Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Проектная работа ТП в 2018 году

 

Проектная работа ТП в 2018 году

В 2018 году деятельность по формированию и реализации перспективных исследовательских и технологических проектов Технологических платформы продолжилась и приобрела более интенсивный характер. Наряду с участием в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», в рамках которой была проведена 3-я, завершающая часть Экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках реализации Программы, начатого в конце 2017 года – продолжилась работа по мониторингу и поддержке реализации (в т.ч. внедрения результатов, полученных в уже завершенных проектах). Кроме того, активизировалась работа по планированию и подготовке к запуску собственных, инициированных самой Платформой, проектов; подготовке к формированию проектных консорциумов; поиску оптимальных источников финансирования.


18 апреля 2018 г. Состоялась рабочая встреча - совещание с представителями ПАО «Аэрофлот» и ФГУП «ГосНИИ ГА» по обсуждению вопросов взаимодействия в рамках деятельности Технологической платформы, в т.ч. возможностей формирования и реализации совместных проектов.

По инициативе членов Правления Технологической платформы начато обсуждение возможностей формирования и реализации совместных проектов в рамках деятельности Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» с участием ПАО «Аэрофлот» и других заинтересованных организаций. На данный момент, было проведено 2 совещания, на которых обсуждался список тем для совместного сотрудничества и детали проекта договоров.


27 апреля 2018 г. В рамках проектной работы Технологической платформы состоялась очередная рабочая встреча - совещание с представителями ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева».

Основной целью совещания было обсуждение результатов реализации и перспектив развития проекта «Разработка модельного ряда высокопроизводительных шлифовальных машин с инновационным типом микротурбин для судостроительной, авиационной и других отраслей машиностроения», поддержанного Технологической платформой и выполненного в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» в 2014-2016 гг.

В совещании приняли участие Заместитель Директора по учебно-методической работе Института транспортных систем С.Н. Хрунков; Заведующий кафедрой «Энергетические установки и тепловые двигатели», д.т.н., профессор В.Л. Химич; сотрудники кафедры – ассистент А.А. Крайнов, инженер Р.В. Погодин; Председатель Правления Технологической платформы А.А. Ким. В рамках посещения НГТУ им. Р.Е. Алексеева представители Технологической платформы посетили Лабораторию малоразмерного пневматического турбопривода, где познакомились с результатами реализации проекта и разработанными инновационными шлифовальными машинами. За 3-летний период реализации проекта была проделана большая работа – закуплено, смонтировано и отлажено уникальное испытательное оборудование, проведены теоретические и экспериментальные исследования, разработаны и подготовлены к опытной эксплуатации шлифовальные машины нового типа. Разработчики проекта поделились текущей информацией о ключевых проблемах и сложностях внедрения инновационной продукции, основными из которых являются: бюрократические проблемы управления в интегрированных компаниях с государственным участием, необходимость обновления технологической документации при использовании нового инструмента, отсутствие прямой заинтересованности у рабочего персонала.

По итогам совещания были намечены планы дальнейших работ по продвижению перспективных разработок НГТУ в авиационной и других отраслях промышленности, а также организации взаимодействия в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Более подробная информация о ситуации с развитием данного проекта, также как и ряда других проектов, представлена в 3-й части Экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». По оценкам экспертов Минобрнауки России и ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ», данный проект получил наивысшие оценки и наиболее благоприятные отзывы, прежде всего, в части результативности выполненных работ.


11 мая 2018 г. Министерством образования и науки Российской Федерации объявлены результаты конкурсного отбора на предоставление субсидий в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (мероприятия 1.2, 1.3, 1.4, 1 очередь) по проекту «Выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на реализацию приоритетов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (шифр: 2018-14-000-0001). Победителями конкурсного отбора стали 2 проекта, поддержанные Технологической платформой:

  • «Создание научно-технического задела в области построения универсальной роботизированной платформы базирования беспилотных летательных аппаратов мультироторной и гибридной аэродинамических схем для регулярного автоматического беспилотного мониторинга объектов и территорий в удаленных и труднодоступных районах» (уникальный номер заявки – 7837, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»);
  • «Разработка и внедрение технологии проектирования авиационных конструкций с основными силовыми элементами из полимерных композиционных материалов эффективных по критериям прочности и живучести» (уникальный номер заявки – 4956, Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского»).

