Главная страница / Аналитический центр / Комитет по стратегическому планированию и приоритетным проектам / Новые технологии и перспективные направления / Развитие аддитивных и лазерных технологий
Развитие аддитивных и лазерных технологий
Подготовка и участие в Международной конференции
«Лучевые технологии и применение лазеров»
В настоящее время по предложениям организаций - участников и экспертов ТП рассматривается вопрос об организации в рамках деятельности Технологической платформы специального тематического направления по развитию и применению аддитивных и лазерных технологий в авиастроении и смежных отраслях. В предыдущие годы ряд проектов, связанных с развитием данного направления и поддержанных Платформой, получил финансирование (софинансирование) в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (подробнее о поддержанных проектах и ситуации с их развитием (реализацией) – см. в Разделе «Паспорта проектов»).
Кроме того, по инициативе одного из участников Технологической платформы – ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» – 17-19 сентября 2018 г. в г. Санкт-Петербурге состоялась Международная конференция «Лучевые технологии и применение лазеров» (http://www.ilwt-stu.ru/institute/conferences/704_luchevye-tekhnologii-i-primenenie-lazerov-2018.html), одной из ключевых тематик которой являлось «Оборудование и технологии аддитивного производства».
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ |
В рамках подготовки к созданию в рамках деятельности Технологической платформы специальной рабочей группы по развитию аддитивных и лазерных технологий и участия в Международной конференции «Лучевые технологии и применение лазеров» от организаций - участников ТП, заинтересованных организаций и экспертов были получены предложения по наиболее актуальным технологическим направлениям, требующим первоочередного развития для применения в сфере авиастроения и авиационной деятельности; а также ключевым организационным вопросам, требующим решения в целях минимизации сроков и финансовых затрат при выводе на рынок (внедрении) перспективных разработок. Кроме того, некоторые организации представили информацию об имеющихся у них компетенциях и предложения по сотрудничеству (кооперации) с другими заинтересованными организациями.
Вашему вниманию представляются наиболее значимые из полученных предложений:
1. Наиболее актуальные технологические направления, требующие первоочередного развития для применения в сфере авиастроения и авиационной деятельности:
- Технологии высокоскоростного получения высокопрочных крупногабаритных заготовок из сплавов титана и алюминия, требующие первоочередного развития с целью сокращения сроков, стоимости разработки и серийного освоения высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции
(ПАО «ОАК»); - Создание единой информационной среды на базе цифровых технологий для проектирования и изготовления изделий с разработкой отечественного программного обеспечения;
- Создание отечественных материалов нового поколения и аддитивных технологий изготовления деталей (из высокотемпературных металлических материалов; из высокопрочных и термостойких полимерных материалов; из жаропрочных керамических композиционных материалов);
- Разработка отечественного оборудования на базе отечественного программного обеспечения;
- Создание цифровых аддитивных производств
(АО «ОДК»); - Изготовление и ремонт крупногабаритных деталей диаметром 2,5 метра;
- Изготовление и ремонт интерметаллидных сплавов с высокими технологическими и эксплуатационными характеристиками;
- Импортозамещение оборудования, программного обеспечения, материалов для аддитивных технологий;
- Внедрение методов проектирование деталей и конструкции под возможности аддитивных технологий
(АО «ОДК-Авиадвигатель»); - Разработка отечественных порошковых композиций из жаропрочных никелевых, кобальтовых, интерметаллидных и других сплавов, пригодных для изготовления деталей методами аддитивных технологий, для работы при температурах 1 050 - 1 150°С в горячих трактах газотурбинных двигателей (ГТД). Разработка отечественных порошков титановых, алюминиевых сплавов и сталей для применения в аддитивном производстве;
- Всестороннее исследование конструкционной (реализуемой в конструкции в ожидаемых условиях эксплуатации) прочности материалов, полученных аддитивными технологиями с оптимизацией технологий на основании этих исследований;
- Создание баз и банка данных по отечественным порошковым композициям, материалам, оборудовании, процессам, испытаниям, постобработкам и т.д. Разработка и выпуск нормативных документов и справочной информации по порошкам, оборудовании и материалам, полученным с помощью аддитивных технологий;
