Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Рабочие группы и консорциумы / Двигателестроение для малой авиации / Начало официальной деятельности РГ

 

Начало официальной деятельности РГ

22 апреля 2019 г. Уважаемые коллеги! Сообщаем вам о том, что избранный на заседании Правления Ассоциации 19 декабря 2018 г. руководителем Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации – Заместитель Генерального директора по инновациям ООО «ОКБМ» В.В. Кузин взял самоотвод в связи со сменой места работы. Исполняющим обязанности руководителя Группы в настоящее время является заместитель руководителя Рабочей группы – начальник отдела ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» О.А. Смоляков.

Решение об утверждении новой кандидатуры руководителя Рабочей группы будет приниматься на ближайшем (закрытом) заседании Правления Ассоциации.

Также, напоминаем членам Рабочей группы (участникам НИР «Адаптация-Ассоциация»), что секретариат ждет ваших предложений по уточнению формулировок выводов и рекомендаций по результатам выполнения НИР (в соответствии с письмом от 17 апреля 2019 г.) для планирования дальнейших работ по созданию и развитию авиационных поршневых двигателей в Российской Федерации.


19 декабря 2018 г. Состоялось расширенное заседание Правления Ассоциации, на котором в качестве одного из вопросов повестки дня был рассмотрен вопрос о начале деятельности Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации.

Основную информацию по данному вопросу представил А.А. Ким.

Основные тезисы выступления:

Одним из важнейших направлений и результатов работы Платформы в 2018 году, которое фактически стало первым примером эффективной организации проектной работы, стала деятельность Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации, созданной в конце 2017 года.

Вопрос о создании специальной рабочей группы, занимающейся вопросами авиационного двигателестроения в области малой и региональной авиации, неоднократно поднимался организациями - участниками и экспертами Технологической платформы, в т.ч. в рамках деятельности Рабочей группы, действующей в сфере малой и региональной авиации.

Аппаратом Ассоциации и заинтересованными организациями регулярно осуществляется мониторинг состояния работ в данной сфере, ряд проектов получили поддержку ТП в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Активная позиция данных организаций и экспертов привела к проведению в 2017 году Технологической платформой совместно с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Научно-технической конференции «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации», на которой было представлено большое количество проектов в области авиационного двигателестроения соответствующей размерности, рассмотрены вопросы развития рынка и механизмы дальнейшей организации работ.

Одним из важнейших результатов Конференции стала инициатива по созданию Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации. Предварительный состав Рабочей группы был сформирован исходя из общих принципов функционирования Технологической платформы, установленных в Уставе Ассоциации и предусматривающих равное (пропорциональное) представительство науки и промышленности, на основании предложений организаций - участников Технологической платформы.

Ключевой задачей Рабочей группы является организация и координация работ по развитию авиационного двигателестроения в области малой и региональной авиации в нашей стране.

Первое заседание Рабочей группы состоялось 26 декабря 2017 г. На данный момент Рабочей группой подготовлены и согласованы 2 проекта ТЗ:

  • НИР «Формирование оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации» (шифр «Двигатели - МРА»; предполагаемый заказчик – Минпромторг России);
  • Разработка Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации (предполагаемые заказчики – компании и организации, заинтересованные в развитии данного сегмента).

Также, в 2018 году (после участия в Международном форуме двигателестроения МФД-2018) в рамках деятельности Рабочей группы ведущими экспертами Платформы был проведен анализ материалов, представленных на заседании секции «Поршневые двигатели», включая подготовку соответствующих оценок (рецензий) и рекомендаций.

Кроме того, в течение года постоянно велась активная организационная работа и подготовка к выполнению запланированных работ.

Одним из важных результатов деятельности Ассоциации в 2018 году стало участие в выполнении НИР «Адаптация». Договор на выполнение НИР «Адаптация-Ассоциация», заключенный с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», стал первым коммерческим договором Ассоциации.

К сожалению, срок выполнения НИР был предельно ограничен (срок сдачи Отчета – 15 ноября 2018 г.): фактически работа выполнялась (с учетом планирования и организации работ) – в течение всего около 3-х месяцев (с сентября по ноябрь 2018 г.). Тем не менее, за данный период удалось выполнить основные задачи, сформулированные в Техническом задании, и успешно сдать работу Заказчику.

В числе одного из важных общеорганизационных аспектов хотелось бы отметить низкую активность российских разработчиков ЛА и их сильную ориентированность на имеющиеся на рынке готовые продукты, что дополнительно подтверждает необходимость одновременно с работами по созданию перспективных двигателей на базе имеющегося научно-технического и технологического задела в максимально короткие сроки наладить серийное производство какого-либо двигателя и постоянно вести работы по его совершенствованию (модернизации).

