nachodki.ru интернет-магазин

Главная страница / Кабинет ТП / Новый виток в развитии двигателестроения для легкой и малой авиации

 

 

Новый виток в развитии двигателестроения для легкой и малой авиации

Развитие малой и региональной авиации в Российской Федерации является одним из стратегических направлений деятельности Технологической платформы. В предыдущие годы по данному направлению Платформой было организовано и проведено несколько значимых тематических мероприятий; участниками и экспертами Платформы были предложены конкретные исследовательские и технологические проекты, механизмы государственной поддержки их практической реализации.

В целом, развитию малой и региональной авиации в России в последние годы уделяется достаточно большое внимание, в т.ч. на уровне решений (поручений) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Предпринимаемые Правительством Российской Федерации и отдельными субъектами Российской Федерации меры по субсидированию местных и региональных авиаперевозок, местных аэропортов (аэродромов), развитию (реконструкции) аэропортов (аэродромов) в определенной степени обеспечивают решение задач транспортной доступности отдельных территорий (регионов) Российской Федерации. В то же время динамика изменения показателей (объемов) местных и региональных авиаперевозок, осуществления авиационных работ, развития авиации общего назначения свидетельствует о крайне низком уровне развития данных сегментов рынка; устойчивых позитивных тенденций пока, к сожалению, не наблюдается.

Основные проблемы в области развития малой и региональной авиации в нашей стране связаны, прежде всего, с отсутствием комплексного подхода к решению имеющихся проблем и поставленных (сформулированных) задач. Безусловно, субсидирование стоимости местных и региональных авиаперевозок, включая затраты на содержание и развитие наземной инфраструктуры, является одним из важнейших элементов государственной политики в области транспортного обеспечения и социальной защиты населения. В то же время, большой нереализованный потенциал повышения доступности авиаперевозкок на местных и региональных авиалиниях, увеличения объемов авиаработ, развития авиации общего назначения (частной и деловой) – имеется в проведении организационно-технических мероприятий, связанных с устранением избыточных требований, предъявляемых к участникам рынка, и оптимизацией (совершенствованием) нормативно-правовой базы. Это касается, как правил осуществления полетов и функционирования объектов наземной инфраструктуры, так и правил допуска ВС к эксплуатации, а также условий и порядка сертификации авиационной техники.

Необходима разработка специальных мер, стимулирующих привлечение частного бизнеса в данную сферу. Для этого должны быть разработаны четкие и прозрачные правила, стабильные на долгосрочную перспективу и не допускающие двояких толкований. К числу основных вопросов, требующих решения, следует также отнести наличие механизмов государственного субсидирования расходов на НИОКР и сертификацию авиационной техники малой авиации.

Абсолютный приоритет должен уделяться вопросам обеспечения безопасности полетов и недопущения незаконного вмешательства в деятельность авиационных предприятий и авиационного персонала. Для этого необходимо максимально широко информировать общественность и авиационных специалистов о причинах авиационных происшествий и катастроф, привлекать к разработке (совершенствованию) нормативно-правовых актов всех заинтересованных организаций и лиц.

Важнейшим направлением развития малой и региональной авиации является развитие (совершенствование) конструкции и технологий ВС, авиационных двигателей, систем и оборудования ЛА, а также объектов системы управления воздушным движением и наземной авиационной инфраструктуры. Улучшение летно-технических, экономических и эксплуатационных характеристик авиационной техники малой и региональной авиации также может дать существенный импульс к развитию данного сегмента рынка.

 

Проблема развития малой и региональной авиации в нашей стране неразрывно связана с созданием эффективных двигателей для легких самолетов и вертолетов. Разработчики и производители воздушных судов вынуждены ориентироваться на имеющиеся на рынке зарубежные продукты, которые, по оценкам ведущих специалистов, не лишены недостатков как по своим техническим и эксплуатационным характеристиками, так и по экономическим параметрам.

Оказываемая государством поддержка разработки и производства гражданской авиационной техники, сконцентрирована, в-основном, на проектах создания «большой» авиации; в то время как компании (организации), занимающиеся разработками в области малого авиационного двигателестроения, вкладывают собственные средства и не имеют ясных ориентиров по перспективам развития соответствующих рынков.

