Главная страница / Аналитический центр / Комитет по науке / Национальный проект «Наука»
Национальный проект «Наука»
Структура раздела:
7 мая 2018 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающий приоритеты государственной политики на предстоящий 6-летний период. В соответствии с данным Указом Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года:
- ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;
- обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
- вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;
- создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
Для этого Правительству Российской Федерации было поручено разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам национальные проекты (программы) по 12 ключевым направлениям. Одним из данных проектов является национальный проект «Наука».
Обсуждение предварительной редакции Национального проекта «Наука» в 2018 году
14 сентября 2018 г. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации было проведено совместное заседание общественно-делового совета и экспертной группы национального проекта «Наука», на котором был представлен паспорт Национального проекта «Наука», а также состоялось обсуждение основных положений планируемого документа. Национальный проект «Наука» разрабатывается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и должен стать одним из важнейших механизмов управления научными исследованиями и разработками в Российской Федерации.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2018 г. № ДМ-П13-2858 данный проект (программа) должен быть представлен в Правительство Российской Федерации до 15 августа 2018 года, а проект плана мероприятий по его реализации – до 1 октября 2018 года.
В данном заседании приняли участие представители Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии»: нами были высказаны мнения в ходе общей дискуссии и проведены предварительные переговоры об участии экспертов Платформы в дальнейшей работе экспертных и рабочих групп по отдельным направлениям.
В соответствии с решением, принятым на заседании, членам общественно-делового совета и экспертной группы было предложено представить предложения по характеристике результатов НП «Наука» и мероприятиям, направленным на достижение национальных целей и целевых показателей НП «Наука» (срок – 19 сентября 2018 г.).
В инициативном порядке нашей Платформой было проведено оперативное рассмотрение представленного документа и подготовлены предложения по его совершенствованию, которые были своевременно направлены в Минобрнауки России. Также, в соответствии с решением, принятым на заседании, и предварительной договоренностью с Заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации А.М. Медведевым Технологическая платформа обратилась в Министерство с предложением включить представителей Платформы в состав экспертных и рабочих органов управления НП «Наука».
Благодарим всех экспертов, принявших участие в подготовке данных предложений.
* * * * *
Национальный проект «Наука» был утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
В состав Национального проекта «Наука» входят 3 федеральных проекта:
- Развитие научной и научно-производственной кооперации;
- Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации;
- Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАУКА» (24.12.2018 г.) |
Учитывая значимость данного Национального проекта и его влияние на дальнейшее развитие сектора исследований и разработок в Российской Федерации, в т.ч. в сфере авиастроения и авиационной деятельности, предлагаем организациям - участникам Технологической платформы, экспертам Платформы, всем заинтересованным организациям и специалистам принять участие в реализации мероприятий Проекта. Со своей стороны, аппарат Ассоциации готов оказать полное содействие в продвижении согласованных мероприятий и инициатив.
Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Механизмы и условия реализации мероприятий Проекта
Принимая во внимание то, что Национальный проект «Наука» разрабатывался в ограниченные сроки (июнь - август 2018 г.) и ориентирован на ограниченный круг организаций – прежде всего, на подведомственные Министерству науки и высшего образования Российской Федерации высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты Российской академии наук, многие методологические аспекты реализации мероприятий Проекта, прежде всего, в части взаимодействия с промышленностью (бизнесом), на наш взгляд, оказались недостаточно проработанными.
Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» принимала участие в рассмотрении (оценке) Проекта на стадии его разработки и обсуждения. В частности, представители Платформы участвовали в заседании общественно-делового совета и экспертной группы национального проекта «Наука»), состоявшемся 14 сентября 2018 г., в ходе которого нами были высказаны мнения и предложения Платформы.
Также, экспертами Платформы были сформулированы предложения по совершенствованию Проекта и механизмам его дальнейшей реализации. Подробнее об участии Технологической платформы в рассмотрении Национального проекта «Наука» (см. ниже в данном разделе).
