Joomla шаблоны бесплатно http://joomla3x.ru

Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Мониторинг реализации проектов

 

Мониторинг реализации проектов

Экспертиза (мониторинг) результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», проводится ежегодно, начиная с 2014 года.

Данная деятельность, осуществляемая как в форме очных экспертно-аналитических мероприятий, так и в заочной форме путем рассмотрения (оценки) экспертами Платформы материалов, полученных от исполнителей проектов, является важным элементом (этапом) организации экспертной и проектной работы Платформы.

В рамках ежегодного мониторинга (экспертного сопровождения) реализации поддержанных проектов и отработки практических механизмов организации экспертной и проектной работы, 15 и 22 декабря 2017 г. Технологической платформой были организованы и проведены 2 экспертно-аналитических мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов.

Подробнее

Далее представлена основная информация о результатах мониторинга данных проектов, с указанием основных параметров их развития (реализации): объем финансирования; исполнители; поставленные задачи; полученные результаты; оценки экспертов; а также презентации докладов (материалов), авторы которых дали согласие на их публикацию.

Проекты, поддержанные Технологической платформой и выполняемые в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»:

Проект «Создание технологии высокоскоростного изготовления деталей и компонентов авиационных двигателей методами гетерофазной порошковой металлургии» является одним из наиболее крупных проектов, поддержанных Технологической платформой и реализованных в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Проект выполнялся в рамках мероприятия 1.4 в 2014-2016 гг. Общий объем финансирования проекта составил 219,4 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 109,7 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 109,7 млн. рублей.

Основным исполнителем проекта являлся ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»; соисполнителями – ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»; в качестве индустриального партнера выступало ПАО «Кузнецов» (входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»). Руководитель проекта – профессор СПбПУ Г.А. Туричин; ответственный представитель индустриального партнера – главный сварщик ПАО «Кузнецов» Е.Ю. Щедрин.

В качестве основных целей проекта были установлены:

  • Исследование гетерофазных металлургических процессов, протекающих при прямом лазерном выращивании изделий из порошковых металлических материалов;
  • Разработка технологии прямого лазерного выращивания изделий из порошковых металлических материалов и оборудования для ее реализации, позволяющих многократно повысить скорость изготовления изделий из жаропрочных сплавов.

Согласно информации, представленной основным исполнителем, по результатам выполнения проекта были достигнуты следующие основные результаты:

  • Разработана и изготовлена лабораторная технологическая установка лазерного выращивания (УТЛВ), предназначенной для отработки технологии лазерного выращивания из порошковых сплавов изделий, эксплуатируемых при температурах до 650ºС;
  • Разработан предварительный проект технологии прямого лазерного выращивания (ТЛВ) из жаропрочных порошковых сплавов на основе никеля кольца наружного 4 ступени (36.470.002-1) и корпуса выходного (16.490.100) двигателя НК-36СТ;
  • Изготовлены экспериментальные образцы кольца наружного 4 ступени (36.470.002-1) и корпуса выходного (16.490.100) двигателя НК-36СТ.

В основе разработанной технологии прямого лазерного выращивания лежат следующие физические процессы:

  • газодинамические процессы переноса порошка в газовой струе;
  • нагрев и плавление частиц порошка лазерным излучением;
  • тепловые процессы в зоне роста;
  • кристаллизация расплава и формирование поверхности изделия;
  • формирование микроструктуры изделия.

В качестве основных свойств технологии прямого лазерного выращивания, реализованных в рамках проекта и способных обеспечить ее конкурентные преимущества, можно выделить следующие:

  • производительность – не менее 45 куб. мм/с;
  • используемые материалы – сплавы на основе железа, никеля, кобальта и др. труднообрабатываемых материалов;
  • возможность получения изделий с градиентными свойствами;
  • снижение материалоемкости производства.

Разработанная в рамках проекта технологическая установка прямого лазерного выращивания имеет следующие основные технические характеристики:

  • размер рабочей зоны – не менее 2 000 х 2 000 х 800 мм;
  • количество координат – не менее 5;
  • контролируемая рабочая атмосфера.

Основными конкурентными преимуществами разработки являются:

  • размер рабочей зоны увеличен в 1,5 раза по сравнению с зарубежными аналогами;
  • производительность в 3-5 раз выше традиционных технологий и более чем в 10 раз выше SLM-технологий;
  • возможность масштабирования установки под задачи заказчика;
  • управляемое оплавление порошка и реализация принципов гетерофазной порошковой металлургии;
  • металлические свойства – на уровне металлопроката;
  • отсутствие необходимости в последующем газостатическом прессовании;
  • контроль и адаптивное управление.

Согласно имеющейся информации, в рамках дальнейшего развития проекта с целью внедрения (коммерциализации) полученных результатов в настоящее время создается опытный участок прямого лазерного выращивания на ПАО «Кузнецов» с передачей УТЛВ. Ввод в эксплуатацию УТЛВ запланирован на I квартал 2018 года. Кроме того, на основе полученных результатов ПНИЭР проводятся НИОКР в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» (заказчик – ПАО «ОДК-УМПО»).

Гетерофазная порошковая металлургия (Г.А. Туричин)

 

Проект «Разработка комплекса технологий ремонта и восстановления функциональных характеристик ответственных деталей газотурбинных двигателей и энергетических установок» выполнялся в рамках мероприятия 1.3, начиная с 2015 года. Проект находится в стадии завершения.

Общий объем финансирования проекта составляет 68,0 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 34,0 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 34,0 млн. рублей.

Основным исполнителем проекта является ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», индустриальным партнером – ПАО «Металлист-Самара». Руководитель проекта – профессор кафедры автоматических систем энергетических установок Самарского университета – С.П. Мурзин, ответственный представитель индустриального партнера – Д.Г. Федорченко.

