Главная страница / Аналитический центр / Комитет по стратегическому планированию и приоритетным проектам / Стратегическое планирование и государственное финансирование / Государственное финансирование авиационной отрасли

 

 

Государственное финансирование авиационной отрасли

Учитывая существующий уровень и особенности развития российского авиастроения, особое значение имеют вопросы государственной поддержки (финансирования) отрасли. В данном разделе мы размещаем материалы, характеризующие ключевые инструменты государственной финансовой политики в отношении авиационной промышленности – прежде всего, государственную программу Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности», а также связанные с ней документы финансового планирования:

Финансирование развития региональных аэропортов, региональных и местных авиаперевозок

26 ноября 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в заседании «круглого стола» в Совете Федерации на тему «Законодательное обеспечение реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части развития региональных аэропортов и маршрутов».

В заседании приняли участие представители Совета Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, заинтересованных компаний и организаций. Участники мероприятия обсудили текущую ситуацию и наиболее проблемные вопросы реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов».

Программа (26.11.2019 г.)

Участники (список, 26.11.2019 г.)

Благодаря информационному взаимодействию с организаторами, размещаем на сайте ТП аналитические и информационные материалы, подготовленные к мероприятию.

Заключение (Аналитическое управление, СФ)

Заключение (Правовое управление, СФ)

Публикации (СМИ)

Рекомендации (СФ)

Развитие региональных аэропортов, региональных и местных авиаперевозок в субъектах Российской Федерации является одним из важнейших направлений развития малой и региональной авиации в нашей стране и соответствует общей направленности и целевым установкам создания и функционирования Технологической платформы. Принятый в 2018 году Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р), разработанный в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является основным документом, предусматривающим реализацию поставленных Президентом Российской Федерации задач в сфере повышения уровня экономической связанности территории страны путем расширения и модернизации соответствующей инфраструктуры.

Непосредственно развитию региональных аэропортов, региональных и местных авиаперевозок в субъектах Российской Федерации посвящен Федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», являющийся одним из 9-ти проектов транспортной части Плана.

Учитывая значимость данного направления, в том числе в целях развития малой и региональной авиации в нашей стране, обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением ознакомиться с данными материалами и направить свои комментарии по рассмотренным вопросам, а также предложения по развитию региональных аэропортов, региональных и местных авиационных перевозок. Со своей стороны, Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» готова, во взаимодействии с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, другими заинтересованными органами и организациями, обеспечить профессиональное экспертное рассмотрение поступивших предложений, продвижение и сопровождение согласованных инициатив.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

* * * * *

Финансирование подготовки и повышения квалификации авиационного персонала экспериментальной авиации

4 октября 2019 г. В продолжение темы подготовки кадров для экспериментальной авиации Российской Федерации в Совете Федерации в рамках деятельности Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения в связи с рассмотрением предложений к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» состоялось совещание по теме «Текущее состояние и перспективы развития системы подготовки летно-испытательных кадров для летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации России».

УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ

В совещании приняли участие представители Совета Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, ПАО «ОАК», АО «ЛИИ им. М.М. Громова», других ведущих организаций отрасли.

С основными докладами на мероприятии выступили:

      • Д.А. Волошин (Начальник Управления летной службы АО «Авиапром», Председатель Центральной аттестационной комиссии экспериментальной авиации);
      • А.В. Крутов (Начальник Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ им. М.М. Громова»);
      • В.И. Ахрамеев (Заместитель Начальника Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ имени М.М. Громова», член Летно-методического совета Росавиации).

Презентация (Д.А. Волошин)

Презентация (А.В. Крутов)

Презентация (В.И. Ахрамеев)

Большинство докладчиков и выступивших участников совещания отметили неудовлетворительное состояние материально-технической базы и финансового обеспечения функционирования Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ им. М.М. Громова». В целях проведения летных исследований и испытаний разрабатываемой авиационной техники, а также работ по ее модернизации (модификации) необходимо принятие срочных мер по финансовому обеспечению деятельности Школы летчиков-испытателей.

В целях стабилизации финансового положения Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ им. М.М. Громова» и обеспечения выполнения государственных функций по подготовке летчиков-испытателей для экспериментальной авиации Российской Федерации также необходимо рассмотрение и решение вопроса об оптимальной организационно-правовой форме данного учебного центра, которая в настоящее время не соответствует требованиям ее эффективного функционирования.

По итогам совещания Советом Федерации были направлены официальные письма в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с запросами о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению финансирования и развития материально-технической базы Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ им. М.М. Громова», включая внесение необходимых изменений в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в части государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» и других программ (механизмов) государственной поддержки авиационной промышленности (со сроком предоставления ответной информации до 15 ноября 2019 г., а по оптимальной организационно-правовой форме данного учебного центра – до 15 декабря 2019 г.).

