Главная страница / Кабинет ТП / Юридический отдел

Юридический отдел

    Структура Кабинета ТП:   ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ!

Кабинет ТП    
Участие
в Ассоциации
Организационная
структура ТП
Планово-экономический отдел.
Оплата членских взносов.
Права и обязанности
членов Ассоциации
Органы управления
Ассоциации
Юридический отдел.
Уставные документы.
Структура и динамика изменения
состава членов Ассоциации
Состав органов
управления
Экспертная
деятельность
Список членов Платформы Заседания органов управления Стратегическая программа ИиР

 

 


 

 

В настоящее время полноценная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность технологических платформ в Российской Федерации, пока не создана. Вместе с тем, на методическом уровне базовые принципы функционирования платформ сформулированы достаточно подробно. Основными методическими документами, регламентирующими деятельность технологических платформ в Российской Федерации, в настоящее время являются:

  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;
  • Порядок формирования перечня технологических платформ, утвержденный решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (Протокол № 4 от 03.08.2010 г.);
  • методические рекомендации Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России и Министерства экономического развития Российской Федерации.

Основными документами, регулирующими деятельность Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», на текущий момент являются (представлены в разделе «Основные документы»):

  • Меморандум об образовании Технологической платформы от 29 ноября 2010 г.;
  • Устав Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» (утвержден решением Общего собрания учредителей Ассоциации, протокол № 1 от 01.12.2015 г.; действует в редакции от 30.11.2016 г.);
  • Положение о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» (утверждено решением Наблюдательного совета Ассоциации, протокол № 1 от 14.11.2017 г.).


 

Основные документы Платформы:

1. Меморандум об образовании Технологической платформы был подписан 29 ноября 2010 г. организациями - инициаторами создания Платформы:

  • ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского» (ФГУП «ЦАГИ»);
  • ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова» (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
  • ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ФГУП «ГосНИИАС»);
  • ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ФГУП «ГосНИИ ГА»).

В Меморандуме содержатся базовые принципы формирования Технологической платформы, включая основные цели и задачи Платформы, назначение и сферы деятельности Платформы, основные организационные положения.

До создания Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» Меморандум был основным документом, регламентирующим деятельность Платформы. В настоящее время Меморандум является документом, определяющим основные технологические направления и сферы деятельности Технологической платформы.

МЕМОРАНДУМ

2. 1 декабря 2015 г. на базе Технологической платформы была создана некоммерческая организация – Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и утверждена 1-ая редакция Устава Ассоциации.

На состоявшемся 30 ноября 2016 г. Общем собрании членов Ассоциации были утверждены изменения, внесенные в Устав, которые были зарегистрированы 26 апреля 2017 г.

Внесенные изменения предусматривают:

  • возможность проведения собраний (заседаний) органов управления Ассоциации в заочной форме (путем проведения письменного опроса);
  • включение в число вопросов, относящихся к исключительной компетенции Общего собрания членов Ассоциации – утверждение плана доходов и расходов (финансового плана) Ассоциации на год;
  • уточнение и разделение понятий вступительного и членского взносов;
  • исправление некоторых технических неточностей (опечаток).
УСТАВ (действующая редакция)

3. Положение о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы было согласовано на заседании Правления Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии», состоявшемся 8 ноября 2017 г., и утверждено Наблюдательным советом Ассоциации 14 ноября 2017 г. В ближайшее время планируется актуализации состава экспертов и формирование Экспертного совета Платформы.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ

4. Стратегическая программа исследований и разработок Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» была принята за основу на заседании Правления ТП, состоявшемся 12 марта 2015 г.

В настоящее время завершается разработка уточненной (актуализированной) редакции с учетом новых требований Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. После разработки новой редакции Программы планируется ее направление для рассмотрения организациям - участникам Платформы и вынесение на согласование и утверждение органами управления Ассоциации.

СПИ (12.03.2015 г.)

До создания Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» Меморандум об образовании Технологической платформы являлся основным документом, регулирующим деятельность Технологической платформы. В настоящее время Меморандум служит документом, определяющим стратегические цели и задачи Технологической платформы, назначение и компетенцию Платформы, а также основные технологические направления и сферы ее деятельности.

