Интернет-магазин nachodki.ru

Главная страница / Деятельность / Участие Платформы в мероприятиях авиационной отрасли / Основные мероприятия 2018 года

 

Участие Платформы в общероссийских и международных мероприятиях
(совещаниях) авиационной и смежных отраслей в 2018 году

Кроме посещения ставших для нас уже традиционными ежегодных национальных выставок «HeliRussia» и «Армия», в этом году мы уделили особое внимание участию в Международном форуме двигателестроения МФД-2018, так как в 2017 году началось и в 2018 году продолжается формирование и организация деятельности Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации. Кроме того, мы приняли участие в 2-х мероприятиях в Государственной Думе – совместном заседании Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и Экспертного Совета по научно-технологическому развитию и прикладной науке на тему «Нормативно-правовое обеспечение развития цифровой экономики прикладной науки»; а также в совместном заседании Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности и Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России. Данное заседание представляло интерес для Технологической платформы не только тематикой рассматриваемых вопросов, связанных с необходимостью диверсификации авиационной промышленности и увеличения выпуска гражданского продукции, но и изучением опыта организации экспертной деятельности в связи с предстоящим началом полномасштабного функционирования экспертных органов Технологической платформы.

Основные мероприятия 2018 года:

Основные мероприятия 2018 года

20 сентября 2018 г. в г. Жуковском Московской области состоялось торжественное мероприятие, посвященное открытию Выставки авиационной техники малой авиации. Мероприятие проходило в Доме ученых ЦАГИ, на площади перед которым и непосредственно в фойе конференц-зала были размещены выставочные экспонаты. В мероприятии приняли участие представители компаний, расположенных в г. Жуковском и занимающиеся разработкой и производством авиационной техники малой авиации, а также представители заинтересованных организаций и эксперты. Отдельно стоит отметить экспозицию детского центра технического творчества, расположенного в г. Жуковском, на которой были представлены летательные аппараты, созданные школьниками под руководством студентов младших курсов Факультета аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института. К сожалению, согласно информации коллег, данный центр, созданный при участии летчика-космонавта И.П. Волка, в настоящее время существует, в-основном, на средства родителей, а также благодаря поддержке местного прихода Русской православной церкви.

Во  вступительной части мероприятия выступили представители ФГУП «ЦАГИ», непосредственно занимающиеся вопросами развития авиационной техники малой авиации – Руководитель программ реализации научных проектов развития авиации общего назначения и воздухоплавательной техники А.И. Дунаевский и директор инжинирингового центра Г.Г. Анохин.

Также, в качестве приветственного слова состоялось рамочное выступление Председателя Правления ТП «АМиАТ» А.А. Кима, в котором была отмечена значимость развития малой и региональной авиации в Российской Федерации – направления, которое было положено в основу при создании и является одним из ключевых в деятельности Технологической платформы. Касаясь вопросов разработки и согласования комплексной (государственной) программы развития малой и региональной авиации в Российской Федерации, представитель ТП «АМиАТ» отметил необходимость объективной и независимой экспертизы технических и технологических решений, закладываемых в проекты создания воздушных судов и других видов авиационной техники, реализуемых с участием мер государственной поддержки (и такую экспертизу Технологическая платформа в настоящее время способна осуществлять). Кроме того, необходимо на системном уровне организовать и вести работу по созданию и развитию местных и региональных аэропортов, а также системы управления воздушным движением, обеспечивающих физическую доступность данных услуг и минимизацию их стоимости для эксплуатантов и потребителей.

Выступление одного из организаторов мероприятия – Генерального директора ЗАО «Техавиакомплекс» В.И. Ахрамеева было посвящено теме государственно-частного партнерства в сфере развития местного авиасообщения и АОН. Одним из основных предложений компании «Техавиакомплекс» является создание на базе аэродрома «Раменское» центра прототипирования – научно-производственного комплекса полного цикла в области разработок и внедрения перспективных российских технологий для малой и региональной авиации. В докладе также были представлены предлагаемые меры государственной поддержки, необходимые для развития данного сегмента рынка.

Доклад Генерального директора ООО «Ваис Техника» Л.В. Новицкого был посвящен перспективам сертификации и организации серийного производства пилотажно-навигационного комплекса для легких ВС с информационно-интеллектуальной поддержкой экипажа. Напомним, что основа разрабатываемого комплекса была заложена в рамках выполнения проекта, поддержанного Технологической платформой в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» – «Разработка алгоритмов бортовой системы обеспечения безопасности полета для предотвращения столкновений в воздухе и выполнения маловысотного полета с использованием малогабаритной PЛC», основным исполнителем которого являлось компания ЗАО «Техавиакомплекс».

Генеральный директор ООО НПП «ПромТех» И.В. Ахрамеев представил инвестиционный потенциал и основные разработки компании ООО НПП «ПромТех» – специализированной дочерней компании АО ЦНТУ «Динамика». В числе основных направлений деятельности компании были названы:

  • разработка перспективных БЛА вертолетного типа;
  • разработка бортовой радиоэлектронной аппаратуры;
  • разработка и внедрение технологий для БЛА;
  • летные испытания БЛА.

Доклад представителя ООО «Научно-инженерная компания» В.С. Дыгало был посвящен разрабатываемому компанией универсальному беспилотному транспортному комплексу (УБТК) на базе автожира, а также другим проектам компании – автожиру «Варус», самолетам «Сигма-4» и «Сигма-7».

Координатор проектов OOO «ТЗК Туполев Сервис» Н.М. Дианов рассказал об опыте и предложениях компании Туполев Сервис» в области мобильных средств топливообеспечения для малой авиации. Учитывая текущую ситуацию с развитием малой и региональной авиации в Российской Федерации, разработки компании, на наш взгляд, могут оказать существенную поддержку развитию данного сегмента рынка и имеют хорошие коммерческие перспективы.

Подробнее с содержанием выступлений, включая презентации докладов, можно ознакомиться в разделе «Малая и региональная авиация».


17-19 сентября 2018 г. в г. Санкт-Петербурге состоялась Международная конференция «Лучевые технологии и применение лазеров». По приглашению организаторов представители Технологической платформы приняли участие в работе Конференции, в т.ч. в качестве выступающих и модераторов отдельных секций.

В рамках подготовки к участию в Конференции Ассоциацией был организован сбор и обобщение информации от организаций - участников ТП, заинтересованных организаций и экспертов по наиболее актуальным технологическим направлениям, требующим первоочередного развития для применения в сфере авиастроения и авиационной деятельности; а также ключевым организационным вопросам, требующим решения в целях минимизации сроков и финансовых затрат при выводе на рынок (внедрении) перспективных разработок. Кроме того, ряд организаций представили информацию об имеющихся у них компетенциях и предложения по возможной кооперации. Результаты данной работы и основная информация по данному направлению размещены на сайте ТП в разделе «Развитие аддитивных и лазерных технологий».

Тематика Конференции была сфокусирована на следующих основных областях (направлениях):

  • физические основы и математическое моделирование лучевых технологий. САD-CAM-CАЕ системы;
  • оборудование и технологии аддитивного производства;
  • оборудование и технологии сварки, наплавки и термообработки;
  • оборудование и технологии резки, прошивки отверстий и обработки поверхности;
  • лучевые технологии индустрии 4.0;
  • метрология, системы измерений и дефектоскопия.

В первый и третий дни работа Конференции проходила в виде пленарной секции в общем зале, во второй день – одновременно проходили по 2 параллельные секции, в конце Конференции также была организована постерная сессия.