В качестве основной цели проекта было установлено – решение конкретных научных проблем для разработки комплексной технологии ремонта и восстановления функциональных характеристик деталей газотурбинных двигателей и энергетических установок с использованием методов лазерной обработки, обеспечивающих повышение эксплуатационных свойств деталей.

При обсуждении (оценке)  проекта было задано большое количество уточняющих вопросов, касающихся, как сути разработанной (развиваемой) технологии (включая ее сравнение/сопоставление с альтернативными направлениями), так и возможностей ее дальнейшего внедрения (использования) в авиастроении и смежных отраслях.

По данным основного исполнителя, в результате выполнения проекта разработаны технические требования и предложения по ремонту и восстановлению функциональных характеристик деталей газотурбинных двигателей и энергетических установок с учетом технологических возможностей и особенностей индустриального партнера; разработан проект технического задания на проведение опытно-технологических работ по теме «Разработка технологии ремонта и восстановления функциональных характеристик деталей газотурбинных двигателей и энергетических установок».

Согласно предоставленной информации, разработанные после проведения опытно-технологических работ новые технологии ремонта и производства деталей, узлов и агрегатов транспортных систем найдут применение при изготовлении изделий на предприятиях авиастроения, двигателестроения, автомобилестроения, машиностроения и других отраслей промышленности и в перспективе будут способствовать импортозамещению.

Технологии ремонта ГТД (М.А. Болотов)

 

Проект «Исследования и разработка критических технологий, необходимых для создания дирижаблей нового поколения с высокой энергетической, экологической и экономической эффективностью». Проект выполнялся в рамках мероприятия 1.2 в 2014 году.

Общий объем финансирования проекта составил 7,4 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 3,9 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 3,5 млн. рублей.

Основным исполнителем проекта являлось ЗАО «Аэростатика», соисполнителем – ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)».

Основные задачи (ожидаемые/фактические результаты) проекта:

  1. Разработка новых конструкторско-технологических решений по изготовлению из полимерных композиционных материалов узлов и агрегатов жесткого корпуса транспортного дирижабля с высокой весовой отдачей;
  2. Разработка новых методов швартовки дирижабля к причальным устройствам посредством малочисленной наземной команды, швартовки и стоянки на площадках малого размера, включая крыши городских зданий;
  3. Разработка нового метода воздушно-тепловой противообледенительной (противоснеговой) защиты корпуса дирижабля;
  4. Разработка комплекса проектировочных методик и математических моделей по расчету геометрических, энергетических, массовых, эффективностных и экономических характеристик перспективных аэростатических летательных аппаратов, которые составят основу методологии проектирования дирижаблей нового поколения;
  5. Разработка конструкторской документации, изготовление и испытание экспериментальных образцов:
    • продувочные модели дирижабля;
    • элементов конструкции дирижабля из КМ;
    • вентильного электродвигателя вспомогательной СУ;
  6. Разработка практических рекомендаций по выбору предпочтительных проектных параметров транспортных дирижаблей нового поколения, основанных на структурно-параметрическом анализе аэростатических ЛА жесткого типа с различными вариантами силовой установки в широком диапазоне размерностей (грузоподъемностью от 5 до 1 000 тонн);
  7. Подготовка проектов технических заданий на проведение ОКР:
    • разработка конструкции, технологии изготовления из композиционных материалов и сборки корпусов жестких дирижаблей большой грузоподъемности;
    • разработка вентильного электродвигателя мощностью не менее 60 л.с. вспомогательной силовой установки дирижабля с контроллером;
    • разработка швартовочно-причальных устройств (причальная мачта, носовой причальный узел корпуса дирижабля, анкеры, электролебедки) для швартовки и стоянки дирижабля;
    • разработка воздушно-тепловой противообледенительной (противоснеговой) системы корпуса дирижабля;
  8. Разработка эскизного проекта многоцелевого транспортного дирижабля жесткого типа нового поколения грузоподъемностью до 10 т (на основе разработанных в ПНИ критических технологий).

В докладе также достаточно подробно были представлены и другие направления – общее состояние работ в сфере дирижаблестроения в Российской Федерации и в мире; имеющейся на данный момент в России научно-технический задел (критические технологии) по созданию дирижаблей жесткой конструкции; основные характеристики разрабатываемых ЗАО «Аэростатика» перспективных дирижаблей грузоподъемностью 10 т, 20 т и 200 т.

Присутствовавшими на мероприятии экспертами и специалистами было задано большое количество уточняющих вопросов, касающихся различных аспектов конструкции и применения аэростатических летательных аппаратов, на которые ответил руководитель проекта – Генеральный директор      ЗАО «Аэростатика» А.Н. Кирилин.

Проект Проект «Разработка алгоритмов бортовой системы обеспечения безопасности полета для предотвращения столкновений в воздухе и выполнения маловысотного полета с использованием малогабаритной PЛC» выполнялся в рамках мероприятия 1.3 в 2014-2016 гг.

Общий объем финансирования проекта составил 82,6 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 56,6 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 26,0 млн. рублей.

Основной исполнитель проекта – ЗАО «Техавиакомплекс», соисполнители – ООО «Ваис Техника», АО «РПКБ», Московский авиационный институт, Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша, ООО «Авиаавтоматика»; индустриальный партнер – АО «Концерн «Авионика».

В качестве основных целей проекта были установлены:

  • Исследования и разработка новых научно-технических принципов и методов повышения безопасности маловысотных полетов летательных аппаратов малой авиации и авиации общего назначения за счет разработки логики, алгоритмов и аппаратуры, в т.ч. малогабаритного бортового локационного комплекса для перспективных бортовых систем, обеспечивающих заблаговременное определение и парирование текущих ошибок пилотирования, навигации и самолетовождения;
  • Разработка и создание экспериментального образца бортовой системы обеспечения безопасности полета для предотвращения столкновений в воздухе и безопасного выполнения маловысотного полета с малогабаритным бортовым локационным комплексом (далее – БСБМП МБЛК) и исследование его характеристик.

