Главная страница / Кабинет ТП / Экспертная деятельность
Экспертная деятельность
Организация качественной и эффективной экспертизы – важнейший элемент эффективного функционирования и дальнейшего развития Технологической платформы. За прошедший с начала создания ТП период в экспертное взаимодействие с Платформой было вовлечено большое количество экспертов и специалистов, представляющих ведущие российские производственные, конструкторские и научные организации.
Основной задачей для нашей Технологической платформы, на данный момент, является упорядочивание экспертной деятельности и придание официального статуса экспертным органам Платформы, в т.ч. во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими институтами поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
Структура Кабинета ТП: ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ!
В данном разделе представлены основные этапы и направления экспертной деятельности Технологической платформы:
- Анализ практик организации экспертизы;
- Формы (механизмы) организации и проведения экспертизы;
- Положение об экспертизе;
- Экспертные органы Платформы;
- Текущие экспертизы.
Анализ практик организации экспертизы
До формализации процесса экспертизы в рамках деятельности Платформы мы активно изучали российский и мировой опыт организации экспертизы, анализировали функционирование экспертных органов, действующих в рамках реализации государственных и федеральных целевых программ, в т.ч. в сфере авиастроения и других высокотехнологичных отраслей, эффективность организации экспертного процесса в ведущих фондах поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, государственных и других институтах развития.
Так, в 2016 году Технологической платформой, совместно с другими заинтересованными организациями, было организовано и проведено общероссийское Экспертно-аналитическое мероприятие на тему «Организация экспертизы в рамках деятельности технологических платформ и других механизмов поддержки инновационной деятельности – лучшие практики». Так как деятельность нашей и других технологических платформ непосредственно связана с формированием качественных исследовательских и технологических проектов, и мы заинтересованы в эффективном взаимодействии с существующими в стране механизмами поддержки инновационной деятельности, то к участию в мероприятии были приглашены представители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, специализированных фондов и институтов развития.
![]() |
СПИСОК УЧАСТНИКОВ |
Мероприятие было проведено при технической поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и ООО «ВЕКТОР-К», которые обеспечивали проведение экспертно-аналитических мероприятий по тематике организации инновационной деятельности в Российской Федерации (http://aispir.ru). С учетом текущего этапа развития нашей Платформы (создание юридического лица - управляющей организации в форме Ассоциации, необходимость более четкой регламентации экспертной деятельности, акцент на организацию проектной работы) – мы совместно выработали план нашего сотрудничества в этом направлении, одним из пунктов которого стало совместное проведение данного экспертно-аналитического мероприятия.
ПРОГРАММА И УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ
Мероприятие было посвящено рассмотрению опыта организации экспертизы в рамках деятельности технологических платформ и других механизмов поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации. Также, в рамках мероприятия был еще раз рассмотрен проект «Положения об экспертизе Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и обсуждена текущая ситуация, складывающаяся в сфере организации экспертной деятельности в рамках технологических платформ и других механизмов поддержки инновационной деятельности, функционирующих в Российской Федерации. Подробнее о мероприятии можно ознакомиться в Публикации «ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЯ».
![]() |
ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЯ |
Важным аспектом состоявшегося мероприятия стало участие в нем представителей Министерства экономического развития Российской Федерации, которое является одним из инициаторов создания в России технологических платформ, в т.ч. выступление врио Директора Департамента стратегического развития и инноваций А.Е. Шадрина. Это позволило активизировать дискуссию о судьбе самого института технологических платформ в Российской Федерации и их роли в реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Продолжением дискуссии о развитии технологических платформ стало выступление Генерального директора ОАО «МАЦ», члена Правления ТП «АМиАТ», члена Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России В.И. Довгого, который предложил конкретные механизмы обеспечения эффективности дальнейшего функционирования технологических платформ под емкой формулой «Технологические платформы, 2.0».
Благодарим всех докладчиков и участников мероприятия за активное содействие, предоставление актуальной информации и профессиональное обсуждение рассматриваемых вопросов. С презентациями докладов основных участников можно ознакомиться ниже.
Данное мероприятие оказалось очень полезным, как для нашей Технологической платформы, так и для представителей других платформ и участвующих организаций, так как позволило внимательно и непосредственно в диалоге с докладчиками (выступающими) рассмотреть практику организации экспертизы; выявить проблемные вопросы, риски и способы (механизмы) их минимизации; познакомиться с деятельностью ведущих российских фондов и других инструментов поддержки научно-технологической и инновационной деятельности, организацией работы ведущих российских технологических платформ.