В рамках пленарной сессии особо хотелось бы отметить выступления Технического директора АО «ОСК» Д.Ю. Колодяжного и Ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Г.А. Туричина. Д.Ю. Колодяжный рассказал об основных направлениях и результатах применения аддитивных и лазерных технологий в «Объединенной судостроительной корпорации», а также ответил на вопросы участников. Доклад одного из основных организаторов Конференции Г.А. Туричина был посвящен ключевым техническим и технологическим аспектам применения технологий прямого лазерного выращивания в высокотехнологичных отраслях – судостроении, авиастроении, а также в космической технике. В докладе были представлены результаты и опыт возглавляемого им коллектива в рассматриваемой области, в т.ч. в сопоставлении с ведущими иностранными конкурентами.

В выступлении представителя Государственной корпорации «Росатом» А.В. Дуба были представлены основные направления развития аддитивных технологий в ГК «Росатом», а также информация о разработке национальных стандартов в данной сфере.

Выступление Председателя Правления Ассоциации «ТП «АМиАТ» А.А. Кима было посвящено особенностям и механизмам организации проектной и экспертной работы Технологической платформы; возможностям, которыми располагает Платформа; и направлениям развития аддитивных и лазерных технологий, наиболее актуальным и перспективным в рамках деятельности ТП.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (А.А. Ким)

Среди выступлений иностранных участников особо хотелось бы отметить выступление представителя международной компании «Oerlikon» (Нидерланды) Л. Баутманса, который рассказал о мировых тенденциях применения аддитивных технологий, в т.ч. в аэрокосмической промышленности.

В качестве наиболее интересных и перспективных для применения в авиастроительной отрасли направлений развития аддитивных и лазерных технологий, представленных в рамках пленарной секции, отметим следующие доклады:

  • Гибридное аддитивное производство крупногабаритных заготовок и финишных деталей плазменной (дуговой) наплавкой проволочных материалов (докладчик – Начальник управления науки и инноваций ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» Д.Н. Трушников);
  • Влияние лазерной ударной обработки на качество сварных соединений (докладчик – Директор Научно-исследовательского института конструкционных материалов и технологических процессов Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана» И.Н. Шиганов);
  • Исследование влияния мощности лазерного луча и скорости сканирования на структуру и свойства изделий из титановых сплавов для авиастроения (докладчик – Директор института Экотехнологий и инжиниринга ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» А.Я. Травянов).

Учитывая заинтересованность Технологической платформы в развитии и применении аддитивных и лазерных технологий, обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением о сотрудничестве в данной сфере, включая формирование и продвижение перспективных исследовательских и технологических проектов, в т.ч. в кооперации с организациями и коллективами, представленными на Конференции «Лучевые технологии и применение лазеров».

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Более подробная информация о данном мероприятии, включая презентации и тезисы наиболее интересных, на наш взгляд, докладов, в т.ч. непосредственно связанных с развитием авиастроительной отрасли, представлена в разделе «Развитие аддитивных и лазерных технологий».


23-24 августа 2018 г. Представители Технологической платформы посетили Международный военно-технический форум «Армия-2018». Несмотря на то, что с точки зрения технологической направленности развитие военных технологий не входит в целевые задачи и основные направления деятельности Технологической платформы, участие в военно-техническом форуме «Армия» для нас представляет определенный интерес, так как развитие авиационных технологий гражданского назначения тесно связано и во многих случаях непосредственно пересекается с развитием военных технологий. Кроме того, в рамках посещения форума имеется возможность побывать выставочных стендах и обсудить вопросы взаимодействия с организациями - участниками Платформы и другими заинтересованными организациями, а также принять участие в наиболее актуальных для Технологической платформы мероприятиях научно-деловой программы.

В рамках научно-деловой программы Форума «Армия-2018» представители Технологической платформы по приглашению организаторов приняли участие в следующих мероприятиях:

  • круглый стол «Диверсификация и трансфер технологий в ОПК»;
  • круглый стол «Интеграция образования, науки и производства: новые модели и перспективы развития».

ФОТОГАЛЕРЕЯ

 

Круглый стол «Диверсификация и трансфер технологий в ОПК» представлял интерес для Технологической платформы, прежде всего, с точки зрения мониторинга ситуации с развитием диверсификации оборонно-промышленного комплекса и более детального изучения ключевых организационных и правовых проблем.

Напомним, что задачи диверсификации российского ОПК были поставлены Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г., где была отмечена необходимость интенсификации работ в данном направлении и поставлены задачи по увеличению доли гражданской продукции в высокотехнологичных отраслях, в том числе в авиастроении, до 50% к 2030 году. Особенно актуальной эта задача становится в связи с предстоящим сокращением гособоронзаказа и имеющимися ограничениями государственного бюджетного финансирования (субсидирования) промышленности.

Далее отметим наиболее интересные и актуальные для развития Технологической платформы доклады.

Доклад директора Департамента перспективных исследований – Научно технического центра ПАО «ОАК» В.А. Каргопольцева был посвящен повышению эффективности трансфера технологий в рамках мероприятий Программы инновационного развития ПАО «ОАК». В докладе были представлены основные направления (целевые задачи) научно-технологического развития ПАО «ОАК»:

  • в области продуктовой политики – сохранение конкурентоспособности продуктового ряда ОАК путем постоянных улучшений;
  • в области создания научно-технического задела – опережающие инновации в области самолетостроения и критических технологий;
  • в области промышленных (производственных) технологий – развитие технологий, повышающих эффективность бизнеса;

а также требования рынка для формирования НТЗ, планируемого к внедрению:

  • повышение безопасности полетов (частота авиационных происшествий к уровню 2015 года меньше на 65%);
  • снижение расходов топлива (на 70% относительно сегодняшнего уровня);
  • повышение экологичности:
    • выброс вредных веществ (-75% относительно CAEP6);
    • шум на местности (-65% относительно Главы 14 ИКАО);
  • трудоемкость обслуживания;
  • автоматизация, переход к беспилотному пилотированию;
  • длительный сверхзвуковой полет;
  • эффективные ЛТХ, ВПХ;
  • автономность базирования;
  • сокращение времени разработки самолета;
  • нетрадиционные решения.

В качества примера перспективных работ в докладе были представлены основные направления электрификации самолета, к которым были отнесены:

  • электрическая ПОС;
  • СКВ в кабине с электрическим компрессором вместо отбора воздуха в ГТД;
  • система мониторинга композитных конструкций;
  • БРЭО напряжением ~230 В или 270-540 В;
  • электропривод управления носовым колесом;
  • создание перспективного автономного источника тока;
  • электрическое управление и подача топлива ГТД;
  • встроенный стартер-генератор и генератор повышенной мощности;
  • электромеханические приводы уборки/выпуска шасси и торможения;
  • ВСУ повышенной мощности со стартер-генератором;
  • электрические приводы органов управления;
  • электромеханические приводы механизации крыла и спойлеров.

Более подробно докладчик остановился на проекте по созданию серийного образца унифицированной авиационной аккумуляторной батареи нового поколения. Согласно представленной информации, целью проводимых в настоящее время в ПАО «ОАК» работ является создание в 3-летний срок импортозамещающей авиационной аккумуляторной батареи нового поколения. Аккумуляторная батарея создается на основе перспективных отечественных инновационных технологий с учетом ТЗ. Концепция единой авиационной аккумуляторной батареи позволит решить следующие ключевые задачи:

  • повышение тактико-технических характеристик летательных аппаратов (обеспечение запуска ВСУ и маршевого двигателя, увеличение продолжительности аварийного полета, и т.д.);
  • возможность использования для всех типов авиационной техники гражданского, военного и специального назначения;
  • обеспечение боеготовности и надежности вылета;
  • упрощение задач логистики и снижение стоимости аккумуляторной батареи;
  • развитие отечественных технологий ХИТ (химические источники тока).