В рамках выполнения проекта были получены следующие основные результаты:

  • Изготовлен, отлажен на стендах и апробирован в летных испытаниях экспериментальный образец бортовой системы безопасности маловысотного полета (ЭО БСБМП МБЛК) с малогабаритным локационным комплексом, обеспечивающий предупреждение попадания в опасные ситуации, включая критические режимы, сближение с землей и воздушными судами;
  • Разработаны и изготовлены стенды для отладки системы: пилотажный стенд для оценки ЧМИ и отработки системы индикации и сигнализации, наземный стенд для испытаний, отработки сопряжения и отладки протоколов обмена данными между блоками ЭО БСБМП МБЛК, мобильный стенд для отладки бортового радиолокатора;
  • Создана летающая лаборатория – летный демонстратор на базе легкого самолета С-42 «Икарус» для оценки функционирования системы в условиях реального полета;
  • Проведены летные испытания, подтвердившие оптимальность выбранных алгоритмических решений для реализации человеко-машинного интерфейса с выбранным функционалом системы;
  • Разработано техническое задание на опытно-конструкторскую разработку опытного образца бортовой системы обеспечения безопасности маловысотного полета с малогабаритным радиолокатором;
  • Разработаны ТЭО и аванпроект для организации серийного производства комплекса бортового оборудования для легких самолетов.
КБО для легких самолетов (В.И. Ахрамеев)

 

Согласно представленной информации, дальнейшее развитие проекта на данный момент приостановлено. В силу различных субъективных и объективных обстоятельств основной исполнитель проекта – ЗАО «Техавиакомплекс» находится в стадии поиска партнеров (инвесторов) для организации и проведения дальнейших работ, в том числе по доработке и выводу на рынок перспективного пилотажно-навигационного комплекса с информационно-интеллектуальной поддержкой экипажа для легких самолетов.

В целях выявления возможностей дальнейшего развития проекта основному исполнителю было рекомендовано представить оценку конкурентоспособности разрабатываемого комплекса по сравнению с имеющимися на рынке продуктами, а также план работ по доработке и сертификации разрабатываемого комплекса.

В продолжение обсуждения перспектив развития проекта во второй части мероприятия (22.12.2017 г.) Генеральный директор ЗАО «Техавиакомплекс» В.И. Ахрамеев представил доклад «О перспективах сертификации и организации серийного производства пилотажно-навигационного комплекса с информационно-интеллектуальной поддержкой экипажа».

План вывода на рынок (В.И. Ахрамеев)

 

В докладе были представлены рыночные перспективы разрабатываемого пилотажно-навигационного комплекса, включая состав и основные функции комплекса, сравнение с аналогами (Garmin G1000, Dynon Avionics), план дальнейших работ по сертификации и запуску в серийное производство.

Проект «Разработка технических решений в обеспечение создания отечественных высокоэффективных масштабируемых безмасляных турбогенераторов авиационного и энергетического назначения в классе мощности 100 кВт» стал победителем конкурса Минобрнауки России в 2017 году.

Проект выполняется в рамках мероприятия 1.2; сроки выполнения работ – 2017-2019 гг. Общий объем финансирования проекта составляет 45,0 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 36,0 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 9,0 млн. рублей.

Основной исполнитель проекта – ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова», соисполнители – ООО «Центр трансфера технологий «Кулон», ООО «Центр трансфера технологий Эффективность. Биотехнологии. Инновации» (Э.Б.И.); индустриальный партнер – ОАО «НПП «Аэросила». Руководитель проекта – ведущий научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории «Газотурбинные энергетические комплексы» БГТУ «ВОЕНМЕХ» П.В. Булат; ответственный представитель индустриального партнера – ведущий специалист расчетно-конструкторского отдела ОАО «НПП «Аэросила» И.С. Тармосин.

В качестве основных целей проекта были установлены:

  • Получение значимых научных результатов по созданию элементов базового масштабируемого газогенератора, позволяющих перейти в дальнейшем к разработке и серийному производству газотурбинных авиационных двигателей, вспомогательных силовых установок летательных аппаратов, турбогенераторов для беспилотных летательных аппаратов с электроприводом винтов, наземных энергетических микротурбин и другой роторной техники, отличающейся от сегодняшних образцов:
    • уменьшением массы и количества деталей не менее, чем на 20%;
    • принципиально новыми эксплуатационными характеристиками ГТД, например, возможностью высотного запуска и запуска при экстремально низких температурах;
    • существенным повышением пожарной безопасности силовых установок перспективных российских пассажирских воздушных судов, БЛА и военных ЛА;
  • Снижение критической зависимости от импорта авиационных ВСУ, источников бесперебойного питания для РЛС управления воздушным движением, повышение экспортного потенциала в области двигателестроения.

В рамках выполнения проекта на данный момент выполнены следующие основные работы:

  • разработаны инженерные методы расчетов подшипниковых узлов с газовыми подшипниками;
  • разработан экспериментальный стенд для проведения экспериментальных исследований радиальных газовых подшипников роторов ТГ, ВСУ и СУ;
  • выполнена разработка высокоточных методов численных расчетов элементов и узлов газотурбинной техники; разработаны экспериментальные образцы радиального и радиально-упорного гибридных ГП с жесткими опорными сегментами.
Безмасляные тубгогенераторы (ВОЕНМЕХ)

 

Проект «Разработка методологических основ, технических решений и элементов технологий в обеспечение создания отечественных двигателей, энергетических и технологических установок, использующих пересжатые детонационные волны» стал победителем конкурса Минобрнауки России в 2017 году.

