Главная страница / Деятельность / Участие Платформы в мероприятиях авиационной отрасли / Основные мероприятия 2019 года

 

Участие Платформы в общероссийских и международных мероприятиях
(совещаниях) авиационной и смежных отраслей в 2019 году

Основные мероприятия 2019 года:

23 мая 2019 г. Круглый стол «Технологический форсайт – инструмент управления развитием крупной компании» (организаторы – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Клуб директоров по науке и инновациям);

18 мая 2019 г. (HeliRussia-2019): Подготовка инженерных кадров для вертолетной отрасли на кафедре «Проектирование вертолетов» (организатор – Московский авиационный институт);

17 мая 2019 г. (HeliRussia-2019): Совершенствование регламентов технического обслуживания как элемент повышения конкурентоспособности отечественных вертолетов (организатор – Ассоциация Вертолетной Индустрии);

17 мая 2019 г. (HeliRussia-2019): Семинар «Военная приемка АТИ в гражданской авиации: вопросы и ответы» (организаторы – Ассоциация Вертолетной Индустрии и ООО «РУССКИЙ ДОМ АВИАЦИИ);

16 мая 2019 г. (HeliRussia-2019): Конференция «Современные тенденции развития услуг послепродажного обслуживания российской вертолетной техники» (организатор – АО «Вертолетная сервисная компания», Холдинг «Вертолеты России»);

16 мая 2019 г. (HeliRussia-2019): Конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» (организаторы – Ассоциация Вертолетной Индустрии, агентство Авиапорт, ООО «ЭГО Транслейтинг СБ»);

16 мая 2019 г. (HeliRussia-2019): Конференция «Авиационное бортовое оборудование» (организатор – АО «Концерн Радиоэлектронные технологии»);

16 мая 2019 г. (HeliRussia-2019): Дискуссия «Финансовые инструменты для вертолетной отрасли» (организатор – Ассоциация Вертолетной Индустрии);

16 мая 2019 г. (HeliRussia-2019): Панельная дискуссия «Развитие полигонов беспилотных авиационных систем» (организатор – АЦ «Аэронет»);

16 мая 2019 г. (HeliRussia-2019): Конференция по беспилотной авиации (организатор – Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем);

16 мая 2019 г. (HeliRussia-2019): Презентация проекта модернизации вертолета Ка-32 (организатор – АО «ВСК», Холдинг «Вертолеты России»);

24 апреля 2019 г. Экспертная сессия «Инновационный кластер г. Москвы: перспективные направления научно-технологического развития» (организаторы – Департамент предпринимательства и инновационного развития г. Москвы, Высшая школа экономики);

5 апреля 2019 г. Экспертная дискуссия «Приоритеты развития «сквозных» цифровых технологий на примере цифровой трансформации транспорта и транспортного машиностроения» (организаторы – Агентство стратегических инициатив, АНО «Цифровая экономика», НП «Клуб директоров по науке и инновациям»);

5 марта 2019 г. Заседание Научно-технического совета ФГУП «ЦАГИ» по экспериментальной технике и информационно-измерительным системам по теме «Об итогах работы НИО-7, НИО-16, НПК по развитию экспериментальной и производственной базы ЦАГИ в 2018 году и задачах на последующий период»;

31 января 2019 г. Семинар по актуальным мерам государственной поддержки субъектов инновационной деятельности (организатор – Министерство экономического развития Российской Федерации);

31 января 2019 г. Конференция «Беспилотники: ждать нельзя интегрировать» (организатор – ФГУП «ГосНИИ ГА»);

29 января 2019 г. Конференция «Авиатопливообеспечение-2019» (организатор – ФГУП «ГосНИИ ГА»).

Основные мероприятия 2019 года

23 мая 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в круглом столе «Технологический форсайт – инструмент управления развитием крупной компании». Организаторами мероприятия выступили МГУ им. М.В. Ломоносова и Клуб директоров по науке и инновациям. Основной целью мероприятия было рассмотрение практики технологического форсайта и возможностей его практического применения в качестве инструмента управления инновационным развитием крупной компании.

В мероприятии приняли участие руководители и специалисты крупных государственных и частных компаний, отвечающие за инновационное развитие; а также эксперты, представляющие ведущие аналитические и исследовательские организации страны.

ПРОГРАММА

 

На круглом столе были рассмотрены методические и практические вопросы разработки и применения технологического форсайта – в т.ч. методы проведения форсайт-исследований, международный опыт, роль и место технологического форсайта в системе управления инновационной деятельностью компании и отрасли, включая отличие технологического форсайта от прогноза научно-технологического развития.

Доклад о международном опыте корпоративного технологического форсайта и основных методологических аспектах проведения форсайт-исследований представил Директор Центра научно-технологического прогнозирования экономического факультета МГУ О.И. Карасев.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (МГУ)

 

При обсуждении доклада был поднят вопрос о различии понятий «технологический прогноз» и «технологический форсайт». Несмотря на близость данных понятий, между ними существуют определенные различия – по мнению большинства экспертов, термин «прогноз» более применим к конечному результату прогнозирования, т.е. к конкретному документу; а «технологический форсайт» все-таки ближе к самому процессу прогнозирования, а также методам проведения соответствующих исследований.  

Представители крупных компаний поделились своим опытом проведения форсайт-исследований и применения их результатов в практической деятельности. Заместитель директора Центра стратегических инноваций  ПАО «Ростелеком» П.С. Красовский рассказал о применении в практике компании методов big data с целью выявления и анализа технологических трендов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Ростелеком)

 

При обсуждении доклада ряд экспертов подняли вопрос о рисках применения машинных методов обработки и анализа отрытых данных. С одной стороны, технологии автоматизированного поиска и обработки больших массивов информации позволяют значительно облегчить структурирование технологических данных, а с другой стороны, существует опасность неверной интерпретации информации, собираемой из открытых источников. Учитывая практику намеренного сокрытия наиболее квалифицированными участниками рынка коммерчески значимой технической информации (know-how), возникают серьезные риски проигрыша в конкурентной борьбе и соответственно заведомого отставания компании, ориентированной исключительно на использование машинных методов анализа и интерпретации данных, применяемых в целях планирования своего технологического развития.

При обсуждении доклада заместителя Председателя НТС Государственной корпорации «Ростех» А.И. Каширина, в котором были представлены развиваемые в ГК «Ростех» подходы по выявлению и развитию центров компетенций (центров глобального превосходства), участниками круглого стола были сформулированы вопросы о методологии выявления (отбора) таких центров.

Большой интерес вызвал доклад руководителя управления форсайт-исследований АО «ОХК «Уралхим» А.В. Кушнера, в котором докладчик поделился опытом организации инновационной и инвестиционной деятельности в своей нынешней и предыдущей компаниях, а также опытом взаимодействия с международными участниками инновационного рынка. А.В. Кушнер отметил подавляющее превосходство производственной науки, существующей в коммерческих компаниях, над академической или вузовской наукой. Основной тезис докладчика состоит в том, что в компаниях, заинтересованных в развитии бизнеса в высокотехнологичных отраслях, необходимо вести тщательную работу с командами, имеющими те или иные компетенции, и фактически в ручном режиме обеспечивать координацию и интеграцию их развития в целях создания и доведения до требуемых параметров инновационных продуктов (технологий).