Основной методологической проблемой при выполнении НИР стала необходимость согласования между собой позиций различных экспертов (специалистов), представляющих различные предприятия (организации), а также научные школы и направления. Данная проблема особенно актуальна при выполнении исследовательских проектов, находящихся на ранних стадиях технологической готовности, и оценке их результатов. В рамках выполненной НИР удалось наработать определенный опыт оценки и согласования позиций по ключевым технологическим вопросам. Основными направлениями повышения эффективности и обоснованности результатов подобных проектов, на наш взгляд, являются: 1) охват максимально широкого круга экспертов (специалистов), привлекаемых к выполнению НИР; 2) подробное, объективное и максимально открытое изучение (анализ) и обобщение уровня и результатов ранее выполненных исследований и разработок (имеющегося научно-технического и технологического задела); 3) проведение специальных экспериментальных исследований (испытаний) с целью объективного (независимого) подтверждения (определения) заявленных технических, экономических и эксплуатационных характеристик авиационной техники.

Основной целью НИР являлся выбор и обоснование линейки авиационных поршневых двигателей, в т.ч. классе мощности 200-600 л.с., для производства и эксплуатации в Российской Федерации и в мире на перспективных ЛА в ближайшие 30 лет; формирование перечня конструктивно-технологических решений в обеспечение создания перспективных авиационных поршневых двигателей, конкурентоспособных на российском и мировом рынках.

В качестве наиболее важных организационных и методических аспектов выполненной НИР можно отметить:

  • К участию в выполнении НИР были приглашены все члены Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации, а также ведущие эксперты отрасли. Всего в выполнении НИР приняли участие 27 специалистов, большинство их которых являются членами Рабочей группы.
  • Работа состояла из 2-х основных блоков: 1) Изучение и обобщение технических и эксплуатационных требований к авиационным поршневым двигателям, со стороны разработчиков, производителей ЛА (основные участники – разработчики и производители ЛА); 2) Формирование перечня основных конструктивно-технологических решений в обеспечение создания перспективных авиационных поршневых двигателей (основные участники – специалисты в области авиационных поршневых двигателей).
  • В работе учтены требования к перспективным АПД со стороны 17 компаний - разработчиков (производителей) ЛА (запросы были направлены в адрес 23 организаций). От экспертов было получено около 80 рабочих документов (материалов), использованных при выполнении НИР. Регулярно проводился обмен и обсуждение материалов, предлагаемых к включению в Отчет.
  • Общий объем Отчета по результатам выполнения НИР составил около 500 л.
  • В настоящее время исполнителями работ проводятся консультации по систематизации и обобщению результатов выполненной НИР и подготовке консолидированных предложений по дальнейшему развитию авиационного поршневого двигателестроения в Российской Федерации. Также, планируется представление и обсуждение основных результатов выполненной НИР членам Рабочей группы и органам управления Ассоциации, с учетом требований Заказчика и имеющихся договорных ограничений.

Результаты данной работы могут стать важным элементом предлагаемой к выполнению НИР по формированию оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации и разработки Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

Кроме того, состоялось обсуждение предлагаемого к утверждению состава Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации.

В обсуждении вопроса приняли участие члены Правления и приглашенные специалисты. Так, Заместитель Генерального директора по науке ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» А.И. Ланшин предложил определить границы размерностей двигателей, рассматриваемых в рамках деятельности Рабочей группы. Начальник отдела авиационных поршневых двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Л.А. Финкельберг предложил ограничить численный состав Рабочей группы.

При подготовке к заседанию в качестве руководителя Рабочей группы вместо ранее предложенной кандидатуры В.Ю. Тарады (в связи с его переходом на другую работу и изменением текущего функционала) была предложена кандидатура представителя АО «Вертолеты России» – руководителя проектов М.В. Мызина. Непосредственно на заседании участниками заседания была предложена альтернативная кандидатура – Заместителя Генерального директора по инновациям ООО «ОКБМ» В.В. Кузина. Оба кандидата выступили с краткими сообщениями, представив свое вѝдение предстоящей деятельности Рабочей группы и, в целом, развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации. При этом, М.В. Мызин акцентировал внимание на технических аспектах создаваемых двигателей и необходимости развития инновационных технологий; а В.В. Кузин – на общеорганизационных аспектах и важности взаимодействия с разработчиками летательных аппаратов, а также удовлетворения рыночных требований. По итогам голосования с перевесом в 1 голос победил В.В. Кузин.

По итогам голосования Правлением Ассоциации были приняты следующие решения:

1) Принять к сведению информацию об основных мероприятиях и результатах деятельности Технологической платформы в области авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в 2018 году, общей стратегии и основных направлениях дальнейших работ (с учетом предложений и рекомендаций членов Правления);

2) Утвердить состав Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации (всего – 36 чел.; представлен в разделе «Состав Рабочей группы»);

3) Утвердить руководящий состав Рабочей группы:

  • Руководитель Рабочей группы – В.В. Кузин;
  • Заместитель Руководителя Рабочей группы – О.А. Смоляков;
  • секретарь Рабочей группы – А.Н. Костюченков;

4) Руководству Рабочей группы представить План мероприятий Рабочей группы для рассмотрения на ближайшем заседании Правления Ассоциации.