Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Главная страница / Деятельность / Участие Платформы в мероприятиях авиационной и смежных отраслей

 

Участие Платформы в общероссийских и международных мероприятиях
(совещаниях) авиационной и смежных отраслей

Участие Технологической платформы в ключевых общероссийских и международных мероприятиях, связанных с развитием авиационной отрасли и общеэкономическим (инновационным) развитием Российской Федерации, является важным элементом коммуникационной деятельности, межплатформенного взаимодействия, а также проектной и экспертной работы. В рамках посещения данных мероприятий мы стараемся максимально подробно охватить всю сферу компетенций Технологической платформы; отслеживать развитие ключевых технологических направлений (проектов); регулярно осуществлять мониторинг состояния российской и мировой экономики, динамики развития отдельных компаний (организаций).

Основные мероприятия 2018 года:

Архив мероприятий 2017 года

Основной акцент участия Технологической платформы в общероссийских и международных мероприятиях в 2017 году был сделан на развитии коммуникаций с точки зрения анализа (мониторинга) состояния научно-технического задела в авиастроении и смежных отраслях, выявлении наиболее перспективных направлений научно-технологического развития, рассмотрении возможностей формирования и реализации совместных исследовательских и технологических проектов.

В этом направлении особо следует отметить Международный авиационно-космический салон МАКС-2017, среди тематических мероприятий которого можно выделить научно-практическую конференцию «Перспективные направления развития бортового оборудования гражданских воздушных судов» (организатор – ФГУП «ГосНИИАС»), посвященную рассмотрению перспективных направлений (тенденций) развития бортового радиоэлектронного оборудования (авионики) для гражданских ВС; XXVIII Научно-техническую конференцию по аэродинамике (организатор – ФГУП «ЦАГИ); заседания Межведомственной рабочей группы ПАО «ОАК» по подготовке предложений, направленных на выявление перспективных и прорывных направлений научно-технического и инновационного развития авиационной отрасли, состоявшиеся в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2017» и Национальной выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2017».

Важным направлением развития коммуникаций в 2017 году, также стало участие в мероприятиях, посвященных развитию института технологических платформ в Российской Федерации – это, прежде всего, заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, состоявшееся 2 октября 2017 г.; а также круглый стол «Роль технологических платформ в современной инновационной системе», состоявшийся в рамках выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2017».

ПЕРЕХОД В РАЗДЕЛ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ 2017 ГОДА

На этих и других мероприятиях представители Технологической платформы акцентировали свое внимание и активно взаимодействовали с другими участниками по вопросам научно-технологического развития в авиастроении и смежных отраслях; обсуждали возможности формирования нормативно-правовой базы, необходимой для дальнейшего развития технологических платформ; планировали совместные действия в сфере научно-технической кооперации.

Мероприятия 2018 года

9 апреля 2018 г. Представители Технологической платформы приняли участие в совместном заседании Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности и Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России. Тема заседания – «Основные направления диверсификации авиационной промышленности России и меры государственного участия в создании высокотехнологичной продукции гражданского назначения в сфере авиастроения». Вел заседание Заместитель Председателя Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности, Первый Вице-президент ПАО «ОАК» А.В. Туляков, который заменил отсутствовавшего по уважительной причине Председателя Экспертного совета по авиационной промышленности, Первого Вице-президента Союза машиностроителей России В.В. Гутенева; и в качестве цели мероприятия подчеркнул важность скоординированного решения задач диверсификации оборонно-промышленного комплекса, поставленных Президентом Российской Федерации в условиях предстоящего сокращения государственного оборонного заказа.