Представители Технологической платформы приняли участие в дискуссии и обсуждении вопросов методологического и организационного характера, а также сформулировали предложения по организации дальнейших работ по инициированию и проведению форсайт-исследований в компаниях с государственным участием. По приглашению организаторов на мероприятии выступил Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, который представил доклад на тему «Форсайт-исследования Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», опыт и возможности их использования при разработке документов государственного стратегического планирования». Ниже представлены основные блоки данного доклада.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТП «АМиАТ»

К сожалению, мы не можем опубликовать презентации всех докладов, представленных на мероприятии, так как они содержат закрытую (корпоративную) информацию.

В ближайшее время будет согласован протокол мероприятия, содержащий основные выводы и рекомендации участников круглого стола, включая разработку методических рекомендаций по проведению форсайта научно-технологического и инновационного развития компаний с государственным участием. С данным предложением организаторы планируют обратиться в Министерство экономического развития Российской Федерации. О дальнейших шагах по развитию данного направления мы будем информировать участников Ассоциации «ТП «АМиАТ».

Благодарим коллег из Московского государственного университета и Клуба директоров по науке и инновациям за сотрудничество и надеемся на реализацию совместных проектов по данному и другим направлениям.


16-18 мая 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в Международной выставке HeliRussia-2019, в рамках который посетили наиболее интересные для деятельности Платформы мероприятия деловой программы, познакомились с большинством представленных на выставке образцов авиационной техники и стендовых экспозиций, провели ряд рабочих встреч и совещаний с представителями организаций - участников ТП и других заинтересованных организаций.

В церемонии открытия выставки принял участие Председатель Наблюдательного совета Платформы, Советник Президента ПАО «ОАК» по науке и технологиям Б.С. Алешин, который отметил значимость выставки для развития российской вертолетной отрасли, а также подчеркнул роль пилотируемой авиации, которая, несмотря на быстрое развитие беспилотных технологий, по его мнению, и в дальнейшем будет оставаться популярным и востребованным элементом транспортной системы.

Важным событием в развитии российского вертолетостроения стала презентация проекта модернизации вертолета Ка-32.

Многоцелевой 2-двигательный вертолет соосной схемы Ка-32 взлетной массой 11 т, разработанный в конце 1970-х гг., до настоящего времени остается уникальным летательным аппаратом, обладающим непревзойденными летно-техническими характеристиками для выполнения специальных высотно-монтажных работ, транспортировке грузов, поисково-спасательных и других специальных операций. На данный момент вертолет Ка-32 является единственным российским вертолетом, имеющим сертификат EASA. Эксплуатируется в России, Канаде, Испании, Португалии, Швейцарии и Южной Корее.

Мы пообщались с директором проекта «Вертолет Ка-32 и модификации» С.Н. Астапенковым, который рассказал об особенностях проекта и планах по его дальнейшему развитию, а также поделился информацией о взаимоотношениях с потенциальными заказчиками.

Очень полезным, на наш взгляд, стало участие в Конференции по беспилотной авиации (организатор – Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем). В первую очередь, хотелось бы отметить выступление начальника отделения - главного конструктора ГосНИИАС Э.Я. Фалькова, который изложил ключевые, по его мнению, технологические и организационные проблемы интеграции беспилотных летательных аппаратов в единое воздушное пространство. Согласно представленной информации, наиболее сложным и нерешенным на текущий момент вопросом остается вопрос о разрешенных к использованию каналах связи БЛА с наземным оператором и их защищенность от построенного вмешательства, а также киберзащищенность применяемых в настоящее время систем автоматического зависимого наблюдения - вещания (АЗН-В). Докладчик поставил ряд достаточно острых вопросов о предлагаемых компанией НПП «ЦРТС» решениях с изменением программного обеспечения ответчиков режима S/1090 ES отечественного производства, а также использовании в дополнении к спутниковой навигации сети геопривязанных радиоприемников. Основным предложением Э.Я. Фалькова является использование в целях обеспечения криптозащищенного канала обмена информацией технологии STDMA (VDL-4), которая одновременно позволяет обеспечить функционирование самоорганизующейся сети в воздухе – разработанную аппаратуру на 100%-российской элементной базе предполагается испытать осенью 2019 г.

К сожалению, на конференции не состоялось профессиональное обсуждение технологических аспектов предлагаемых решений в области аэронавигационного обеспечения. Было задано достаточно много конкретных вопросов, ответов на которые не прозвучало.

Со своей стороны, аппарат Ассоциации обращается к организациям - участникам экспертам Технологической платформы с предложением выразить свое мнение по рассматриваемым вопросам, включая предложения по организации дальнейших работ в данной сфере. Данные предложения планируется использовать при обсуждении вопросов организации взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и государственными институтами развитияКонтактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Также хотелось бы отметить выступление главного штурмана летного отряда № 2 компании «ЮТэйр - Вертолетные услуги» В.И. Сидляревича, который рассказал о проблемах организации и выполнения полетов вертолетов в районе полетной информации «Сургут» в связи с использованием БПЛА. В данном районе существуют серьезные ограничения, связанные с большим количеством зон, закрываемых под полеты беспилотных летательных аппаратов. В качестве примера докладчик привел данные на один из недавних рабочих дней – 13 мая 2019 г., когда в воздушном пространстве района одновременно было введено 52 местных и временных режима. Закрытие зон из-за полетов БПЛА в пространстве «G» ведет к серьезным ограничениям и дополнительным сложностям в работе вертолетного отряда, в т.ч. связанных с выполнением санитарных заданий.

К сожалению, в конференции не участвовали представители Министерства транспорта Российской Федерации и Росавиации, которые, прежде всего, отвечают за техническую и регуляторную политику в области организации (управления) воздушным движением. Поэтому многие задаваемые участниками системные вопросы остались без ответа.

Определенный интерес для деятельности Технологической платформы представляла панельная дискуссия «Развитие полигонов беспилотных авиационных систем» (организатор – АЦ «Аэронет»). К сожалению, нам не удалось полностью посетить данное мероприятие. Однако, благодаря поддержке организаторов, мы получили доступ к презентациям докладов, представленных участниками. По просьбе организаций - участников и экспертов ТП размещаем наиболее интересные и полезные, на наш взгляд, материалы на нашем сайте.

Аэроспейснет (ДК, актуализация)

БАС (полигон, М.И. Каневский, АО «МАНС»)

Проекты (ДИКМА)

Радары (В.А. Кропотов)

VTOL (анализ, Ю. Солодовников)

Flyter (Ю. Солодовников)

McFly (презентация)

Обращаемся к организациям - участникам и экспертам Платформы рассмотреть данные материалы и выразить свое мнение о перспективности предлагаемых направлений (разработок). Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Мероприятие «Финансовые инструменты для вертолетной отрасли» (организатор – Ассоциация Вертолетной Индустрии) стало одной из наиболее популярных сессий деловой программы – зал был практически полностью заполнен. Размещаем на сайте ТП презентации основных выступлений (докладов), представленных на мероприятии.

Финансирование (вертолеты, Н. Трофимова, РВС-Холдинг)

Лизинг (вертолеты, А. Бердников, ГТЛК)

Лизинг (А. Доминов, Альфа-Лизинг)

Страхование (Н. Конорев, Сбербанк страхование)

Страхование (БЛА, Р. Кубарев, ВСК)

Налогообложение (А.В. Карташов, МГЮА им. О.Е. Кутафина)

PSB-Corporate (Д. Туманский, Промсвязьбанк)

Надеемся, что данные материалы окажутся полезными, как для организаций - участников Платформы, так и для наших будущих участников, в числе которых мы будем рады видеть эксплуатирующие организации (компании, осуществляющие авиационные перевозки и авиационные работы), а также финансовые институты (банки, лизинговые компании, страховые компании), действующие на авиационном рынке.

