Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Рабочие группы и консорциумы / Малая и региональная авиация

 

Структура раздела:

Мероприятия ТП по теме МРА
в 2012-2015 гг.
Нормативно-правовая база
по МРА
Программа развития
малой и региональной авиации

 

 


 

 

Проблематика малой и региональной авиации в сфере деятельности
Технологической платформы

Развитие малой и региональной авиации в Российской Федерации является одним из ключевых направлений деятельности Технологической платформы. В 2012-2017 гг. по данному направлению Платформой было организовано и проведено 17 тематических мероприятий; сформирована база экспертов (всего – около 150 чел.); внесены ряд инициатив, направленных на повышение эффективности функционирования отрасли. Несколько проектов, поддержанных Технологической платформой, получили дополнительное бюджетное софинансирование.

В целом, развитию малой и региональной авиации в России в последние годы уделяется достаточно большое внимание, в т.ч. на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые приняли ряд организационных решений и поручений. Предпринимаемые Правительством Российской Федерации и отдельными субъектами Российской Федерации меры по субсидированию местных и региональных авиаперевозок, местных аэропортов (аэродромов), развитию (реконструкции) аэропортов (аэродромов) в определенной степени обеспечивают решение задач транспортной доступности отдельных территорий (регионов) Российской Федерации. В то же время динамика изменения показателей (объемов) местных и региональных авиаперевозок, осуществления авиационных работ, развития авиации общего назначения свидетельствует о крайне низком уровне развития данных сегментов рынка; устойчивых позитивных тенденций пока, к сожалению, не наблюдается.

Основные проблемы в области развития малой и региональной авиации в нашей стране связаны, прежде всего, с отсутствием комплексного подхода к решению имеющихся проблем и поставленных (сформулированных) задач. Безусловно, субсидирование стоимости местных и региональных авиаперевозок, включая затраты на содержание и развитие наземной инфраструктуры, является одним из важнейших элементов государственной политики в области транспортного обеспечения и социальной поддержки населения. В то же время, большой нереализованный потенциал повышения доступности авиаперевозок на местных и региональных авиалиниях, увеличения объемов авиаработ, развития авиации общего назначения (как частной, так и деловой) – имеется в проведении организационно-технических мероприятий, связанных с устранением избыточных требований, предъявляемых к участникам рынка, и оптимизацией (совершенствованием) нормативно-правовой базы. Это касается, как правил осуществления полетов и функционирования объектов наземной инфраструктуры, так и правил допуска ВС к эксплуатации, а также условий и порядка сертификации авиационной техники.

Необходима разработка специальных мер, стимулирующих привлечение частного бизнеса в данную сферу. Для этого должны быть разработаны четкие и прозрачные правила, стабильные на долгосрочную перспективу и не допускающие двояких толкований. К числу основных вопросов, требующих решения, следует также отнести наличие механизмов государственного субсидирования расходов на НИОКР и сертификацию авиационной техники малой авиации.

Абсолютный приоритет должен уделяться вопросам обеспечения безопасности полетов и недопущения незаконного вмешательства в деятельность авиационных предприятий и авиационного персонала. Для этого необходимо максимально широко информировать общественность и авиационных специалистов о причинах авиационных происшествий и катастроф, привлекать к разработке (совершенствованию) нормативно-правовых актов всех заинтересованных организаций и лиц.

Важнейшим направлением развития малой и региональной авиации является развитие (совершенствование) конструкции и технологий ВС, авиационных двигателей, систем и оборудования ЛА, а также объектов системы управления воздушным движением и наземной авиационной инфраструктуры. Улучшение летно-технических, экономических и эксплуатационных характеристик авиационной техники может дать существенный импульс к развитию данного сегмента рынка.

С момента создания Технологической платформы вопросам развития малой и региональной авиации в Российской Федерации уделялось особое внимание. В качестве одного из первоочередных комплексных проблемно-ориентированных проектов был предложен проект «Малая и региональная авиация». Большие надежды связывались с принятием государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», в состав которой была включена подпрограмма «Малая авиация».

Так, например, в 2015 году аппаратом и экспертами Платформы были разработаны предложения по проекту «Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части понесенных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых конкурентоспособных воздушных судов в рамках подпрограммы «Малая авиация» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

К сожалению, в 2016 году в связи с бюджетными ограничениями было принято решение исключить данную подпрограмму из состава государственной программы, сконцентрировав государственную поддержку на проведении научно-исследовательских работ по разработке нового самолета малой авиации. С этого момента ситуация практически не изменилась, динамика развития данного сегмента отрасли остается отрицательной, возможности участия имеющихся в стране конструкторских и производственных коллективов в реализации государственных и федеральных целевых программ крайне ограничены.