- Разработка методов проектирования деталей и узлов для изготовления АТ, в том числе с применением бионического дизайна и топологической оптимизации. Разработка конструктивно - технологических проектов для изготовления легких деталей ГТД, в том числе лопаток, дисков, блисков, корпусов, элементов камер сгорания. Разработка деталей и узлов с градиентными свойствами, неразъемных композиционных конструкций, состоящих из различных металлических порошковых материалов, для работы в неравномерных и нестационарных условиях эксплуатации. Разработка гибридных технологий и т.д.;
- Разработка элементов и деталей ГТД, содержащих ячеистые структуры, для повышения весовой эффективности, обеспечением жесткости конструкций, и прочности;
- Отработка технологии изготовления и ремонта деталей ГТД на основе применения аддитивных технологий, включая газостатирование, термообработку, поверхностную обработку, в том числе труднодоступных мест;
- Разработка методов и отечественных систем дефектоскопии деталей, изготавливаемых аддитивными технологиями;
- Разработка серийной технологии производства с помощью аддитивных технологий оснастки (металлических пресс-форм, выжигаемых/выплавляемых моделей, керамических стержней и оболочек) для сокращения сроков изготовления литых деталей ГТД;
- Разработка методов и экспериментальное исследование деталей и узлов, изготовленных или отремонтированных с помощью аддитивных технологий
(ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»); - Создание качественных и сертифицированных отечественных материалов для аддитивных технологий;
- Производство отечественного оборудования и программного обеспечения для аддитивных технологий
(ОАО «ВИЛС»); - Технологии изготовления авиационных конструкций из тонколистового материала методом лазерной сварки с применением роботизированных систем;
- Разработка адаптивных волоконно-оптических датчиков акустической эмиссии на основе лазерных интерферометров для применения в системах встроенного контроля летательных аппаратов и авиационных двигателей
(ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»); - Изготовление биметаллических переходников методами аддитивных технологий;
- Нанесения пленки Al2O3 на внутреннюю часть алюминиевого цилиндра (упрочнение внутренней поверхности А1-цилиндра);
- Лазерная резка жаропрочных сталей и сплавов, титановых сплавов с минимальной ЗТВ;
- Применение лазерных оптических систем:
- обеспечение контроля геометрических параметров повышенной точности, на размерах, превышающих 1 м с полным набором оснастки для замеров параллельности, перпендикулярности, прямолинейности поверхностей (пример, лазерная измерительная система XL-80);
- обеспечение контроля угольников при проведении измерений перпендикулярности или угла на размере более 1 м, класс точности 0;
- контроль параллельности поверхностей 0,01 мм на длине 3 м;
- Применение лазерной сварки для соединения тонкостенных деталей (контурные тепловые трубы), а также при изготовлении следующих ДСЕ:
- электроклапанов (сварка сердечников электромагнитов из сталей с различными свойствами, пример, при сварке сварного шва происходит перемешивание металлов 12X18 и 16Х, при котором сечение магнитопровода частично теряется. Необходимо обеспечить сварной шов с наименьшей глубиной проплава);
- диафрагм сварных сильфонов для компенсатора;
- сильфонных узлов (соединение тонкостенной гофрированной рубашки);
- сильфона с массивной арматурой (при толщине гофрированной рубашки от 0,1 до 0,5 мм, отношение толщин сильфона с арматурой составляет, как правило, 5:1);
- Повышение точности изготовления миниатюрных деталей антенно-фидерных устройств СВЧ-диапазона методом лазерного спекания;
- Уменьшение шероховатости поверхностей деталей, изготовленных по аддитивной технологии;
- Оценка механической прочности металлических деталей, изготовленных по аддитивной технологии;
- Разработка технологических рекомендаций по конструированию деталей, изготавливаемых по аддитивной технологии;
- Разработка отечественного оборудования для работ с металлами по аддитивной технологии, уменьшение стоимости и увеличение качества оборудования;
- Снижение себестоимости изделий, выполненных по аддитивной технологии, в том числе эксплуатационных издержек
(Министерство промышленности и технологий Самарской области); - Удешевление технологии лазерной 3D-печати металлами;
- Методы математического моделирования летательных аппаратов, двигателей и агрегатов с целью создания высокоэффективных поверхностей и продукции, «smart»-конструкций, снижения шума и экологической нагрузки;
- Виртуальные испытания изделий и продукции с целью снижения сроков, количества и стоимость реальных испытаний;
- Применение сверхпрочных и сверхлегких сплавов с целью улучшения аэродинамических характеристик, снижения веса летательных аппаратов
(ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»).