Как всегда, на высоком организационном уровне прошла конференция «Авиационное бортовое оборудование» (организатор – АО «Концерн Радиоэлектронные технологии»), на которой были представлены следующие доклады:

  • Организация жизненного цикла БРЭО (докладчик – В.В. Косьянчук, ФГУП «ГосНИИАС»);
  • Концепция системы искусственного интеллекта на борту вертолета с использованием компьютерного зрения (Н.Г. Федоров, АО «Вертолеты России»);
  • Бортовые радиолокационные станции, разработанные АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» для вертолетов и беспилотных летательных аппаратов различного назначения (докладчик – Ю.Н. Гуськов, АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР»);
  • Исследования по формированию облика унифицированной многофункциональной бортовой геоинформационной системы летательных аппаратов (докладчик – Т.В. Сазонова, АО «РПКБ»);
  • Комплексы бортового оборудования гражданских вертолетов с учетом перспектив их развития (докладчик – М.С. Азов, АО «УКБП»);
  • Развитие пилотажного комплекса ПКВ-8 для вертолетов типов Ми-8, Ми-171. Особенности эксплуатации (докладчик – Е.Н. Скрипаль, АО «КБПА»);
  • Проект «Создание мобильных сетей связи навигации и идентификации абонентов» (докладчик – С.К. Осипов, ООО «НПП «ПРИМА»);
  • О новой бесплатформенной инерциальной навигационной системе гражданского применения БИНС-2015 (А.В. Фомичев, ПАО «МИЭА»);
  • Концепция построения эргатического интерфейса перспективного спасательного вертолета с электродистанционной системой управления (докладчик – Ю.И. Бегичев, АО «НИИАО»);
  • Всепогодный и всесезонный комплекс обеспечения поисково-спасательных операций, проводимых с помощью вертолетов в условиях Арктики (докладчик – И.Е. Мухин, АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова»);
  • Применение многофункциональных систем технического и виртуального зрения в бортовых комплексах летательных аппаратов (О.Г. Лещук, РПКБ).

Благодаря информационному взаимодействию с организаторами, Ассоциация «ТП «АМиАТ» получила доступ к презентациям докладов, представленных на конференции. В случае заинтересованности, по согласованию с авторами, возможно ознакомление с данными материалами. Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» (организаторы – Ассоциация Вертолетной Индустрии, агентство Авиапорт, ООО «ЭГО Транслейтинг СБ») является традиционным мероприятием выставки. Наибольший интерес для Технологической платформы представляет развитие российского рынка вертолетной техники, поэтому размещаем презентацию доклада главы аналитической службы Отраслевого агентства «АвиаПорт» О.А. Пантелеева «Парк вертолетов Российской Федерации», в которой представлены основные показатели развития рынка гражданских вертолетов в Российской Федерации, включая численность парка, интенсивность эксплуатации, поставки вертолетов, выбытие парка в результате авиапроисшествий. Благодарим О.А. Пантелеева на сотрудничество и эффективное экспертное взаимодействие.

Очередной обзор (прогноз) мирового рынка вертолетов представил директор по маркетингу Honeywell analytics П. Менегуссо. Ежегодно составляемый компанией Honeywell прогноз поставок вертолетов, оснащенных газотурбинными двигателями, разрабатывается на основе опроса операторов вертолетных услуг. В данном опросе приняли участие около 1 000 операторов, в распоряжении которых находится примерно 13% мирового парка газотурбинных вертолетов. Honeywell прогнозирует поставки в 2019-2023 гг. около 4 000 новых вертолетов, что примерно на 500 ед. больше по сравнению с предыдущим 5-летним периодом. В целом, новый прогноз замены и расширения парка в мире несколько ниже прошлогоднего, однако планы покупки новых вертолетов повысились в Северной Америке, но понизились в Европе, Латинской Америке и в Азии. В странах БРИК ожидаются соответствующие среднемировым темпы обновления парка.

Размещаем на сайте ТП презентацию доклада П. Менегуссо, а также презентацию «Мировой рынок гражданской вертолетной техники», представленную Директором по маркетингу и развитию бизнеса АО «Вертолеты России» О.Я. Ландиным.

Парк (Россия, О.А. Пантелеев)

Прогноз (Honeywell, П. Менегуссо)

Рынок (АО «Вертолеты России», О.Я. Ландин)

Большой интерес вызвала конференция «Современные тенденции развития услуг послепродажного обслуживания российской вертолетной техники» (организатор – АО «Вертолетная сервисная компания», Холдинг «Вертолеты России»). В предыдущие годы многие отраслевые эксперты неоднократно высказывали нарекания в адрес АО «Вертолеты России» по поводу функционирования системы послепродажной поддержки отечественных вертолетов. На состоявшейся конференции выступили новый генеральный директор и руководители подразделений АО «ВСК», отвечающие за развитие ключевых направлений, которые представили информацию о текущем состоянии и планах по развитию системы послепродажной поддержки российской вертолетной техники; в частности, были рассмотрены следующие основные вопросы:

  • система послепродажного обслуживания российской вертолетной техники в Холдинге «Вертолеты России» и предложения по ее развитию;
  • предложения АО «ВСК» по послепродажному обслуживанию вертолетов (ВР-поддержка – пакетные решения);
  • развитие системы обучения Холдинга «Вертолеты России».

В выступлениях представителей АО «ВСК» было отмечено, что действующий в настоящее время каталог модернизаций вертолетов семейства Ми-8, а также вертолетов Ка-32 и «Ансат» включает в себя 130 вариантов.

Особо хотелось бы отметить семинар «Военная приемка АТИ в гражданской авиации: вопросы и ответы» (организаторы – Ассоциация Вертолетной Индустрии и ООО «РУССКИЙ ДОМ АВИАЦИИ»), который прошел, в-основном, в форме дискуссионной площадки. С постановочным докладом выступил сотрудник АО «РТ-Техприемки» К.Э. Аракелян, который, согласно представлению, ранее работал в юридической службе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации. К.Э. Аракелян привел действующие нормативные акты и другие документы (решения), устанавливающие юридические основы функционирования современной системы военных представительств и их участия в сертификации и контроле качества гражданской продукции. Основными из них являются:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 г. № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 1300-р;
  • «Временное положение о взаимодействии Федерального агентства воздушного транспорта и военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (Независимых инспекций) на предприятиях и в организациях промышленности Российской Федерации при сертификации авиационной техники гражданского назначения, ее разработке и производстве», утвержденное Минобороны России 25.04.2017 г. и Росавиацией 17.04.2017 г.

Дискуссия и вопросы, озвученные участниками мероприятия, показали, что существуют серьезные проблемы в правоприменительной практике взаимодействия производителей, поставщиков и покупателей авиатехнической продукции с военными представительствами. Основные проблемы связаны с тем, что правовая регламентация деятельности военных представительств распространяется только на военную и другую специальную продукцию, а контроль качества гражданской продукции и деятельности независимых инспекций, не являющихся военными представительствами, урегулирован недостаточно полно. Кроме того, существуют проблемы с поставками на гражданский рынок продукции, разработанной по военным требованиям.

Одним из возможных направлений улучшения ситуации в данной сфере является принятие Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», разработка и согласование которых ведется с 2016 года. Об участии и предложениях Технологической платформы по совершенствованию проекта Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», разработанного Министерством транспорта Российской Федерации – см. в разделе сайта ТП «Аналитический центр».

