Главная страница / Аналитический центр / Комитет по стратегическому планированию и приоритетным проектам / Новые технологии и перспективные направления / Развитие аэростатических летательных аппаратов
Развитие аэростатических летательных аппаратов
Тематика развития аэростатических летательных аппаратов давно присутствует в деятельности Технологической платформы. Несмотря на то, что от заинтересованных организаций и экспертов в адрес аппарата Ассоциации периодически поступают различные инициативы, прежде всего, в отношении федеральных и региональных органов исполнительной власти, положительной динамики в развитии данного направления, к сожалению, пока не наблюдается, а перспективы практической реализации проектов создания и применения конкретных аппаратов остаются неопределенными.
По разным причинам (объективным и субъективным) после наивысшего расцвета данного сегмента, достигнутого в 1920-1930-х годах, когда были построены и эксплуатировались гигантские пассажирские и транспортные дирижабли (LZ-6 - LZ-17 типа «Цеппелин», LZ-120, LZ-126, LZ-127 «Graf Zeppelin», LZ-129 «Hindenburg», LZ-130 «Zeppelin-II», Германия; R-100, R-101, Великобритания; Acron, Macon, США; N-1, N-2, Mr, N-4, Италия; СССР В-5, СССР В-6, СССР В-7, СССР В-8, ДП-5, Советский Союз; N-3, Япония), в последующие годы развитие дирижаблей и других аэростатических ЛА носило точечный характер.
В настоящее время в мире эксплуатируется не более 50 коммерческих дирижаблей (поставки носят единичный характер, поэтому оценку рынка проводить не имеет смысла), которые применяются в рекламных целях, для аэрофотосъемки, телекоммуникаций, туристических полетов. Основными разработчиками и производителями являются компании: «Airships Industries», ATG (Великобритания), WDL, «Zeppelin Luftschifftechnik» (Германия), «Goodyear», «Westighouse Airships», ABC, Aeros (США), АО «ДКБА», «Аэростатика», «Воздухоплавательный центр «Авгуръ», Московский авиационный институт (Россия).
В предыдущие годы Технологическая платформа организовала и провела ряд специальных экспертно-аналитических мероприятий по тематике аэростатических летательных аппаратов; а наши представители участвовали в нескольких мероприятиях, где рассматривались и обсуждались вопросы планирования работ в данной области. Среди данных мероприятий следует отметить:
- Совещание экспертной группы Совета по приоритету научно-технологического развития «Связанность территории Российской Федерации» в Постоянном представительстве Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации (4 октября 2019 г.)
В рамках данного мероприятия рассматривались предложения по формированию комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла «Платформенные решения для комплексного освоения территорий». В числе представленных докладов был заслушан доклад «Об организации проектирования и производства аэростатических летательных аппаратов и инфраструктуры для их эксплуатации и обслуживания» (основной докладчик – Кириллин А.Н., генеральный директор, главный конструктор научно-производственной фирмы «Аэростатика»; содокладчик – Гомберг А.А., научный сотрудник кафедры 105 НИЦ «Аэротехника» Московского авиационного института); - Посещение АО «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» и рабочая встреча - совещание с сотрудниками Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации (12 февраля 2019 г.)
На совещании были рассмотрены вопросы организации взаимодействия в целях разработки и применения дирижаблей на территории Республики Саха (Якутия). Руководство и сотрудники АО «ДКБА» ознакомили гостей с компетенциями предприятия в области аэростатических летательных аппаратов; - Рабочая встреча - совещание с Главой Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации А.С. Федотовым (30 января 2019 г.)
На совещании были рассмотрены вопросы разработки и применения дирижаблей для решения транспортных и других задач на территории Республики Саха (Якутия); - Заседание Правления Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» (19 декабря 2018 г.)
В рамках заседания был поднят вопрос о создании в рамках деятельности Технологической платформы рабочей группы по развитию аэростатических летательных аппаратов. По итогам обсуждения были приняты следующие решения инициаторам создания рабочей группы было предложено представить обоснование необходимости создания рабочей группы и предложения по ее персональному составу для рассмотрения на очередном заседании Правления Ассоциации; - Совещание организаций - разработчиков аэростатических летательных аппаратов (АО «ДКБА»; 4 октября 2018 г.)
На совещании были рассмотрены вопросы организации дальнейшего развития данного направления, в т.ч. в рамках деятельности Технологической платформы; - Рабочее совещание (слушания) по рассмотрению предложений по формированию тематики прикладных научных исследований в области создания (развития) аэростатических летательных аппаратов (14 марта 2014 г.)
