук, членом-корреспондентом РАН В.В. Ивановым. На совещании были рассмотрены вопросы взаимодействия технологических платформ с Российской академией наук, в т.ч. по вопросам подготовки доклада о реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации, организации взаимодействия с Координационным советом по приоритетным направлениям научно-технологического развития Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, взаимодействия с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

После совещания с Заместителем Президента Российской академии наук состоялось рабочее совещание заинтересованных технологических платформ, на котором были рассмотрены ключевые стратегические направления и ближайшие совместно планируемые действия, в т.ч. текущая ситуация с продвижением проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ, вопросы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и другими заинтересованными организациями, другие организационные, правовые и методические вопросы.

На совещании были представлены и рассмотрены документы по дальнейшему развитию института технологических платформ в Российской Федерации, подготовленные ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии»:

Предложения по повышению эффективности и дальнейшему развитию института технологических платформ в Российской Федерации (проект доклада в Правительство Российской Федерации)

Предложения по оптимальным направлениям и формату взаимодействия технологических платформ с федеральными органами исполнительной власти, евразийскими технологическими платформами, рабочими группами Национальной технологической инициативы

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ

Также, на основании предложения Исполнительного директора Ассоциации «Технологическая Платформа БиоТех2030» А.Г. Осьмаковой была достигнута предварительная договоренность о формировании и согласовании проекта документа (стандарта, положения) об экспертизе технологических платформ, который планируется предложить для подписания всем заинтересованным технологическим платформам, а в дальнейшем использовать в качестве основы для организации взаимодействия и проведения экспертизы техплатформ для заинтересованных органов и организаций. В настоящее время ведется осуждение возможного формата и содержания данного документа.


25 июня 2018 г. Состоялось заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором были рассмотрены вопросы текущего и перспективного развития технологических платформ в Российской Федерации. Вел заседание Председатель Комиссии, Заместитель Председателя Внешэкономбанка (главный экономист) – член Правления А.Н. Клепач.

Повестка дня заседания включала следующие вопросы, связанные с деятельностью технологических платформ:

  • О рейтинге технологических платформ по итогам мониторинга за 2017 год;
  • Анализ взаимодействия компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, с технологическими платформами.

Ответственный секретарь Комиссии, Директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е. Шадрин проинформировал об основных изменениях в перечне технологических платформ, решения по которым планируется вынести на рассмотрение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России; а заведующая лабораторией ИМЭИ ВАВТ Т.А. Желтоножко представила основные результаты ежегодного мониторинга деятельности технологических платформ и их взаимодействия с компаниями с государственным участием по итогам анализа отчетных материалов технологических платформ и компаний с государственным участием.

Согласно представленной информации, по итогам мониторинга деятельности технологических платформ за 2017 год ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» была отнесена к группе платформ с высоким уровнем результативности (всего в группе – 10 платформ), и заняла 1 место – по количеству компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития и осуществляющих или планирующих осуществлять взаимодействие с платформой (всего – 9 компаний).

О рейтинге технологических платформ: Принципы составления рейтинга российских платформ изначально вызывали вопросы. В 2016-2017 гг. активно обсуждался вопрос о необходимости актуализации стратегических программ исследований и разработок технологических платформ с точки зрения их представления в более «проектно-ориентированном» формате; были внесены изменения в методические материалы по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы; платформам было рекомендовано представить обновленные и максимально качественно выполненные программы. Соответственно, в этом году самые высокие баллы получили те платформы, которые представили актуализированные СПИ, в составе которых присутствовали так называемые «дорожные карты» (планы развития технологических направлений/проектов/работ). В связи с этим, платформы, сделавшие акцент в своей деятельности на другие аспекты, в частности, на активную практическую работу (проектную, экспертную), оказались значительно ниже в рейтинге.

Также остается нерешенной проблема с выполнением требований по отчетности технологических платформ. Мы уже неоднократно поднимали данный вопрос, в т.ч. на недавно состоявшемся круглом столе в рамках выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2017»: в связи с тем, что функционально состав российских платформ сильно неоднороден (некоторые платформы фактически являются подразделениями крупных государственных компаний или научных центров; другие функционируют преимущественно за счет членских взносов своих участников в качестве некоммерческих организаций; часть платформ фактически не действуют, а существуют только на бумаге) – для многих из них некоторые требования по содержанию деятельности и предоставлению соответствующей отчетности являются практически невыполнимыми. Также проблемным остается вопрос с финансированием организационной и экспертно-аналитической деятельности платформ, необходимой в т.ч. для проведения качественных исследовательских и аналитических работ по изучению и прогнозированию развития рынков и технологий в соответствующей сфере. Планируемые в 2012-2013 гг. средства федерального бюджета на поддержку организационного развития платформ так и не были выделены; а стимулов для участия в финансировании данных работ крупных, прежде всего, государственных компаний, явно недостаточно.

Подобные проблемы делают затруднительным или практически невозможным дальнейшее функционирование ряда платформ и требуют, на наш взгляд, незамедлительного внимания со стороны федеральных органов исполнительной власти и государственных институтов развития с целью выработки более гибких требований и рекомендаций по стандартам деятельности технологических платформ. Одобренные в октябре 2017 г. новые редакции Положения о порядке формирования и функционирования технологических платформ, методических материалов по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы за прошедший период, плана действий технологической платформы, а также по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы – практически ничего не изменили в существующей системе регламентации деятельности платформ, и, главное – не создали практических механизмов реализации стратегических программ исследований и разработок платформ.

Возможным вариантом дальнейшего развития института технологических платформ и их эффективного участия в реализации государственной научно-технической и инновационной политики, на наш взгляд, могло бы стать введение системы классификации платформ с целью поэтапного приведения их функциональной структуры к целевым параметрам, соответствующим современным международным требованиям. И, самое главное – внесение необходимых поправок в законодательство Российской Федерации и формирование нормативно-правовой базы, четко регулирующей деятельность платформ, в т.ч. по вопросам взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и другими государственными инструментами поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

В качестве прецедента, на заседании было рассмотрено первое поступившее предложение об исключении из официального перечня платформ Технологической платформы «Радиационные технологии». В докладе И.М. Михеевой были представлены основные результаты деятельности данной платформы и высказано предложение о завершении ее функционирования и исключении из перечня платформ, утвержденного решениями Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям и Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Согласно представленной информации, за прошедший с момента создания платформы период ее координаторы – сначала Фонд «Сколково», а затем Ассоциация «Радтех» – вели достаточно активную деятельность и обеспечили выполнение практически всех требований методических рекомендаций по функционированию платформ. Была разработана концепция стратегической программы исследований и разработок, выполнено около 50 НИОКР, запущено около 30 стартапов, сформировано 5 консорциумов в области микроэлектроники, медицины и обрабатывающей промышленности (подробная информация о деятельности ТП «Радиационные технологии» представлена в приложении к Протоколу заседания МВК – см. ниже). И, тем не менее, координатор платформы принял решение о прекращении ее функционирования, а Комиссия признала выполненными задачи, для которых данная платформа создавалась.