2. Ключевые организационные вопросы, требующие решения в целях минимизации сроков и финансовых затрат при выводе на рынок (внедрении) перспективных разработок:
- Разработка и совершенствование методов сертификации и стандартизации, в т.ч.:
- разработка методики сертификации технологий, материалов и аттестации оборудования
(ПАО «ОАК»); - сертификация технологий лазерной обработки материалов, а также самих материалов, используемых в аддитивном производстве и для лазерной обработки
(Министерство промышленности и технологий Самарской области); - разработка сертификационных документов для двигателей с деталями и узлами, полученными (отремонтированными) с помощью аддитивных технологий;
- обеспечение сертификации испытательных лабораторий, испытательных машин, стендов и исследовательского оборудования для определения механических свойств и прочностных характеристик полученных образцов, моделей деталей
(ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»); - разработка национальных стандартов и нормативной документации
(АО «ОДК», ОАО «ВИЛС»); - разработка разрешительной нормативной документации по разрабатываемым технологическим процессам с использованием лазерных технологий (в части, касающейся требований к материалам, режимам лазерной обработки, контролю качества изделий, программам и методикам испытаний и т.п.): ТехРегламент, ГОСТ, ОСТ, ТУ
(Министерство промышленности и технологий Самарской области); - Развитие и совершенствование системы подготовки кадров, в т.ч.:
- совершенствование системы подготовки кадров по базовым инженерным специальностям
(АО «ОДК»); - обучение конструкторов применению новых программных средств проектирования перспективных изделий для производства с использованием аддитивных технологий
(ОАО «ВИЛС»); - подготовка специалистов в области обеспечения функционирования оборудования аддитивных технологий, в том числе программного обеспечения для настройки технологических процессов на отечественные порошковые композиции
(ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»); - Для создания НТЗ в обеспечение внедрения аддитивных технологий в производство деталей двигателей следующих поколений и отработки конструктивно-технологических решений, технологических процессов необходима оперативная апробация разрабатываемых проектов. Для этого необходимо наличие на одной площадке разработчиков высокого уровня, оборудования для изготовления проектируемой детали и различных испытательных установок, что позволит сократить процесс доведения технологии до 6-го уровня технологической готовности;
- Создание упрощенной долгосрочной системы взаимодействия между предприятиями, синтезирующими порошковые композиции, и предприятиями, разрабатывающими, изготавливающими и исследующими детали и конструкции ГТД;
- Оперативное финансирование вышеупомянутых работ
(ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»).
Преимущества использования аддитивных технологий в авиационном двигателестроении:
- повышение технических характеристик двигателя (улучшение топливной экономичности и экологических характеристик, повышение надежности, снижение массы);
- сокращение затрат времени и средств на разработку, изготовление и техническое обслуживание двигателя;
- экономия материалов до 90%, повышение КИМ;
- возможность производства деталей конструкции, которые не могут быть изготовлены существующими стандартными технологиями;
- новые подходы к конструктивно-технологическим решениям
(ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»).
