Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Рабочие группы и консорциумы / Малая и региональная авиация / Нормативно-правовая база по МРА

 

Нормативно-правовая база по МРА

Вопросам развития нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области разработки, производства и эксплуатации летательных аппаратов, уделяется большое внимание при обсуждении проблематики развития малой и региональной авиации в Российской Федерации. В то же время практических результатов в данном направлении, на наш взгляд, пока не достаточно для того, чтобы существенно изменить ситуацию в плане развития рынка и вывода на него перспективных российских разработок.

Опыт деятельности Платформы в предыдущие годы позволил сформулировать основные направления совершенствования нормативно-правовой базы в области малой и региональной авиации в Российской Федерации. В то же время, мы понимаем, что ситуация развивается; и, возможно, необходимо внесение уточнений (корректировок) в предлагаемый перечень. Поэтому обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с просьбой сформулировать и направить в адрес Технологической платформы предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области малой и региональной авиации, в том числе по корректировке представленного ниже перечня.

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области малой и региональной авиации, предлагаемые на текущий момент:

1) В области разработки и сертификации авиационной техники:

  • Разработка и утверждение правил обеспечения доступа к экспериментальной наземной и летно-испытательной базе (включая порядок проведения работ, порядок определения сроков и стоимости работ), определение минимально необходимого перечня работ по экспериментальной отработке создаваемых (разрабатываемых, модернизируемых, модифицируемых) ЛА, двигателей, оборудования с целью минимизации сроков и стоимости сертификации ЛА;
  • Установление порядка и стандартов предоставления государственных услуг по сертификации типовой конструкции гражданских воздушных судов;

2) В области наземной авиационной инфраструктуры:

  • Введение четкой классификации аэродромов и установление к ним требований, соответствующих современным реалиям и адекватным их назначению;
  • Специальные авиационные правила (изменения в действующие правила), устанавливающие требования к посадочным площадкам, соответствующие их назначению и не допускающие избыточного (неадекватного) регулирования;
  • Упрощение процедур сертификации региональных аэропортов с низкой интенсивностью полетов и обеспечение возможности выполнения аэропортами сертификационных требований с привлечением соответствующих служб, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • Установление рациональных требований транспортной безопасности к субъектам и объектам транспортной инфраструктуры авиации общего назначения, не предусматривающих категорирования, оценки уязвимости и разработки планов по обеспечению транспортной безопасности для каждого субъекта и объекта;
  • Устранение избыточных и необоснованных требований к оборудованию гидроаэродромов, затрудняющих использование гидроаэродромов и снижающих безопасность полетов, обеспечение возможности пассажирского обслуживания гидроавиации на причалах речных (морских) портов;
  • Установление льготных ставок арендной платы и земельного налога на земли, используемые под аэродромы, вертодромы и посадочные площадки, и налога на недвижимое имущество инфраструктурных объектов авиации общего назначения;
  • Обеспечение базирования воздушных судов авиации общего назначения на аэродромах, вертодромах и посадочных площадках государственной и экспериментальной авиации, а также упрощение соответствующих процедур;

3) в области организации и выполнения полетов:

  • Повышение эффективности порядка использования воздушного пространства класса G;
  • Установление исчерпывающего перечня авиационных работ (распределение (распыление) опасных веществ, перемещение грузов на внешней подвеске, оказание неотложной медицинской помощи и др.), для которых необходимо получение сертификатов физическому, юридическому лицам;
  • Обеспечение полетов воздушных судов авиации общего назначения на аэродромах, вертодромах и посадочных площадках государственной и экспериментальной авиации, а также упрощение соответствующих процедур;

4) в области организации и выполнения полетов, развития местных и региональных авиаперевозок:

  • Гарантии субсидирования региональных маршрутов для авиакомпаний на срок не менее 3-х лет в объеме, достаточном для безубыточной эксплуатации по социально-важным региональным маршрутам;

5) в области подготовки летного и инженерно-технического персонала:

  • Разработка профессиональных и образовательных стандартов по специальности «начальник (оператор) посадочной площадки» и внедрение их в учебные программы учебных заведений (авиационных учебных центров) и систему сертификации авиационных специалистов;
  • Меры по государственной поддержке подготовки командиров воздушных судов гражданской авиации.

О проекте Федеральных авиационных правил «Требования к летной годности самолетов
с количеством посадочных мест, исключая места пилотов, не более 19 и с максимальным
сертифицированным взлетным весом не более 8 600 кгс. Часть 23»

28 октября 2019 г. Уважаемые коллеги! В соответствии с обращением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в настоящее время проводится экспертное рассмотрение проекта Федеральных авиационных правил «Требования к летной годности самолетов с количеством посадочных мест, исключая места пилотов, не более 19 и с максимальным сертифицированным взлетным весом не более 8 600 кгс. Часть 23», разработанного Министерством транспорта Российской Федерации.

Письма (18.10.2019)

ФАП-23 (проект)

Просим рассмотреть данный документ и направить имеющиеся замечания и предложения (срок – до 12 ноября 2019 г.).

Также, размещаем для сведения «Авиационные правила. Часть 23. Нормы летной годности гражданских легких самолетов», утвержденные Межгосударственным авиационным комитетом и действующие в настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 25.01.2016 г. № 13 (см. также на сайте Авиационного регистра МАК: https://armak-iac.org/dokumenty/aviatsionnye-pravila/).

АП-23 (МАК)

 

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

14 ноября 2019 г. По результатам рассмотрения организациями - членами и экспертами Технологической платформы проекта Федеральных авиационных правил «Требования к летной годности самолетов с количеством посадочных мест, исключая места пилотов, не более 19 и с максимальным сертифицированным взлетным весом не более 8 600 кгс. Часть 23», разработанного Министерство транспорта Российской Федерации, подготовлено и направлено в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации экспертное заключение Ассоциации «ТП «АМиАТ» по проекту Правил, включая замечания и предложения организаций и экспертов ТП.

Письмо (ТП, 14.11.2019)

В.А. Матвеев (ФГУП «ЦАГИ»)

А.В. Фомичев (АО «ДКБА»)

В.Ю. Демин (АО «УЗГА»)

Д.А. Бондаренко (VoltAero)

Письмо (ФГУП «ГосНИИ ГА»)

Письмо (ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»)

Э.Б. Бабенко («Истра-Аэро»)

С.В. Алафинов («Аэроволга»)

Благодарим все организации и экспертов, принявших участие в обсуждении проекта, особенно Президента компании «Аэроволга» С.В. Алафинова за проявленную инициативу и организацию заседания Рабочей группы Технологической платформы по развитию малой и региональной авиации, на котором были подведены итоги рассмотрения и сформирована позиция Ассоциации «ТП «АМиАТ» в отношении рассматриваемого документа.