К сожалению, в заседании не принимали участие представители организаций - участников и инициаторов создания Платформы, не были обозначены изначально поставленные цели создания ТП и анализ степени их достижения. Также, не рассматривались вопросы финансового обеспечения деятельности Платформы и эффективность ее взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, другими институтами развития. Единственным вопросом, поднятым на заседании, был вопрос о взаимодействии с профильной государственной корпорацией – ГК «Росатом», которая, по словам И.М. Михеевой, фактически не принимала участие в работе платформы.

Также на заседании (как и на предшествующем совещании в Минэкономразвития России) был затронут вопрос о Технологической платформе «Развитие российских светодиодных технологий». В предыдущие годы функции координатора данной платформы достаточно эффективно осуществляла некоммерческая организация – Ассоциация Производителей Светодиодов и Систем на их основе (АПСС). Однако в последние годы руководство Ассоциации неоднократно высказывалось об отсутствии реальных механизмов государственной поддержки функционирования платформ и фактически прекратило деятельность по обеспечению работы Платформы, включая представление соответствующей отчетности в Минэкономразвития России. Министерством экономического развития функции координатора платформы было предложено взять на себя АО «Росэлектроника» (входит в состав Государственной корпорации «Ростех»), однако представитель компании А.В. Брыкин высказался о возможности передачи функций координатора платформы другой холдинговой компании ГК «Ростех» – АО «Швабе» либо исключении ее из Перечня технологических платформ.

Еще одной технологической платформой, фактически прекратившей свое существование, стала ТП «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт», координатором которой является ПАО «РЖД». Представитель компании П.В. Свистунов не смог ответь на вопрос о перспективах и будущем данной Платформы.

В рамках обсуждения представленных докладов Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким поднял вопрос о механизмах взаимодействия технологических платформ с федеральными органами исполнительной власти, прежде всего, в части разработки, корректировки и реализации ключевых документов стратегического развития и государственных программ в соответствующей сфере и их взаимной увязки со стратегическими программами исследований и разработок технологических платформ, на примере деятельности ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

Суть вопроса состоит в том, что многие платформы, вложившие серьезные аналитические и финансовые ресурсы в разработку и актуализацию стратегических программ исследований и разработок (СПИ) – основных документов технологического развития соответствующих отраслей, оказались в ситуации, когда практически невозможно организовать системную работу по их практической реализации.

В условиях отсутствия установленных на правовом уровне механизмов взаимодействия и координации с федеральными органами исполнительной власти и другими государственными институтами развития, стратегические программы платформ оказались «подвешенными», либо произошло их «растаскивание» на отдельные проекты или документы. Причем, из-за требований методических документов, регламентирующих деятельность платформ, о необходимости открытого опубликования программ на сайтах платформ, во многих случаях данные программы стали источниками ценной аналитической информации для сторонних организаций и лиц, а в некоторых случаях послужили основой для формирования альтернативных научно-технологических инициатив со значительной зауженной (частной) тематикой.

Фактически, на данный момент оказался пока невостребованным наиболее ценный ресурс, которым обладают технологические платформы, а именно – возможность комплексного и интеграционного подхода к планированию и проведению перспективных исследований и разработок, организации сбалансированного взаимодействия науки, бизнеса и государства в области создания и внедрения инноваций. С учетом чрезвычайно амбициозных задач, поставленных Президентом Российской Федерации в сфере технологического развития на период до 2024 года, в настоящее время очень важно переосмыслить опыт деятельности технологических платформ и в максимальной степени использовать накопленный ими экспертный и организационный потенциал для ускорения научно-технологического и инновационного развития страны.

В блоке, посвященном технологическим платформам, также выступил представитель Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ») А.А. Ежов, который проинформировал о разработке национальной программы развития управляемого термоядерного синтеза и плазменных технологий и предложении изменить название соответствующей технологической платформы с «Управляемый термоядерный синтез» на «Термоядерный синтез и плазменные технологии» для укрепления горизонтальных связей и расширения состава участников.

Отдельный блок вопросов совещания был посвящен программам инновационного развития компаний с государственным участием. Данный инструмент, направленный на стимулирование разработки и внедрения инноваций, был запущен одновременно с созданием института технологических платформ. На совещании были представлены и обсуждены новые редакции методических рекомендаций по разработке программ инновационного развития и оценке эффективности их выполнения.

По итогам обсуждения вопросов о функционировании российских технологических платформ Председатель Комиссии А.Н. Клепач предложил – на базе предложений организаций - координаторов платформ к сентябрю 2018 г. подготовить доклад в Правительство Российской Федерации о результатах и перспективах развития института технологических платформ в Российской Федерации, включая предложения по совершенствованию механизмов их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и компаниями с государственным участием.

ПРОТОКОЛ (25.06.2018 г.)

 

Также, в ближайшее время планируется более подробное обсуждение вопросов, поднятых на данном заседании (а также на предшествующем ему рабочем совещании в Минэкономразвития России) с участием представителей ведущих российских технологических платформ и других заинтересованных организаций.

В рамках подготовки к данному совещанию публикуем предварительный перечень направлений (механизмов) взаимодействия технологических платформ с федеральными органами исполнительной власти и другими государственными инситутами научно-технического и инновационного развития, подготовленный нашей и другими заинтересованными технологическими платформами:

  • согласование проектов стратегических и программных документов развития соответствующих отраслей, общероссийских (межотраслевых) документов научно-технологического и инновационного развития, стратегий и программ развития компаний с государственным участием с профильными технологическими платформами (в соответствии со сроками, установленными правилами и порядком разработки и реализации соответствующих документов);
  • рассмотрение и согласование федеральными органами исполнительной власти проектов стратегических программ исследований и разработок технологических платформ (постоянно, в соответствии со сроками и порядком разработки и актуализации соответствующих программ);
  • учет институтами развития проектов, включенных в стратегические программы исследований и разработок технологических платформ, в качестве первоочередных;
  • рассмотрение и согласование прогнозов развития рынков и технологий в сфере деятельности технологических платформ с положениями и мероприятиями отраслевых и межотраслевых стратегических и программных документов, планами и программами деятельности соответствующих органов и организаций (регулярно, не реже 1 раза в год);
  • включение представителей технологических платформ в состав экспертных, координационных, совещательных, руководящих и рабочих органов по вопросам разработки и реализации государственных и федеральных целевых программ, соответствующих фондов и институтов развития;
  • учет предложений технологических платформ при формировании тематик конкурсных лотов на очередной период действия государственных и федеральных целевых программ, программ (планов) деятельности соответствующих фондов и институтов развития (постоянно, в соответствии с правилами и порядком управления программами; документами, регулирующими деятельность фондов и институтов развития);
  • участие технологических платформ в проведении экспертизы предложений (заявок) на выполнение работ и оценке полученных результатов в рамках реализации соответствующих государственных и федеральных целевых программ, деятельности фондов и институтов развития (постоянно, в соответствии с правилами и порядком управления программами; документами, регулирующими деятельность фондов и институтов развития).