Также, 3 проекта, поддержанные Платформой, согласно информации Минобрнауки России, могут быть признаны победителями в случае их отбора Советами по приоритетам научно-технологического развития для реализации в рамках комплексных научно-технологических проектов:

  • «Разработка технологии и критического оборудования для производства нового типа электрохимических накопителей энергии» (уникальный номер заявки – 0217, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»);
  • «Разработка технологии и создание системы обнаружения повреждений конструкции из полимерных композиционных материалов, применяемых в современных летательных аппаратах» (уникальный номер заявки – 5578, Общество с ограниченной ответственностью Научно-инновационный центр «Институт развития исследований, разработок и трансферта технологий»);
  • «Создание энергоэффективных и экологически безопасных газотурбинных приводов на биотопливе для установок по переработке биологических продуктов и отходов в электроэнергию и тепло» (уникальный номер заявки – 3938, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»).

Поздравляем победителей конкурса и желаем успешной реализации проектов!

Также, учитывая наши обязательства перед Министерством, в т.ч. требования документов, регламентирующих деятельность технологических платформ, просим руководителей проектов информировать Технологическую платформу о результатах продвижения и реализации проектов, включая своевременное предоставление информации о текущих (промежуточных) результатах, перспективах внедрения (коммерциализации) разрабатываемых технологий и необходимости дополнительных мер поддержки со стороны Ассоциации.


29-30 мая 2018 г. Состоялась рабочая поездка представителей Технологической платформы в г. Казань с целью знакомства и более детального изучения компетенций и направлений деятельности организаций - членов Ассоциации «ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», а также обсуждения возможностей формирования и реализации совместных проектов.

В рамках поездки были проведены ряд рабочих встреч и совещаний, а также посещений предприятий и организаций - членов Ассоциации:

  • участие в заседании Научно-технического совета Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ по рассмотрению текущих результатов реализации проекта «Разработка проектных решений и создание опытного образца системы управления многоцелевого регионального 9-местного самолета с интеллектуальным комплексом обеспечения безопасности полетов (ИКОБП)», поддержанного Технологической платформой и выполняемого в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
  • посещение и знакомство с основными направлениями деятельности и компетенциями Лаборатории прочностных испытаний Института авиационной техники и технологий КНИТУ-КАИ;
  • рабочее совещание в ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» по участию КНИТУ в деятельности Технологической платформы и обсуждению возможностей формирования и реализации совместных исследовательских и технологических проектов;
  • встреча и рабочее совещание в АО «Казанский Гипронииавиапром» с целью более подробного ознакомления с основными направлениями деятельности предприятия и обсуждения возможностей формирования и реализации совместных проектов;
  • посещение и рабочее совещание в ПАО «Казанский вертолетный завод» с целью более подробного ознакомления с основными направлениями развития производственных технологий на предприятии и обсуждения возможностей сотрудничества в области перспективных конструкторских и технологических работ.

Поездка оказалась достаточно продуктивной: были существенно расширены представления о возможностях и компетенциях организаций - членов Ассоциации «ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», расположенных в г. Казани; достигнуты предварительные договоренности и намечены конкретные планы по формированию и реализации совместных проектов.


6 июня 2018 г. состоялась 3-я часть Экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

В рамках мероприятия были рассмотрены следующие основные вопросы:

  • основные научно-технические результаты реализации проектов, достигнутые на текущий момент;
  • направления дальнейшего развития проектов, возможности и перспективы коммерциализации полученных результатов;
  • проблемы организационно-методического характера, связанные с реализацией проектов (взаимодействие с индустриальными партнерами, другими участниками реализации проектов);
  • предложения по совершенствованию практики формирования и реализации проектов, связанные с участием в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
  • перспективные направления (тематики, проекты), рекомендуемые к развитию в рамках деятельности Технологической платформы с использованием различных инструментов поддержки инновационной деятельности.