Формы (механизмы) организации и проведения экспертизы
В рамках текущей деятельности Технологической платформы были опробованы различные формы (механизмы) организации и проведения экспертизы, учитывающие имеющиеся правовые и организационные возможности. В первую очередь, принимая во внимание коммуникационную направленность деятельности Платформы, мы качественно отработали формат очных экспертно-аналитических мероприятий; на которых авторы (исполнители) проектов (работ) представляют свои проекты (достигнутые результаты), а приглашаемые эксперты, с учетом их специализации, имеют возможность в непосредственном диалоге обсудить и детализировать свое представление о состоянии реализуемых проектов.
Также, определенный опыт нами был наработан в части проведения заочного рассмотрения (экспертизы) материалов – это касается как заявок (предложений) на участие в конкурсах Министерства образования и науки Российской Федерации, так и отчетных материалов по результатам выполнения работ в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».
С момента создания Технологической платформы мы старались поддерживать эффективное взаимодействие с экспертами различными, прежде всего, удобными для них способами – приглашая на наши тематические мероприятия, осуществляя информационный обмен наиболее актуальными материалами, привлекая к оценке проектов (тематик). Основной акцент в экспертной работе ТП в предыдущие годы был сделан на участии в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» – единственной на данный момент государственной программы, предусматривающей участие в ее реализации технологических платформ. Всего за период 2012-2018 гг. экспертами Платформы:
- было рассмотрено 377 заявок по тематикам (проектам) прикладных исследований и разработок;
- подготовлено 133 экспертных заключений по результатам рассмотрения (оценки) предложенных заявок (тематик, проектов);
- подготовлено 69 заключений по результатам рассмотрения (оценки) результатов выполнения проектов (работ), реализуемых в рамках Программы.
На основе предложений ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» было объявлено 4 конкурсных лота (13 проектов - победителей) на общую сумму 411,7 млн. рублей (бюджетное финансирование). Победителями конкурсов Минобрнауки России стали 29 проектов, поддержанных Технологической платформой, на общую сумму 2 888,6 млн. рублей, в т.ч. бюджетное финансирование – 1 576,1 млн. рублей, внебюджетное софинансирование – 1 312,6 млн. рублей.
В рамках проведения экспертно-аналитических (тематических) мероприятий Платформы было получено 183 предложения (заключения) экспертов по рассматриваемым на них документам (проектам).
В соответствии с решением Правления Ассоциации (протокол от 19.12.2018 г. № 3) в состав официальных экспертов Технологической платформы включены 166 человек, в том числе от промышленности – 51 чел., от науки – 98 чел., от транспортных организаций (авиакомпаний) – 5 чел., от прочих организаций – 12 чел.
Также, представители Технологической платформы включены в состав следующих экспертных и рабочих органов авиационной и смежных отраслей:
- Экспертный совет по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;
- Научно-экспертный совет Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации;
- Экспертный совет ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского»;
- экспертная группа по приоритетному направлению «Транспортные и космические системы» Научно-координационного совета Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
- Совещательный орган ПАО «ОАК» по вопросам обеспечения эффективности закупок, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Межведомственная рабочая группа по подготовке предложений, направленных на выявление перспективных и прорывных направлений научно-технологического и инновационного развития авиационной отрасли и их отражение в ПИР ПАО «ОАК»;
- Комитет по авиационной промышленности Союза машиностроителей России;
- Рабочая группа по экспертной оценке проектов программ инновационного развития компаний с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий по тематике «Оборонно-промышленный комплекс, космическая промышленность, авиационная промышленность, судостроение»;
- Рабочая группа по инновационной деятельности (совещательный орган) ПАО «Аэрофлот»;
- Рабочая группа Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения.
В плане очных экспертных рассмотрений (обсуждений) результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», следует выделить следующие мероприятия, состоявшиеся в 2015-2016 гг.:
- Научно-практическая конференция по рассмотрению текущих результатов реализации проектов в области авиационного транспорта, выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», организованная и проведенная с участием Технологической платформы в рамках выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2015» (02.12.2015 г.);
- Экспертно-аналитическое мероприятие по рассмотрению результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», организованное и проведенное Технологической платформой при технической поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и ООО «ВЕКТОР-К». На мероприятии, состоявшемся 16 ноября 2016 г., было представлено и рассмотрено 10 проектов, получивших поддержку и реализуемых с участием Платформы (подробнее о мероприятии – см. в Разделе «Проектная работа ТП в 2014-2017 гг.»).
В 2017 году (15 и 22 декабря 2017 г.) было проведено 2 очных экспертно-аналитических мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», на которых было рассмотрено 16 проектов (подробнее о мероприятиях – см. в Разделе «Подведение итогов реализации проектов в 2017 году»).