В проект доклада в Правительство Российской Федерации по вопросам дальнейшего развития института технологических платформ в Российской Федерации предлагается включить следующие основные положения (разделы):

  • цели создания технологических платформ и задачи государственной научно-технической и инновационной политики, на решение которых должна быть направлена деятельность технологических платформ;
  • требования, предъявляемые к технологическим платформам;
  • порядок и условия участия технологических платформ в реализации государственных и федеральных целевых программ;
  • механизмы взаимодействия технологических платформ с федеральными органами исполнительной власти, государственными фондами и институтами развития, государственными корпорациями и компаниями с государственным участием;
  • предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и проектам нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность технологических платформ.

Для обоснования предложений по дальнейшему развитию института технологических платформ в Российской Федерации и подготовки соответствующего доклада в Правительство Российской Федерации обращаемся ко всем заинтересованным технологическим платформам с просьбой представить свои предложения по указанным выше направлениям, а также информацию об основных результатах деятельности вашей платформы за прошедший период:

  • наиболее значимые инициативы, предложенные и реализованные технологической платформой, в т.ч. проекты стратегических и программных документов,  нормативно-правовых актов и иных документов, связанных с развитием перспективных рынков и технологий, подготовленные и направленные в соответствующие федеральные органы исполнительной власти;
  • количество проектов, инициированных ТП за прошедший период, в т.ч. получивших соответствующее бюджетное и внебюджетное финансирование (сводные агрегированные данные);
  • данные о наличии некоммерческой организации, осуществляющей функции управления ТП (дата создания некоммерческой организации, количество организаций - членов некоммерческой организации, способы финансирования деятельности ТП: членские взносы, другие источники).

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).


31 января 2018 г. в Министерстве экономического развития Российской Федерации состоялось совещание - семинар, посвященный инструментам и механизмам поддержки инновационного бизнеса в Российской Федерации.

Участие в данном мероприятии было чрезвычайно полезным для Технологической платформы, так как позволило актуализировать информацию и более детально познакомиться с инструментами и механизмами поддержки инновационной деятельности, существующими в Российской Федерации. Благодаря инициативе Министерства экономического развития Российской Федерации, в совещании - семинаре приняли участие практически все основные государственные фонды и институты развития, осуществляющие поддержку инновационной деятельности в Российской Федерации.

Открыл мероприятие Директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России А.Е. Шадрин. Он же выступил модератором во всех блоках состоявшегося совещания - семинара.

В докладе А.Е. Шадрина была представлена базовая информация о реализуемых Министерством экономического развития Российской Федерации мерах поддержки следующих направлений:

  • приоритетный проект «Поддержка частных высокотехнологических компаний - лидеров» («Национальные чемпионы»);
  • инновационные территориальные кластеры;
  • технологические платформы.

В докладе также была представлена подробная информация о планируемых коммуникационных мероприятиях (семинарах, конференциях, и т.п.) на 2018 год, включая международные российские мероприятия.

Заместитель Директора Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России О.В. Плаксин в своем докладе рассказал о мерах государственной поддержки внешнеэкономической деятельности российских компаний, оказываемых Минэкономразвития России. Данные меры касаются, прежде всего, поддержки экспорта, привлечения инвестиций, а также импорта технологий; и носят, в-основном, нефинансовый характер (информационно-аналитическое содействие, консультационное содействие, рекламное содействие, организационное содействие).

Ведущий эксперт отдела таможенно-тарифного регулирования Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России В.Л. Космарский рассказал о существующих возможностях участия бизнес-сообщества в формировании и реализации таможенно-тарифной политики Российской Федерации. Были рассмотрены процедурные вопросы функционирования существующих в Российской Федерации и в рамках ЕврАзЭС органов и практики изменения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

В докладе эксперта по поддержке экспорта АО «РЭЦ» А.С. Рыбаловой была представлена общая информация об АО «Российский экспортный центр» и, отдельно – о существующих механизмах нефинансовой поддержки российских экспортеров, в частности:

  • Программа продвижения продукции на внешние рынки (обеспечение участия в международных конгрессно-выставочных мероприятиях и деловых миссиях) – Постановление Правительства РФ от 24.04.2017 г. № 488;
  • Специальная программа поддержки сертификации и омологации на внешних рынках – Постановление Правительства РФ от 17.12.2016 г. № 1388;
  • Содействие регистрации интеллектуальной собственности за рубежом – Постановление Правительства РФ от 15.12.2016 г. № 1368;
  • Программа поддержки транспортировки продукции – Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 г. № 496.

Доклад Директора Департамента кредитно-страховой поддержки крупных экспортеров в АО «Российский экспортный центр» Е.В. Марьясовой был посвящен финансовым мерам поддержки российских экспортеров, реализуемым Группой РЭЦ; основными из которых являются – кредитно-гарантийная поддержка бизнеса (осуществляется АО «Росэксимбанк) и страхование (осуществляется АО «ЭКСАР»), включая программы поддержки эксперта высокотехнологичной продукции, реализуемые в рамках Постановления Правительства РФ от 08.06.2015 г. № 566 и Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 г. № 620.

Представитель Внешэкономбанка Е.В. Еськова рассказала об основных механизмах поддержки экспорта, реализуемых Внешэкономбанком, в числе которых – кредитная поддержка, гарантии, экспортные аккредитивы.

Отдельный блок мероприятия был посвящен представлению инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемым АО «Корпорация МСП»:

  • Обеспечение доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков (докладчик – заместитель руководителя Дирекции информационного и методического содействия организации закупок у субъектов МСП - начальник отдела Н.В. Битюкова);
  • Финансовая поддержка субъектов МСП (докладчик – советник Дирекции каналов продаж и взаимодействия с финансовыми организациями-партнерами В.О. Музыка), включая следующие направления:
    • гарантийная поддержка (предоставление независимых гарантий Корпорации для обеспечения кредитов субъектов МСП в банках-партнерах и организациях-партнерах);
    • кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • лизинг оборудования для субъектов индивидуального и малого предпринимательства, реализуемой региональными лизинговыми компаниями;
    • оказание поддержки компаниям и инвестиционным проектам в сфере несырьевого экспорта (программа «Инвестиционный лифт»);
  • Портал Бизнес-навигатора МСП (докладчик – начальник отдела Дирекции маркетинговой и информационной поддержки А.С. Долгополова).