Согласно представленной информации, в настоящее время Департамент перспективных исследований – Научно технический центр ПАО «ОАК» проводит комплекс мероприятий по разработке нового поколения отечественных цифровых интеллектуальных систем управления (ИСУ) электроэнергетическим комплексом (ЭЭК) ЛА, работающем в режиме реального времени. Использование научно-технического потенциала, накопленного в ходе работ по созданию цифровой системы управления МКК «Буран», и внедрение ИСУ ЭЭК в различные образцы авиационной техники обеспечит:

  • улучшение параметров электроэнергетических комплексов отечественных ЛА и БПЛА;
  • увеличение КПД системы электроснабжения до 90%;
  • улучшение массо-габаритных параметров узлов бортовой энергосистемы на 5-10%;
  • повышение надежности бортового энергопитания;
  • увеличение сроков службы компонентов системы электроснабжения БПЛА и ЛА до 30%;
  • улучшение технических характеристик узлов энергосистемы за счет точной и быстродействующей системы диагностики и управления;
  • повышение уровня отказобезопасности и надежности за счет предиктивных алгоритмов управления и возможности быстрой реконфигурации энергосистемы.

В качестве примера трансфера технологий был приведен исследовательский проект HISAC (создание перспективного сверхзвукового делового самолета), выполненный в рамках 6-й рамочной программы ЕС, в т.ч. основные полученные в рамках проекта результаты:

  • композиционные и прогрессивные металлические материалы, оптимизированная конструктивно-силовая схема;
  • аэродинамика, оптимизированная для длительного полета на сверхзвуковой скорости с низким уровнем звукового удара;
  • малошумные эффективные сопла;
  • интегрированные с планером воздухозаборники, оптимизированные для работы с перспективными двигателями изменяемого цикла;
  • система искусственного обзора и дополненной реальности.

В качестве организационных мероприятий в рамках реализации Программы инновационного развития ПАО «ОАК» В.А. Каргопольцев также отметил, что был проведен технологический аудит; а в настоящее время с целью обеспечения работы с большим количеством информации по перспективным технологиям рассматривается возможность создания соответствующей информационно-аналитической системы. В качестве перспективных форм организации и проведения работ была отмечена необходимость создания демонстраторов технологий, внедрение которых невозможно без участия их авторов (разработчиков).

В выступлении одного из соорганизаторов круглого стола – Исполнительного директора Национальной Ассоциации Трансфера Технологий Е.А. Шипицына было отмечено, что в рамках деятельности Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по вопросам государственного оборонного заказа созданы рабочие группы по следующим направлениям:

  • методология ценообразования в сфере ГОЗ;
  • совершенствование государственного управления в сфере ГОЗ;
  • проблемы обеспечения стандартизации, сертификации и качества продукции в сфере ГОЗ;
  • развитие конкуренции в сфере ГОЗ;
  • межведомственное взаимодействие по обеспечению контроля в сфере ГОЗ;
  • совершенствование законодательства в сфере ГОЗ и практики применения такого законодательства.

В докладе директора департамента контрактно-договорной работы ГК «Роскосмос» Н.В. Беленькой была отмечена необходимость либерализации (упрощения) порядка использования Российской Федерация прав на результаты интеллектуальной деятельности, установленного в «Правилах осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.2012 г. № 233, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности».

В выступлении Вице-президента по стратегии и связям с индустрией АНОО ВПО «Сколковский институт науки и технологий» А.К. Пономарева было отмечено сложившееся существенное, по его мнению, отставание российских поставщиков-комплектаторов 2-3 уровня от иностранных конкурентов. В настоящее время назрела объективная необходимость переосмыслить требования к системам и комплектующим, закладываемые в российские разработки; а также разработать соответствующие «дорожные карты» достижения высоких уровней конкурентоспособности российских технологий, в т.ч. в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Чрезвычайно информативным и, на наш взгляд, полезным для деятельности Технологической платформы оказался доклад заведующего Отделом науки и инноваций Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН И.В. Данилина. Тема доклада – «Разработка и трансфер перспективных технологий в оборонном комплексе США: существующие решения, новые тренды и вызовы будущего».

В качестве ключевой особенности США И.В. Данилин отметил практическое отсутствие в стране компаний с государственным участием (за исключением производства ядерных боезарядов), поэтому большинство поставщиков гособоронзаказа в США являются частными компаниями. В качестве наиболее ярких примеров диверсификации в США он привел опыт компании Lockheed Martin по развитию и продвижению информационных технологий (после происшедших консолидации и значительного сокращения гособоронзаказа в 1990-е годы); создание на базе военно-транспортного самолета (самолета-заправщика) KC-135 пассажирского и грузовых самолетов семейства Boeing 707; а также использование технологий, разработанных в рамках проекта создания сверхпроводникового двигателя для эсминца, в сфере «зеленой» энергетики.

Докладчик достаточно подробно рассказал об опыте США в сфере диверсификации оборонно-промышленного комплекса, взаимодействия с малым и средним бизнесом, существующей в США системе поддержки и внедрения инноваций.

По итогам мероприятия были достигнуты предварительные договоренности о продолжении сотрудничества с ИМЭМО и возможности размещения на сайте Платформы материалов и мировом опыте поддержки и развития инноваций.

В своем выступлении Председатель Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России А.Н. Клепач коснулся проблемы учета и оценки результатов интеллектуальной деятельности, так как во многих случаях «бухгалтерская» оценка оказывается завышенной и не соответствующей рыночной стоимости РИД. Касаясь задач диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса, А.Н. Клепач отметил, что, по его мнению, единого подхода в этом вопросе не существует – у каждой компании (корпорации) должна быть своя модель диверсификации.

Также, А.Н. Клепач обратил внимание присутствующих на то, что в настоящее время ведется разработка национального проекта (программы) «Наука» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором, в частности, предусматривается создание 15 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих университеты, исследовательские институты, средний и крупный бизнес, госкорпорации. Создаваемые центры, по его мнению, должны стать своего рода «проектными бюро», генерирующими перспективные исследовательские и технологические проекты.

Заместитель начальника Управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны Российской Федерации С.А. Диденко проинформировал участников круглого стола о деятельности Министерства обороны Российской Федерации по созданию Военного инновационного технополиса «ЭРА». В будущем Технополисе, которой будет располагаться в г. Анапа Краснодарского края, планируется создать 18 лабораторий по 8 направлениям исследований:

Робототехника:

  • «Ситуационное моделирование применения и оценки эффективности робототехнических комплексов»;
  • «Интеллектуальные системы управления робототехническим комплексом»;

Информационная безопасность:

  • «Средства защиты информации на основе нейронных сетей»;
  • «Криптоанализ и математическое моделирование»;

АСУ. Информационно-телекоммуникационные системы:

  • «Математическое, программное и лингвистическое обеспечение систем управления»
  • «Технологии искусственного интеллекта и высокопроизводительных систем с реконфигурируемой структурой»;

Энергетика. Технологии, аппараты и машины жизнеобеспечения:

  • «Моделирование химмотологических процессов»;
  • «Автономные источники питания (энергоснабжение)»;
  • «Технологические процессы жизнеобеспечения»;

Техническое зрение. Распознавание образов:

  • «Системы технического зрения военного назначения. Дистанционное зондирование земли»;
  • «Системы технического зрения в задачах управления и навигации летательных аппаратов»;

Информатика и вычислительная техника:

  • «Суперкомпьютеры, грид-технологии»;
  • «Лаборатория радиофотоники»;

Биотехнические системы и технологии:

  • «Жизненно-важные функции организма военнослужащих и предупреждения (профилактики) патологических состояний»;
  • «Биомедицинские и аддитивные технологии»;
  • «Клеточные технологии»;

Нанотехнологии и наноматериалы:

  • «Функциональный и структурный анализ»;
  • «Синтез и разработка модельных образцов».

Доклад Генерального директора ЗАО «Институт новых углеродных материалов и технологий» В.В. Авдеева был посвящен интеграции науки, усилий науки, производства, образования при решении задач трансфера технологий в рамках проекта создания Инновационного научно-технологического центра (на примере ИНТЦ «Композитная долина»).