Также, было получено большое количество устных комментариев и предложений от ведущих экспертов Технологической платформы по данному направлению. Ниже приводятся некоторые наиболее важные, на наш взгляд, из озвученных предложений:
- «Развитие аддитивных технологий должно осуществляться в тесном взаимодействии с главными конструкторами изделий и при их непосредственном участии с целью обеспечения заданных свойств и характеристик будущей продукции при применении новых технологических процессов»
(В.А. Гейкин, Заместитель Генерального директора - руководитель приоритетного технологического направления «Технологии двигателестроения» АО «ОДК»; - «ФГУП «ВИАМ» занимается одним из потенциально возможных технологических направлений аддитивных технологий – порошковым, но есть и другие, в частности, электронная наплавка, холодная газостатика, которыми также необходимо заниматься;
Серьезные компетенции в области аддитивных технологий есть в НИТУ «МИСиС», но университет не имеет достаточного финансирования для развития данного направления;
Недостаточно внимания уделяется вопросам сертификации производства в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации)»
(И.В. Богуславский, заместитель Технического директора – директора Департамента ПАО «ОАК»); - «При создании и внедрении аддитивных и лазерных технологий необходимо рассматривать всю совокупность технологий, в частности, не забывать о таком важном направлении, как обработка выращенных деталей (для устранения шероховатостей, которые остаются после выращивания)»
(В.Т. Комаров, начальник отдела лазерных технологий Регионального инжинирингового центра Уральского федерального университета).
Имеющиеся компетенции и предложения по кооперации:
- Технология получения оболочек высокоскоростных аппаратов из керамики
В сфере аддитивного производства керамических изделий аддитивная технология стереолитографии керамических суспензий близка к выходу на промышленный уровень. В настоящее время коммерчески доступным является оборудование и сырье для получения изделий из оксидных низко пористых керамик (пористость 0,1-1%). Предлагается, с использованием этого коммерчески доступного сырья и оборудования, проверить возможность и отработать технологию получения керамических оболочек высокоскоростных летательных аппаратов. На базе концепции стереолитографического оборудования создать свое усовершенствованное оборудование и фотомономерную суспензию керамических частиц.
Керамические детали выгодно внедрять в ГТД в сфере авиастроения. В частности, возникает возможность создания эффективных каналов охлаждения внутри керамических стержней. В частности, предполагается апробация метода получения керамики с помощью стереолитографии для создания керамических стержней ГТД с внутренними каналами
(АО «ОНПП Технология»); - В ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» имеются квалифицированные специалисты в области создания новых конструктивно-технологических решений на основе многодисциплинарного комплексного подхода, включающего расчеты, испытания и физические исследования, а также большая испытательная база. Для ускорения процессов внедрения перспективных разработок в промышленность необходимо приобретение оборудования (3D-принтеров различного вида аддитивного производства) для оперативного исследования и корректировки технологических процессов изготовления с проверкой механических свойств и прочностных характеристик полученных образцов, моделей деталей; разработка методов и систем контроля качества получаемых объектов; разработка нормативных требований и других документов
(ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»); - На базе ОАО «ВИЛС» создан Инжиниринговый центр аддитивных технологий (ИЦ АТ) – центр координации, создания, подбора и адаптации решений по использованию 3D-технологий в интересах предприятий Российской Федерации.
Деятельность ИЦ АТ направлена на формирование системного подхода по внедрению аддитивных технологий и цифровых измерений в производственные процессы предприятий, тем самым, снижая затраты на «единовременные» инструменты и оснастку, уменьшение временных затрат на НИОКР и сокращение производственного цикла, снятие технологических ограничений при конструировании новых изделий и максимально быстрый вывод новой продукции на рынок.
В дополнение к материальной и научной базе ОАО «ВИЛС» для проведения экспериментальных работ задействованы мощности хорошо оснащенных центров аддитивных технологий с государственным участием, находящихся во всех регионах России, а также центров, созданных в контуре ГК «Ростех».