Весьма ярким и эмоциональным оказалось выступление Заместителя Управляющего директора ООО «ВЭБ Инновации» И.М. Файнберга, посвященное мерам поддержки инновационных проектов со стороны ООО «ВЭБ Инновации». В докладе были представлены основные направления инвестиций в прорывные технологии, осуществляемых ООО «ВЭБ Инновации» в соответствии со Стратегией развития ВЭБ до 2021 года; а также формы поддержки инновационных проектов:

  • займы, в том числе льготные;
  • участие в капитале и привлечение соинвесторов;
  • помощь в выходе на международные рынки.

В докладе руководителя отдела инструментов промышленной политики Фонда развития промышленности А.В. Маркова были представлены основные меры поддержки промышленных предприятий, осуществляемые Фондом развития промышленности (совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации), в том числе:

  • субсидии промышленным предприятиям на уплату процентов по кредитам – Постановление Правительства РФ от 03.01.2014 г. № 3;
  • специальный инвестиционный контракт (СПИК; Постановление Правительства РФ от 16.06.2015 г. № 708);
  • субсидирование части затрат на НИОКР (ПП РФ от 30.12.2013 г. № 1312).

Управляющий директор по сопровождению проектов в органах власти ООО «УК «РОСНАНО» Т.Э. Котляр представил доклад об инструментах инвестиционного финансирования инновационных проектов, имеющихся и развиваемых в Группе «РОСНАНО». Выступающий отметил большую заинтересованность ООО «УК «РОСНАНО» в новых инновационных проектах, а также достаточно широкий круг отраслей и технологий, относящихся к сфере деятельности компании.

Весьма информативным оказалось выступление представителя Российского фонда прямых инвестиций В.В. Коварского. В докладе была представлена как общая информация о Российском фонде прямых инвестиций, так и особенности отдельных направлений (механизмов) поддержки компаний от РФПИ, в частности, программы «Инвестиционный лифт». Также докладчик рассказал о критериях и процедурах принятия инвестиционных решений в РФПИ.

Очень полезным для Технологической платформы стал доклад представителя Фонда содействия инновациям В.О. Демченко, так как в предыдущие годы ряд компаний и проектных коллективов уже обращались к нам за консультационной поддержкой по участию в грантовых программах Фонда. В докладе достаточно системно представлены основные программы и условия финансирования, предоставляемые Фондом, включая программы:

  • «Умник»;
  • «Старт» и «Бизнес-старт»;
  • «Развитие»;
  • «Коммерциализация».

Особенно актуальным для Технологической платформы стал доклад Заместителя Директора Департамента науки и технологий Минобрнауки России М.Ш. Минцаева, посвященный ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»; так как в настоящее время ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» является единственной государственной программой, предусматривающей участие технологических платформ в ее реализации. В докладе была представлена актуальная информация об особенностях формирования тематик и проведения конкурсов, связанных с реализацией приоритетов, установленных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Доклад Руководителя проектного офиса Федерального института промышленной собственности О.В. Ены был посвящен патентной аналитике, связанной с защитой объектов интеллектуальной собственности. В докладе были представлены основные направления и подходы по патентному анализу перспективных технологических направлений и исследованиям технологических позиций компаний - мировых лидеров.

В докладе Заведующего отделом подготовки аналитических материалов и мониторинга использования РИД Федерального института промышленной собственности М.Г. Ивановой, посвященном практическим аспектам управления интеллектуальной собственностью, была представлена сводная информация о патентной активности в Российской Федерации за последние годы; новые «цифровые» проекты Роспатента, реализуемые в рамках Плана мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»; а также последние изменения системы налогообложения имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и размера патентных пошлин.

Весьма информативным оказался доклад представителя Фонда «Сколково» – Директора по операционной работе Кластера энергоэффективных технологий О.Е. Перцовского. В докладе достаточно подробно была представлена информация об инструментах и компетенциях Фонда «Сколково» по поддержке малых инновационных компаний, включая:

  • поиск и привлечение проектов;
  • экспертиза;
  • компетенции по акселерации;
  • финансовая поддержка проектов;
  • сервисы.

Директор по развитию инновационной экосистемы АО «РВК» А.Н. Гусев представил доклад о роли АО «РВК» как интегратора программ поддержки высокотехнологичных отраслей экономики». На примере НТИ в докладе весьма наглядно показана существующая в Российской Федерации система мер поддержки компаний от старта до масштабирования и выхода на глобальный рынок за счет интеграции различных форм и источников поддержки.

Заместитель лидера - соруководителя рабочей группы Национальной технологической инициативы «Технет» Е.В. Белослудцев рассказал о проектах и дорожной карте «Технет» Национальной технологической инициативы, включая механизмы инициирования и софинансирования проектов по направлению «Технет».

Заместитель директора Департамента государственного управления Минэкономразвития России А.О. Лебедев представил программу «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

Заместитель Генерального директора по работе с государственными органами ГК InfoWatch Р.А. Кпецких рассказал о реализации дорожной карты «Информационная безопасность» программы «Цифровая экономика».

Презентация (А.Е. Шадрин, МЭР России)

Презентация (О.В. Плаксин, МЭР России)

Презентация (А.С. Рыбалова, РЭЦ)

Презентация (Е.В. Марьясова, РЭЦ)

Презентация (Н.В. Биткова, Корпорация МСП)

Презентация В.О. Музыка, Корпорация МСП)

Презентация (А.С. Долгополова, Корпорация МСП)

Презентация (И.М. Файнберг, ВЭБ Инновации)

Презентация (А.В. Марков, ФРП)

Презентация (Т.Э. Котляр, Роснано)

Презентация (В.В. Коварский, РФПИ)

Презентация (В.О. Демченко, Фонд содействия инновациям)

Презентация (М.Ш. Минцаев, Фонд содействия инновациям)

Презентация (О.В. Ена, ФИПС)

Презентация (М.Г. Иванова, ФИПС)

Презентация (О.Е. Перцовский, Фонд «Сколково»)

Презентация (А.Н. Гусев, РВК)

Презентация (Е.В. Белослудцев, Технет)

Презентация (А.О. Лебедев, МЭР России)

Презентация (Р.А. Кпецких, InfoWatch)

В ходе мероприятия участники семинара, многие из которых уже имеют опыт взаимодействия с представленными инструментами поддержки инновационной деятельности, задавали уточняющие вопросы, связанные с практикой экспертной и проектной работы.