В отличие от Меморандума, Устав Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» является юридически обязывающим документом. В нем содержатся положения, регламентирующие деятельность созданного юридического лица – Ассоциации, включая положения о порядке взаимодействия организаций - учредителей (членов) Ассоциации, их права и обязанности, полномочия органов управления, другие правовые нормы.

Устав Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» был утвержден на Общем собрании учредителей Ассоциации 1 декабря 2015 г. Решением Общего собрания членов Ассоциации от 30.11.2016 г. в Устав Ассоциации были внесены некоторые изменения (уточнения). Действующая редакция Устава была зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 17.05.2017 г. и содержит следующие основные положения (разделы):

  • общие положения;
  • цели, предмет и виды деятельности Ассоциации;
  • членство в Ассоциации;
  • права и обязанности членов Ассоциации;
  • органы Ассоциации;
  • конфликт интересов;
  • имущество Ассоциации;
  • учет и отчетность Ассоциации;
  • контроль и финансовая отчетность Ассоциации;
  • порядок реорганизации и ликвидации Ассоциации;
  • порядок внесения изменений в устав Ассоциации;
  • хранение документов Ассоциации и порядок предоставления информации;
  • заключительные положения.

В соответствии с Уставом, основными видами деятельности, осуществляемыми Ассоциацией, являются:

  • деятельность по прогнозированию и аналитическая деятельность, включая стратегическое планирование развития исследований и разработок в области авиации и в смежных областях, создание и реализацию дорожных карт, выявление приоритетов развития, в том числе с использованием информационно-коммуникационных инструментов, экспертизу проектов разного уровня;
  • информационная деятельность, включая распространение информации и консультирование заинтересованных государственных органов власти, органов местного самоуправления, членов Ассоциации, иных юридических и физических лиц о деятельности Технологической платформы, информационную поддержку, связь с российскими и иностранными технологическими платформами, территориальными инновационными кластерами, юридическими и физическими лицами, проведение конференций, совещаний, семинаров;
  • деятельность по привлечению бюджетного и внебюджетного финансирования реализации программ и проектов, формирование фондов для развития проектов;
  • деятельность по совершенствованию учебных планов и образовательных программ высших учебных заведений с учетом потребностей науки и бизнеса, по подготовке и переподготовке кадров, стимулированию талантливой молодежи;
  • маркетинговая деятельность с целью коммерциализации технологий, созданных в рамках Технологической платформы, в том числе их трансферт в другие отрасли экономики России;
  • иная деятельность, соответствующая целям Ассоциации (Устав, п. 2.3).

Учитывая отсутствие прямого государственного финансирования (софинансирования) деятельности технологических платформ в Российской Федерации, актуальной задачей для нашей Платформы в настоящее время является организация договорной работы Ассоциации «ТП «АМиАТ», с участием заинтересованных организаций и экспертов.


Также, важнейшей задачей и направлением деятельности Технологической платформы является разработка и реализация Стратегической программы исследований и разработокключевого документа, определяющего научно-техническую и инновационную политику Технологической платформы, в т.ч. перечень наиболее перспективных технологических направлений (проектов). В соответствии с Уставом Ассоциации, согласование и утверждение Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы относится к компетенции Правления и Наблюдательного совета Ассоциации. Согласно действующим методическим документам, регламентирующим деятельность технологических платформ, разработка и обсуждение проекта Программы должны осуществляться с участием всех членов Технологической платформы, а ее итоговое рассмотрение и утверждение – на общем собрании участников ТП.

Учитывая цели и задачи Технологической платформы, а также сферы ее компетенции, разработка и реализация Стратегической программы исследований и разработок должны учитывать и быть непосредственно связаны с ключевыми стратегическими и программными документами Российской Федерации.

Кроме документов, регламентирующих деятельность технологических платформ в Российской Федерации, разработка новой (актуализированной) редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы осуществляется с учетом положений документов, определяющих направления государственной политики в следующих основных направлениях (областях):

  • стратегические направления и акценты государственной политики Российской Федерации;
  • направления в области научно-технического и инновационного развития Российской Федерации;
  • направления и акценты развития авиационной сферы в Российской Федерации.