18 июля 2019 г. В рамках очередного заседания Рабочей группы Совета Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения – вне основной повестки дня с дополнительным докладом выступил Заместитель начальника авиационного учебного центра Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ им. М.М. Громова» В.И. Ахрамеев. Тема выступления – «Предложения по решению задач подготовки специалистов экспериментальной авиации Минпромторга России».

Презентация (В.И. Ахрамеев)

 

Согласно информации В.И. Ахрамеева, ситуация с функционированием единственной в Российской Федерации школы летчиков-испытателей экспериментальной авиации – неудовлетворительная, и необходимо принятие срочных мер по обновлению ее материальной базы и обеспечению нормального текущего финансирования.

* * * * *

Анализ редакций государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности»

1 января 2020 г. Вступил в действие Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», которым внесены изменения в параметры финансирования государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности». Учитывая значимость данного документа для развития отрасли, аппаратом и экспертами Платформы подготовлен аналитический обзор распределения расходов федерального бюджета по основным мероприятиям и статьям расходов государственной программы, включая их сравнение (сопоставление) с редакцией, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г. № 376.

ФИНАНСИРОВАНИЕ (ГП, изменения)

 

Общий объем финансирования государственной программы, установленный на 2020 год, составляет 83 263,4 млн. рублей, что на 4 546,2 млн. рублей (на 5,2%) меньше по сравнению с редакцией, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г.

Изменение параметров финансирования Программы на 2021 год – незначительное: общий объем финансирования составляет 83 848,8 млн. рублей, что на 1 002,7 млн. рублей (на 1,2%) меньше по сравнению с предыдущей редакцией. При этом в 2022 году ожидается более чем двухкратный рост общего объема финансирования Программы – 83 862,9 млн. рублей, что на 43 320,8 млн. рублей (в 2,1 раза) больше размера, установленного в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г.

Если говорить об отдельных подпрограммах, то изменение параметров государственного бюджетного финансирования в 2020 году – следующее.

Объем государственного финансирования подпрограммы «Самолетостроение» в соответствии с Законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» запланирован в размере 55 536,3 млн. рублей (рост по сравнению с редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г. № 376 – на 7 000,0 млн. рублей, или на 14,4%), что составляет две трети (66,7%) от общего объема финансирования Программы;

Существенное увеличение финансирования произошло в отношении основного мероприятия «Государственная поддержка российских организаций самолетостроения», на которое предусмотрено направить 32 762,5 млн. рублей, что на 7 000,0 млн. рублей (на 27,2%) больше, по сравнению с предыдущей редакцией. В состав мероприятий данного основного мероприятия входят:

  • Субсидии организациям авиационной промышленности, осуществляющим деятельность в области самолетостроения, на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлеченным с предоставлением в 2010 году государственных гарантий Российской Федерации (иные бюджетные ассигнования) – в размере 1 846,1 млн. рублей;
  • Субсидии российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в 2008 - 2020 годах на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга (аренды), а также указанным компаниям и производителям воздушных судов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в 2008 - 2020 годах на приобретение тренажеров для российских воздушных судов (иные бюджетные ассигнования) – в размере 7 675,5 млн. рублей;
  • Субсидии изготовителям воздушных судов и их составных частей на финансовое обеспечение части затрат, связанных с созданием, производством, реализацией и обслуживанием самолетов семейства МС-21 (иные бюджетные ассигнования) – в размере 4 109,7 млн. рублей;
  • Создание системы послепродажного обслуживания воздушных судов и подготовки авиационного персонала для воздушных судов (иные бюджетные ассигнования) – в размере 10 996,3 млн. рублей;
  • Субсидии компаниям - производителям воздушных судов для местных и региональных воздушных линий на компенсацию части затрат на сертификацию таких воздушных судов, а также на компенсацию части затрат на реализацию проектов по подготовке и сертификации производства воздушных судов для местных и региональных воздушных линий (иные бюджетные ассигнования) – в размере 100,0 млн. рублей;
  • Взнос в уставный капитал публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация», г. Москва, в том числе для осуществления последующих взносов в уставные капиталы (вкладов в имущество, не увеличивающих уставные капиталы) дочерних обществ, на финансирование затрат по доработке самолета Ил-114 (капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности) – в размере 2 035,0 млн. рублей;
  • Взнос в уставный капитал публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация», г. Москва, в том числе для осуществления последующих взносов в уставные капиталы дочерних обществ, на финансовое обеспечение затрат в рамках реализации проекта по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности) – в размере 6 000,0 млн. рублей.

