Интернет-магазин nachodki.ru

Главная страница / Платформа

 

История создания и стратегические задачи Технологической платформы

Развитие института технологических платформ в Российской Федерации началось относительно недавно – в 2010-2011 гг., когда по инициативе Правительства Российской Федерации активно изучался мировой опыт и закладывались базовые принципы функционирования платформ. При формировании принципов деятельности российских технологических платформ за основу была принята европейская модель, развитие которой в странах Европейского союза осуществляется с первой половины 2000-х годов.

Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» была создана 29 ноября 2010 г. и включена в Перечень технологических платформ, утвержденный Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям (протокол от 01.04.2011 г. № 2).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ (ПЕРЕЧЕНЬ)

 

Организациями - инициаторами создания Платформы выступили:

  • ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского» (ФГУП «ЦАГИ»);
  • ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова» (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
  • ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ФГУП «ГосНИИАС»);
  • ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ФГУП «ГосНИИ ГА»).

В дальнейшем к Технологической платформе присоединились ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ГК «Ростех», ОАО «Вертолеты России», ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация», ОАО «Аэрофлот», Группа компаний «Волга-Днепр», ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», другие ведущие российские разработчики и производители авиационной техники, интегрированные структуры, авиакомпании, высшие учебные заведения. В соответствии с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 01.04.2011 г. № 2) организациями - координаторами Технологической платформы являются: ФГУП «ЦАГИ», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и Государственная корпорация «Ростех».

Стратегической целью Технологической платформы является создание технологического базиса, включающего совокупность «прорывных» технологий радикального улучшения показателей мобильности населения в России, увеличения объема грузоперевозок и иных авиационных работ для различных отраслей экономики, что предопределит появление новых рынков высокотехнологичной продукции и услуг, а также обеспечит быстрое распространение передовых технологий как в авиационной, так и в смежных отраслях экономики.

Наиболее близким аналогом Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» является Консультативный совет по авиационным исследованиям в Европе (Advisory Council for Aeronautics Research in Europe, ACARE), который был создан в 2001 году и разработал первую редакцию Стратегической программы исследований (в настоящее время – Стратегическая программа исследований и инноваций; Strategic Research and Innovation Agenda, SRIA), направленной на обеспечение достижения целей, сформулированных в разработанном годом ранее документе «Европейская аэронавтика: взгляд в 2020 год». В состав ACARE в настоящее время входят практически все ведущие европейские разработчики и производители авиационной техники, исследовательские центры, университеты, авиакомпании, аэропорты, поставщики аэронавигационных услуг и услуг ТОиР, производители топлива, представители стран - членов ЕС, Европейской комиссии и регуляторов, а также ряд авиастроительных компаний из стран, не входящих в ЕС (всего – 112 организаций).

Опыт большинства стран, реализующих индустриальную модель развития в условиях рыночной экономики, показывает, что средств компаний, как правило, не достаточно для финансирования поисковых и прикладных исследований и разработок, которые считаются достаточно рискованными объектами инвестиций. Ведущие страны, ориентированные на технологическое лидерство и развитие рынка, осуществляют значительные государственные вложения в эту сферу; при этом существует серьезная проблема приоритезации – то есть определения направлений, в которые необходимо инвестировать с целью получения максимальной отдачи от вложенных средств – в виде новых продуктов и технологий, которые способны выйти на рынок и занять на нем достойное место.

Технологические платформы Европейского союза как раз и являются теми объединениями, в которых бизнес и наука, с участием государства, координируют свои усилия по определению приоритетов и финансированию наиболее перспективных технологических направлений. Участие бизнеса в технологических платформах является гарантией того, что исследовательские проекты будут ориентированы на практическое применение, а результаты перспективных разработок – реализованы в виде адаптированных к условиям рынка коммерческих продуктов (технологий).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ ЕС (ПЕРЕЧЕНЬ)

 

Финансирование данных работ, как правило, осуществляется на паритетной основе – государственное финансирование осуществляется совместно с бизнес-финансированием. Коммерческие компании, ставшие участниками технологических платформ, заинтересованы в совместной кооперации на «докоммерческой» стадии исследовательских и технологических работ, поиске наиболее эффективных конструктивно-технологических решений, привлечении к участию в исследовательских проектах максимального широкого круга организаций и коллективов. Формирование приоритетов в проведении исследований и разработок осуществляется в виде стратегических программ исследований и инноваций, которые разрабатываются технологическими платформами и служат основой для планирования и реализации совместных частно-государственных исследовательских программ (проектов).

