Бесплатные шаблоны Joomla

Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Рабочие группы и консорциумы / Двигателестроение для малой авиации / Начало официальной деятельности РГ

 

Начало официальной деятельности РГ

19 декабря 2018 г. Состоялось расширенное заседание Правления Ассоциации, на котором в качестве одного из вопросов повестки дня был рассмотрен вопрос о начале деятельности Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации.

Основную информацию по данному вопросу представил А.А. Ким.

Основные тезисы выступления:

Одним из важнейших направлений и результатов работы Платформы в 2018 году, которое фактически стало первым примером эффективной организации проектной работы, стала деятельность Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации, созданной в конце 2017 года.

Вопрос о создании специальной рабочей группы, занимающейся вопросами авиационного двигателестроения в области малой и региональной авиации, неоднократно поднимался организациями - участниками и экспертами Технологической платформы, в т.ч. в рамках деятельности Рабочей группы, действующей в сфере малой и региональной авиации.

Аппаратом Ассоциации и заинтересованными организациями регулярно осуществляется мониторинг состояния работ в данной сфере, ряд проектов получили поддержку ТП в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Активная позиция данных организаций и экспертов привела к проведению в 2017 году Технологической платформой совместно с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Научно-технической конференции «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации», на которой было представлено большое количество проектов в области авиационного двигателестроения соответствующей размерности, рассмотрены вопросы развития рынка и механизмы дальнейшей организации работ.

Одним из важнейших результатов Конференции стала инициатива по созданию Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации. Предварительный состав Рабочей группы был сформирован исходя из общих принципов функционирования Технологической платформы, установленных в Уставе Ассоциации и предусматривающих равное (пропорциональное) представительство науки и промышленности, на основании предложений организаций - участников Технологической платформы.

Ключевой задачей Рабочей группы является организация и координация работ по развитию авиационного двигателестроения в области малой и региональной авиации в нашей стране.

Первое заседание Рабочей группы состоялось 26 декабря 2017 г. На данный момент Рабочей группой подготовлены и согласованы 2 проекта ТЗ:

  • НИР «Формирование оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации» (шифр «Двигатели - МРА»; предполагаемый заказчик – Минпромторг России);
  • Разработка Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации (предполагаемые заказчики – компании и организации, заинтересованные в развитии данного сегмента).

Также, в 2018 году (после участия в Международном форуме двигателестроения МФД-2018) в рамках деятельности Рабочей группы ведущими экспертами Платформы был проведен анализ материалов, представленных на заседании секции «Поршневые двигатели», включая подготовку соответствующих оценок (рецензий) и рекомендаций.

Кроме того, в течение года постоянно велась активная организационная работа и подготовка к выполнению запланированных работ.

Одним из важных результатов деятельности Ассоциации в 2018 году стало участие в выполнении НИР «Адаптация». Договор на выполнение НИР «Адаптация-Ассоциация», заключенный с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», стал первым коммерческим договором Ассоциации.

К сожалению, срок выполнения НИР был предельно ограничен (срок сдачи Отчета – 15 ноября 2018 г.): фактически работа выполнялась (с учетом планирования и организации работ) – в течение всего около 3-х месяцев (с сентября по ноябрь 2018 г.). Тем не менее, за данный период удалось выполнить основные задачи, сформулированные в Техническом задании, и успешно сдать работу Заказчику.

В числе одного из важных общеорганизационных аспектов хотелось бы отметить низкую активность российских разработчиков ЛА и их сильную ориентированность на имеющиеся на рынке готовые продукты, что дополнительно подтверждает необходимость одновременно с работами по созданию перспективных двигателей на базе имеющегося научно-технического и технологического задела в максимально короткие сроки наладить серийное производство какого-либо двигателя и постоянно вести работы по его совершенствованию (модернизации).

Основной методологической проблемой при выполнении НИР стала необходимость согласования между собой позиций различных экспертов (специалистов), представляющих различные предприятия (организации), а также научные школы и направления. Данная проблема особенно актуальна при выполнении исследовательских проектов, находящихся на ранних стадиях технологической готовности, и оценке их результатов. В рамках выполненной НИР удалось наработать определенный опыт оценки и согласования позиций по ключевым технологическим вопросам. Основными направлениями повышения эффективности и обоснованности результатов подобных проектов, на наш взгляд, являются: 1) охват максимально широкого круга экспертов (специалистов), привлекаемых к выполнению НИР; 2) подробное, объективное и максимально открытое изучение (анализ) и обобщение уровня и результатов ранее выполненных исследований и разработок (имеющегося научно-технического и технологического задела); 3) проведение специальных экспериментальных исследований (испытаний) с целью объективного (независимого) подтверждения (определения) заявленных технических, экономических и эксплуатационных характеристик авиационной техники.