Финансирование основного мероприятия «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области самолетостроения» в 2020 году запланировано в размере 22 773,8 млн. рублей, что соответствует объему, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г.

Что касается подпрограммы «Вертолетостроение», то общий объем бюджетного финансирования данной подпрограммы в 2020 году в соответствии с Законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» составит 2 377,8 млн. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущей редакций на 466,7 млн. рублей (или на 24,4%).

Финансирование основного мероприятия «Государственная поддержка российских организаций вертолетостроения», представляющего собой субсидии российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2016 - 2018 годах на закупку воздушных судов и тренажеров для российских воздушных судов с последующей передачей их российским авиакомпаниям по договорам лизинга (аренды) (иные бюджетные ассигнования), запланировано в размере 1 366,7 млн. рублей, что на 466,7 млн. рублей (на 51,9%) больше по сравнению с предыдущей редакцией.

Объем финансирования основного мероприятия «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области вертолетостроения» в 2020 году должен составить 1 011,1 млн. рублей, что соответствует предыдущей редакции.

Существенно изменился объем финансирования подпрограммы «Авиационное двигателестроение». В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» бюджетные ассигнования на реализацию данной программы на 2020 год предусмотрены в размере 12 408,1 млн. рублей, что на 11 545,5 млн. рублей (почти в 2 раза) меньше объема, предусмотренного предыдущей редакцией.

Объем финансирования основного мероприятия «Государственная поддержка российских организаций отрасли авиационного двигателестроения» в 2020 году должен составить 7 846,3 млн. рублей (снижение по сравнению с предыдущей редакций – на 11 545,5 млн. рублей, или в 2,5 раза). Данные средства планируется направить на следующие мероприятия:

  • Субсидии организациям авиационной промышленности, осуществляющим деятельность в области двигателестроения, на возмещение затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлеченным в 2015 - 2016 годах с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации (иные бюджетные ассигнования) – в размере 1 631,8 млн. рублей;
  • Взнос в уставный капитал акционерного общества «Объединенная двигателестроительная корпорация», г. Москва, на финансирование затрат по разработке двигателя ТВ7-117 (капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности) – в размере 1 300,0 млн. рублей;
  • Взнос в уставный капитал акционерного общества «Объединенная двигателестроительная корпорация», г. Москва, на финансирование затрат по разработке и созданию перспективного двигателя ПД-35 (капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности) – в размере 4 914,5 млн. рублей.

Объем финансирования подпрограммы «Авиационные агрегаты и приборы» в бюджете 2020 года по сравнению с предыдущей редакцией не изменился – на нее планируется направить 2 588,5 млн. рублей, из которых:

  • на финансирование основного мероприятия «Государственная поддержка российских организаций в сфере создания и производства современного авиационного бортового электронного оборудования и агрегатов» (субсидии российским компаниям отрасли авиационного приборостроения и агрегатостроения на компенсацию части затрат на реализацию проектов по выходу предприятий отрасли на мировой рынок в качестве поставщиков компонентов и агрегатов 2 - 4 уровней (иные бюджетные ассигнования) планируется направить 49,2 млн. рублей;
  • на финансирование основного мероприятия «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области авиационных агрегатов и приборов»2 539,3 млн. рублей.

Объем финансирования подпрограммы «Авиационная наука и технологии» в бюджете 2020 года также практически не изменился – на нее планируется направить 7 734,9 млн. рублей (снижение по сравнению с предыдущей редакцией – на 0,7 млн. рублей, или на 0,01%).

На основное мероприятие «Государственная поддержка российских научных организаций, осуществляющих исследования в области развития авиации и авиационной деятельности» планируется направить 596,9 млн. рублей (снижение по сравнению с предыдущей редакций – на 0,7 млн. рублей, или на 0,1%). В составе данного основного мероприятия предусмотрена реализации следующих мероприятий и их соответствующее финансирование:

  • Субсидии российским организациям на возмещение части затрат на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития авиационной промышленности (иные бюджетные ассигнования) – в размере 96,8 млн. рублей (в 2021-2022 гг. – по 136,1 млн. рублей);
  • Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) – в размере 500,1 млн. рублей (на 2021 год – 511,2 млн. рублей, на 2022 год – 525,3 млн. рублей.

Размер финансирования основного мероприятия «Выполнение научно-исследовательских работ в целях развития науки и технологий в авиастроении и технологической и инженерной инфраструктуры, в том числе на базе инновационных территориальных кластеров» в федеральном бюджете 2020 года не изменился – на него планируется направить 7 138,0 млн. рублей, из которых:

  • на финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) предусмотрено – 500,0 млн. рублей;
  • на финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) – 6 638,0 млн. рублей.