На мероприятие были приглашены:

  • представители организаций - участников Технологической платформы;
  • эксперты Технологической платформы;
  • руководители проектов, реализуемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
  • представители федеральных органов исполнительной власти.
СПИСОК УЧАСТНИКОВ (06.06.2018 г.)

По договоренности с руководством ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» мероприятие проходило в здании Дирекции, что обеспечило возможность участия в нем, наряду с экспертами и представителями организаций - участников Технологической платформы, сотрудников профильных подразделений данного учреждения, подведомственного Министерству образования и науки Российской Федерации, в т.ч. ответственных за организацию и проведение экспертизы, а также мониторинг реализации проектов.

Благодарим коллег из ДНТП за помощь в организации нашего мероприятия!

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился Генеральный директор ФГБНУ «Дирекция НТП» А.Н. Петров, который отметил необходимость серьезных инвестиций в исследования и разработки с целью обеспечения выполнения указов Президента Российской Федерации; а также важность содержательной научно-технической экспертизы, реализуемой ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», в т.ч. в отношении проектов, выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

В первом блоке мероприятия «Основные направления и проекты создания (развития) авиационной техники. Меры государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности» были представлены следующие доклады:

  • «Текущая ситуация с развитием Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии». Об организации проектной и экспертной работы. Основные мероприятия и задачи ближайшего этапа» (Председатель Правления ТП «АМиАТ» А.А. Ким);
    ДОКЛАД (А.А. Ким)
  • «Мировой рынок гражданской авиационной техники: основные итоги и тенденции 2017 года» (Генеральный директор ООО «Межотраслевой аналитический центр» С.К. Колпаков);
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ (С.К. Колпаков)
  • «Сведения о поддержанных ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» проектах в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы» (Руководитель отдела по управлению и оценке эффективности использования результатов ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» Е.В. Чечеткин);
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Е.В. Чечеткин)
  • «Опыт Программы развития и коммерциализации проектов ФЦП «Исследования и разработки» (Руководитель отдела взаимодействия с индустриальными партнерами ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» А.В. Филимонов).
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ (А.В. Филимонов)

 

Доклад Председателя Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Кима был посвящен ключевым организационным аспектам развития Технологической платформы, основным подходам к планированию и организации проектных и экспертных работ, а также планам и мероприятиям на ближайшую перспективу.

Один из основных выводов, сделанных докладчиком при обзоре деятельности Платформы по проектной работе:

  • Учитывая то, что важнейшим направлением совершенствования механизмов формирования и реализации проектов в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», а также других государственных программ поддержки научно-исследовательской деятельности, предлагаемым ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», является усиление роли бизнеса при формировании (разработке) требований к результатам планируемым работ – участие технологических платформ в формировании тематик конкурсных лотов могло бы сыграть важную роль в обеспечении качества и объективности постановки задач, проведении квалифицированной и независимой экспертизы, повышении эффективности и результативности выполняемых работ.

В докладе был также представлен краткий обзор мирового опыта функционирования технологических платформ; их роли в формировании приоритетов научно-технологического развития и обеспечении внебюджетного софинансирования перспективных исследовательских и технологических проектов; а также, были обозначены основные отличия технологических платформ от других участников рынка научно-технической деятельности, обеспечивающие комплексный и объективный подход при планировании и выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

  • Одним из ключевых отличий российской и мировой практики является: ориентация в ведущих иностранных государствах и компаниях на максимально полное использование потенциала инновационных разработок, которые рассматриваются к применению и внедряются не только при создании перспективных продуктов (летательных аппаратов и других видов авиационной техники), но и в целях развития (модернизации, модификации) существующих видов продукции, совершенствования производственных технологий, методов проектирования, сертификации, послепродажного (эксплуатационного) обслуживания, развития вторичного рынка и других сфер использования авиационных технологий.
  • В этом состоит существенное отличие подходов, принятых в ведущих иностранных государствах от сложившихся в нашей стране – когда отдельно и независимо друг от друга планируются и финансируются работы по созданию научно-технического задела для перспективных летательных аппаратов, выполняемые, как правило, ведущими научно-исследовательскими институтами; и работы по созданию (разработке, модернизации) конкретных образцов авиационной техники, осуществляемые конструкторскими и производственными организациями. Такой подход, вместе с отсутствием квалифицированного заказчика (что, как правило, происходит в случае бюджетного финансирования), часто ведет к дублированию работ и завышению расходов государственного бюджета.
  • Также существенно отличается система постановки задач – иностранные производители, текущие и перспективные интересы которых, как правило, балансируются в рамках соответствующих технологических платформ путем пропорционального (паритетного) участия представителей науки и промышленности (бизнеса), максимально точно формулируют требования к результатам будущих (планируемых) исследовательских работ. В России же постановку задач, как правило, осуществляют сами будущие исполнители – научные организации. В результате, промышленность (бизнес) оказывается оторванной от проводимых исследовательских работ, а их результаты – невостребованными; в тоже время разработка (создание) новых видов авиационной техники во многих случаях осуществляется на базе устаревшего задела или иностранных технологий.