Заседание Технического комитета АВИ по теме «Совершенствование регламентов технического обслуживания как элемент повышения конкурентоспособности отечественных вертолетов» (организатор – Ассоциация Вертолетной Индустрии) было посвящено регламентам технического обслуживания вертолетов семейства Ми-8 – основных вертолетов, находящихся в парке российских эксплуатантов. Главный конструктор по ППО и эксплуатации АО «МВЗ им. М.Л. Миля» А.М. Солдатов представил новый регламент технического обслуживания вертолетов Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ (Ми-171Е) – РО-2016, предлагаемый АО «МВЗ им. М.Л. Миля».

Суть данного регламента состоит в том, что эксплуатация вертолетов будет осуществляться без проведения капитальных ремонтов путем введения дополнительных «тяжелых» форм технического обслуживания через 2 000 и 4 000 час. Данный регламент предлагается как альтернатива действующему регламенту технического обслуживания.

На текущий момент выпущены экспортные бюллетени по новому регламенту техобслуживания для 2-х типов вертолетов: Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ. В настоящее время ведется работа по согласованию данного регламента с ФГУП «ГосНИИ ГА», после чего планируется выпуск бюллетеней для российского рынка. Действие указанных бюллетеней будет распространяться только на тех владельцев (эксплуатантов) вертолетов, которые заключат с АО «МВЗ им. М.Л. Миля» 2 договора – лицензионный договор и договор на инженерно-техническое сопровождение эксплуатации.

Регламентные работы при наработке вертолета, кратной 2 000 час. (форма Ф-4) и 4 000 час. (форма Ф-5), должны выполняться на специально оборудованных базах, требования к которым включены в новый регламент.

Докладчик также представил сравнение экономических параметров нового регламента с действующей системой. Согласно представленным данным, новый регламент дает сокращение трудоемкости и стоимости летного часа примерно на 40% в период эксплуатации 18 000 час. (при заданных условных параметрах).

Обсуждение доклада и вопросы, задаваемые участниками, показали наличие сомнений в экономической эффективности применения нового регламента со стороны эксплуатантов. Окончательное мнение может быть сформировано после детального изучения условий предлагаемых к заключению со стороны АО «МВЗ им. М.Л. Миля» договоров и накопления практического опыта применения нового регламента.

Заместитель Генерального директора по технической эксплуатации АТ АО «ЮТэйр-Инжиниринг» В.В. Шабалин представил доклад «Оптимизация технического и наземного обслуживания вертолетов Ми-8Т, Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ». Суть предлагаемых изменений – внесение изменений в регламенты технического и наземного обслуживания вертолетов семейства Ми-8 с целью их оптимизации и исключения дублирующих работ. Данные предложения основаны на опыте компании «ЮТэйр» по наземному и техническому обслуживанию самолетов и вертолетов и требуют после их опытной апробации внесения изменений в федеральные авиационные правила, а также в соответствующие регламенты обслуживания и эксплуатации вертолетов.

Регламенты (А.М. Солдатов, АО «МВЗ им. М.Л. Миля»)

ТО (В.В. Шабалин, АО «ЮТэйр-Инжиниринг»)

Вне основной повестки дня состоялось выступление представителя АО «Вертолетная сервисная компания» М.Ю. Куприков на тему «Нормативно-правовая поддержка эксплуатации вертолетной техники в Арктике». Докладчик акцентировал внимание на необходимости активизации усилий по развитию средств авиационного обеспечения для применения в условиях Арктики, а также разработке специальных «арктических» стандартов.

В завершающий день выставки состоялось традиционное мероприятие, проводимое Московским авиационным институтом – «Подготовка инженерных кадров для вертолетной отрасли на кафедре «Проектирование вертолетов». Как и в прошлом году, представлял кафедру ее заведующий – Ю.М. Игнаткин. Докладчик рассказал об истории развития вертолетного направления в Московском авиационном институте, представил наиболее известных выпускников кафедры и подробно остановился на современном состоянии подготовки кадров и направлениях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых с участием кафедры. По сравнению с прошлогодним докладом, Ю.М. Игнаткин дополнительно представил новую работу – «Формирование облика одновинтового вертолета, выполняющего двухэтапную транспортную операцию».

Подводя итоги состоявшейся выставки HeliRussia-2019, стоит отметить безусловную значимость данного мероприятия для развития авиационной отрасли в нашей стране. Если говорить в целом, то по нашим впечатлениям и отзывам многих экспертов, в этом году общее количество выставочных стендов и количество экспонатов, представляющих профессиональный интерес, значительно ниже, чем в прошлом году и во многие предыдущие годы. На наш взгляд, это связано, во-первых, с периодичностью проведения выставки – многие компании не готовы ежегодно участвовать в выставочной экспозиции. А во-вторых, динамика развития вертолетного рынка – как российского, так и общемирового – пока не способствует росту инвестиций в маркетинговую деятельность. Кроме того, новые разработки и ранее начатые перспективные проекты (программы) во многих случаях не демонстрируют явных положительных результатов, что, в свою очередь, не может не сказываться на выставочной активности.

Среди экспонатов выставки, в первую очередь, хотелось бы отметить разработки и мероприятия с участием организаций - членов нашей Платформы:

  • проект модернизации вертолета Ка-32 (название новой версии – Ка-32А11М; разработчик – АО «Камов» – входит в состав АО «Вертолеты России»; модернизируемое оборудование – новый комплекс авионики разработки АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», новый двигатель ВК-2500ПС-02 разработки АО «ОДК-Климов» – входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», новый водяной бак СП-32)
    Согласно официально представленной информации, в составе нового комплекса авионики входят 3 многофункциональных жидкокристаллических монитора, в настоящее время устанавливаемых на вертолетах «Ансат», и новый бортовой процессор. Элементы нового борта также отработаны на вертолетах Ка-62 и Ми-38. Двигатель ВК-2500ПС-02 будет иметь бóльшую мощность на взлетном и чрезвычайном режимах, а также увеличенный межремонтный ресурс. Мощность на взлетном режиме должна составить 2 200 л.с. По данным АО «Камов», стоимость летного часа модернизированного вертолета будет на 50% ниже, по сравнению с предыдущей версией. Сертификация и первые поставки нового вертолета запланированы – на конец 2020 г.;
  • вертолет «Ансат» с медицинским модулем, оснащенный кувезами для перевозки новорожденных детей (разработчик вертолета – ПАО «Казанский вертолетный завод» – входит в состав АО «Вертолеты России»; разработчик медицинского модуля – ООО «Казанский агрегатный завод»; эксплуатирующая организация – АО «Русские Вертолетные Системы»);
  • противопожарную модификацию вертолета «Ансат», оснащенного системой пожаротушения (разработчик вертолета – ПАО «Казанский вертолетный завод» – входит в состав АО «Вертолеты России»; система пожаротушения – Simplex – иностранного производства; эксплуатирующая организация – АО «Русские Вертолетные Системы»);
  • вариант вертолета Ка-226 с новой модификацией редуктора ВР-226Н для выполнения специфических задач в стране эксплуатации (разработчик вертолета – АО «Камов» – входит в состав АО «Вертолеты России»; разработчик редуктора – Санкт-Петербургское акционерное общество «Красный Октябрь»);
  • двигатель ВК-2500ПС-03 для вертолета Ми-171А2 (разработчик – АО «ОДК-Климов» – входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»)
    Двигатель мощностью 2 000 л.с. имеет полную взаимозаменяемость с двигателями ВК-2500 и ТВ3-117 и может быть установлен на вертолеты типа Ми-8МТВ/АМТ, Ми-17, Ми-171, Ми-172 с минимальными доработками ВС. Имеет увеличенный межремонтный ресурс, назначенный ресурс также планируется увеличить до 12 тыс. ч. В ближайшие 2 года планируется валидировать сертификат типа двигателя в Индии, Китае, Южной Корее, Бразилии и Колумбии;
  • подписание дистрибьютерского договора между АО «ОДК-Климов» (входит в состав АО «ОДК») и АО «ЮТэйр-Инжиниринг» по послепродажному обслуживанию вертолетных двигателей разработки АО «ОДК-Климов» в России, предусматривающего совместное продвижение сервисных услуг по ремонту двигателей и ремоторизации
    В созданном на территории тюменского аэропорта Плеханово центре предусмотрено обслуживание и ремонт двигателей ТВ3-117 и ВК-2500, а также проведение замены двигателей ТВ3-117 на двигатели ВК-2500;
  • открытие АО «ОДК-Климов» (входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация») центра по обслуживанию и ремонту двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 во Вьетнаме (г. Вунгтау)
    Партнером АО «ОДК-Климов» и провайдером услуг по ТОиР является компания Helicopter Technical Service Company (HeliTechCo). Договором предусматривается поддержка в эксплуатации двигателей ТВ3-117 и ВК-2500, а также главных редукторов российских вертолетов в 12 странах Азии. По состоянию на октябрь 2018 г. во Вьетнаме эксплуатировалось порядка 100 российских вертолетов, включая Ми-8/17 и Ка-32;
  • организацию новых производственно-технологических центров для изготовления мелко- и среднеразмерных узлов двигателей ВК-2500 в ПАО «ОДК-УМПО» (входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»)
    Создание центров необходимо в целях импортозамещения изготовления двигателей, ранее производимых на Украине. Всего в ПАО «ОДК-УМПО» планируется создание 3-х производственно-технологических центров (ПТЦ) для изготовления узлов двигателя ВК-2500. В ПТЦ планируется изготавливать такие комплектующие, как – камеры сгорания, масляные фильтры, корпусные детали из алюминиевых и магниевых сплавов, обоймы и др. Общая численность персонала центров должна составить 500 чел. Первый ПТЦ № 185 был введен эксплуатацию в конце 2018 г. – в настоящее время там серийно выпускаются свободная турбина, сопловой аппарат III ступени, сопловые аппараты компрессорной турбины и другие узлы;
  • вспомогательные двигатели разработки и производства ПАО «НПП «Аэросила» – ТА18-100 и ТА14 для применения на современных самолетах и вертолетах)
    Двигатель ТА18-100 получил сертификат EASA в конце 2018 г. Росавиация одобрила главные изменения типовой конструкции ВГТД ТА18-100 в части высотности запуска и режимной работы до высоты 11 000 м, а также перевода на эксплуатацию по техническому состоянию. Двигатель ТА14-130-08 получил дополнение к сертификату типа, что открывает возможности его применения на вертолетах семейства Ми-8/17. ВГТД ТА14-038 в составе вертолета Ми-38 прошел испытания в условиях пониженных температур. Также ПАО «НПП «Аэросила» в настоящее время ведет разработку силовой установки для БЛА вертолетного типа и рассматривает возможность своего участия в разработке ВСУ для российско-китайского тяжелого вертолета AHL. Кроме того, разработанный ПАО «НПП «Аэросила» воздушный винт АВ-112 совершил первый полет в составе транспортного самолета Ил-112В и планируется к применению на гражданском региональном самолете Ил-114;
  • многогранный сферический приемник воздушного давления (разработчики – ФГУП «ЦАГИ» и АО «Аэроприбор-Восход»).

Среди других экспонатов выставки, предлагаем обратить внимание на следующие разработки (проекты), представляющие интерес, прежде всего, с точки зрения технологической направленности деятельности Технологической платформы:

  • cверхлегкий вертолет R-34, разработанный по техническому заданию АО «Аэроэлектромаш» совместно с ОКБ «Ротор (г. Кумертау)
    По информации разработчиков, в основе конструкции вертолета лежит новая, запатентованная соосная несущая система, включающая бесшарнирную подвеску лопастей с композитным торсионом. Вертолет оснащен двигателем Rotax 915 мощностью 130 л.с., а также парашютной спасательной системой. Максимальная высота полета – 4 500 м, заявленная дальность – до 600 км, максимальная скорость – 170 км/ч. Первый экземпляр вертолета в настоящее время проходит летные испытания в соответствии с авиационными правилами Российской Федерации. С учетом того, что АО «Аэроэлектромаш» участвует в программе ПЭС (полностью «электрический» самолет) и имеет многолетний опыт создания бортового электрооборудования для ЛА, компания планирует переход на электротягу для R-34. В настоящее время на предприятии разрабатывается электродвигатель нового поколения, который можно будет применять для привода воздушных винтов R-34. Также ведутся разработки беспилотной версии вертолета;
  • автономный мобильный комплекс светотехнического оборудования для обеспечения безопасного взлета и посадки вертолетов в темное время суток, а также для использования на неподготовленных площадках (разработчик – «Русские вертолетные системы»)
    По информации разработчиков, одним из главных достоинств нового комплекса является его мобильность: габариты изделия позволяют перевозить его автомобильным транспортом, что дает возможность оснащения ночным стартом отдаленных районов и, как следствие, более широкий охват при проведении медицинских спасательных операций. Вес системы составляет 12 кг, на установку требуется не более 5 мин. Система не требует дополнительной сертификации;
  • модернизированный легкий двухдвигательный вертолет H135 производства компании Airbus Helicopters, оснащенный бортовым комплексом авионики Helionix)
    Вертолет H135 с комплексом авионики Helionix был сертифицирован EASA в ноябре 2016 г.; в конце 2017 г. ВС получило одобрение Росавиаии. Бортовой комплекс Helionix, разработанный Airbus Helicopters, включает в себя 4-х-осевой автопилот, 3 электронных дисплея и функцию поддержки ночного вѝдения. В состав комплекса входит сиcтема контроля воздушного движения Trafic Advisory System TAS620A, помогающая обнаруживать ВС, траектория полета которых пересекается с траекторией полета вертолета. Система позволяет отслеживать и сохранять в памяти более 1 000 параметров, которые выгружаются после каждого полета, а некоторые могут передаваться и во время полета;
  • перспективный электродвигатель ВД-25000, разрабатываемый АО «Аэроэлектромаш» для привода воздушных винтов ЛА)
    Номинальная мощность двигателя – 25 кВт (34 л.с.), номинальная частота вращения – порядка 2 500 об./мин. В плане компании – разработка более мощного электродвигателя для привода воздушных винтов ЛА;
  • малогабаритный вертолетный доплеровский измеритель скорости и сноса, совмещенный с высотомером (ДИСС-ВГ) разработки АО «КБ «Луч» (Ярославская обл., г. Рыбинск; входит в состав холдинга «Росэлектроника»)
    ДИСС-ВГ предназначен для измерения скорости, высоты и наклонной дальности летательных аппарата в полете и при зависании вертолета над местностью; может устанавливаться на любой тип гражданских вертолетов; обладает значительно уменьшенными массо-габаритными характеристиками, при этом дополнительно выполняет функцию высотомера. Аппаратура входит в состав автономных систем навигации, с помощью которых вертолет может автоматически держать курс при отсутствии сигналов спутниковых систем связи, а также в условиях радиоэлектронных помех. Благодаря автоматическому определению типа поверхности – вода, земля, лес – удается в ряде случаев исключить человеческий фактор и вероятность некоторых ошибок пилотирования. По информации разработчика, аналогов данного аппарата российского производства такого уровня (полностью цифрового, совмещающего несколько функций) в настоящее время нет;
  • бортовой комплекс связи С-404 разработки АО НПП «Полет» (г. Нижний Новгород, входит в состав холдинга «Росэлектроника») для вертолета Ка-62)
    Комплекс С-404 обеспечивает непрерывную связь пилотов с наземным пунктами управления по нескольким каналам и постоянный прием сигналов на аварийной частоте. Также он базируется на программно-определяемой платформе, что позволяет расширять возможности связи, не меняя аппаратной части изделия. Антенны разного назначения, входящие в состав комплекса, встраиваются в обшивку вертолета, что позволяет улучшить качество связи и аэродинамические характеристики ВС. В настоящее время вся аппаратура комплекса имеет свидетельства годности Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета; комплекс в составе вертолета Ка-62 проходит предварительные летные испытания.