Проведенные, в том числе по инициативе и с участием Технологической платформы, в 2016-2017 гг. экспертно-аналитические мероприятия, прогнозно-аналитическая и экспертная деятельность Платформы – позволили выявить ключевые направления совершенствования (актуализации) Стратегической программы исследований и разработок Платформы; сформулировать предложения по развитию (совершенствованию) нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность технологических платформ; отработать практические механизмы реализации СПИ, прежде всего, в части участия в реализации государственных и федеральных целевых программ, деятельности государственных фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности и других институтов развития.

По результатам проведенной работы были сформулированы предложения и подходы по основным направлениям актуализации Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы:

  • уточнение направлений исследований и разработок, наиболее перспективных для развития в рамках Технологической платформы, с учетом текущей ситуации на российском и мировом рынке авиационной техники, реализации (развития) текущих и перспективных авиастроительных программ (проектов);
  • повышение качества и эффективности функционирования института экспертизы Платформы путем расширения состава экспертов и внедрения наиболее прогрессивных методов ее организации и проведения;
  • четкая целевая направленность (концентрация) предлагаемых к развитию тематических направлений на разработке (создании) наиболее эффективных конструктивных и технологических решений, обеспечивающих повышение конкурентоспособности текущих и перспективных авиастроительных программ (проектов);
  • усиление роли бизнеса в планировании и реализации перспективных исследований и разработок, в т.ч. путем участия в органах управления и экспертизы Технологической платформы, предусматривающих паритетное (пропорциональное) представительство науки и промышленности.

Основной целью данных предложений является повышение эффективности функционирования Платформы, а также уточнение ее роли и места в реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

Для обеспечения эффективной реализации Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы необходимо формирование полноценной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность технологических платформ в Российской Федерации, устанавливающей правила и механизмы участия наиболее квалифицированных технологических платформ в реализации государственных и федеральных целевых программ, деятельности государственных фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности и других институтов развития. Основными механизмами такого участия, по мнению экспертов ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», являются:

  1. Рассмотрение и согласование прогнозов развития рынков и технологий в сфере деятельности технологических платформ с положениями и мероприятиями соответствующих программ, фондов и институтов развития (сроки проведения – постоянно, но не реже 1 раза в год; ответственные – органы по управлению и экспертные органы соответствующих программ, фондов и институтов развития, технологические платформы);
  2. Включение представителей технологических платформ в состав экспертных, координационных, совещательных, руководящих и рабочих органов по вопросам разработки и реализации соответствующих программ, планов (программ) деятельности соответствующих фондов и институтов развития (сроки проведения – в максимально короткие сроки; ответственные – государственные заказчики - координаторы и государственные заказчики соответствующих программ, органы управления соответствующих фондов и институтов развития, технологические платформы);
  3. Учет предложений технологических платформ при формировании тематик конкурсных лотов на очередной период действия соответствующих программ, планов (программ) деятельности соответствующих фондов и институтов развития (сроки проведения – постоянно, в соответствии с правилами и порядком управления программами, регламентирующими документами фондов и институтов развития; ответственные – органы по управлению и экспертные органы соответствующих программ, фондов и институтов развития, технологические платформы);
  4. Участие технологических платформ в проведении экспертизы предложений (заявок) на выполнение работ и оценке полученных результатов (сроки проведения – постоянно, в соответствии с правилами и порядком управления программами, регламентирующими документами фондов и институтов развития; ответственные – государственные заказчики - координаторы и государственные заказчики программ, фонды и институты развития, технологические платформы);
  5. Участие технологических платформ в подготовке предложений по корректировке государственных программ, планов (программ) деятельности фондов и институтов развития (сроки проведения – постоянно, в соответствии со сроками, установленными правилами и порядком управления программами, регламентирующими документами фондов и институтов развития; ответственные – государственные заказчики - координаторы и государственные заказчики программ, фонды и институты развития, технологические платформы).

Что касается федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» – единственной государственной программы, предусматривающей участие технологических платформ; то опыт нашей Технологической платформы позволил сформулировать предложения по совершенствованию существующих правил и практики.