С точки зрения текущей ситуации с функционированием и развитием нашей Технологической платформы, на данном этапе очень важно наладить эффективное взаимодействие с представленными на мероприятии и другими действующими в нашей стране специализированными фондами и институтами развития. Это позволит расшить спектр имеющихся возможностей по поддержке и продвижению перспективных проектов (направлений работ).

Что касается дальнейших планов организаторов в данной сфере, то в ближайшее время планируется проведение специального мероприятия, на котором будут представлены инструменты поддержки развития промышленности, реализуемые Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Основные мероприятия 2017 года

14 декабря 2017 г. в рамках выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2017» состоялся Круглый стол «Роль технологических платформ в современной инновационной системе». В мероприятии приняли участие представители Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства научных организаций, Евразийской экономической комиссии, Внешэкономбанка, Российского фонда фундаментальных исследований, ведущих компаний с государственным участием, эксперты. На круглом столе были представлены большинство российских технологических платформ, в том числе Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

В качестве основных тем круглого стола были заявлены:

  • организация научно-технического сотрудничества подведомственных ФАНО России учреждений с технологическими платформами при формировании и реализации КПНИ;
  • совершенствование деятельности технологических платформ.

Модератором Круглого стола выступил Директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерство экономического развития Российской Федерации А.Е. Шадрин.

При обсуждении доклада Первого заместителя руководителя ФАНО России А.М. Медведева завязалась дискуссия о возможностях взаимодействия между технологическими платформами и ФАНО России при формировании и реализации комплексных планов научных исследований. Председатель Правления Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, отметив в целом высокий уровень методических документов по формированию комплексных планов научных исследований, разработанных ФАНО России – обратил внимание на концентрацию планируемых в КПНИ направлений исследований на отдельных направлениях (компетенциях), имеющихся в конкретных научных учреждениях, в отсутствие четко поставленных задач и сформулированных требований, необходимых для обеспечения конкурентоспособности российский компаний; также в составе экспертных органов КПНИ недостаточно представлены интересы бизнеса (промышленности).

Многие выступившие эксперты поддержали данные предложения. По итогам мероприятия было предложено провести специальное совещание в Минэкономразвития России, на котором планируется рассмотреть вопросы взаимодействия между ФАНО России и технологическими платформами при формировании и реализации КПНИ, с учетом поставленных вопросов.

Член Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России А.Г. Белова отметила, что, по ее мнению, после начального этапа «повального формирования» технологических платформ в 2011-2012 гг., активность платформ существенно снизилась; после этого российские технологические платформы прошли низшую точку, и сейчас начался их медленный рост. Характеризуя общую ситуацию в России с инновациями, А.Г. Белова отметила слабый спрос по данному направлению со стороны государственных компаний и малую вовлеченность бизнеса в деятельность технологических платформ, в качестве примера приведя ТП «Твердые полезные ископаемые», где среди 80 участников большинство составляют вузы и институты РАН, и очень мало компаний из реального сектора.

В качестве перспективных направлений участия технологических платформ и стимулирования инновационной деятельности А.Г. Белова обратила внимание на необходимость проведения регулярного бенч-маркинга (сравнения) на предмет оценки (соответствия) российских технологий лучшим международным практикам, а также положительные результаты реализации проектов исследований и разработок, в софинанировании которых принимал участие бизнес.

Заместитель директора Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии А.В. Готовский рассказал о возможностях формирования евразийских технологических платформ и инструментах поддержки реализуемых ими проектов.

В докладе Председателя Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Кима на тему «Функциональные модели российских технологических платформ: предложения по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти и государственными институтами развития» был представлен опыт Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» по созданию, развитию и обеспечению функционирования некоммерческой организации (Ассоциации).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА

В докладе также были проанализированы различные функциональные модели российских технологических платформ, отмечена необходимость и возможности по законодательному регулированию основных положений. А.А. Ким предложил заинтересованным технологическим платформам сформировать общее видение предлагаемых изменений (дополнений) в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и организовать сбор информации (данных) о результатах деятельности платформ для подготовки качественной пояснительной записки - обоснования необходимости внесения законодательных изменений.


5 декабря 2017 г. в офисе Технологической платформы «Фотоника» состоялась рабочая встреча - совещание технологических платформ по обсуждению и согласованию предложений по внесению изменений (дополнений) в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», предусматривающих установление правового статуса технологических платформ и определение их роли и места в формировании и реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

В совещании приняли участие: координатор Технологической платформы «Фотоника» И.Б. Ковш, Председатель Правления Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, представители Технологической платформы «Технологии экологического развития» Е.А. Годня и Технологической платформы «Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем» Е.С. Сазонова.

И.Б. Ковш проинформировал участников совещания о возможности внесения изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части государственной поддержки инновационной деятельности для отражения в этом ФЗ деятельности российских технологических платформ, при участии Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ и Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Для того, чтобы инициировать данные изменения необходимо подготовить согласованную редакцию проекта соответствующего законопроекта.

В целом, все участники совещания согласились с необходимостью законодательного регулирования деятельности технологических платформ в Российской Федерации. Основные разногласия возникли при формулировании самого понятия (определения) «технологической платформы». Председатель Правления Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким предложил основываться на положениях действующей Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р; а также определении, содержащемся в «Положении о порядке формирования и функционирования технологических платформ», согласованном на заседании Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 2 октября 2017 г., с учетом положений проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», предусматривающего создание и функционирование технологических платформ в форме некоммерческой организации.

Представитель Технологической платформы «Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем» Е.С. Сазонова, напротив, настаивала на необходимости не указывать в законе форму создания и функционирования технологических платформ.

По итогам совещания участники договорились представить проекты уточненных редакций проекта закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ»; а также пояснительной записки, обосновывающей необходимость внесения данных изменений – и решили действовать согласованно в данном направлении.

Обсуждение данного вопроса планируется продолжить на Круглом столе «Роль технологических платформ в современной инновационной системе», который состоится в рамках выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2017» 14 декабря 2017 г.


9 ноября 2017 г. в Государственной Думе состоялось заседание Экспертного совета при Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, посвященное рассмотрению вопроса о месте и роли российских технологических платформ в инновационной инфраструктуре Российской Федерации, необходимости внесения изменений (дополнений) в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и в проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». По приглашению организаторов мероприятия представители Технологической платформы приняли участие в данном заседании.

Вел заседание Председатель Экспертного совета при Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации по фотонике А.Л. Ветлужских. В заседании приняли участие: Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству В.В. Гутенев, Директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России С.Ю. Матвеев, Директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России А.Е. Шадрин, Директор Департамента Минпромторга России Д.В. Капранов, Заместитель Директора Фонда развития промышленности В.В. Распопов, представители организаций и эксперты.