В качестве ближайших планов и мероприятий по организации проектной и экспертной работы Технологической платформы в настоящее время рассматриваются:

  • организация работ по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации;
  • доработка и утверждение актуализированной редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы, ее представление и согласование в профильных федеральных органах исполнительной власти, с ведущими организациями отрасли;
  • вынесение на рассмотрение Правления Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» кандидатур, предлагаемых для включения в состав экспертов Технологической платформы, а также Экспертного совета Платформы;
  • организация взаимодействия с ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» с целью подключения экспертов Технологической платформы к информационным сервисам поддержки и обеспечения экспертной деятельности;
  • обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов Технологической платформы в качестве экспертов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
  • обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов Технологической платформы в качестве экспертов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и реализуемых им инструментов поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

Также важнейшей задачей нашей Платформы, других ведущих российских технологических платформ, заинтересованных организаций и специалистов остается законодательное оформление статуса технологических платформ, их роли и функций при формировании и реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

Доклад Генерального директора ООО «Межотраслевой аналитический центр» С.К. Колпакова был посвящен результатам развития мирового рынка гражданской авиационной техники по итогам 2017 года. В докладе были представлены основные фактические данные о структуре мирового рынка гражданской авиационной техники, результаты и перспективы реализации ключевых авиастроительных программ, включая самолеты, производимые и разрабатываемые с участием российских компаний.

Данный доклад имеет важное значение для Технологической платформы, как с точки зрения анализа ключевого рынка, на который ориентированы основные научно-технологические разработки участников Платформы, так и в рамках работ по актуализации Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы с целью учета фактических, наиболее свежих данных. Кроме того, в новой редакции СПИ планируется регулярное проведение робот по анализу состояния и перспектив развития российского и мирового рынка авиационной техники, включая оценку конкурентоспособности текущих и перспективных летательных аппаратов, и других видов авиационной техники, производимых и разрабатываемых в Российской Федерации.

Доклад С.К. Колпакова вызвал большой интерес со стороны участников мероприятия – были заданы ряд системных и уточняющих вопросов:

  • Один из участников поднял стратегический вопрос о причинах малой доли российской авиационной техники на мировом рынке, ответить на который в рамках данного мероприятия не представлялось возможным, так как ни сам доклад, ни тематика мероприятия не предполагали его рассмотрения. Тем не менее, данная проблематика, безусловно, касается Технологической платформы, так как задачи и компетенции Платформы позволяют на системном уровне обсуждать и формулировать направления повышения эффективности развития российской авиационной отрасли.
  • Также при обсуждении доклада был поднят вопрос о возможностях появления в наиболее массовых сегментах рынка принципиально новых (инновационных) продуктов – по мнению докладчика, такая вероятность в обозримой перспективе маловероятна. При этом, отвечая на вопросы участников мероприятия, докладчик назвал обнадеживающими перспективы и возможные последствия приобретения концерном «Airbus» контрольного пакета акций компании, осуществляющей реализацию программы нового самолета «Bombardier C Series»; а также отметил высокую вероятность запуска компанией «Boeing» проекта (программы) создания нового магистрального самолета в сегменте между широкофюзеляжными и узкофюзеляжными самолетами – так называемого проекта NMA (New Midsize Airplane; другие наименования – B797, MoM – Middle of the Market).
  • Кроме того, был задан вопрос о состоянии и перспективах развития рынка легких и сверхлегких ЛА, в т.ч. применяющих поршневые двигатели, детально не раскрытый в представленном докладе. Данный рынок летательных аппаратов имеет важное значение для Технологической платформы, так как Платформа с самого начала своего функционирования придавала особое значение развитию рынка и технологий в сфере малой и региональной авиации. Учитывая наличие в проекте новой редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы планируемых работ по анализу и прогнозу развития рынков и технологий в области малой и региональной авиации – данные работы планируется организовать после согласования и утверждения СПИ.