Со вступительным словом к участникам заседания обратился Заместитель Председателя Союза машиностроителей России, Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, Советник Президента по науке и технологиям ПАО «ОАК» – академик РАН Б.С. Алёшин, который отметил принципиальное различие (специфичность) рынков военной и гражданской авиационной техники и незначительные объемы поставок финальной продукции российского авиастроения, что в значительной степени затрудняет развитие поставщиков. В качестве перспективных направлений диверсификации авиационной промышленности Б.С. Алёшин предложил более активно развивать рынок услуг, связанных с решением авиатранспортных задач, включая аэропортовое обслуживание. В качестве примера был приведен аэропорт «Раменское», развитие которого осуществляется в режиме частно-государственного партнерства; а также самолет ТВС-2ДТ, разработанный ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина». Кроме того, Б.С. Алёшин отметил необходимость развития нормативно-правовой базы в области стандартизации, отставание в которой ведет к потере конкурентоспособности отрасли в ближайшей перспективе, а также своевременной подготовки кадров (обучения специалистов) по наиболее актуальным специальностям.

Директор Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Р.Р. Хакимов кратко проинформировал об основных авиастроительных проектах, реализуемых с участием Министерства – самолетах МС-21, SSJ-100 (создание новой версии самолета на 75 мест, на которую имеется потенциальный заказчик – авиакомпания S7), Ил-114-300 (для которого планируется разработать новый, более мощный двигатель ТВ7-117СТ, и начать серийное производство с 2023 г.), Ил-96-400М, широкофюзеляжном дальнемагистральном самолете вместимостью 250-320 пасс. (облик которого уже определен, а сам проект реализуется, начиная с 2014 г., в рамках совместного предприятия с Китайской Народной Республикой – CRAIC, созданного в 2017 г.), двигателе для самолета МС-21 – ПД-14 (который планируется сертифицировать в 2019 г.), самолете Л-410 (локализация производства которого осуществляется на Уральском заводе гражданской авиации, и ее уровень к 2024 г. должен составить не менее 75%, включая российский двигатель ВК-800; дальность полета – до 2 500 км); вертолетах Ми-38, Ми-171А2, Ка-62, в т.ч. адаптированных к условиям Арктики; легких вертолетах взлетной массой менее 4 т – АНСАТ и Ка-226; программе поддержки поставок медицинских вариантов вертолетов семейства Ми-8 и АНСАТ; комплексе бортового оборудования на базе интегрированной модельной авионики, который планируется сертифицировать для применения в самолетах МС-21 и SSJ-75.

Генеральный директор АО «Вертолеты России» А.И. Богинский отметил, что федеральными органами государственной власти в предыдущие годы много сделано и в настоящее время делается для поддержки российского авиастроения. В качестве перспективных направлений гражданского авиастроения, развитие которых необходимо осуществлять с участием государства, А.И. Богинский выделил – разработку (создание) национальных стандартов, развитие методов компьютерного моделирования (для снижения стоимости сертификационных работ), заключение соглашений с иностранными государствами с целью валидации российских сертификатов типа, развитие российских поставщиков и их участие в мировой сети поставщиков. А.И. Богинский отметил необходимость создания и совершенствования системы поддержки отрасли, которая могла бы включать в себя программы поддержки авиакомпаний (по аналогии с программами обновления парка железнодорожных вагонов), развитие программ субсидирования авиаперевозок, строительство аэропортовой инфраструктуры для повышения мобильности населения. Важно обеспечить кредитную поддержку отрасли на конкурентоспособных условиях – для чего необходимо развитие наших лизинговых компаний, в т.ч. их участие в зарубежных рынках. Применительно к вертолетостроению, А.И. Богинский предложил выделять субсидии для участия российских производителей в международных выставках, т.к. стоимость доставки вертолетов достаточно велика (по сравнению с самолетами, которые могут самостоятельно долететь), приведя в качестве примера недавнее участие АО «Вертолеты России» в выставке в Сингапуре, стоимость доставки вертолетов куда составила около 60 млн. рублей. В завершение руководитель Холдинга «Вертолеты России» подчеркнул важность развития гражданского сегмента, отметив, что соответствующие производственные мощности (в частности, на площадках Улан-Удэ, Казани, Кумертау) имеются.

