Главная страница / Деятельность / Предпроектные разработки и импортозамещение

 

Предпроектные разработки и вопросы импортозамещения

В 2022 году общая геополитическая обстановка и условия деятельности авиационной отрасли в нашей стране существенно изменились. Широкомасштабное сотрудничество с западными странами, в т.ч. в области закупок авиационной техники, приобретения комплектующих, технологического и иного оборудования, прекратилось, и ближайшие годы вряд ли будет возобновлено. В этих условиях ключевой задачей отрасли стала ускоренная разработка и вывод на рынок российских воздушных судов, двигателей, импортозамещение отдельных систем и агрегатов, создание необходимых отечественных материалов, станков, оборудования, программного обеспечения. Технологическая платформа заинтересована в развитии компетенций российских разработчиков и производителей авиационной техники, и мы ведем эту деятельность с самого начала создания Платформы.

Для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации, а также учитывая многочисленные обращения и пожелания организаций - участников Платформы, секретариатом Ассоциации, совместно с экспертами ТП, был разработан данный раздел, посвященный проектам и инициативам, находящимся на ранней стадии реализации и нуждающимся в дополнительной поддержке, а также предполагающим необходимость дополнительного (предпроектного) обсуждения и экспертизы.

Решением Правления Ассоциации от 27 июля 2023 г. был утвержден План мероприятий по обеспечению деятельности Технологической платформы на 2023 год и на период до 2027 г., включающий в себя как обязательные (ежегодные) мероприятия, необходимые для обеспечения нормального функционирования Ассоциации, так и стратегические (тематические) направления, соответствующие актуальным задачам деятельности Платформы и развития авиационной отрасли в нашей стране (подробнее – см. в разделе «Кабинет ТП» по адресу: https://aviatp.ru/cabinettp#27072023).

План (ТП, 2023-2027 гг.)

В качестве основных тематических (стратегических) направлений, включенных в текущую редакцию Плана, следует выделить следующие:

  • Беспилотные авиационные системы;
  • Аддитивные технологии;
  • О развитии рынков авиации общего назначения и малой авиации в Российской Федерации;
  • Анализ хода импортозамещения авиационной техники – от компонентов до готовых продуктов;
  • Приоритеты технологического развития авиационной техники в новых условиях.

Основные принципы (подходы) при выборе направлений (тематик) предпроектной экспертной и информационно-аналитической работы:

  • учтены традиционные технологические направления, по которым в предыдущие годы был накоплен определенный опыт и объем информации в рамках деятельности Платформы;
  • соответствие приоритетам и направлениям Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы;
  • включены новые (дополнительные) направления, выявленные в процессе предпроектных исследований и учитывающие современные реалии.

Данные и другие направления (мероприятия) Плана были сформированы по результатам проведенного аппаратом Ассоциации опроса организаций - участников ТП и поступивших предложений (инициатив) и предполагают возможность их гибкой (поэтапной) реализации с использованием современных способов коммуникации и адаптивных механизмов организации работ (с учетом возможностей организаций - участников и стадии/глубины проработки темы), включая:

→  предварительные исследования, сбор и анализ информации;

→  интервью «Мнения экспертов»;

→  открытие на сайте (для новых направлений) специальных разделов по заданной теме;

→  подготовку публикаций и аналитических материалов для сайта ТП и внутренних обсуждений с членами Ассоциации;

→  организацию научных исследований и коммерческих проектов по теме;

а также разнообразные удобные форматы проведения мероприятий: круглые столы, онлайн-совещания, выездные мероприятия (встречи с экспертами), заседания рабочих групп, рассмотрение отдельных вопросов с привлечением членов Правления и других членов органов управления Ассоциации с помощью современных средств связи, и др.

Тематическая часть Плана подлежит периодической актуализации и корректировке: некоторые направления могут пролонгироваться и (или) уточняться; возможно включение дополнительных предложений и актуальных вопросов – в соответствии с пожеланиями (инициативами) организаций - участников и экспертов ТП.

С учетом новых реалий приоритет в наполнении данного раздела будет отдан направлениям и задачам, связанным с созданием технологий, обеспечивающих ускоренное достижение технологического суверенитета Российской Федерации и обеспечение технологической независимости страны. 

