Главная страница / Аналитический центр / Комитет по стратегическому планированию и приоритетным проектам / Новые технологии и перспективные направления / Авиационное и научно-технологическое обеспечение развития Арктики
Авиационное и научно-технологическое обеспечение развития Арктики
В последние годы Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации уделяется повышенное внимание развитию Арктики и других северных территорий Российской Федерации. Это обусловлено уникальной ролью Арктики в обеспечении геополитических, экономических и экологических интересов Российской Федерации, а также интересов в сфере военной безопасности.
Органами государственной власти Российской Федерации были приняты ряд важнейших стратегических и программных документов, устанавливающих приоритеты национальной политики в сфере развития Арктических территорий:
- Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 18.09.2008 г.);
- Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации 08.02.2013 г.);
- государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена 21.04.2014 г.; действует в ред. от 17.12.2014 г.).
Создана и функционирует Государственная комиссия по вопросам развития Арктики (решение Правительства Российской Федерации от 14.03.2015 г.).
В соответствии с принятыми документами основными направлениями государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:
- укрепление позиций Российской Федерации в Арктике с учетом геополитических, военно-технических, экономических и иных факторов;
- изучение и освоение Арктики с учетом потребностей страны и мировых тенденций, обеспечение необходимого уровня фундаментальных и прикладных научных исследований;
- эффективное использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике;
- расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации для обеспечения потребности Российской Федерации в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья;
- обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая создание и поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (в первую очередь пограничных органов) в этом регионе;
- модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации, содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов;
- защита населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и рукотворного характера;
- улучшение качества жизни населения, проживающего и работающего в Арктической зоне Российской Федерации, включая коренные малочисленные народы, сохранение их традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности, а также объектов культурного наследия;
- сохранение и защита природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата, установление особых режимов природопользования и охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации;
- формирование единого информационного пространства Российской Федерации в ее Арктической зоне с учетом природных особенностей;
- совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике;
- обеспечение взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений, участником которых является Российская Федерация.
Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» также придает особое значение вопросам развития Арктики и других северных территорий Российской Федерации. Ключевыми аспектами (направлениями) деятельности Платформы в данной сфере являются:
- развитие и совершенствование авиационного обеспечения Арктики и северных территорий (включая развитие воздушного транспорта, в т.ч. авиационных компаний и организаций, осуществляющих эксплуатацию ВС, аэропортов и аэродромов, объектов системы ОрВД; развитие системы авиационного метеорологического обеспечения; развитие частной авиации; разработку и совершенствование ВС и другой авиационной техники, адаптированных к условиям Арктики);
- проведение исследований и разработка перспективных технологий, прежде всего, в области авиационной техники, а также в смежных областях, необходимых для развития Арктики и других северных территорий.
В 2014 году Технологической платформой совместно с Администрацией Ненецкого автономного округа и ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» было проведено крупное выездное мероприятие (круглый стол) «Проблемы и перспективы развития малой и региональной авиации в условиях Крайнего Севера и Арктики», которое состоялось в г. Нарьян-Маре и вызвало большой интерес среди широкого круга организаций и лиц.
Обзор мероприятия |
В контексте данного направления деятельности Платформы Планом работы на 2020 год предусмотрено проведение специального мероприятия (круглого стола) «Об авиационном обеспечении развития Крайнего Севера и Арктики», на котором планируется рассмотреть актуальные вопросы авиационного обеспечения Арктики и других северных территорий, возможности формирования и реализации совместных проектов в области перспективных авиационных технологий.
Особого внимания заслуживает вопрос проведения исследований и разработки технологий, адаптированных к условиям Севера и Арктики. В качестве одного из первоочередных шагов мы предлагаем провести широкомасштабное исследование «Разработка перспективных направлений создания научно-технологического задела в области передовых технологий, адаптированных к условиям Арктики», по результатам которого должны быть определены:
- направления создания научно-технологического задела в области перспективных технологий, адаптированных к условиям Арктики;
- требования к основным техническим, экономическим и эксплуатационным характеристикам перспективной продукции и технологий, адаптированных к условиям Арктики;
- предложения по мероприятиям и проектам, направленным на создание и развитие перспективных технологий, адаптированных к условиям Арктики.
Проект «Арктика, технологии» |
Данную работу мы предлагаем организовать и провести в широкой кооперации, с участием всех заинтересованных сторон, включая профильные технологические платформы. Обращаемся за поддержкой в Министерство образования и науки Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, ко всем заинтересованным организациям и лицам. Результаты данной работы (проекта) могут быть использованы при формировании обоснованных планов работ (проектов) по разработке (созданию, развитию) перспективных технологий, а также других мероприятий, связанных с развитием Арктики и прилегающих территорий. Полученные результаты также могут быть использованы при разработке предложений по внесению изменений (дополнений) в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», другие государственные и федеральные целевые программы.