Одной из наиболее важных и амбициозных задач входящего в состав Национального проекта «Наука» федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» является – создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.
В Национальном проекте «Наука» и в государственной программе Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377) установлены требования к результатам функционирования планируемых к созданию научно-образовательных центров мирового уровня.
В качестве одного из результатов создания и функционирования научно-образовательных центров мирового уровня, планируемых в рамках реализации Национального проекта «Наука», должно стать – формирование инструментов поддержки трансляционных исследований и организации системы технологического трансфера, охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности, обеспечивающих быстрый переход результатов исследований в стадию практического применения; внедрение разработанных технологий в организации, действующие в реальном секторе экономике.
* * * * *
16-17 сентября 2019 г. В гг. Тольятти и Самара проходила Инжиниринговая конференция, организованная Правительством Самарской области. В качестве одной из главных тем конференции было рассмотрение возможностей создания на базе Самарской области научно-образовательного центра мирового уровня.
16 сентября 2019 г. в технопарке «Жигулевская долина» состоялось открытие первой в Самарской области инжиниринговой конференции – «Инжиниринг. Новые инструменты экономического роста». Конференция объединила руководителей госкорпораций и предприятий, представителей власти, производителей и авторов высокотехнологичных разработок, а также молодых специалистов и студентов ведущих вузов Самарского региона. В рамках мероприятия участники обсудили актуальные вопросы и стратегию дальнейшего развития отрасли.
В начале конференции состоялось Пленарное заседание, на котором с приветственными и общетематическими докладами (обращениями) выступили организаторы и специально приглашенные гости (участники): Губернатор Самарской области Д.И. Азаров; академик Российской Академии космонавтики В.Н. Чижухин; Ректор ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» А.И. Рудской; Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.Н. Морозов; Проректор по перспективным проектам ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», соруководитель рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы А.И. Боровков; соруководитель рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Автонет» Национальной технологической инициативы, Президент НП «ГЛОНАСС» А.О. Гурко; Генеральный директор Академии Ростеха Е.В. Романова; Президент ГК «АКОМ» Н.М. Игнатьев; Директор Физического института им. П.Н. Лебедева РАН Н.Н. Колачевский; Председатель отраслевого отделения по инжинирингу ФМоС «Деловая Россия», член Комитета по инвестиционной политике ТПП РФ, руководитель рабочей группы по развитию инжиниринга Н.Л. Кириллова. Модератором заседания выступил Министр экономического развития и инвестиций Самарской области Д.Ю. Богданов.
Достаточно важным аспектом научно-технологического развития, и в частности рынка инжиниринговых услуг, является участие в нем малого и среднего бизнеса. Доклад о текущем состоянии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, международном опыте его поддержки и стимулирования, а также мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, можно ознакомиться в докладе Председателя отраслевого отделения по инжинирингу ФМоС «Деловая Россия», члена Комитета по инвестиционной политике ТПП РФ, руководителя рабочей группы по развитию инжиниринга Н.Л. Кирилловой.
МСП (Н.Л. Кириллова) |
Ключевые спикеры мероприятия отметили, что выбранный организаторами формат конференции стал первым не только в Самарской области, но и страны. В частности, замглавы Минпромторга России Александр Морозов призвал проводить форум на регулярной основе и приглашать к участию в нем другие субъекты РФ.
Представителем ТП «Авиамобильность» был задан вопрос Заместителю Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.Н. Морозову о наличии требований к тематикам и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, минимальный уровень которых предусмотрен Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 г. № 831-р, и специальными инвестиционными контрактами, заключаемыми в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», а также механизмам мониторинга результатов их выполнения. А.Н. Морозов проинформировал участников о том, что на данный момент как раз формируется методика мониторинга научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных данными документами, и предложил организациям, имеющим задел в этой области, направлять свои предложения.