Из мероприятий деловой программы выставки, в которых приняли представители Технологической платформы, следует отметить следующие наиболее содержательные, на наш взгляд, сессии:

  • Конференция по беспилотной авиации (организатор – Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем);
  • Конференция «Авиационное бортовое оборудование» (организатор – АО «Концерн Радиоэлектронные технологии»);
  • «Военная приемка АТИ в гражданской авиации: вопросы и ответы» (организаторы – Ассоциация Вертолетной Индустрии и ООО «РУССКИЙ ДОМ АВИАЦИИ»);
  • «Совершенствование регламентов технического обслуживания как элемент повышения конкурентоспособности отечественных вертолетов» (организатор – Ассоциация Вертолетной Индустрии).

Данные мероприятия были посвящены актуальным и полезным для деятельности Технологической платформы направлениям. Поднятые на них вопросы, по нашему мнению, достаточно важны для развития отрасли. Данные мероприятия прошли на высоком организационном уровне, модераторы и докладчики обеспечили возможность достаточно подробного погружения в рассматриваемую проблематику. По договоренности с организаторами выставки, обращаемся к организациям - участникам и экспертам Технологической платформы с предложением принять участие в формулировании тематики экспертно-аналитического мероприятия Платформы, которое возможно провести в следующем году.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).


24 апреля 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в Экспертной сессии «Инновационный кластер г. Москвы: перспективные направления научно-технологического развития». Организаторами мероприятия выступили: Департамент предпринимательства и инновационного развития г. Москвы и Высшая школа экономики.

Целью мероприятия было осуждение проекта создания инновационного кластера г. Москвы, а также перспективных направлений научно-технологического развития кластера в сферах:

      • информационно-телекоммуникационных технологий;
      • медицины и биотехнологий;
      • передовых производственных технологий и новых материалов.
ПРОГРАММА

 

Первый заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы К.Г. Волконицкая рассказала об общей концепции планируемого к созданию инновационного кластера. Среди специализированных мер поддержки компаний кластера, планируемых к применению, были названы:

      • по направлению «Коммерциализация»:
        • частичная компенсация затрат на НИОКР, выполненных научными организациями по заказу бизнеса, под его обязательства организовать и нарастить выпуск инновационных продуктов (НИР на этапе внедрения; получатели средств – инновационная компания, научная организация);
      • по направлению «Инжиниринг»:
        • частичная компенсация затрат малых инновационных компаний на услуги инжиниринга и промышленного дизайна (получатели средств – инновационная компания, инжиниринговая компания);
      • по направлению «Пилотирование»:
        • организация пилотного тестирования инновационных решений на коммерческих и городских площадках;
        • софинансирование части расходов инновационной компании на проведение тестирования (получатели средств – инновационная компания, тестовая компания);
      • по направлению «Патент»:
        • предоставление гарантии на кредит под залог интеллектуальной собственности;
        • субсидирование процентной ставки по кредиту, полученному под залог интеллектуальной собственности (получатели средств – инновационная компания, финансовая организация).

Директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ А.А. Чулок представил доклад «О перспективных направлениях научно-технологического развития инновационного кластера Москвы». В докладе была представлены основные положения методологии исследования, включающей в себя анализ экспертных и статических данных.

В качестве перспективных областей научно-технологического развития были названы:

      • в области передовых производственных технологий и робототехники:
        • компьютерный инжиниринг, технологии управления производственными процессами и жизненным циклом продукции;
        • аддитивные, лазерные и другие производственные технологии;
        • технологии роботизированных средств и систем;
        • фотоника, технологии новой элементной базы, электронных устройств, квантовые технологии;
      • в области материалов нового поколения и нанотехнологий:
        • технологии создания и эксплуатации космических аппаратов;
        • углеродные наноматериалы;
        • материалы для аддитивного производства;
        • биомеханические материалы и материалы медицинского назначения;
        • новые материалы и нанотехнологии для энергетики и электроники;
        • новые технологии для агропрома и пищевой промышленности;
        • компьютерные технологии проектирования, моделирования и диагностики.

В рамках общей дискуссии выступили:

      • И.Р. Агамирзян (вице-президент НИУ ВШЭ)
        Обратил внимание на важность развития креативной индустрии, которая, по его мнению, важна не менее, чем технократический подход; приведя в качестве примера индустрию компьютерных игр, развиваемую в т.ч. российскими участниками, а также развитие дизайна, который важен не менее, чем сам инжиниринг;
      • М.Ю. Голанд (вице-президент Блока цифрового, инновационного и регионального развития Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»)
        Отметил, что Внешэкономбанк участвует в проектах стоимостью не менее 1 млрд. рублей, в т.ч. предполагающих участие ВЭБ в размере не менее 100 млн. рублей; также банк также содействует реализации поддерживаемых ими проектов, включая участие входящих в состав Корпорации институтов развития (Дом.РФ, РЭЦ, Корпорация МСП). В качестве одного из перспективных направлений, в т.ч. имеющих экспортный потенциал, назвал урбанистику («Умный дом»).
      • Б.В. Плахотников (руководитель Департамента промышленной политики Фонда развития промышленности)
        Отметил, что Фонд развития промышленности поддержал 20 проектов, реализуемых на территории г. Москвы (отрасли – электроника, фармацевтика, машиностроение); Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на сайте Государственной информационной системы промышленности с участием Фонда создан Навигатор мер поддержки, предоставляемых предприятиям промышленности;
      • Г.И. Сенченя (советник руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности)
        Обратил внимание на недостаточность средств, направляемых на финансирование НИОКР (значительно ниже стран - мировых лидеров); крайне малое число лицензионных договор, связанных с использованием объектов интеллектуальной собственности (по сравнению с мировым уровнем); проблему утечки кадров и отсутствие системы мониторинга кадрового научно-технического потенциала страны;
      • А.К. Бородин (менеджер по акселерационным программам Generations, АО «РВК»)
        Проинформировал о поддержке развития центров компетенций по так называемым «сквозным» технологиям Национальной технологической инициативы; создания тестовых площадок, предназначенных для нескольких отраслей, заказчиками в которых могут выступать различные индустриальные партнеры;
      • А.В. Филимонов (исполнительный директор Клуба директоров по науке и инновациям)
        Акцентировал внимание участников на возможности, имеющиеся у Клуба директоров по науке и инновациям и входящих в его состав представителей крупных компаний, осуществлять «пилотирование» технологий, развиваемых в рамках инновационного кластера г. Москвы;
      • Л.М. Гохберг (первый проректор НИУ ВШЭ)
        Отметил, что в России 2/3 финансирования НИОКР приходится на государственное финансирование, а компании не готовы делиться инновациями; привел опыт центра открытых инноваций в Голландии, где на одной площадке рыночные конкуренты Philips и LG договорились о проведении перспективных исследований на доконкурентной стадии;
      • Н.В. Рязанцева (директор по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ)
        Рассказала об опыте Красноярского края по созданию фонда для финансирования научно-технических разработок; опыте привлечения экспертизы РФФИ; отметила положительный опыт реализации Постановления Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы».