Проект выполняется в рамках мероприятия 1.3; сроки выполнения работ – 2017-2019 гг. Общий объем финансирования проекта составляет 108,0 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 54,0 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 54,0 млн. рублей.

Основной исполнитель проекта – ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова», соисполнитель – ООО «ВНХ-Энерго»; индустриальные партнеры – ООО «Альфа стил», ООО «ВНХ-Механика», АО «Московский радиотехнический институт Российской академии наук». Руководитель проекта – сотрудник БГТУ «ВОЕНМЕХ М.В. Чернышов.

В качестве основных целей проекта были установлены:

  • Получение значимых научных результатов по созданию элементов двигателей летательных аппаратов, в том числе, гиперзвуковых, отличающихся от сегодняшних образцов:
    • уменьшением массы и количества деталей не менее, чем на 20%;
    • увеличением удельного импульса на 12-15%;
    • снижением удельного расхода топлива на соответствующих режимах на 25-30%;
    • стабильной энергоэффективной работой на скоростях полета до М=6-8.
  • Обеспечение разработки технологических установок по упрочнению, напылению, ударно-волновому выглаживанию поверхностей металлических деталей, удалению заусенец и финишной обработке деталей сложной формы.

Основные задачи (планируемые результаты) реализации проекта:

  • Разработка научно-технических решений по созданию эффективного двигателя для гиперзвуковых летательных аппаратов, в котором будет организовано эффективное и устойчивое сжигание топлива в сверхзвуковом потоке с минимальными потерями полного давления;
  • Разработка научно-технических решений по созданию систем многоочагового объемного розжига камер сгорания с дозвуковым потоком, разработка на их основе концепции более эффективных импульсно детонационных двигателей и малоэмиссионных камер сгорания;
  • Разработка научно-технических решений по созданию эффективных технологических установок, использующих детонационные и ударно-волновые процессы.

К сожалению, в мероприятии не смогли принять участие научные руководители данных проектов. Представлявший проекты главный специалист Научно-инновационного отдела Управления научных исследований ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова» Д.М. Родионов зафиксировал заданные вопросы, заданные экспертами, и обещал представить на них ответы со стороны научных руководителей проектов.

Детонационный двигатель (ВОЕНМЕХ)

 

Проект «Разработка проекта регионального многоцелевого цельнокомпозитного самолета короткого взлета и посадки на 9 пассажирских мест, оснащенного интеллектуальной системой управления, обеспечивающей безопасность полетов» выполнялся в рамках мероприятия 1.3                      в 2014-2016 гг.

Общий объем финансирования работ по проекту составил 92,3 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 59,1 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 33,2 млн. рублей.

Основной исполнитель проекта – ООО «Фирма «МВЕН», индустриальный партнер – ЗАО «Авиамастер».

В рамках выполнения проекта были получены следующие основные результаты:

  • Проведена предварительная разработка планера 9-местного ЛМС из композиционных материалов;
  • Сформированы требования к разрабатываемому интеллектуальному пилотажно-навигационному комплексу (ИПНК), обеспечивающему безопасность полета легкого многоцелевого самолета (ЛМС);
  • Проведено формирование базового ИПНК, включающего:
    • систему навигации (управление движением);
    • 3-канальный автопилот с каналами продольного и бокового движения;
    • системы и средства реализации функций: обнаружения, идентификации и устранения опасных критических ситуаций;
    • необходимое бортовое оборудование;
  • Разработана ЭКД и ТД для изготовления масштабной модели 9-местного легкого многоцелевого самолета;
  • Разработана и изготовлена технологическая оснастка для изготовления макета фюзеляжа 9-местного самолета;
  • Осуществлен предварительный выбор систем и оборудования ЛМС, в том числе: системы вентиляции и отопления, радиосвязного, радионавигационного и пилотажно-навигационного оборудования, быстродействующей парашютной системы спасения;
  • Разработана эскизная конструкторская документация на механическую проводку СУ и приборную доску, а также на макет фюзеляжа 9-местного ЛМС;
  • Разработан и изготовлен макет 9-местного самолета;
  • Разработан макет интеллектуального пилотажно-навигационного комплекса (ИПНК);
  • Разработано алгоритмическое и программное обеспечение для математического моделирования различных режимов полета 9-местного самолета с учетом возможных критических ситуаций;
  • Разработана программа наземных исследовательских испытаний макета ИПНК с функциями, обеспечивающими безопасность полета;
  • Разработан проекта Технического задания для проведения ОКР по теме: «Разработка опытного образца регионального 9-местного легкого многоцелевого самолета (ЛМС)».

Представлявший проект Генеральный директор ООО «Фирма «МВЕН» В.С. Ермоленко проинформировал участников мероприятия о начале летных испытаний 4-местного самолета «Мурена», разрабатываемого компанией, и продемонстрировал видеоролик первых полетов, а также ответил на вопросы экспертов.

Проект «Разработка проектных решений и создание опытного образца системы управления с интеллектуальным комплексом обеспечения безопасности полетов (ИКОБП) для многоцелевого регионального 9-местного самолета» стал победителем конкурса Минобрнауки России в 2017 году. Проект является одним из наиболее крупных проектов, поддержанных Технологической платформой, и выполняется в рамках мероприятия 1.4.

Срок реализации проекта – 2017-2019 гг. Общий объем финансирования проекта планируется в размере 375,0 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 250,0 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 125,0 млн. рублей. Основной исполнитель проекта – ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»; соисполнители – ЗАО «Авиамастер», ООО Фирма «Передовые технологии парашютостроения», ООО «ТЕКСТОР», ООО «Авиакомпания «СЕВ-Авиа»; индустриальный партнер – ООО «Фирма «МВЕН».