Предваряя выступление представителя ПАО «ОАК», Первый Вице-президент ПАО «ОАК» А.В. Туляков отметил проводимую в настоящее время Холдингом политику концентрации на ключевых компетенциях, включая сокращение количества заводов - финалистов (что вызывало вопросы и возражения со стороны региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления), но аргументация ПАО «ОАК», связанная с более высокой загрузкой создаваемых центров специализации, стала восприниматься достаточно адекватно. Что касается стратегических задач по развитию гражданского самолетостроения, то целью ПАО «ОАК» является достижение 4,5%-ой доли мирового рынка к 2025 г. (при существующем положении в 1%) и увеличению доли гражданской продукции к 2035 г. до 50% (в настоящее время – менее 20%).

Технический директор – директор Департамента развития индустриальной модели ПАО «ОАК» Ю.М. Тарасов более детально рассказал о проводимой политике специализации и развития производственных компетенций в рамках трансформации индустриальной модели Корпорации. В качестве достигнутых результатов докладчиком было названо создание центров компетенций по бортовому оборудованию, силовым композиционным конструкциям (компания «Аэрокомпозит», 3 площадки в гг. Москве, Казани и Ульяновске), фюзеляжным панелям, люкам и дверям (на базе «Авиастар-СП»), мотогондолам и пилонам (на базе «ВАСО», в т.ч. для применения на самолете SSJ-100), механизации крыла и кабелям (на базе компаний «Ителма» и в г. Дубне; что позволило снизить себестоимость в 2 раза). В качестве предложений по мерам государственного участия Ю.М. Тарасов привел данные О.С. Сироткина (НИАТ) о том, что в советский период в отрасли действовало около 1 600 стандартов, из которых к настоящему времени обновлено около 200; и отметил важность активизации усилий в этом направлении. Кроме того, предложил обнулить НДС при поставках российской авиационной техники и ограничить ввоз старых иностранных ВС. Также Ю.М. Тарасов отметил важность использования научно-технического задела, созданного в рамках военных программ.

Первый заместитель Генерального директора ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» К.И. Сыпало акцентировал внимание на необходимости проведения работ по созданию научно-технического задела для перспективных летательных аппаратов, отметив, что 70% производственных технологий имеют двойное назначение, а 80% гражданских технологий было изначально разработано для военной техники. Говоря о приоритетах научно-технологического развития докладчик сослался на Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642, в которой в качестве стратегических ориентиры ответов для ответов на «большие» вызовы, определены приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, основным из которых применительно к авиастроению является «связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики». В качестве перспективных научно-технологических направлений (проектов) К.И. Сыпало назвал – инновационные транспортные системы, разработку универсальных платформ, электродвигатели. В качестве направлений развития системы управления научными исследованиями, которая, по мнению докладчика, сформирована пока не в нужной степени, предлагается создание модели квалифицированного заказчика на базе ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», для чего получения им статуса исполнителя государственной программы.

Весьма эмоциональным стало выступление Генерального директора Союза авиапроизводителей России Е.А. Горбунова, который вначале отметил успехи некоторых предприятий отрасли в создании гражданской продукции неавиационного назначения, в качестве примеров приведя Государственный Рязанский приборный завод (ГРПЗ, тонометры для медицины), НПП «Техноприбор» (блоки для медицинских томографов), ЛЕПСЭ (насосные установки для добычи нефти), Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП, создание системы автоматического управления объектами электроэнергетики в Республике Эквадор). Особое внимание Е.А. Горбунов уделил направлению работ по созданию (внедрению) в отрасли современных стандартов (технических регламентов), включая возможности использования военных стандартов. В качестве конкретного предложения была сформулирована необходимость внесения изменений в Закон «О техническом регулировании», устанавливающих правовой статус авиастроительных стандартов, разработка которых должна осуществляться в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и соответствующими федеральными авиационными правилами. Также Е.А. Горбунов подчеркнул важность участия представителей России в органах (специальных группах) по выработке технической политики ИКАО и других международных организаций, что, по его мнению, может сэкономить расходы на проведение НИР. Большое значение докладчик придает развитию внутреннего рынка авиаперевозок, включая использование его транзитного потенциала, для чего необходимо вносить соответствующие изменения в Транспортную стратегию Российской Федерации; а также рынка беспилотных летательных аппаратов.