Объем финансирования подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» в 2020 году снижен по сравнению с предыдущей редакций на 466,7 млн. рублей (или на 15,1%) и должен составить 2 617,8 млн. рублей.

Финансирование основного мероприятия «Научно-аналитическое обеспечение реализации государственной программы» в 2020 году не изменилось – на него планируется направить 250,0 млн. рублей.

Снижен объем финансирования основного мероприятия «Государственная поддержка авиационной промышленности» (субсидии российским производителям самолетов, вертолетов и авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008 - 2011 годах на техническое перевооружение, а также части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года (иные бюджетные ассигнования) – на него в 2020 году планируется направить 900,0 млн. рублей, что на 466,7 млн. рублей (на 34,1%) меньше по сравнению с предыдущей редакцией.

Плановые параметры финансирования федерального проекта «Промышленный экспорт» в законе о бюджете на 2020 год не изменились – в текущем году на него планируется направить 1 467,8 млн. рублей, из которых:

  • 1 060,8 млн. рублей – взнос в уставный капитал публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация», г. Москва, в целях последующего взноса в уставный капитал специализированной компании - дочернего общества в целях реализации механизма гарантии остаточной стоимости воздушных судов (капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности);
  • 407,0 млн. рублей – создание системы послепродажного обслуживания воздушных судов и подготовки авиационного персонала для воздушных судов (иные бюджетные ассигнования).

Учитывая значимость государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» и параметров ее государственного (бюджетного) финансирования для развития отрасли, обращаемся к организациям - участникам и экспертам Технологической платформы с предложением выразить свое мнение о соответствии объемов финансирования мероприятий (проектов) Программы, предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» состоянию и реальным потребностям отрасли и направить свои предложения в аппарат Ассоциации.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

12 апреля 2019 г. Вступила в действие новая редакция государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г. № 376. Учитывая значимость данного документа для развития отрасли, аппаратом и экспертами Платформы подготовлен очередной аналитический обзор новой редакции государственной программы, включая ее сравнение (сопоставление) с предыдущими редакциями. Анализ проводился, как по содержанию самой Программы, так и всех действующих и входящих в ее состав подпрограмм: «Самолетостроение», «Вертолетостроение», «Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрегаты и приборы», «Авиационная наука и технологии», «Комплексное развитие отрасли». Отдельно был выполнен анализ показателей (индикаторов) Программы, объемов бюджетного финансирования, а также основных мероприятий и соответствующих им механизмов реализации.

ГП (изменения, анализ)

 

ИНДИКАТОРЫ (изменения, Приложение 1)

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ (изменения, Приложение 2)

 

МЕХАНИЗМЫ (Приложение 3)

 

Для справки

Анализ изменений, внесенных в государственную программу Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 г. № 349, по сравнению с предыдущей редакцией, представлен ниже в данном разделе.

О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и ее дальнейшем совершенствовании, в связи с рассмотрением проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» – см. ниже в данном разделе.

Если говорить в целом о реализации Программы, то, несмотря на существенное увеличение объемов государственного финансирования, запланированное на 2019 год (по сравнению с предыдущей редакцией), большинство целевых показателей (индикаторов) Программы снижены; перенесены на более поздние даты сроки выполнения многих контрольных событий; не указаны конкретные требования к планируемым (ожидаемым) результатам выполнения многих планируемых работ (мероприятий). Параметры государственного финансирования отдельных подпрограмм и входящих в их состав мероприятий существенно пересмотрены:

      • Увеличение финансирования предусмотрено по подпрограммам «Самолетостроение» – на 18 688,5 млн. рублей (или примерно в 2 раза), «Вертолетостроение» – на 200,0 млн. рублей (на 12,0%), «Авиационное двигателестроение» – на 900,0 млн. рублей (на 12,4%), «Авиационные агрегаты и приборы» – на 1 200,0 млн. рублей (в 5,8 раза);
      • Снижены объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы «Авиационная наука и технологии» – на 1 399,8 млн. рублей (на 15,3%). Финансирование подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» осталось без изменений.

В подпрограмме 1 «Самолетостроение» в качестве направлений реализации основного мероприятия 1.1 «Государственная поддержка российских организаций самолетостроения» добавлены:

      • субсидирование проектов по подготовке и сертификации производства воздушных судов для местных и региональных воздушных линий;
      • субсидирование, направленное на повышение конкурентоспособности воздушных судов нового типа на внутреннем и внешнем рынках за счет создания развитой сети послепродажного обслуживания, обеспечивающей их бесперебойную эксплуатацию;
      • субсидирование затрат по созданию, производству и эксплуатации самолетов семейства МС-21.