После завершения общей дискуссии была организована работа в группах по 3-м рассматриваемым направлениям. Представители Технологической платформы приняли участие в работе группы по направлению «Передовые производственные технологии и новые материалы». Учитывая расположение многих организаций - участников Платформы в г. Москве, мы планируем и в дальнейшем осуществлять мониторинг развития инновационного кластера и мер поддержки инновационной деятельности, реализуемых Правительством г. Москвы.


5 апреля 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в экспертной дискуссии «Приоритеты развития «сквозных» цифровых технологий на примере цифровой трансформации транспорта и транспортного машиностроения», состоявшейся в Агентстве стратегических инициатив (организаторы – АНО «Цифровая экономика», НП «Клуб директоров по науке и инновациям».

Мероприятие было посвящено обсуждению технологических приоритетов по «сквозным» цифровым технологиям, развитие которых предусмотрено национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

По просьбе коллег из НП «Клуб директоров по науке и инновациям» Технологическая платформа выступила в качестве информационного партнера данного мероприятия, разместив на сайте ТП и разослав организациям - участникам сообщение о его проведении и планируемых к рассмотрению технологических направлениях.

ПРОГРАММА (05.04.2019 г.)

 

Как известно, само направление развития цифровых технологий в настоящее время является одним из приоритетов государственной политики. В соответствии с утвержденной национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривается создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок.

В целях реализации данной Программы в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» в настоящее время ведется разработка дорожных карт развития перспективных сквозных технологий (субтехнологий) с учетом потребностей ведущих компаний в области цифровой экономики (срок утверждения – 30 июня 2019 г.). Данные дорожные карты будут использованы в том числе при определении (отборе) институтами развития проектов в области исследований и разработок и их коммерциализации в разрезе «сквозных» технологий, реализация которого должна начаться с 1 октября 2019 г.

На мероприятии были представлены предварительные версии приоритетов развития «сквозных» цифровых технологий по следующим направлениям: большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Учитывая значимость данного направления, Технологическая платформа планирует и в дальнейшем участвовать в развитии перспективных цифровых технологий для применения в авиастроении и смежных областях.


5 марта 2019 г. По приглашению организаторов представители Технологической платформы приняли участие в расширенном заседании Научно-технического совета ФГУП «ЦАГИ» по экспериментальной технике и информационно-измерительным системам по теме «Об итогах работы НИО-7, НИО-16, НПК по развитию экспериментальной и производственной базы ЦАГИ в 2018 году и задачах на последующий период».

Данное мероприятие представляет интерес для Технологической платформы, с одной стороны, с точки зрения ознакомления с текущими результатами и планами по развитию экспериментальной базы ФГУП «ЦАГИ», как одного из ведущих научных центров Российской Федерации и в мире – представленные материалы могут быть полезны организациям и специалистам, осуществляющим разработку перспективных летательных аппаратов и других видов авиационной техники и заинтересованным в использовании объектов экспериментальной базы ФГУП «ЦАГИ». С другой стороны, ряд работ и проектов, представленных на заседании, связаны с разработкой перспективных авиационных технологий и могут быть интересны представителям организаций, специализирующихся в соответствующих направлениях.

ПРОГРАММА (НТС, 05.03.2019 г.)

 

Вел заседание начальник Научно-экспериментального комплекса по развитию экспериментальной базы ФГУП «ЦАГИ» Ю.В. Карташов. В качестве членов президиума в заседании участвовали научный руководитель ФГУП «ЦАГИ» С.Л. Чернышев и Заместитель Генерального директора по инвестиционной работе ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» А.Л. Козлов.

Ю.В. Карташов представил результаты выполнения НИР «Комплексные исследования по разработке перспективных методов, технологий и специального оборудования в обеспечение экспериментальных работ в области создания летательных аппаратов» (шифр «Стенд-2020»).
Основными задачами НИР являлись:

      • Формирование технического облика новых объектов экспериментальной базы;
      • Проведение предпроектных исследований для интеграции нового экспериментального технологического и инженерного оборудования в существующие комплексы;
      • Разработка новых перспективных методов и средств проведения испытаний, средств измерений и метрологического обеспечения для повышения информативности экспериментальных исследований и отработки новых конструктивных решений для выполнения ОКР по созданию ЛА;
      • Разработка рекомендаций по расширению технологических возможностей экспериментальной базы при воспроизведении эксплуатационных условий в ходе испытаний, создание новых технологий испытаний.

По результатам исследований, проведенных в предыдущие годы, специалистами ФГУП «ЦАГИ» был сформирован перечень новых экспериментальных объектов в обеспечение исследований в области аэродинамики, прочности, экологии перспективной гражданской авиационной техники:

      1. Создание дозвуковой большой аэродинамической трубы Т-204;
      2. Реконструкция комплекса до-, транс- и сверхзвуковых промышленных аэродинамических труб, прочностных лабораторий и энерговоздушного комплекса;
      3. Реконструкция отраслевого гидроаэродрома экспериментальной авиации;
      4. Реконструкция экспериментальной и лабораторной исследовательской базы для создания инновационного научно-исследовательского образовательного центра.

В 2019 году по результатам предпроектных исследований планируется разработка комплексных технических заданий на проведение проектно-изыскательских работ по объектам данного перечня.

С полным текстом обзора данного мероприятия и другими полезными материалами по этому направлению можно ознакомиться в разделе сайта «Аналитический центр».


31 января 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в семинаре, посвященном актуальным мерам государственной поддержки субъектов инновационной деятельности (организатор – Министерство экономического развития Российской Федерации).

ПРОГРАММА

 

Данный семинар проводится ежегодно с целью поддержки и информирования субъектов инновационной деятельности об актуальных мерах государственной поддержки. Представляемая информация предназначена для быстроразвивающихся и высокотехнологических компаний, инновационных территориальных кластеров и технологических платформ.

По просьбе организаций - участников Технологической платформы на сайте ТП размещены презентации докладов, представленных на мероприятии.

Орлов К.О. (АО «РЭЦ»)

Федотов А.В. (ООО «ЦИС «Сколково»)

Романов М.А. (Фонд «Сколково»)

Романовский М.Ю. (Минобрнауки России)

Авдеенко В.Н. (Минсельхоз России)

Постникова Е.С. (Минэкономразвития России)

Битюкова Н.В. (АО «Корпорация МСП»)

Березной А.В. (АО «Корпорация МСП»)

Тарасов В.А. (АО «Корпорация МСП»)

Ярмонова Т.Ю. (АО «Корпорация МСП»)

Демченко В.О. (Фонд содействия инновациям)

Марков А.В. (Фонд развития промышленности)

Котляр Г.З. (Минэкономразвития России)

Иванова М.Г. (ФИПС)

Ена О.В. (ФИПС)

Котлов Д.В. (ООО «ЦИС «Сколково»)

Рагозин В.Ю. (Роснано)

Нисимов С.У. (Роснано)

Курмышев И.Н. (АО «РВК»)

Гусев А.Н. (АО «РВК»)

Алмазов А.А. (АО «РВК»)

Арсентьев И.А. (АНО «Инновационный инжиниринговый центр»)

Хайретдинов Р.Н. (InfoWatch)

Хафизов Р.З. (ГК «Миландр»)

Рекомендации по управлению РИД (организации)

Рекомендации по управлению РИД (регионы)

Секретариат и эксперты Платформы готовы оказать посильную консультационную поддержку организациям - членам Ассоциации во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и институтами развития по представленным и реализуемым ими мерам и механизмам.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).


31 января 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в конференции «Беспилотники: ждать нельзя интегрировать» (организатор – ФГУП «ГосНИИ ГА»). Технологическая платформа также выступила в качестве информационного партнера мероприятия.

По договоренности с организаторами ниже представлен текст пресс-релиза по итогам конференции, подготовленный ФГУП «ГосНИИ ГА»:

«31 января 2019 года прошла конференция «Вопросы интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации» («Беспилотники: ждать нельзя интегрировать»), организованная ФГУП ГосНИИ ГА при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации.

С приветственным словом к участникам конференции выступил Юрчик Александр Алексеевич – заместитель Министра транспорта Российской Федерации. Также собравшихся участников поприветствовал Шнырев Андрей Геннадьевич – заместитель Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Филиппов Вадим Леонидович – исполняющий обязанности Генерального директора ФГУП «ГосНИИ ГА», который обозначил основные темы конференции и ее значимость.

В конференции приняли участие более 200 специалистов из различных областей рынка беспилотных авиационных систем (БАС). Представители сферы бизнеса ПАО «Сбербанк» и ПАО «Россети» осветили вопросы, связанные с перспективами внедрения БАС и нормативно-технологическими барьерами интеграции.

В своем докладе, Степанко Дмитрий Анатольевич – начальник отдела аэронавигационного обеспечения Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации подчеркнул, что в вопросе интеграции важен организационный подход всех участников процесса с определением единого координатора.

В ходе дискуссий конференции, принято решение о консолидации всех имеющихся концепций интеграции БАС в воздушное пространство Российской Федерации на площадке ФГУП «ГосНИИ ГА», с целью предоставления в Министерство транспорта Российской Федерации единого, согласованного документа с учетом мнения всех заинтересованных сторон сферы БАС».

ПРОГРАММА

 

Проблематика интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство в настоящее время является одним из наиболее важных вопросов дальнейшего развития как беспилотной, так и пилотируемой авиации. Данной темой занимается большое количество специалистов, заинтересованных в развитии рынка беспилотных ВС, как в России, так и за рубежом. От организаций - участников и экспертов Технологической платформы, а также представителей институтов развития в последнее время стали поступать обращения в Ассоциацию с предложением начать активную деятельность в области беспилотных авиационных систем (см., в частности, участие Платформы в мероприятии на тему «Полетит ли «воздушное такси»?» в рамках Форума «Открытые инновации» 16 октября 2018 г.).

Конференция вызвала большой интерес и серьезную дискуссию в экспертном сообществе, особенно в вопросе организации и координации работ по формированию Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство в Российской Федерации. Учитывая пожелания организаций - участников и экспертов Технологической платформы, мы размещаем на сайте ТП презентации докладов, представленных на мероприятии.

Степанко Д.А. (Минтранс России)

Корсаков А.А. (филиал «НИИ аэронавигации» ФГУП «ГосНИИ ГА»)

Яблоков А.Ю. (филиал «НИИ аэронавигации» ФГУП «ГосНИИ ГА»)

Редкозубов А В. (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»)

Потемкин А.А. (филиал «НИИ аэронавигации» ФГУП «ГосНИИ ГА»)

Набоков С.А. (филиал «НИИ аэронавигации» ФГУП «ГосНИИ ГА»)

Картушин А.Г. (ПАО «Россети»)

Муниров В.Н. (ООО «Курсир»)

Пономарев П.А., Воронов В.В. (ООО «Кронштадт Беспилотные системы»)

Шибаев В.М. (ФГУП «ЦАГИ»)

Каневский М.И. (АО «Концерн «МАНС»)

Борисов Ф.А. (филиал «НИИ аэронавигации» ФГУП «ГосНИИ ГА»)

Обращаемся к организациям - участникам и экспертам Платформы с предложением ознакомиться с данными материалами и выразить свое мнение по рассматриваемым вопросам. Особое внимание просим обратить на технологические аспекты интеграции, включая вопросы управления и обеспечения безопасности полетов беспилотных ЛА, системы передачи данных, взаимодействие пилотируемых и беспилотных ВС.

Также, учитывая возникшую в ходе Конференции дискуссию об организации - координаторе работ по консолидации и взаимоувязке документов и инициатив в области интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство в Российской Федерации (предложения, сформулированные ФГУП «ГосНИИ ГА» – см. в презентации Ф.А. Борисова), хотелось бы услышать мнение и предложения экспертов по организации работ в данной сфере.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).


29 января 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в научной конференции «Авиатопливообеспечение-2019» (организатор – ФГУП «ГосНИИ ГА»). Технологическая платформа также выступила в качестве информационного партнера мероприятия.

В конференции приняли участие около 150 специалистов.

На конференции обсуждались следующие основные вопросы:

      • обеспечение гражданских воздушных судов кондиционными авиаГСМ и спецжидкостей в современных условиях;
      • совершенствование нормативной базы в области наземного обслуживания воздушных судов;
      • современные тенденции организации деятельности операторов наземного обслуживания, обеспечивающих заправку воздушных судов гражданской авиации;
      • обзор рынка авиационных топлив;
      • отклонения от стандартных эксплуатационных правил подготовки авиаГСМ к применению;
      • гармонизация российских нормативных документов с международными;
      • возникновение отказов авиационной техники при несоответствии параметров авиаГСМ и спецжидкостей требованиям, установленным эксплуатационной документацией ВС;
      • особенности сохранности качества топлива в процессе транспортировки и хранения;
      • противообледенительная обработка ВС и производство современных противообледенительных жидкостей;
      • производство новых, модернизированных, модифицированных авиаГСМ и специальных жидкостей;
      • подготовка и аттестация персонала операторов наземного обслуживания.

 

Более подробно с содержанием данного мероприятия можно ознакомиться в Обзоре.

ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЯ

 

Также, можно ознакомиться с презентациями докладов, представленных на мероприятии.

Презентация (А.Г. Шнырев, Ространснадзор)

Презентация (Н.С. Бородина, ГосНИИ ГА)

Презентация (А.А. Кривушина, ВИАМ)

Презентация (Г.М. Бухарев, ВИАМ)

Презентация (И.Э. Муковозов, Неолаб)

Презентация (В.С. Двоеглазов, УЗГА)

Презентация (Е.В. Петров, Домодедово)

Презентация (В.М. Самойленко, МГТУ ГА)

Презентация (Д.И. Воробей, CORROCOAT)

Презентация (Ю.В. Назаров, ВНИИавтогенмаш)

Презентация (Р.Р. Файзуллин, УИ ГА)

Презентация (Е.Е. Карева, МГТУ ГА, Егорьевский АТК)

Презентация (С.Н. Левин, Губкинский университет)

Благодарим наших специалистов А.В. Фомичева (ООО «Аэроспецпроект») и В.Л. Лубашевского за подготовленные обзорные материалы и оказанную техническую поддержку.

Учитывая значимость вопросов топливообеспечения для эффективного развития рынка авиаперевозок в Российской Федерации, обращаемся ко всем организациям - членам Платформы и специалистам, заинтересованным в развитии данного направления, с просьбой ознакомиться с данными материалами и направить свои комментарии и предложения по наиболее актуальным, на Ваш взгляд, аспектам.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).