(ОАО «ВИЛС»); - В последние годы в нашей лаборатории в поисковом порядке занимаются проектированием композитных элементов конструкций с криволинейными траекториями укладки волокон. Возможная область приложений – авиационные панели и другие элементы конструкций из углепластика. Как известно, одним из наиболее сложных и критичных моментов в проектировании композитных изделий является создание эффективных узлов крепления, так как традиционное сверление под заклепки перерезает волокна, что сильно снижает реализацию прочности. В настоящее время разработаны и опробованы компьютерные алгоритмы проектирования криволинейных укладок волокон, когда траектории волокон совпадают с направлениями главных растягивающих напряжений, что напоминает структуру сучка дерева. При таком типе крепления реализация прочности может быть повышена в несколько раз по сравнению с традиционным сверлением.
Технологический способ укладки волокон по рациональным траекториям опирается на использование аддитивных технологий, а именно, специального 3D-принтера, способного располагать пучки волокон по рассчитанным оптимальным траекториям. Подобные принтеры, насколько нам известно, созданы в России в единичных вариантах и в опытном виде, однако, в ряде стран они имеются в промышленных вариантах. В частности, нами заключен договор (поддержанный грантом РФФИ) с одним из технических университетов Китая, где подобное технологическое оборудование имеется, но есть нужда в математическом и компьютерном моделировании оптимальных структур армирования, что мы умеем делать.
В рамках создаваемой технологической программы ТП «АМиАТ» можно предложить:
Технологическое направление – разработку аддитивных технологий создания узлов крепления для авиационных деталей из углепластика с помощью создания композитных структур с оптимальными криволинейными траекториями укладки волокон.
Ключевой организационный вопрос – проектирование и изготовление 3D-принтеров, позволяющих укладывать жгуты углеродных волокон по заданным траекториям. Создание совместной группы молодых сотрудников (возможно, на базе Института машиноведения РАН) для отработки технологии применения специального 3D-принтера при изготовлении деталей из углепластика с оптимальным криволинейным армированием
(Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН); - С точки зрения отработки и внедрения наиболее перспективными, на наш взгляд, являются такие технологии, как:
- Технологии изготовления авиационных конструкций из тонколистового материала методом лазерной сварки с применением роботизированных систем;
- Разработка адаптивных волоконно-оптических датчиков акустической эмиссии на основе лазерных интерферометров для применения в системах встроенного контроля летательных аппаратов и авиационных двигателей.
- Обе технологии отрабатываются в настоящее время на базе научных центров Комсомольского-на-Амуре государственного университета. Стоит отметить, что отработка ведется за счет собственных средств университета. Вовлечение авиационных предприятий в масштабное исследование в этих направлениях пока не представляется возможным в связи с отсутствием соответствующей нормативной документации ведущих научно-исследовательских институтов. Возможно решение отдельных проблем путем переноса прикладных исследований в научные центры вузов с упрощенной схемой утверждения результатов исследования и их внедрения в производство
(ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»); - Немаловажным вопросом развития и массового внедрения любых инновационных технологий, в т.ч. аддитивных и лазерных, является наличие на территории соответствующего «координационного центра», который смог бы не только «приземлить» оборудование и разработать технологии, но также и провести обучение специалистов заказчика, а в идеальном случае – помочь промышленному предприятию выбрать необходимое оборудование.
В этих целях в 2014 году была сформирована концепция создания Самарского регионального лазерного центра и сформирован минимально возможный перечень необходимого оборудования (далее – Концепция Проекта). В дальнейшем была проведены поиски инвестора, но в силу различных объективных причин на текущий момент конструктивный результат не достигнут.