1-е Направление:

Создание в Российской Федерации авиационных поршневых двигателей

В настоящее время в силу ряда исторических объективных и субъективных причин производство авиационных поршневых двигателей в Российской Федерации фактически отсутствует, а разрабатываемые отечественные летательные аппараты малой и региональной авиации, а также беспилотные ЛА, оснащаются двигателями иностранного производства. При этом, парк воздушных судов малой и региональной авиации, включая воздушные суда авиации общего назначения, составляет около 5 тыс. ед. (не считая сверхлегких ЛА), что значительно превосходит парк магистральных и региональных реактивных самолетов. Прогнозируемый экспертами Технологической платформы спрос на поршневые двигатели для малой и региональной авиации, а также беспилотные воздушные суда среднего и тяжелого класса (взлетной массой более 200 кг) гражданского назначения (без учета ЛА нетрадиционных типов: дирижабли, экранопланы, и др.) на 10-летний период оценивается: в базовом сценарии – в 2 050 ед., в оптимистическом сценарии – в 3 550 ед. Следует отметить, что данные оценки делались в 2020 году, и в настоящее время могут быть пересмотрены в бόльшую сторону, с учетом прогнозируемого ускоренного роста спроса на беспилотные летательные аппараты.

Самолет-амфибия Л-72 c двигателями Lycoming (США)

Важно также учитывать, что в настоящее время в стране имеются определенные компетенции, накопленные в рамках выполнения работ по созданию научно-технического задела и разработке конкретных двигателей, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, а также инициативных разработок, выполненных отдельными российскими государственными и частными компаниями.

Актуальность создания в Российской Федерации собственного производства авиационных поршневых двигателей определяется, с одной стороны, необходимостью оснащения новых и имеющихся в Российской Федерации пилотируемых и беспилотных воздушных судов авиационными двигателями необходимой размерности, а с другой стороны, важностью решения задач ускоренного достижения технологического суверенитета и обеспечение технологической независимости страны.

_________________

Наши компетенции:

В предыдущие годы Ассоциацией было выполнено ряд серьезных научно-исследовательских и аналитических работ по тематике двигателей для малой и региональной авиации, а также беспилотных авиационных систем, по результатам которых:

–  были разработаны сценарии развития рынка малой и региональной авиации и беспилотных авиационных систем, а также прогноз потребностей в авиационных поршневых двигателях для летательных аппаратов отечественной разработки (производства);

–  сформированы приоритеты развития авиационных поршневых двигателей для малой и региональной авиации и беспилотных авиационных систем в части характеристик и типажа двигателей, а также соответствующих инженерно-технических направлений;

–  разработаны технически- и экономически обоснованные предложения по созданию типоразмерного ряда перспективных отечественных авиационных поршневых двигателей для легких самолетов, вертолетов и БЛА гражданского назначения в Российской Федерации;

–  сформированы требования к техническому облику перспективных авиационных поршневых двигателей, обеспечивающих их конкурентоспособность на российском и мировом рынках;

–  сформирован перечень конструктивно-технологических решений, обеспечивающих создание перспективных авиационных поршневых двигателей, конкурентоспособных на российском и мировом рынках.

Подробнее с основными результатами и особенностями выполнения данных работ можно ознакомиться в разделе «Коммерческие проекты» по адресу: https://aviatp.ru/commercprojects#Engines_SRA.

В число организаций - участников Технологической платформы входит ряд организаций, непосредственно занимающихся разработкой авиационных поршневых двигателей; среди экспертов ТП имеются более 200 специалистов, имеющих различные компетенции в данной сфере. Следует также отметить деятельность созданной в рамках функционирования Технологической платформы рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации, многие члены которой принимали участие в выполнении указанных выше коммерческих работ Ассоциации, а также провели ряда инициативных экспертно-аналитических мероприятий и предпроектных разработок (подробнее – см. в разделе «Двигателестроение для легкой и малой авиации» по адресу: https://aviatp.ru/newturn).