В качестве основных целей проекта установлены:

  • Создание опытного образца системы управления многоцелевого регионального 9-местного самолета с интеллектуальным комплексом обеспечения безопасности полетов (ИКОБП), оснащенного парашютной системой спасения самолета вместе с экипажем;
  • Разработка совокупности взаимоувязанных конструкций и технологий производства агрегатов планера 9-местного самолета с интеллектуальным комплексом обеспечения безопасности полетов.

В соответствии с требованиями Технического задания в рамках выполнения проекта должны быть получены следующие основные результаты:

  • ЭКД и ТД на опытный образец основного роторного парашюта и многокаскадной тормозной парашютной системы для массы груза до 5 тонн;
  • ЭКД и ТД на систему амортизации при посадке спасаемого самолета на землю (воду);
  • ЭКД на установку оборудования на самолете-летающей лаборатории;
  • ЭКД и ТД на ротативный стенд;
  • ЭКД и ТД на продувочную модель;
  • ЭКД на тормозную стабилизирующую парашютную систему (ТСПС);
  • Программная документация ИКОБП;
  • ЭКД и ТД на опытный образец ИКОБП;
  • ЭКД и ТД на текстильные элементы конструкции роторного парашюта и подвески;
  • ЭКД и ТД на основную парашютную систему спасения (ОПСС);
  • ЭКД на стенд наземной отработки компонентов ИКОБП;
  • ЭКД и ТД на конструктивные элементы системы торможения агрегатов планера (тормозные щитки);
  • Масштабная модель для экспериментальных исследований в аэродинамической трубе;
  • Опытный образец тормозной стабилизирующей парашютной системы (ТСПС);
  • Ротативный стенд;
  • Опытный образец ИКОБП;
  • Опытный образец основного роторного парашюта и многокаскадной тормозной парашютной системы для массы груза до 5 тонн;
  • Опытный образец системы амортизации при посадке спасаемого самолета на землю (воду);
  • Самолет - летающая лаборатория;
  • Стенд наземной отработки компонентов ИКОБП;
  • Проект ТЗ на ОКР.

Представлявшему проект доценту кафедры динамики процессов и управления ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» В.М. Деваеву были заданы ряд уточняющих вопросов, касающихся содержания планируемой работы, а также подходов к ее выполнению.

Проект «Повышение мощности базового авиационного поршневого двигателя в классе мощности 100 л.с. для малой авиации путем аэродинамического профилирования системы «впускной канал - цилиндр» выполнялся в рамках мероприятия 1.3 в 2014-2016 гг.

Общий объем финансирования проекта составил 84,4 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 59,1 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 25,3 млн. рублей. Основной исполнитель – ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный университет)», индустриальный партнер – ОАО Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат».

В рамках выполнения проекта были получены следующие основные результаты:

  • Комплекс компьютерных программ, реализующий метод и алгоритмы аэродинамического профилирования;
  • Испытательный стенд для проведения продувок моделей базового и модифицированного впускного клапана;
  • Эскизная КД для изготовления экспериментального образца АПД с модифицированной системой «впускной канал-цилиндр» на базе двигателя ROTAX 912 или двигателя ПД-1400;
  • Экспериментальный образец АПД;
  • Техническая и эксплуатационная документация на испытательный стенд для проведения стендовых наземных исследовательских испытаний АПД;
  • Испытательный стенд. ПМИ экспериментального образца АПД;
  • Проект ТЗ на проведение ОКР по теме: «Разработка опытного образца АПД внутреннего сгорания повышенной мощности с модифицированной системой «впускной канал - цилиндр».

Представлявший проект профессор ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный университет)» Э.Г. Шифрин также проинформировал участников мероприятия о возможных перспективах применения метода аэродинамического профилирования, развиваемого возглавляемым им коллективом, в других областях авиационной техники.

Проект «Совершенствование и валидация методов моделирования рабочего процесса в камерах сгорания перспективных газотурбинных двигателей» выполнялся в рамках мероприятия 2.2 в 2015-2016 гг. и стал первым, и на текущий момент пока единственным проектом, поддержанным Платформой и выполняемым с участием иностранного партнера.

Общий объем финансирования работ по проекту составил 18,7 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 8,9 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 9,75 млн. рублей. Основной исполнитель проекта – ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», иностранный партнер – Национальный исследовательский центр Франции French Aerospace ONERA.

Целью работы являлась разработка и верификация методов математического моделирования рабочего процесса в авиационных камерах сгорания перспективных схем в сотрудничестве с иностранным партнером с целью снижения основных показателей выбросов вредных веществ.

В рамках выполнения проекта были разработана методика численного моделирования турбулентного горения гомогенных смесей в условиях повышенных давления и температуры, типичных для камер сгорания перспективных низкоэмиссионных газотурбинных двигателей и энергоустановок, удовлетворяющих перспективным экологическим требованиям.

По данным основного исполнителя, элементы методики, а также научно-технический задел, полученный в рамках работы, в настоящее время используются в тематических работах по исследованию рабочего процесса в камерах сгорания, проектированию и созданию перспективных низкоэмиссионных камер сгорания, в том числе совместно с иностранным партнером.

Моделирование рабочего процесса (П.Д. Токталиев)

 

Технический координатор проекта П.Д. Токталиев ответил на вопросы, касающиеся опыта взаимодействия с иностранным партнером, а также сравнения экспериментальной базы в области авиационного двигателестроения, имеющейся в Российской Федерации и во Франции.

Проект «Разработка методов снижения акустического воздействия самолета на среду с учетом азимутальной неоднородности звукопоглощающих конструкций (ЗПК) в воздухозаборном канале авиационного двигателя и изменения амплитуды и направленности звуковых вращающихся мод при натекании потока» выполняется в рамках мероприятия 1.3 Программы.

Сроки выполнения работ – 2016-2018 гг. Общий объем финансирования – 62,0 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 31,0 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 31,0 млн. рублей.