В.В. Авдеев проинформировал участников круглого стола о вступлении в силу в августе 2017 г. Федерального закона от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах» и реализуемом группой заинтересованных компаний и организаций проекте создания Инновационного научно-технологического центра «Композитная долина», который планируется разместить на территории Тульской области.

Говоря об опыте Группы компаний «УНИХИМТЕК», которая является одним из основных инициаторов и участников проекта, В.В. Авдеев отметил следующие проекты, связанные с развитием аэрокосмических технологий и в реализации которых принимает участие Группа:

  • Проект МС-21 (комплекс материалов для композитной оснастки);
  • Проект Ил-114 (комплекс материалов для оснастки, клеев и препрегов);
  • Беспилотные летательные аппараты (комплекс материалов для вакуумной инфузии и композитной оснастки);
  • Проект ПТК НП «Федерация» (комплекс бисмалеимидных материалов и материалов для композитной оснастки).
ИНТЦ «Композитная долина» (В.В. Авдеев)

 

Подводя итоги состоявшегося круглого стола, стоит отметить безусловную актуальность самой тематики данного мероприятия. Действительно, диверсификация оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации является важнейшей государственной задачей и требует объединения и концентрации усилий большого количества участников.

Для Технологической платформы и всего российского авиастроения повышение эффективности реализации гражданских программ и увеличение доли гражданской продукции является важнейшей задачей текущего этапа. Данный вопрос особенно актуален в связи обсуждением возможных организационных изменений в структуре и управлении ПАО «ОАК» и других интегрированных авиастроительных структур, входящих в Государственную корпорацию «Ростех».

Основное внимание докладчиков круглого стола было уделено вопросам защиты и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, особенно во взаимоотношениях с Министерством обороны Российской Федерации. Что касается вопросов диверсификации, то непосредственно на мероприятии им было уделено недостаточно внимания. Учитывая стратегическую направленность деятельности Технологической платформы на развитие именно гражданских технологий, мы планируем и в дальнейшем активно участвовать в обсуждении данной тематики и выработке механизмов повышения эффективности реализации гражданских программ (проектов) российского авиастроения.

Круглый стол «Интеграция образования, науки и производства: новые модели и перспективы развития», организованный и проведенный с участием Технологической платформы «Национальная информационная спутниковая система», был интересен для нашей Платформы, как с точки зрения основного содержания, так и с целью более детального знакомства с деятельностью данной платформы.

Организацией - координатором Технологическая платформы «Национальная информационная спутниковая система» является АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва». АО «ИСС» также обеспечивает основную организационную деятельность Платформы; руководителями (координаторами) Платформы также являются руководители и специалисты АО «ИСС».

Среди докладов, представленных на мероприятии, особо хотелось бы отметить следующие доклады (выступления):

  • «Интеграция образования и производства на примере АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (докладчик – Заместитель генерального директора по управлению персоналом АО «ИСС» С.Г. Кукушкин);
  • Новые модели и механизмы кооперации образования, науки и организаций оборонно-промышленного комплекса – формат «Интеграция.2.0» (докладчик – Заместитель генерального директора по науке АО «ИСС», Заместитель координатора ТП «ИСС» К.Г. Охоткин);
  • «Глобальные вызовы и долгосрочные перспективы развития крупногабаритных трансформируемых механических систем космических аппаратов для связи и специального назначения» (докладчик – Директор отраслевого центра КТМС АО «ИСС» - заместитель генерального директора АО «ИСС» по механическим системам, координатор ТП «ИСС» В.И. Халиманович).

В докладе заместителя генерального директора по управлению персоналом АО «ИСС» С.Г. Кукушкина особо хотелось бы отметить представленные предложения по развитию интеграции образования и производства, основными из которых являются:

  • повышение уровня стипендиального обеспечения для студентов, обучающихся в рамках гособоронзаказа;
  • обеспечение организационно-правовой основы деятельности базовых кафедр в части организации теоретического обучения на производстве;
  • сохранение «специалитета» по программам подготовки кадров для ОПК;
  • выделение отдельной категории оборонных вузов.

Заместитель генерального директора по науке АО «ИСС», Заместитель координатора ТП «ИСС» К.Г. Охоткин представил предложения для реализации Национального проекта «Наука», основными из которых являются:

  • развитие комплексной системы взаимодействия вузов и научных организаций с индустриальными партнерами при поддержке техплатформ;
  • привлечение экспертного потенциала техплатформ для анализа проектов;
  • привлечение техплатформ для формирования системы научных и организационных коммуникаций;
  • формирование прикладных исследований и разработок, дорожных карт исследований при участии техплатформ, постановка задач и утверждение ТЗ индустриальными партнерами;
  • привлечение распределенных проектных офисов техплатформ для «упаковки» проектов и формирования консорциумов под проекты полного цикла;
  • участие предприятий и техплатформ в разработке моделей перспективных совместных инновационных структур: НОЦ, лабораторий и пр.;
  • согласование с индустриальными партнерами программ и мероприятий по обновлению научного и исследовательского оборудования и приборной базы вузов и научных организаций;
  • предусмотреть возможность гибкой настройки перспективных механизмов поддержки научных исследований, разработок и инноваций с учетом специфики деятельности индустриальных партнеров в рамках различных подпрограмм Нацпроекта «Наука».

В докладе Директора отраслевого центра крупногабаритных трансформируемых механических систем АО «ИСС» - заместителя генерального директора АО «ИСС» по механическим системам, координатора ТП «ИСС» В.И. Халимановича особо хотелось бы отметить сформулированные на основе мирового опыта научно-технологические проблемы разработки конструкций автоматических космических аппаратов, а также технические и технологические вызовы при создании космических аппаратов связи, к числу которых были отнесены:

  • расширение частотного диапазона;
  • информативность – скорость и объем обработки информации;
  • повышение чувствительности приемных устройств;
  • технические риски сложных проектов (разумная импортонезависимость, более жесткие условия эксплуатации, адаптивность к меняющимся условиям эксплуатации);
  • новые принципы создания технических устройств;
  • повышение энергетики платформ спутников связи;
  • высокопроизводительные системы терморегулирования;
  • ограничения на вес и габариты КА при выведении на орбиту.

Далее представлены презентации отмеченных выше докладов; а также докладов, представляющих определенный интерес с точки зрения изучения опыта других организаций по развитию и подготовке кадров, организации научно-образовательного процесса, а также развитию отдельных научно-технологических направлений, соответствующих или смежных к сферам деятельности Технологической платформы.

Интеграция образования и производства в АО «ИСС» (С.Г. Кукушкин)

Интеграция 2.0 (К.Г. Охоткин, ТП «НИСС»)

Вызовы и перспективы (В.И. Халиманович, ИСС)

НОЦ «Космические системы и технологии» (Н.В. Волков)

Управление малыми КА (И.Н. Карцан)

Интеграция образовательного и научного процесса (С.А. Матвеев, ВОЕНМЕХ)

Трансфер технологий (Е.А. Морозов, ИСС)

Проекты (В.М. Рулевский, ТУСУР)

Одной из актуальных задач текущего этапа развития нашей Технологической платформы является активизация деятельности в сфере подготовки и развития научно-технических и инженерных кадров. В этой связи, опыт подготовки и развития кадров, представленный докладчиками, может оказаться весьма полезным и для развития кадрового потенциала авиационной отрасли.

Также, стоит обратить внимание на научно-технологические направления развития космических и спутниковых систем. Возможно, некоторые разработки, представленные на мероприятии, могут найти продолжение (применение) в авиационной сфере. В частности, представленные в докладе В.И. Халимановича направления (разработки) – создание промышленной технологии производства композиционных баков высокого давления с термопластичным лейнером для двигательных установок; разработка технологии изготовления сверхлегких прецизионных, размеростабильных силовых конструкций из композиционных материалов; разработка технологии создания гибких монооболочек антенн из упруго-деформируемых полимерных композиционных материалов (в том числе из материалов с памятью формы). 