В 2022 году Ассоциацией на основании обращения одного из членов ТП – ООО «ЗК-Мотор» было проведено экспертное рассмотрение заявки (проекта) создания поршневого двигателя мощностью 200 л.с., планируемой к подаче на конкурс в Фонд содействия инновациям.

По мнению экспертов Технологической платформы, создание и организация производства авиационных поршневых двигателей в Российской Федерации в современных условиях является важной государственной задачей, и наша Ассоциация также заинтересована в развитии компетенций российских разработчиков и производителей в данной сфере (соответствующее направление включено в состав Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы).

В экспертизе (оценке) данного проекта приняли участие 14 экспертов Технологической платформы, которыми были сформулированы ряд замечаний и предложений, касающихся, как научно-технических, так и организационных аспектов ведущихся работ. Вопросы и комментарии были направлены авторам (инициаторами) проекта, которые, в свою очередь, выразили благодарность и представили ответные пояснения. По информации ООО «ЗК-Мотор», многие замечания экспертов Платформы будут учтены при планировании и выполнении дальнейших работ по проекту.

Большинство экспертов подтвердили актуальность работ по проекту в части выбранного диапазона мощностей и размерности планируемого к созданию базового двигателя, с учетом существующего парка летательных аппаратов малой авиации в Российской Федерации и потенциала его дальнейшего развития, в т.ч. в целях использования на беспилотных ЛА.

Секретариатом ТП было подготовлено рекомендательное письмо по данному проекту в Фонд содействия инновациям, так как большинство экспертов сочли целесообразным поддержать проект. Ассоциация заинтересована в развитии авиационного поршневого двигателестроения в нашей стране; мы считаем, что реализация проекта позволит, как минимум, экспериментально отработать ряд важных конструктивно-технологических решений и создать научно-технический задел, который может быть в дальнейшем применен, как в данном двигателе, так и в других проектах создания авиационных АПД.

Основная информация о результатах проведенной экспертизы и наиболее острых (дискуссионных) вопросах, возникших при рассмотрении проекта, представлена в разделе «Экспертная деятельность» по адресу: https://aviatp.ru/expertcouncil#15042022. Подробная информация об экспертизе, включая заключения экспертов, размещена в разделе сайта «Внутренние документы Ассоциации» (вход в раздел: https://aviatp.ru/cabinettp#internaldocs, и далее в раздел «Экспертный совет»: https://aviatp.ru/expertinfo#13-21April2022; доступен только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации и членов органов управления).

Со своей стороны, Ассоциация готова участвовать в рассмотрении (оценке, экспертизе) результатов дальнейших работ по данному проекту, включая подготовку предложений по внедрению наиболее эффективных разработок в текущие и перспективные авиастроительные проекты (программы).

В 2023 году руководство ООО «ЗК-Мотор» обратилось в Ассоциацию с просьбой оказать содействие в доведении информации о проекте и выполненных разработках до широкого круга организаций с целью поиска потенциальных инвесторов или партнеров. Подготовленный компанией материал «Предложение для инвесторов: доведение авиационного поршневого двигателя ЗК-2000 «Модуль-Д» до стендовых и летных испытаний» представлен ниже.

Двигатель - демонстратор технологий «Аэроэндуро» на испытательном стенде
(п/п «Мочище», январь 2018 г.)

Предложение (ЗК-Мотор)

Обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с просьбой рассмотреть данное предложение и сообщить свое мнение о данном проекте и перспективах его дальнейшего развития, включая возможности привлечения ресурсов для доведения и последующего внедрения наиболее эффективных разработок в текущие и перспективные авиастроительные проекты (программы). Также будем благодарны за возможность предоставления контактов организаций и лиц, которые по Вашему мнению, потенциально могут быть заинтересованы в сотрудничестве с компанией «ЗК-Мотор».

Контактное лицо для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич (тел. +7 (495) 980-04-23; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).


2-е Направление:

Анонс! Готовится новая публикация.

Развитие и модернизация экспериментальной и испытательной базы,
в том числе в интересах разработки и производства беспилотных авиационных систем

Малая климатическая аэродинамическая труба ИТПМ СО РАН