6 июня 2018 г. состоялась 3-я часть Экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», на котором, кроме общетематических докладов, было непосредственно представлено и рассмотрено 4 проекта, а по 6 проектам представлена базовая информация о ходе и основных результатах их реализации (подробнее о мероприятии – см. в Разделе «Проектная работа Платформы в 2018 году»).
ФОТОГАЛЕРЕЯ
В рамках подготовки и проведения данных мероприятий, а также путем направления специальных запросов авторам (исполнителям) проектов, была собрана и регулярно актуализировалась информация о состоянии и результатах их выполнения. Эксперты Технологической платформы активно участвовали в обсуждении проектов, привлекались к рассмотрению отчетных материалов; отзывы и рекомендации экспертов своевременно доводились до авторов (исполнителей) работ, а также направлялись в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Актуальная информация о состоянии проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», представлена в Разделе «Паспорта проектов»).
14 ноября 2017 г. Наблюдательным советом Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» было утверждено «Положение о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии».
![]() |
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ |
Базовая редакция Положения была разработана в 2014-2015 гг. и принята за основу на заседании Правления Платформы 12 марта 2015 г. В разработке, рассмотрении, доработке (совершенствовании) проекта Положения приняли участие большое количество организаций - участников и экспертов ТП, учтен опыт нашей экспертной деятельности, опыт других технологических платформ, международные стандарты.
Проект Положения широко обсуждался в 2016 году, в том числе на общероссийском Экспертно-аналитическом мероприятии «Организация экспертизы в рамках деятельности технологических платформ и других механизмов поддержки инновационной деятельности – лучшие практики», организованном и проведенном Технологической платформой с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, специализированных фондов и институтов развития, ведущих российских технологических платформ, членов Ассоциации «ТП «АМиАТ» и экспертов нашей ТП 3 ноября 2016 г.
По сравнению с редакцией, принятой Правлением 12 марта 2015 г., в Положение внесены следующие основные изменения:
- введены положения о порядке формирования и функционирования Экспертного совета Технологической платформы;
- уточнены требования к проектам (работам), рассматриваемым и (или) реализуемым в рамках деятельности Технологической платформы;
- уточнены требования к экспертам Технологической платформы;
- уточнена форма экспертного заключения по результатам рассмотрения (оценки) проекта (работы), предлагаемого к реализации в рамках деятельности Технологической платформы.
В целом, Положение об экспертизе ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» достаточно близко к аналогичным документам ведущих технологических платформ и институтов развития. Вместе с тем, есть и определенные отличия. Важнейшей задачей при разработке Положения было, с одной стороны, обеспечить высокий профессиональный уровень и компетентность экспертов, а с другой стороны, минимизировать влияние субъективных факторов, связанных с возможной заинтересованностью в результатах экспертизы.
Для этого, с целью повышения объективности и исключения аффилированности при проведении экспертизы, наряду со стандартными (общепринятыми) принципами (механизмами) обеспечения независимости участников экспертного процесса и их защищенности от возможного давления со стороны заинтересованных организаций (лиц), в наше Положение были заложены дополнительные компенсирующие механизмы.
Основными механизмами обеспечения независимости и объективности экспертизы в Положении являются:
1) обязанность эксперта письменно подтвердить отсутствие конфликта интересов при проведении экспертизы;
2) анонимность экспертизы для заявителей (исполнителей), за исключением случаев, когда эксперт сам соглашается на раскрытие данной информации.
Мы предлагаем общий список экспертов Технологической платформы сделать открытым для всех заинтересованных сторон – более того, такая информация может быть даже полезна самим экспертам для подтверждения их статуса и квалификации.
Кроме того, по примеру Технологической платформы «Медицина будущего» в Положении заложена возможность (право) заявителя (исполнителя) на мотивированный отвод одного или нескольких экспертов, которые потенциально могут участвовать в проведении экспертизы, например, в случае конфликта интересов.
Важным фактором обеспечения независимости экспертизы и принимаемых решений является заложенный в Положение принцип пропорциональности, суть которого состоит в том, что число экспертов, представляющих научные организации, должно соответствовать числу представителей организаций промышленности. При этом, при проведении экспертизы проекта (работы), инициируемого или выполняемого научной организацией, в обязательном порядке должны участвовать эксперты, представляющие конструкторские или производственные организации; и, наоборот, при проведении экспертизы проекта (работы), инициируемого или выполняемого конструкторской или производственной организацией, в обязательном порядке должны участвовать эксперты, представляющие научные организации.
С целью оценки практических аспектов возможного (потенциального) применения планируемых (ожидаемых) результатов проекта/работы, в экспертизе обязательно должны участвовать эксперты, представляющие организации, являющиеся потенциальными потребителями возможных (ожидаемых) результатов реализации проекта/работы (для ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» это – представители авиакомпаний, других эксплуатирующих организаций, операторов авиационной инфраструктуры и системы ОрВД).