Основной исполнитель проекта – ФГУП «ЦАГИ», соисполнитель – ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», индустриальный партнер – АО «ОДК-Авиадвигатель». Руководитель проекта – Начальник отделения «Аэроакустика и экологии ЛА» ФГУП «ЦАГИ» В.Ф. Копьев, представитель индустриального партнера – Заместитель начальника отд. 205 АО «ОДК-Авиадвигатель» А.А. Алексенцев.

Основная цель проекта – разработка методов повышения эффективности звукопоглощающих конструкций (ЗПК), на основе учета азимутальной неоднородности, присущей реальным конструкциям, устанавливаемым в трактах авиадвигателей, и учета различий, наблюдаемых при излучении звука из воздухозаборника в стендовых и полетных условиях работы авиадвигателя за счет натекающего потока.

Основными задачами проекта являются:

  • Разработка аналитической модели влияния азимутальной неоднородности ЗПК на распространение вращающихся мод в цилиндрическом канале применительно к проблеме бесшовных ЗПК;
  • Разработка метода учета азимутальной неоднородности ЗПК при настройке ЗПК;
  • Разработка метода пересчета результатов акустических испытаний авиадвигателя в статических стендовых условиях на работу двигателя в составе самолета в условиях реального полета с учетом различий излучения звука из открытого конца воздухозаборника авиадвигателя для этих двух ситуаций;
  • Выполнение расчетных оценок эффективности работы ЗПК при их настройке с помощью уточненных методов.

По данным основного исполнителя, полученные в результате исследований уточненные методы настройки ЗПК позволят разрабатывать более эффективные ЗПК для отечественных авиадвигателей, что, с одной стороны, обеспечит конкурентоспособность отечественных магистральных самолетов по акустическим характеристикам, а с другой стороны, приведет к снижению шума самолетов на местности, и, тем самым, улучшит качество жизни людей, проживающих в районе аэропортов.

Заместитель начальника отделения ФГУП «ЦАГИ» Н.Н. Остриков максимально подробно представил содержание и ключевые особенности реализации проекта, в т.ч. касающиеся возможностей применения результатов проекта при создании перспективных российских авиационных двигателей. По соображениям обеспечения (защиты) коммерческой тайны, авторы не дали согласия на публикацию презентации проекта. Участниками экспертно-аналитического мероприятия были заданы ряд уточняющих вопросов по содержанию проекта.

Проект «Исследование и разработка высокотемпературного волоконно-оптического датчика для мониторинга тепловых процессов в камерах сгорания авиационных газотурбинных двигателей» выполняется в рамках мероприятия 1.3 Программы.

Сроки выполнения работ – 2016-2018 гг. Общий объем финансирования – 62,0 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 31,0 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 31,0 млн. рублей.

Основной исполнитель проекта – ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», индустриальный партнер – ООО «Нева Технолоджи». Руководитель проекта – заведующий кафедрой световодной фотоники НИУ ИТМО И.К. Мешковский, представитель индустриального партнера – Исполнительный директор ООО «Нева Технолоджи» А.А. Белозеров.

Основная цель проекта – создание совокупности научно-технических решений в области разработки высокотемпературного волоконно-оптического датчика (ВВОД) для мониторинга тепловых процессов в камерах сгорания авиационных газотурбинных двигателей (ГТД).

На текущий момент в рамках выполнения проекта получены следующие основные результаты:

  • Разработана эскизная конструкторская и программная документация на макет регистрирующего блока ВВОД;
  • Разработана эскизная конструкторская документация на экспериментальный образец чувствительного элемента ВВОД;
  • Изготовлены макеты регистрирующего блока ВВОД и экспериментального образца чувствительного элемента ВВОД;
  • Разработаны Программа и методики исследовательских испытаний макета регистрирующего блока и чувствительного элемента, а также существующих датчиков, используемых в составе ГТД;
  • Проведены исследовательские испытания макета регистрирующего блока и чувствительного элемента, а также существующих датчиков, используемых в составе ГТД.

По данным основного исполнителя, полученные в рамках проекта результаты планируется применять для мониторинга температуры газовой смеси в камерах сгорания промышленных турбин ПАО «ОДК-Сатурн», а также в экспериментальных установках ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова».

Датчик_ГТД (П.И. Гнусин)

 

Проект «Создание научно-технического задела в области построения унифицированной миниатюрной бортовой радиолокационной целевой нагрузки малоразмерных беспилотных летательных аппаратов для мониторинга ледовой обстановки при строительстве и эксплуатации нефтегазовых платформ» выполняется в рамках мероприятия 1.3 и является одним из 2-х проектов в области беспилотных летательных аппаратов, осуществляемых при поддержке Технологической платформы.

Сроки выполнения работ – 2016-2018 гг. Общий объем финансирования – 62,0 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 31,0 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 31,0 млн. рублей.

Основной исполнитель проекта – ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»; соисполнители – ООО «АйТиЭс», АНО «Агентство инновационного развития»; индустриальный партнер – ООО «Финко». Руководитель проекта – директор НЦ СРМ МАИ А.И. Канащенков, представитель индустриального партнера – Заместитель директора по инновациям ООО «ФИНКО» Д.В. Рыбаков.

Основная цель проекта – создание значимых научных результатов в области построения унифицированной миниатюрной бортовой радиолокационной целевой нагрузки (МРЛЦН) малоразмерных беспилотных летательных аппаратов в целях мониторинга ледовой обстановки при строительстве и эксплуатации нефтегазовых платформ.

