Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Рабочие группы и консорциумы / Малая и региональная авиация

 

Структура раздела:

Мероприятия ТП по теме МРА
в 2012-2015 гг.
Нормативно-правовая база
по МРА
Программа развития
малой и региональной авиации

 

 


 

 

Проблематика малой и региональной авиации в сфере деятельности
Технологической платформы

Развитие малой и региональной авиации в Российской Федерации является одним из ключевых направлений деятельности Технологической платформы. В 2012-2017 гг. по данному направлению Платформой было организовано и проведено 17 тематических мероприятий; сформирована база экспертов (всего – около 150 чел.); внесены ряд инициатив, направленных на повышение эффективности функционирования отрасли. Несколько проектов, поддержанных Технологической платформой, получили дополнительное бюджетное софинансирование.

В целом, развитию малой и региональной авиации в России в последние годы уделяется достаточно большое внимание, в т.ч. на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые приняли ряд организационных решений и поручений. Предпринимаемые Правительством Российской Федерации и отдельными субъектами Российской Федерации меры по субсидированию местных и региональных авиаперевозок, местных аэропортов (аэродромов), развитию (реконструкции) аэропортов (аэродромов) в определенной степени обеспечивают решение задач транспортной доступности отдельных территорий (регионов) Российской Федерации. В то же время динамика изменения показателей (объемов) местных и региональных авиаперевозок, осуществления авиационных работ, развития авиации общего назначения свидетельствует о крайне низком уровне развития данных сегментов рынка; устойчивых позитивных тенденций пока, к сожалению, не наблюдается.

Основные проблемы в области развития малой и региональной авиации в нашей стране связаны, прежде всего, с отсутствием комплексного подхода к решению имеющихся проблем и поставленных (сформулированных) задач. Безусловно, субсидирование стоимости местных и региональных авиаперевозок, включая затраты на содержание и развитие наземной инфраструктуры, является одним из важнейших элементов государственной политики в области транспортного обеспечения и социальной поддержки населения. В то же время, большой нереализованный потенциал повышения доступности авиаперевозок на местных и региональных авиалиниях, увеличения объемов авиаработ, развития авиации общего назначения (как частной, так и деловой) – имеется в проведении организационно-технических мероприятий, связанных с устранением избыточных требований, предъявляемых к участникам рынка, и оптимизацией (совершенствованием) нормативно-правовой базы. Это касается, как правил осуществления полетов и функционирования объектов наземной инфраструктуры, так и правил допуска ВС к эксплуатации, а также условий и порядка сертификации авиационной техники.

Необходима разработка специальных мер, стимулирующих привлечение частного бизнеса в данную сферу. Для этого должны быть разработаны четкие и прозрачные правила, стабильные на долгосрочную перспективу и не допускающие двояких толкований. К числу основных вопросов, требующих решения, следует также отнести наличие механизмов государственного субсидирования расходов на НИОКР и сертификацию авиационной техники малой авиации.

Абсолютный приоритет должен уделяться вопросам обеспечения безопасности полетов и недопущения незаконного вмешательства в деятельность авиационных предприятий и авиационного персонала. Для этого необходимо максимально широко информировать общественность и авиационных специалистов о причинах авиационных происшествий и катастроф, привлекать к разработке (совершенствованию) нормативно-правовых актов всех заинтересованных организаций и лиц.

Важнейшим направлением развития малой и региональной авиации является развитие (совершенствование) конструкции и технологий ВС, авиационных двигателей, систем и оборудования ЛА, а также объектов системы управления воздушным движением и наземной авиационной инфраструктуры. Улучшение летно-технических, экономических и эксплуатационных характеристик авиационной техники может дать существенный импульс к развитию данного сегмента рынка.

С момента создания Технологической платформы вопросам развития малой и региональной авиации в Российской Федерации уделялось особое внимание. В качестве одного из первоочередных комплексных проблемно-ориентированных проектов был предложен проект «Малая и региональная авиация». Большие надежды связывались с принятием государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», в состав которой была включена подпрограмма «Малая авиация».

Так, например, в 2015 году аппаратом и экспертами Платформы были разработаны предложения по проекту «Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части понесенных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых конкурентоспособных воздушных судов в рамках подпрограммы «Малая авиация» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

К сожалению, в 2016 году в связи с бюджетными ограничениями было принято решение исключить данную подпрограмму из состава государственной программы, сконцентрировав государственную поддержку на проведении научно-исследовательских работ по разработке нового самолета малой авиации. С этого момента ситуация практически не изменилась, динамика развития данного сегмента отрасли остается отрицательной, возможности участия имеющихся в стране конструкторских и производственных коллективов в реализации государственных и федеральных целевых программ крайне ограничены.

В настоящее время участниками и экспертами Платформы предложено активизировать работу по данному направлению. В числе первоочередных мероприятий запланировано актуализировать состав Рабочей группы; провести анализ нормативно-правовой базы и текущей ситуации, складывающейся на рынке, с выявлением ключевых проблемных вопросов, в т.ч. в области сертификации и вывода на рынок перспективных разработок. Рассматривается возможность организации и проведения серии экспертно-аналитических мероприятий с привлечением ведущих экспертов отрасли, а также международных экспертов. Важнейшей задачей является разработка, согласование и продвижение государственной программы по развитию малой и региональной авиации в Российской Федерации.

Основные события по теме МРА в 2018 году

16 октября 2018 г. по приглашению организаторов (АО «РВК») представители Технологической платформы приняли участие в мероприятии на тему «Полетит ли «воздушное такси»?», состоявшемся в рамках Форума «Открытые инновации».

В плане технологической направленности данная тематика непосредственна связана с деятельностью Технологической платформы, прежде всего, с точки зрения повышения авиационной мобильности в Российской Федерации; поэтому подготовка к участию в Форуме «Открытые инновации» стала отличным поводом для более подробного рассмотрения технологических аспектов развития данного направления. Кроме того, с просьбой о подготовке аналитического обзора о состоянии и перспективах развития технологий в области развития малой и региональной авиации, включая беспилотные авиационные системы, неоднократно обращались организации - участники ТП, а также эксперты Платформы, заинтересованные в развитии данной сферы.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что развитие городских авиационных перевозок, безусловно, является важной технической и организационной задачей для многих стран и входящих в их состав регионов – прежде всего, это касается густонаселенных районов Северной Америки, стран Европейского Союза, Японии, Китая, а также отдельных мегаполисов этих и других государств, в т.ч. расположенных на территории Российской Федерации. При этом, следует иметь в виду объективные особенности нашей страны, прежде всего, связанные с размером территории и необходимостью ее сбалансированного социально-экономического развития, а также сложившейся (существующей) системой регулирования авиационной деятельности.

В предыдущие годы в рамках деятельности Технологической платформы было рассмотрено большое количество проектов создания летательных аппаратов в области малой и региональной авиации, в т.ч. укороченного взлета и посадки, беспилотных авиационных систем, с использованием технологий «электрификации ЛА» и др. перспективных технологий. Аппаратом и экспертами Платформы регулярно осуществляется мониторинг (анализ) развития данной сферы, включая динамику реализации проектов, развитие необходимых технологий, наращивание (изменение) компетенций проектных коллективов (команд). По многим проектам была проведена углубленная научно-техническая и финансово-экономическая экспертиза, результаты которой позволяют максимально объективно обеспечивать формирование предложений по планам (программам) перспективных исследований и разработок.

Мероприятие было проведено в форме дискуссионной панели на стенде Национальной технологической инициативы. Модератором мероприятия выступил В.В. Воронов (директор Центра перспективных исследований ООО «Кронштадт беспилотные системы», ГК «Кронштадт»). В качестве спикеров выступили: А. Милевский (ADA Aerospace – по направлению «Рынок»), А.А. Ким (Председатель Правления ТП «АМиАТ» – по направлению «Технологии»), В.В. Соломенцев (Заместитель Генерального директора по научной работе и развитию АО «Азимут» – по направлению «Безопасность»), С.А. Жуков (соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ – по направлению «Регулирование»). С постановочными тезисами и введением в проблематику ознакомил В.В. Воронов.

Председатель Правления ТП «АМиАТ» А.А. Ким выступил с докладом «Перспективная аэромобильность в городских агломерациях. Ключевые технологические задачи в сфере исследований и разработок, рассматриваемые в качестве наиболее актуальных в рамках деятельности ТП «АМиАТ». К сожалению, многие представители организаций - участников и эксперты ТП, заинтересованные в развитии данного направления, не смогли принять участие в обсуждении. Кроме того, по техническим причинам презентация доклада не была доступна участникам мероприятия. В соответствии с пожеланиями организаций - участников и экспертов Платформы мы размещаем данный материал.

Презентация (А.А. Ким)

Основные выводы аналитического обзора о состоянии и перспективах развития технологий в области перспективной аэромобильности, в т.ч. в городских агломерациях, подготовленного экспертами Технологической платформы, представлены в Разделе «Конвертируемые ЛА для развития малой и региональной авиации в области развития малой и региональной авиации, в т.ч. в городских агломерациях».

По итогам мероприятия были достигнуты предварительное договоренности об организации взаимодействия между Технологической платформой и Рабочей группой «Аэронет» Национальной технологической инициативы, а также АО «Российская венчурная компания» и Агентством стратегических инициатив. Ряд компаний обратились с предложениями о формировании и продвижении перспективных проектов.


20 сентября 2018 г. в г. Жуковском Московской области состоялось торжественное мероприятие, посвященное открытию Выставки авиационной техники малой авиации. Мероприятие проходило в Доме ученых ЦАГИ, на площади перед которым и непосредственно в фойе конференц-зала были размещены выставочные экспонаты. В мероприятии приняли участие представители компаний, расположенных в г. Жуковском и занимающиеся разработкой и производством авиационной техники малой авиации, а также представители заинтересованных организаций и эксперты. Отдельно стоит отметить экспозицию детского центра технического творчества, расположенного в г. Жуковском, на которой были представлены летательные аппараты, созданные школьниками под руководством студентов младших курсов Факультета аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института. К сожалению, согласно информации коллег, данный центр, созданный при участии летчика-космонавта И.П. Волка, в настоящее время существует, в-основном, на средства родителей, а также благодаря поддержке местного прихода Русской православной церкви.

Во вступительной части мероприятия выступили представители ФГУП «ЦАГИ», непосредственно занимающиеся вопросами развития авиационной техники малой авиации – Руководитель программ реализации научных проектов развития авиации общего назначения и воздухоплавательной техники А.И. Дунаевский и директор инжинирингового центра Г.Г. Анохин.

Также, в качестве приветственного слова состоялось рамочное выступление Председателя Правления ТП «АМиАТ» А.А. Кима, в котором была отмечена значимость развития малой и региональной авиации в Российской Федерации – направления, которое было положено в основу при создании и является одним из ключевых в деятельности Технологической платформы. Касаясь вопросов разработки и согласования комплексной (государственной) программы развития малой и региональной авиации в Российской Федерации, представитель ТП «АМиАТ» отметил необходимость объективной и независимой экспертизы технических и технологических решений, закладываемых в проекты создания воздушных судов и других видов авиационной техники, реализуемых с участием мер государственной поддержки (и такую экспертизу Технологическая платформа в настоящее время способна осуществлять). Кроме того, необходимо на системном уровне организовать и вести работу по созданию и развитию местных и региональных аэропортов, а также системы управления воздушным движением, обеспечивающих физическую доступность данных услуг и минимизацию их стоимости для эксплуатантов и потребителей.

Выступление одного из организаторов мероприятия – Генерального директора ЗАО «Техавиакомплекс» В.И. Ахрамеева было посвящено теме государственно-частного партнерства в сфере развития местного авиасообщения и АОН. Одним из основных предложений компании «Техавиакомплекс» является создание на базе аэродрома «Раменское» центра прототипирования – научно-производственного комплекса полного цикла в области разработок и внедрения перспективных российских технологий для малой и региональной авиации. В докладе также были представлены предлагаемые меры государственной поддержки, необходимые для развития данного сегмента рынка.

Государственно-частное партнерство в области МРА и АОН (В.И. Ахрамеев)

 

Доклад Генерального директора ООО «Ваис Техника» Л.В. Новицкого был посвящен перспективам сертификации и организации серийного производства пилотажно-навигационного комплекса для легких ВС с информационно-интеллектуальной поддержкой экипажа. Напомним, что основа разрабатываемого комплекса была заложена в рамках выполнения проекта, поддержанного Технологической платформой в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» – «Разработка алгоритмов бортовой системы обеспечения безопасности полета для предотвращения столкновений в воздухе и выполнения маловысотного полета с использованием малогабаритной PЛC», основным исполнителем которого являлось компания ЗАО «Техавиакомплекс».

О перспективах сертификации и производства ПНК для легких ВС (Л.В. Новицкий)

 

Генеральный директор ООО НПП «ПромТех» И.В. Ахрамеев представил инвестиционный потенциал и основные разработки компании ООО НПП «ПромТех» – специализированной дочерней компании АО ЦНТУ «Динамика». В числе основных направлений деятельности компании были названы:

  • разработка перспективных БЛА вертолетного типа;
  • разработка бортовой радиоэлектронной аппаратуры;
  • разработка и внедрение технологий для БЛА;
  • летные испытания БЛА.
Инвестиционный потенциал и направления деятельности ООО НПП «ПромТех» (И.В. Ахрамеев)

 

Доклад представителя ООО «Научно-инженерная компания» В.С. Дыгало был посвящен разрабатываемому компанией универсальному беспилотному транспортному комплексу (УБТК) на базе автожира, а также другим проектам компании – автожиру «Варус», самолетам «Сигма-4» и «Сигма-7».

Координатор проектов OOO «ТЗК Туполев Сервис» Н.М. Дианов рассказал об опыте и предложениях компании Туполев Сервис» в области мобильных средств топливообеспечения для малой авиации. Учитывая текущую ситуацию с развитием малой и региональной авиации в Российской Федерации, разработки компании, на наш взгляд, могут оказать существенную поддержку развитию данного сегмента рынка и имеют хорошие коммерческие перспективы.

Мобильные ТЗК для малой авиации (Н.М. Дианов)

 


12 сентября 2018 г. Самолет МВ-500 (коммерческое наименование – Т-500) разработки ООО «Фирма «МВЕН» получил сертификат типа, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта. Данное событие носит исторический характер, так как впервые за долгие годы самолет российской разработки прошел сертификацию. Также, это – первый самолет малой авиации, сертифицированный российскими авиационными властями (Росавиация). Данный самолет предназначен для проведения авиационных химических работ.

Поздравляем коллег из ООО «Фирма «МВЕН» и АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина», являющееся производственным партнером в данном проекте, а также членом Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии»; и надеемся на успешное развитие данного и других проектов компаний!

Напомним, что Технологическая платформа также принимала участие в поддержке работ по созданию научно-технологического задела компании «МВЕН». В частности, были поддержаны и успешно завершены 2 проекта – «Разработка научных основ и проектных решений для создания агрегатов планера (крыло, стабилизатор) из полимерно-композиционных материалов модельного ряда самолетов авиации общего назначения (АОН) с высоким аэродинамическим качеством на базе 4-местного самолета-демонстратора технологий» и «Разработка проекта регионального многоцелевого цельнокомпозитного самолета короткого взлета и посадки на 9 пассажирских мест, оснащенного интеллектуальной системой управления, обеспечивающей безопасность полетов» – реализованные в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (подробнее – см. в разделе «Паспорта проектов»).