В 2017 году была разработана новая редакция Стратегической программы исследований и инноваций ACARE, устанавливающая направления и приоритеты в проведении исследований и разработок в области аэронавтики в Европейском Союзе, которые должны обеспечить достижение целей, установленных в Flightpath 2050 – стратегическом документе, содержащем «видение» будущего развития авиации в Европе. Подробнее о международном опыте организации и проведения исследований и разработок, в том числе в области аэронавтики, можно узнать в разделе «Международный опыт деятельности технологических платформ».

ПЕРЕХОД В РАЗДЕЛ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ
»

Учитывая переходный период развития российского авиастроения и нерешенность многих «хронических» общеотраслевых проблем, основными из которых являются низкая доля гражданской продукции, зависимость от иностранных поставщиков, слабая координация между ключевыми сегментами: наукой, промышленностью и авиакомпаниями (эксплуатантами) – важнейшей стратегической задачей Технологической платформы является участие в реализации и совершенствовании общеотраслевой (государственной) политики.

Данное направление деятельности Платформы полностью соответствует требованиям общероссийских и наших внутренних регламентирующих документов.

Стратегически деятельность Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» ориентирована на достижение целей и решение задач, установленных в Меморандуме об образовании Технологической платформы. Основным результатом функционирования Технологической платформы должно стать радикальное повышение авиационной мобильности населения, существенный рост грузооборота, разноплановый эффект от применения авиации в хозяйственном комплексе России в целом.

Основными областями (группами технологий), развиваемых в рамках Технологической платформы, являются:

  • технологии, обеспечивающие создание воздушных судов различного класса и назначения;
  • технологии, обеспечивающие развитие системы управления воздушным движением (системы организации воздушного движения);
  • технологии, обеспечивающие развитие наземной авиационной инфраструктуры (аэродромы и аэропорты).

Основными требованиями, определяющими развитие технологий в рамках деятельности Платформы, являются:

  • безусловное соблюдение существующих и перспективных требований авиационной безопасности и надежности;
  • соответствие существующим и перспективным требованиям экологии;
  • повышение энергоэффективности и энергосбережение;
  • физическая и экономическая (финансовая) доступность воздушного транспорта и авиационных услуг (Меморандум об образовании Платформы).

В соответствии с действующими стратегическими и методическими документами технологические платформы рассматриваются в качестве одного из ключевых координационных и кооперационных механизмов реализации национальной научно-технической и инновационной политики, в рамках которого наука, государство, бизнес-структуры и потребители способны выработать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления; обеспечить формирование и реализацию стратегической программы исследований и разработок.

Технологические платформы способны сыграть важнейшую роль на стадии, предшествующей коммерциализации, путем расширения и координации работ по созданию научно-технического задела в рамках поисковых и прикладных исследований; обеспечить эффективную поддержку внедрения и коммерциализации наиболее перспективных разработок; активно участвовать в совершенствовании нормативно-правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития.

Формирование и функционирование технологических платформ рассматривается в качестве важных инструментов повышения открытости инновационной системы, создания дополнительного спроса на исследования и разработки образовательных и научных организаций, а также привлечения малого инновационного бизнеса для достижения поставленных целей государственной инновационной политики.

И хотя на правовом уровне статус технологических платформ в Российской Федерации пока не установлен (единственной государственной программой, предусматривающей участие в ее реализации технологических платформ, является ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»; государственный заказчик – Министерство образования и науки Российской Федерации), ряд платформ развивается достаточно успешно и демонстрирует хорошие результаты в сфере координации научно-технологической деятельности.

В 2016 году, благодаря усилиям Министерства экономического развития Российской Федерации, наиболее активных и инициативных технологических платформ, других заинтересованных организаций и экспертов, удалось привлечь внимание к судьбе института технологических платформ в Российской Федерации, прежде всего, со стороны федеральных органов государственной власти, и начать дискуссию о возможностях и условиях его «перезагрузки».