Основными задачами проекта являются:

  • аванпроектные исследования и разработка плана-проспекта;
  • исследование и определение конструктивных параметров в направлении решаемой задачи мониторинга ледовой обстановки;
  • исследование и формирование схемотехнического и конструкторского облика составных частей МРЛЦН: антенного модуля, приемо-задающего тракта, передающего тракта, вычислительной системы;
  • эскизное конструирование антенного и радиолокационного модулей с учетом аппаратурной интеграции устройств;
  • изготовление экспериментального образца;
  • проведение экспериментальных исследований, подтверждающих выполнение технических требований к МРЛЦН;
  • разработка программного обеспечения, реализующего заданные режимы работы МРЛЦН.

По данным основного исполнителя, в результате реализации проекта на российский и международный рынок будет выведен беспилотный авиационный комплекс, предназначенный для ледовой разведки и, в более общем случае, для радиолокационного мониторинга подстилающей поверхности, состоящий из МБЛА гибридного типа и малогабаритной бортовой радиолокационной целевой нагрузки.

МРЛЦН (БЛА, В.В. Расторгуев)

 

Представлявший проект Заместитель Директора НЦ СРМ МАИ В.В. Расторгуев также достаточно подробно ответил на вопросы, касающиеся особенностей реализации проекта.

Проект «Разработка опытных технологий автоматизированного изготовления деталей перспективных авиационных двигательных установок большой размерности из термопластичных композиционных материалов» стал победителем конкурса Минобрнауки России в 2017 году.

Проект выполняется в рамках мероприятия 1.3. Планируемый срок проведения работ – 2017-2019 гг. Общий объем финансирования работ по проекту должен составить 212,4 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 97,7 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 114,7 млн. рублей. Основной исполнитель проекта – ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», индустриальный партнер – АО «ОДК-Авиадвигатель». Руководитель проекта – начальник научно-исследовательской части ПНИПУ А.Н. Аношкин, представитель индустриального партнера – С.А. Харин.

Основная цель проекта – создание научно-технологической базы и разработка опытных технологий автоматизированного изготовления деталей из современных термопластичных композиционных материалов для перспективных авиационных двигательных установок большой размерности.

Основными задачами проекта являются:

  • Выбор термопластичных композиционных материалов (ТКМ) наиболее перспективных для изготовления элементов конструкций авиационного двигателя на основе анализа комплекса требований к конструкциям, особенностей технологий их изготовления и предварительной оценки физико-механических и физико-химических характеристик ТКМ;
  • Экспериментальные определение комплекса базовых физико-механических и физико-химических характеристик выбранных термопластичных композиционных материалов, необходимых для проектирования и разработки технологии изготовления конструкций авиационного двигателя;
  • Разработка принципиальных конструкторско-технологических схем изготовления образцов и элементов конструкций авиационного двигателя из термопластичных композиционных материалов;
  • Разработка математических моделей, оценка прочности и жесткости элементов конструкций авиационного двигателя из термопластичных композиционных материалов;
  • Разработка математических моделей, исследование и выбор оптимальных параметров технологических процессов изготовления элементов конструкций авиационного двигателя из термопластичных композиционных материалов;
  • Проектирование, разработка прототипа технологии и изготовление опытных элементов конструкций авиационного двигателя из ТКМ с применением автоматизированных методов производства;
  • Разработка рекомендаций по использованию конструкторско-технологических решений и автоматизированных технологий ТКМ для проектирования и промышленного освоения в АО «ОДК-Авиадвигатель» при создании перспективных авиационных двигательных установок большой размерности;
  • Разработка проекта технического задания на проведение опытно-конструкторских работ по применению автоматизированной технологии изготовления элементов конструкций для авиационных двигательных установок большой размерности из термопластичных композиционных материалов;
  • Разработка проекта технических требований на создание отечественного термопластичного композиционного материала для использования в автоматизированной технологии изготовления элементов конструкций для авиационных двигательных установок большой размерности.

По данным основного исполнителя, в 2017 году были получены следующие основные результаты:

  • Сформированы предварительные требования к термопластичному материалу для авиационных двигательных установок большой размерности, технологическим режимам переработки термопластичных препрегов в изделия, параметрам технологического оборудования для изготовления конструкций из термопластичных композиционных материалов;
  • Разработана программа расчетно-экспериментальных исследований физико-механических свойств термопластичных композиционных материалов;
  • Разработана программа исследовательских испытаний существующих термопластичных препрегов и материалов в составе конструкций авиационных двигательных установок;
  • Разработана структурно-феноменологическая модель однонаправленного волокнистого композиционного материала и слоистого композиционного материала с термопластичной матрицей;
  • Разработана математическая модель и компьютерная программа для прогнозирования упругих механических свойств композита однонаправленного и слоистого композиционного материала с термопластичной матрицей;
  • Проведены расчетные исследования физико-механических и теплофизических свойств термопластичных композиционных материалов;
  • Разработана математическая модель и компьютерная программа для моделирования технологического процесса изготовления деталей из термопластичных композиционных материалов;
  • Проведен расчет параметров опытного технологического процесса изготовления образцов из термопластичных композиционных материалов;
  • Разработана опытная технология изготовления образцов термопластичных композиционных материалов из существующих полуфабрикатов;
  • Разработана эскизная конструкторская документация на образцы из термопластичных материалов, изготавливаемых различными методами производства;
  • Изготовлена опытная партия образцов термопластичных матриц и термопластичных композиционных материалов для проведения испытаний;
  • Разработана методика экспериментальных исследований физико-механических и теплофизических свойств термопластичных матриц и термопластичных композиционных материалов;
  • Проведены экспериментальные исследования по определению рациональных параметров механической обработки термопластичных композиционных материалов для изготовления образцов для испытаний;
  • Проведены экспериментальные исследования физико-механических и теплофизических свойств термопластичных матриц;
  • Проведены предварительные экспериментальные исследования физико-механических и теплофизических свойств термопластичных композитов;
  • Проведен анализ результатов расчетно-экспериментальных исследований свойств термопластичных препрегов и предварительный выбор препрегов и технологических параметров для изготовления изделий из них;
  • Проведен выбор типа и технологии изготовления оснастки для автоматизированной выкладки препрега по результатам математического моделирования технологического процесса изготовления деталей из термопластичных композиционных материалов.