Основным направлением совершенствования механизмов формирования и реализации проектов в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», предлагаемым ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» – является переход от «зонтичных» (то есть упрощенных в части формирования требований к ожидаемым результатам) конкурсов к тематическим лотам, предусматривающим максимально четкую постановку задач и предельно жесткие требования к планируемым (ожидаемым) результатам.

Окончательную формулировку задач и требований к проектам предлагается передать от потенциальных исполнителей и участников конкурсов конечным потребителям возможных результатов исследовательских проектов (заказчикам, индустриальным партнерам), что позволит в значительной степени снизить риски невостребованности результатов будущих работ и искусственной (зауженной) постановки задач «под конкретного исполнителя». Участие технологических платформ в формировании тематик конкурсных лотов могло бы сыграть важную роль в обеспечении качества и объективности постановки задач, квалифицированной экспертизе, эффективности и результативности выполнения работ.


14 ноября 2017 г. Наблюдательным советом Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» было утверждено Положение о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии.

Базовая редакция Положения об экспертизе была разработана в 2014-2015 гг. и принята за основу на заседании Правления Технологической платформы 12 марта 2015 г. В разработке, рассмотрении, доработке (совершенствовании) проекта Положения приняли участие большое количество организаций и экспертов; был учтен опыт экспертной деятельности Платформы, опыт других технологических платформ, международные стандарты. В непосредственном формировании и доработке текста Положения приняли участие 10 организаций, 16 экспертов и 5 членов Правления ТП.

Проект Положения широко обсуждался в 2016 году, в том числе на общероссийском Экспертно-аналитическом мероприятии «Организация экспертизы в рамках деятельности технологических платформ и других механизмов поддержки инновационной деятельности – лучшие практики», организованном и проведенном Технологической платформой с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, специализированных фондов и институтов развития, ведущих российских технологических платформ, членов Ассоциации и экспертов Платформы 3 ноября 2016 г.

По сравнению с редакцией, принятой Правлением 12 марта 2015 г., в Положение внесены следующие основные изменения:

  • введены положения о порядке формирования и функционирования Экспертного совета Технологической платформы;
  • уточнены требования к проектам (работам), рассматриваемым и (или) реализуемым в рамках деятельности Технологической платформы;
  • уточнены требования к экспертам Технологической платформы;
  • уточнена форма экспертного заключения по результатам рассмотрения (оценки) проекта (работы), рассматриваемого в рамках деятельности Технологической платформы.

Организации экспертной работы Технологической платформы с самого начала уделялось большое внимание. Благодаря активному участию Платформы в разработке и согласовании государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», проекта Национального плана развития и науки и технологий в авиастроении, других документов стратегического планирования развития отрасли, в деятельность Платформы было вовлечено большое количество экспертов и специалистов.

Основной задачей создаваемого Экспертного совета и актуализированного состава экспертов Технологической платформы должно стать участие в формировании и экспертизе исследовательских и технологических проектов Платформы. После наработки практического опыта проведения экспертизы и демонстрации конкретных положительных результатов планируется организация экспертного взаимодействия Платформы с федеральными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими реализацию наиболее приоритетных государственных и федеральных целевых программ и других инструментов поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

До начала проведения экспертизы конкретных проектов (направлений, тематик работ) каждый эксперт и член Экспертного совета, а также все члены Правления Ассоциации должны подписать соглашение о конфиденциальности и письменно подтвердить отсутствие конфликта интересов в отношении соответствующего объекта экспертизы.

После формирования и актуализации состава экспертных органов Технологической платформы планируется:

  • Организация взаимодействия с ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» с целью подключения экспертов ТП к информационным сервисам поддержки и обеспечения экспертной деятельности;
  • обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов ТП в качестве экспертов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности»;
  • Обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов ТП в качестве экспертов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и реализуемых им инструментов поддержки научно-технической и инновационной деятельности;
  • Обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов ТП в качестве экспертов АО «Российская венчурная компания», Фонда содействия инновациям, Российского научного фонда, других государственных фондов и институтов развития, осуществляющих поддержку научно-технической и инновационной деятельности.