С постановочным докладом выступил Заместитель Председателя Экспертного совета, координатор Технологической платформы «Фотоника» И.Б. Ковш.

Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким проинформировал участников заседания о деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и представил предложения по правовому регулированию деятельности технологических платформ, включая предлагаемые изменения (дополнения) в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

ПОПРАВКИ В ЗАКОН О НАУКЕ

 


2 октября 2017 г. состоялось заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Заседание было посвящено рассмотрению и согласованию основных документов, регламентирующих деятельность технологических платформ, а также рассмотрению вопросов, связанных с развитием композиционных и других перспективных материалов. Вел заседание Председатель Комиссии, Заместитель Председателя Внешэкономбанка (главный экономист) – член Правления А.Н. Клепач.

Обсуждение проекта Положения о порядке формирования и функционирования технологических платформ началось с дискуссии об определении самого понятия «технологическая платформа». Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким предложил заменить в определении слово «объект» на слово «субъект», которое, на наш взгляд, более точно отражает суть данного понятия и соответствует действующему Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике»:

«под технологической платформой понимается субъект инновационной инфраструктуры, позволяющий обеспечить эффективную координацию и коммуникацию участников научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок и развитие человеческого капитала на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, образования, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы, формирование общего видения перспективных направлений научно-технологического, инновационного развития, содействие в выработке государственной политики в сфере функционирования технологической платформы» (Положение, п. 2, пп. «а»)

(курсивом выделены изменения, предложенные ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии»; по нашему мнению, данное определение также не является оптимальным, так как определяет ключевое понятие «технологическая платформа» не напрямую, а через другое понятие – «объект/субъект/элемент инновационной инфраструктуры», что, в принципе, не является корректным. Нашей Платформой предложено следующее определение:

«под технологической платформой понимается координационный и коммуникационный инструмент, функционирующий в форме некоммерческой организации, объединяющей основных участников рынка в соответствующей сфере, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества), а также на совершенствование нормативной правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития».

При обсуждении проектов новых редакций документов, регламентирующих деятельность технологических платформ, возникла достаточно напряженная дискуссия о требованиях, предъявляемых к результатам деятельности технологических платформ, а также их функциональных возможностях. Профессор НИУ «Высшая школа экономики» А.Г. Белова предложила в Методических материалах по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы за прошедший период, плана действий технологической платформы на текущий год усилить разделы, связанные с представлением данных о результатах реализации конкретных проектов и инициатив, предложенных технологическими платформами, а также степенью удовлетворенности бизнеса от участия в технологических платформах. Директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России А.Е. Шадрин аргументировал предложенную Министерством относительно «мягкую» редакцию данных методических материалов отсутствием на данный момент прямых рычагов государственной поддержки (финансирования) деятельности технологических платформ.

Сопредседатель ТП «Малая распределенная энергетика», Заместитель Генерального директора ФГБУ «РЭА» И.С. Кожуховский, поделившись опытом своей Технологической платформы, которая, по его словам, вывела на новый уровень направление развития малой распределенной энергетики в Российской Федерации, но фактически оказалась отодвинутой от деятельности министерств и крупнейших компаний в данной сфере, обратил внимание присутствующих на необходимость установления правового статуса технологических платформ, более четкого их позиционирования в сфере реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

Председатель Комиссии А.Н. Клепач, в целом согласившись с необходимостью более четкого позиционирования технологических платформ в сфере деятельности федеральных органов исполнительной власти и институтов развития, предложил платформам активизировать работу в области подготовки и инициирования новых проектов, которые могли бы продемонстрировать реальные результаты деятельности платформ. Со своей стороны, при  наличии данных проектов Комиссия и Министерство экономического развития Российской Федерации могли бы оказать поддержку платформам в продвижении предложенных ими проектов, в том числе в части взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и государственными институтами развития.

ПРОТОКОЛ

 


13 сентября 2017 г. представители Технологической платформы приняли участие в совещании в Министерстве экономического развития Российской Федерации по вопросам организации работы технологических платформ. Вел заседание Директор Департамента стратегического развития и инноваций А.Е. Шадрин.

На совещании первым вопросом были рассмотрены возможности участия технологических платформ в конкурсе на предоставление грантов некоммерческим неправительственным организациям, проводимом в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 г. № 93-рп. Согласно рекомендациям Министерства, возможными направлениями участия технологических платформ в данном конкурсе являются:

  • апробация и развитие инновационных образовательных подходов и практик;
  • популяризация научной и технологической деятельности, социального и технологического предпринимательства;
  • инициативные проекты молодых ученых (без обязательной подготовки отчета о научно-исследовательской работе);
  • поддержка научных школ, лекториев, семинаров, организуемых молодыми учеными и (или) для молодых ученых.

Второй блок вопросов, рассмотренных на совещании, был связан с проектами новых редакций документов, регламентирующих деятельность технологических платформ, по итогам заседания Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, состоявшегося 7 июля 2017 г.

Наибольшую дискуссию вызвали корректировки, предлагаемые в новую редакцию Положения о порядке формирования и функционирования технологических платформ, прежде всего, определение ключевого понятия «технологическая платформа». Также участникам совещания были представлены замечания и предложения в новые редакции методических материалов по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы за прошедший период и плана действий технологической платформы на текущий год, методических материалов по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы. В обсуждении проекта новой редакции методических материалов по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы принял участие Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, который рассказал о текущей ситуации с разработкой новой редакции Стратегической программы исследований и разработок технологической платформы ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», включая наши подходы к формированию «проектной» части Программы, предлагаемом формате «дорожных карт», рекомендациям по структуре и форме представления СПИ.

В качестве дополнительных мер, направленных на повышение эффективности взаимодействия технологических платформ с компаниями с государственным участием и профильными федеральными органами исполнительной власти, А.Е. Шадрин предложил содействие Минэкономразвития России в организации данного взаимодействия.

О дальнейшем развитии ситуации по рассматриваемым вопросам, включая согласование новых редакций документов, регламентирующих деятельность технологических платформ, мы будем своевременно информировать участников и экспертов Технологической платформы по мере поступления соответствующей информации.


24 августа 2017 г. представители Технологической платформы приняли участие в круглом столе «Расширенное заседание приоритетных технологических платформ. Роль технологических платформ в создании научно-технического задела и обеспечении реализуемости государственного оборонного заказа», состоявшемся в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2017». В заседании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, ведущих российских технологических платформ, заинтересованные организации и эксперты.

Директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е. Шадрин рассказал о текущей ситуации с нормативно-методическим регулированием деятельности технологических платформ, мерах поддержки инновационных территориальных кластеров, а также компаний - победителей проекта «Национальные чемпионы» («Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров»). По информации А.Е. Шадрина в сентябре состоится заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором планируется утвердить новые редакции методических материалов по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы, а также по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы за прошедший период и плана действий технологической платформы на текущий год.