В качестве направлений дальнейшего развития проекта и внедрения (коммерциализации) полученных результатов в настоящее время рассматриваются:

  • проведение ОКР и участие в серийном производстве двигателей ПД-14 и перспективного двигателя ПД-35 (АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «ОДК», АО «Пермский завод «Машиностроитель»);
  • применение в элементах планера перспективных российских самолетов (элементы передней кромки крыла и хвостового оперения; ПАО «ОАК»), лопастей вертолетов;
  • изготовление деталей и узлов авиационного двигателя и планера (ПАО «ВАСО»).

Представлявшему проект научному сотруднику НОЦ АКТ ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» Г.С. Шипунову были заданы ряд уточняющих вопросов, касающихся содержания планируемой работы, а также подходов к ее выполнению.

Проект «Применение искусственных нейронных сетей в обеспечении безопасности полетов самолетов» стал победителем конкурса Минобрнауки России в 2017 году.

Проект выполняется в рамках мероприятия 1.2. Планируемый срок проведения работ – 2017-2018 гг. Общий объем финансирования работ по проекту должен составить 20,0 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 10,0 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 10,0 млн. рублей. Основной исполнитель проекта – ФГУП «ЦАГИ», индустриальный партнер – АО ЦНТУ «Динамика». Руководитель проекта – А.М. Гайфуллин, представитель индустриального партнера – В.В. Хвостанцев.

Основная цель проекта – исследование и разработка комплекса научно-технических решений, обеспечивающих создание программного обеспечения для моделирования на пилотажных стендах и авиационных тренажерах полета самолетов в сложных условиях на основе применения технологий искусственных нейронных сетей, машинного обучения, систем обработки больших объемов данных, что позволит расширить возможности и эффективность пилотажных стендов и тренажеров для подготовки летного состава в части обучения пилотированию самолетов при попадании в опасные вихревые зоны и повысит безопасность полетов.

Основными задачами проекта являются:

  • Создание методов, алгоритмов и программ для моделирования динамики полета самолета при попадании в вихревые следы в режиме реального времени на пилотажных стендах;
  • Разработка метода обработки данных экспериментов в аэродинамической трубе по определению нестационарных аэродинамических характеристик модели самолета, основанного на применении нейронных сетей;
  • Создание нейросетевых моделей для определения дополнительных аэродинамических сил и моментов, действующих на самолет при попадании его в вихревой след.

В качестве направлений дальнейшего развития проекта (внедрения, коммерциализации) полученных результатов рассматриваются:

  • Разработка бортовых систем вихревой безопасности для пассажирских самолетов;
  • Разработка программного комплекса (ПК) для моделирования динамики самолета при попадании в вихревой след на пилотажных стендах и авиационных тренажерах».
Нейронные сети (Ю.Н. Свириденко)

 

Представлявший проект начальник сектора НИО-2 ФГУП «ЦАГИ» Ю.Н. Свириденко ответил на вопросы участников мероприятия, касающиеся в т.ч. особенностей организации и распределения работ между подразделениями института и индустриальным партнером.

Проект «Разработка и внедрение системы автоматической посадки БПЛА малого класса самолетного типа на корабль с использованием интеллектуальной системы технического зрения» выполняется в рамках мероприятия 1.3 Программы.

Сроки выполнения работ – 2015-2017 гг. Общий объем финансирования – 68,0 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 34,0 млн. рублей, внебюджетное финансирование – 34,0 млн. рублей. Основной исполнитель – ФГБВОУ ВО «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова» Министерства обороны Российской Федерации, индустриальный партнер – ООО «ФИНКО». Руководитель проекта – Заместитель Директора по инновациям ООО «ФИНКО» Д.В. Рыбаков.

В соответствии с представленной информацией, основной целью проекта является оснащение кораблей ВМФ и судов гражданского флота беспилотными авиационными системами с минимальными затратами сил и средств.

Основные задачи (результаты) проекта:

  • Разработаны и находятся в стадии апробации алгоритмы системы технического зрения, позволяющие распознать посадочную площадку и обеспечить посадку БПЛА по визуальным ориентирам;
  • Разработана и опробована «на земле» система посадки малых БПЛА «на трос» – по аналогии с системой SkyHook, применяемой американцами для БПЛА ScanEagle;
  • Экспериментальные полеты для записи большого количества видеофайлов, необходимых для «обучения» используемых нейросетевых алгоритмов распознаванию обнаруженных кораблей для решения задачи «свой-чужой»;
  • Алгоритмы, позволяющие определять корабль – «посадочную площадку» среди нескольких распознанных кораблей;
  • Разработка нескольких «сервисных» продуктов для гражданских отраслей на основе использования системы технического зрения.

По данным индустриального партнера, дальнейшее развитие проекта связано с быстрым оснащением флота малыми БЛА самолетного типа, все компоненты системы есть уже сегодня; перспектива выхода на гражданский рынок – БЛА на мобильных платформах и беспилотная доставка (пилотный проект доставки в г. Севастополе).

БЛА (посадка, корабль, Д.В. Рыбаков)

 

Также, руководитель проекта Д.В. Рыбаков ответил на ряд уточняющих вопросов участников мероприятия и высказал предложения о направлениях дальнейшей деятельности Технологической платформы в области беспилотных авиационных систем.

Так как ряд проектов не были представлены на состоявшихся мероприятиях в силу различных объективных обстоятельств (необходимость сдачи отчетных материалов в Минобрнауки России, ограничения по вместимости зала, чрезмерная продолжительность мероприятий), их рассмотрение планируется организовать в начале 2018 года.