Несмотря на то, что тематика круглого стола была связана, в-основном, с космической отраслью – вопросы интеграции образования, науки и производства являются чрезвычайно актуальными как для организаций оборонно-промышленного комплекса в целом, так и для авиастроительной отрасли в частности. Особую значимость данные вопросы приобретают в связи с необходимостью диверсификации ОПК и создания гражданской продукции, конкурентоспособной на российском и мировом рынке.

И в этом контексте, опыт организаторов и участников круглого стола по созданию и развитию научно-образовательных центров, а также формированию и реализации совместных научно-технологических проектов, осуществляемых с участием вузовской науки и конструкторско-производственных организаций – может послужить основой для формирования государственной научно-технической политики и разработки новых механизмов кооперационного взаимодействия, в т.ч. и для смежных отраслей.

В целом, участие в военно-техническом форуме «Армия» имеет для нашей Платформы, прежде всего, прикладной (научно-технологический) характер. Многие конструкторские и технологические решения, разработанные для военных целей, могут найти применение и в гражданской продукции, и, наоборот, существуют примеры обратного трансфера технологий. При этом, необходимо учитывать более жесткие сертификационные требования, существующие на рынке гражданского авиастроения, связанные с обеспечением безопасности полетов; а также экономические, экологические и эксплуатационные характеристики летательных аппаратов, уровень которых должен быть обеспечивать их конкурентоспособность на российском и мировом рынке. Для авиационной отрасли характерна очень тесная взаимосвязь между гражданским и военным сегментами.

Поэтому регулярный анализ (мониторинг) технических решений, реализованных или предлагаемых к реализации в военной сфере; организация эффективного взаимодействия с Министерством обороны Российской Федерации и другими государственными заказчиками авиационной техники является важным направлением в деятельности Технологической платформы и одним из ключевых инструментов повышения эффективности функционирования авиационной отрасли Российской Федерации.


24-26 мая 2018 г. Представители Технологической платформы посетили Международную выставку HeliRussia-2018, в рамках которой приняли участие в следующих мероприятиях:

  • Конференция «Настоящее и будущее двигателестроения для вертолетов» (организатор – Ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД));
  • Экспертный совет «Разделение труда: вертолеты и беспилотная авиация на рынке и в небе» (организаторы – Ассоциация «АЭРОНЕТ» и дирекция выставки HeliRussia);
  • Презентация легкого многоцелевого вертолета (организатор – ПАО «Казанский Вертолетный Завод»);
  • Открытое заседание Технического комитета АВИ «Концепция реформирования процедур установления и подтверждения ресурсов и сроков службы российских вертолетов и их агрегатов» (организатор – Ассоциация Вертолетной Индустрии»);
  • Круглый стол «Новые научные разработки ЦАГИ для винтокрылых летательных аппаратов» (организатор – ФГУП «ЦАГИ»);
  • «Подготовка инженерных кадров для вертолетной отрасли на кафедре «Проектирование вертолетов» (организатор - МАИ (Национальный исследовательский университет), кафедра «Проектирование вертолетов»).

Международная выставка HeliRussia традиционно представляет особый интерес для Технологической платформы, так как является ключевым мероприятием российской вертолетной индустрии, проводимым на ежегодной основе. Напомним, что в 2013 году Технологической платформой совместно с ОАО «Вертолеты России» было организовано и проведено крупное мероприятие деловой программы выставки – Круглый стол «Применение композиционных материалов в винтокрылой авиационной технике», вызвавшее большой интерес со стороны экспертов и специалистов авиационной и смежных отраслей и послужившее важным ориентиром для формирования и реализации соответствующих проектов (направлений работ) в рамках деятельности Платформы. Кроме того, у Платформы сложились конструктивные отношения c руководством выставки, с которым мы находимся в постоянном контакте, обмениваясь текущей информацией о развитии российского рынка вертолетной техники и конкретных проектах, включая возможности организации и проведения совместных мероприятий в рамках очередной выставки HeliRussia.

К сожалению, нам не удалось посетить все интересующие нас мероприятия, и в частности, традиционное мероприятие деловой программы выставки – конференцию «Рынок вертолетов: реалии и перспективы». Однако модератор конференции – глава аналитической службы Отраслевого агентства «АвиаПорт» О.А. Пантелеев любезно предоставил презентацию основного доклада – «Парк вертолетов Российской Федерации».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (рынок)

Конференция «Настоящее и будущее двигателестроения для вертолетов» представляла особый интерес для Технологической платформы в связи с активной деятельностью Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации и необходимостью организации работ в данном направлении в рамках деятельности Платформы. Отметим наиболее интересные доклады (проекты, направления), представляющие интерес для развития в рамках Технологической платформы:

  • Safran Helicopter Engines: готовим будущее (Э. Сален, Директор вертолетного департамента «Сафран», Франция);
  • Программа по организации опытно-технологических работ по разработке и освоению новых материалов, полуфабрикатов и технологий для перспективных вертолетных двигателей (ФГУП «ВИАМ»);
  • Вертолетные двигатели АО «ОДК-Климов» (АО «ОДК-Климов»);
  • Послепродажное обслуживание вертолетных двигателей (Управляющий директор АО «218 АРЗ» А.В. Игнатьев);
  • Перспективы развития вертолетных двигателей (Главный конструктор ЗАО «ВК-МС» А.А. Вильдяев);
  • Измерительное оборудование компании ООО «НПП «МЕРА» и его применение в основных авиастроительных программах (ООО «НПП «МЕРА»).

Более подробно с тематикой докладов можно ознакомиться в Обзоре.

ОБЗОР ПРОЕКТОВ

Участие в мероприятии Ассоциации «АЭРОНЕТ» «Разделение труда: вертолеты и беспилотная авиация на рынке и в небе» представляло интерес для Технологической платформы, прежде всего, с точки зрения планирования и организации работ в области создания (развития) беспилотных комплексов на базе БЛА для применения в различных отраслях экономики и решения специальных задач, предусмотренных в рамках разрабатываемой в настоящее время актуализированной редакции Стратегической программы исследований и разработок ТП. В соответствии с проектом СПИ, одной из ключевых задач в данном направлении является совершенствование и развитие нормативно-правовой базы разработки и эксплуатации БАС, в т.ч. использования БЛА в сегрегированном и общем воздушном пространстве. Среди выступлений участников заседания хотелось бы отметить выступления:

  • президента «АОПА-Россия» В.В. Тюрина – по вопросам практики полетов авиации общего назначения и потенциально опасных ситуаций, связанных с использованием БЛА;
  • представителей ФГУП «ГосНИИАС» И.А. Сычева, Ю.П. Чернышева, Э.Я. Фалькова, Заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта А.В. Ведерникова, Заместителя Генерального директора, главного конструктора ООО «ПТЕРО» А.В. Валиева, Вице-президента по развитию бизнеса АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» В.В. Плясухина – по процедурным и техническим вопросам взаимодействия беспилотных и пилотируемых ЛА.

Презентация легкого многоцелевого вертолета (организатор – ПАО «Казанский вертолетный завод») представляла интерес для Технологической платформы, так как в проекте новой (актуализированной) редакции Стратегической программы исследований и разработок ТП предусмотрен проект (направление работ) – «Продолжение производства и развитие программы «Ансат», основными задачами (ожидаемыми результатами) которого являются:

  • Расширение возможностей гражданского использования вертолета;
  • Повышение эффективности системы послепродажного обслуживания;
  • Наращивание серийности и снижение себестоимости производства;
  • Проведение работ по модернизации вертолета с целью повышения его конкурентоспособности.