В настоящее время участниками и экспертами Платформы предложено активизировать работу по данному направлению. В числе первоочередных мероприятий запланировано актуализировать состав Рабочей группы; провести анализ нормативно-правовой базы и текущей ситуации, складывающейся на рынке, с выявлением ключевых проблемных вопросов, в т.ч. в области сертификации и вывода на рынок перспективных разработок. Рассматривается возможность организации и проведения серии экспертно-аналитических мероприятий с привлечением ведущих экспертов отрасли, а также международных экспертов. Важнейшей задачей является разработка, согласование и продвижение государственной программы по развитию малой и региональной авиации в Российской Федерации.

Предлагаем для рассмотрения и обсуждения предварительный План мероприятий по развитию малой и региональной авиации в рамках деятельности Технологической платформы.

План (МРА)

Основные текущие события по теме МРА

Июль 2021 г. По инициативе ряда организаций - членов и экспертов Платформы Ассоциацией было проведено предварительное экспертное рассмотрение предложения по развитию легкой пилотируемой и беспилотной авиации в Российской Федерации путем организации опытного района с особым режимом регулирования авиационной деятельности, расположенного на территории Дальнего Востока, Крайнего Севера, Сибири или Урала. Целью данного предложения является отработка новых правил регулирования, стимулирующих развитие малой пилотируемой и беспилотной авиации.

На рассмотрение членов РГ по развитию малой и региональной авиации и беспилотных авиационных систем были вынесены материалы, содержащие предлагаемые коллегами направления совместного развития и отработки правил регулирования малой пилотируемой и беспилотной авиации в особом пилотном районе, включающие:

  • оценку существующей системы регулирования беспилотной авиации;
  • сравнительную оценку развития коммерческих беспилотных авиационных систем в России и США;
  • возможности и ограничения в части совершенствования существующей системы регулирования;
  • предлагаемые направления одновременного развития легкой пилотируемой и беспилотной авиации;
  • возможные варианты проведения организационно-технического эксперимента в пилотном районе;
  • ключевые параметры проекта.

Для отработки новых правил регулирования, стимулирующих развитие малой пилотируемой и беспилотной авиации, в качестве организационно-технического эксперимента предлагается создание опытного района с особым режимом регулирования авиационной деятельности, расположенного на территории Дальнего Востока, Крайнего Севера, Сибири или Урала, за исключением районов с высокой плотностью населения.

В опытном районе по временным ФАП экспериментальной авиации планируется:

  • установление облегченных требований для легитимного выполнения авиационных работ;
  • применение гибкого подхода к допуску воздушных судов и наземной инфраструктуры к коммерческой эксплуатации;
  • оптимизация требований к обеспечению безопасности полетов и защиты аэродромов от актов незаконного вмешательства;
  • отработка технологий организации полетов пилотируемой и беспилотной авиации в едином воздушном пространстве.

Перед экспертами Платформы были поставлены следующие вопросы:

1) Следует ли в целом поддержать данное направление?

2) Корректно ли определены проблемы развития малой авиации в Российской Федерации?

3) Необходимо ли совершенствование существующей системы регулирования малой авиации в Российской Федерации?

4) Существует ли объективная возможность одновременного развития легкой пилотируемой и беспилотной авиации?

5) Насколько, на Ваш взгляд, обоснованно предложение по созданию специального района для отработки новой системы регулирования малой авиации?

6) Насколько, на Ваш взгляд, может быть эффективной предлагаемая система регулирования малой авиации в опытном районе?

Большинство экспертов поддержало саму необходимость совершенствования существующей системы регулирования малой пилотируемой и беспилотной авиации в Российской Федерации. Вместе с тем, при рассмотрении особенностей развития пилотируемой и беспилотной авиации и механизмов организации специального района с экспериментальным правовым режимом поступило значительное количество конкретных замечаний и предложений по уточнению предлагаемых направлений. Мы предлагаем учесть их при дальнейшей доработке правил регулирования малой пилотируемой и беспилотной авиации в особом районе.

По результатам данного рассмотрения было подготовлено обращение в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева с предложением рассмотреть данную инициативу. Со своей стороны, Ассоциация выразила готовность к участию в рассмотрении данных предложений с целью выработки практических решений по развитию легкой пилотируемой и беспилотной авиации на территории Дальнего Востока и Арктики. О развитии ситуации мы будем информировать членов Ассоциации.

Результаты экспертизы представлены в разделе сайта «Внутренние документы Ассоциации / Экспертная деятельность» (доступен только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации).


26 ноября 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в заседании «круглого стола» в Совете Федерации на тему «Законодательное обеспечение реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части развития региональных аэропортов и маршрутов».