В докладе Руководителя отдела по управлению и оценке эффективности использования результатов ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» Е.В. Чечеткина были представлены основные сведения об участии технологических платформ в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы» в 2014-2016 гг., в том числе о проектах, поддержанных ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии». Участие платформ в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» осуществляется по поручению Президента Российской Федерации (Пр-3086 от 27.12.2013 г.). В соответствии с действующей редакцией Программы – платформы вправе претендовать на приоритетное рассмотрение предложений по тематике ПНИЭР, а также поддерживать конкретные проекты, подаваемые на конкурсы, объявляемые по инициативе Министерства. В докладе были приведены общие параметры финансирования проектов, поддержанных различными технологическими платформами, а также конкретные показатели результативности проектов, поддержанных ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

При обсуждении доклада был задан вопрос о причинах существенной разницы между количеством проектов, поддержанных технологическими платформами «Материалы и технологии металлургии» и «Медицина будущего» и получивших наибольшее финансирование со стороны Минобрнауки России (107 проектов и 4,5 млрд. рублей; и 82 проектов и 3,4 млрд. рублей соответственно), и количеством проектов, ставших победителями конкурсов с поддержкой других технологических платформ (в частности, у ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» – 27 проектов - победителей на общую сумму 1,3 млрд. рублей).

Данный вопрос находится вне сферы компетенции докладчика и ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ». Тем не менее, его обсуждение непосредственно касается деятельности нашей Технологической платформы, и, безусловно, связано с эффективностью механизмов участия технологических платформ в реализации данной и других государственных программ. Комментируя сложившуюся ситуацию, Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким и представитель организации - монитора по направлению «Транспортные и космические системы» – Заместитель Генерального директора АО «ВИКор» В.П. Полукаров, прежде всего, обратили внимание на то, что корректным адресатом данного вопроса является Министерство образования и науки Российской Федерации; а также отметили низкую эффективность самой системы так называемых «зонтичных лотов», на которые были выделены основные объемы бюджетного финансирования и в которых отсутствовала постановка конкретных научно-технологических задач, а победители конкурсов определялись путем фактически субъективного выбора организаций, предложивших различные по своей содержательной направленности работы (проекты).

На наш взгляд, такая практика, безусловно, удобна для организаторов, так как снижает нагрузку на деятельность сотрудников Министерства и привлекаемых экспертов; однако ее вряд ли можно считать оптимальной с точки зрения целевой направленности и эффективности расходования средств. Также, стоит заметить, что тематические конкурсы, сформированные на базе инициативных предложений технологических платформ (по крайней мере, это касается Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии»), предусматривающие детальное формирование тематики конкурсного лота и предстоящих работ, проводились только в первый год действия Программы – в 2014 году; а в последующие годы проводились преимущественно «зонтичные конкурсы».

Также, А.А. Ким напомнил, что, начиная с 2017 года, фактически прекратила свою деятельность Экспертная группа при Научно-координационном совете Программы по направлению «Транспортные и космические системы», в состав которой входили 3 представителя Технологической платформы, что также сыграло негативную роль в возможности формирования и продвижения перспективных тематик (направлений) работ. При этом, наша Платформа не ставила перед собой целью выигрыш как можно большего количества конкурсов – основной акцент был сделан на отработке механизмов экспертизы и поддержке (продвижении) наиболее эффективных направлений и результатов работ.