На вопрос представителя Технологической платформы представлявшим проект коллегам из ПАО «Казанский вертолетный завод» об объеме имеющихся на данный момент «твердых» заказов на вертолеты семейства «АНСАТ» был получен ответ – «от 100 до 300 единиц».

Открытое заседание Технического комитета Ассоциация Вертолетной Индустрии было посвящено предложенной данным комитетом «Концепции реформирования процедур установления и подтверждения ресурсов и сроков службы российских вертолетов и их агрегатов» и вызвало большой интерес со стороны участников и гостей выставки – зал заседания был полностью заполнен. Разработанную концепцию представил руководитель ТК, Заместитель Генерального директора по научно-техническому прогрессу, качеству и безопасности АО НПК «ПАНХ» О.В. Худоленко.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (О.В. Худоленко)

 

Обсуждение концепции оказалось чрезвычайно эмоциональным. Серьезные аргументы как «за», так «против» предложенной концепции были высказаны многими участниками заседания. Учитывая значимость данного вопроса для развития вертолетного рынка в Российской Федерации, обращаемся к организациям - участникам и экспертам Технологической платформы с предложением выразить свое мнение по данному вопросу (контакты).

Круглый стол «Новые научные разработки ЦАГИ для винтокрылых летательных аппаратов» (организатор – ФГУП «ЦАГИ») также был интересен для Технологической платформы, прежде всего, с точки зрения разработки новой (актуализированной) редакции Стратегической программы исследований и разработок ТП. Основной доклад представил начальник НИО-5 ФГУП «ЦАГИ» О.Е. Кириллов. В докладе были представлены основные направления деятельности ЦАГИ в области создания (развития) перспективных винтокрылых летательных аппаратов.

ОБЗОР ДОКЛАДА

 

В числе вопросов, поднятых в рамках обсуждения доклада, в т.ч. представителями Технологической платформы – возможности создания новых объектов экспериментальной базы для исследования перспективных ВКЛА; участие ФГУП «ЦАГИ» и оценка перспектив создания перспективного коммерческого вертолета, разрабатываемого АО «Вертолеты России»; оценка перспектив развития и использования методов численного (математического) моделирования при создании (развитии) перспективных ВКЛА; перспективные направления развития технологий в области ВКЛА, в т.ч. технологии индивидуального управления лопастями.

26 мая 2018 г. в рамках выставки HeliRussia-2018 состоялось открытое (публичное) мероприятие «Подготовка инженерных кадров для вертолетной отрасли на кафедре «Проектирование вертолетов», организованное Московским авиационным институтом (национальным исследовательским университетом). Представлял кафедру «Проектирование вертолетов» ее заведующий – Ю.М. Игнаткин.

ОБЗОР ДОКЛАДА

 

В презентации выступающий достаточно подробно рассказал о состоянии подготовки кадров и основных образовательных программах, реализуемых с участием кафедры; осветил тематики научно-исследовательских и других тематических работ, выполняемых сотрудниками кафедры, аспирантами и студентами в интересах ведущих конструкторских организаций отрасли; а также имеющиеся в институте компетенции и оборудование в области разработки (проектирования) перспективных винтокрылых летательных аппаратов.


9 апреля 2018 г. Представители Технологической платформы приняли участие в совместном заседании Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности и Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России. Тема заседания – «Основные направления диверсификации авиационной промышленности России и меры государственного участия в создании высокотехнологичной продукции гражданского назначения в сфере авиастроения». Вел заседание Заместитель Председателя Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности, Первый Вице-президент ПАО «ОАК» А.В. Туляков, который заменил отсутствовавшего по уважительной причине Председателя Экспертного совета по авиационной промышленности, Первого Вице-президента Союза машиностроителей России В.В. Гутенева; и в качестве цели мероприятия подчеркнул важность скоординированного решения задач диверсификации оборонно-промышленного комплекса, поставленных Президентом Российской Федерации в условиях предстоящего сокращения государственного оборонного заказа.

Со вступительным словом к участникам заседания обратился Заместитель Председателя Союза машиностроителей России, Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, Советник Президента по науке и технологиям ПАО «ОАК» – академик РАН Б.С. Алёшин, который отметил принципиальное различие (специфичность) рынков военной и гражданской авиационной техники и незначительные объемы поставок финальной продукции российского авиастроения, что в значительной степени затрудняет развитие поставщиков. В качестве перспективных направлений диверсификации авиационной промышленности Б.С. Алёшин предложил более активно развивать рынок услуг, связанных с решением авиатранспортных задач, включая аэропортовое обслуживание. В качестве примера был приведен аэропорт «Раменское», развитие которого осуществляется в режиме частно-государственного партнерства; а также самолет ТВС-2ДТ, разработанный ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина». Кроме того, Б.С. Алёшин отметил необходимость развития нормативно-правовой базы в области стандартизации, отставание в которой ведет к потере конкурентоспособности отрасли в ближайшей перспективе, а также своевременной подготовки кадров (обучения специалистов) по наиболее актуальным специальностям.

Директор Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Р.Р. Хакимов кратко проинформировал об основных авиастроительных проектах, реализуемых с участием Министерства – самолетах МС-21, SSJ-100 (создание новой версии самолета на 75 мест, на которую имеется потенциальный заказчик – авиакомпания S7), Ил-114-300 (для которого планируется разработать новый, более мощный двигатель ТВ7-117СТ, и начать серийное производство с 2023 г.), Ил-96-400М, широкофюзеляжном дальнемагистральном самолете вместимостью 250-320 пасс. (облик которого уже определен, а сам проект реализуется, начиная с 2014 г., в рамках совместного предприятия с Китайской Народной Республикой – CRAIC, созданного в 2017 г.), двигателе для самолета МС-21 – ПД-14 (который планируется сертифицировать в 2019 г.), самолете Л-410 (локализация производства которого осуществляется на Уральском заводе гражданской авиации, и ее уровень к 2024 г. должен составить не менее 75%, включая российский двигатель ВК-800; дальность полета – до 2 500 км); вертолетах Ми-38, Ми-171А2, Ка-62, в т.ч. адаптированных к условиям Арктики; легких вертолетах взлетной массой менее 4 т – АНСАТ и Ка-226; программе поддержки поставок медицинских вариантов вертолетов семейства Ми-8 и АНСАТ; комплексе бортового оборудования на базе интегрированной модельной авионики, который планируется сертифицировать для применения в самолетах МС-21 и SSJ-75.

Генеральный директор АО «Вертолеты России» А.И. Богинский отметил, что федеральными органами государственной власти в предыдущие годы много сделано и в настоящее время делается для поддержки российского авиастроения. В качестве перспективных направлений гражданского авиастроения, развитие которых необходимо осуществлять с участием государства, А.И. Богинский выделил – разработку (создание) национальных стандартов, развитие методов компьютерного моделирования (для снижения стоимости сертификационных работ), заключение соглашений с иностранными государствами с целью валидации российских сертификатов типа, развитие российских поставщиков и их участие в мировой сети поставщиков. А.И. Богинский отметил необходимость создания и совершенствования системы поддержки отрасли, которая могла бы включать в себя программы поддержки авиакомпаний (по аналогии с программами обновления парка железнодорожных вагонов), развитие программ субсидирования авиаперевозок, строительство аэропортовой инфраструктуры для повышения мобильности населения. Важно обеспечить кредитную поддержку отрасли на конкурентоспособных условиях – для чего необходимо развитие наших лизинговых компаний, в т.ч. их участие в зарубежных рынках. Применительно к вертолетостроению, А.И. Богинский предложил выделять субсидии для участия российских производителей в международных выставках, т.к. стоимость доставки вертолетов достаточно велика (по сравнению с самолетами, которые могут самостоятельно долететь), приведя в качестве примера недавнее участие АО «Вертолеты России» в выставке в Сингапуре, стоимость доставки вертолетов куда составила около 60 млн. рублей. В завершение руководитель Холдинга «Вертолеты России» подчеркнул важность развития гражданского сегмента, отметив, что соответствующие производственные мощности (в частности, на площадках Улан-Удэ, Казани, Кумертау) имеются.

Предваряя выступление представителя ПАО «ОАК», Первый Вице-президент ПАО «ОАК» А.В. Туляков отметил проводимую в настоящее время Холдингом политику концентрации на ключевых компетенциях, включая сокращение количества заводов - финалистов (что вызывало вопросы и возражения со стороны региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления), но аргументация ПАО «ОАК», связанная с более высокой загрузкой создаваемых центров специализации, стала восприниматься достаточно адекватно. Что касается стратегических задач по развитию гражданского самолетостроения, то целью ПАО «ОАК» является достижение 4,5%-ой доли мирового рынка к 2025 г. (при существующем положении в 1%) и увеличению доли гражданской продукции к 2035 г. до 50% (в настоящее время – менее 20%).

Технический директор – директор Департамента развития индустриальной модели ПАО «ОАК» Ю.М. Тарасов более детально рассказал о проводимой политике специализации и развития производственных компетенций в рамках трансформации индустриальной модели Корпорации. В качестве достигнутых результатов докладчиком было названо создание центров компетенций по бортовому оборудованию, силовым композиционным конструкциям (компания «Аэрокомпозит», 3 площадки в гг. Москве, Казани и Ульяновске), фюзеляжным панелям, люкам и дверям (на базе «Авиастар-СП»), мотогондолам и пилонам (на базе «ВАСО», в т.ч. для применения на самолете SSJ-100), механизации крыла и кабелям (на базе компаний «Ителма» и в г. Дубне; что позволило снизить себестоимость в 2 раза). В качестве предложений по мерам государственного участия Ю.М. Тарасов привел данные О.С. Сироткина (НИАТ) о том, что в советский период в отрасли действовало около 1 600 стандартов, из которых к настоящему времени обновлено около 200; и отметил важность активизации усилий в этом направлении. Кроме того, предложил обнулить НДС при поставках российской авиационной техники и ограничить ввоз старых иностранных ВС. Также Ю.М. Тарасов отметил важность использования научно-технического задела, созданного в рамках военных программ.

Первый заместитель Генерального директора ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» К.И. Сыпало акцентировал внимание на необходимости проведения работ по созданию научно-технического задела для перспективных летательных аппаратов, отметив, что 70% производственных технологий имеют двойное назначение, а 80% гражданских технологий было изначально разработано для военной техники. Говоря о приоритетах научно-технологического развития докладчик сослался на Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642, в которой в качестве стратегических ориентиры ответов для ответов на «большие» вызовы, определены приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, основным из которых применительно к авиастроению является «связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики». В качестве перспективных научно-технологических направлений (проектов) К.И. Сыпало назвал – инновационные транспортные системы, разработку универсальных платформ, электродвигатели. В качестве направлений развития системы управления научными исследованиями, которая, по мнению докладчика, сформирована пока не в нужной степени, предлагается создание модели квалифицированного заказчика на базе ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», для чего необходимо присвоение ему статуса исполнителя государственной программы.

Весьма эмоциональным стало выступление Генерального директора Союза авиапроизводителей России Е.А. Горбунова, который вначале отметил успехи некоторых предприятий отрасли в создании гражданской продукции неавиационного назначения, в качестве примеров приведя Государственный Рязанский приборный завод (ГРПЗ, тонометры для медицины), НПП «Техноприбор» (блоки для медицинских томографов), ЛЕПСЭ (насосные установки для добычи нефти), Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП, создание системы автоматического управления объектами электроэнергетики в Республике Эквадор). Особое внимание Е.А. Горбунов уделил направлению работ по созданию (внедрению) в отрасли современных стандартов (технических регламентов), включая возможности использования военных стандартов. В качестве конкретного предложения была сформулирована необходимость внесения изменений в Закон «О техническом регулировании», устанавливающих правовой статус авиастроительных стандартов, разработка которых должна осуществляться в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и соответствующими федеральными авиационными правилами. Также Е.А. Горбунов подчеркнул важность участия представителей России в органах (специальных группах) по выработке технической политики ИКАО и других международных организаций, что, по его мнению, может сэкономить расходы на проведение НИР. Большое значение докладчик придает развитию внутреннего рынка авиаперевозок, включая использование его транзитного потенциала, для чего необходимо вносить соответствующие изменения в Транспортную стратегию Российской Федерации; а также рынка беспилотных летательных аппаратов.

Резюмируя итоги основных выступлений, следует подчеркнуть важность развития гражданского блока российского авиастроения, который в силу различных объективных и субъективных факторов, к сожалению, находится в неудовлетворительном состоянии. Наиболее приоритетным направлением, по которому мнения большинства докладчиков сходятся, является необходимость развития российского рынка авиаперевозок и связанных с ним рынков технического обслуживания и ремонта воздушных судов, а также совершенствования (развития) нормативно-правовой базы в области технического регулирования, что могло бы существенно помочь развитию гражданского авиастроения. Серьезной проблемой остается уровень конкурентоспособности российских производителей по сравнению с иностранными компаниями, возможным механизмом решения которой могло бы стать совершенствование системы управления в области создания научно-технического задела и его использования (внедрения) в гражданские авиастроительные программы.

В рамках заседания выступил Председатель Правления Ассоциации «ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким. Тема выступления – «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» – как инструмент согласованного развития и повышения конкурентоспособности продукции российского гражданского авиастроения в интересах национальных производителей и авиаперевозчиков».

ПУБЛИКАЦИЯ (А.А. Ким)

 

В рамках дискуссии также выступил Исполнительный директор Авиарегистра России А.Я. Книвель, который с большой обеспокоенностью отметил фактическое невыполнение Россией своих обязательств в области обеспечения безопасности полетов – разработки и принятия государственной программы безопасности полетов, создания национальной системы обеспечения безопасности полетов, а также определения государственного органа, непосредственно отвечающего за обеспечение безопасности полетов. Также А.Я. Книвель обратил внимание на неудовлетворительное, по его мнению, состояние научно-исследовательских работ в области нормирования летной годности, которые в советское время вели научно-исследовательские институты авиационной промышленности и ГосНИИ ГА. Отсутствие качественных результатов данных работ ведет к утрате конкурентоспособности будущих российских разработок.

По итогам мероприятия участникам было предложено сформулировать и направить организаторам свои предложения по диверсификации и мерам государственного участия в создании высокотехнологичной продукции гражданского назначения в сфере авиастроения Российской Федерации. Предложения Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» по совершенствованию системы государственной поддержки развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации представлены ниже.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТП «АМиАТ»

 


4-5 апреля 2018 г. Представители Технологической платформы приняли участие в Международном форуме двигателестроения МФД-2018. Данное мероприятие является традиционным и проводится ежегодно, начиная с 1990 г. Основным организатором и генеральным спонсором Форума является АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», устроителем Форума – Ассоциация «Союз авиационного двигателестроения». В рамках Форума состоялся Научно-технический конгресс, на котором в виде тематических секций ведущими российскими организациями были представлены развиваемые ими научно-технические направления в сфере авиационного двигателестроения:

      • Прочность, надежность, долговечность и эксплуатационная технологичность двигателей, неразрушающие методы контроля;
      • Турбины ГТД;
      • Системы автоматического управления и диагностики двигателей;
      • Перспективы развития ВРД и комбинированных двигателей;
      • Новые материалы, перспективные технологии металлургии и техническое перевооружение металлургических предприятий на базе инновационных технологий;
      • Авиационные редукторы и трансмиссии;
      • Компрессоры ГТД;
      • Камеры сгорания ГТД. Экологическое совершенствование ГТД;
      • Опоры и подшипники;
      • Воздушные винты;
      • Технологии производства двигателей;
      • Прочность, надежность, долговечность и эксплуатационная технологичность двигателей, неразрушающие методы контроля;
      • Индустриальные силовые установки;
      • Применение горюче-смазочных материалов в двигателестроении;
      • Совершенствование методов испытаний;
      • Поршневые двигатели;
      • Ракетные двигатели;
      • Управление качеством и сертификация;

а также была организована выставочная экспозиция предприятий авиационного двигателестроения и смежных отраслей.