Проект нашел поддержку международной негосударственной и некоммерческой научно-технической организации «Лазерная ассоциация» (ЛАС) и в 2014 году был представлен и поддержан Межведомственной комиссией по технологическому развитию Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга России. В дальнейшем Проект создания «Самарского отраслевого регионального центра лазерных технологий в сфере авиакосмической промышленности, общего машиностроения и лазерной обработки металлов» был отобран в числе 5-ти приоритетных и включен под первым номером в проект подпрограммы «Фотоника. Базовые технологии и компоненты» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» с объемом финансирования из федерального бюджета в размере 100 млн. руб. (в ценах 2015 года). По информации Минпромторга России, текущее состояние проекта Подпрограммы – поиск источника финансирования, а Мероприятия дорожной карты «Фотоника» будут актуализированы в III квартале 2018 года. По мнению Министерства, активная поддержка Технологической платформы может сыграть ключевую роль в дальнейшей реализации Проекта создания Самарского центра аддитивных и лазерных технологий
(Министерство промышленности и технологий Самарской области); - Направляем для рассмотрения наши следующие предложения:
- Разработка технологии лазерного упрочнения с целью повышения стойкости технологической оснастки используемой для массового производства холодно-высадочных крепежных изделий из труднодеформируемых конструкционных и титановых сплавов для авиастроения. Организация производственного участка лазерной обработки технологической оснастки;
- Гибридная технология 3D-печати на станках с ЧПУ с интеллектуальной системой управления
- (ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»).
Также, хотелось бы обратить внимание экспертов и представителей организаций - участников Технологической платформы на опыт и компетенции ФГУП «ВИАМ» в области аддитивных технологий, в частности, отметить тезисы доклада, представленного на Конференции «Настоящее и будущее двигателестроения для вертолетов» в рамках выставки HeliRussia-2018, касающиеся данного направления (подробнее о содержании мероприятий деловой программы Международной выставки HeliRussia-2018, в которых приняли участие представители Технологической платформы – см. в Разделе «Участие Платформы в общероссийских и международных мероприятиях (совещаниях) авиационной и смежных отраслей»).
- «Аддитивные технологии» – полный технологический цикл:
- Производство шихтовых заготовок;
- Производство порошковых композиций методом атомизации;
- Рассев и газодинамическая сепарация порошков;
- Топологическая оптимизация 3D-модели;
- Подготовка 3D-модели;
- Селективное лазерное сплавление;
- Горячее изостатическое прессование (ГИП);
- Контроль качества и свойств;
- Развитие производства металло-порошковых композиций для аддитивных технологий в ВИАМ (общая производительность участка – до 190 т/год):
- Лабораторный тигельный атомайзер HERMIGA10/100VI (2010 г.; производство МПК сплавов на никелевой/железной/кобальтовой и алюминиевой основах; в 2017 году изготовлено более 3 т МПК для экспериментальных работ в рамках НИР и хоздоговоров;
- Промышленный бестигельный атомайзер ВИПиГР (III кв. 2017 г.; атомизатор марки ВИП-ГР спроектирован с использованием цифровых технологий и изготовлен в ФГУП «ВИАМ» за 2 года; аналогичные зарубежные установки запрещены к продаже в РФ);
- Промышленный тигельный атомайзер JW-150 (Китай; IV кв. 2017 г.; распылительный узел – разработка ФГУП «ВИАМ»; проводятся работы по отработке параметров распыления);
- Развитие производства металло-порошковых композиций (МПК) для аддитивных технологий в ВИАМ (нормативная документация на МПК):
- алюминиевая основа:
- ТУ l-595-6-1605-2016 – АК9ч (АЛ-4);
- ТУ l-595-34-1669-2017 – ВАС1;
- титановая основа:
- ТУ l-595-16-1685-2017 – ВТ20, ВТ6;
- никелевая, кобальтовая и железная основа:
- ТУ l-595-16-1260-2011 – ЭП648, ВНКА-1В, ВНКА-4У;
- ТУ l-595-16-1259-2011 – 08Х14Н5М2Д (ВНЛ-3), чугун «Нирезист»;
- ТУ l-595-16-1512-2015 – ХН58МБК (ВЖ159);
- ТУ l-595-16-1513-2015 – ВКН, 1ВР-ВИ;
- ТУ l-595-16-1515-2015 – ВЖЛ12У-ВИ;
- ТУ l-595-16-1643-2016 – ВИН5;
- ТУ l-595-6-1701-2016 – ВЛК1;
- ТУ l-595-16-1692-2017 – Х13Н5К9М4 (ВНЛ-14);
- Применение аддитивных технологий при создании перспективных авиационных двигателей:
- Синтез деталей для авиационных ГТД:
- сплав ЭП648-ПС (ПД-14; первый полет ПД-14 (№ 007) с завихрителями, изготовленными по технологии СЛС, в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ; ноябрь 2015 г.);
- Синтез деталей камеры сгорания ТРДД большой тяги:
- сплав ВЖ159 (ТРДД; в 2017 году начаты работы по проектированию (АО «ОДК-Авиадвигатель») и изготовлению (ФГУП «ВИАМ») пилотных образцов деталей камеры сгорания перспективного двигателя большой тяги;
- Синтез деталей для наземных ГТУ:
- сплав ВЖ159 (моделирование процесса горения; технологическая оптимизация распылителя; синтез деталей МЭКС (ГТУ 16 МВт); в 2017 году завершена разработка универсального жаростойкого материала для деталей КС ГТД – ВЖ159»).
Благодарим организации и специалистов, представивших свои предложения и комментарии по рассматриваемым вопросам, за проявленную активность и профессиональный подход!
Обращаемся ко всем организациям - участникам Технологической платформы, экспертам и специалистам авиационной и смежных отраслей с просьбой в максимально короткие сроки направить свои комментарии и (или) предложения по представленным выше или не учтенным нами направлениям. Данные предложения обязательно будут учтены при планировании дальнейших работ в рамках деятельности Технологической платформы.
Также, Ассоциация готова оказать содействие в установлении контактов с организациями и специалистами, указанными выше, в т.ч. в целях формирования и реализации перспективных научно-технологических проектов.
Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Обзор Международной конференции «Лучевые технологии и применение лазеров»
Конференция состоялась в г. Санкт-Петербурге 17-19 сентября 2018 г. По приглашению организаторов представители Технологической платформы приняли участие в работе Конференции, в т.ч. в качестве выступающих и модераторов отдельных секций.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Мероприятие было хорошо организовано и прошло на высоком профессиональном уровне. Особый колорит этому событию придало размещение участников и непосредственное проведение Конференции в особняке Кочубея в г. Пушкине, а также специально организованные уникальные экскурсии по историческим местам бывшего Царского села и резиденции Кочубеев.
Тематика Конференции включала в себя следующие основные области (направления):
- физические основы и математическое моделирование лучевых технологий. САD-CAM-CАЕ системы;
- оборудование и технологии аддитивного производства;
- оборудование и технологии сварки, наплавки и термообработки;
- оборудование и технологии резки, прошивки отверстий и обработки поверхности;
- лучевые технологии индустрии 4.0;
- метрология, системы измерений и дефектоскопия.
В первый и третий дни работа Конференции проходила в виде пленарной секции в общем зале; во второй день – одновременно проходили по 2 параллельные тематические секции; в завершающий день Конференции также была проведена постерная сессия. Учитывая чрезвычайно насыщенную повестку и количество представленных докладов, в данном обзоре мы отмечаем наиболее интересные, на наш взгляд, выступления, а также направления (доклады), непосредственно связанные с развитием аддитивных и лазерных технологий в авиастроительной отрасли.
На сайте ТП представлены презентации докладов, авторы которых дали согласие на их публикацию. В завершении обзора размещены тезисы отмеченных нами докладов (на английском языке; см. ниже).
