Главная страница / Деятельность / Кадровая работа

 Внимание! Раздел редактируется!

Содействие подготовке и повышению квалификации научных и инженерно-технических кадров

Фотогалерея

Проведение поисковых и прикладных исследований, разработка и внедрение новых технологий, создание, испытания, производство и эксплуатация современной и перспективной авиационной техники невозможно без наличия высококвалифицированных исследователей и специалистов, постоянного притока талантливой молодежи, создания и поддержания на высоком уровне творческой атмосферы, стимулирующей к развитию, получению и применению новых знаний и навыков.

Учитывая переходный этап в развитии авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, связанный с трансформацией индустриальной модели отрасли и переориентацией на ускоренное развитие рынков гражданской авиатехнической продукции – особое внимание должно быть уделено вопросам подготовки ученых и специалистов, адаптированных к современным условиям и вызовам; созданию для них привлекательных условий труда и материально-бытового обеспечения; поддержке и развитию научно-технической деятельности в вузах, а также активному участию молодежи в реализации текущих и перспективных авиастроительных программ (проектов).

В качестве перспективных направлений развития научных и инженерно-технических кадров в сфере деятельности Технологической платформы рассматриваются следующие основные мероприятия (проекты, инициативы):

  • проведение мониторинга кадрового обеспечения предприятий и организаций - участников Технологической платформы, включая оценку уровня и качества подготовки научных и инженерно-технических специалистов, в т.ч. их соответствия задачам и требованиям инновационного развития отрасли;
  • разработка прогнозов потребностей организаций - участников Платформы в научных и инженерно-технических кадрах на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
  • формирование и развитие профессионального базиса авиационной отрасли (в т.ч. перечень профессий, карты профессий, прогноз профессий), анализ состояния и разработка предложений по актуализации профессиональных стандартов ведущих предприятий и организаций отрасли;
  • анализ состояния и подготовка предложений по разработке и актуализации образовательных стандартов наиболее востребованных научных и инженерно-технических специальностей;
  • разработка и реализация мероприятий по адресной подготовке наиболее востребованных специалистов отрасли (определение базовых научно-технических направлений, перечня образовательных учреждений, порядка набора студентов и трудоустройства, разработка/корректировка учебных планов);
  • формирование банка кадров авиационной отрасли, создание эффективной системы научного, технологического и управленческого кадровых резервов;
  • разработка мероприятий, направленных на обеспечение мобильности научных и инженерно-технических кадров (участие в выполнении совместных работ/проектов; проведение стажировок, в т.ч. зарубежных; обмен кадрами; др. формы);
  • поддержка и развитие научных и инженерно-технических школ по приоритетным направлениям исследований и разработок;
  • формирование и развитие связей отраслевых научных и инженерно-технических (инжиниринговых) центров с факультетами и кафедрами профильных высших учебных учреждений, обеспечение участия ведущих ученых и специалистов отрасли в учебном процессе, расширение практики проведения кафедрами вузов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах предприятий отрасли;
  • проведение мониторинга и разработка предложений, направленных на повышение эффективности реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 1192 «О стипендиях Правительства Российской Федерации для студентов (курсантов, слушателей) и аспирантов (адъюнктов) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики»;
  • обеспечение доступа высших учебных заведений к объектам научно-экспериментальной и испытательной базы отрасли, разработка и реализация системы мероприятий по использованию отраслевой научно-экспериментальной и испытательной базы отрасли в интересах подготовки кадров высшей квалификации;
  • разработка мер и мероприятий по стимулированию использования объектов научно-экспериментальной базы высших учебных заведений;
  • разработка и реализация мероприятий, направленных на обеспечение жильем ведущих и перспективных сотрудников отрасли;
  • разработка и реализация мероприятий, направленных на совершенствование и развитие системы социального обеспечения работников отрасли;
  • разработка и реализация мероприятий по профессиональной ориентации школьников и молодежи по направлениям развития отрасли.

В настоящее время Технологической платформой осуществляется сбор предложений по подготовке и развитию научных и инженерно-технических кадров, а также проектов и мероприятий, рассматриваемых в качестве первоочередных. Организация деятельности Платформы по подготовке и развитию научных и инженерно-технических кадров является достаточной сложной (комплексной) задачей, требующей высокого уровня координации и кооперации между участниками, организации взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Полноценная работа по данному направлению может быть налажена только после того, как будут сформированы необходимые управленческие механизмы и налажена эффективная работа Платформы по формированию и реализации собственных исследовательских и технологических проектов в рамках реализации Стратегической программы исследований и разработок на основе легитимного участия технологических платформ в реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Выявление перспективных технологических направлений, формирование исследовательских и проектных консорциумов, участие вузовских коллективов (команд) в ключевых авиастроительных проектах (программах) позволит расширить возможности кооперации, повысить мобильность трудовых ресурсов, улучшить качество подготовки специалистов по важнейшим научным и технологическим направлениям.

Основными тематическими областями (сферами) подготовки и развития кадров в рамках деятельности для Технологической платформы в настоящее время являются следующие группы специалистов:

  • специалисты для конструкторских и производственных организаций авиационной промышленности;
  • специалисты для научных организаций авиационной промышленности;
  • специалисты для научных организаций воздушного транспорта;
  • специалисты для эксплуатационных организаций воздушного транспорта.

Подготовку данных специалистов, как правило, осуществляют учебные заведения:

  • подведомственные Министерству науки и высшего образования Российской Федерации;
  • подведомственные Министерству транспорта Российской Федерации;
  • авиационные учебные центры, соответствующие установленным требованиям Федерального агентства воздушного транспорта.

Также, нам необходимо обязательно учитывать изменяющиеся условия профессиональной деятельности и содействовать адаптации образовательного процесса и механизмов обеспечения предприятий и организаций кадровыми ресурсами к современным требованиям.

Среди наиболее актуальных форм организации подготовки кадров, повышения мобильности трудовых ресурсов и своевременного обеспечения организаций отрасли высококвалифицированными специалистами нас интересуют такие направления, как:

  • создание специальных баз данных (банков данных) специалистов по соответствующим специальностям и направлениям деятельности;
  • организация специальных программ (курсов повышения квалификации, переподготовки) по наиболее востребованным специальностям и направлениям;
  • создание временных трудовых коллективов для реализации научных или технологических проектов;
  • создание консорциумов организаций, осуществляющих реализацию научных или технологических проектов.