В 2017 году нашей и рядом других заинтересованных платформ была инициирована разработка поправок в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также в проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», устанавливающих правовой статус технологических платформ и их роль в реализации государственной научно-технической и инновационной политики. В настоящее время проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.

25 июня 2018 г. на заседании Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, посвященном рассмотрению вопросов текущего и перспективного развития технологических платформ, заинтересованным платформам было предложено подготовить к следующему заседанию МВК доклад о результатах и перспективах развития института технологических платформ в Российской Федерации, включая предложения по формированию механизмов их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и компаниями с государственным участием, для вынесения на рассмотрение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Подробнее о развитии данного направления можно ознакомиться в разделе «Межплатформенное взаимодействие и развитие института технологических платформ».


Основные этапы и первоочередные задачи ТП «АМиАТ»

На начальном этапе деятельности нашей Технологической платформы (в 2011-2015 гг.) основной акцент был сделан на обеспечении функционирования на базе Платформы полноценной и эффективной коммуникационной площадки. В этот период было проведено большое количество тематических мероприятий по актуальным вопросам развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации: планированию работ по созданию научно-технического задела, организации взаимодействия между наукой и промышленностью; рассмотрению и согласованию ключевых стратегических и программных документов (государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, и др.).

Качественная организация и проведение данных мероприятий, профессиональный подход к постановке и обсуждению рассматриваемых вопросов позволили привлечь к работе Платформы широкий круг организаций и экспертов из авиационной и смежных отраслей, обеспечить создание и начало функционирования специализированной управляющей организации – Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии», учредителями которой выступили 45 организаций. Участие в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» позволило наработать начальный опыт проведения экспертизы, более четко сформулировать требования к экспертам и рассматриваемым (реализуемым) проектам.

Важнейшими задачами текущего этапа развития Технологической платформы являются:

  • установление правового статуса технологических платформ и их роли в реализации государственной научно-технической и инновационной политики (совместно с другими технологическими платформами и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти);
    • что позволит Платформе более активно участвовать в реализации государственных и федеральных целевых программ, деятельности специализированных фондов и институтов развития; представлять (защищать) интересы бизнеса, коммерческих и других организаций при формировании стратегических и текущих планов (программ) научно-технологического и инновационного развития; участвовать в обсуждении и согласовании ключевых стратегических, прогнозных и программных документов;
  • согласование и утверждение Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы;
    • что позволит обоснованно подойти к формированию и продвижению качественных исследовательских и технологических проектов;
  • формирование Экспертного совета и других экспертных и проектных органов Технологической платформы;
    • профессиональная и эффективная деятельность которых позволит обеспечить качественную экспертизу и сопровождение реализации проектов; повысить коммерческую привлекательность Ассоциации, в т.ч. для оплаты услуг экспертов; поддержать развитие перспективных российских технологий и их внедрение в реализуемые и планируемые к реализации авиастроительные программы (проекты).

Результаты функционирования Ассоциации в 2016-2017 гг., начальный опыт проектной и экспертной работы, создание и первые шаги по налаживанию деятельности рабочих органов ТП показывают, что для развития Платформы важно не только наличие нормативно-правовой базы регулирования деятельности технологических платформ, как инструмента государственной научно-технической и инновационной политики – но и качественная организация внутриплатформенной работы. Без систематической и высокопрофессиональной организации работ, наличия заинтересованных специалистов и управленческого персонала, адекватного финансового обеспечения привлекаемых экспертов и организаций – рассчитывать на серьезное изменение в позиционировании и влиянии платформ на общеотраслевую научно-техническую и инновационную политику будет затруднительно.

Активная коммуникационная работа, участие в рассмотрении и продвижении стратегически значимых проектов и инициатив – требуют тесного взаимодействия с профильными федеральными органами государственной власти, институтами развития и другими инструментами поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Статус платформ должен быть подкреплен не только на уровне Министерства экономического развития Российской Федерации, но и в стратегически важных и практически полезных для развития отрасли конкретных проектах и документах. Надеемся, что развитие нашей Технологической платформы будет продолжено, результаты ее деятельности будут востребованы ведущими организациями и компаниями отрасли, а также поспособствуют росту авторитета и повышению конкурентоспособности российской авиационной индустрии на внутреннем и мировом рынке.