Ведение в действие Положения об экспертизе является важнейшей задачей текущего этапа развития нашей Технологической платформы. Утверждение состава официально аккредитованных экспертов и избрание Экспертного совета Платформы позволяет на качественно ином уровне подойти к организации проектной работы – формированию (актуализации) Стратегической программы исследований и разработок, определению тематик перспективных исследовательских и технологических работ, мониторингу реализации проектов.
В соответствии с Положением о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», утвержденным Наблюдательным советом Ассоциации, в состав экспертных органов Платформы входят:
- эксперты, официально включенные в число экспертов Технологической платформы;
- Экспертный совет Технологической платформы.
Основными квалификационными требованиями к экспертам Технологической платформы являются:
1) опыт профессиональной деятельности в области создания (включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ), производства, ремонта, модернизации (модификации) и/или эксплуатации авиационной техники, объектов системы организации воздушного движения (управления воздушным движением), наземной авиационной инфраструктуры – не менее 5 (пяти) лет;
2) высокий уровень профессиональной компетентности, подтвержденный соответствующими достижениями (ученые или профессиональные звания, свидетельства признания профессиональным сообществом, сертификаты, публикации в научных или специализированных изданиях, выполненные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и/или технологические работы, реализованные проекты);
3) опыт внедрения научно-технических разработок в производство, подтвержденный соответствующими практическими результатами (патенты; сертификаты; акты ввода в эксплуатацию; документы, подтверждающие улучшение технических и/или эксплуатационных характеристик авиационной техники, объектов системы организации воздушного движения (управления воздушным движением), объектов наземной авиационной инфраструктуры);
4) для экспертов в области экономики и финансов – опыт реализации инвестиционных проектов в сфере высоких технологий, либо опыт технико-экономического анализа таких проектов; дополнительным преимуществом при отборе экспертов является наличие публикаций в специализированных изданиях, посвященных бизнес-планированию, коммерциализации наукоемких технологий и технико-экономическому анализу инвестиционных или инновационных проектов.
Решение о включении эксперта в состав экспертов и исключении из состава Технологической платформы принимается Правлением Ассоциации на основании предложений организаций - участников Технологической платформы, органов управления (рабочих органов) Технологической платформы, заинтересованных организаций и лиц. Срок действия решения о включении эксперта в состав экспертов Технологической платформы составляет 3 (три) года с момента его принятия.
В 2018 году (в соответствии с утвержденным «Положением о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы») – была проведена работа по актуализации и формированию состава официальных экспертов ТП.
![]() |
АНКЕТА ЭКСПЕРТА |
В качестве ближайших планов и направлений организации экспертной деятельности Технологической платформы в настоящее время рассматриваются:
- организация взаимодействия с ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» с целью подключения экспертов ТП к информационным сервисам поддержки и обеспечения экспертной деятельности;
- обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов ТП в качестве экспертов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности»;
- обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов ТП в качестве экспертов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и реализуемых им инструментов поддержки научно-технической и инновационной деятельности;
- обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов ТП в качестве экспертов Фонда «Сколково», Российского научного фонда, других государственных фондов и институтов развития, осуществляющих поддержку научно-технической и инновационной деятельности.
В соответствии с решением Правления от 19 декабря 2018 г. в состав официальных экспертов Технологической платформы включены 166 человек, в том числе от промышленности (включая конструкторские, производственные и прочие промышленные организации) – 51 чел., от науки (включая отраслевые институты, высшие учебные заведения, институты Российской академии наук) – 98 чел., от транспортных организаций (авиакомпании) – 5 чел., от прочих организаций (консультационные, инжиниринговые, аналитические организации) – 12 чел.
Количество экспертов со степенью доктора наук – 50 чел., кандидата наук – 51 чел.
Основные области специализации экспертов:
- самолеты, вертолеты и научно-технический задел (НТЗ) по аэродинамике, прочности, аэроакустике, безопасности полетов и системам управления – 79 чел.;
- авиадвигатели и силовые установки и НТЗ по ним – 65 чел.;
- бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и НТЗ по нему – 26 чел.;
- авиационные агрегаты, системы и НТЗ по ним – 28 чел.;
- авиационные материалы и технологии – 50 чел.;
- производственные (промышленные) технологии, включая техническое обслуживание, эксплуатацию, проведение ремонта и утилизации авиационной техники – 44 чел.;
- послепродажное обслуживание авиационной техники – 15 чел.;
- эксплуатация и развитие объектов экспериментальной и полигонной базы – 42 чел.;
- система управления воздушным движением (система организации воздушного движения) – 10 чел.;
- наземная авиационная инфраструктура (аэродромы и аэропорты) – 6 чел.;
- финансово-экономический и инвестиционный анализ в области авиационной деятельности – 27 чел.;
- нормативно-правовое и методическое обеспечение развития авиастроения и авиационной деятельности – 30 чел.;
- другие направления – 58 чел.