В подпрограмме 7 «Авиационная наука и технологии» в качестве направлений реализации основного мероприятия 7.1 «Государственная поддержка российских научных организаций, осуществляющих исследования в области развития авиации и авиационной деятельности» добавлено – субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития авиационной промышленности.

В подпрограмме 8 «Комплексное развитие отрасли» вместо основного мероприятия 8.3 «Реализация отдельных мероприятий приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности» в авиационной промышленности» включено основное мероприятие 8.Т1 «Федеральный проект «Промышленный экспорт», в качестве направлений реализации предусматривающий:

      • субсидирование, направленное на повышение конкурентоспособности воздушных судов нового типа на внутреннем и внешнем рынках за счет создания развитой сети послепродажного обслуживания, обеспечивающей их бесперебойную эксплуатацию;
      • реализация механизма гарантии остаточной стоимости.

При этом, в новой редакции Программы изменены (перенесены на более поздние даты) сроки выполнения следующих контрольных событий:

      • Получение сертификата типа на самолет МС-21-300 с двигателями PW-1400 (с 20 декабря 2019 г. – на 30 сентября 2020 г);
      • Одобрение главного изменения к сертификату типа вертолета Ми-38-2 на выполнение полетов в условиях низких температур (с 30 марта 2019 г. – на 31 мая 2019 г.);
      • Одобрение главного изменения к сертификату типа вертолета Ми-38-2 на полеты в условиях обледенения (с 30 июня 2019 г. – на 25 декабря 2019 г.);
      • Завершение испытаний вертолета Ка-62 (с 30 июня 2018 г. – на 31 декабря 2018 г.);
      • Получение заключения об установлении назначенных ресурсов 1 000 часов и выше агрегатам и системам вертолета Ми-38 (с 30 декабря 2019 г. – на 25 декабря 2021 г.);
      • Завершение работ по расширению функциональных возможностей вертолета «Ансат» за счет модернизации носовой части, проведены летные испытания (с 15 июня 2019 г. – на 15 декабря 2019 г.);
      • Начало летных сертификационных испытаний двигателя ПД-14 на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ (с 30 сентября 2018 г. – на 30 марта 2019 г.).

Также, экспертами были высказаны следующие замечания к Плану реализации Программы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (Приложение № 6):

      • в контрольном событии 1.19 подпрограммы 1 «Самолетостроение» – отсутствует обоснование необходимости и правомерности включения работ по самолету Ил-76МД-90А, разработка и производство которого осуществляется в рамках государственного оборонного заказа – в состав государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности»;
      • в контрольном событии 1.20 подпрограммы 1 «Самолетостроение» – отсутствует экономическое и техническое обоснование проведения работ по проектированию самолета SSJ-75;
      • в контрольных событиях 3.24-3.27 подпрограммы 3 «Авиационное двигателестроение» – не указаны конкретные требования к характеристикам перспективного вертолетного двигателя, что затрудняет оценку эффективности планируемых (достигнутых) результатов;
      • в перечне контрольных событий подпрограммы 4 «Авиационные агрегаты и приборы» – отсутствует информация о конкретных типах (наименованиях) агрегатов, систем и приборов (комплектующих изделий), разработка которых планируется в рамках реализации Программы, в т.ч. с целью получения одобрения сертификационных органов (Росавиации, EASA), а также наименованиях предприятий, по которым планируется аудитов и получение свидетельств сертификационных органов (Росавиации, EASA) об одобрении организаций - разработчиков и изготовителей авиационного оборудования;
      • в контрольных событиях 7.1-7.3 подпрограммы 7 «Авиационная наука и технологии» – не указаны требования к планируемым (ожидаемым) результатам предстоящих работ, что затрудняет оценку их эффективности;
      • в контрольных событиях 7.4-7.33 подпрограммы 7 «Авиационная наука и технологии» – не указаны конкретные требования к результатам работ, включая необходимые технические, экономические и эксплуатационные характеристики перспективных ЛА и других видов авиационной техники, что затрудняет оценку эффективности достигнутых результатов, адекватный анализ (оценку) возможностей их применения в текущих и перспективных авиастроительных программах (проектах);
      • в контрольных событиях 8.1, 8.2, 8.3 подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» – не указаны требования к планируемым (ожидаемым) результатам работ, что затрудняет оценку эффективности достигнутых результатов;
      • в контрольных событиях 8.3, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7, 8.8 подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» – отсутствует обоснование необходимости субсидирования части лизинговых платежей за технологическое оборудование АО «ОДК-Авиадвигатель», ПАО «Прогресс», ПАО «ОДК-УМПО».