По просьбе организаторов на мероприятии выступил Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, который рассказал о текущих задачах Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и основных подходах по организации взаимодействия с Министерством обороны Российской Федерации. В качестве важнейших ближайших задач Технологической платформы А.А. Ким отметил необходимость согласования и утверждения организациями - участниками и органами управления Платформы новой редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы (этот вопрос непосредственно связан с утверждением Межведомственной комиссией по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России новых методических материалов по формированию СПИ), представление и согласование ее с профильными федеральными органами исполнительной власти и ключевыми организациями отрасли (прежде всего, с Минпромторгом России, Минтрансом России, ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Относительно подписания соглашения с Министерством обороны Российской Федерации, которое предлагается коллегами из ГУНИД, с учетом преимущественно гражданской направленности деятельности Технологической платформы, А.А. Ким высказал предложение вернуться к данному вопросу после принятия новой редакции СПИ и ее согласования с профильными отраслевыми министерствами, а также пожелание более четко и конкретно определить механизмы взаимодействия с Минобороны России с целью организации эффективного взаимодействия и привлечения максимально широкого круга участников и экспертов Платформы.


7 июля 2017 г. состоялось заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором были рассмотрены вопросы оценки и регулирования деятельности технологических платформ. Оценка (мониторинг) деятельности технологических платформ проводилась на основе анализа годовых отчетов технологических платформ за 2016 год, текущих (актуальных) планов действий и стратегических программ исследований и разработок. По итогам проведенной оценки Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» отнесена к категории платформ с высоким уровнем результативности; согласно представленной информации, наша Технологическая платформа получила 94 балла (из 100 возможных) и заняла общее 2 место среди всех российских технологических платформ (после ТП «Медицина будущего», у которой 96 баллов).

Кроме рейтинга технологических платформ, на заседании был рассмотрен проект новой редакции Положения о порядке формирования и функционирования технологических платформ. По итогам состоявшегося обсуждения в представленную редакцию было предложено внести некоторые уточнения (дополнения, корректировки), с учетом которых было принято решение о согласовании проекта Положения и вынесении его на утверждение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Также на заседании были рассмотрены проекты методических материалов по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы за прошедший период, плана действий технологической платформы на текущий год и по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы. Несмотря на то, что данные материалы были предварительно рассмотрены на рабочем совещании в Минэкономразвития России, состоявшемся 6 июля 2017 г., при обсуждении возникли разногласия – и в итоге было принято решение о переносе рассмотрения (утверждения) данных материалов на следующее заседание Межведомственной комиссии, которое, по предварительной информации, состоится в сентябре 2017 года.

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ МВК

 


13 июня 2017 г. в Государственной Думе Российской Федерации состоялось заседание Экспертного совета по нормативно-правовому обеспечению развития прикладной науки и внедрению инновационных технологий при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, посвященное рассмотрению проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации».

Подробнее


В настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации с участием российских технологических платформ осуществляется разработка и согласование актуализированных методических материалов по разработке годового отчета, плана действий на текущий год и стратегической программы исследований и разработок – ключевых документов в деятельности технологических платформ.

Аппаратом Технологической платформы подготовлены и направлены в Министерство предложения по проектам новых редакций данных документов:

  • по проекту Методических материалов по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы за прошедший период, плана действий технологической платформы на текущий год;
  • по проекту Методических материалов по разработке стратегической программы исследований технологической платформы на среднесрочную перспективу.

Основными новациями, предложенными нашей Платформой, являются:

  • включение в годовой отчет и стратегическую программу исследований и разработок технологической платформы информации о результатах выполнения проектов платформы (включая сведения о внедрении/коммерциализации полученных результатов);
  • сохранение в качестве самостоятельного раздела стратегической программы исследований и разработок технологической платформы прогноза развития рынков и технологий в сфере деятельности платформы;
  • включение (сохранение) в стратегическую программу исследований и разработок технологической платформы информации (сведений) о возможностях и ограничениях использования объектов научной и инновационной инфраструктуры, имеющихся у участников платформы (для достижения целей платформы);
  • сохранение в качестве самостоятельного раздела стратегической программы - «Направлений исследований и разработок, наиболее перспективных для развития в рамках платформы». Предложена актуализированная форма представления данных направлений (проектов). В новую форму предлагается дополнительно включать информацию (данные) о конечной продукции, при создании (модернизации, модификации) которой могут быть использованы результаты будущих исследований и разработок; а также о планируемых (ожидаемых) результатах, которые могут быть получены в краткосрочной (до 5 дет), среднесрочной (от 5 до 10 дет) и долгосрочной (более 10 лет) перспективе;
  • актуализированная форма Тематического плана работ и проектов технологической платформы в сфере исследований и разработок. Кроме имеющихся данных, предлагается указывать информацию (данные) о планируемых (достигнутых) научно-технических результатах, текущем состоянии (статусе) проекта, а также о результатах и перспективах внедрения (коммерциализация) разрабатываемых технологий.

Предложения по проекту актуализированных методических материалов нашей Платформы, наряду с предложениями других технологических платформ, были направлены в Министерство экономического развития Российской Федерации 12 мая 2017 г. О развитии ситуации с принятием новых документов, регламентирующих деятельность технологических платформ (после получение соответствующей информации), можно будет ознакомиться на сайте нашей Платформы.

Итоговые мероприятия 2016 года

В октябре-ноябре 2016 г., в том числе по инициативе и с участием Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», была проведена большая работа, связанная с организацией взаимодействия между технологическими платформами и обсуждением перспектив развития института технологических платформ в Российской Федерации.

Министерство экономического развития Российской Федерации высказало заинтересованность в дальнейшем развитии технологических платформ, сборе актуализированной информации об их деятельности, продвижении наиболее эффективных платформ и организации их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и государственными институтами развития.

22 декабря 2016 г. в Министерстве экономического развития Российской Федерации под председательством Директора Департамента стратегического развития и инноваций А.Е. Шадрина состоялось совещание по вопросу доработки (актуализации) стратегических программ исследований технологических платформ в формат «дорожных карт».

В совещании, кроме сотрудников Министерства экономического развития Российской Федерации, приняли участие представители Федерального агентства научных организаций, ведущих российских технологических платформ («Медицина будущего», «Авиационная мобильность и авиационные технологии», «БиоТех2030», «Технологии экологического развития», «Промышленность будущего», «Комплексная безопасность промышленности и энергетики»), ОАО «МАЦ» (Генеральный директор, член Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, В.И. Довгий), ФГОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России».