Создание и вывод на рынок новых видов авиационной техники, разработка и внедрение инновационных технологий, обеспечение эффективной и безопасной эксплуатации технически сложных систем – требуют адекватных форм организации подготовки кадров и обеспечения предприятий и организаций отрасли высококвалифицированными специалистами. Решение данной задачи является одним из важнейших и первоочередных направлений деятельности Технологической платформы.

* * *

После начала специальной военной операции и кардинального изменения условий функционирования экономики Российской Федерации проблема обеспечения авиастроения и других высокотехнологичных отраслей необходимыми рабочими и инженерно-техническими специалистами значительно усугубилась. Нехватка квалифицированных специалистов в последние годы стала серьезной проблемой для многих предприятий российского авиастроения и воздушного транспорта. Особое внимание также требуется для подготовки кадров при вводе в эксплуатацию новых российских самолетов – с одной стороны, для обеспечения высоких показателей транспортной работы; а с другой стороны, с целью минимизации рисков авиационных происшествий в случаях непредвиденных отказов новой техники.

Если в предыдущие годы в данном разделе сайта мы публиковали информацию о мероприятиях (инициативах), направленных на улучшение подготовки кадров по приоритетным направлениям развития науки и технологий в авиастроении, а также организации взаимодействия высших учебных заведений с предприятиями реального сектора, то в настоящее время главный акцент сделан на мероприятиях (работах), связанных с выявлением потребности и обеспечением предприятий отрасли и смежных отраслей необходимыми кадровыми ресурсами.

Основные мероприятия 2022-2023 годов

Текст редактирутся!

Проблемы кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей, в т.ч. являющихся смежными по отношению к авиационной промышленности, обсуждались на Международном форуме технологического развития «Технопром-2023», в котором приняли участие представители Технологической платформы. Так, на одном из высокоуровневых мероприятий, состоявшихся в рамках Форума, на тему «Станкостроение. Стратегия захвата рынка и возрождения отрасли: перспективные ниши и факторы успеха», был представлен доклад президента Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» Г.В. Самодурова.

В докладе на достаточно системном уровне была дана оценка текущего состояния отрасли и отмечены ключевые проблемные вопросы, одним из важнейших были названы проблемы кадрового обеспечения, включающие в себя:

  • Дефицит квалифицированных кадров;
  • Недостаток профессиональных и образовательных стандартов;
  • Отсутствие государственной системы подготовки кадров рабочих профессий и специалистов среднего звена;
  • Нехватка у производственных предприятий отрасли кадровых и материально-технических ресурсов для обеспечения непрерывного процесса совершенствования, разработки и постановки на серийное производство новых видов станков и инструмент.

Безусловно, большинство данных проблем характерны не только для станкоинструментальной промышленности, но и для российского авиастроения и других высокотехнологичных отраслей.


Более детально с вопросами кадровой политики на практике мы столкнулись на примере конкретного предприятия, когда в августе 2023 г. к нам обратились коллеги из интернет-издания «Клуб регионов» с просьбой прокомментировать ситуацию с обеспечением кадрами одного из крупнейших предприятий отрасли – самолетостроительного завода «Авиастар» (в настоящее время – филиал ПАО «Ил») и мерами по поддержке привлечения на завод необходимых специалистов, реализуемыми Администрацией Ульяновской области.

Совместно с экспертами Платформы было подготовлено интервью, содержащее развернутые комментарии по существу заданных вопросов.

Ульяновский завод «Авиастар» передал заказчику второй усовершенствованный Ил-76МД-90А, собранный в 2023 году. Он пополнил авиаполк военно-транспортной авиации России. «Это вторая машина, изготовленная в рамках производственной программы текущего года», – отметил управляющий директор ПАО «Ил» Даниил Бренерман.

Авиационная промышленность является одним из столпов экономической устойчивости и социальной стабильности в Ульяновской области, поэтому региональные власти помогают обеспечивать профильные предприятия кадрами. Так, совместно с Минпросвещения РФ в школах региона созданы инженерные классы авиастроительного профиля, а в высших и средних учебных заведениях реализуется программа подготовки кадров под конкретные нужды предприятий.

В целом, как отметил губернатор Алексей Русских, в регионе действует программа содействия развитию организаций Объединенной авиастроительной корпорации, в которую входит «Авиастар». «Программа предусматривает создание условий для комплексного развития предприятия, обеспечение социальных льгот и гарантий работникам, стимулирования и привлечения кадров, создание комфортной городской среды микрорайона «Новый город». Для привлечения и закрепления кадров в Ульяновской области реализуется программа «Губернаторская ипотека». Мы расширили ее действие на работников завода «Авиастар». Размер выплаты по программе с августа 2022 г. увеличен до 250 тыс. руб., включены специалисты 12 направлений в сфере ИТ и авиастроения», – рассказал глава региона.

Совместные усилия властей и предприятия позволили с начала 2023 года привлечь на «Авиастар» более 1,6 тыс. новых сотрудников.

Инструменты вроде «Губернаторской ипотеки» – это, по сути, инвестиция в кадры, возможности, осуществлять которые у «Авиастара», даже несмотря на востребованность продукции, не очень велики, говорит Председатель Правления Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» Алексей Ким:

«Объективно, ситуация с привлечением кадров на завод непростая. И дело даже не в зарплатах, потому что на «Авиастаре» они в целом рыночные, и их в последние годы увеличивали. Но кадров, особенно высококвалифицированных рабочих и инженеров, просто нет: тех, что были подготовлены ранее, мало, многие либо уехали из города, либо работают в коммерческих компаниях с существенно более высокими зарплатами; а система подготовки специалистов рабочих специальностей, существовавшая в период СССР, сейчас фактически отсутствует.

Получается, что нужно привлекать специалистов из других регионов или переманивать из компаний смежных отраслей, а сейчас по всей стране дефицит рабочих специалистов и инженеров для производств, поэтому необходимы увеличенные траты на оплату труда и инвестиции в жилье, а также в обучение или переобучение». Таким образом, решения региональных властей о поддержке кадрового потенциала актуальны, ведь речь идет об одном из градообразующих предприятий Ульяновской области.

По словам Кима, если Ульяновская область это может себе позволить за счет регионального бюджета, то это решает одну из основных задач обеспечения работоспособности «Авиастара», ведь именно за счет местных ресурсов, включая колледжи и вузы Ульяновска, также выполняются задачи по привлечению кадров для предприятия.

«Да, в перевооружение завода региональные власти не вкладываются, эти деньги идут по линии Минпромторга РФ, производство самолетов – это деньги Минобороны, а обеспечение кадрами – это совместная забота властей и завода».

Ким напомнил, что «Авиастар» выполняет контракт, заключенный с Минобороны России, а эти соглашения, как заявляли в материнской компании ОАК, не выгодны для предприятия. Он отметил, что ОАК пыталась пересмотреть условия данных контрактов, но информации о том, что им это удалось, в открытом доступе нет. Таким образом, можно предположить, что «Авиастар» не имеет прибыли, чтобы благодаря этим контрактам масштабно финансировать привлечение кадров.

Наверное, ОАК могла бы поставить вопрос о том, что кадровое обеспечение «Авиастара» должно осуществляться за счет федерального бюджета, но этот вопрос, видимо, не ставится, или он не является приоритетным в «переговорной позиции» корпорации с государством. Поэтому решение переносится на плечи администрации Ульяновской области и местных властей, и они, имея свои довольно скромные ресурсы, как-то пытаются помочь ключевым градообразующим предприятиям из перспективных высокотехнологичных отраслей.

Отметим, Ил-76МД-90А собирают из отечественных комплектующих. Сейчас на «Авиастаре» действует программа поэтапного увеличения производства за счет технического перевооружения и модернизации технологических мощностей. В 2022 году предприятие выпустило 5 самолетов, в планах на 2023 год – выпуск уже 6-ти судов. А, начиная с 2025 года, там планируют выпускать не менее 10 Ил-76 ежегодно.


Еще одним мероприятием, связанным с обеспечением предприятий отрасли кадровыми ресурсами, в котором приняли участие представители Ассоциации, стало совместное заседание подгруппы по вопросам мобилизационной подготовки в сфере экономики Рабочей группы по обеспечению взаимодействия органов публичной власти и организаций по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, социальной и правовой защиты граждан Российской Федерации, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей и Экспертного совета по развитию финансовых инструментов и нефинансовых мер поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса, проведенное в рамках форума «Армия-2023». Данное мероприятие оказалось полезным, прежде всего, с точки зрения получения актуальной информации о реализуемых мерах поддержки обеспечения жильем сотрудников предприятий ОПК, в числе которых организации - члены нашей Ассоциации.

В докладе генерального директора АО «Корпорацию развития Пермского края» А.П. Буракова была представлена информация о мерах поддержки обеспечения жильем сотрудников предприятий ОПК, расположенных в Пермском крае – АО «Протон-ПМ» и АО «ОДК-ПМ».

АО «Протон-ПМ» входит в интегрированную структуру АО «НПО Энергомаш» Госкорпорации «Роскосмос», а АО «ОДК-ПМ» в состав Холдинга АО «ОДК» – члена нашей Ассоциации. Участок для строительства нового жилого комплекса расположен в Свердловском районе г. Перми в микрорайоне «Новые Ляды». Общее количество квартир – 412 ед..

Для обеспечения качества жилья комплекс планируется подключить к системе «Умный дом». В схеме реализации проекта, кроме заинтересованных организаций – выгодоприобретателей – АО «Протон-ПМ» и АО «ОДК-ПМ», участвует Правительство Пермского края и Администрация г. Перми (создание социальных объектов), а также ПАО «Промсвязьбанк», осуществляющее финансирование и кредитование застройщика – ООО «Новый Звездный» и работников предприятий, которым будет предоставлено соответствующее жилье.

Заместитель руководителя департамента управления персоналом Государственной корпорации «Ростех» Д.А. Ершов рассказал о реализуемой ГК «Ростех» программе обеспечения доступным жильем сотрудников организаций «Ростеха» под условным названием «Квадратные метры Ростеха». Корпорацией совместно с банком - партнером – ПАО «Промсвязьбанк» и ООО «РТ-ДТЗ» разработана программа финансирования строительства жилищных объектов для организаций Корпорации.

Программа предусматривает:

  • строительство жилых объектов на земельных участках, выделенных органами федеральной / региональной власти, на основании совместного обращения Корпорации, организации Корпорации и Банка; в исключительных случаях по решению Корпорации возможно строительство жилья на непрофильных земельных участках, принадлежащих организациям Корпорации;
  • предоставление инвестиционного кредита застройщику от ПАО «Промсвязьбанк» для строительства жилья с возможностью снижения процентной ставки на инвестиционной фазе проекта;
  • привлечение ООО «РТ-ДТЗ» для осуществления функции технического заказчика и строительного контроля.

Данный подход позволяет обеспечить снижение стоимости жилья по сравнению с рыночными условиями (в отдельных проектах – до 35%).

В докладе была представлена информация о следующих проектах строительства жилых домов для сотрудников предприятий - участников ТП:

  • ОДК-ПМ (ОДК, г. Пермь):
    • земельный участок: площадь 50 252 кв. м;
    • застройщик: Корпорация развития Пермского края;
    • материал: монолит;
    • этажность: 9 этажей;
    • параметры: 480 квартир;
    • стоимость: 77 тыс. руб./кв. м;
    • заинтересованных работников: 200 чел.;
    • статус:
      • земельный участок выделен Корпорацией развития Пермского края;
      • в мае 2023 г. начато строительство жилого комплекса «Новый Звездный»;
      • участники проекта: ОДК-ПМ (ОДК), Протон-ПМ (Госкорпорация «Роскосмос»);
      • срок завершения строительства – 4 кв. 2025 г.;
  • ОДК-Сатурн (ОДК, г. Рыбинск):
    • земельный участок: площадь 11 920 кв. м;
    • застройщик: ГК «Мосметрострой» (ДЗО БСК Развитие);
    • материал: монолит с вентилируемым фасадом;
    • этажность: 8 этажей;
    • параметры: 320 квартир;
    • стоимость: 72 тыс. руб./кв. м;
    • заинтересованных работников: 150 чел.;
    • статус:
      • земельный участок на конкурсной основе приобретен застройщиком у Администрации г. Рыбинска;
      • в июне 2023 г. начаты подготовительные работы по строительству жилого комплекса «Малиновский квартал»;
      • участники проекта: АО «ОДК-Сатурн» (ОДК), КБ «Луч» (ОПК), Рыбинский завод приборостроения (ОПК), ССЗ «Вымпел» (ОСК);
      • срок завершения строительства – 1 кв. 2026 г.;
  • ААК Прогресс (Вертолеты России; г. Арсеньев, Приморский край):
    • земельный участок: площадь 10 230 кв. м;
    • застройщик: ООО «СЗ ДДВ»;
    • материал: монолит с вентилируемым фасадом;
    • этажность: 10 этажей;
    • параметры: 174 квартиры;
    • стоимость: 95 тыс. руб./кв. м;
    • заинтересованных работников: 88 чел.;
    • статус:
      • проводятся мероприятия по его продаже застройщику, 2-й ЗУ выделен Администрацией г. Арсеньева;
      • начало строительства жилого комплекса «Прогрессивный» – 2 кв. 2024 г.;
  • КНИРТИ (КРЭТ; г. Жуков, Калужская обл.):
    • земельный участок: площадь 7,9 га;
    • материал: панель;
    • этажность: 8 этажей;
    • параметры: 320 квартиры;
    • стоимость: 70 тыс. руб./кв. м;
    • заинтересованных работников: 250 чел.;
    • статус:
      • земельный участок принадлежит КНИРТИ;
      • определяются мероприятия по изменению назначения земельного участка под строительство жилых объектов;
      • банком проводится процедура установления кредитного лимита для застройщика;
  • КАЗ им. С.П. Горбунова (Туполев, ОАК; г. Казань):
    • земельный участок: площадь 5 060 кв. м;
    • материал: монолит;
    • этажность: 16 этажей;
    • параметры: 194 квартиры;
    • стоимость: 85 тыс. руб./кв. м;
    • заинтересованных работников: 97 чел.;
    • статус:
      • земельный участок принадлежит КАЗ им. С.П. Горбунова;
      • определяются мероприятия по продаже земельного участка застройщику;
      • банком проводится процедура установления кредитного лимита для застройщика.

Планирование проектов обеспечения жильем сотрудников ключевых предприятий авиастроительной отрасли представляется достаточно полезным, при этом важно обеспечить их своевременную реализацию, а также доступность для наиболее востребованных специалистов.

Более того, на наш взгляд, необходимо проведение комплексного анализа потребности предприятий отрасли в кадровых ресурсах, обеспеченности их жильем и другими видами социальных и инфраструктурных объектов.


В качестве мероприятий по оказанию содействия в подготовке и повышении квалификации научных и инженерно-технических кадров в авиационной отрасли, выполненных в 2022 году, следует отметить результаты работ по проекту – «Разработка адаптированной методики оценки уровня готовности технологий, уровня готовности производства и уровня готовности персонала (кадров) при планировании и реализации программ (проектов) создания газотурбинных двигателей и других видов техники в рамках деятельности АО «ОДК» (подробнее – см. в разделе «Коммерческие проекты» по адресу: https://aviatp.ru/commercprojects#NIR_4).

В состав данного проекта в качестве отдельной, практически самостоятельной задачи входила разработка методологии оценки уровней готовности персонала (кадров) при формировании и реализации программ (проектов) создания ГТД и критических технологий для них. Разработанная в рамках проекта методология в значительной степени универсальна и применима не только к отрасли авиационного двигателестроения, но и к другим высокотехнологичным отраслям.

Основное, что дает преимущество в технологиях – это компетенции разработчиков, на основе которых появляются новые технологические решения и продукты. Управление компетенциями – направление, которое сейчас активно развивается и изучается различными российскими, международными и иностранными компаниями. Если говорить про российскую практику, то такие технологические игроки, как ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом», ОАО «РЖД» и другие, серьезно занялись поиском и формированием требуемых для развития компаний компетенций.

Отдельная всеобщая проблема существует в управлении инновационными проектами – своевременный запрос на кадры и появление необходимого персонала, способного в комплексе вести проект и быть «необходимым и достаточным» ресурсом для своевременного обеспечения переходов между УГТ/УГП.

Традиционно основное внимание при разработке новых технологий направлено на разработку самой технологии и оборудования для нее (производственную составляющую), однако способность или возможность поддерживать необходимый темп проекта зачастую зависит от своевременных и продуманных кадровых мероприятий. Отдельной методики по оценке необходимых мероприятий в части обеспечения кадрами в мировой практике не представлено. Существуют методики оценки готовности персонала к внедрению новых технологий, однако этот подход не позволяет решать задачи заблаговременного планирования и не соответствует цели проекта (разработка методики оценки готовности и достаточности кадров в обеспечение переходов на следующие УГТ при разработке инновационных технологий и изделий).

Сама методология оценки уровней готовности технологий является относительно новой для Российской Федерации и основана на мировом опыте. Четкая градация стадий исследований и разработок по уровням готовности (УГТ – уровень готовности технологий; УГП – уровень готовности производства) позволяет более точно и целенаправленно осуществлять планирование и оценку результатов инновационных исследовательских и технологических работ (проектов), минимизировать риски недостижения запланированных результатов, своевременно принимать необходимые управленческие решения. В конечном счете, применение методологии УГТ/УГП позволяет оптимизировать (минимизировать) расходы финансовых и других ценных ресурсов.

Таким образом, решение поставленной задачи является уникальным и должно охватывать создание инновационной продукции от УГТ1 до УГТ9 с учетом лучших практик, включая мероприятия, препятствующие простою в работе и недостижению запланированных показателей по критериям УГТ и УГП.

Обычно на старте инновационных проектов по окончании выбора критических элементов и анализа мировых достижений по их возможным характеристикам привлекается большое число соисполнителей для обеспечения сразу нескольких целей:

во-первых, для получения конкретных, подтверждающих гипотезы, результатов с помощью расчетных или экспериментальных работ, а зачастую и для технологических опробований первых идей;

во-вторых, для сравнения возможностей соисполнителей и определения ключевых проблемных вопросов новой технологии или компонента;

в-третьих, для накопления знаний и расширения (выявления) поля смежных научных областей, оказывающих влияние на ход работ.

Развитие инновационного проекта сопряжено со значительными рисками. Невозможно сказать с начала работ, какой вариант технического решения будет выбран для проектирования демонстратора. Поэтому специальные компетенции исполнителей должны наращиваться поэтапно. Целесообразно делать это по достижении очередного уровня готовности перед началом работ по достижению следующего уровня. В этот момент появляется больше определенности в тех специальных компетенциях, которые потребуются для продолжения разработки. Таким образом, набор компетенций актуализируется перед началом работ по достижению очередного уровня готовности разрабатываемой технологии (компонента, двигателя, изделия): прежние компетенции могут утратить актуальность, вместе с этим появляются новые.

По этой причине в высокорисковых инновационных технологических проектах – анализ достаточности компетенций и формирование заявки на дополнение необходимых компетенций должны быть циклически привязаны к уровням готовности технологии (продукта), опережая проведение очередных этапов работ. Таким образом, достижение УГК4 должно означать, что кадры готовы для выполнения УГТ4/УГП4. При этом не будет задержки в выполнении проекта (программы). Условие укомплектованности кадрового состава – достижения соответствующего УГК – наряду с защитой результатов по УГТ/УГП, и планов на следующий период, должно являться одним из важнейших критериев для принятия решения о продолжении финансирования очередного этапа проекта (программы).

Работы, проведенные Ассоциацией в рамках проекта «Уровень», позволили сформулировать ключевые принципы формирования кадрового состава для инновационных проектов (программ), разработать бизнес-процесс (основные этапы) формирования инновационного кадрового потенциала.

В рамках НИР показана взаимосвязь УГК и УГТ/УГП в «длину» всего проекта с динамической оценкой количества специалистов, необходимых для выполнения условий и требований каждого УГТ/УГП при создании инновационной технологии или компонента. Предложенная методология оценки УГК разработана с учетом профессионального стандарта 40.011 «Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам», ГОСТ Р 56861-2016, ГОСТ 58048-2017, а также действующих внутренних нормативных документов АО «ОДК».

Следует отметить, что в составе системы (матрицы) оценки уровней готовности производства в качестве отдельного блока критериев (шкалы) используется критерий «Производственный персонал», в рамках которого оценивается уровень готовности персонала (кадров), необходимого для развертывания серийного производства. С помощью данной шкалы оцениваются требуемые компетенции, доступность и необходимое количество персонала для организации производства. Объектом оценки являются технологи и производственные рабочие. Данный критерий непосредственно связан со шкалой оценки уровня готовности персонала (кадров).

В рамках проекта разработана методика оценки уровней готовности персонала (кадров), участвующего в реализации проектов НИОКТР, которая позволяет проводить оценку (определение) возможностей организации и (или) команды проекта осуществлять разработку и (или) производство инновационной продукции с учетом заданных сроков и имеющихся ограничений. Разработанная методика предусматривает реализацию мероприятий по анализу потребностей, планированию, подготовке и набору необходимого – как в количественном, так и в качественном отношении – персонала (специалистов). Реализовано требование о гармонизации уровней технологической готовности и уровня готовности персонала.

На схеме показаны принципы долгосрочного (стратегического) планирования и поэтапного развития (наращивания) компетенций кадров (специалистов), необходимых для успешной реализации проектов НИОР по созданию инновационных продуктов (технологий).

Таким образом, решение поставленной задачи является уникальным и должно охватывать создание инновационной продукции от УГТ1 до УГТ9 с учетом лучших практик, включая мероприятия, препятствующие простою в работе и недостижению запланированных показателей по критериям УГТ и УГП.

Ассоциация планирует и в дальнейшем участвовать в развитии кадрового потенциала авиационной и смежных отраслей. Наиболее важными направлениями решения актуальных вопросов обеспечения предприятий отрасли высококвалифицированными и другими специалистами мы считаем:

  • Разработка программ повышения мобильности наиболее востребованных специалистов в условиях повышенной загрузки производственных мощностей и создания новых предприятий;
  • Повышение квалификации специалистов летного и технического состава российских авиакомпаний для обеспечения безопасной эксплуатации иностранных воздушных судов в условиях отсутствия авторизованного технического и ремонтного сопровождения со стороны разработчиков, а также для обеспечения безопасной эксплуатации новых российских ВС в начальный период их вывода на рынок;
  • Привлечение новых и повышение квалификации имеющихся специалистов, участвующих в разработке и производстве неоригинальных запасных частей и материалов, а также проведении технического обслуживания и ремонта, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации иностранной авиационной техники.

Мероприятия 2020 - 2021 года

Текст редактируется!

В 2020-2021 гг., несмотря на введенные карантинные ограничения, работа по поддержке подготовки и повышения квалификации научных и инженерно-технических кадров продолжилось. Ассоциация «ТП «АМиАТ» предпринимает все возможные усилия для оказания содействия высшим учебным заведениям в их деятельности по повышению эффективности образовательного процесса, налаживанию взаимодействия с предприятиями реального сектора, привлечению вузовских команд к реализации исследовательских и технологических проектов. В качестве основных результатов работ, выполненных аппаратом и экспертами ТП в 2020-2021 гг., следует отметить:

  • проведение очередного (ежегодного) мониторинга состояния и результатов работ, полученных при выполнении проектов в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы» (подробнее – см. в разделе «Деятельность» по адресу: https://aviatp.ru/monitoring);
  • экспертиза проекта «Поддержка и развитие центра коллективного пользования «Нанотех» ФГБОУ ВО УГАТУ научным оборудованием для обеспечения реализации исследовательских программ и проектов по перспективным научным направлениям» (для участия в конкурсном отборе проектов в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы», мероприятие 3.1.2; инициатор – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»; март 2020 г.);
  • экспертиза проекта создания и развития научного центра мирового уровня по направлению «Инновационные силовые установки, агрегаты и материалы для электрического самолета» (для участия в конкурсе на предоставление грантов на создание научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации; инициатор – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»; апрель - май 2020 г.);
  • экспертиза проекта «Разработка многотопливного рабочего процесса для поршневых двигателей внутреннего сгорания и опытного образца высокоэкономичного энергонасыщенного и экологичного авиационного поршневого двигателя, работающего на авиационном керосине» (для участия в конкурсе Фонда содействия инновациям; инициатор – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»; май - июнь 2020 г.);
  • экспертиза проекта «Разработка и производство автономной отказоустойчивой системы электроснабжения для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов», предложенного для участия в конкурсе Фонда содействия инновациям (инициатор – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»; май - июнь 2020 г.);
  • мероприятия с руководством Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева по организации и планированию работ по оценке возможностей применения дирижаблей для транспортировки угля, добываемого на территории Кемеровской области, включая подготовку соответствующего технико-коммерческого предложения (март - апрель 2021 г.).

Результаты экспертизы проектов, рассмотренных Технологической платформой, представлены в разделе сайта «Кабинет ТП / Внутренние документы / Экспертный совет» (вход в раздел: https://aviatp.ru/cabinettp#internaldocs; доступен только для официальных представителей организаций - членов Ассоциации и членов органов управления).


Мероприятия 2019 года. Выбор приоритетных направлений работы
в области подготовки и развития научных и инженерно-технических кадров.

В 2018 году от организаций - членов Платформы были получены ряд предложений по организации работ в данном направлении, и в 2019 году мы планируем активизировать данную деятельность. В числе основных мероприятий, в т.ч. в рамках разработки новой редакции Стратегической программы исследований и разработок ТП, рассматриваются:

  • проведение мониторинга и анализ обеспеченности организаций - участников ТП научными и инженерно-техническими кадрами;
  • разработка прогноза потребностей организаций - участников ТП в научных и инженерно-технических кадрах, включая определение потенциальных источников и механизмов покрытия кадрового дефицита;
  • разработка мер и мероприятий в области подготовки и развития научных и инженерно-технических кадров, включая развитие образовательных и профессиональных стандартов, совершенствование и разработку программ профессионального и дополнительного образования, совершенствование профильной и уровневой структуры подготовки специалистов, развитие механизмов непрерывного образования, содействие мобильности научных и инженерно-технических кадров (стажировки, обмен кадрами и другие формы).

Ввиду особой важности темы кадрового обеспечения гражданской и государственной авиации и подготовки летного состава к действиям в экстремальных ситуациях – в текущем 2019 году мы начали проработку данной темы с вопроса подготовки кадров для экспериментальной авиации Российской Федерации, которая осуществляет испытания всех видов воздушных судов, разрабатываемых в нашей стране, и обладает наибольшими компетенциями в области вывода ВС из сложных пространственных положений.

В рамках сотрудничества с Советом Федерации, где наша Ассоциация осуществляет экспертное и организационное сопровождение деятельности Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения, были проведены ряд консультаций и мероприятий, посвященных данному вопросу.

18 июля 2019 г. В рамках очередного заседания Рабочей группы Совета Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения – вне основной повестки дня с дополнительным докладом выступил Заместитель начальника авиационного учебного центра Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ им. М.М. Громова» В.И. Ахрамеев. Тема выступления – «Предложения по решению задач подготовки специалистов экспериментальной авиации Минпромторга России».

Презентация (В.И. Ахрамеев)

 

Согласно информации В.И. Ахрамеева, ситуация с функционированием единственной в Российской Федерации школы летчиков-испытателей экспериментальной авиации – неудовлетворительная, и необходимо принятие срочных мер по обновлению ее материальной базы и обеспечению нормального текущего финансирования.

В рамках подготовки к мероприятию мы обратились в Федеральное агентство воздушного транспорта с просьбой предоставить актуальную информацию о подготовке кадров для гражданской авиации. Коллеги оперативно откликнулись, и мы размещаем полученную информацию на сайте ТП. Благодарим советника отдела управления инспекции по безопасности полетов Росавиации В.В. Лучинина за конструктивное сотрудничество.

Учебные заведения ГА

Подготовка кадров (2017 г.)

Подготовка кадров (2018 г.)

К сожалению, вызывает беспокойство наблюдаемое в последние сокращение количества авиационных учебных центров, имеющих сертификат Росавиации; а также недостаточное, по мнению многих экспертов, количество специалистов летного и инженерно-технического состава в области вертолетной техники, выпускаемых в России, в связи с отсутствием четкой стратегии развития государственных и негосударственных учебных центров.

4 октября 2019 г. В продолжение темы подготовки кадров для экспериментальной авиации Российской Федерации в Совете Федерации в рамках деятельности Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения в связи с рассмотрением предложений к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» состоялось совещание по теме «Текущее состояние и перспективы развития системы подготовки летно-испытательных кадров для летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации России».

В совещании приняли участие представители Совета Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, ПАО «ОАК», АО «ЛИИ им. М.М. Громова», других ведущих организаций отрасли.

С основными докладами на мероприятии выступили:

  • Д.А. Волошин (Начальник Управления летной службы АО «Авиапром», Председатель Центральной аттестационной комиссии экспериментальной авиации);
  • А.В. Крутов (Начальник Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ им. М.М. Громова»);
  • В.И. Ахрамеев (Заместитель Начальника Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ имени М.М. Громова», член Летно-методического совета Росавиации).

Презентация (Д.А. Волошин)

Презентация (А.В. Крутов)

Презентация (В.И. Ахрамеев)

Большинство докладчиков и выступивших участников совещания отметили неудовлетворительное состояние материально-технической базы и финансового обеспечения функционирования Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ им. М.М. Громова». В целях проведения летных исследований и испытаний разрабатываемой авиационной техники, а также работ по ее модернизации (модификации) необходимо принятие срочных мер по финансовому обеспечению деятельности Школы летчиков-испытателей.

В целях стабилизации финансового положения Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ им. М.М. Громова» и обеспечения выполнения государственных функций по подготовке летчиков-испытателей для экспериментальной авиации Российской Федерации также необходимо рассмотрение и решение вопроса об оптимальной организационно-правовой форме данного учебного центра, которая в настоящее время не соответствует требованиям ее эффективного функционирования.

По итогам совещания Советом Федерации были направлены официальные письма в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с запросами о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению финансирования и развития материально-технической базы Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ им. М.М. Громова», включая внесение необходимых изменений в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в части государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» и других программ (механизмов) государственной поддержки авиационной промышленности (со сроком предоставления ответной информации до 15 ноября 2019 г., а по оптимальной организационно-правовой форме данного учебного центра – до 15 декабря 2019 г.).

Со своей стороны, Ассоциация «ТП «АМиАТ» будет содействовать в повышении эффективности функционирования и развитии материально-технической базы Школы летчиков-испытателей АО «ЛИИ им. М.М. Громова» – единственного в стране учебного заведения, обеспечивающего подготовку кадров для экспериментальной авиации Российской Федерации. Предлагаем всем заинтересованным организациям и экспертам направлять свои предложения по возможным механизмам и мероприятиям, направленным на решение поставленных проблемных вопросов.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Подведение промежуточных итогов кадрового обеспечения авиационной
промышленности и мероприятия Технологической платформы по
развитию научных и инженерно-технических кадров в 2017 - 2018 гг.

Продолжение работы в рамках Ассоциации

В декабре 2015 г. в соответствии с требованиями Порядка формирования перечня технологических платформ (утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010 г.) и Методических рекомендаций по мониторингу деятельности технологических платформ (одобрены решением Межведомственной комиссии по технологическому развития президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России; протокол от 30.10.2014 г. № 36-Д19), на базе неформального объединения организаций с одноименным названием было создано юридическое лицо в форме некоммерческой организации – Ассоциация организаций по содействию авиационному развитию «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» (сокращенное наименование – Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии»). Учредителями Ассоциации выступили 45 организаций - участников Технологической платформы (подробнее – см. в разделе «Кабинет ТП» по адресу: https://aviatp.ru/managemeetings#01122015).

Таким образом, Ассоциация стала специализированной управляющей организацией, объединяющей основных участников и обеспечивающей функционирование Технологической платформы. Благодаря созданию Ассоциации деятельность Платформы приобрела более упорядоченный характер, так как к ее функционированию стали применяться обязательные требования, установленные законодательством о некоммерческих организациях; а также появились дополнительные возможности по финансированию – как непосредственно работы аппарата Ассоциации, так и конкретных проектов, необходимых для развития организаций - участников.

В качестве примеров успешных мероприятий, связанных с подготовкой научных и инженерно-технических кадров и их участием в реализации исследовательских и технологических проектов, в которых приняли непосредственное участие представители Ассоциации, можно привести серию мероприятий по развитию научно-производственной кооперации вузов и компаний высокотехнологичных отраслей промышленности, проводимых ООО «ВЕКТОР-К» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Так, 25-27 апреля 2017 г. состоялось очередное мероприятие данной серии, которое проходило в ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (ТУСУР) и было посвящено взаимодействию высших учебных заведений и предприятий радиоэлектронной промышленности.

Представители Ассоциации были приглашены к участию в данном мероприятии, с докладом выступил Председатель Правления А.А. Ким. Мероприятие оказалось чрезвычайно полезным, как с точки зрения обсуждения актуальных вопросов участия высших учебных заведений в реализации научно-технологических проектов, так и в плане организации взаимодействия между Технологической платформой и организациями Томского кластера. Состоялись полезные обсуждения и намечены конкретные планы по дальнейшему сотрудничеству, в т.ч. по формированию и реализации совместных проектов.

Среди других мероприятий по подготовке и развитию научных и инженерно-технических кадров, проведенных Ассоциацией в 2017 году, следует отметить:

участие в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;

– участие в научно-технической конференции «Научно-техническая кооперация вузов и высокотехнологичных отраслей промышленности» (г. Санкт-Петербург, организатор – ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»; 15-17 марта 2017 г.);

– поездка и рабочее совещание в ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ, 17 марта 2017 г.);

– поездка и рабочее совещание в ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ТГУ, 25 апреля 2017 г.);

– посещение ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), 27 апреля 2017 г.);

участие в тематических мероприятиях (круглых столах) «Образование будущего» (организатор – ФГУП «ЦАГИ») и «Ведущие ученые - предприятиям космической и авиационной отрасли» (организаторы – Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГУП «ЦАГИ», ООО «Инконсалт К»), состоявшихся в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 (17-18 июля 2017 г.);

– участие в семинаре Министерства образования и науки РФ на тему «Итоги реализации в 2017 году ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.» и перспективные направления научно-технологического развития Российской Федерации» (3 ноября 2017 г.).

Дополнительно, в 2017 году между Ассоциацией и Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» были проведены переговоры и согласован проект соглашения о сотрудничестве, предусматривающего в том числе разработку предложений (инициатив) по кадровому обеспечению проектов, осуществляемых с участием Внешэкономбанка. Дальнейшие шаги (разработка конкретных предложений и плана работ) по данному соглашению планируется продолжить в 2018 году.

Также, в 2017 году, в процессе совместных консультаций с нашими экспертами – аппаратом и экспертами ТП были сформулированы основные направления и задачи Технологической платформы в области развития научных и инженерно-технических кадров, а также разработана общая схема организации работ по подготовке проектов и мероприятий, рассматриваемых в качестве первоочередных. Одной из важнейших задач в данном направлении, рекомендованных членами Правления Платформы, является налаживание эффективного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за выработку и реализацию государственной политики в сфере высшего образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, авиационной промышленности и воздушного транспорта.

В качестве одного из примеров отраслевых мероприятий, посвященных подготовке и развитию кадров в авиационной промышленности, в котором приняли участие представители Технологической платформы, можно привести совместное заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности и Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России на тему «О кадровом обеспечении организаций авиационной промышленности», состоявшееся 20 декабря 2018 г.

Самым острым вопросом, отчетливо проявившейся в процессе дискуссии на данном заседании – стал серьезный разрыв, существующий между общей политикой Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в отношении развития высших учебных заведений и требованиями промышленности по подготовке квалифицированных и адаптированных к работе в современных условиях специалистов.

По мнению выступившей на заседании Заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации М.А. Боровской, промышленность должна сама участвовать в подготовке и совершенствования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС, «нужен заказчик»); в то время как представители промышленности рассчитывают на то, что адекватные современным требованиям образовательные стандарты и соответствующие образовательные программы разработает Министерство, и оно же определит базовые учебные заведения для их реализации. С такими предложениями на заседании, в частности, выступил Генеральный директор ФГУП «ВИАМ» Е.Н. Каблов.

Другой, не менее острой проблемой развития кадрового потенциала отрасли является малый объем производства гражданской продукции, и, как следствие, огромная диспропорция, сложившаяся между количеством имеющихся сотрудников и объемом производства (выпуска) авиационной техники; а также отсутствие эффективных форм организации перспективных проектов, нацеленных на создание конкурентоспособных продуктов и одновременно привлекательных для молодых специалистов, аспирантов и наиболее успешных студентов. Об этом на заседании говорил Председатель Наблюдательного совета Технологической платформы, Советник Президента ПАО «ОАК» по науке и технологиям Б.С. Алёшин.

И если первая проблема, по сути, представляет собой общенациональную задачу, в решении которой участвуют все заинтересованные стороны, включая Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, управляющие компании интегрированных структур, другие органы и организации; то второй задачей фактически никто не занимается.

На наш взгляд, Платформа могла бы сыграть существенную роль в решении данных вопросов, так как ее деятельность нацелена на формирование именно таких проектов; однако, на текущий момент, многое зависит от статуса и возможностей платформ по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти и другими государственными институтами поддержки инноваций (о предложениях ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» по развитию института технологических платформ в Российской Федерации и участию наиболее квалифицированных платформ в реализации государственных и федеральных целевых программ, деятельности государственных фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности и других институтов развития – см. в разделе «Межплатформенное взаимодействие и развитие института технологических платформ»).

В качестве других мероприятий (результатов) Технологической платформы в 2018 году по данному направлению следует отметить:

участие в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;

рабочая встреча - совещание в АО «МВЗ им. М.Л. Миля» с участием ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» по обсуждению возможностей формирования и реализации совместных проектов в области создания перспективных бортовых радиолокационных комплексов для отечественных вертолетов (10 апреля 2018 г.);

рабочая встреча - совещание в ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева» (27 апреля 2018 г.);

– рабочая встреча - совещание в компании «АЭРОХОД» совместно с представителями ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород; 27 апреля 2018 г.);

– участие в заседании Научно-технического совета Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ по рассмотрению текущих результатов реализации проекта «Разработка проектных решений и создание опытного образца системы управления многоцелевого регионального 9-местного самолета с интеллектуальным комплексом обеспечения безопасности полетов (ИКОБП)», поддержанного Технологической платформой и выполняемого в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (29 мая 2018 г.);

– посещение Лаборатории прочностных испытаний Института авиационной техники и технологий ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» (30 мая 2018 г.);

– рабочее совещание в ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» по участию КНИТУ в деятельности Технологической платформы и обсуждению возможностей формирования и реализации совместных исследовательских и технологических проектов (30 мая 2018 г.);

– посещение и рабочее совещание в ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА) по обсуждению возможных механизмов взаимодействия в рамках деятельности Технологической платформы, в т.ч. по формированию и реализации совместных проектов (21 августа 2018 г.);

– поездка и рабочее совещание в ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ, 19 сентября 2018 г.).

В течение 2018 года, для дальнейшего проведения мониторинга и анализа обеспеченности организаций - участников ТП научными и инженерно-техническими кадрами – аппаратом и экспертами Платформы были разработаны специальные опросные формы, позволяющие, с одной стороны, собирать информацию о планируемой потребности в подготовке кадров для организаций и предприятий авиастроительной и смежных отраслей, включая требования к базовым и специальным знаниям (навыкам) ожидаемых специалистов; а с другой стороны, данные (информацию) о подготовке специалистов в профильных учебных заведениях.

Мы надеемся, что результаты данного мониторинга позволят получить объективную картину обеспеченности организаций - участников ТП научными и инженерно-техническими кадрами, включая количественные и качественные параметры; разработать комплекс мер (мероприятий) по повышению эффективности подготовки кадров в образовательных учреждениях послевузовского, высшего, среднего и начального профессионального образования.

Данную работу планируется организовать и регулярно вести в интересах организаций и предприятий - участников Технологической платформы; со стороны образовательных учреждений, в первую очередь, планируется привлечь высшие учебные заведения, являющимися членами Ассоциации. В дальнейшем, по рекомендациям организаций - участников ТП возможно расширение круга вовлеченных образовательных учреждений.

Также, очень важно организовать эффективное взаимодействие с профильными федеральными органами исполнительной власти, прежде всего, с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в регионах расположения соответствующих предприятий и организаций.

Мероприятия и инициативы в области подготовки и развития
научных и инженерно-технических кадров с участием
Технологической платформы в 2013-2016 гг.

С момента создания Технологической платформы особое внимание уделялось взаимодействию с высшими учебными заведениями и их участию в деятельности Платформы. Это привело к вхождению в состав Платформы большого количества вузов, осуществляющих подготовку кадров, как по авиационным, так и по смежным направлениям.

В начальный период (2011-2012 гг.) была достигнута договоренность с руководством Московского авиационного института о том, что МАИ возьмет на себя роль координатора взаимодействия с вузами в рамках деятельности Платформы.

Важным событием в развитии Технологической платформы стало проведение специального мероприятия (слушаний) по рассмотрению предложений высших учебных заведений по тематикам (проектам) исследований и разработок в сфере авиастроения и авиационной деятельности, состоявшихся в Московском авиационном институте 6 декабря 2013 г.

На слушания были приглашены представители федеральных органов исполнительной власти, профильных управляющих компаний и компаний с государственным участием (ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Аэрофлот», ГК «Ростехнологии», ОАО «Вертолеты России», ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная организация») и других организаций отрасли.

Выступающие представители вузов презентовали имеющиеся у них научные и технологические компетенции, подтвержденные наличием кадрового потенциала, первичными результатами выполненных работ (реализованных проектов), существующей или планируемой к созданию материально-технической базой.

Особый акцент в выступлениях был сделан на предлагаемые (планируемые) к реализации проекты проведения научно-исследовательских и (или) технологических работ в области авиастроения и авиационной деятельности.

Всего на мероприятии выступили 13 вузов. Ими было предложено к реализации около 50 проектов (направлений) проведения исследований и разработок. Многие выступления вызвали большой интерес, как со стороны интегрированных структур авиационной промышленности, так и со стороны вузов смежного профиля.

Презентация (МАИ)

Презентация (УГАТУ)

Презентация (ПНИПУ)

Презентация (СГАУ)

Презентация (ИрГТУ)

Презентация (КнАГТУ)

Презентация (РГАТУ)

Презентация (МГТУ ГА)

Презентация (НГТУ им. Р.Е. Алексеева)

Презентация (СПГПУ)

Презентация (КНИТУ)

Презентация (ВГТУ)

Основным замечанием к предлагаемым проектам, прозвучавшим со стороны интегрированных структур авиационной промышленности – стало отсутствие в презентациях предложений по комплексной увязке и системной интеграции предлагаемых работ применительно к уже имеющимся конкретным направлениям и проектам создания, модернизации производства авиационной техники. Кто-то должен взять на себя функции согласования (мониторинга) имеющихся и планируемых разработок и оценку их применимости в текущих и перспективных авиастроительных программах.

Мы отчетливо представляем себе важность и актуальность данной задачи; и в наши планы совместно с федеральными органами исполнительной власти и компаниями с государственным участием входит продолжение сотрудничества с высшими учебными заведениями и вовлечение в данную деятельность наиболее активных и талантливых коллективов (проектных команд), действующих в отрасли.

Участие ТП в выставках «ВУЗПРОМЭКСПО»

В 2013 году была организована первая Национальная выставка-форум «ВУЗПРОМЭКСПО».

Основная цель мероприятия – подведение промежуточных итогов реализации программ инновационного развития компаний с государственным участием в части их взаимодействия с образовательными организациями высшего образования и научными организациями, а также презентация лучших проектов в рамках реализации мер государственной поддержки, предусмотренными постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 218 и № 220.

Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» была одним из первых участников выставки среди технологических платформ, где мы представляли свои проекты, участвовали в мероприятиях деловой программы, контактировали с заинтересованными организациями и специалистами.

ВУЗПРОМЭКСПО-2014 (ТП «АМиАТ»)

 

На наш взгляд, данный проект был весьма полезен для развития высших учебных заведений и их взаимодействия с предприятиями реального сектора, федеральными органами исполнительной власти, институтами развития и другими участниками инновационной деятельности, включая технологические платформы.