Доклад Руководителя отдела взаимодействия с индустриальными партнерами ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» А.В. Филимонова был посвящен опыту реализации Программы развития и коммерциализации проектов, действовавшей в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» в предыдущие годы. Основной задачей данной инициативы было повышение степени применимости и экономической эффективности результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, финансируемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Группой сотрудников Министерства и привлеченных экспертов были разработаны, на наш взгляд, полезные и эффективные инструменты поддержки принятия решений при проведении экспертизы (оценки) результатов выполненных работ и внедрении разработанных продуктов (технологий). В первую очередь, это касается матрицы готовности результатов реализации проектов, как одного из наиболее комплексных инструментов оценки готовности технологического продукта к использованию промышленной компанией (бизнес-структурой).

Определенную дискуссию вызвал вопрос о необходимости и эффективности института технологических брокеров, обеспечивающих поддержку и продвижение перспективных результатов, полученных в рамках реализации Программы, в крупных государственных (холдинговых) структурах: в частности, представители ряда государственных и холдинговых компаний - участники мероприятия выразили свои сомнения в перспективности данного инструмента. На наш взгляд, объективная оценка эффективности и результативности функционирования технологических брокеров в рамках представленной Программы развития и коммерциализации затруднительна, прежде всего, в силу отсутствия детальной (объективной) информации о взаимодействии с индустриальными партнерами и результатах продвижения (коммерциализации) отобранных проектов.

Во втором блоке, посвященном непосредственно рассмотрению результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», были представлены следующие проекты:

  • «Разработка модельного ряда высокопроизводительных шлифовальных машин с инновационным типом микротурбин для судостроительной, авиационной и других отраслей машиностроения» (основной исполнитель – ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», докладчик – Заместитель Директора по учебно-методической работе Института транспортных систем С.Н. Хрунков);
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ (С.Н. Хрунков)
  • «Исследование технологии создания перспективной комбинированной системы пожарной сигнализации для авиалайнеров следующего поколения» (основной исполнитель – ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», докладчик – Инженер международного научного подразделения «Лаборатория механики и энергетических систем» И.А. Волобуев);
  • «Разработка и создание технологии безмасляных трансмиссий микротурбин» (основной исполнитель – ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», докладчик – Инженер международного научного подразделения «Лаборатория механики и энергетических систем» М.П. Булат);
  • «Исследование теплофизических свойств наноструктурных композиционных покрытий и разработка технологии и образцов оборудования для создания теплостойких поршней двигателей транспортных средств» (основной исполнитель – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», докладчик – Заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания Р.Д. Еникеев).
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Р.Д. Еникеев)

 

Кроме того, на мероприятии была представлена основная (в т.ч. организационная) информация о реализации следующих проектов:

  • «Проектирование, разработка конструкции и изготовление демонстратора гибридного аэростатического летательного аппарата нового типа (ГАЛАНТ)» и перспективных проектах в области малой и региональной авиации» (основной исполнитель – ООО «ПРО-Авиа»);
  • «Разработка научных основ и проектных решений для создания агрегатов планера (крыло, стабилизатор) из полимерно-композиционных материалов модельного ряда самолетов авиации общего назначения (АОН) с высоким аэродинамическим качеством на базе 4-местного самолета-демонстратора технологий» (основной исполнитель – ООО «Фирма «МВЕН»);
  • «Проведение исследований и разработка способов и технологий повышения эффективности распыла жидкого топлива и горения топливно-воздушных смесей в авиационных двигателях» (основной исполнитель – ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»);
  • «Разработка технических решений в обеспечение создания отечественных беспроводных датчиков и систем контроля, предназначенных для применения на перспективных авиационных двигателях» (основной исполнитель – ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»);
  • «Разработка технологии оптимального аэродинамического проектирования летательных аппаратов на основе высокоточного математического моделирования на суперкомпьютерных вычислительных кластерах» (основной исполнитель – ООО «ОПТИМЕНГА-777»);
  • «Проектирование широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета на основе методов высокоточного математического моделирования и глобального оптимального поиска с использованием суперкомпьютерных технологий» (основной исполнитель – ООО «ОПТИМЕНГА-777»).