В рамках совещания коллеги из Федерального агентства научных организаций достаточно подробно рассказали о формировании и реализации комплексных планов научных исследований – основной формы организации работ научных организаций, подведомственных ФАНО, а также отметили возможности участия технологических платформ в формировании и реализации соответствующих комплексных проектов.

Основной вопрос, обсуждавшийся в рамках совещания – это механизмы взаимодействия технологических платформ с федеральными органами исполнительной власти и существующими государственными институтами развития.

А.Е. Шадрин предложил присутствующим на совещании технологическим платформам осуществить актуализацию и переформатирование своих стратегических программ исследований и разработок с целью их представления в более «проектном» виде, в т.ч. в виде «дорожных карт». В.И. Довгий отметил важность комплексного представления и «прошивки» проектов, содержащихся в СПИ, с целью отражения в них всех стадий жизненного цикла, начиная с фундаментальных и поисковых исследований, включая прикладные НИР и ОКР, подготовку кадров, работы по выведению на рынок и коммерциализации.

Отвечая на вопрос о наиболее актуальных формах представления проектов в стратегических программах исследований и разработок технологических платформ, Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким обратил внимание присутствующих на необходимость демонстрации в актуализированных программах платформ взаимосвязи (пересечения) направлений работ (проектов) технологических платформ с аналогичным направлениями (мероприятиями, проектами), содержащимися в профильных государственных и федеральных целевых программах, а также в планах мероприятий («дорожных картах») Национальной технологической инициативы, что, по мнению выступающего, может помочь в реализации проектов (направлений) технологических платформ. В качестве возможных форм представления данных дорожных карт А.А. Ким отметил проекты «дорожных карт» научно-технологического развития авиастроения, разработанных НИУ «Высшая школы экономики» в 2015 году.

Подводя итоги совещания и отвечая на вопросы представителей технологических платформ о перспективах правового «закрепления» статуса технологических платформ (принятие соответствующих законодательных актов и актов Правительства Российской Федерации), А.Е. Шадрин отметил важность организации эффективного взаимодействия ведущих технологических платформ с профильными федеральными органами исполнительной власти и качественной аргументации необходимости принятия данных документов. В качестве первого шага он предложил представленным на совещании технологическим платформам выступить в качестве пилотных площадок, на которых можно было бы организовать и продемонстрировать новые формы представления стратегических программ исследований и разработок платформ в «проектном» формате – удобном и полезном для деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и институтов развития.

Также А.Е. Шадрин отметил необходимость организации взаимодействия с рабочими группами Национальной технологической инициативы, в т.ч. путем подписания соответствующих соглашений, а также возможности участия технологических платформ в формировании предложений по разработке и реализации программы «Цифровая экономика», разрабатываемой Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию.

Таким образом, технологическим платформам, заинтересованным в повышении их статуса и закреплении в качестве полноправного участника государственной научно-технической и инновационной политики, необходимо разработать новый («проектный») формат стратегической программы исследований и разработок и обеспечить его публичное представление с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и государственных институтов развития.

Ключевой задачей нашей Платформы на ближайшее время мы видим актуализацию Стратегической программы исследований и разработок Платформы и представление ее в новом «проектном» формате. Мы отчетливо представляем себе, что в перечень платформ, соответствующих требованиям «Технологические платформы 2.0», войдут те платформы, которые продемонстрируют высокое качество своей проектно-аналитической работы и соответствующий уровень самоорганизации.

15 декабря 2016 г. в рамках IV Национальной выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2016» состоялся круглый стол «Технологические платформы 2.0», на котором были рассмотрены вопросы и направления развития технологических платформ в Российской Федерации, включая возможности и условия их участия в реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

В мероприятии приняли участие: Директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е. Шадрин, Первый заместитель руководителя Федерального агентства научных организаций А.М. Медведев, Заместитель начальника Управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны Российской Федерации С.А. Диденко, Директор Центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями Национального исследовательского университета «Высшая школы экономики» М.Ю. Голанд, координаторы и представители российских технологических платформ, заинтересованные организации и эксперты.

С докладом на мероприятии выступил Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким. В докладе были представлены следующие основные вопросы:

  1. Основные события и изменения в динамике численности участников Технологической платформы.
  2. Изменение функций органов управления в Ассоциации.
  3. Стратегическое планирование и организация проектной работы.
  4. Предложения по правовому регулированию и участию технологических платформ в реализации государственной научно-технической и инновационной политики.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ

По итогам мероприятия были сформулированы основные вопросы развития российских технологических платформ, требующие дальнейшей, более детальной проработки, в т.ч.:

  • вопросы актуализации стратегических программ исследований и разработок технологических платформ и их представления в формате структурированных «дорожных карт», содержащих приоритеты развития, контрольные показатели и индикаторы, мероприятия совместных действий участников технологической платформы по реализации программы;
  • определения пилотных технологических платформ для реализации мероприятий по актуализации в формате «дорожной карты»;
  • совершенствования правового регулирования российских технологических платформ и регламентации их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и государственными институтами развития.

Основные мероприятия 2012-2015 гг.

К основным направлениям деятельности (мероприятиям) в области межплатформенного взаимодействия и развития института технологических платформ, реализованным в 2012-2015 гг., следует отнести:

  • координация и информационное обеспечение деятельности технологических платформ, в т.ч. проведение мониторинга (оценки) эффективности функционирования технологических платформ, а также издание ежегодного информационного буклета о российских технологических платформах (осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации при поддержке Фонда развития промышленности);
  • представление технологических платформ на Международной выставке - форуме «Открытые инновации» (осуществлялось в 2012-2014 гг. при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Российского фонда технологического развития);
  • представление ведущих российских технологических платформ на Национальной выставке - форуме «ВУЗПРОМЭКСПО» (осуществлялось в 2013-2015 гг. при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и ОАО «Межведомственный аналитический центр»).

Участие ТП в III Московском международном форуме «Открытые инновации»

Участие ТП в выставке-форуме ВУЗПРОМЭКСПО

Кроме того, в рамках выставки - форума «ВУЗПРОМЭКСПО» по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и ОАО «Межведомственный аналитический центр» в 2013-2016 гг. проводились чрезвычайно актуальные и полезные мероприятия (круглые столы) по рассмотрению практики и актуальных вопросов развития технологических платформ в Российской Федерации.

В конце 2015 года по инициативе Технологической платформы «Технологии экологического развития» было организовано и проведено совместное заседание технологических платформ по вопросам организации межплатформенного взаимодействия (23.12.2015 г.), на которым были рассмотрены предложения Технологической платформы «Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем», Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», а также других технологических платформ по формированию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность российских технологических платформ и их участие в реализации государственной научно-технической и инновационной политики.