Результаты анализа государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности», выполненного экспертами Технологической платформы, могут оказаться полезными при мониторинге (анализе) ключевых авиастроительных проектов (программ), осуществляемых с участием средств государственного бюджета, и разработке предложений по повышению эффективности реализации данных проектов, а также самих механизмов государственной поддержки. В целом, можно констатировать, что реализация государственной программы осуществляется недостаточно эффективно: большинство проектов, предусмотренных Программой, значительно отстают от изначально запланированных сроков; многие ранее установленные целевые показатели (индикаторы) не выполняются; объективный анализ (экспертиза) результатов выполненных работ, текущего состояния и рыночных перспектив дальнейшего развития проектов – не проводится.

11 апреля 2018 г. Вступила в действие новая редакция государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 г. № 349.

Внесенные изменения связаны с корректировкой содержания, сроков и объемов финансирования отдельных мероприятий и проектов, осуществляемых в рамках реализации Программы.

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2018 году увеличен на 705,2 млн. рублей (на 1,2%). Увеличение финансирования произошло по следующим подпрограммам: «Самолетостроение» – на 1 815,8 млн. рублей (или на 6,1%), «Вертолетостроение» – на 550,0 млн. рублей (или на 35,5%), «Авиационная наука и технологии» – на 1 705,2 млн. рублей (или на 21,9%). Уменьшены объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы «Авиационное двигателестроение» (на 1 000,0 млн. рублей, или на 7,4%), и значительно уменьшены объемы бюджетного финансирования подпрограммы «Авиационные агрегаты и приборы» (на 2 365,7 млн. рублей, или в 10,3 раза).

Учитывая значимость данного документа для развития отрасли, аппаратом и экспертами Платформы подготовлен аналитический обзор новой редакции государственной программы, включая ее сравнение (сопоставление) с предыдущей редакцией.

ГП (изменения, анализ)

 

ИНДИКАТОРЫ (изменения, Приложение 1)

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ (изменения, Приложение 2)

 

МЕХАНИЗМЫ (Приложение 3)

 

* * * * *

31 января 2019 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах. Для Технологической платформы вопросы государственного финансирования и государственной политики имеют особое значение:

      • во-первых, мы чрезвычайно заинтересованы в ускорении развития авиастроения в Российской Федерации, состояние которого в настоящее время в значительной степени зависит от эффективности реализуемых мер государственной поддержки;
      • а во-вторых, важнейшая для нашей Платформы сфера технологического и социально-экономического развития – малая и региональная авиация – к сожалению, пока не имеет соответствующего механизма (инструмента) государственной политики, включая стратегию и программу ее развития. В качестве возможного варианта экспертами ТП предлагается формирование федерального проекта «Малая и региональная авиация».

Поэтому мы публикуем для ознакомления нашим экспертам данный документ на сайте ТП и предварительные тезисы и вопросы о возможных подходах к формированию федерального проекта (программы) «Малая и региональная авиация»; также, просим обратить особое внимание на раздел IV «Совершенствование системы государственных программ и внедрение принципов проектного управления».

КОНЦЕПЦИЯ (2019-2024 гг.)

 

Ниже представлены предварительные тезисы и вопросы о возможных подходах к формированию проекта (программы) «Малая и региональная авиация», как государственного документа стратегического планирования:

1. Необходимо серьезное обоснование наличия данной программы. При этом важно иметь в виду, что государственная координация – это, по сути, институт принуждения, директивного административного управления. И он имеет место быть в случае наличия государственного (бюджетного) финансирования или организаций - исполнителей, в отношении которых государство имеет распорядительную власть;

2. Сначала необходимо определиться с возможностями государственного финансирования. Если программа будет содержать свод мероприятий, финансирование которых осуществляется не через инструменты этой программы, то это будет «свод благих пожеланий»;

3. У государственной программы, по определению, должен быть головной исполнитель – соответствующий федеральный орган исполнительной власти. С большой вероятностью, Минпромторг России на такую роль не согласится;

4. Существенный недостаток государственных программ – это отсутствие органов управления с определенными полномочиями, ответственностью и мотивацией. Технологическая платформа в лучшем случае может получить статус монитора;

5. Экспертное сообщество, участвующее в разработке и сопровождении государственных программ, все больше склоняется к мысли, что государственная программа должна быть совокупностью проектов с некой общепрограммной процессной частью в обеспечение процедур по ее реализации;

6. А вот федеральный или ведомственный проект имеет органы управления: куратора, ответственного исполнителя, проектный офис, проект - менеджеров. В соответствующих методических документах прописана и возможность мотивации управленцев.

Проект и программа – близкие понятия; во многих документах так и пишется – проект (программа), но нормативное обеспечение понятий – все-таки разное. Что проект, что программа, будут иметь право на жизнь только в случае выделения ресурсов для их реализации. Основные признаки проекта – это результат (конкретный, измеримый), сроки, ресурсы. Программа, в отличие от проекта, может иметь качественный результат.

Благодарим эксперта Технологической платформы – Заместителя Генерального директора ЗАО «НИИ экономики» Н.Б. Костерева за оказанную консультационную и информационную поддержку.

Просим экспертов Технологической платформы, также, ответить на следующие вопросы:

1) В какой форме необходимо разрабатывать интересующий нас документ «Малая и региональная авиация» – федерального (ведомственного) проекта или государственной программы?

2) Какой федеральный орган исполнительной власти мог бы стать координатором (ответственным исполнителем) данного проекта (программы)?

3) Какую роль могла бы взять на себя Технологическая платформа в рамках разработки и реализации данного проекта (программы)?

В настоящее время аппаратом и экспертами Платформы ведутся консультации по вопросам участия в разработке и совершенствовании ключевых документов развития отрасли – Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», федерального проекта (программы) «Малая и региональная авиация».

Обращаемся к организациям - участникам и экспертам Технологической платформы, а также ко всем заинтересованным организациям и специалистам с предложением принять участие в данной работе (включая организационное и методическое сопровождение).

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

* * * * *

Анализ реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»

Авиастроение в Российской Федерации является одной из ключевых отраслей национальной экономики. Учитывая роль и значение отрасли в обеспечении обороноспособности государства, развитии транспортной системы, социально-экономическом развитии регионов, научно-технологическом развитии страны – государство уделяет особое внимания развитию отрасли, осуществляя серьезную поддержку реализуемым и перспективным авиастроительным проектам (программам).

В период 1990-х годов в условиях сокращения бюджетного финансирования и изменения структуры рынков состояние отрасли существенно ухудшилось, многие авиастроительные программы были закрыты или осуществлялись с большими затруднениями. В результате, рынок гражданской авиационной техники был фактически утрачен для российских производителей. Относительная стабильность отрасли сохранялась, прежде всего, за счет военно-технического сотрудничества и реализации государственного оборонного заказа.

Начиная с 2002 года, объемы государственной финансовой поддержки отрасли существенно возросли, став сопоставимыми с уровнем стран - ведущих мировых производителей. При этом, достигнутые результаты остаются пока весьма скромными: объемы поставок гражданской авиационной техники существенно отстают от запланированных; доля российских самолетов в общем пассажирообороте российских авиакомпаний крайне незначительна, объем авиационных работ в России на иностранных вертолетах ежегодно растет; а экономическая эффективность реализуемых программ вызывает большие вопросы.

Основной объем средств государственной финансовой поддержки отрасли в настоящее время выделяется в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности».

23 октября 2017 г. в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации состоялось заседание Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения на тему «О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и ее дальнейшем совершенствовании, в связи с рассмотрением проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

По просьбе руководителя Рабочей группы – члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Н. Епишина в организации и аналитическом обеспечении данного участия приняла участие Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

Поводом к проведению мероприятия послужило внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Учитывая существенное влияние, которое оказывает государственная поддержка на функционирование и развитие отрасли, Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» согласилась принять участие в данном мероприятии и подготовке соответствующих аналитических материалов.

КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

В качестве участников мероприятия были приглашены:

      • члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
      • организации - члены Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии»;
      • депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
      • представители федеральных органов исполнительной власти (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации);
      • представители интегрированных структур авиационной промышленности (ПАО «ОАК», Государственная корпорация «Ростех», АО «Вертолеты России», АО «ОДК», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», АО «Технодинамика»);
      • представители потребителей (ведущие российские авиакомпании, лизинговые компании);
      • представители общественных организаций, независимые эксперты.
УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ

В рамках мероприятия были рассмотрены следующие основные вопросы:

      • государственное финансирование авиационной промышленности в предыдущие годы и на предстоящий период;
      • состояние работ (проектов), реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;
      • проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;
      • предложения по дальнейшему развитию авиационной промышленности и параметрам финансирования основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».
ПРОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВНЕШЭКОНОМБАНКА

 

По итогам мероприятия сформулированы ключевые проблемные вопросы реализации основных проектов (мероприятий) государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»:

      • в части подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение» – наличие и качество технико-экономических обоснований реализуемых и планируемых к реализации проектов (в т.ч. реалистичность и окупаемость с учетом бюджетных инвестиций); реалистичность и обоснованность планов поставок (наличие твердых заказов и опционов); уровень имеющегося научно-технического задела;
      • в части подпрограмм «Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрегаты и приборы» – наличие и качество экономических обоснований реализуемых и планируемых к реализации проектов (в т.ч. реалистичность и окупаемость с учетом бюджетных инвестиций); уровень имеющегося научно-технического задела; результаты и дальнейшие планы по импортозамещению;
      • в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» – качество планирования и выполнения работ по созданию научно-технического задела; участие промышленности в постановке задач, приемке результатов работ, использовании и внедрении результатов интеллектуальной деятельности; наличие независимой экспертизы уровня созданного НТЗ и готовности технологий (соответствие сертификационным требованиям);
      • в части подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» – качество научно-аналитического обеспечения реализации Программы; наличие объективных оценок результатов реализации ранее поддержанных проектов.

В качестве основных направлений дальнейшего развития на ближайшую перспективу предложены:

      • в части подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение» – проведение независимого технологического и финансово-экономического аудита основных программ, реализуемых с участием мер государственной поддержки; разработка специальных мер (мероприятий), направленных на повышение эффективности реализации проектов (с учетом окупаемости бюджетных инвестиций);
      • в части подпрограмм «Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрегаты и приборы» – разработка специальных мер (мероприятий), направленных на повышение эффективности реализации проектов (с учетом окупаемости бюджетных инвестиций); субсидирование расходов на сертификацию (в т.ч. в иностранных государствах);
      • в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» – изменение механизмов планирования и организации работ путем внедрения независимой экспертизы предлагаемых тематик и результатов выполнения работ (принятие решений о тематике работ, приемке результатов, использовании и внедрении РИД – совместно промышленностью и наукой, с обязательным участием потенциальных заказчиков и независимых экспертов); четкое разделение работ, направленных на разработку (создание, развитие) технологий, и работ, обеспечивающих развитие компетенций отраслевой науки (методы и методики эксперимента); обязательное участие в формировании тематик и конкурсах на проведение НИР максимально широкого круга организаций (включая вузовскую и академическую науку, малый и средний бизнес, конструкторские и производственные организации);
      • в части подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» – расширение участия в работах по научно-аналитическому обеспечению Программы независимых компаний и экспертов; обязательное публичное рассмотрение результатов реализации проектов, осуществляемых с участием средств федерального бюджета.

В качестве стратегических направлений совершенствования и развития авиационной промышленности, в т.ч. механизмов государственной поддержки реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», рекомендованы:

      • Изменение принципов и механизмов финансирования ключевых авиастроительных программ (проектов), реализуемых с участием мер государственной поддержки
        Переход на долгосрочное возвратное финансирование (бюджетное, средства институтов развития, субсидирование процентной ставки).
      • Изменение принципов и механизмов реализации программ (проектов) в области развития авиационной науки и технологий
        Субсидирование содержания экспериментальной и полигонной базы, используемой при проведении испытаний и сертификации авиационной техники, создаваемой с участием мер государственной поддержки;
        Организация специальных поисковых НИР для формирования перспективного научно-технического задела (с небольшими объемами бюджетного финансирования) для широкого круга участников.
      • Совершенствование и развитие инструментов непрямой (косвенной) государственной поддержки развития авиастроения в Российской Федерации
        Расширение и повышение эффективности косвенных инструментов государственной поддержки развития отрасли (таможенная политика, налоговая политика, механизмы стимулирования регионального развития, кластерная политика).

Рабочей группе по вопросам государственной политики в сфере авиастроения поручается:

      • организовать и провести серию консультативных совещаний с Министерством экономического развития Российской Федерации с участием Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Внешэкономбанка, заинтересованных организаций и экспертов по рассмотрению текущей ситуации с реализацией ключевых авиастроительных программ (проектов), осуществляемых с участием мер государственной поддержки, с выработкой рекомендаций по повышению эффективности их реализации, а также мер и механизмов государственной поддержки, включая необходимые изменения (поправки) в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (ответственные – А.Н. Епишин, А.В. Масленников; 2017-2018 гг.);
      • организовать и провести рассмотрение проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минпромторгом России (ответственные – А.Н. Епишин, Р.Р. Хакимов);
      • с учетом предложений заинтересованных организаций и экспертов разработать и представить на следующем заседании Рабочей группы план дальнейших мероприятий (заседаний) (ответственные – А.Н. Епишин, А.А. Ким).
ПРОТОКОЛ

 

В декабре 2017 г. экспертами Технологической платформы были подготовлены аналитические материалы по проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, официально опубликованному на сайте Минпромторга России 11 октября 2017 г. После обсуждения данных материалов с коллегами из Совета Федерации – была достигнута договоренность о совместном проведении экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению проекта Стратегии в декабре 2017 года. Но, в связи с насыщенным графиком мероприятий в конце года у обеих сторон – дату мероприятия было решено перенести на 2018 год.

КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ (проект)

 

СТРАТЕГИЯ (анализ)