Данное мероприятие было организовано Технологической платформой в рамках участия в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы». На совещании присутствовали ведущие российские ученые и специалисты в области дирижабельной техники, эксперты Технологической платформы и Министерства образования и науки Российской Федерации. Подробнее о данном мероприятии можно ознакомиться в публикации;
ПУБЛИКАЦИЯ |
- Экспертно-аналитическое мероприятие (слушания) Технологической платформы на тему «Перспективные технологии дирижаблестроения, а также других ЛА, использующих аэростатические принципы воздухоплавания» (6 сентября 2012 г.)
Данное мероприятие проходило в форме открытых (публичных) слушаний, на которых рассматривались перспективные направления и планы работ по созданию научно-технического задела в сфере авиастроения и авиационной деятельности, в том числе в целях разработки и формирования Национального плана развития науки и технологий в авиастроении (подробнее – см. в разделе «Коммуникационная площадка»). На слушаниях присутствовали практически все ведущие российские разработчики и специалисты в области аэростатических летательных аппаратов; были заслушаны следующие доклады и проведена их последующая экспертиза:
- «Инновационная транспортная технология для отдаленных регионов и территорий со слабо развитой, или отсутствующей инфраструктурой на основе аэростатических летательных аппаратов нового типа» (Талесников М.В., коммерческий директор ЗАО «Воздухоплавательный Центр «Авгуръ»);
- «Разработка промышленной технологии создания грузового дирижабля-газовоза для транспортировки сжиженных природного, углеводородного и компримированного природного газов в интересах решения задач стратегического развития топливно-энергетического комплекса России» (Вопшин Ю.Г., заместитель генерального директора по научной работе – начальник конструкторского бюро ОАО «ДКБА»; содокладчики – «Виды газового топлива и типы двигателей для дирижаблей», Осипов И.В., Разносчиков В.В., ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
- «Разработка технологии создания аэростатических летательных аппаратов линзообразной формы» (Филимонов М.В., инженер-конструктор научно-исследовательского отдела ОАО «ДКБА»);
- «Исследование и разработка технологии балластировки аэростатических летательных аппаратов различного назначения» (Артемова М.О., инженер-конструктор отдела комплексного проектирования ОАО «ДКБА»);
- «Модернизация элементов системы управления избыточным давлением аэростатических летательных аппаратов» (Шалимова И.В., начальник отдела комплексного проектирования ОАО «ДКБА»);
- «Разработка пленочных материалов с улучшенными характеристиками и технология создания оболочек для долгодрейфующих аэростатов» (Стырова Л.С., заместитель главного конструктора по авиационной тематике ОАО «ДКБА»);
- «Исследование вопросов развития ветряных электрогенерирующих установок (ВЭУ) на основе привязного аэростата» (Долгодворов А.С., ведущий инженер научно-исследовательского отдела ОАО «ДКБА»);
- «Комплексные теоретические, проектные и экспериментальные исследования, направленные на формирование технического облика, определение основных технических параметров системы управления и навигационного комплекса перспективного беспилотного дирижабля, а также гибридных ЛА, использующих аэростатические принципы воздухоплавания» (Медведев М.Ю., профессор Южного Федерального университета);
- «Воздухоплавательные аппараты с термобаластированием» (Лятс К.Г., «Локомоскай»);
- «Взрывобезопасный водород для аэростатических летательных аппаратов» (Прокопенко В.М., Институт макрокинетики и материаловедения РАН);
- «Разработка и создание производства нового поколения полимерных пленочных материалов с токопроводящими и антистатическими свойствами на базе наносистем для воздухоплавательной техники, разработка и создание технологии производства отечественных полиуретановых пленочных материалов с высокой атмосферостойкостью для воздухоплавательной техники» (Иваненко Т.И., заместитель директора по науке – зав. отдела № 8 МИПП НПО «Пластик»);
- «О проектах по дирижабельной технике компании ЗАО «Аэростатика» (Кирилин А.Н., генеральный директор ЗАО «Аэростатика»);
- «Гибридный аэростат «Колибри», воздушное судно с аэростатической разгрузкой «Аэрояхта «Гелиос» (Дёмин В.Ю., главный конструктор ОСКЭС МАИ);
С результатами экспертного рассмотрения (оценки) проектов и направлений работ, представленных на слушаниях, можно ознакомиться в размещенном ниже документе.
ПРОЕКТЫ (ОЦЕНКА) |
Кроме того, Технологической платформой были поддержаны и получили государственное финансирование 2 проекта, связанные с созданием и развитием технологий в области аэростатических летательных аппаратов:
- «Исследования и разработка критических технологий, необходимых для создания дирижаблей нового поколения с высокой энергетической, экологической и экономической эффективностью» (основной исполнитель – ЗАО «Аэростатика», сроки выполнения работ – 2014 г.);
- «Проектирование, разработка конструкции и изготовление демонстратора гибридного аэростатического летательного аппарата нового типа (ГАЛАНТ)» (основной исполнитель – ООО «ПРО-Авиа», сроки выполнения работ – 2014 г.).