Резюмируя итоги основных выступлений, следует подчеркнуть важность развития гражданского блока российского авиастроения, который в силу различных объективных и субъективных факторов, к сожалению, находится в неудовлетворительном состоянии. Наиболее важным направлением, по которому мнения большинства докладчиков сходятся, является необходимость развития российского рынка авиаперевозок, а также совершенствования (развития) нормативно-правовой базы в области технического регулирования, что могло бы существенно помочь развитию гражданского авиастроения. Серьезной проблемой остается уровень конкурентоспособности российских производителей по сравнению с иностранными компаниями, возможным вариантом решения которой могло бы стать совершенствование системы управления в области создания научно-технического задела и его использования (внедрения) в гражданские авиастроительные программы.

В рамках дискуссии по теме заседания выступил Председатель Правления Ассоциации «ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким. Тема выступления – «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» – как инструмент согласованного развития и повышения конкурентоспособности продукции российского гражданского авиастроения в интересах национальных производителей и авиаперевозчиков».

ПУБЛИКАЦИЯ (А.А. Ким)

 

В рамках дискуссии также выступил Исполнительный директор Авиарегистра России А.Я. Книвель, который с большой обеспокоенностью отметил фактическое невыполнение Россией своих обязательств в области обеспечения безопасности полетов – разработке и принятии государственной программы безопасности полетов, создания национальной системы обеспечения безопасности полетов и определение государственного органа, отвечающего за безопасность полетов. Также А.Я. Книвель обратил внимание на провальное состояние научно-исследовательских работ в области нормирования летной годности, которые в советское время вели научно-исследовательские институты авиационной промышленности и ГосНИИ ГА.

По итогам мероприятия участникам было предложено сформулировать и направить организаторам свои предложения по диверсификации и мерам государственного участия в создании высокотехнологичной продукции гражданского назначения в сфере авиастроения Российской Федерации. Предложения Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» по совершенствованию системы государственной поддержки развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации представлены ниже.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТП «АМиАТ»

 


4-5 апреля 2018 г. Представители Технологической платформы приняли участие в Международном форуме двигателестроения МФД-2018. Данное мероприятие является традиционным и проводится ежегодно, начиная с 1990 г. Основным организатором и генеральным спонсором Форума является АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», устроителем Форума – Ассоциация «Союз авиационного двигателестроения». В рамках Форума состоялся Научно-технический конгресс, на котором в виде тематических секций ведущими российскими организациями были представлены развиваемые ими научно-технические направления в сфере авиационного двигателестроения:

  • Прочность, надежность, долговечность и эксплуатационная технологичность двигателей, неразрушающие методы контроля;
  • Турбины ГТД;
  • Системы автоматического управления и диагностики двигателей;
  • Перспективы развития ВРД и комбинированных двигателей;
  • Новые материалы, перспективные технологии металлургии и техническое перевооружение металлургических предприятий на базе инновационных технологий;
  • Авиационные редукторы и трансмиссии;
  • Компрессоры ГТД;
  • Камеры сгорания ГТД. Экологическое совершенствование ГТД;
  • Опоры и подшипники;
  • Воздушные винты;
  • Технологии производства двигателей;
  • Прочность, надежность, долговечность и эксплуатационная технологичность двигателей, неразрушающие методы контроля;
  • Индустриальные силовые установки;
  • Применение горюче-смазочных материалов в двигателестроении;
  • Совершенствование методов испытаний;
  • Поршневые двигатели;
  • Ракетные двигатели;
  • Управление качеством и сертификация;

а также была организована выставочная экспозиция предприятий авиационного двигателестроения и смежных отраслей.

