Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Коммерческие проекты

 

Примечание: Ранее содержащаяся в данном разделе информация о результатах мониторинга реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направления развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021», перенесена на страницу «Мониторинг реализации проектов».


Коммерческие проекты

В данном разделе представлены основные подходы и направления коммерческой проектной работы Ассоциации:

  • I БЛОК Основные подходы к формированию и реализации коммерческих проектов Технологической платформы:

⇒  Особенности ведения коммерческой деятельности Ассоциации;

⇒  Опыт финансирования исследовательских и технологических проектов европейских технологических платформ;

⇒  Динамика развития коммерческой проектной деятельности ТП «АМиАТ»;

  • II БЛОК Направления экспертно-аналитической работы Технологической платформы:

⇒  Развитие авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации;

⇒  Развитие исследовательской и испытательной базы в сфере деятельности Технологической платформы;

⇒  Методология управления научными исследованиями и разработками.

Также в данном разделе представлена подробная информация о коммерческих проектах, выполненных Ассоциацией в 2018-2023 гг.:

⇒  НИР «Исследование рынка авиастроения, как сектора заказчика авиационных поршневых двигателей. Формирование основных требований к техническому облику перспективного авиационного поршневого двигателя» (шифр «Адаптация-Ассоциация»);

⇒  НИР «Исследования в обеспечение формирования типоразмерного ряда перспективных двигателей для легких самолетов, вертолетов и БЛА гражданского назначения» (шифр «Демонстраторы МГТД и АПД-ТРР»);

⇒  НИР «Разработка обосновывающих материалов и проекта комплексной программы развития экспериментальной и полигонной базы авиастроения» (шифр «ЭПБ-3 – Ассоциация»);

⇒  НИР «Разработка адаптированной методики оценки уровня готовности технологий, уровня готовности производства и уровня готовности персонала (кадров) при планировании и реализации программ (проектов) создания газотурбинных двигателей и других видов техники в рамках деятельности АО «ОДК» (Шифр «Уровень»).

I БЛОК.

Основные подходы к формированию и реализации коммерческих проектов Технологической платформы

Особенности ведения коммерческой деятельности Ассоциации

Изначально Технологическая платформа не имела юридически оформленной организационной структуры и действовала в виде неформального объединения, руководствуясь методическими рекомендациями Правительственной комиссии по высоким технологиям, Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России и Министерства экономического развития Российской Федерации, разработанными на основе модели европейских технологических платформ. На этом этапе деятельности Платформы (в 2011-2015 гг.) финансирование работ по организации и обеспечению ее функционирования осуществляло ФГУП «ЦАГИ» – как инициатор создания и один из координаторов ТП.

С 2016 г. – после создания и начала функционирования Ассоциации «ТП «АМиАТ» – основным источником финансирования организационной и аналитической работы по обеспечению функционирования Технологической платформы стали членские взносы организаций - участников (установленные на минимальном уровне с учетом общеэкономической ситуации в стране и переходных этапов развития отрасли; о размере членских взносов – см. в разделе сайта «Планово-экономический отдел»).

В соответствии с Уставом, целью создания Ассоциации является объединение организаций для содействия авиационному развитию, представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов ее членов, а также для реализации задач Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» (подробнее – см. в разделе «Юридический отдел» по адресу: https://aviatp.ru/legaldep#Charter).

Предметом деятельности Ассоциации является обеспечение функционирования Технологической платформы, содействие членам Ассоциации в осуществлении научной, научно-технической, инновационной и иных видов деятельности в области авиастроения, авиации, авиационных и авиационно-космических технологий. Вместе с тем, Уставом предусмотрено, что Ассоциация может осуществлять приносящую доход деятельность, постольку, поскольку это служит достижению целей Ассоциации и соответствует этим целям.

Основными видами деятельности, которые Ассоциация имеет право осуществлять, в т.ч. путем заключения коммерческих договоров, являются:

  • деятельность по прогнозированию и аналитическая деятельность, включая стратегическое планирование развития исследований и разработок в области авиации и в смежных областях, создание и реализацию дорожных карт, выявление приоритетов развития, в том числе с использованием информационно-коммуникационных инструментов, экспертиза проектов разного уровня;
  • информационная деятельность, включая распространение информации и консультирование заинтересованных государственных органов власти, органов местного самоуправления, членов Ассоциации, иных юридических и физических лиц о деятельности Технологической платформы, информационная поддержка, связь с российскими и иностранными технологическими платформами, территориальными инновационными кластерами, юридическими и физическими лицами, проведение конференций, совещаний, семинаров;
  • деятельность по привлечению бюджетного и внебюджетного финансирования реализации программ и проектов, формирование фондов для развития проектов;
  • маркетинговая деятельность с целью коммерциализации технологий, созданных в рамках Технологической платформы, в том числе их трансферта в другие отрасли экономики России;
  • иная деятельность, соответствующая целям Ассоциации.

С учетом общеэкономической ситуации в стране и неурегулированности вопроса о правовом статусе технологических платформ, в качестве источников дополнительного финансового обеспечения, а также направления перспективного развития Технологической платформы – в настоящее время рассматриваются специальные (целевые) договоры на оказание Ассоциацией экспертных и аналитических услуг (проведение работ) по тематике деятельности ТП.

В соответствии с общей концепцией создания технологических платформ по мере налаживания (упорядочивания) внутриплатформенной деятельности, прежде всего, в плане организации и проведения экспертизы, согласования и определения механизмов реализации Стратегической программы исследований и разработок, а также «встраивания» платформ в общегосударственную систему поддержки научно-технической и инновационной деятельности – Платформа должна, сохраняя статус «коммуникационной площадки», постепенно перейти к самостоятельному формированию исследовательских и технологических проектов и обеспечению их эффективной реализации.

Создание и участие Ассоциации «ТП «АМиАТ» в этой работе способно вывести проектную деятельность в научно-технической сфере авиастроения Российской Федерации на качественно новый уровень и одновременно обеспечить финансирование (софинансирование) соответствующих организационных расходов ТП.



Опыт финансирования исследовательских и технологических проектов европейских технологических платформ

В качестве примера можно привести опыт европейских технологических платформ, поэтапное развитие которых позволило перейти к формированию и реализации так называемых «совместных исследовательских инициатив», представляющих собой частно-государственные партнерства, в рамках которых осуществляется совместное финансирование перспективных исследовательских программ и проектов.