В рамках пленарной сессии особо хотелось бы отметить выступления Технического директора АО «ОСК» Д.Ю. Колодяжного и Ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Г.А. Туричина. Д.Ю. Колодяжный рассказал об основных направлениях и результатах применения аддитивных и лазерных технологий в «Объединенной судостроительной корпорации», а также ответил на вопросы участников. Доклад одного из основных организаторов Конференции Г.А. Туричина был посвящен ключевым техническим и технологическим аспектам применения технологий прямого лазерного выращивания в высокотехнологичных отраслях – судостроении, авиастроении, а также в космической технике. В докладе были представлены результаты и опыт возглавляемого им коллектива в рассматриваемой области, в т.ч. в сопоставлении с ведущими иностранными конкурентами.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Г.А. Туричин) |
В выступлении представителя Государственной корпорации «Росатом» А.В. Дуба были представлены основные направления развития аддитивных технологий в ГК «Росатом», а также информация о разработке национальных стандартов в данной сфере.
Выступление Председателя Правления Ассоциации «ТП «АМиАТ» А.А. Кима было посвящено механизмам и особенностям организации проектной и экспертной работы Технологической платформы; возможностям, которыми располагает Платформа; а также направлениям развития аддитивных и лазерных технологий, рассматриваемым в качестве наиболее актуальных и перспективных в рамках деятельности ТП.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (А.А. Ким) |
Среди выступлений иностранных участников особо хотелось бы отметить выступление представителя международной компании «Oerlikon» (Нидерланды) Л. Баутманса, который рассказал о мировых тенденциях применения аддитивных технологий, в т.ч. в аэрокосмической промышленности.
В качестве наиболее интересных и перспективных для применения в авиастроительной отрасли направлений развития аддитивных и лазерных технологий, представленных в рамках пленарной секции, отметим следующие доклады:
- Гибридное аддитивное производство крупногабаритных заготовок и финишных деталей плазменной (дуговой) наплавкой проволочных материалов (докладчик – Начальник управления науки и инноваций ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» Д.Н. Трушников);
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Д.Н. Трушников) |
- Влияние лазерной ударной обработки на качество сварных соединений (докладчик – Директор Научно-исследовательского института конструкционных материалов и технологических процессов ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» И.Н. Шиганов);
- Исследование влияния мощности лазерного луча и скорости сканирования на структуру и свойства изделий из титановых сплавов для авиастроения (докладчик – Директор института Экотехнологий и инжиниринга ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» А.Я. Травянов);
- Упрощенная модель численного моделирования процесса лазерного выращивания металлов с помощью осциляции лазерного луча (С.Ю. Иванов, Е.А. Валдайцева, СПбГМТУ; Antoni Artinov, Federal Institute for Materials Research and Testing, Germany).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (С.Ю. Иванов, A. Artinov, Е.А. Валдайцева) |
Благодаря информационному взаимодействию с организаторами, Ассоциация «ТП «АМиАТ» получила доступ к презентациям докладов, представленных на конференции. В случае заинтересованности, по согласованию с авторами, возможно ознакомление с данными материалами. Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. На данный момент предлагаем вам ознакомиться с тезисами некоторых докладов, которые представляют интерес в качестве перспективных направлений деятельности Технологической платформы (на английском языке).
Аддитивные технологии – основной драйвер «Индустрии. 4.0» (Л. Баутманс, Oerlikon)
Мировые тренды в робототехнике. Применение концепции «Индустрия. 4.0» (М. Делаини, Fanuc)
Гибкие лазерные системы для применения в технологиях сварки (П. Хоффман, ERLAS)
Радиочастотная плазменная сфероидизация порошка оксида циркония (Р. Назаров, КНИТУ-КАИ)
Лазерно-акустический метод обработки цветных и черных металлов (А.И. Горюнов, КНИТУ-КАИ)
Учитывая заинтересованность Технологической платформы в развитии и применении аддитивных и лазерных технологий, обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением о сотрудничестве в данной сфере, включая формирование и продвижение перспективных исследовательских и технологических проектов, в т.ч. в кооперации с организациями и коллективами, представленными на Конференции «Лучевые технологии и применение лазеров».
Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).