Дальнейшая задача в развитии экспертной деятельности Технологической платформы состоит в избрании и начале работы Экспертного совета ТП.
В соответствии с утвержденным Положением об экспертизе ТП Экспертный совет является постоянно действующим экспертным органом Технологической платформы и формируется из числа ведущих экспертов ТП. Общее количество членов Экспертного совета составляет не менее 3 (трех); при этом число представителей научных организаций должно соответствовать числу представителей организаций промышленности.
Состав Экспертного совета избирается Правлением Ассоциации на основании предложений организаций - участников Технологической платформы, органов управления Технологической платформы, заинтересованных организаций и лиц.
Из числа членов Экспертного совета избираются Председатель Экспертного совета и Заместитель Председателя Экспертного совета. Председатель Экспертного совета осуществляет руководство деятельностью Экспертного совета в рамках осуществляемых им функций, в том числе председательствует на заседаниях Экспертного совета. Заместитель Председателя Экспертного совета замещает Председателя Экспертного совета в случае его отсутствия. Техническое обеспечение деятельности Экспертного совета осуществляет рабочая группа, из состава которой решением Правления Ассоциации назначается секретарь Экспертного совета.
Основными функциями Экспертного совета являются:
- определение сроков и (или) продолжительности проведения экспертизы рассматриваемого проекта (работы);
- определение экспертов, которым направляются материалы (документация) проекта/работы для проведения экспертизы;
- подведение итогов экспертизы и подготовка рекомендаций в соответствии с ее целями;
- проведение экспертизы проектов (работ) в специальных случаях (чрезвычайные, форс-мажорные обстоятельства, особая важность рассматриваемых проектов/работ);
- разработка предложений по наиболее актуальным направлениям (проектам) проведения исследований и разработок, в том числе рекомендуемым для включения в Стратегическую программу исследований и разработок Технологической платформы.
Заседания Экспертного совета проводятся на регулярной основе не реже 1 раз в квартал. По мере необходимости по решению органов управления Технологической платформы или по инициативе Председателя Экспертного совета могут быть созваны внеочередные заседания Экспертного совета. Заседания Экспертного совета проводятся в очной или заочной форме. На заседания Экспертного совета в случае необходимости могут приглашаться профильные эксперты Технологической платформы, а также заявители (исполнители) рассматриваемых проектов/работ. Заменить рисунок!
Для обеспечения работы Экспертного совета и официально аккредитованных экспертов Технологической платформы открыт специальный раздел сайта (вход в раздел), в котором размещены анкеты экспертов; представлена информация об их квалификации и направлениях деятельности, а также кандидатурах, предлагаемых к избранию в члены Экспертного совета ТП.
В 2019-2020 гг. Технологической платформой были проведены экспертизы следующих проектов:
- проект самолета для местных воздушных линий, предлагаемого к созданию АО «УЗГА» (УР-1), в т.ч. в сравнении с проектом самолета TBC-2ДТС разработки ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (инициатор – АО «Уральский завод гражданской авиации»);
- «Полунатурное моделирование критических режимов полета пассажирского самолета и рисков, обусловленных человеческим фактором» (основной исполнитель – ФГУП «ЦАГИ»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
- «Разработка, исследования и внедрение новых электромеханических преобразователей энергии для исполнительных механизмов перспективных летательных аппаратов (инициатор – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
- «Разработка критической технологии получения твердофазного соединения ультрамелкозернистых жаропрочных титановых сплавов для перспективного компрессора ГТД» (инициатор – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
- «Разработка мультиагентного двухкомпонентного воздушно-наземного комплекса для выявления несанкционированных источников радиоизлучения и противодействия им» (инициатор – ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
- «Разработка методов создания интеллектуальных распределенных исполнительных и информационно-управляющих робототехнических систем и технологий наземного и аэрокосмического назначения» (инициатор – ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
- «Разработка методов создания высоконадежных электронасосных агрегатов жидкостных систем терморегулирования перспективных унифицированных космических платформ для использования космического пространства в интересах связанности северных территорий России и освоения Мирового океана, Арктики и Антарктики» (инициатор – ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
- «Разработка принципов построения, методов создания и основных технических решений для энергоинформационной системы и бортовых микроэлектромеханических устройств многоспутниковой системы дистанционного зондирования Земли на базе созвездия малых космических аппаратов» (инициатор – ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
- «Робототехническая технология локальной навигации подвижных объектов на основе системы технического зрения инфракрасного диапазона» (инициатор – ФГБОУ ВО «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова» Министерства обороны Российской Федерации; предложен к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»);
- «Облачный сервис по мониторингу и обработке полетных данных» (инициатор и разработчик проекта – АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова»);
- проект создания и развития научного центра мирового уровня по направлению «Инновационные силовые установки, агрегаты и материалы для электрического самолета» (инициатор – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»; для участия в конкурсе на предоставление грантов на создание научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации);
- «Разработка многотопливного рабочего процесса для поршневых двигателей внутреннего сгорания и опытного образца высокоэкономичного энергонасыщенного и экологичного авиационного поршневого двигателя, работающего на авиационном керосине» (инициатор – ООО «Двигатели для авиации»; для участия в конкурсе Фонда содействия инновациям);
- «Разработка и производство автономной отказоустойчивой системы электроснабжения для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов» (инициатор – ООО «ЭТК»; для участия в конкурсе Фонда содействия инновациям);
- «Создание и испытание подъемного модуля «Флокус-1» для перспективных летающих грузовых платформ» (инициатор – ООО «ЗК-Мотор»; для участия в конкурсе Фонда содействия инновациям).
∗ ∗ ∗
Новые направления экспертизы в 2021-2022 гг.
В предыдущие годы значительная часть экспертной деятельности Технологической платформы была связана с участием в реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы» (информация о проектах, поддержанных Платформой и ставших победителями конкурсов Минобрнауки России, а также результатах их мониторинга представлена в разделах «Паспорта проектов» и «Мониторинг реализации проектов»).
В настоящее время основной акцент нашей экспертной деятельности смещается в сторону взаимодействия с организациями и заказчиками, заинтересованными в проведении качественной научно-технической и финансово-экономической экспертизы с использованием компетенций Платформы. В частности, нами были проведены предварительные переговоры с рядом финансовых организаций, банков и институтов развития, которые выразили заинтересованность во взаимодействии с Технологической платформой.
Учитывая нашу заинтересованность в развитии рынка малой пилотируемой и беспилотной авиации, в 2021 году по инициативе ряда организаций - членов и экспертов Платформы Ассоциацией было проведено предварительное экспертное рассмотрение предложения по организации опытного района с особым режимом регулирования авиационной деятельности, расположенного на территории Дальнего Востока, Крайнего Севера, Сибири или Урала, с целью отработки новых правил регулирования, стимулирующих развитие данной сферы авиационной деятельности (подробнее – см. в разделе «Малая и региональная авиация»).
Основные наработки (базовая основа) для планирования перспективных исследовательских и технологических проектов в рамках деятельности Технологической платформы, в том числе по направлению развития аэромобильности и беспилотных авиационных систем в Российской Федерации, представлены в презентации, специально подготовленный к Международному авиационно-космическому салону «МАКС-2021».
![]() |
Презентация (ТП «АМиАТ») |
Кроме того, по обращению Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы (группа АО «РВК») Ассоциацией «ТП «АМиАТ» была проведена подготовительная работа по организации экспертизы проектов НТИ по направлению «Аэронет». В процессе подготовки к проведению экспертизы с представителями заказчика были рассмотрены вопросы ознакомления с исходными данными, требования экспертам и был сформирован список кандидатур (всего – 45 чел.), которые потенциально могли бы принять участие в проведении экспертизы (аудита) данных проектов. Коммерческое предложение Ассоциации «ТП «АМиАТ» было официально направлено в Фонд НТИ.
15-21 апреля 2022 г. По обращению ООО «ЗК-Мотор» (член Ассоциации с 2020 г.) было проведено экспертное рассмотрение заявки (проекта) создания поршневого двигателя мощностью 200 л.с., планируемой к подаче на конкурс в Фонд содействия инновациям.
По мнению Технологической платформы, создание и организация производства авиационных поршневых двигателей в Российской Федерации в современных условиях является важной государственной задачей, и наша Ассоциация также заинтересована в развитии компетенций российских разработчиков и производителей в данной сфере (соответствующее направление включено в состав Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы).
В экспертизе (оценке) проекта приняли участие 14 экспертов Технологической платформы, которыми были сформулированы ряд замечаний и предложений, касающихся, как научно-технических, так и организационных аспектов ведущихся работ. Данные вопросы и комментарии были направлены авторам (инициаторами) проекта, которые, в свою очередь, выразили благодарность и представили ответные пояснения. По информации ООО «ЗК-Мотор», многие замечания экспертов Платформы будут учтены при планировании и выполнении дальнейших работ по проекту.
Большинство экспертов подтвердили актуальность работ по проекту в части выбранного диапазона мощностей и размерности планируемого к созданию базового двигателя, с учетом существующего парка летательных аппаратов малой авиации в Российской Федерации и потенциала его дальнейшего развития, в т.ч. в целях использования на беспилотных ЛА.
Цитата из ответа эксперта при обсуждении проекта: «... В настоящий момент запрет поставки зарубежной авиационной техники может привести к остановке многих проектов по созданию легких гражданских самолетов, в том числе по причине применения в них зарубежных поршневых и турбинных двигателей. Таким образом, работа по созданию семейства двигателей ООО «Мотостроительной компанией ЗК-МОТОР» мощностью 200-400 л.с. в текущей ситуации актуальна...».
Наиболее дискуссионными вопросами при рассмотрении научно-технических аспектов разрабатываемого двигателя стали следующие:
– использование двухтактного цикла – насколько это эффективное решение с точки зрения надежности и ресурса двигателя;
– компоновочная схема двигателя с V-образным расположением цилиндров – насколько она оптимальна для современных летательных аппаратов;
– недостаток информации о конструкции шатунно-поршневой группы двигателя, что не позволяет сделать однозначные выводы о ее эффективности;
– использование алюминия в конструкции кривошипно-шатунного механизма;
– система впрыска топлива – по мнению некоторых экспертов, эту работу необходимо провести полностью для определения эффективности данного решения и отработки подобных систем питания на будущее;
– степень достижимости заявленного показателя удельной мощности двигателя и корректность его определения (т.ч. с учетом системы охлаждения и других двигательных агрегатов);
– степень достижимости заявленных ресурсных показателей и их соответствие современным требованиям;
– применение технологии плазменно-электролитического оксидирования для упрочнения трущихся поверхностей деталей – насколько достижимыми окажутся планируемые характеристики надежности двигателя: по мнению ряда экспертов, необходимо провести ресурсные испытания цилиндро-поршневой группы двигателя для получения статистики по износу;
– система охлаждения двигателя;
– заявляемая разработчиками многотопливность двигателя, включая использование бензина марки Б-91;
– используемый тип масла;
– стоимость возможного будущего производства.
Секретариатом ТП было подготовлено рекомендательное письмо по данному проекту в Фонд содействия инновациям, так как большинство экспертов сочли целесообразным поддержать проект. Ассоциация заинтересована в развитии авиационного поршневого двигателестроения в нашей стране; мы считаем, что реализация проекта позволит, как минимум, экспериментально отработать ряд важных конструктивно-технологических решений и создать научно-технический задел, который может быть в дальнейшем применен, как в данном двигателе, так и в других проектах создания авиационных АПД.
Напомним, что в 2020 году Ассоциация выполнила масштабную научно-исследовательскую работу по теме «Исследования в обеспечение формирования типоразмерного ряда перспективных двигателей для легких самолетов, вертолетов и БЛА гражданского назначения» (шифр «Демонстраторы МГТД и АПД-ТРР»; заказчики – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»), в рамках которой были проведены системные исследования технических и рыночных аспектов развития малоразмерных газотурбинных и поршневых двигателей для малой и региональной авиации, а также беспилотных авиационных систем в Российской Федерации (см. также в разделе «Деятельность» по адресу: https://aviatp.ru/wgofficialstart#August_2020). По результатам НИР, в частности, были определены наиболее оптимальные диапазоны мощностей авиационных поршневых и газотурбинных двигателей, рекомендуемых к созданию в Российской Федерации, а также соответствующие базовые двигатели.
В соответствии с результатами данной НИР, ключевыми диапазонами мощностей для создания перспективных АПД в Российской Федерации в настоящее время два – двигатель мощностью 120 л.с. и двигатель мощностью 180 л.с. Именно данные двигатели и их модификации, в случае обеспечения конкурентоспособных характеристик, будут наиболее востребованы среди разработчиков и эксплуатантов ВС в нашей стране..
В диапазоне до 80 л.с. возможно создание 2-тактных или 4-тактных поршневых двигателей, а также опционально РПД для БПЛА мощностью от 50 л.с. В диапазоне мощностей 100-450 л.с. предпочтительнее разрабатывать и использовать 4-тактные бензиновые и дизельные двигатели для легких самолетов и вертолетов, а также опционально РПД для БПЛА мощностью 100-300 л.с. Для российских условий оптимальная удельная рыночная стоимость двухтактного АПД должна быть в пределах 120-140 евро за кг, 4-тактного – 70-100 евро за кг (удельная масса 2-тактных АПД – 0,5-0,6 кг/л.с., для большинства 4-тактных АПД –0,7-0,9 кг/л.с.).