Представленные проекты (доклады) вызвали большой интерес участников мероприятия, большинство из которых являются ведущими экспертами Технологической платформы. Практически по каждому проекту были заданы уточняющие вопросы, даны профессиональные комментарии и полезные рекомендации, направленные на повышение эффективности дальнейших работ и развитие проектов.

Проект «Разработка модельного ряда высокопроизводительных шлифовальных машин с инновационным типом микротурбин для судостроительной, авиационной и других отраслей машиностроения» (основной исполнитель – ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева») выполнялся в 2014-2016 гг. и был завершен в 2017 году. По оценке Дирекции научно-технических программ, данный проект является одним из 2-х наиболее результативных проектов среди всех проектов, поддержанных ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

По словам представлявшего проект Заместителя Директора по учебно-методической работе Института транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева С.Н. Хрункова, ключевой проблемой дальнейшего развития проекта на данный момент является внедрение разработанных в рамках проекта инновационных шлифовальных машин. Опытная эксплуатация новых машин на одном из промышленных предприятий г. Нижнего Новгорода показала их высокую эффективность по сравнению с применяемыми в настоящее время иностранными аналогами. Однако внедрение и заказы на новые машины пока не начались, прежде всего, в связи с организационными проблемами по согласованию применения нового оборудования в интегрированных структурах с государственным участием, в состав которых входят основные серийные заводы, на которых потенциально возможно внедрение новых машин; отсутствием заинтересованности у рабочего персонала в повышении производительности труда; сложностями в связи с необходимостью внесения изменений в технологическую документацию.

По итогам мероприятия достигнута предварительная договоренность по участию Технологической платформы в продвижении разработанного оборудования. Планируется проведение специального совещания по формированию планов и механизмов реализации совместных работ.

При обсуждении проекта «Разработка и создание технологии безмасляных трансмиссий микротурбин» (докладчик – инженер международного научного подразделения «Лаборатория механики и энергетических систем» ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» М.П. Булат) участники мероприятия обратили внимание на результаты работ по схожей тематике, проводимых ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова».

Как один из наиболее успешных также был отмечен проект «Проектирование, разработка конструкции и изготовление демонстратора гибридного аэростатического летательного аппарата нового типа (ГАЛАНТ)» (основной исполнитель – ООО «ПРО-Авиа»). По словам представителя организации - монитора В.П. Полукарова, данный проект оказался чрезвычайно удачным как с точки зрения грамотного планирования работ, так и их качественного выполнения в условиях ограничений по времени и финансированию.

Проект «Проведение исследований и разработка способов и технологий повышения эффективности распыла жидкого топлива и горения топливно-воздушных смесей в авиационных двигателях» (основной исполнитель – ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого») также был отмечен Дирекцией научно-технических программ как один из наиболее результативных проектов, поддержанных Технологической платформой «Авиационная мобильность и авиационные технологии». По данным основного исполнителя, в настоящее время с индустриальным партнером проекта – холдинговой компанией АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» обсуждается возможность продолжения работ с целью внедрения новой технологии при создании перспективного двигателя ПД-35. При этом, присутствовавший на мероприятии представитель АО «ОДК» отметил, что данный вопрос пока не согласован, так как до начала опытно-конструкторских работ необходимо проведение дополнительных исследований, финансирование которых Корпорация не готова полностью взять на себя.

По итогам мероприятия были сформулированы основные рекомендации авторам - исполнителям проектов и их индустриальным партнерам, участвующим в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», других государственных и федеральных целевых программ по вопросам планирования и организации работ.

В частности, было отмечена необходимость при планировании и выполнении работ регулярно осуществлять экспертный анализ (мониторинг) деятельности других организаций в соответствующих или тематически близких направлениях; более точно формулировать задачи (требования) к результатам будущих работ; при подготовке материалов к обсуждению на Технологической платформе привлекать представителей организаций - индустриальных партнеров.

В качестве одного из наиболее эффективных механизмов организации и выполнения поисковых и прикладных НИР в авиастроении и смежных отраслях было предложено проведение конкурсов, победителями которых могли бы стать сразу несколько конкурирующих организаций (коллективов), выполняющих одно техническое задание. Это позволит повысить уровень конкуренции и обеспечить вариативность при планировании дальнейших работ и переходе к следующим стадиям внедрения (опытной отработки) перспективных конструктивно-технологических решений.