В заседании приняли участие представители Совета Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, заинтересованных компаний и организаций. Участники мероприятия обсудили текущую ситуацию и наиболее проблемные вопросы реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов».

Программа (26.11.2019 г.)

Участники (список, 26.11.2019 г.)

Благодаря информационному взаимодействию с организаторами, размещаем на сайте ТП аналитические и информационные материалы, подготовленные аппаратом Совета Федерации к данному мероприятию.

Заключение (Аналитическое управление, СФ)

Заключение (Правовое управление, СФ)

Публикации (СМИ)

Рекомендации (СФ)

Развитие региональных аэропортов, региональных и местных авиаперевозок в субъектах Российской Федерации является одним из важнейших направлений развития малой и региональной авиации в нашей стране и соответствует общей направленности и целевым установкам создания и функционирования Технологической платформы. Принятый в 2018 году Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р), разработанный в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является основным документом, предусматривающим реализацию поставленных Президентом Российской Федерации задач в сфере повышения уровня экономической связанности территории страны путем расширения и модернизации соответствующей инфраструктуры.

Непосредственно развитию региональных аэропортов, региональных и местных авиаперевозок в субъектах Российской Федерации посвящен Федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», являющийся одним из 9-ти проектов транспортной части Плана.

Учитывая значимость данного направления, в том числе в целях развития малой и региональной авиации в нашей стране, обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением ознакомиться с данными материалами и направить свои комментарии по рассмотренным вопросам, а также предложения по развитию региональных аэропортов, региональных и местных авиационных перевозок. Со своей стороны, Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» готова, во взаимодействии с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, другими заинтересованными органами и организациями, обеспечить профессиональное экспертное рассмотрение поступивших предложений, продвижение и сопровождение согласованных инициатив.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).


14 ноября 2019 г. Состоялось заседание Рабочей группы Технологической платформы по развитию малой и региональной авиации, на котором были подведены итоги и согласована позиция Ассоциации «ТП «АМиАТ» по результатам рассмотрения (экспертизы) проекта Федеральных авиационных правил «Требования к летной годности самолетов с количеством посадочных мест, исключая места пилотов, не более 19 и с максимальным сертифицированным взлетным весом не более 8 600 кгс. Часть 23» (подробнее – см. в разделе «Нормативно-правовая база по МРА»).

В заседании приняли участие:

  • Ким А.А.(Председатель Правления Ассоциации «ТП «АМиАТ»);
  • Алафинов С.В. (и.о. руководителя Рабочей группы, Генеральный конструктор ООО НПО «АэроВолга»);
  • Гальперин С.Б. (Советник Генерального директора ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского»);
  • Бондаренко Д.А. (ООО VoltAero RUS, Генеральный директор).

Также, свои замечания и предложения по проекту Правил прислали следующие специалисты:

  • Матвеев В.А. (Директор Сертификационного центра ФГУП «ЦАГИ»);
  • Фомичев А.В. (АО «ДКБА»);
  • Демин В.Ю. (Главный конструктор по самолетостроению АО «УЗГА»);
  • Самойлов И.А. (Заместитель директора АСЦ – начальник отдела ФГУП «ГосНИИ ГА»);
  • Бабенко Э.Б. (главный конструктор компании «Истра Аэро»);
  • Терещенко Е.Б. (начальник конструкторского бюро авиационной техники ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»).

Результаты рассмотрения организациями - членами и экспертами Технологической платформы проекта Федеральных авиационных правил «Требования к летной годности самолетов с количеством посадочных мест, исключая места пилотов, не более 19 и с максимальным сертифицированным взлетным весом не более 8 600 кгс. Часть 23», разработанного Министерство транспорта Российской Федерации, включая официальное письмо Ассоциации «ТП «АМиАТ», подготовленное и направленное в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство транспорта Российской Федерации экспертное заключение Ассоциации «ТП «АМиАТ», представлены в разделе «Нормативно-правовая база по МРА».

Благодарим все организации и экспертов, принявших участие в рассмотрении проекта Федеральных авиационных правил «Требования к летной годности самолетов с количеством посадочных мест, исключая места пилотов, не более 19 и с максимальным сертифицированным взлетным весом не более 8 600 кгс. Часть 23», и надеемся, что разработка данного документа продолжится. При этом, со своей стороны, Ассоциация «ТП «АМиАТ» готова принять участие в организации и проведении данной работы, включая соответствующее организационно-техническое и экспертное обеспечение. Приглашаем к сотрудничеству заинтересованные организации и экспертов.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич (тел. +7 (495) 980-04-25; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.), Алафинов Сергей Вячеславович (тел. +7 (495) 280-08-06; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).


12 октября 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в совещании, состоявшемся в Инженерном центре АО «УЗГА» по рассмотрению конструктивно-технологических решений и аэродинамической схемы легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий, разрабатываемого по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Совещание проводил Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочаров. На совещание были приглашены представители федеральных органов исполнительной власти, ведущих научных организаций, а также отдельных компаний отрасли, включая региональные авиакомпании.

Повестка (12.10.2019 г.)

Участники (список, 12.10.2019 г.)

В вступительном слове О.Е. Бочаров сообщил, что 10 октября 2019 г. Минпромторгом России был заключен контракт с ООО «Байкал-Инжиниринг» на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации проекта создания легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий (шифр «ЛМС»; плановые сроки выполнения работ – 2019-2020 гг.).

Для справки. В соответствии с условиями конкурсной документации максимальная стоимость работ в рамках выполнения НИОКР – 1 250 000 тыс. рублей. В рамках НИОКР должны быть разработаны: эскизно-технический проект, рабочая конструкторская документация и изготовлен опытный образец планера самолета для проведения статических испытаний (завершение работ – декабрь 2020 г.). Техническим заданием на выполнение НИОКР установлены следующие требования к конструкции, летно-техническим и экономическим характеристикам самолета:

  • расчетная крейсерская скорость полета – не менее 300 км/ч;
  • расчетная практическая дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой 2 000 кг и АНЗ на 45 минут полета – не менее 1 500 км;
  • расчетные взлетно-посадочные характеристики самолета должны соответствовать или превосходить соответствующие характеристики самолета Ан-2;
  • целевая стоимость самолета при серийном производстве – не более 120 миллионов рублей (в ценах 2020 года);
  • целевая себестоимость эксплуатации самолета в пересчете на летный час (без учета стоимости владения) – не более 30 тысяч рублей (в ценах 2020 года);
  • конструкция планера самолета должна быть разработана из материалов на основе алюминиевых сплавов, обеспечивающих ремонтопригодность самолета в полевых условиях и безангарное хранение.

По словам О.Е. Бочарова, важно привлечь к финансированию проекта инвесторов, участие которых должно стать гарантией его эффективности. Среди потенциальных инвесторов были названы Сбербанк и ПАО «ГТЛК». Также, Заместитель Министра отметил, что ранее по заказу Министерства промышленности и торговли ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» были проведены предварительные научные исследования, а АО «Вертолеты России» и АО «Улан-Удэнский авиационный завод» – собраны требования эксплуатантов.

С основным докладом выступил Главный конструктор ООО «Байкал-Инжиниринг» В.Ю. Демин, который рассказал об основных параметрах технического облика разрабатываемого самолета. Согласно представленной информации, миссия проекта заключается в создании безопасного, массового, недорогого, неприхотливого в базировании и обслуживании, ремонтопригодного многоцелевого самолета для местных воздушных линий. Главными требованиями эксплуатантов к новому самолету, зафиксированными по итогам предварительных исследований, являются:

  • минимальная длина разбега/пробега для взлета и посадки – 200 м;
  • возможность применения с грунтовых аэродромов и посадочных площадок с удельной плотностью покрытия от 4,5 кг/кв. см;
  • дальность полета с грузом массой 1 500 кг – не менее 1 500 км с учетом АНЗ (по ТЗ на ЭТП – 2 000 кг на 1 500 км);
  • крейсерская скорость – на уровне 300 км/ч;
  • максимальное количество перевозимых пассажиров – 14 чел.;
  • температурный диапазон эксплуатации – от -55 град. C до +50 град. C;
  • возможность эксплуатации с базовым составом БРЭО – не южнее 73 град. северной широты;
  • объем и конфигурация пассажирской кабины – максимально приближенные к кабине самолета Ан-2;
  • применение двигателей, компонентов и комплектующих российского производства;
  • наличие программ финансового лизинга, величина ежемесячного лизингового платежа при сроке лизинга в 10 лет – не более 1 500 000 руб., с учетом НДС (цена самолета по ТЗ на ЭТП – 120 000 000 руб.);
  • себестоимость летного часа – не выше 70 000 руб. (по ТЗ на ЭТП – 30 000 руб. без стоимости владения).

В качестве дополнительных требований эксплуатантов к самолету «ЛМС» докладчик назвал:

  • наличие пассажирского, грузового, грузопассажирского и санитарного вариантов исполнения;
  • возможность конвертации в условиях эксплуатации из одного варианта в другой силами эксплуатирующей организации;
  • наличие эффективной противообледенительной системы;
  • высокая надежность силовой установки, максимальное резервирование;
  • установка стандартного колесного, комбинированного колесно-лыжного, поплавкового шасси;
  • возможность конвертации в условиях эксплуатации по замене вариантов шасси;
  • выполнение полетов по ПВП и ППП, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях;
  • эксплуатация самолета и основных агрегатов по техническому состоянию;
  • применение двигателей, компонентов и комплектующих российского производства;
  • высокие показатели назначенного и межремонтного ресурсов основных агрегатов.

Согласно представленной информации, приведенные выше главные и дополнительные требования, во-многом, согласуются с выводами и результатами НИР, выполненной ФГУП «ГосНИИ ГА» по теме «Выбор и обоснование параметров перспективных самолетов МВЛ, в том числе комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, с учетом условий эксплуатации».

Основным содержанием доклада было сравнение характеристик 2-х возможных аэродинамических схем будущего самолета – одномоторного подкосного моноплана, предлагаемого ООО «Байкал-Инжиниринг», и одномоторного биплана, выполненного по схеме самолета ТВС-2ДТС разработки ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина». Порядок и параметры сравнения:

  • сравнение аэродинамических характеристик моноплана и биплана, выполненного по схеме ТВС-2ДТС одной размерности;
  • сравнение массово-центровочных характеристик моноплана и биплана, выполненного по схеме ТВС-2ДТС одной размерности;
  • сравнение сложности конструкции и технологичности в производстве;
  • оценка влияния различий на летно-технические характеристики и экономические параметры;
  • выбор варианта самолета и сравнение его с существующим самолетом ТВС-2ДТС;
  • варианты базовых технологий изготовления;
  • особенности сертификации ЛМС по действующим правилам.

Согласно представленным данным, летно-технические характеристики биплана уступают моноплану одинаковой размерности и с одинаковой силовой установкой практически по всем показателям, кроме посадочной дистанции и длины пробега при посадке. По весовым параметрам новый самолет, выполненный по схеме «подкосный одномоторный моноплан», имеет расчетный вес конструкции планера в 2,4 раза меньше, чем у биплана ТВС-2ДТС.

В качестве имеющегося научно-технического задела, планируемого к использованию при создании нового самолета, в докладе были отмечены следующие разработки:

  • турбовинтовой двигатель ВК-800С (разработчик – АО «УЗГА»);
  • воздушный винт АВ-410 (разработчик – ПАО «НПП «Аэросила»);
  • пилотажно-навигационный комплекс на базе УКБО-42 и ИКБО-410 (разработчик – АО «КРЭТ»);
  • лыжное шасси («Стрела»);
  • баллистическая система спасения (2 варианта: фирма «BRS», США; и ООО «МВЕН», Россия).

При рассмотрении вариантов базовых технологий изготовления планера будущего самолета (ПКМ или металлические конструкционные материалы) докладчик отметил, что основной принцип – это применение композиционных и традиционных конструкционных материалов с учетом условий эксплуатации и технологических возможностей изготовителя.

Отдельно был затронут вопрос сертификации однодвигательного самолета и ограничений по его эксплуатации. В докладе был отмечено, что однодвигательный самолет с МВМ более 5 700 кг не попадает в существующие категории сертификации:

  • при МВМ около 7 400 кг самолет превышает ограничение, равное 5 700 кг, установленное нормами АП-23 для гражданских легких самолетов всех категорий, кроме переходной;
  • самолет имеет 1 двигатель, что не позволяет сертифицировать его в переходной категории (п. 23.3 (d) Авиационных правил АП-23).

В качестве возможных вариантов сертификации были предложены:

  • сертификация согласно п. 21.12A Авиационных правил АП-23 в ограниченной категории для специальных видов авиаработ, таких как лесопатрульные, сельскохозяйственные, пожарные и другие работы, не относящиеся к пассажирским перевозкам. Указанные виды авиаработ, несомненно, являются полезными для экономики РФ, но спрос на них составляет менее 5 процентов по сравнению с грузопассажирскими перевозками;
  • ограничение числа пассажиров до 9 и уменьшение максимального взлетного веса на 1 700 кг, и сертификация в нормальной или многоцелевой категории. В настоящее время в РФ действуют АП-23 с поправкой 23-5.

При гармонизации с нормами EASA CS-23 Ammendment 5, допускающих увеличение числа пассажиров больше 9 для однодвигательных самолетов, необходимо ввести:

  • новая редакция CS-23 – исключены все конкретные требования; коренное отличие – в содержании и идеологии документа;
  • AMC/GM Acceptable Means of Compliance and Guidance Material – новые приемлемые методы определения соответствия и руководящие материалы, комментарии и перечень стандартов промышленности;
  • ASTM – стандарты промышленности: порядка 50 документов, без которых применение CS-23 Ammendment 5 невозможно (т.е. необходимо ввести около 50 новых для РФ государственных стандартов).

В составе финансово-экономических параметров в докладе была представлена таблица с графиком производства самолетов в 2021-2025 гг., начиная с одного до 60 ед. в год, с расчетной себестоимостью в диапазоне 111 565 - 116 159 тыс. рублей.

В качестве планируемых участников проекта были названы:

  • АО «Улан-Удэнский авиационный завод», АО «Смоленский авиационный завод», АО «Тыныс» (изготовление планера);
  • ПАО «НПП «Аэросила» (воздушный винт);
  • ООО НПЦ «ЛКТ», General Electric (двигатель);
  • ОКБ АО «УЗГА», АО «КРЭТ», АО «Навигатор», ООО НПП «ПРИМА» (ПНК и РСО);
  • АО «КБПА», АО МНПК «Авионика» (автопилот);
  • АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» (аварийный бортовой регистратор);
  • НПП «Итэлма», АО «Промтех-Дубна» (система электроснабжения);
  • АО «Технодинамика», АО «Промтех-Дубна» (топливная система);
  • АО «Тыныс» (автономная система обогрева);
  • НОАО «Гидромаш», АО «Авиаагрегат» (шасси);
  • ПАО Авиационная корпорация «Рубин», ОАО «КУМЗ», Ярославский шинный завод (колеса и тормоза);
  • АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина» (остекление);
  • НПП «Итэлма», ООО «ВЕМИНА Авиапрестиж» (салон);
  • АО «УЗГА», ФГУП «ЦАГИ», ФГУП «ВИАМ», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», КНИТУ-КАИ, ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», Московский авиационный институт (оказание конструкторских, научно-технических услуг и сопровождение).

Участниками совещания было задано большое количество уточняющих вопросов, касающихся как предлагаемых компоновочных и конструктивно-технологических решений, так и организационных вопросов, связанных с разработкой, сертификацией и производством самолета.

Учитывая компетенции Технологической платформы, а также опыт взаимодействия с АО «УЗГА», в т.ч. по экспертному рассмотрению проекта самолета для обеспечения транспортной связи в труднодоступных районах с неразвитой аэродромной структурой (УР-1) и его сравнении с проектом самолета TBC-2ДТС разработки ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», проведенному Ассоциацией в январе-феврале 2019 г. (подробнее – см. в разделе «Экспертный совет», доступ – только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации и членов органов управления ТП), Председатель Правления ТП «АМиАТ» А.А. Ким предложил заказчику работы – Министерству промышленности и торговли Российской Федерации услуги Ассоциации в проведении экспертизы данного проекта.

Учитывая заинтересованность Ассоциации в развитии авиационной техники малой и региональной авиации, обращаемся ко всем заинтересованным организация и экспертам с предложением направлять свои комментарии и предложения по проекту легкого многоцелевого самолета, разрабатываемому ООО «Байкал-Инжиниринг».

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).


16 сентября 2019 г. Представители ТП побывали в компании «АэроВолга», занимающейся разработкой, производством и послепродажным обслуживанием легкой авиационной техники, а также располагающей собственной взлетно-посадочной полосой и ангаром для хранения летательных аппаратов. Основная продукция компании – самолеты - амфибии LA-8 и Borey. В рамках посещения предприятия мы подробно познакомились с результатами и текущим состоянием дел в компании по сравнению с нашим предыдущим визитом в 2016 г., а также обсудили актуальные проблемы развития малой и региональной авиации в Российской Федерации. Также, были намечены планы возможного сотрудничества в данном направлении.


16 октября 2018 г. по приглашению организаторов (АО «РВК») представители Технологической платформы приняли участие в мероприятии на тему «Полетит ли «воздушное такси»?», состоявшемся в рамках Форума «Открытые инновации».

В плане технологической направленности данная тематика непосредственна связана с деятельностью Технологической платформы, прежде всего, с точки зрения повышения авиационной мобильности в Российской Федерации; поэтому подготовка к участию в Форуме «Открытые инновации» стала отличным поводом для более подробного рассмотрения технологических аспектов развития данного направления. Кроме того, с просьбой о подготовке аналитического обзора о состоянии и перспективах развития технологий в области развития малой и региональной авиации, включая беспилотные авиационные системы, неоднократно обращались организации - участники ТП, а также эксперты Платформы, заинтересованные в развитии данной сферы.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что развитие городских авиационных перевозок, безусловно, является важной технической и организационной задачей для многих стран и входящих в их состав регионов – прежде всего, это касается густонаселенных районов Северной Америки, стран Европейского Союза, Японии, Китая, а также отдельных мегаполисов этих и других государств, в т.ч. расположенных на территории Российской Федерации. При этом, следует иметь в виду объективные особенности нашей страны, прежде всего, связанные с размером территории и необходимостью ее сбалансированного социально-экономического развития, а также сложившейся (существующей) системой регулирования авиационной деятельности.

В предыдущие годы в рамках деятельности Технологической платформы было рассмотрено большое количество проектов создания летательных аппаратов в области малой и региональной авиации, в т.ч. укороченного взлета и посадки, беспилотных авиационных систем, с использованием технологий «электрификации ЛА» и др. перспективных технологий. Аппаратом и экспертами Платформы регулярно осуществляется мониторинг (анализ) развития данной сферы, включая динамику реализации проектов, развитие необходимых технологий, наращивание (изменение) компетенций проектных коллективов (команд). По многим проектам была проведена углубленная научно-техническая и финансово-экономическая экспертиза, результаты которой позволяют максимально объективно обеспечивать формирование предложений по планам (программам) перспективных исследований и разработок.

Мероприятие было проведено в форме дискуссионной панели на стенде Национальной технологической инициативы. Модератором мероприятия выступил В.В. Воронов (директор Центра перспективных исследований ООО «Кронштадт беспилотные системы», ГК «Кронштадт»). В качестве спикеров выступили: А. Милевский (ADA Aerospace – по направлению «Рынок»), А.А. Ким (Председатель Правления ТП «АМиАТ» – по направлению «Технологии»), В.В. Соломенцев (Заместитель Генерального директора по научной работе и развитию АО «Азимут» – по направлению «Безопасность»), С.А. Жуков (соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ – по направлению «Регулирование»). С постановочными тезисами и введением в проблематику ознакомил В.В. Воронов.

Председатель Правления ТП «АМиАТ» А.А. Ким выступил с докладом «Перспективная аэромобильность в городских агломерациях. Ключевые технологические задачи в сфере исследований и разработок, рассматриваемые в качестве наиболее актуальных в рамках деятельности ТП «АМиАТ». К сожалению, многие представители организаций - участников и эксперты ТП, заинтересованные в развитии данного направления, не смогли принять участие в обсуждении. Кроме того, по техническим причинам презентация доклада не была доступна участникам мероприятия. В соответствии с пожеланиями организаций - участников и экспертов Платформы мы размещаем данный материал.

Презентация (ТП «АМиАТ»)

Основные выводы аналитического обзора о состоянии и перспективах развития технологий в области перспективной аэромобильности, в т.ч. в городских агломерациях, подготовленного экспертами Технологической платформы, представлены в Разделе «Конвертируемые ЛА для развития малой и региональной авиации в области развития малой и региональной авиации, в т.ч. в городских агломерациях».

По итогам мероприятия были достигнуты предварительное договоренности об организации взаимодействия между Технологической платформой и Рабочей группой «Аэронет» Национальной технологической инициативы, а также АО «Российская венчурная компания» и Агентством стратегических инициатив. Ряд компаний обратились с предложениями о формировании и продвижении перспективных проектов.


20 сентября 2018 г. в г. Жуковском Московской области состоялось торжественное мероприятие, посвященное открытию Выставки авиационной техники малой авиации. Мероприятие проходило в Доме ученых ЦАГИ, на площади перед которым и непосредственно в фойе конференц-зала были размещены выставочные экспонаты. В мероприятии приняли участие представители компаний, расположенных в г. Жуковском и занимающиеся разработкой и производством авиационной техники малой авиации, а также представители заинтересованных организаций и эксперты. Отдельно стоит отметить экспозицию детского центра технического творчества, расположенного в г. Жуковском, на которой были представлены летательные аппараты, созданные школьниками под руководством студентов младших курсов Факультета аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института. К сожалению, согласно информации коллег, данный центр, созданный при участии летчика-космонавта И.П. Волка, в настоящее время существует, в-основном, на средства родителей, а также благодаря поддержке местного прихода Русской православной церкви.

Во вступительной части мероприятия выступили представители ФГУП «ЦАГИ», непосредственно занимающиеся вопросами развития авиационной техники малой авиации – Руководитель программ реализации научных проектов развития авиации общего назначения и воздухоплавательной техники А.И. Дунаевский и директор инжинирингового центра Г.Г. Анохин.

Также, в качестве приветственного слова состоялось рамочное выступление Председателя Правления ТП «АМиАТ» А.А. Кима, в котором была отмечена значимость развития малой и региональной авиации в Российской Федерации – направления, которое было положено в основу при создании и является одним из ключевых в деятельности Технологической платформы. Касаясь вопросов разработки и согласования комплексной (государственной) программы развития малой и региональной авиации в Российской Федерации, представитель ТП «АМиАТ» отметил необходимость объективной и независимой экспертизы технических и технологических решений, закладываемых в проекты создания воздушных судов и других видов авиационной техники, реализуемых с участием мер государственной поддержки (и такую экспертизу Технологическая платформа в настоящее время способна осуществлять). Кроме того, необходимо на системном уровне организовать и вести работу по созданию и развитию местных и региональных аэропортов, а также системы управления воздушным движением, обеспечивающих физическую доступность данных услуг и минимизацию их стоимости для эксплуатантов и потребителей.

Выступление одного из организаторов мероприятия – Генерального директора ЗАО «Техавиакомплекс» В.И. Ахрамеева было посвящено теме государственно-частного партнерства в сфере развития местного авиасообщения и АОН. Одним из основных предложений компании «Техавиакомплекс» является создание на базе аэродрома «Раменское» центра прототипирования – научно-производственного комплекса полного цикла в области разработок и внедрения перспективных российских технологий для малой и региональной авиации. В докладе также были представлены предлагаемые меры государственной поддержки, необходимые для развития данного сегмента рынка.

Государственно-частное партнерство в области МРА и АОН (В.И. Ахрамеев)

 

Доклад Генерального директора ООО «Ваис Техника» Л.В. Новицкого был посвящен перспективам сертификации и организации серийного производства пилотажно-навигационного комплекса для легких ВС с информационно-интеллектуальной поддержкой экипажа. Напомним, что основа разрабатываемого комплекса была заложена в результате выполнения проекта, поддержанного Технологической платформой и профинансированного в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» – «Разработка алгоритмов бортовой системы обеспечения безопасности полета для предотвращения столкновений в воздухе и выполнения маловысотного полета с использованием малогабаритной PЛC», основным исполнителем которого являлось компания ЗАО «Техавиакомплекс».

О перспективах сертификации и производства ПНК для легких ВС (Л.В. Новицкий)

 

Генеральный директор ООО НПП «ПромТех» И.В. Ахрамеев представил инвестиционный потенциал и основные разработки компании ООО НПП «ПромТех» – специализированной дочерней компании АО ЦНТУ «Динамика». В числе основных направлений деятельности компании были названы:

  • разработка перспективных БЛА вертолетного типа;
  • разработка бортовой радиоэлектронной аппаратуры;
  • разработка и внедрение технологий для БЛА;
  • летные испытания БЛА.
Инвестиционный потенциал и направления деятельности ООО НПП «ПромТех» (И.В. Ахрамеев)

 

Доклад представителя ООО «Научно-инженерная компания» В.С. Дыгало был посвящен разрабатываемому компанией универсальному беспилотному транспортному комплексу (УБТК) на базе автожира, а также другим проектам компании – автожиру «Варус», самолетам «Сигма-4» и «Сигма-7».

Координатор проектов OOO «ТЗК Туполев Сервис» Н.М. Дианов рассказал об опыте и предложениях компании Туполев Сервис» в области мобильных средств топливообеспечения для малой авиации. Учитывая текущую ситуацию с развитием малой и региональной авиации в Российской Федерации, разработки компании, на наш взгляд, могут оказать существенную поддержку развитию данного сегмента рынка и имеют хорошие коммерческие перспективы.

Мобильные ТЗК для малой авиации (Н.М. Дианов)

12 сентября 2018 г. Самолет МВ-500 (коммерческое наименование – Т-500) разработки ООО «Фирма «МВЕН» получил сертификат типа, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта. Данное событие носит исторический характер, так как впервые за долгие годы самолет российской разработки прошел сертификацию. Также, это – первый самолет малой авиации, сертифицированный российскими авиационными властями (Росавиация). Данный самолет предназначен для проведения авиационных химических работ.

Поздравляем коллег из ООО «Фирма «МВЕН» и АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина», являющееся производственным партнером в данном проекте, а также членом Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии»; и надеемся на успешное развитие данного и других проектов компаний!

Напомним, что Технологическая платформа также принимала участие в поддержке работ по созданию научно-технологического задела компании «МВЕН». В частности, были поддержаны и успешно завершены 2 проекта – «Разработка научных основ и проектных решений для создания агрегатов планера (крыло, стабилизатор) из полимерно-композиционных материалов модельного ряда самолетов авиации общего назначения (АОН) с высоким аэродинамическим качеством на базе 4-местного самолета-демонстратора технологий» и «Разработка проекта регионального многоцелевого цельнокомпозитного самолета короткого взлета и посадки на 9 пассажирских мест, оснащенного интеллектуальной системой управления, обеспечивающей безопасность полетов» – реализованные в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (подробнее – см. в разделе «Паспорта проектов»).