Все представленные направления имеют особый интерес для Технологической платформы, прежде всего, с целью получения актуальной информации о состоянии работ (проектов) в области создания (развития) силовых установок в рамках разработки новой (актуализированной) редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы. Благодаря помощи коллег из ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» получены тезисы докладов, представленных на Конференции. В ближайшее время планируется разметить их на сайте Платформы, а также подготовить обзор наиболее интересных и актуальных направлений (проектов).

Отдельного внимания заслуживала работа секции «Поршневые двигатели», прежде всего, с точки зрения деятельности Рабочей группы Технологической платформы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации.

По результатам участия в Международном форуме двигателестроения МФД-2018 и Научно-техническом конгрессе по двигателестроению в сотрудничестве с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» был получен доступ к презентациям и тезисам докладов, представленных на секции (симпозиуме) «Поршневые двигатели».

Также, в рамках деятельности Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации ведущими экспертами Платформы в настоящее время проводится анализ презентационных материалов, включая подготовку соответствующих оценок (рецензий) и рекомендаций.

Подробнее с данными материалами можно ознакомиться в разделе «Деятельность Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации».

Также, в рамках Научно-технического конгресса по двигателестроению специалистами ФГУП «ЦАГИ» был представлен доклад «Комплексная оптимизация проектных параметров двигателя 6-го поколения по интегральным критериям, обеспечивающим конкурентоспособность магистрального самолета». Данная работа была выполнена путем проведения расчетов с использованием программного комплекса «АРДИС». Подробнее об истории создания и текущем состоянии комплекса «АРДИС» можно ознакомиться в разделе сайта «Создание и развитие системы концептуального (предварительного) проектирования перспективных летательных аппаратов».

По согласованию с коллегами из ФГУП «ЦАГИ», публикуем презентацию и тезисы данного доклада.


20 февраля 2018 г. Представители Технологической платформы приняли участие в мероприятиях, состоявшихся в Государственной Думе Российской Федерации:

  • совместном заседании Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и Экспертного Совета по научно-технологическому развитию и прикладной науке;
  • церемонии открытия экспозиции «Авиационная наука. 100 лет на службе Отечеству», посвященной 100-летию создания ЦАГИ.

Совместное заседание Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и Экспертного Совета по научно-технологическому развитию и прикладной науке было посвящено теме «Нормативно-правовое обеспечение развития цифровой экономики прикладной науки».

Сама тематика заседания представляется достаточно актуальной, особенно в связи с принятием и началом реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

Для справки: 18 декабря 2017 г. Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» были утверждены планы мероприятий по направлениям:

  • «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов»;
  • «Нормативное регулирование»;
  • «Информационная инфраструктура»;
  • «Информационная безопасность».

Однако в силу различных объективных и субъективных обстоятельств содержательная сторона заседания оказалась достаточно размытой, как из-за широты и разнонаправленности представленных докладов (выступлений), так и из-за отсутствия конкретики в планируемых решениях (предложения).

ПОВЕСТКА (20.02.2018 г.)

 

СПИСОК УЧАСТНИКОВ (20.02.2018 г.)

 

РЕЗОЛЮЦИЯ (проект, 20.02.2018 г.)

 

С вступительным словом выступили: Председатель Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, Президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» В.В. Гутенев; Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, Советник Президента ПАО «ОАК» по науке и технологиям Б.С. Алёшин; Председатель Экспертного совета по научно-технологическому развитию и прикладной науке, Генерального директора ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» А.В. Дутов.