По итогам мероприятия был подготовлен и согласован протокол, в котором можно ознакомиться с основными предложениями и рекомендациями, сформулированными участниками обсуждения.

ПРОТОКОЛ (06.06.2018 г.)

 

Благодарим всех экспертов и специалистов, принявших участие в подготовке и проведении мероприятия, за сотрудничество и профессиональный вклад в развитие Технологической платформы, авиационной науки и технологий в Российской Федерации!


7 августа 2018 г. Состоялась рабочая встреча - совещание по обсуждению возможностей формирования и реализации совместных научно-технологических проектов с организациями - участниками Технологической платформы – ООО «ЦНИИ «Апертура», АНО «Научно-инновационный центр» и ООО «Ботлихский радиозавод».


21 августа 2018 г. Представители Технологической платформы посетили ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА), где обсудили механизмы взаимодействия в рамках деятельности Технологической платформы, в т.ч. возможности формирования и реализации совместных проектов.


23 августа 2018 г. В рамках Международного военно-технического форума «Армия-2018» представители Технологической платформы посетили стенд ООО НПП «Прима», где ознакомились с основными выставочными экспонатами и обсудили возможности сотрудничества в рамках деятельности Технологической платформы.


24 августа 2018 г. В рамках Международного военно-технического форума «Армия-2018» представители Технологической платформы посетили стенд ПАО «НПП «Аэросила», являющегося членом Ассоциации «ТП «АМиАТ», где ознакомились с основными выставочными экспонатами и обсудили возможности формирования и реализации перспективных исследовательских и технологических проектов.


18 сентября 2018 г. Представители Технологической платформы посетили АО «Технологии для Авиации» (Группа «Кронштадт», г. Санкт-Петербург), где состоялась встреча с Генеральным директором В.А. Беспаловым. На встрече были рассмотрены вопросы создания тренажеров для российских самолетов, а также вопросы текущего взаимодействия в рамках деятельности Технологической платформы.


18 сентября 2018 г. Представители Технологической платформы посетили ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект», где состоялась встреча с Заместителем Генерального директора по инновационной деятельности и научно-исследовательской работе В.Н. Вторушиным. На встрече были рассмотрены вопросы развития аэропортовой инфраструктуры в регионах Российской Федерации, а также вопросы взаимодействия в рамках деятельности Технологической платформы.


19 сентября 2018 г. Представители Технологической платформы посетили ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», где состоялась встреча с Проректором по перспективным проектам, руководителем Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» А.И. Боровковым. На встрече были рассмотрены возможности формирования и реализации совместных проектов, в т.ч. в рамках деятельности Рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы.


21 сентября 2018 г. Представители Технологической платформы приняли участие в мероприятии Startup Stage, посвященном конкурсу инновационных проектов, проводимому ЗАО «Группа компаний С 7» совместно с Фондом «Сколково».


4 октября 2018 г. Представители Технологической платформы приняли участие в совещании организаций - разработчиков аэростатических летательных аппаратов, состоявшемся в АО «ДКБА», на котором были рассмотрены организационные вопросы дальнейшего развития данного направления, в т.ч. в рамках деятельности Технологической платформы.


29 октября 2018 г. Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» заключила первый коммерческий договор на выполнение НИР «Исследование рынка авиастроения, как сектора заказчика авиационных поршневых двигателей. Формирование основных требований к техническому облику перспективного авиационного поршневого двигателя» (шифр «Адаптация-Ассоциация», заказчик  – ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»).


15 ноября 2018 г. Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» завершила выполнение работ по договору на выполнение НИР «Исследование рынка авиастроения, как сектора заказчика авиационных поршневых двигателей. Формирование основных требований к техническому облику перспективного авиационного поршневого двигателя» (шифр «Адаптация-Ассоциация»). Официальный отчет с результатами выполнения НИР был передан заказчику. В выполнении НИР приняли участие 27 специалистов, большинство их которых являются членами Рабочей группы Рабочей группы Технологической платформы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации.