Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Рабочие группы и консорциумы / Малая и региональная авиация / Программа развития малой и региональной авиации

 

Программа развития малой и региональной авиации

Необходимость разработки и реализации единой комплексной государственной программы развития малой и региональной авиации в Российской Федерации обсуждается на экспертном уровне достаточно давно, однако до настоящего времени такого документа не принято. Отдельные вопросы, связанные с развитием малой и региональной авиации, рассматриваются в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и частично реализуются Министерством транспорта Российской Федерации в действующих механизмах субсидирования и поддержки региональных и местных авиаперевозок. Некоторые механизмы государственной поддержки разработки производства ВС малой и региональной авиации предусмотрены государственной программой «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и реализуются ее ответственным исполнителем – Министерством промышленности и торговли Российской Федерации).

Так, Транспортной стратегией, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. № 1032-р (ред. от 12.05.2018 г.), в период до 2020 года предусмотрены следующие меры (направления, механизмы):

  • государственная политика по снижению финансовой нагрузки на авиакомпании в сфере региональных и местных авиаперевозок;
  • субсидии федеральным казенным предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • расширение сети внутренних авиалиний с учетом в стратегии развития региональных и местных перевозок концентрации субсидируемых региональных и местных перевозок в ограниченном числе окружных аэропортов-хабов (7-10 единиц), что позволит консолидировать распределенный спрос на новые направления магистральных перевозок;
  • определение механизмов взаимодействия и полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов управления в целях согласования и реализации мер государственной поддержки развития региональной авиации; разработка региональных программ развития региональных и местных авиаперевозок;
  • разработка стратегии развития региональных и местных перевозок в Российской Федерации с последующей ее корректировкой во взаимосвязи с Концепцией развития аэродромной сети России на период 2021-2030 годов;
  • субсидии аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • государственная поддержка региональных и местных авиаперевозок путем приобретения региональными органами власти воздушных судов и передачи их в эксплуатацию авиакомпаниям, осуществляющим выполнение социально значимых авиационных перевозок и работ, на льготных условиях (до 40 воздушных судов, пассажировместимостью до 50 мест);
  • стимулирование создания авиационных альянсов с участием региональных авиакомпаний;
  • изменение системы субсидирования авиаперевозок с целью предоставления льгот пассажирам на пересадочных маршрутах через окружные (региональные) аэропорты-хабы.

В рамках реализации государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» утверждены и реализуются:

  • Правила предоставления субсидий компаниям - производителям воздушных судов для местных и региональных воздушных линий на компенсацию части затрат на сертификацию таких воздушных судов, а также на компенсацию части затрат на реализацию проектов по подготовке и сертификации производства воздушных судов для местных и региональных воздушных линий (Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 623; действуют в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2017 г. № 1660);
  • Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским производителям авиационной техники в целях финансового обеспечения затрат по реализации проекта производства самолетов региональной авиации пассажировместимостью до 19 мест» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.06.2016 г. № 570);
  • в рамках мероприятия 7.2 «Выполнение научно-исследовательских работ в целях развития науки и технологий в авиастроении и технологической и инженерной инфраструктуры, в том числе на базе инновационных территориальных кластеров» – разработка современного самолета малой авиации.

Вместе с тем, отечественный и международный опыт развития малой и региональной авиации показывает, что наиболее эффективным способом существенного изменения ситуации в данной сфере является разработка и реализации единой государственной стратегии (программы), обеспечивающей комплексное и сбалансированное развитие всех элементов авиатранспортной системы – организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и выполнение авиационных работ; наземной авиационной инфраструктуры, включая систему управления (организации) воздушным движением и аэродромную (аэропортовую) инфраструктуру; летательных аппаратов и других видов авиационной техники, предназначенных для выполнения местных и региональных авиаперевозок; нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области разработки, производства и эксплуатации ВС, а также стимулирования развития данного сегмента рынка.

В настоящее время по предложениям организаций - участников и экспертов Технологической платформы начата организационная работа по разработке Программы развития малой и региональной авиации в Российской Федерации.

В качестве основных направлений (механизмов) данной Программы в настоящее время рассматриваются:

1) Разработка федеральных и региональных социальных стандартов доступности авиаперевозок, предусматривающих субсидирование социально-значимых местных и региональных воздушных перевозок, а также выполнение нерегулярных полетов в медико-санитарных целях и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций за счет средств федерального и бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

2) Разработка перспективных схем организации местных и региональных авиаперевозок на основе сочетания радиальных и кольцевых регулярных маршрутов и полетов «по вызову» с обеспечением стыковки в узловых пунктах;

3) Разработка порядка осуществления и субсидирования полетов по социально значимых местных и региональных маршрутам;

4) Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области малой и региональной авиации, включая правила сертификации ВС, правила выполнения полетов, правила организации воздушного движения, механизмы обеспечения безопасности полетов, правила доступа к авиационной инфраструктуре;

5) Организация и проведение конкурсов на право осуществления полетов по социально-значимым местным и региональным маршрутам;

6) Ежегодное гарантированное выделение субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление на социально значимых местных и региональных авиационных перевозок;

7) Организация и проведение поисковых и прикладных научных исследований и разработок с целью формирования перспективного научно-технического задела по основным функциональным группам технических систем, необходимым для осуществления местных и региональных авиаперевозок:

  • авиационная техника;
  • система организации воздушного движения;
  • авиационная инфраструктура;

8) Создание (разработка, изготовление опытных образцов, испытания, доводка и сертификация) новых, а также развитие (модернизация, модификация) существующих типов воздушных судов, двигателей и комплексов бортового оборудования, с характеристиками, обеспечивающими конкурентоспособность на российском и мировом рынке, по следующим основным направлениям:

  • одномоторный самолет без гермокабины на 5-6 и 7-9 пассажиров – для АОН и некоторых авиаработ;
  • двухмоторный самолет с гермокабиной на 7-9, 10-15 и 16-19 пассажиров – для транспортных перевозок и авиаработ;
  • перспективный легкий многоцелевой вертолет взлетным весом 2,5 т;
  • поршневые авиационные двигатели мощностью 60-90 л.с., 120-270 л.с., 400-500 л.с.;
  • газотурбинные двигатели мощностью 500-800 л.с.;
  • интегрированные комплексы авионики и другого авиационного бортового оборудования;

9) Формирование консолидированного заказа авиационной техники российского производства со стороны небольших региональных операторов, в том числе через лизинговую компанию, с целью снижения стоимости и обеспечения оптимальной загрузки производственных мощностей.

Обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с просьбой внимательно проанализировать указанные выше направления (механизмы) и представить свои замечания и предложения с целью планирования и организации дальнейших работ.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).