Все представленные направления имеют особый интерес для Технологической платформы, прежде всего, с целью получения актуальной информации о состоянии работ (проектов) в области создания (развития) силовых установок в рамках разработки новой (актуализированной) редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы. Благодаря помощи коллег из ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» получены тезисы докладов, представленных на Конференции. В ближайшее время планируется разметить их на сайте Платформы, а также подготовить обзор наиболее интересных и актуальных направлений (проектов).

Отдельного внимания заслуживала работа секции «Поршневые двигатели», прежде всего, с точки зрения деятельности Рабочей группы Технологической платформы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации.

По результатам участия в Международном форуме двигателестроения МФД-2018 и Научно-техническом конгрессе по двигателестроению в сотрудничестве с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» был получен доступ к презентациям и тезисам докладов, представленных на секции (симпозиуме) «Поршневые двигатели».

Также, в рамках деятельности Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации ведущими экспертами Платформы в настоящее время проводится анализ презентационных материалов, включая подготовку соответствующих оценок (рецензий) и рекомендаций.

Подробнее с данными материалами можно ознакомиться в разделе «Деятельность Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации».

Также, в рамках Научно-технического конгресса по двигателестроению специалистами ФГУП «ЦАГИ» был представлен доклад «Комплексная оптимизация проектных параметров двигателя 6-го поколения по интегральным критериям, обеспечивающим конкурентоспособность магистрального самолета». Данная работа была выполнена путем проведения расчетов с использованием программного комплекса «АРДИС». Подробнее об истории создания и текущем состоянии комплекса «АРДИС» можно ознакомиться в разделе сайта «Создание и развитие системы концептуального (предварительного) проектирования перспективных летательных аппаратов».

По согласованию с коллегами из ФГУП «ЦАГИ», публикуем презентацию и тезисы данного доклада.


20 февраля 2018 г. Представители Технологической платформы приняли участие в мероприятиях, состоявшихся в Государственной Думе Российской Федерации:

      • совместном заседании Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и Экспертного Совета по научно-технологическому развитию и прикладной науке;
      • церемонии открытия экспозиции «Авиационная наука. 100 лет на службе Отечеству», посвященной 100-летию создания ЦАГИ.

Совместное заседание Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и Экспертного Совета по научно-технологическому развитию и прикладной науке было посвящено теме «Нормативно-правовое обеспечение развития цифровой экономики прикладной науки».

Сама тематика заседания представляется достаточно актуальной, особенно в связи с принятием и началом реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

Для справки: 18 декабря 2017 г. Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» были утверждены планы мероприятий по направлениям:

      • «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов»;
      • «Нормативное регулирование»;
      • «Информационная инфраструктура»;
      • «Информационная безопасность».

Однако в силу различных объективных и субъективных обстоятельств содержательная сторона заседания оказалась достаточно размытой, как из-за широты и разнонаправленности представленных докладов (выступлений), так и из-за отсутствия конкретики в планируемых решениях (предложения).

ПОВЕСТКА (20.02.2018 г.)

 

СПИСОК УЧАСТНИКОВ (20.02.2018 г.)

 

РЕЗОЛЮЦИЯ (проект, 20.02.2018 г.)

 

С вступительным словом выступили: Председатель Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, Президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» В.В. Гутенев; Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, Советник Президента ПАО «ОАК» по науке и технологиям Б.С. Алёшин; Председатель Экспертного совета по научно-технологическому развитию и прикладной науке, Генерального директора ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» А.В. Дутов.

В.В. Гутенев напомнил участникам заседания о поручениях Президента Российской Федерации, сделанных по итогам совещания по вопросу диверсификации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса, состоявшегося в ПАО «ОДК-УМПО» 24 января 2018 г. В числе вопросов (направлений), требующих изменения законодательного и нормативно-правового обеспечения, были названы:

      • специальные инвестиционные контракты;
      • организация и ведение раздельного учета на предприятиях ОПК;
      • поддержка продвижения гражданской продукции на внешних рынках.

Также В.В. Гутенев отметил необходимость ведения специальных ключевых показателей эффективности (КРI) для руководителей предприятий ОПК, характеризующих эффективность работ по выпуску гражданской продукции.

Б.С. Алёшин отметил критическую важность развития науки и разработки новых технологий в современных условиях России и назвал неудовлетворительной существующую ситуацию с преимущественным государственным финансированием ОКР (а не НИР). В качестве примера был приведен проект регионального самолета SSJ-100, создание которого было начато без достаточного научно-технического задела и опыта проектирования гражданских самолетов, что привело к серьезным задержкам и дополнительным затратам («до сих пор разгребаем ошибки в проектировании»).

Б.С. Алёшин также обратил внимание на то, что для многих технологических направлений стадия исследований является общей – как для гражданской, так и для военной авиации. Однако опытную эксплуатацию и отработку инновационных технологий гораздо проще осуществлять в военной авиации (так как в гражданской авиации существуют серьезные сертификационные и эксплуатационные ограничения).

По мнению Б.С. Алёшина, очень важно демонстрировать и пропагандировать достижения научного развития, вовлекая в эту деятельность молодежь и широкие слои населения.

В качестве реплики на данное предложение В.В. Гутенев сообщил о том, что одной из таких площадок является ежегодный Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего», который летом 2018 года пройдет в г. Ульяновске.

В своем основном выступлении В.В. Гутенев отметил, что в стране пройден пик государственного оборонного заказа, и сейчас необходимо всем очень плотно заниматься диверсификацией ОПК и разработкой (развитием) гражданской продукции, включая ее продвижение (выход) на внешние рынки.

Благодаря информационной поддержке организаторов мероприятия, мы представляем презентации докладов, авторы которых дали согласие на их публикацию.

Презентация (К.И. Сыпало)

Презентация (Н.А. Уткин)

Презентация (В.Б. Бетелин)

В рамках дискуссии по итогам заседания чрезвычайно конструктивным и полезным, на наш взгляд, стало выступление Члена Общественной палаты Российской Федерации И.О. Дискина, который достаточно обоснованно привел опыт США по развитию критических инновационных технологий и государственному финансированию независимой экспертизы при реализации национальных научно-технических программ; а также сформулировал конкретные предложения по принятию в России 2-х важнейших законов – «О государственных инновационных программах» и «О государственной независимой экспертизе».

В рамках подведения итогов заседания А.В. Дутов отметил, что цифровая экономика важна не сама по себе, а как средство достижения четко поставленных целей (важно отчетливо «понимать, куда идем», и соответствующим образом выстраивать политику в области «цифровизации»).

В заключительном слове Б.С. Алёшин обратил внимание на слабость (практическое отсутствие) частного бизнеса в российском авиастроении, что негативно сказывается на его конкурентоспособности, и в качестве примера недостаточно продуманных решений привел применение композитных технологий в конструкции крыла самолета МС-21, которые вряд ли окупятся в условиях прогнозируемого развития доступного нам рынка.

После завершения заседания большинство участников приняли участие в церемонии открытия экспозиции «Авиационная наука. 100 лет на службе Отечеству» в Государственной Думе Российской Федерации, посвященной 100-летию создания ЦАГИ. В мероприятии приняли участие: Председатель Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, Президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» В.В. Гутенев; Руководитель фракции Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Член Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям Г.А. Зюганов; Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Б.С. Алёшин; Генеральный директор ФГУП «ЦАГИ» С.Л. Чернышев.