В сфере авиации ключевыми экспертно-проектными органами Европейского союза – прямыми аналогами нашей Технологической платформы – в настоящее время являются Консультативный совет по авиационным исследованиям в Европе (Advisory Council for Aeronautics Research in Europe, ACARE) и совместная инициатива (программа) «Чистая авиация» (Clean Aviation Joint Undertaking). Роль ACARE, образованного в начале 2000-х годов как неформальное объединение всех основных участников авиационной отрасли, включая производителей авиационной техники, авиакомпании, аэропорты, регуляторов, организации ТОиР, отраслевые и академические научно-исследовательские институты, состоит в разработке и согласовании прогноза (форсайта, вѝдения) развития авиации на предстоящий долгосрочный период, включающего требования к уровню характеристик авиационной техники на определенные (веховые) даты, а также ключевые задачи (направления) исследований и разработок.

В прошлые годы ACARE были разработаны такие стратегические документы научно-технического (инновационного) планирования, как Vision 2020 (2001 г.), Flightpath 2050 (2011 г.), Стратегическая программа исследований и инноваций (Strategic Research and Innovation Agenda, SRIA, редакции от 2002 г., 2004 г., 2008 г., 2012 г., 2017 г..; подробнее – см. в разделе «Международный опыт деятельности технологических платформ» по адресу: https://aviatp.ru/interexp#ACARE).

Практическая реализация общего вѝдения дальнейшего научно-технологического развития в сфере авиации Европейского союза – Стратегической программы исследований и инноваций ACARE – осуществляется с помощью «совместных исследовательских инициатив» (joint undertaking), фактически представляющих собой специальные фонды, формируемые, как за счет бюджета Европейского союза, так и из взносов коммерческих компаний, средства которых направляются на финансирование перспективных исследований и разработок.

Крупнейшей исследовательской программой (совместной инициативой) ЕС в настоящее время является программа Clean Aviation, которая является продолжением действующей с 2014 года программы Clean Sky 2. Общий бюджет программы Clean Sky 2 составляет около 4 млрд. евро, из которых 1,716 млрд. евро – субсидии из бюджета ЕС (средства научно-исследовательской программы Horizon 2020), а остальное – средства компаний.

Программа Clean Aviation была запущена в 2021 году и предусматривает проведение исследований и разработку технологий, обеспечивающих создание летательных аппаратов следующего поколения, удовлетворяющих повышенным требованиям в области защиты окружающей среды. Планируется, что Программа Clean Aviation будет действовать с 2022 г. по 2031 г. и предусматривает финансирование ЕС в размере 1,7 млрд. евро, которое будет дополнено 2,4 млрд. евро частных инвестиций в натуральной форме.

В бюджете Программы на 2022 год, составляющем в общей сложности 213,87 млн. евро, запланированы исследования по следующим основным направлениям:

–  большой пассажирский самолет (38,5 млн. евро);

–  региональный самолет (9,0 млн. евро);

–  скоростной вертолет (14,9 млн. евро);

–  конструкция планера (25,8 млн. евро);

–  двигатели (26,3 млн. евро);

–  системы (19,7 млн. евро);

–  оценка технологий (0,8 млн. евро);

–  трансфер технологий из смежных отраслей (1,1 млн. евро);

–  трансфер технологий в области малой авиации (0,4 млн. евро);

–  запросы предложений/объявление тендеров (57,6 млн. евро).

В финансовом отчете о реализации программы Clean Sky 2 за 2020 год указано, что получателями средств стали в общей сложности 778 организаций; всего было израсходовано 335,7 млн. евро, из которых на оплату услуг экспертов было потрачено 3,1 млн. евро.

В русле данного направления, что подтверждается также мнением представителей организаций - членов ТП, Ассоциация может выступать в качестве своего рода финансового «хаба» – интегратора, обеспечивающего консолидацию ресурсов организаций, заинтересованных в решении общих научно-технических и (или) организационных (регуляторных) задач по профилю деятельности Технологической платформы; осуществлять планирование, координацию и выполнение работ по реализации совместных проектов; обеспечивать взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и институтами развития. По решению организаций - участников и Ассоциации – собранные таким образом консолидированные средства также могут быть направлены на совместное финансирование (софинансирование) необходимых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ путем внесения специальных (целевых) членских взносов.

В рамках сопровождения данных проектов Ассоциация готова обеспечить высококачественную и реально независимую экспертизу, объективный выбор направлений исследований и разработок, отбор и формирование проектных команд (консорциумов), привлечение дополнительного финансирования (софинансирования) с участием средств государственных программ и других механизмов поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Немаловажным фактором также является минимальный размер накладных расходов Ассоциации при выполнении ею договорных работ.

Дальнейшим развитием данного направления может стать создание находящихся под управлением Ассоциации и заинтересованных организаций фондов НИОКР, а также венчурных, инвестиционных и других специализированных фондов.

∗ ∗ ∗

Опыт стран Европейского союза показывает, что объединение на ранних (докоммерческих) стадиях разработки перспективных технологий организаций бизнеса (промышленности) и науки с обязательным участием государства позволяет наиболее оптимальным образом определить приоритетные направления перспективных исследований, сформировать требования к реально востребованным коммерческим разработкам, минимизировать риски превалирования частных (узкогрупповых) интересов. Качественно организованная прогнозно-аналитическая деятельность с участием всех заинтересованных сторон, с обязательным соблюдением принципов пропорционального представительства бизнеса и науки, обеспечила формирование четких научно-исследовательских приоритетов и возможность концентрации ресурсов государственного (бюджетного) и внебюджетного (коммерческого) финансирования на наиболее актуальных научно-технологических задачах (с учетом особенностей и приоритетов государственной политики данных стран).

Несмотря на то, что в Российской Федерации технологические платформы пока не приобрели официальный, нормативно-установленный статус, позволяющий реализовать передовые организационные механизмы приоритизации направлений перспективных исследований и разработок – накопленный значительный экспертный и аналитический потенциал нашей и других наиболее успешных технологических платформ может оказаться востребованным в новых экономических условиях.

Наработанный за начальный период функционирования Ассоциации опыт выполнения коммерческих проектов – экспертно-аналитических и научно-исследовательских работ – показал возможность эффективного решения поставленных задач и высокий потенциал практического применения полученных результатов в практике государственного стратегического планирования и финансирования научных исследований и перспективных разработок, включая возможность расширения сферы экспертно-аналитической деятельности Платформы.

Одним из первоочередных направлений в современных условиях, на наш взгляд, должна стать разработка и согласование новой (актуализированной) редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы, увязанной с разрабатываемой в настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Комплексной программой развития авиационной отрасли на период до 2030 года, а также государственными программами «Развитие авиационной промышленности» и «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (подробнее – см. в разделе «Кабинет ТП» по адресу: https://aviatp.ru/cabinettp#22042022, а также «Аналитический центр»: https://aviatp.ru/strategicplan).



Динамика развития коммерческой проектной деятельности ТП «АМиАТ»

Подводя первые итоги проектной коммерческой деятельности Технологической платформы, стоит отметить своевременность тематик, с которых началась коммерческая работа Ассоциации. Во-первых, все реализованные и планируемые к выполнению проекты соответствуют направлениям Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы. А во-вторых, работы по созданию и развитию двигателей для малой авиации и БЛА, также как и сама тематика совершенствования системы управления научно-технологическим развитием отрасли, включая содержание и развитие экспериментальной и полигонной базы, и практическое применение системы оценки уровней готовности технологий – являются чрезвычайно актуальными и значимыми с точки зрения повышения эффективности функционирования отрасли задачами.

Важно подчеркнуть, что при планировании и выполнении коммерческих проектов Ассоциации наблюдается последовательное расширение степени охвата тематик проводимых работ, как с точки зрения стадий жизненного цикла, так и в плане рассматриваемых видов авиационной техники. Если работы (проекты) 2018 г. и 2020 г. относились преимущественно к начальным стадиям разработки (развития) технологий – исследованиям рынка и формированию требований к будущим продуктам, и концентрировались, прежде всего, на двигателях для малой и региональной авиации, включая беспилотные авиационные системы; то проекты «ЭПБ-3 – Ассоциация» (2019 г.) и «Уровень» (заключение договора – в 2022 г.) носят более комплексный характер, охватывая практически все стадии жизненного цикла и затрагивая значительно бόльшее количество типов АТ.

Следует также отметить, что, если первые 3 проекта выполнялись Ассоциацией по заказу научных организаций отрасли – ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и ФГУП «ЦАГИ», то заказчиком 4-го по счету проекта вступает предприятие реального сектора экономики АО «ОДК» – головная организация отрасли авиационного двигателестроения.

Динамика развития коммерческой проектной деятельности ТП «АМиАТ» на основе методологических подходов по

совершенствованию системы управления научно-технологическим развитием авиастроения Российской Федерации.

(Разработана с целью определения и планирования дальнейших шагов по организации проектной работы Ассоциации).

 

Примечание. Первый и третий проекты являются традиционными научно-исследовательскими работами по определению рыночных ниш и формированию требований к будущим продуктам. Второй и четвертый проекты носят общеметодологический характер, отражая специфику авиастроительной отрасли, и применимы при планировании и организации работ на более широком диапазоне стадий жизненного цикла.

II БЛОК.

Направления экспертно-аналитической работы Технологической платформы

Развитие авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации

Развитие малой и региональной авиации в Российской Федерации является одним из ключевых направлений деятельности Технологической платформы. В 2012-2017 гг. по данному направлению Платформой было организовано и проведено 17 тематических мероприятий; сформирована база экспертов (всего – около 150 чел.); внесены ряд инициатив, направленных на повышение эффективности функционирования отрасли. Несколько проектов, поддержанных Технологической платформой, получили дополнительное бюджетное софинансирование.

Важнейшим направлением развития малой и региональной авиации является проведение работ по разработке (совершенствованию) конструкции и технологий ВС, авиационных двигателей, систем и оборудования ЛА, а также объектов системы управления воздушным движением и наземной авиационной инфраструктуры. Улучшение летно-технических, экономических и эксплуатационных характеристик авиационной техники может дать существенный импульс к развитию данного сегмента рынка.

В качестве одного из первоочередных комплексных проблемно-ориентированных проектов Платформы был предложен проект «Малая и региональная авиация». Большие надежды связывались с принятием государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», в состав которой была включена подпрограмма «Малая авиация». Так, например, в 2015 году аппаратом и экспертами ТП были разработаны предложения по проекту «Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части понесенных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых конкурентоспособных воздушных судов в рамках подпрограммы «Малая авиация» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

Подробнее с деятельностью Технологической платформы по данному направлению можно ознакомиться в разделе сайта ТП «Малая и региональная авиация».

К сожалению, в 2016 году в связи с бюджетными ограничениями было принято решение исключить данную подпрограмму из состава государственной программы. С этого момента ситуация в отрасли практически не изменилась, динамика развития данного сегмента остается отрицательной, возможности участия большинства имеющихся в стране конструкторских и производственных коллективов в реализации государственных и федеральных целевых программ крайне ограничены.

 

Развитие малой и региональной авиации неразрывно связано с созданием эффективных двигателей для легких самолетов и вертолетов, а также других типов летательных аппаратов. Несмотря на значительные объемы бюджетных ресурсов, инвестированных в создание научно-технического задела в области малой авиации в период 2010-2021 гг. – данный сегмент авиационного двигателестроения в нашей стране пока, к сожалению, находится в неудовлетворительном состоянии. Разработчики и производители воздушных судов вынуждены ориентироваться на имеющиеся на рынке зарубежные продукты, которые, по оценкам ведущих специалистов, не лишены недостатков, как по своим техническим и эксплуатационным характеристиками, так и по экономическим параметрам. При этом, многие российские компании, занимающиеся разработкой летательных аппаратов, выражают заинтересованность в российских авиадвигателях, включая ранее начатые проекты, и отмечают давно назревшую необходимость повышения эффективности организации и координации работ в отрасли.

С учетом ограничений в объемах бюджетного финансирования авиационной промышленности, оказываемая государством поддержка разработки и производства гражданской авиационной техники, сконцентрирована, в-основном, на проектах создания «большой» авиации; в то время как компании (организации), занимающиеся разработками в области малого авиационного двигателестроения, вкладывают собственные (при этом, весьма ограниченные) средства и не имеют ясных ориентиров по перспективам развития соответствующих рынков.

Участники действующей с 2011 года в рамках Технологической платформы рабочей группы в области малой и региональной авиации неоднократно поднимали вопрос о необходимости создания специальной рабочей группы, занимающейся вопросами авиационного двигателестроения в данном сегменте рынка. Аппаратом Ассоциации и заинтересованными организациями регулярно осуществлялся мониторинг состояния работ в данной сфере, ряд проектов получили поддержку ТП в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы». Активная позиция данных организаций и экспертов привела к проведению в 2017 году «Научно-технической конференции «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации», на которой было представлено большое количество проектов в области авиационного двигателестроения соответствующей размерности, рассмотрены вопросы развития рынка и механизмы дальнейшей организации работ.

Одним из важнейших результатов Конференции, организованной и проведенной Технологической платформой совместно с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» 3 октября 2017 г. – стало создание рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации. Предварительный состав рабочей группы был сформирован исходя из общих принципов функционирования Технологической платформы, установленных в Уставе Ассоциации, на основании предложений организаций - участников ТП.

Ключевой задачей рабочей группы является организация и координация работ по развитию авиационного двигателестроения в области малой и региональной авиации в нашей стране.

По решению Конференции, рабочей группе с участием заинтересованных организаций и экспертов было предложено в ближайшее время организовать проведение работ по следующим основным направлениям:

–  определение оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации;

–  разработка Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации. 

В качестве одной из ключевых задач рабочей группы является организация и выполнение НИР «Формирование оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации» (шифр «Двигатели - МРА»). Предложение по инициированию данной НИР было сформулировано на Конференции «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации», состоявшейся 3 октября 2017 г.

В рамках деятельности рабочей группы были разработаны Требования к техническим характеристикам НИР, которые были согласованы и одобрены на заседании рабочей группы 26 декабря 2017 г. Предложения о проведении НИР с приложением проекта ТТХ, были направлен в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 27 декабря 2017 г.

Подробнее о деятельности рабочей группы – см. в разделе сайта «Двигателестроение для легкой и малой авиации»

∗ ∗ ∗

15 ноября 2018 г. Ассоциацией «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» было завершено выполнение НИР «Исследование рынка авиастроения, как сектора заказчика авиационных поршневых двигателей. Формирование основных требований к техническому облику перспективного авиационного поршневого двигателя» (шифр «Адаптация-Ассоциация»).

Основная информация о проекте:

  • заказчики – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»;
  • стоимость работ – 7,0 млн. рублей;
  • сроки выполнения – сентябрь - ноябрь 2018 г.

Договор на выполнение НИР «Адаптация-Ассоциация» стал первым коммерческим договором Ассоциации. Ассоциация «ТП «АМиАТ» была привлечена к выполнению данной НИР как организация, имеющая наибольшие коммуникационные связи с организациями - разработчиками и производителями ВС малой авиации.

К сожалению, срок выполнения НИР был предельно ограничен: фактически работа выполнялась (с учетом планирования и организации работ) – в течение всего около 3-х месяцев. Тем не менее, за данный период удалось выполнить основные задачи, сформулированные в Техническом задании, и успешно сдать работу Заказчику.

Основной целью НИР являлся выбор и обоснование линейки авиационных поршневых двигателей, в т.ч. классе мощности 200-600 л.с., для производства и эксплуатации в Российской Федерации и в мире на перспективных ЛА в ближайшие 30 лет; формирование перечня конструктивно-технологических решений в обеспечение создания перспективных авиационных поршневых двигателей, конкурентоспособных на российском и мировом рынках.

Основными задачами НИР являлись:

  • Анализ сектора авиационной промышленности, заинтересованного в использовании перспективных авиационных двигателей, для непосредственного выявления предприятий разработчиков (производителей) летательных аппаратов в Российской Федерации; изучение и обобщение технических и эксплуатационных требований к авиационным поршневым двигателям со стороны разработчиков, производителей ЛА;
  • Прогноз потребностей в авиационных поршневых двигателях для летательных аппаратов отечественной разработки (производства);
  • Формирование основных требований к техническому облику перспективных авиационных поршневых двигателей, обеспечивающих их конкурентоспособность на российском и мировом рынках;
  • Формирование перечня конструктивно-технологических решений в обеспечение создания перспективных авиационных поршневых двигателей, конкурентоспособных на российском и мировом рынках.

К участию в выполнении НИР были приглашены все члены рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации, а также ведущие эксперты отрасли. Всего в выполнении НИР приняли участие 27 специалистов, большинство из которых являются членами рабочей группы.

Работа состояла из 2-х основных блоков:

  1. Изучение и обобщение технических и эксплуатационных требований к авиационным поршневым двигателям, со стороны разработчиков, производителей летательных аппаратов (основные участники – разработчики и производители ЛА);
  2. Формирование перечня основных конструктивно-технологических решений в обеспечение создания перспективных авиационных поршневых двигателей (основные участники – специалисты в области авиационных поршневых двигателей).

В работе учтены требования к перспективным АПД со стороны практически всех ведущих российских компаний - разработчиков и производителей ЛА (всего запросы были направлены в адрес 23 организаций). В рамках выполнения НИР от экспертов было получено около 80 различных информационных и аналитических документов (материалов), регулярно проводился обмен информацией (материалами) и обсуждение положений, предлагаемых к включению в научно-технический отчет.

Основные результаты НИР:

  • На основе анализа мирового и отечественного рынка малой авиации, информации от разработчиков и производителей летательных аппаратов и авиационных поршневых двигателей, разработан прогноз потребностей в авиационных поршневых двигателях для летательных аппаратов отечественной разработки (производства) на период до 2035 г.
  • В целях изучения и обобщения технических и эксплуатационных требований к авиационным поршневым двигателям были разработаны специальные формы и проведен аналитический опрос ведущих российских организаций - разработчиков и производителей легких летательных аппаратов (всего приняли участие – 17 организаций). По результатам изучения и обобщения полученной информации определены основные технические и эксплуатационные требования к авиационным поршневым двигателям (по 13 основным направлениям, включая специфические условия Российской Федерации, накладывающие дополнительные эксплуатационные требования).
  • По результатам проведенного анализа сформирован предварительный технический облик перспективного бензинового авиационного поршневого двигателя, содержащий ключевые конструктивно-технологические решения по 12 основным направлениям.
  • Сформирован перечень конструктивно-технологических решений, обеспечивающих создание перспективных авиационных поршневых двигателей, конкурентоспособных на российском и мировом рынках (всего – 17 направлений). Разработаны предложения по освоению производства перспективных авиационных поршневых двигателей в Российской Федерации, включающие в себя определенную последовательность (этапность) проведения работ.

Результаты НИР представлены в итоговом Научно-техническом отчете общим объемом 477 л., который содержит результаты работ по основным разделам, а также 7 приложений, включая материалы по определению основных требований к техническому облику перспективных авиационных поршневых двигателей, полученные от ведущих российских организаций разработчиков и производителей летательных аппаратов.

По мнению многих экспертов и руководителей организаций - членов Асоциации результаты данной работы могут стать важным элементом предлагаемых к выполнению в рамках деятельности Технологической платформы НИР по формированию оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации и разработке Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

Среди результатов НИР, представленных в приложениях к Отчету, можно отметить информацию о разработках авиационных поршневых двигателей нетрадиционных схем, анализ возможностей и конструктивно-технологических решений по созданию авиационных гибридных силовых установок на базе поршневых двигателей, результаты и возможности изготовления авиационных двигателей путем обратного инжиниринга и конверсии автомобильных двигателей.

Примечание. В соответствии с условиями договора отчетные материалы НИР являются конфиденциальными и могут быть полностью или частично переданы третьим лицам только с согласия Заказчика.

∗ ∗ ∗

Следующим проектом в рамках деятельности рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации стало выполнение НИР «Исследования в обеспечение формирования типоразмерного ряда перспективных двигателей для легких самолетов, вертолетов и БЛА гражданского назначения» (шифр «Демонстраторы МГТД и АПД-ТРР»).

Основная информация о проекте:

  • заказчики – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»;
  • стоимость работ – 2,0 млн. рублей;
  • сроки выполнения – июль - август 2020 г.

Как уже отмечалось, планирование работ по формированию оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации и разработке Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации началось в начальный период деятельности рабочей группы. В целях организации работ в течение 2019-2020 гг. аппаратом Ассоциации и членами РГ было проведено большое количество мероприятий, включая встречи, переговоры, совещания, с руководством и специалистами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», АО «ОДК», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», других органов и организаций.

В результате 6 июля 2020 г. Ассоциацией был заключен договор на выполнение НИР «Демонстраторы МГТД и АПД-ТРР».

Целью работы являлось формирование и обоснование типоразмерного ряда перспективных отечественных малоразмерных двигателей для легких самолетов, вертолетов и БЛА гражданского назначения, а ее основными задачами:

  1. Выявление и анализ ключевых факторов, влияющих на инженерно-техническое развитие авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации, а также беспилотных авиационных систем (БАС) в Российской Федерации, которые являются определяющими при разработке предложений по созданию типоразмерного ряда двигателей;
  2. Прогноз сценариев развития рынка малой и региональной авиации с целью определения потребности в двигателях соответствующего типа и размерности на рынке российских производителей летательных аппаратов;
  3. Формирование системы приоритетов развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в части характеристик и типажа двигателей, а также определение соответствующих инженерно-технических направлений;
  4. Разработка и обоснование предложений по созданию типоразмерного ряда перспективных отечественных малоразмерных двигателей для легких самолетов, вертолетов и БЛА гражданского назначения в Российской Федерации, исходя из потребности и конкурентоспособности на российском и мировом рынках.

С учетом стоимости договора, для выполнения НИР были привлечены 12 экспертов и консалтинговая организация (ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ»), обеспечившая информационно-аналитическое сопровождение и координацию работ. Все исполнители представляют организации, являющиеся членами Ассоциации «ТП «АМиАТ» (участие соисполнителей было одобрено на заседании Правления Ассоциации, состоявшемся 25 июня 2020 г.).

Несмотря на ограниченный объем финансирования и существенно меньшую стоимость договора на выполнение НИР, в частности, по сравнению с НИР «Адаптация-Ассоциация», исполнителям удалось, в т.ч. на основе опыта и информации, накопленных в предыдущие годы, выполнить масштабную работу, содержащую глубоко проработанные позиции по всем ключевым вопросам.

В рамках информационно-аналитического обеспечения выполнения проекта была собрана, систематизирована и подготовлена для проведения дальнейшего анализа обширная исходная информация. Всего было собрано и проанализировано 129 различных информационных и аналитических материалов (отчетов, проектов, документов) по тематике НИР, в т.ч.: по проектам двигателей для малой и региональной авиации и БЛА – 69; по развитию рынка малой и региональной авиации в Российской Федерации и в мире – 30; по развитию двигателей для малой и региональной авиации и БЛА – 30.

Основные результаты НИР:

  • На основе анализа исторических закономерностей в развитии малоразмерных авиационных газотурбинных двигателей выявлены основные тенденции и характерные зависимости в изменении показателей ГТД, разработаны рекомендации при формировании облика перспективных МГТД для малой и региональной авиации и «тяжелых» БЛА. Анализ исторических аспектов создания и эксплуатации авиационных поршневых двигателей позволил определить оптимальные размерности самолетов малой авиации, на которых предпочтительнее использовать поршневые или газотурбинные двигатели, а также сформулировать основные принципы создания авиационных ПД.
  • Сформулированы требования и рекомендации по проектированию перспективных отечественных малоразмерных газотурбинных и поршневых двигателей для малой и региональной авиации, включая удельные параметры МГТД (удельная мощность, удельная масса, удельный расход топлива), степень повышения давления в компрессоре, а также основные требования к перспективным АПД. Представлены ключевые технологии, необходимые для создания перспективных двигателей для ВС малой и региональной авиации, беспилотных летательных аппаратов. По результатам выполнения НИР разработан перечень приоритетов развития АПД и МГТД в Российской Федерации, включая системные, проектные и конструктивные приоритеты и их обоснование.
  • Разработаны предложения по созданию типоразмерного ряда перспективных отечественных малоразмерных двигателей для легких самолетов, вертолетов и БЛА гражданского назначения, исходя из потребности Российской Федерации в ВС малой и региональной авиации и беспилотных летательных аппаратах на период до 2030 года. Определены приоритетные мощностные диапазоны создания малоразмерных авиационных ГТД и поршневых двигателей, включая двигатели для БВС.

  • На основе сформулированных в НИР требований к перспективным малоразмерным газотурбинным и поршневым двигателям, выбранных диапазонов мощностей и особенностей производства МГТД и АПД сформулированы конкретные направления дальнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, необходимых для обеспечения разработки и производства уже начатых проектов и создания научно-технического задела для новых двигателей.
  • В рамках выполнения НИР разработан проект Программы развития двигателей для малой и региональной авиации и беспилотных авиационных систем в Российской Федерации, обеспечивающей потребности гражданской и государственной авиации и конкурентоспособность на российском и мировом рынке, включающей в себя: приоритеты государственной политики; набор мероприятий, предусматривающих оказание государственной поддержки организациям - производителям двигателей для малой и региональной авиации и беспилотных авиационных систем, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным проектам (типоразмерам) создания малоразмерных газотурбинных и поршневых двигателей, проведение поисковых и прикладных научных исследований и экспериментальных работ, оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим техническое обслуживание и ремонт двигателей российского производства; целевые показатели (индикаторы); необходимые меры правового регулирования; предложения о ресурсном обеспечении; план реализации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Результаты НИР представлены в итоговом Научно-техническом отчете общим объемом 458 л., а также в 27 приложениях, содержащих технические характеристики основных российских и иностранных летательных аппаратов и двигателей для малой и региональной авиации и беспилотных авиационных систем.

Примечание. В соответствии с условиями договора отчетные материалы НИР являются конфиденциальными и могут быть полностью или частично переданы третьим лицам только с согласия Заказчика.

∗ ∗ ∗

Результаты работ по тематике двигателей для малой и региональной авиации, выполненных Ассоциацией в предыдущие годы, а также накопленный экспертный и аналитический потенциал могут быть полезны при планировании и организации дальнейших работ по развитию данного сегмента отрасли, прежде всего, в части формирования и реализации соответствующей государственной политики. Также, некоторые организации, занимающиеся разработкой двигателей для малой авиации и БПЛА, периодически обращаются в Технологическую платформу для проведения различного рода экспертиз и оценок. Так, в 2022 году по обращению организации - члена Ассоциации – ООО «Мотостроительная компания ЗК-МОТОР» – аппаратом и экспертами ТП было проведено экспертное рассмотрение заявки (проекта) создания поршневого двигателя мощностью 200 л.с., планируемой к подаче на конкурс в Фонд содействия инновациям (подробнее – см. в разделе «Экспертная деятельность» по адресу: https://aviatp.ru/expertcouncil#15042022).

Что касается основного механизма государственной поддержки развития отрасли – государственных программ, реализуемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, то, согласно имеющейся информации, в предыдущие годы было профинансировано ряд проектов по созданию и производству в Российской Федерации авиационных поршневых двигателей. Однако информации о практических результатах данных работ публично пока не представлено.



Развитие исследовательской и испытательной базы в сфере деятельности Технологической платформы

Развитие исследовательской и испытательной базы является отдельным и чрезвычайно важным направлением (элементом) развития научной и инновационной инфраструктуры в сфере деятельности Технологической платформы, особенно актуальным с учетом особенностей и задач текущего этапа развития отрасли. Объекты экспериментальной и полигонной базы используются на всех стадиях инновационного цикла, начиная от фундаментальных и поисковых исследований и заканчивая демонстрационными и сертификационными испытаниями, предваряющими внедрение полученных результатов в производство. Наиболее важным этапом создания авиационной техники является этап сертификационных испытаний, на котором подтверждается качество выполненных проектно-конструкторских работ и эффективность заложенных конструктивно-технологических решений. Аппаратом и экспертами Платформы регулярно осуществляется мониторинг состояния и развития объектов экспериментальной и полигонной базы в сфере авиационной деятельности; в различных формах мы участвуем в обсуждении ключевых проблемных вопросов и документов; самостоятельно и с участием заинтересованных организаций участвуем в формировании и продвижении наиболее значимых стратегических и проектных инициатив.

Роль и место экспериментальной и полигонной базы
в процессе создания авиационной техники

 

Одной из наиболее важных и одновременно сложных задач современного этапа развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации является решение вопроса о поддержании объектов национальной экспериментальной базы в нормальном состоянии и обеспечении недискриминационного доступа к проведению соответствующих работ с целью минимизации затрат разработчиков и потребителей (эксплуатантов) авиационной техники, а также разработка и реализация технически и экономически обоснованного национального плана (программы) развития экспериментальной и полигонной базы. К сожалению, ситуация на данный момент неудовлетворительная – данный вопрос, неоднократно поднимаемый многими организациями и экспертами отрасли, пока не решен; соответствующие нормативные и программные документы также пока не приняты.

Другой важной задачей является повышение эффективности функционирования научно-экспериментального оборудования и установок, существующих в высших учебных заведениях и институтах Российской академии наук, созданных и содержащихся за счет или с привлечением бюджетных средств. В 2018 году Технологической платформой были сформулированы предложения по повышению эффективности и оптимизации функционирования данных объектов с целью расширения их использования при проведении экспериментальных и сертификационных работ в авиастроении и смежных отраслях. Данные предложения были направлены в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации при обсуждении разрабатываемого тогда национального проекта «Наука».

 

Суть предложений Технологической платформы состоит в том, чтобы включить в число показателей (критериев) отбора объектов исследовательской инфраструктуры, обновление (модернизацию) которых планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета – показатели использования данных объектов при проведении сертификационных исследований и испытаний в отраслях экономики; а также обеспечить участие организаций промышленности (бизнеса) и сертификационных органов в проведении данного отбора (подробнее – см. в разделе «Комитет по науке»).

Подробнее о деятельности Технологической платформы в области развития экспериментальной и полигонной базы авиастроения Российской Федерации – см. в разделе сайта «Аналитический центр» (https://aviatp.ru/expbasedev). 

∗ ∗ ∗

НИР «Разработка обосновывающих материалов и проекта комплексной программы развития экспериментальной и полигонной базы авиастроения» (шифр «ЭПБ-3 – Ассоциация»).

Основная информация о проекте:

  • заказчики – ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ФГУП «ЦАГИ»;
  • стоимость работ – 300,0 тыс. рублей;
  • сроки выполнения – октябрь - ноябрь 2019 г.

Ассоциация «ТП «АМиАТ» приняла участие в выполнении данной НИР по приглашению ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Договор, заключенный с ФГУП «ЦАГИ» в рамках соответствующего задания ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», стал первым коммерческим договором Ассоциации по данному направлению. Основной целью выполнения НИР являлась разработка проекта Комплексной программы развития экспериментальной и полигонной базы авиастроения, предусмотренного Планом реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» (в редакции постановления Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 376).

В условиях ограниченных бюджетных ресурсов в период 1990-х - начала 2000-х годов финансирование содержания и развития научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы авиастроения Российской Федерации существенно сократилось; а, начиная со второй половины 2000-х годов, несмотря на увеличение общих объемов государственной поддержки развития отрасли, финансирование объектов научно-экспериментальной базы значительно отставало от объема инвестиций в развитие экспериментальной и испытательной базы конструкторских и производственных организаций. С 2016 года финансирование капитальных вложений в объекты экспериментальной и полигонной базы научных организаций в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности» полностью прекратилось.

Разработка предусмотренного данной НИР проекта Комплексной программы развития экспериментальной и полигонной базы авиастроения могла стать важным шагом на пути повышения эффективности функционирования отрасли и одним из ключевых элементов обеспечения конкурентоспособности продуктов, создаваемых (разрабатываемых) с участием средств федерального бюджета.

Наиболее значимыми блоками комплекта документов, разработанных Ассоциацией в рамках данной НИР, являются:

  • основные целевые установки Программы, основанные на выявлении и определении роли экспериментальной и полигонной базы в процессе разработки, изготовления и эксплуатации авиационной техники; а также на оценке состояния экспериментальной и полигонной базы авиастроения Российской Федерации;
  • общая методология формирования и реализации Программы, дифференцированная в зависимости от назначения объекта ЭПБ и его роли в процессе разработки, изготовления и эксплуатации авиационной техники;
  • перечень мероприятий и проектов Программы, включающий в себя:
    • мероприятия по содержанию объектов экспериментальной и полигонной базы;
    • проекты развития экспериментальной и полигонной базы научных организаций;
    • проекты развития экспериментальной базы для проведения летных исследований и испытаний;
    • проекты развития испытательной базы конструкторских и производственных организаций;
  • предложения по мерам правового регулирования, необходимым для реализации Программы;
  • предложения по финансированию мероприятий и проектов Программы;
  • план реализации Программы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.

В состав проектов развития экспериментальной и полигонной базы включены проекты (мероприятия) по модернизации и развитию объектов ЭПБ, необходимых для проведения государственных (сертификационных) испытаний и выполнения работ по созданию научно-технического задела, осуществляемых за счет средств федерального бюджета; а в состав проектов по модернизации и развитию объектов испытательной базы – проекты, необходимые для реализации авиастроительных программ (проектов), выполняемых с участием средств федерального бюджета.

Также, в рамках выполнения НИР разработан комплект документов, необходимых для внесения изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 303 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 376); обеспечивающих практическую реализацию наиболее важных мероприятий (проектов) по содержанию и модернизации национальной научно-экспериментальной инфраструктуры.

Результаты НИР представлены в итоговом Научно-техническом отчете общим объемом 237 л., который включает в себя проект Комплексной программы развития экспериментальной и полигонной базы авиастроения на 2020-2035 гг.; а также 8 приложений, в т.ч. перечень проектов по модернизации и развитию объектов экспериментальной и испытательной базы научных, конструкторских и производственных организаций отрасли; План реализации Программы на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов; проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу «Развитие авиационной промышленности»; технико-экономические обоснования проектов по модернизации и развитию объектов экспериментальной и полигонной базы.

Примечание. В соответствии с условиями договора отчетные материалы НИР являются конфиденциальными и могут быть полностью или частично переданы третьим лицам только с согласия Заказчика.

∗ ∗ ∗

Совместная работа Ассоциации «ТП «АМиАТ» с коллегами из ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и ФГУП «ЦАГИ» по формированию проекта Программы развития экспериментальной и полигонной базы авиастроения Российской Федерации позволила уточнить общую методологию и содержание основных мероприятий (разделов) Программы. По мнению многих экспертов, данная работа стала чрезвычайно полезным шагом в формировании технически и экономически обоснованных планов работ (проектов) по развитию и содержанию объектов экспериментальной и полигонной базы, необходимых для осуществления государственных функций и обеспечения эффективного развития отрасли.

Согласно планов (информации) специалистов ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», в дальнейшем планируется направление предложений по проекту Комплексной программы развития экспериментальной и полигонной базы авиастроения в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, где должно состояться ее обсуждение (согласование), в том числе с целью внесения изменений (дополнений) в государственную программу Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности».

Участие Ассоциации в подобных работах полезно, во-первых, с точки зрения оказания квалифицированной консультационной поддержки формирования ключевых документов стратегического планирования и государственного финансирования отрасли; а, во-вторых, учитывая объективную независимость – незаинтересованность Ассоциации в реализации отдельных (частных) проектов (инициатив), наше участие обеспечивает согласование интересов различных участников и наибольший общеэкономический (общеотраслевой) эффект.


Методология управления научными исследованиями и разработками

С момента создания Технологической платформы мы уделяли особое внимание вопросам повышения эффективности планирования и проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других видов работ, предшествующих серийному производству и поставкам высокотехнологичной продукции, к которой, безусловно, относится авиационная техника. Данная задача приобретает особую актуальность в условиях, когда финансирование или софинансирование данных работ осуществляется за счет средств бюджетной системы, так как в этом случае квалифицированный заказчик фактически отсутствует, и с особой остротой встает вопрос об эффективности бюджетных расходов и результативности проводимых исследований и разработок.

В современных условиях, с учетом задач по импортозамещению и обеспечению технологической независимости страны, а также на основе международного опыта, предусматривающего широкое участие промышленности (бизнеса) в планировании, проведении исследовательских и технологических работ и внедрении их результатов (подробнее – см. в разделе «Платформа» по адресу: https://aviatp.ru/interexp), данная задача становится еще более актуальной. Участие промышленности (бизнеса) и независимых экспертов в определении приоритетов научно-технологического развития, формировании тематик конкурсных лотов, выборе исполнителей НИР и ОКР может стать гарантией качества и результативности будущих работ, обеспечении конкурентоспособности создаваемой продукции.

Подробнее о механизмах управления научными исследованиями и разработками, предлагаемыми Платформой – см. в разделе «Аналитический центр» (https://aviatp.ru/managemechs). 

∗ ∗ ∗

Одним из ключевых элементов повышения эффективности управления научными исследованиями и разработками является внедрение системы оценки уровней готовности технологий, адаптированной к условиям конкретных отраслей и широко применяемой в практике ведущих авиастроительных компаний. Решению данной задачи была посвящена очередная выполненная Ассоциацией НИР «Разработка адаптированной методики оценки уровня готовности технологий, уровня готовности производства и уровня готовности персонала (кадров) при планировании и реализации программ (проектов) создания газотурбинных двигателей и других видов техники в рамках деятельности АО «ОДК» (шифр «Уровень»).

Основная информация о проекте:

  • заказчик – АО «ОДК»;
  • стоимость работ – 6 845,0 тыс. рублей;
  • сроки выполнения – сентябрь 2022 г. - март 2023 г.

Обсуждение самой необходимости данной работы и требований к ее содержанию с участием представителей Технологической платформы и АО «ОДК» началось еще в 2019 году. По результатам длительных согласований в 2022 году был объявлен конкурс на выполнение соответствующей НИР. В целом, данная работа продолжает серию коммерческих договоров (проектов), выполненных Ассоциацией в предыдущие годы по тематике развития двигателей для малой авиации и БЛА, а также государственной политики в сфере развития экспериментальной и полигонной базы, представленных в данном разделе. Однако, в отличие от предыдущих работ, заказчиком проекта выступает предприятие реального сектора экономики – головная организация отрасли авиационного двигателестроения; данной работе придается повышенное значение с точки зрения совершенствования системы организации работ по созданию всей линейки российских двигателей.

Кроме того, результаты данного проекта могут быть полезны и для других подотраслей авиационной промышленности, а также востребованы в практике деятельности различных высокотехнологичных компаний, органов государственной власти и фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

Исторически, методология оценки уровня готовности (зрелости) технологий при разработке (создании) высокотехнологичной продукции была предложена в США и некоторых других западных странах в 1980-х гг. Данная система позволяет максимально объективно оценивать результативность и продвижение исследований и разработок, осуществляемых по заказам различных органов и организаций.

Тематика применения системы оценки уровня готовности технологий при создании научно-технического задела в авиастроении Российской Федерации активно обсуждалась в 2010-2012 гг. при формировании подходов к реформированию системы планирования и организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в отрасли. В тот период предполагалось, что данная методология будет использована при проведении работ по созданию НТЗ в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», а также при реализации разработанного в те же годы проекта Национального плана развития и науки и технологий в авиастроении.

К сожалению, до настоящего времени полноценного внедрения данной методологии в систему организации и планирования работ по созданию (модернизации, модификации) авиационной техники в нашей стране пока не произошло. Хотя на федеральном уровне определенные шаги были совершены.

–  Прежде всего, стоит отметить разработанный ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58048-2017 «Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий», содержащий определения базовых понятий и общую методологию системы оценки уровня готовности технологии, уровня готовности производства, уровня готовности интеграции и уровня готовности системы. Данный документ был разработан преимущественно на базе находящихся в открытом доступе иностранных материалов, так как доступ к внутрикорпоративным системам детализированной оценки является тщательно оберегаемой (закрытой) коммерческой информацией. В результате – практическое применение российского стандарта затруднено и допускает субъективное толкование в силу недостаточной конкретизации и детализации ключевых положений, что не позволяет ее использовать в условиях реальной проектной работы.

–  Также в 2017 году Министерством образования и науки Российской̆ Федерации была утверждена «Методика определения уровней готовности технологии в рамках проектов федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Данная методика была нацелена, прежде всего, на увязку уровня готовности технологии с рекомендуемой долей вкладываемых бюджетных средств. При этом, точная (объективная) оценка уровня готовности в данной методики не предполагается.

–  Кроме того, следует отметить принятое в конце 2020 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 г. № 2204, которым были утверждены «Правила оценки эффективности, особенности определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемые при проведении такой оценки критерии»; «Правила определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими при реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки»; а также «Положение о проведении экспертиз, осуществлении мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, мониторинге и контроле целевого расходования средств государственной поддержки, направленных на финансовое обеспечение инновационного проекта». В данных документах в качестве одного из ключевых критериев используются уровень готовности технологий. Однако в них также, как и в других российских нормативных документах, применяется обобщенная, основанная на переводных открытых иностранных источниках, терминология, не позволяющая осуществлять точную (объективную) оценку степени технологической зрелости результатов конкретных исследований и разработок.

Таким образом, для того, чтобы практически применять Национальный стандарт по оценке уровня зрелости технологий и другие принятые в стране нормативные акты в этой сфере необходимо конкретизировать и адаптировать их под требования конкретных отраслей (предприятий). Работа, выполненная Ассоциацией по заказу АО «ОДК» – позволила разработать адаптированную к специфике авиационного двигателестроения систему оценки уровней готовности технологий (УГТ). Дополнительно, по требованию заказчика в состав работы включены задачи по разработке взаимоувязанных с методологией УГТ методик оценки уровней готовности производства и уровней готовности персонала (кадров) при планировании и реализации программ (проектов) создания газотурбинных двигателей и других видов техники в рамках деятельности АО «ОДК».

Несмотря на ограниченный бюджет проекта, к выполнению работы были привлечены ведущие эксперты Технологической платформы, имеющие практический опыт применения методологии оценки уровней готовности технологий в российских и иностранных компаниях, а также специалисты в области разработки авиационных двигателей.

Основные области специализации экспертов, участвовавших в разработке проекта:

–  методология оценки уровней готовности высокотехнологичной продукции и инновационных разработок;

–  создание научно-технического задела в сфере авиационного двигателестроения;

–  проведение опытно-конструкторских работ по созданию авиационных двигателей;

–  планирование и управление проектами;

–  разработка, экспертиза и оформление научно-технической документации.

Учитывая сжатые сроки проведения работ, аппарат Ассоциации и эксперты, участвовавшие в реализации проекта, с максимальной ответственностью подошли к выполнению работ, оперативно осуществив разработку базового методического инструментария, организовав взаимодействие с конструкторскими и производственными предприятиями ОДК, своевременно предоставив заказчику разработанные отчетные и методические документы.

В рамках выполнения проекта эксперты Ассоциации в период с 11 по 14 октября 2022 г. посетили АО «ОДК-Авиадвигатель» (г. Пермь), ПАО «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск) и АО «ОДК-Климов» (г. С-Петербург), а 20 октября 2022 г. – производственный комплекс «Салют» и филиал АО «ОДК» «НИИД» (г. Москва). Основной целью данных мероприятий было проведение целевых интервью со специалистами ключевых предприятий ОДК по обсуждению разработанной методологии и ее апробация на отдельных проектах. В условиях ограниченного времени на выполнение проекта и необходимости охвата большого количества предприятий ОДК, на проектах которых по рекомендациям заказчика было необходимо проведение апробации разработанной методологии, руководством и аппаратом Ассоциации были предложены новые подходы к организации взаимодействия с выбранными пилотными организациями.

С целью максимального быстрого вовлечения специалистов, предложенных руководителями организаций, командой проекта были заранее подготовлены списки типовых должностей сотрудников, с которыми необходимо провести интервью. Далее, совместно с ответственными представителями организаций, были выбраны удобные даты визита и составлена подробная программа встреч. В целях экономии времени и оперативного погружения специалистов предприятий заказчика в специфику проекта, экспертами Ассоциации была подготовлена вводная презентация, содержащая основные положения и подходы к применению методологии оценки уровней готовности технологий.

Также были представлены уже разработанные методические материалы и опросные листы, позволяющие в интерактивном режиме провести оценку динамики развития технологий в рамках конкретных проектов. После вводной презентации и краткого обсуждения основных методологических вопросов, проводимых, как правило, в широком составе, были организованы экспертные интервью с профильными специалистами, объединенными по основным группам компетенций (конструкторы, технологи, специалисты кадровых подразделений).

Результаты проведенных мероприятий позволили в оперативном режиме получить обратную связь от большого количества предприятий и специалистов, уточнить некоторые методологические аспекты, провести апробацию разработанной методологии на конкретных проектах создания газотурбинных двигателей и ключевых технологий для них. После обработки всех полученных откликов и рекомендаций – исполнителями проекта были сформированы итоговые отчетные материалы по проекту, которые были направлены на согласование заказчику.

Основные результаты выполненных работ:

  1. Проведен анализ существующих в АО «ОДК» подходов к планированию и реализации программ (проектов) создания ГТД и других основных видов высокотехнологичной продукции и с точки зрения оценки уровня готовности технологий, уровня готовности производства и уровня готовности персонала (кадров).
  2. Разработана методология оценки уровней готовности технологий при формировании и реализации программ (проектов) создания ГТД и критических технологий.
  3. Разработана методология и критерии применения системы оценки уровней готовности производства при формировании и реализации программ (проектов) создания ГТД и критических технологий для них.
  4. Разработана методология и критерии применения системы оценки уровней готовности персонала (кадров) при формировании и реализации программ (проектов) создания ГТД и критических технологий для них.
  5. Проведена апробация разработанной методологии оценки уровня готовности технологий, уровня готовности производства на отдельных проектах (программах) создания ГТД и других видов техники, находящихся в различных стадиях реализации.
  6. Разработан проект Положения АО «ОДК» «Оценка уровня готовности технологий, уровня готовности производства и уровня готовности персонала (кадров) при планировании и выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ».

Результаты проекта представлены в итоговом Научно-техническом отчете общим объемом 381 л., который содержит разработанную методологию оценки уровня готовности технологий применительно к особенностям газотурбинного двигателестроения и результаты ее апробации на выбранных пилотных проектах; а также 2 приложения, включая проект Положения АО «ОДК» «Оценка уровня готовности технологий, уровня готовности производства и уровня готовности персонала (кадров) при планировании и выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ».

Примечание. В соответствии с условиями договора отчетные материалы НИР являются конфиденциальными и могут быть полностью или частично переданы третьим лицам только с согласия Заказчика.