17 сентября в г. Самаре прошел второй – заключительный день конференции «Инжиниринг. Новые инструменты экономического роста». Представители власти, госкорпораций и крупных предприятий страны, а также руководство Санкт-Петербургского университета Петра Великого и Научно-образовательного центра Самарской области посетили лаборатории ведущих самарских вузов. В рамках второго дня участникам конференции презентовали инжиниринговые проекты и технические возможности университетов г. Самары.
Первой остановкой делегации стал Самарский государственный медицинский университет (СамГМУ), на территории которого успешно функционирует собственный научно-производственный технопарк. По словам его руководителя Игната Алексеенко, сегодня в состав технопарка вуза входит конструкторский и производственный отдел, сборочный участок, отдел электронной разработки, а также IT-отдел.
— Основная функция технопарка – превратить идею в продукт. Мы беремся за реализацию научных и коммерческих заказов. При этом на выходе можно получить как макет и прототип изделия, так и полностью готовое к использованию устройство, – сказал директор технопарка.
Не менее интересным стал визит в Самарский государственный технический университет (СамГТУ). Здесь группа во главе с проректором по перспективным проектам Санкт-Петербургского университета Петра Великого Алексеем Боровковым ознакомилась с компетенциями вуза в области нефтегазовой промышленности. Посетив центр 3D-моделирования «Октябрьский ПАКЕР», участники узнали о технических возможностях в области исследований и моделирования геологических и нефтегазовых залежей. Представители центра рассказали о разработке, которая позволяет дать оценку устойчивости скважины. Сегодня во всем мире на ликвидацию аварий и осложнений затрачиваются огромные средства, данное решение может решить эту проблему, значительно снизив финансовые издержки.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Завершилась двухдневная конференция на площадке Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева. После экскурсии по лаборатории аддитивных технологий и исследовательским центрам участники провели круглый стол «Перспективные инновационные технологии», где обсудили задачи, поставленные Президентом страны в рамках национального проекта «Наука». Наряду с этим были рассмотрены актуальные вопросы и инструменты поддержки развития инновационных проектов в сфере авиации, космонавтики и автомобилестроении.
* * * * *
По приглашению организаторов представители Технологической платформы приняли участие в организации и проведении круглого стола на тему «Передовые производственные технологии в авиакосмическом машиностроении и двигателестроении».
Модератором круглого стола выступил Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», Генеральный директор ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ» А.А. Ким. В состав президиума мероприятия также вошли: начальник сектора общего машиностроения - ведущий инженер центра НТИ Санкт-Петербургского университета Петра Великого Н.К. Ефимов-Сойни и первый заместитель генерального конструктора - главный конструктор ПАО «Кузнецов» П.В. Чупин.
С постановочным докладом выступил Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», Генеральный директор ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ» А.А. Ким. В докладе были отражены следующие основные моменты:
- Ключевые методологические аспекты Национального проекта «Наука»;
- Требования к результатам функционирования научно-образовательных центров мирового уровня;
- Основные механизмы функционирования научно-образовательного центра мирового уровня по направлению «Передовые производственные технологии в авиакосмическом машиностроении и двигателестроении»;
- Предложения по механизмам формирования и функционирования научно-образовательного центра мирового уровня по направлению «Передовые производственные технологии в авиакосмическом машиностроении и двигателестроении».
Также, в ходе мероприятия А.А. Ким рассказал о результатах участия Технологической платформы в рассмотрении (оценке) Национального проекта «Наука» – экспертами Платформы были сформулированы следующие предложения по обеспечению его эффективной реализации:
- Предусмотреть показатели, связанные с изменением рыночных позиций российских компаний реального сектора экономики на внутреннем и мировом рынке, достигнутые за счет проведения исследований и разработок и внедрения их результатов в новую (усовершенствованную) продукцию и (или) перспективные технологические (производственные) процессы;
- В число целевых показателей включить объем и количество лицензионных соглашений, заключенных правообладателями результатов интеллектуальной деятельности с российскими и иностранными компаниями;
- Предусмотреть мероприятия по созданию и развитию механизмов взаимодействия между академической и вузовской наукой, с одной стороны, и отраслевой (прикладной) наукой, а также научными, конструкторскими и технологическими подразделениями производственных компаний;
- В число показателей отбора объектов исследовательской инфраструктуры для проведения обновления приборной базы включить показатели использования данных объектов при проведении сертификационных исследований и испытаний;
- Включить мероприятия (показатели) по созданию исследовательской инфраструктуры в сфере аэрокосмических технологий и других значимых сферах научно-технологического развития Российской Федерации.
В докладе в аналитическом виде были представлены требования к результатам функционирования научно-образовательных центров мирового уровня, установленные Национальным проектом «Наука» и государственной программой Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г. № 377.
НОЦ (результаты) |
Для того, чтобы обеспечить формирование и эффективную деятельность планируемого к созданию Центра необходимо вести планомерную и комплексную работу по развитию всех организационных элементов (механизмов) его функционирования.
Основные механизмы функционирования научно-образовательного центра мирового уровня
по направлению «Передовые производственные технологии в авиакосмическом машиностроении и двигателестроении»
В докладе были сформулированы предложения по механизмам формирования и функционирования научно-образовательного центра мирового уровня по направлению «Передовые производственные технологии в авиакосмическом машиностроении и двигателестроении», включающие в себя:
- Участие в реализации основных авиастроительных и ракетно-космических программ (проектов), организация эффективного взаимодействия с финальными интеграторами, оказание содействия выводу на рынок и продвижению конечной продукции;
- Развитие компетенций разработчиков и производителей авиационно-космической продукции - поставщиков 2-4 уровня на основе взаимодействия с инжиниринговыми центрами и лабораториями НОЦ;
- Развитие ключевых сфер и компетенций Научно-образовательного центра, в том числе на базе инжиниринговых центров, научно-исследовательских лабораторий, участия в проектирования перспективных изделий, разработке и внедрение эффективных производственных технологий;
- Обеспечение качественной подготовки научных и инженерно-технических кадров по наиболее востребованным и специальностям, в том числе путем участия в реализации исследовательских и технологических проектов, деятельности инжиниринговых центров, формировании консорциумов и проектных команд.
В качестве тематических направлений деятельности будущего Центра были предложены следующие основные области развития компетенций.
Основные направления развития производственных технологий в авиакосмическом машиностроении и двигателестроении
Далее перечислены основные направления (задачи) развития компетенций в сфере производственных технологий в авиакосмическом машиностроении и двигателестроении», предлагаемые в рамках будущего Центра:
Управление разработкой и производством авиационной и ракетно-космической техники:
- Использование электронных математических моделей создаваемого ЛА и его функционирования как единой информационной базы для всех этапов жизненного цикла;
- Внедрение единого интегрированного комплекса программных средств CAD/CAM/CAE/PDM/PLM/ERP;
- Развитие специальных средств планирования и обеспечения дальнейшего функционирования единичных изделий.
Технологические производственные процессы:
- Развитие механической обработки на оборудовании с ЧПУ;
- Внедрение современных технологий агрегатной и общей сборки;
- Совершенствование и развитие технологий ковки и штамповки;
- Развитие технологий литья (в т.ч. с целью повышения точности изготовления);
- Развитие технологий направленной кристаллизации материала и изготовления литых монокристаллических деталей;
- Развитие технологий сварки;
- Развитие аддитивных технологий;
- Развитие технологий нанесения специальных (упрочняющих и жаростойких) покрытий;
- Совершенствование методов изготовления конструкций из ПКМ;
- Освоение различных типов оснастки.
Технологическое оборудование:
- Оснащение оборудования многофункциональными системами управления;
- Внедрение оборудования для аддитивных технологий;
- Объединение оборудования в локальные сети, оснащенные средствами автоматического мониторинга;
- Разработка и внедрение робототехнических комплексов для систем резки, сварки, нанесения упрочняющих покрытий;
- Переход к полностью компьютеризированным («безлюдным») технологиям, включая проведение промежуточного и финишного контроля, выполнение агрегатной и общей сборки.