Необходимость дальнейшего развития и формирования полноценной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность технологических платформ в Российской Федерации, в настоящее время осознана большинством активно работающих и развивающихся российских технологических платформ, а также многими экспертами и представителями федеральных органов исполнительной власти.

В 2016-2017 гг., в т.ч. на мероприятиях, организованных и проведенных Технологической платформой «Авиационная мобильность и авиационные технологии», данный вопрос активно обсуждался. Большинство представителей федеральных органов исполнительной власти и технологических платформ солидарны в необходимости более четкой правовой регламентации деятельности российских технологических платформ и их роли в реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Существуют различные взгляды на механизмы и формы реализации изменений (дополнений) в правовые акты, однако сама постановка вопроса и необходимость его решения не вызывают сомнений.

Основными направлениями нормативно-правового оформления статуса технологических платформ в Российской Федерации, предлагаемыми Технологической платформой «Авиационная мобильность и авиационные технологии», являются:

  1. Внесение изменений (дополнений) в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и в разрабатываемый федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», устанавливающих правовой статус технологических платформ и их роль в реализации государственной научно-технической и инновационной политики;
  2. Принятие постановления Правительства Российской Федерации, детализирующего требования, предъявляемые к технологическим платформам, установленные в федеральном законе, и их основные функции, в том числе устанавливающие порядок (правила) их участия в реализации государственных и федеральных целевых программ, деятельности государственных фондов и других механизмов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Это позволит, в первую очередь, установить правовой статус технологических платформ и их базовые функции, в том числе роль и возможности участия в реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

Учитывая достаточно длительный период деятельности российских технологических платформ, который начался с 2010-2011 гг., на сегодняшний день накоплен значительный опыт их функционирования: ведущие технологические платформы достигли определенных результатов в своей деятельности; Межведомственной комиссией по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России и Министерством экономического развития Российской Федерации регулярно осуществляется мониторинг (оценка) деятельности платформ.

Сами платформы стали поддерживать между собой рабочие отношения: периодически проходят встречи по обмену опытом и реализации совместных проектов; обсуждаются проблемы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной работе; ведутся дискуссии по вопросам дальнейшего развития института технологических платформ и формируются совместные предложения по нормативно-правовому обеспечению их дальнейшей деятельности.

Опыт деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» позволил сформулировать базовые требования к технологическим платформам, выполнение которых должно обеспечивать их участие в реализации государственных и федеральных целевых программ, деятельности государственных институтов развития и других механизмов поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Основными из них, на наш взгляд, являются:

  • наличие специализированной некоммерческой организации, объединяющей большинство участников технологической платформы и осуществляющей функции управления ее деятельностью;
  • равное (пропорциональное) представительство бизнеса (включая производственные, конструкторские, инжиниринговые, сервисные и прочие коммерческие организации) и науки (включая отраслевые институты, институты Российской академии наук, высшие учебные заведения) в составе органов управления и экспертных органов платформы, максимально широкое участие в рассмотрении (оценке) проектов платформ независимых экспертов (прежде всего, потенциальных потребителей результатов перспективных исследований и разработок);
  • регулярное обновление (актуализация) стратегической программы исследований и разработок технологической платформы и ее своевременное (до начала процедуры формирования тематик конкурсных лотов) представление в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и институты развития;
  • одобрение (валидация) процедур формирования, отбора и включения направлений работ (проектов) в стратегическую программу исследований и разработок технологической платформы со стороны профильных федеральных органов исполнительной власти и институтов развития;
  • соответствие рекомендуемых технологической платформой для формирования тематик (проектов) направлений работ требованиям, предъявляемым федеральными органами исполнительной власти и институтами развития, и обеспечение их простой и однозначной «трансляции» в конкурсную документацию;
  • ответственность технологической платформы за привлечение необходимого внебюджетного софинансирования, результаты выполненных работ и достижение плановых (заявленных) показателей.

Реализация предлагаемых изменений, на наш взгляд, позволит сбалансировать интересы участников технологических платформ: повысить их авторитет и привлекательность для широкого круга организаций, улучшить качество планирования исследовательских и технологических работ, минимизировать риски принятия субъективных решений (дублирования) при формировании перспективных проектов. Мы надеемся, что предлагаемые нами направления будут реализованы; а технологические платформы станут полноправными участниками государственной научно-технической и инновационной политики.