Основной целью НИР являлся выбор и обоснование линейки авиационных поршневых двигателей, в т.ч. классе мощности 200-600 л.с., для производства и эксплуатации в Российской Федерации и в мире на перспективных ЛА в ближайшие 30 лет; формирование перечня конструктивно-технологических решений в обеспечение создания перспективных авиационных поршневых двигателей, конкурентоспособных на российском и мировом рынках.

В качестве наиболее важных организационных и методических аспектов выполненной НИР можно отметить:

  • К участию в выполнении НИР были приглашены все члены Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации, а также ведущие эксперты отрасли. Всего в выполнении НИР приняли участие 27 специалистов, большинство их которых являются членами Рабочей группы.
  • Работа состояла из 2-х основных блоков: 1) Изучение и обобщение технических и эксплуатационных требований к авиационным поршневым двигателям, со стороны разработчиков, производителей ЛА (основные участники – разработчики и производители ЛА); 2) Формирование перечня основных конструктивно-технологических решений в обеспечение создания перспективных авиационных поршневых двигателей (основные участники – специалисты в области авиационных поршневых двигателей).
  • В работе учтены требования к перспективным АПД со стороны 17 компаний - разработчиков (производителей) ЛА (запросы были направлены в адрес 23 организаций). От экспертов было получено около 80 рабочих документов (материалов), использованных при выполнении НИР. Регулярно проводился обмен и обсуждение материалов, предлагаемых к включению в Отчет.
  • Общий объем Отчета по результатам выполнения НИР составил около 500 л.
  • В настоящее время исполнителями работ проводятся консультации по систематизации и обобщению результатов выполненной НИР и подготовке консолидированных предложений по дальнейшему развитию авиационного поршневого двигателестроения в Российской Федерации. Также, планируется представление и обсуждение основных результатов выполненной НИР членам Рабочей группы и органам управления Ассоциации, с учетом требований Заказчика и имеющихся договорных ограничений.

Результаты данной работы могут стать важным элементом предлагаемой к выполнению НИР по формированию оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации и разработки Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

Кроме того, состоялось обсуждение предлагаемого к утверждению состава Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации.

В обсуждении вопроса приняли участие члены Правления и приглашенные специалисты. Так, Заместитель Генерального директора по науке ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» А.И. Ланшин предложил определить границы размерностей двигателей, рассматриваемых в рамках деятельности Рабочей группы. Начальник отдела авиационных поршневых двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Л.А. Финкельберг предложил ограничить численный состав Рабочей группы.

При подготовке к заседанию в качестве руководителя Рабочей группы вместо ранее предложенной кандидатуры В.Ю. Тарады (в связи с его переходом на другую работу и изменением текущего функционала) была предложена кандидатура представителя АО «Вертолеты России» – руководителя проектов М.В. Мызина. Непосредственно на заседании участниками заседания была предложена альтернативная кандидатура – Заместителя Генерального директора по инновациям ООО «ОКБМ» В.В. Кузина. Оба кандидата выступили с краткими сообщениями, представив свое вѝдение предстоящей деятельности Рабочей группы и, в целом, развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации. При этом, М.В. Мызин акцентировал внимание на технических аспектах создаваемых двигателей и необходимости развития инновационных технологий; а В.В. Кузин – на общеорганизационных аспектах и важности взаимодействия с разработчиками летательных аппаратов, а также удовлетворения рыночных требований. По итогам голосования с перевесом в 1 голос победил В.В. Кузин.

По итогам голосования Правлением Ассоциации были приняты следующие решения:

1) Принять к сведению информацию об основных мероприятиях и результатах деятельности Технологической платформы в области авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в 2018 году, общей стратегии и основных направлениях дальнейших работ (с учетом предложений и рекомендаций членов Правления);

2) Утвердить состав Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации (всего – 36 чел.; представлен в разделе «Состав Рабочей группы»);

3) Утвердить руководящий состав Рабочей группы:

  • Руководитель Рабочей группы – В.В. Кузин;
  • Заместитель Руководителя Рабочей группы – О.А. Смоляков;
  • секретарь Рабочей группы – А.Н. Костюченков;

4) Руководству Рабочей группы представить План мероприятий Рабочей группы для рассмотрения на ближайшем заседании Правления Ассоциации.