Технологическая оснастка и инструмент:
- Разработка типовых конструкций оснастки;
- Использование гибкой адаптивной оснастки;
- Разработка системы испытаний технологического оснащения и инструмента.
Средства технологического и финишного контроля:
- Система параметров и показателей, подлежащих контролю;
- Поддержание в актуальном состоянии средств контроля для минимизации затрат и обеспечения результативности;
- Снижения трудозатрат и времени на проведение контроля при повышении информативности и наглядности фиксируемых нарушений;
- Введение процедур аттестации используемых технологий, персонала и производств.
CAD/CAM-технологии и программно-технические средства мониторинга оборудования с ЧПУ:
- Специализированное программное обеспечение, интегрированное в единую систему управления разработкой, включая справочные библиотеки по имеющемуся инструменту, инструментальным сборкам, универсальным и специальным приспособлениям, измерительному оборудованию;
- Развитие программно-технических средств мониторинга обрабатывающего оборудования.
Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» заинтересована в развитии данных направлений и готова оказать всемерное содействие организациям - участникам будущего Центра в развитии их компетенций; взаимодействии с финальными интеграторами; привлечении дополнительных финансовых и других ресурсов, необходимых для формирования и реализации перспективных исследовательских и технологических проектов.
Также, в мероприятии приняли участие ведущие специалисты – руководители лабораторий и направлений Самарского университета, которые представили имеющиеся компетенции и направления работ (проекты), предлагаемые к реализации совместно с предприятиями - индустриальным партнерами Самарской области. Представители промышленных предприятий Самарской области выступили в качестве содокладчиков и участников обсуждения предлагаемых проектов (направлений).
С докладом на актуальную тему «Технологии «цифровых двойников» в авиа- и двигателестроении» выступил начальник сектора общего машиностроения - ведущий инженер центра НТИ СПбПУ Н.К. Ефимов-Сойни. В докладе были представлены следующие основные моменты:
- история создания и основные вехи в развитии Центра инжиниринга СПбПУ и группы компаний CompMechLab;
- понятие «цифрового двойника» (Digital Twin) и его применение в различных областях промышленности;
- преимущества технологий проектирования в условиях передового производства по сравнению с традиционным производством (проектирование на заданную стоимость, проектирование с ограничением по срокам, учет максимального количества целевых характеристик и ограничений производства);
- виртуальный «умный» продукт (математические модели CAD-data; DMU – Digital Mock-Up, виртуальный макет изделия и окружения; результаты натурных испытаний Big Data; база данных материалов, САЕ + виртуальный полигон; цифровая конструкторская документация);
- примеры выполненных проектов в области авиастроения и авиационного двигателестроения (разработка и валидация виртуальных испытательных стендов; виртуальные испытания на усталостную долговечность элерона; оптимизация силовой структуры зализа крыла; создание цифрового двойника и виртуальные испытания ГТД).
При обсуждении доклада и представленного примера работы, выполненной СПбПУ в интересах ЗАО «ГСС» по проблеме статической прочности элерона и первой секции интерцептора, выявленной в процессе эксплуатации самолета SSJ-100 в компании Interjet (Мексика) – возник вопрос о достоверности разрабатываемых виртуальных моделей и источниках исходной информации для их верификации. Эксперты отметили особую важность получения достоверной информации с результатами испытаний (эксплуатации) натурных конструкций.
Другим проблемным вопросом применения виртуальных моделей в авиационной промышленности, по мнению участников круглого стола, является отсутствие стандартов на применение 3D-моделей при проектировании типовых изделий.
Далее представлены презентации докладов участников круглого стола, давших разрешение на их публикацию.
На наш взгляд, представленные проекты (направления работ), развиваемые в рамках деятельности Самарского университета и компаний - его индустриальных партнеров, представляют интерес для Технологической платформы. Предлагаем организациям - участникам и экспертам Платформы ознакомиться с данными проектами и выразить свое мнение о возможностях их дальнейшего развития и поддержки в рамках деятельности Технологической платформы.
Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).