Договорная работа

Учитывая отсутствие прямого государственного финансирования (субсидирования) деятельности технологических платформ в Российской Федерации, актуальной задачей для нашей Платформы в настоящее время является организация договорной работы Ассоциации «ТП «АМиАТ», с участием заинтересованных организаций и экспертов.

В 2018 году мы начали переговоры с ключевыми участниками ТП по формированию на базе Ассоциации своего рода финансового «хаба» – интегратора, обеспечивающего консолидацию ресурсов заинтересованных организаций, планирование, координацию и выполнение работ по реализации совместных проектов, соответствующих профилю деятельности Платформы и одновременно направленных на решение общих для данных организаций задач.

В данных проектах Ассоциация может выступать в качестве головного исполнителя, основными функциями которого являются:

  • организация и координация работ;
  • подбор наиболее квалифицированных исполнителей и соисполнителей;
  • обеспечение качества и эффективности работ (результатов);
  • ответственность за результаты работ;
  • продвижение результатов работ и разработанных инициатив (проектов, направлений работ) в федеральных органах государственной власти, специализированных фондах и институтах развития;
  • привлечение дополнительного финансирования и софинансирования.

В качестве исполнителей (соисполнителей) работ по проектам по согласованию с заказчиками (финансовыми партнерами) могут привлекаться наиболее квалифицированные эксперты и специалисты (организации), на которых возлагается ответственность за результаты работ по конкретным вопросам (направлениям работ). Естественно, в данных проектах должна максимально адекватно (объективно) оцениваться стоимость и качество выполняемых работ.

В состав проектных коллективов (консорциумов), формируемых для реализации исследовательских или технологических проектов, планируется включать представителей организаций и специалистов, представляющих различные группы организаций и коллективов, как научной (прикладная, вузовская, академическая, отраслевая наука), так и производственной направленности (проектно-конструкторские организации; производственные предприятия; инжиниринговые, внедренческие компании). В качестве участников (экспертов) проекта в обязательном порядке должны привлекаться потенциальные потребители планируемых результатов (производственно-конструкторские организации, авиакомпании - эксплуатанты авиационной техники).

В качестве источников финансирования данных проектов (работ) следует рассматривать государственные и федеральные целевые программы в области развития авиастроения и воздушного транспорта Российской Федерации, а также межотраслевые (общефедеральные) программы поддержки науки, промышленности и технологий; специализированные фонды и институты развития, ориентированные на поддержку перспективных исследований и разработок; средства российских и иностранных компаний, заинтересованных в реализации конкретных проектов (работ).

Поддержку научно-технических проектов (работ), находящихся на ранних стадиях технологической готовности, планируется осуществлять преимущественно за счет средств субсидий на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований, а также специализированных фондов (Российский научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований).

Исследовательские и технологические проекты, ориентированные на разработку конкретных продуктов, должны поддерживаться в рамках отраслевых и межотраслевых государственных и федеральных целевых программ и финансироваться за счет средств соответствующих субсидий. В реализации таких проектов в обязательном порядке должны участвовать промышленные компании (бизнес-структуры), включая конструкторские, производственные, инжиниринговые, сервисные и прочие предприятия и организации реального сектора экономики, основными задачами которых являются: максимально корректная постановка задач, независимая экспертиза (оценка, приемка) результатов выполненных работ, обеспечение необходимого внебюджетного софинансирования.

Дальнейшее продвижение перспективных результатов данных проектов может осуществляться в рамках частно-государственного партнерства с участием средств специализированных фондов и институтов развития (АО «Российская венчурная компания», ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», Фонд развития промышленности, и др.), а также других форм поддержки инновационной и инвестиционной деятельности.

В качестве основных источников финансирования проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы в настоящее время рассматриваются:

  • государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности»;
  • государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»;
  • государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы»;
  • государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;
  • государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»;
  • федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
  • Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы;
  • средства фондов и институтов развития;
  • средства инвесторов;
  • заемные средства;
  • собственные средства организаций - участников Платформы.