Идея проведения мероприятия, посвященного данной тематике, возникла еще в 2014 году, во время посещения ООО «Промсервис» (Московская обл., Истринский район), занимающегося разработкой поршневых двигателей и соответствующих технологий для самолетов и вертолетов малой авиации.

Коллеги из ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», эксперты Технологической платформы согласились с объективной потребностью в создании и развитии двигателей для легкой и малой авиации, существующей на российском и мировом рынке; наличием достаточно большого количества компетенций и инициативных разработок (проектов) в Российской Федерации; необходимостью координации существующих и разработки дополнительных мер поддержки реализуемых проектов.

31 марта 2017 г. представители Технологической платформы снова посетили производственную площадку ООО «Промсервис» и убедились, что за прошедший период коллеги из ООО «Промсервис» достигли большого прогресса. В поездке и состоявшемся в рамках нее рабочем совещании приняли участие: Председатель Правления Технологической платформы А.А. Ким, начальник отдела авиационных поршневых двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Л.А. Финкельберг, Генеральный директор ООО «Промсервис» Ю.Д. Баженов, Заместитель Генерального директора ООО «Промсервис» Д.А. Кунин, Главный конструктор ООО «Промсервис» Э.Б. Бабенко. Во время посещения мы стали свидетелями начала испытаний перспективного авиационного поршневого двигателя, созданного уже как реальный образец. Оптимальная зона мощности нового двигателя – 130-160 л.с. – соответствует размерностям наиболее востребованных на мировом рынке двигателей компании «Rotax» (Австрия). Дальнейшие перспективы нового двигателя зависят от характеристик его конкурентоспособности, которые будут определены по результатам испытаний и необходимых доработок.

Для более эффективного продвижения перспективных разработок малых авиационных двигателей, выявления ключевых проблем и организации дальнейших работ данном направлении было решено провести Научно-техническую конференцию «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации».

В рамках мероприятия планировалось представить и обсудить состояние работ (проектов) в области создания перспективных двигателей для малой и региональной авиации, реализуемых в Российской Федерации, как с помощью мер государственной поддержки, так и за счет собственных средств организаций и инвесторов; оценить их возможные перспективы, а также потребности (возможности) в кооперационном взаимодействии; сформировать общее видение (концепцию) развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, включая необходимые меры государственной поддержки.

На Конференцию, наряду с организациями, осуществляющими разработку (создание) авиационных двигателей, были приглашены представители компаний (организаций), занимающихся разработкой и производством воздушных судов малой и региональной авиации, с целью информирования их о состоянии работ (проектов) по созданию перспективных авиационных двигателей, получения их экспертных оценок о возможностях применения тех или иных разработок на практике, а также информации о необходимых типоразмерах двигателей, их номенклатуре и количестве в обозримом будущем. В соответствии с достигнутой договоренностью с ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» мероприятие было решено провести на площадке ЦИАМ.

В процессе подготовки и планирования мероприятия обсуждались основные параметры (границы) типоразмерного ряда двигателей, которые предполагается рассматривать в качестве объектов будущих работ. В результате, было достигнуто общее понимание того, что в качестве ключевого экспертного мнения следует рассматривать позицию основных потребителей – конструкторских организаций, осуществляющих разработку (производство) перспективных летательных аппаратов.

Также достаточно бурно осуждалась программа Конференции – какие доклады, и в какой последовательности следует предусмотреть. В итоге было принято решение провести дополнительное согласование этого вопроса с ведущими конструкторскими, производственными и научными организациями, по итогам которого была сформирована базовая программа мероприятия.

Само мероприятие состоялось 3 октября 2017 г. В качестве со-организаторов мероприятия, вместе с Технологической платформой, выступили: ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова».

Мероприятие проходило в конференц-зале (зале для научно-технических советов) ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», что было очень удобно как с точки зрения рассматриваемой тематики, так и для восприятия информации и возможностей коммуникации между участниками. Достаточно неожиданным для нас стал интерес, проявленный к мероприятию, как со стороны слушателей, так и со стороны докладчиков: всего в мероприятии приняли участие около 150 экспертов и специалистов, представляющих различные регионы Российской Федерации.