В.В. Гутенев напомнил участникам заседания о поручениях Президента Российской Федерации, сделанных по итогам совещания по вопросу диверсификации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса, состоявшегося в ПАО «ОДК-УМПО» 24 января 2018 г. В числе вопросов (направлений), требующих изменения законодательного и нормативно-правового обеспечения, были названы:

  • специальные инвестиционные контракты;
  • организация и ведение раздельного учета на предприятиях ОПК;
  • поддержка продвижения гражданской продукции на внешних рынках.

Также В.В. Гутенев отметил необходимость ведения специальных ключевых показателей эффективности (КРI) для руководителей предприятий ОПК, характеризующих эффективность работ по выпуску гражданской продукции.

Б.С. Алёшин отметил критическую важность развития науки и разработки новых технологий в современных условиях России и назвал неудовлетворительной существующую ситуацию с преимущественным государственным финансированием ОКР (а не НИР). В качестве примера был приведен проект регионального самолета SSJ-100, создание которого было начато без достаточного научно-технического задела и опыта проектирования гражданских самолетов, что привело к серьезным задержкам и дополнительным затратам («до сих пор разгребаем ошибки в проектировании»).

Б.С. Алёшин также обратил внимание на то, что для многих технологических направлений стадия исследований является общей – как для гражданской, так и для военной авиации. Однако опытную эксплуатацию и отработку инновационных технологий гораздо проще осуществлять в военной авиации (так как в гражданской авиации существуют серьезные сертификационные и эксплуатационные ограничения).

По мнению Б.С. Алёшина, очень важно демонстрировать и пропагандировать достижения научного развития, вовлекая в эту деятельность молодежь и широкие слои населения.

В качестве реплики на данное предложение В.В. Гутенев сообщил о том, что одной из таких площадок является ежегодный Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего», который летом 2018 года пройдет в г. Ульяновске.

В своем основном выступлении В.В. Гутенев отметил, что в стране пройден пик государственного оборонного заказа, и сейчас необходимо всем очень плотно заниматься диверсификацией ОПК и разработкой (развитием) гражданской продукции, включая ее продвижение (выход) на внешние рынки.

Благодаря информационной поддержке организаторов мероприятия, мы представляем презентации докладов, авторы которых дали согласие на их публикацию.

Презентация (К.И. Сыпало)

Презентация (Н.А. Уткин)

Презентация (В.Б. Бетелин)

В рамках дискуссии по итогам заседания чрезвычайно конструктивным и полезным, на наш взгляд, стало выступление Члена Общественной палаты Российской Федерации И.О. Дискина, который достаточно обоснованно привел опыт США по развитию критических инновационных технологий и государственному финансированию независимой экспертизы при реализации национальных научно-технических программ; а также сформулировал конкретные предложения по принятию в России 2-х важнейших законов – «О государственных инновационных программах» и «О государственной независимой экспертизе».

В рамках подведения итогов заседания А.В. Дутов отметил, что цифровая экономика важна не сама по себе, а как средство достижения четко поставленных целей (важно отчетливо «понимать, куда идем», и соответствующим образом выстраивать политику в области «цифровизации»).

В заключительном слове Б.С. Алёшин обратил внимание на слабость (практическое отсутствие) частного бизнеса в российском авиастроении, что негативно сказывается на его конкурентоспособности, и в качестве примера недостаточно продуманных решений привел применение композитных технологий в конструкции крыла самолета МС-21, которые вряд ли окупятся в условиях прогнозируемого развития доступного нам рынка.

После завершения заседания большинство участников приняли участие в церемонии открытия экспозиции «Авиационная наука. 100 лет на службе Отечеству» в Государственной Думе Российской Федерации, посвященной 100-летию создания ЦАГИ. В мероприятии приняли участие: Председатель Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, Президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» В.В. Гутенев; Руководитель фракции Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Член Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям Г.А. Зюганов; Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Б.С. Алёшин; Генеральный директор ФГУП «ЦАГИ» С.Л. Чернышев.