В 2019 году эксперты Технологической платформы приняли участие в экспертизе (оценке) проекта ‒ «Разработка технико-экономического облика размерного ряда транспортных дирижаблей нового поколения грузоподъемностью от 10 до 200 тонн» (заявитель – ФГУП «ГосНИИАС»), предложенного к реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».
В текущей редакции Стратегической программы исследований и разработок ТП «АМиАТ» в качестве прогноза развития технологий в сфере деятельности Технологической платформы рассматриваются следующие направления в области аэростатических ЛА:
- разработка (создание) дирижаблей транспортного назначения различной размерности для решения широкого круга народнохозяйственных задач;
- разработка (создание) стратодирижаблей, предназначенных для длительного полета на больших высотах (15-20 км) и использования в качестве аэростатических платформ - носителей телекоммуникационного и другого целевого оборудования.
В число направлений исследований и разработок, рассматриваемых в качестве наиболее перспективных для развития в рамках Технологической платформы, включены следующие направления (проекты), связанные с развитием аэростатических ЛА:
1) Формирование облика и системная интеграция технологий, обеспечивающих создание перспективных аэростатических летательных аппаратов (дирижабли, аэростаты, ЛА с аэростатической разгрузкой);
Основными задачами (ожидаемыми результатами) проекта являются:
- Формирование технологического базиса и перечня ключевых технологий наиболее эффективных концепций перспективных аэростатических ЛА;
- Расчетно-экспериментальное обоснование достижения необходимых показателей конкурентоспособности;
- Разработка (создание) демонстраторов ключевых технологий наиболее эффективных концепций перспективных аэростатических ЛА;
- Подготовка материалов в обеспечение проведения ОКР по разработке перспективных аэростатических ЛА, включая руководящую документацию (рекомендации) для конструкторов, утвержденную (согласованную) разработчиками ВС.
Основные участники проекта: АО «ДКБА», ЗАО «Аэростатика», ФГУП «ЦАГИ», МАИ, научные, проектные и производственные организации и коллективы.
Сроки реализации проекта: 2020-2025 гг.
2) Разработка конструктивно-силовых схем, конструкций и технологий производства основных элементов планера перспективных аэростатических летательных аппаратов, в том числе с использованием полимерных композиционных материалов, обеспечивающих улучшенные летно-технические, экономические и эксплуатационные характеристики;
Основными задачами (ожидаемыми результатами) проекта являются:
- Формирование технологического базиса и перечня ключевых технологий наиболее эффективных концепций конструктивно-силовых схем, конструкций и технологий производства основных элементов планера перспективных аэростатических летательных аппаратов;
- Расчетно-экспериментальное обоснование достижения необходимых показателей конкурентоспособности;
- Разработка (создание) демонстраторов технологий наиболее эффективных концепций конструктивно-силовых схем, конструкций и технологий производства основных элементов планера перспективных аэростатических летательных аппаратов.
Основные участники проекта: научные, проектные и производственные организации и коллективы.
Сроки реализации проекта: 2020-2025 гг.
Учитывая отсутствие в настоящее время реально функционирующего рынка транспортных дирижаблей и других аэростатических летательных аппаратов (за исключением небольшого количества АЛА, применяемых в рекламных целях, для аэрофотосъемки, телекоммуникаций, туристических полетов – см. выше в данном разделе) и наличие серьезных технических рисков, разработку критических технологий и реализацию коммерческих проектов создания и применения дирижаблей для решения транспортных и других задач невозможно осуществить только за счет средств инвесторов. На наш взгляд, эффективная реализация данных проектов может быть осуществлена в режиме частно-государственного партнерства, когда потенциальные заказчики, разработчики (производители) и операторы данных ЛА (систем) смогут обеспечить максимально точную постановку задач для необходимых НИОКР, а также реальный контроль (экспертизу) результатов их выполнения; а федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие реализацию соответствующих программ поддержки перспективных исследований и разработок, смогут обеспечить необходимое финансирование (софинансирование) данных работ.
В настоящее время в целях формирования комплексных научно-технологических проектов, предлагаемых к реализации в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности», в числе приоритетных проектов рассматривается проект НИР «Аэростатические летательные аппараты», инициатором формирования котором выступило АО «ДКБА» (подробнее – см. в Разделе «Формирование приоритетных комплексных проектов»).
Предлагаем заинтересованным организациям и экспертам принять участие в доработке и согласовании данного комплексного проекта.
Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).