Программа конференции включала в себя 3 основных блока вопросов:

  1. Основные направления развития двигателей для малой и региональной авиации, оценка спроса со стороны разработчиков и производителей ВС;
  2. Проекты разработки (создания) авиационных двигателей для малой и региональной авиации, реализуемые и планируемые к реализации в Российской Федерации (основная часть);
  3. Подведение итогов в форме открытой дискуссии – обмен мнениями для формулировки основных выводов и предложений.

Данная структура была обусловлена необходимостью комплексного охвата ключевых аспектов развития двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, включая основные параметры развития рынка малой и региональной авиации, направления работ по созданию (развитию) научно-технического задела, максимально подробное представление основных работ (проектов) в области разработки (создания) малых газотурбинных и поршневых двигателей для малой и региональной авиации.

ПЕРЕХОД В РАЗДЕЛ «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ»

По итогам мероприятия был подготовлен, согласован и подписан протокол, в котором отражены основные решения, принятые участниками Конференции.

ПРОТОКОЛ (03.10.2017 г.)

Одним из основных результатов состоявшейся Конференции стало создание Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, основной задачей которой является организация дальнейших работ в данном направлении.

Подробнее о результатах работы экспертов на Конференции и дальнейших шагах – можно узнать в разделе «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ» (переход в раздел см. выше).

В соответствии с решениями Конференции «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации», состоявшейся 3 октября 2017 г., членами Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, совместно с секретариатом Технологической платформы, с участием заинтересованных организаций и экспертов, было проведена предварительная работа по планированию и организации дальнейших работ по развитию авиационного двигателестроения в области малой и региональной авиации.

В-первую очередь, была проведена экспертная оценка проектов разработки (создания) авиационных двигателей, представленных на Конференции. По согласованию с авторами (разработчиками) проектов, основные презентационные (аналитические) материалы проектов были направлены членам Рабочей группы и другим экспертам Технологической платформы для их оценки.

Для оценки проектов была разработана специальная форма (анкета) эксперта, предусматривающая оценку проекта по следующим направлениям:

  • уровень готовности технологий (УГТ);
  • научно-технологический потенциал (возможности повышения общей эффективности эксплуатации ЛА);
  • оптимальные (рекомендуемые) источники финансирования.

В анкете (форме) также была предусмотрена возможность для экспертов сформулировать свои комментарии, замечания и/или предложения по проекту (направлению работ).

Результаты рассмотрения (оценки) проектов/направлений работ и основные выводы, сформулированные по результатам проведенной оценки, были представлены на первом заседании Рабочей группы.

Также, в рамках подготовки к первому заседанию Рабочей группы, а также в соответствии с решениями Конференции, были разработаны предложения о проведении научно-исследовательской работы по определению оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации, и проект технического задания на проведение работ по разработке Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

Итоговые (согласованные) варианты проектов ТЗ были вынесены на рассмотрение Рабочей группы.


26 декабря 2017 г. состоялось первое заседание Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации. На заседании были рассмотрены следующие основные вопросы:

1) О результатах рассмотрения (оценки) проектов по созданию авиационных двигателей для малой и региональной авиации, представленных на Конференции 3 октября 2017 г.;

2) О проведении работ по определению оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации в Российской Федерации и разработке Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации;

3) Об организации деятельности Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

По итогам заседания был согласован и подписан протокол, в котором отражены основные решения, принятые участниками Рабочей группы.

ПРОТОКОЛ (26.12.2017 г.)

 

Подробнее о результатах работы экспертов в рамках данного направления и дальнейших шагах – можно узнать в разделе «РАБОЧАЯ ГРУППА ПО РАЗВИТИЮ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ ДЛЯ МАЛОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ АВИАЦИИ».

ПЕРЕХОД В РАЗДЕЛ
«РАБОЧАЯ ГРУППА ПО РАЗВИТИЮ АВИАЦИОННОГО
ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ ДЛЯ МАЛОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ АВИАЦИИ
»

По итогам заседания в ближайшее время всем заинтересованным организациям и экспертам будут разосланы предложения по участию в разработке Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, а также проект Плана дальнейших работ Рабочей группы.


В соответствии с решением заседания Рабочей группы 27 декабря 2017 г. Ассоциацией «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» было направлено письмо в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с предложениями о проведении работ по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации авиации, включая проект Требований к техническим характеристикам НИР «Формирование оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации» (Шифр «Двигатели - МРА»).

НИР_Двигатели-МРА (ТТХ)