Подробная информация о результатах экспертизы проекта будет размещена в разделе сайта «Внутренние документы Ассоциации» – «Экспертный совет» (доступен только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации).
Со своей стороны, Ассоциация готова участвовать в проведении экспертизы результатов дальнейших работ по представленному проекту, включая подготовку предложений по внедрению наиболее эффективных разработок в текущие и перспективные авиастроительные проекты (программы).
∗ ∗ ∗
Актуализация состава экспертов Технологической платформы в 2022 г.
Уважаемые коллеги!
В соответствии с Положением о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», утвержденным решением Наблюдательного совета Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» 14 ноября 2017 г. (подробнее – см. на сайте ТП по адресу: https://aviatp.ru/expertcouncil#Polozheniye) – в настоящее время проводится актуализация состава экспертов Технологической платформы.
Требования к экспертам содержатся в п. 3.2 Положения. Информация об экспертах, включенных в состав официальных экспертов Технологической платформы решением Правления Ассоциации от 19 декабря 2018 г., представлена на сайте ТП в разделе «Экспертный совет» по адресу: https://aviatp.ru/expertinfo#Experts (вход только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации и членов органов).
В соответствии с решением Правления Ассоциации от 19.12.2018 г. в состав экспертов Технологической платформы включены, как представители организаций - членов ТП, так и других организаций.
Общее количество экспертов, включенных в состав официальных экспертов Технологической платформы, в настоящее время составляет 166 человек, в том числе:
- представители организаций промышленности (конструкторские, производственные и прочие промышленные организации) – 51 чел.;
- представители организаций науки (отраслевые институты, высшие учебные заведения, институты Российской академии наук) – 98 чел.;
- представители транспортных организаций (авиакомпании) – 5 чел.;
- представители прочих организаций (консультационные, инжиниринговые, маркетинговые, прочие организации) – 12 чел.
В состав экспертов ТП входят 50 специалистов, имеющих степень доктора наук, и 51 кандидат наук.
Основные области специализации экспертов:
- Самолеты, вертолеты и научно-технический задел (НТЗ) по аэродинамике, прочности, аэроакустике, безопасности полетов и системам управления.
- Авиадвигатели и силовые установки и НТЗ по ним.
- Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и НТЗ по нему.
- Авиационные агрегаты, системы и НТЗ по ним.
- Авиационные материалы и технологии.
- Производственные (промышленные) технологии, включая техническое обслуживание, эксплуатацию, проведение ремонта и утилизации авиационной техники.
- Послепродажное обслуживание авиационной техники.
- Развитие экспериментальной и полигонной базы.
- Система управления воздушным движением (система организации воздушного движения).
- Наземная авиационная инфраструктура (аэродромы и аэропорты).
- Финансово-экономический и инвестиционный анализ в области авиационной деятельности.
- Нормативно-правовое и методическое обеспечение развития авиастроения и авиационной деятельности.
Примечание: На момент принятия действующей редакции «Положения об экспертизе» Технологической платформы направление «беспилотные авиационные системы» в явном виде не было выделено. В настоящее время мы считаем, что БАС относятся к п. 1 Рубрикатора. Данное изменение будет учтено при очередной корректировке «Положения».
Более подробная информация о количественном и структурном составе экспертов Технологической платформы представлена в Таблице «Информация об экспертах ТП «АМиАТ», а основные результаты экспертной работы за период 2018-2021 гг. – в документе «Перечень экспертных работ ТП «АМиАТ».
Таблица («Информация об экспертах ТП «АМиАТ»)
Перечень экспертных работ ТП «АМиАТ»
Просим Вас заполнить и направить в адрес Ассоциации анкеты экспертов, предлагаемых к включению в состав официальных экспертов Технологической платформы (срок – до 20 мая 2022 г.; анкеты также отправлены по электронной почте персонально).
![]() |
Анкета (форма) |
По состоянию на 1 августа 2022 г. получено 87 заполненных анкет экспертов, представляющих 30 организаций или выдвинутых по собственной инициативе. Еще ряд экспертов и организаций находятся в процессе подготовки (заполнения) анкет.
В соответствии с Положением, окончательное решении о включении в состав официальных экспертов Технологической платформы принимает Правление Ассоциации.
∗ ∗ ∗
Подробная информация о результатах экспертизы проектов Технологической платформы представлена в разделе сайта «Внутренние документы Ассоциации» (доступен только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации).
ДАННЫЕ ОБ ЭКСПЕРТАХ
И РАБОТЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА
вход только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации (экспертов)
и членов органов управления Платформы
|