Бесплатные шаблоны Joomla

Главная страница / Деятельность / Проектная работа

 

Карта раздела:

Проектная работа Платформы    
Методика и практика экспертного
сопровождения проектов
Проектная работа ТП
в 2014-2017 гг.
 
Проектная работа Платформы
в 2018 году
   
Мониторинг реализации проектов Мониторинг проектов - 2018 год  
  Паспорта проектов  

 

 

 


 

Проектная работа Платформы

В настоящее время ключевым направлением (задачей) Технологической платформы в рамках организации проектной работы и общего развития Платформы является доработка и утверждение новой (актуализированной) редакции Стратегической программы исследований и разработок; представление и согласование Программы в профильных федеральных органах исполнительной власти, с ведущими организациями и интегрированными структурами отрасли; организация работ по ее эффективной реализации.

С учетом межотраслевого и межведомственного характера авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации; действующих и разрабатываемых в настоящее время стратегических, прогнозных, плановых и программных документов – Стратегическая программа исследований и разработок Технологической платформы может стать важным инструментом реализации эффективной и согласованной научно-технической и инновационной политики в сфере авиационной деятельности в Российской Федерации, основой для формирования качественных исследовательских и технологических проектов.

Программа, наряду с реализуемыми в настоящее время проектами, выполняемыми в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», должна содержать стратегически значимые направления работ (проекты), инициированные самой Платформой в целях комплексного развития авиастроения и смежных отраслей, внедрения их результатов в текущие и перспективные авиастроительные проекты (программы), повышения и обеспечения конкурентоспособности отрасли.

Важно обеспечить удобный для восприятия формат представления предлагаемых (инициируемых) проектов (направлений работ) и их взаимосвязи с задачами и мероприятиями соответствующих государственных и федеральных целевых программ. От качества и глубины проработки СПИ зависит эффективность и дальнейшая организация проектной работы Платформы; возможности ее участия в реализации государственной научно-технической и инновационной политики; продуктивность взаимодействия с организациями - участниками ТП, федеральными органами исполнительной власти, специализированными фондами и институтами развития.

Порядок утверждения и реализации Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы установлен Уставом Ассоциации. Основным органом, ответственным за согласование и реализацию СПИ, является Правление Ассоциации. В функции Правления также входит утверждение состава и тематики проектов, реализуемых в рамках деятельности Платформы. Утверждение СПИ относится к полномочиям Наблюдательного совета и Общего собрания членов Ассоциации.

На данный момент ведется работа по актуализации фактических и прогнозных данных проекта Программы, с учетом информации, полученной в конце 2017 г. - начале 2018 г.; уточнение направлений исследований и разработок, наиболее перспективных для развития в рамках Платформы, с учетом текущей ситуации на российском и мировом рынке авиационной техники, реализации основных авиастроительных проектов (программ), результатов работ по созданию научно-технического задела; а также приведение формы Программы в соответствие с Методическими материалами по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы, одобренными на заседании Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 2 октября 2017 г.

Организация проектной и экспертной работы

Важнейшей задачей Технологической платформы, непосредственно связанной с организаций проектной работы и реализацией Стратегической программы исследований и разработок, является актуализация состава экспертов и формирование Экспертного совета Платформы в соответствии с утвержденным в конце 2017 года Положением о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы.

В рамках продолжения проектной работы Платформы и вынесения данного вопроса на ближайшее заседание Правления Ассоциации – готовится к рассмотрению список экспертов, рекомендуемых к включению в состав экспертов Технологической платформы, в т.ч. избранию в члены Экспертного совета Платформы.

Что касается участия Платформы в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 г. № 218, конкурсах Фонда содействия инновациям – то данная работа будет продолжена, и мы будем и в дальнейшем развивать практику проведения экспертизы (оценки) предлагаемых и реализуемых с участием Платформы проектов.

В 2018 году Министерством образования и науки Российской Федерации проводятся очередные конкурсы по отбору проектов на предоставление субсидий в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Информация о результатах поддержки проектов со стороны Технологической платформы и Министерства представлена ниже на данной странице.

Методика и практика экспертного сопровождения проектов

Ежегодно (начиная с 2014 г.) в рамках деятельности Технологической платформы проводится экспертиза (мониторинг) реализации проектов, поддержанных Платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Учитывая то, что в настоящее время ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» является единственной государственной программой, предусматривающей участие в ее реализации технологических платформ – участие Платформы в данной Программе является важным элементом отработки практических механизмов организации внутриплатформенной экспертной и проектной работы.

Всего за период 2014-2017 гг. в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» победителями конкурсов Минобрнауки России стали 27 проектов, поддержанных Технологической платформой, на общую сумму 2 348,6 млн. рублей (в том числе: бюджетное финансирование – 1 306,1 млн. рублей; внебюджетное софинансирование – 1 042,6 млн. рублей; сроки выполнения работ – 2014-2019 гг.).

Несмотря на то, что данные проекты (работы) были, в-основном, инициированы самими организациями - заявителями или их индустриальными партнерами – все они соответствуют тематике (направлениям) деятельности Технологической платформы; и для Платформы важно осуществлять регулярный мониторинг (экспертизу) их реализации, в т.ч. для выявления перспективных результатов и оценки возможностей их внедрения в существующие или в новые коммерческие продукты (программы). Подробнее о развитии данного направления в 2014-2017 гг. можно ознакомиться в разделе «Проектная работа ТП в 2014-2017 гг.» (см. ниже).

Результаты функционирования Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» в 2016-2017 гг., начальный опыт проектной и экспертной работы, создание и первые шаги по налаживанию деятельности рабочих органов ТП показывают, что для развития Платформы важно не только наличие нормативно-правовой базы регулирования деятельности технологических платформ, как инструмента государственной научно-технической и инновационной политики – но и качественная организация внутриплатформенной работы. Без систематической и высокопрофессиональной организации работ, наличия заинтересованных специалистов и управленческого персонала, адекватного финансового обеспечения привлекаемых экспертов и организаций – рассчитывать на серьезное изменение в позиционировании и влиянии платформ на общеотраслевую научно-техническую и инновационную политику будет затруднительно.

Общая схема организации взаимодействия в рамках деятельности Технологической платформы

В рамках ежегодного мониторинга (экспертного сопровождения) реализации поддержанных проектов Технологической платформой осуществлялась отработка практических механизмов организации экспертной деятельности. Накопленный опыт и детальное изучение данного вопроса (с участием представителей других платформ, специализированных фондов и институтов развития) на экспертно-аналитических мероприятиях в 2016-2017 гг. – позволили сформулировать собственные требования к организации максимально качественной и независимой экспертизы.

Организация профессиональной и независимой экспертизы, эффективное функционирование Экспертного совета и аккредитованных экспертов Платформы являются гарантией формирования качественных исследовательских и технологических проектов, обеспечения внедрения наиболее эффективных разработок в текущие и перспективные авиастроительные программы.

Накопленный опыт организации деятельности рабочих групп, особенно Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации, позволяет использовать его при налаживании проектной работы, формировании консорциумов, инициировании и реализации исследовательских и технологических проектов.

Успешная деятельность Технологической платформы также будет способствовать развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности российского образования путем участия лучших молодых специалистов, студентов и аспирантов в наиболее перспективных (прорывных) авиастроительных проектах (программах).

В качестве ближайших планов и направлений организации экспертной деятельности Технологической платформы в настоящее время рассматриваются:

  • вынесение на рассмотрение Правления Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» кандидатур, предлагаемых для включения в состав экспертов Технологической платформы, а также Экспертного совета Платформы;
  • организация взаимодействия с ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» с целью подключения экспертов Технологической платформы к информационным сервисам поддержки и обеспечения экспертной деятельности;
  • обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов Технологической платформы в качестве экспертов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;
  • обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов Технологической платформы в качестве экспертов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и реализуемых им инструментов поддержки научно-технической и инновационной деятельности;
  • обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов Технологической платформы в качестве экспертов Фонда «Сколково», Российского научного фонда, других государственных фондов и институтов развития, осуществляющих поддержку научно-технической и инновационной деятельности.

ПЕРЕХОД В РАЗДЕЛ
«ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ТП в 2014-2017 гг

Практика и результаты проектной работы Технологической платформы в 2014-2017 гг. позволили существенно улучшить организацию взаимодействия с организациями - членами ТП, расширить и систематизировать информацию об имеющихся компетенциях, выработать подходы по дальнейшей организации проектной деятельности.

В дальнейшем, основным содержанием проектной работы Технологической платформы будет являться формирование собственных стратегически-значимых направлений работ (проектов), соответствующих Стратегической программе исследований и разработок и предлагающих наилучшие конструктивно-технологические решения, реализация которых осуществляется наиболее компетентными проектными консорциумами (коллективами).

В 2018 году также будет продолжаться активная работа по формированию (инициированию) исследовательских и технологических проектов. При этом важно обеспечить выявление наиболее перспективных направлений исследований и разработок, организовать взаимодействие между исследовательскими коллективами и проектными (конструкторскими) организациями по отработке (опытной эксплуатации) инновационных решений (технологий), обеспечить независимую экспертизу с участием интеграторов (разработчиков, производителей) и потенциальных эксплуатантов авиационной техники.

Проектная работа Платформы в 2018 году

18 апреля 2018 г. Состоялась рабочая встреча - совещание с представителями ПАО «Аэрофлот» и ФГУП «ГосНИИ ГА» по обсуждению вопросов взаимодействия в рамках деятельности Технологической платформы, в т.ч. возможностей формирования и реализации совместных проектов.

По инициативе членов Правления Технологической платформы начато обсуждение возможностей формирования и реализации совместных проектов в рамках деятельности Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» с участием ПАО «Аэрофлот» и других заинтересованных организаций. На данный момент, было проведено 2 совещания, на которых обсуждался список тем для совместного сотрудничества и детали проекта договоров.


27 апреля 2018 г. В рамках проектной работы Технологической платформы состоялась очередная рабочая встреча - совещание с представителями ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева».

Основной целью совещания было обсуждение результатов реализации и перспектив развития проекта «Разработка модельного ряда высокопроизводительных шлифовальных машин с инновационным типом микротурбин для судостроительной, авиационной и других отраслей машиностроения», поддержанного Технологической платформой и выполненного в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» в 2014-2016 гг.

В совещании приняли участие Заместитель Директора по учебно-методической работе Института транспортных систем С.Н. Хрунков; Заведующий кафедрой «Энергетические установки и тепловые двигатели», д.т.н., профессор В.Л. Химич; сотрудники кафедры – ассистент А.А. Крайнов, инженер Р.В. Погодин; Председатель Правления Технологической платформы А.А. Ким. В рамках посещения НГТУ им. Р.Е. Алексеева представители Технологической платформы посетили Лабораторию малоразмерного пневматического турбопривода, где познакомились с результатами реализации проекта и разработанными инновационными шлифовальными машинами. За 3-летний период реализации проекта была проделана большая работа – закуплено, смонтировано и отлажено уникальное испытательное оборудование, проведены теоретические и экспериментальные исследования, разработаны и подготовлены к опытной эксплуатации шлифовальные машины нового типа. Разработчики проекта поделились текущей информацией о ключевых проблемах и сложностях внедрения инновационной продукции, основными из которых являются: бюрократические проблемы управления в интегрированных компаниях с государственным участием, необходимость обновления технологической документации при использовании нового инструмента, отсутствие прямой заинтересованности у рабочего персонала.

По итогам совещания были намечены планы дальнейших работ по продвижению перспективных разработок НГТУ в авиационной и других отраслях промышленности, а также организации взаимодействия в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Более подробная информация о ситуации с развитием данного проекта, также как и ряда других проектов, представлена в 3-й части Экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». По оценкам экспертов Минобрнауки России и ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ», данный проект получил наивысшие оценки и наиболее благоприятные отзывы, прежде всего, в части результативности выполненных работ.


11 мая 2018 г. Министерством образования и науки Российской Федерации объявлены результаты конкурсного отбора на предоставление субсидий в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (мероприятия 1.2, 1.3, 1.4, 1 очередь) по проекту «Выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на реализацию приоритетов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (шифр: 2018-14-000-0001). Победителями конкурсного отбора стали 2 проекта, поддержанные Технологической платформой:

  • «Создание научно-технического задела в области построения универсальной роботизированной платформы базирования беспилотных летательных аппаратов мультироторной и гибридной аэродинамических схем для регулярного автоматического беспилотного мониторинга объектов и территорий в удаленных и труднодоступных районах» (уникальный номер заявки – 7837, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»);
  • «Разработка и внедрение технологии проектирования авиационных конструкций с основными силовыми элементами из полимерных композиционных материалов эффективных по критериям прочности и живучести» (уникальный номер заявки – 4956, Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского»).

Также, 3 проекта, поддержанные Платформой, согласно информации Минобрнауки России, могут быть признаны победителями в случае их отбора Советами по приоритетам научно-технологического развития для реализации в рамках комплексных научно-технологических проектов:

  • «Разработка технологии и критического оборудования для производства нового типа электрохимических накопителей энергии» (уникальный номер заявки – 0217, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»);
  • «Разработка технологии и создание системы обнаружения повреждений конструкции из полимерных композиционных материалов, применяемых в современных летательных аппаратах» (уникальный номер заявки – 5578, Общество с ограниченной ответственностью Научно-инновационный центр «Институт развития исследований, разработок и трансферта технологий»);
  • «Создание энергоэффективных и экологически безопасных газотурбинных приводов на биотопливе для установок по переработке биологических продуктов и отходов в электроэнергию и тепло» (уникальный номер заявки – 3938, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»).

Поздравляем победителей конкурса и желаем успешной реализации проектов!

Также, учитывая наши обязательства перед Министерством, в т.ч. требования документов, регламентирующих деятельность технологических платформ, просим руководителей проектов информировать Технологическую платформу о результатах продвижения и реализации проектов, включая своевременное предоставление информации о текущих (промежуточных) результатах, перспективах внедрения (коммерциализации) разрабатываемых технологий и необходимости дополнительных мер поддержки со стороны Ассоциации.


29-30 мая 2018 г. Состоялась рабочая поездка представителей Технологической платформы в г. Казань с целью знакомства и более детального изучения компетенций и направлений деятельности организаций - членов Ассоциации «ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», а также обсуждения возможностей формирования и реализации совместных проектов.

В рамках поездки были проведены ряд рабочих встреч и совещаний, а также посещений предприятий и организаций - членов Ассоциации:

  • участие в заседании Научно-технического совета ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» по рассмотрению текущих результатов реализации проекта «Разработка проектных решений и создание опытного образца системы управления многоцелевого регионального 9-местного самолета с интеллектуальным комплексом обеспечения безопасности полетов (ИКОБП)», поддержанного Технологической платформой и выполняемого в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
  • посещение и знакомство с основными направлениями деятельности и компетенциями Лаборатории прочностных испытаний Института авиационной техники и технологий КНИТУ-КАИ;
  • рабочее совещание в ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» по участию КНИТУ в деятельности Технологической платформы и обсуждению возможностей формирования и реализации совместных исследовательских и технологических проектов;
  • встреча и рабочее совещание в АО «Казанский Гипронииавиапром» с целью более подробного ознакомления с основными направлениями деятельности предприятия и обсуждения возможностей формирования и реализации совместных проектов;
  • посещение и рабочее совещание в ПАО «Казанский вертолетный завод» с целью более подробного ознакомления с основными направлениями развития производственных технологий на предприятии и обсуждения возможностей сотрудничества в области перспективных конструкторских и технологических работ.

Поездка оказалась достаточно продуктивной: были существенно расширены представления о возможностях и компетенциях организаций - членов Ассоциации «ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», расположенных в г. Казани; достигнуты предварительные договоренности и намечены конкретные планы по формированию и реализации совместных проектов.


6 июня 2018 г. состоялась 3-я часть Экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

В рамках мероприятия были рассмотрены следующие основные вопросы:

  • основные научно-технические результаты реализации проектов, достигнутые на текущий момент;
  • направления дальнейшего развития проектов, возможности и перспективы коммерциализации полученных результатов;
  • проблемы организационно-методического характера, связанные с реализацией проектов (взаимодействие с индустриальными партнерами, другими участниками реализации проектов);
  • предложения по совершенствованию практики формирования и реализации проектов, связанные с участием в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
  • перспективные направления (тематики, проекты), рекомендуемые к развитию в рамках деятельности Технологической платформы с использованием различных инструментов поддержки инновационной деятельности.

На мероприятие были приглашены:

  • представители организаций - участников Технологической платформы;
  • эксперты Технологической платформы;
  • руководители проектов, реализуемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
  • представители федеральных органов исполнительной власти.
СПИСОК УЧАСТНИКОВ (06.06.2018 г.)

По договоренности с руководством ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» мероприятие проходило в здании Дирекции, что обеспечило возможность участия в нем, наряду с экспертами и представителями организаций - участников Технологической платформы, сотрудников профильных подразделений данного учреждения, подведомственного Министерству образования и науки Российской Федерации, в т.ч. ответственных за организацию и проведение экспертизы, а также мониторинг реализации проектов.

Благодарим коллег из ДНТП за помощь в организации нашего мероприятия!

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился Генеральный директор ФГБНУ «Дирекция НТП» А.Н. Петров, который отметил необходимость серьезных инвестиций в исследования и разработки с целью обеспечения выполнения указов Президента Российской Федерации; а также важность содержательной научно-технической экспертизы, реализуемой ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», в т.ч. в отношении проектов, выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

В первом блоке мероприятия «Основные направления и проекты создания (развития) авиационной техники. Меры государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности» были представлены следующие доклады:

  • «Текущая ситуация с развитием Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии». Об организации проектной и экспертной работы. Основные мероприятия и задачи ближайшего этапа» (Председатель Правления ТП «АМиАТ» А.А. Ким);
    ДОКЛАД (А.А. Ким)
  • «Мировой рынок гражданской авиационной техники: основные итоги и тенденции 2017 года» (Генеральный директор ООО «Межотраслевой аналитический центр» С.К. Колпаков);
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ (С.К. Колпаков)
  • «Сведения о поддержанных ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» проектах в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы» (Руководитель отдела по управлению и оценке эффективности использования результатов ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» Е.В. Чечеткин);
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Е.В. Чечеткин)
  • «Опыт Программы развития и коммерциализации проектов ФЦП «Исследования и разработки» (Руководитель отдела взаимодействия с индустриальными партнерами ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» А.В. Филимонов).
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ (А.В. Филимонов)

 

Доклад Председателя Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Кима был посвящен ключевым организационным аспектам развития Технологической платформы, основным подходам к планированию и организации проектных и экспертных работ, а также планам и мероприятиям на ближайшую перспективу.

Один из основных выводов, сделанных докладчиком при обзоре деятельности Платформы по проектной работе:

  • Учитывая то, что важнейшим направлением совершенствования механизмов формирования и реализации проектов в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», а также других государственных программ поддержки научно-исследовательской деятельности, предлагаемым ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», является усиление роли бизнеса при формировании (разработке) требований к результатам планируемым работ – участие технологических платформ в формировании тематик конкурсных лотов могло бы сыграть важную роль в обеспечении качества и объективности постановки задач, проведении квалифицированной и независимой экспертизы, повышении эффективности и результативности выполняемых работ.

В докладе был также представлен краткий обзор мирового опыта функционирования технологических платформ; их роли в формировании приоритетов научно-технологического развития и обеспечении внебюджетного софинансирования перспективных исследовательских и технологических проектов; а также, были обозначены основные отличия технологических платформ от других участников рынка научно-технической деятельности, обеспечивающие комплексный и объективный подход при планировании и выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

  • Одним из ключевых отличий российской и мировой практики является: ориентация в ведущих иностранных государствах и компаниях на максимально полное использование потенциала инновационных разработок, которые рассматриваются к применению и внедряются не только при создании перспективных продуктов (летательных аппаратов и других видов авиационной техники), но и в целях развития (модернизации, модификации) существующих видов продукции, совершенствования производственных технологий, методов проектирования, сертификации, послепродажного (эксплуатационного) обслуживания, развития вторичного рынка и других сфер использования авиационных технологий.
  • В этом состоит существенное отличие подходов, принятых в ведущих иностранных государствах от сложившихся в нашей стране – когда отдельно и независимо друг от друга планируются и финансируются работы по созданию научно-технического задела для перспективных летательных аппаратов, выполняемые, как правило, ведущими научно-исследовательскими институтами; и работы по созданию (разработке, модернизации) конкретных образцов авиационной техники, осуществляемые конструкторскими и производственными организациями. Такой подход, вместе с отсутствием квалифицированного заказчика (что, как правило, происходит в случае бюджетного финансирования), часто ведет к дублированию работ и завышению расходов государственного бюджета.
  • Также существенно отличается система постановки задач – иностранные производители, текущие и перспективные интересы которых, как правило, балансируются в рамках соответствующих технологических платформ путем пропорционального (паритетного) участия представителей науки и промышленности (бизнеса), максимально точно формулируют требования к результатам будущих (планируемых) исследовательских работ. В России же постановку задач, как правило, осуществляют сами будущие исполнители – научные организации. В результате, промышленность (бизнес) оказывается оторванной от проводимых исследовательских работ, а их результаты – невостребованными; в тоже время разработка (создание) новых видов авиационной техники во многих случаях осуществляется на базе устаревшего задела или иностранных технологий.

В качестве ближайших планов и мероприятий по организации проектной и экспертной работы Технологической платформы в настоящее время рассматриваются:

  • организация работ по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации;
  • доработка и утверждение актуализированной редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы, ее представление и согласование в профильных федеральных органах исполнительной власти, с ведущими организациями отрасли;
  • вынесение на рассмотрение Правления Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» кандидатур, предлагаемых для включения в состав экспертов Технологической платформы, а также Экспертного совета Платформы;
  • организация взаимодействия с ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» с целью подключения экспертов Технологической платформы к информационным сервисам поддержки и обеспечения экспертной деятельности;
  • обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов Технологической платформы в качестве экспертов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
  • обсуждение возможностей организации взаимодействия и участия экспертов Технологической платформы в качестве экспертов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и реализуемых им инструментов поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

Также важнейшей задачей нашей Платформы, других ведущих российских технологических платформ, заинтересованных организаций и специалистов остается законодательное оформление статуса технологических платформ, их роли и функций при формировании и реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

Доклад Генерального директора ООО «Межотраслевой аналитический центр» С.К. Колпакова был посвящен результатам развития мирового рынка гражданской авиационной техники по итогам 2017 года. В докладе были представлены основные фактические данные о структуре мирового рынка гражданской авиационной техники, результаты и перспективы реализации ключевых авиастроительных программ, включая самолеты, производимые и разрабатываемые с участием российских компаний.

Данный доклад имеет важное значение для Технологической платформы, как с точки зрения анализа ключевого рынка, на который ориентированы основные научно-технологические разработки участников Платформы, так и в рамках работ по актуализации Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы с целью учета фактических, наиболее свежих данных. Кроме того, в новой редакции СПИ планируется регулярное проведение робот по анализу состояния и перспектив развития российского и мирового рынка авиационной техники, включая оценку конкурентоспособности текущих и перспективных летательных аппаратов, и других видов авиационной техники, производимых и разрабатываемых в Российской Федерации.

Доклад С.К. Колпакова вызвал большой интерес со стороны участников мероприятия – были заданы ряд системных и уточняющих вопросов:

  • Один из участников поднял стратегический вопрос о причинах малой доли российской авиационной техники на мировом рынке, ответить на который в рамках данного мероприятия не представлялось возможным, так как ни сам доклад, ни тематика мероприятия не предполагали его рассмотрения. Тем не менее, данная проблематика, безусловно, касается Технологической платформы, так как задачи и компетенции Платформы позволяют на системном уровне обсуждать и формулировать направления повышения эффективности развития российской авиационной отрасли.
  • Также при обсуждении доклада был поднят вопрос о возможностях появления в наиболее массовых сегментах рынка принципиально новых (инновационных) продуктов – по мнению докладчика, такая вероятность в обозримой перспективе маловероятна. При этом, отвечая на вопросы участников мероприятия, докладчик назвал обнадеживающими перспективы и возможные последствия приобретения концерном «Airbus» контрольного пакета акций компании, осуществляющей реализацию программы нового самолета «Bombardier C Series»; а также отметил высокую вероятность запуска компанией «Boeing» проекта (программы) создания нового магистрального самолета в сегменте между широкофюзеляжными и узкофюзеляжными самолетами – так называемого проекта NMA (New Midsize Airplane; другие наименования – B797, MoM – Middle of the Market).
  • Кроме того, был задан вопрос о состоянии и перспективах развития рынка легких и сверхлегких ЛА, в т.ч. применяющих поршневые двигатели, детально не раскрытый в представленном докладе. Данный рынок летательных аппаратов имеет важное значение для Технологической платформы, так как Платформа с самого начала своего функционирования придавала особое значение развитию рынка и технологий в сфере малой и региональной авиации. Учитывая наличие в проекте новой редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы планируемых работ по анализу и прогнозу развития рынков и технологий в области малой и региональной авиации – данные работы планируется организовать после согласования и утверждения СПИ.

В докладе Руководителя отдела по управлению и оценке эффективности использования результатов ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» Е.В. Чечеткина были представлены основные сведения об участии технологических платформ в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы» в 2014-2016 гг., в том числе о проектах, поддержанных ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии». Участие платформ в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» осуществляется по поручению Президента Российской Федерации (Пр-3086 от 27.12.2013 г.). В соответствии с действующей редакцией Программы – платформы вправе претендовать на приоритетное рассмотрение предложений по тематике ПНИЭР, а также поддерживать конкретные проекты, подаваемые на конкурсы, объявляемые по инициативе Министерства. В докладе были приведены общие параметры финансирования проектов, поддержанных различными технологическими платформами, а также конкретные показатели результативности проектов, поддержанных ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

При обсуждении доклада был задан вопрос о причинах существенной разницы между количеством проектов, поддержанных технологическими платформами «Материалы и технологии металлургии» и «Медицина будущего» и получивших наибольшее финансирование со стороны Минобрнауки России (107 проектов и 4,5 млрд. рублей; и 82 проектов и 3,4 млрд. рублей соответственно), и количеством проектов, ставших победителями конкурсов с поддержкой других технологических платформ (в частности, у ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» – 27 проектов - победителей на общую сумму 1,3 млрд. рублей).

Данный вопрос находится вне сферы компетенции докладчика и ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ». Тем не менее, его обсуждение непосредственно касается деятельности нашей Технологической платформы, и, безусловно, связано с эффективностью механизмов участия технологических платформ в реализации данной и других государственных программ. Комментируя сложившуюся ситуацию, Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким и представитель организации - монитора по направлению «Транспортные и космические системы» – Заместитель Генерального директора АО «ВИКор» В.П. Полукаров, прежде всего, обратили внимание на то, что корректным адресатом данного вопроса является Министерство образования и науки Российской Федерации; а также отметили низкую эффективность самой системы так называемых «зонтичных лотов», на которые были выделены основные объемы бюджетного финансирования и в которых отсутствовала постановка конкретных научно-технологических задач, а победители конкурсов определялись путем фактически субъективного выбора организаций, предложивших различные по своей содержательной направленности работы (проекты).

На наш взгляд, такая практика, безусловно, удобна для организаторов, так как снижает нагрузку на деятельность сотрудников Министерства и привлекаемых экспертов; однако ее вряд ли можно считать оптимальной с точки зрения целевой направленности и эффективности расходования средств. Также, стоит заметить, что тематические конкурсы, сформированные на базе инициативных предложений технологических платформ (по крайней мере, это касается Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии»), предусматривающие детальное формирование тематики конкурсного лота и предстоящих работ, проводились только в первый год действия Программы – в 2014 году; а в последующие годы проводились преимущественно «зонтичные конкурсы».

Также, А.А. Ким напомнил, что, начиная с 2017 года, фактически прекратила свою деятельность Экспертная группа при Научно-координационном совете Программы по направлению «Транспортные и космические системы», в состав которой входили 3 представителя Технологической платформы, что также сыграло негативную роль в возможности формирования и продвижения перспективных тематик (направлений) работ. При этом, наша Платформа не ставила перед собой целью продвижение как можно большего количества проектов – основной акцент был сделан на отработке механизмов экспертизы и поддержке (продвижении) наиболее эффективных направлений и результатов работ.

Доклад Руководителя отдела взаимодействия с индустриальными партнерами ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» А.В. Филимонова был посвящен опыту реализации Программы развития и коммерциализации проектов, действовавшей в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» в предыдущие годы. Основной задачей данной инициативы было повышение степени применимости и экономической эффективности результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, финансируемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Группой сотрудников Министерства и привлеченных экспертов были разработаны, на наш взгляд, полезные и эффективные инструменты поддержки принятия решений при проведении экспертизы (оценки) результатов выполненных работ и внедрении разработанных продуктов (технологий). В первую очередь, это касается матрицы готовности результатов реализации проектов, как одного из наиболее комплексных инструментов оценки готовности технологического продукта к использованию промышленной компанией (бизнес-структурой).

Определенную дискуссию вызвал вопрос о необходимости и эффективности института технологических брокеров, обеспечивающих поддержку и продвижение перспективных результатов, полученных в рамках реализации Программы, в крупных государственных (холдинговых) структурах: в частности, представители ряда государственных и холдинговых компаний - участники мероприятия выразили свои сомнения в перспективности данного инструмента. На наш взгляд, объективная оценка эффективности и результативности функционирования технологических брокеров в рамках представленной Программы развития и коммерциализации затруднительна, прежде всего, в силу отсутствия детальной (объективной) информации о взаимодействии с индустриальными партнерами и результатах продвижения (коммерциализации) отобранных проектов.

Во втором блоке, посвященном непосредственно рассмотрению результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», были представлены следующие проекты:

  • «Разработка модельного ряда высокопроизводительных шлифовальных машин с инновационным типом микротурбин для судостроительной, авиационной и других отраслей машиностроения» (основной исполнитель – ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», докладчик – Заместитель Директора по учебно-методической работе Института транспортных систем С.Н. Хрунков);
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ (С.Н. Хрунков)
  • «Исследование технологии создания перспективной комбинированной системы пожарной сигнализации для авиалайнеров следующего поколения» (основной исполнитель – ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», докладчик – Инженер международного научного подразделения «Лаборатория механики и энергетических систем» И.А. Волобуев);
  • «Разработка и создание технологии безмасляных трансмиссий микротурбин» (основной исполнитель – ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», докладчик – Инженер международного научного подразделения «Лаборатория механики и энергетических систем» М.П. Булат);
  • «Исследование теплофизических свойств наноструктурных композиционных покрытий и разработка технологии и образцов оборудования для создания теплостойких поршней двигателей транспортных средств» (основной исполнитель – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», докладчик – Заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания Р.Д. Еникеев).
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Р.Д. Еникеев)

 

Кроме того, на мероприятии была представлена основная (в т.ч. организационная) информация о реализации следующих проектов:

  • «Проектирование, разработка конструкции и изготовление демонстратора гибридного аэростатического летательного аппарата нового типа (ГАЛАНТ)» и перспективных проектах в области малой и региональной авиации» (основной исполнитель – ООО «ПРО-Авиа»);
  • «Разработка научных основ и проектных решений для создания агрегатов планера (крыло, стабилизатор) из полимерно-композиционных материалов модельного ряда самолетов авиации общего назначения (АОН) с высоким аэродинамическим качеством на базе 4-местного самолета-демонстратора технологий» (основной исполнитель – ООО «Фирма «МВЕН»);
  • «Проведение исследований и разработка способов и технологий повышения эффективности распыла жидкого топлива и горения топливно-воздушных смесей в авиационных двигателях» (основной исполнитель – ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»);
  • «Разработка технических решений в обеспечение создания отечественных беспроводных датчиков и систем контроля, предназначенных для применения на перспективных авиационных двигателях» (основной исполнитель – ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»);
  • «Разработка технологии оптимального аэродинамического проектирования летательных аппаратов на основе высокоточного математического моделирования на суперкомпьютерных вычислительных кластерах» (основной исполнитель – ООО «ОПТИМЕНГА-777»);
  • «Проектирование широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета на основе методов высокоточного математического моделирования и глобального оптимального поиска с использованием суперкомпьютерных технологий» (основной исполнитель – ООО «ОПТИМЕНГА-777»).

Представленные проекты (доклады) вызвали большой интерес участников мероприятия, большинство из которых являются ведущими экспертами Технологической платформы. Практически по каждому проекту были заданы уточняющие вопросы, даны профессиональные комментарии и полезные рекомендации, направленные на повышение эффективности дальнейших работ и развитие проектов.

Проект «Разработка модельного ряда высокопроизводительных шлифовальных машин с инновационным типом микротурбин для судостроительной, авиационной и других отраслей машиностроения» (основной исполнитель – ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева») выполнялся в 2014-2016 гг. и был завершен в 2017 году. По оценке Дирекции научно-технических программ, данный проект является одним из 2-х наиболее результативных проектов среди всех проектов, поддержанных ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

По словам представлявшего проект Заместителя Директора по учебно-методической работе Института транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева С.Н. Хрункова, ключевой проблемой дальнейшего развития проекта на данный момент является внедрение разработанных в рамках проекта инновационных шлифовальных машин. Опытная эксплуатация новых машин на одном из промышленных предприятий г. Нижнего Новгорода показала их высокую эффективность по сравнению с применяемыми в настоящее время иностранными аналогами. Однако внедрение и заказы на новые машины пока не начались, прежде всего, в связи с организационными проблемами по согласованию применения нового оборудования в интегрированных структурах с государственным участием, в состав которых входят основные серийные заводы, на которых потенциально возможно внедрение новых машин; отсутствием заинтересованности у рабочего персонала в повышении производительности труда; сложностями в связи с необходимостью внесения изменений в технологическую документацию.

По итогам мероприятия достигнута предварительная договоренность по участию Технологической платформы в продвижении разработанного оборудования. Планируется проведение специального совещания по формированию планов и механизмов реализации совместных работ.

При обсуждении проекта «Разработка и создание технологии безмасляных трансмиссий микротурбин» (докладчик – инженер международного научного подразделения «Лаборатория механики и энергетических систем» ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» М.П. Булат) участники мероприятия обратили внимание на результаты работ по схожей тематике, проводимых ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова».

Как один из наиболее успешных также был отмечен проект «Проектирование, разработка конструкции и изготовление демонстратора гибридного аэростатического летательного аппарата нового типа (ГАЛАНТ)» (основной исполнитель – ООО «ПРО-Авиа»). По словам представителя организации - монитора В.П. Полукарова, данный проект оказался чрезвычайно удачным как с точки зрения грамотного планирования работ, так и их качественного выполнения в условиях ограничений по времени и финансированию.

Проект «Проведение исследований и разработка способов и технологий повышения эффективности распыла жидкого топлива и горения топливно-воздушных смесей в авиационных двигателях» (основной исполнитель – ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого») также был отмечен Дирекцией научно-технических программ как один из наиболее результативных проектов, поддержанных Технологической платформой «Авиационная мобильность и авиационные технологии». По данным основного исполнителя, в настоящее время с индустриальным партнером проекта – холдинговой компанией АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» обсуждается возможность продолжения работ с целью внедрения новой технологии при создании перспективного двигателя ПД-35. При этом, присутствовавший на мероприятии представитель АО «ОДК» отметил, что данный вопрос пока не согласован, так как до начала опытно-конструкторских работ необходимо проведение дополнительных исследований, финансирование которых Корпорация не готова полностью взять на себя.

По итогам мероприятия были сформулированы основные рекомендации авторам - исполнителям проектов и их индустриальным партнерам, участвующим в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», других государственных и федеральных целевых программ по вопросам планирования и организации работ.

В частности, было отмечена необходимость при планировании и выполнении работ регулярно осуществлять экспертный анализ (мониторинг) деятельности других организаций в соответствующих или тематически близких направлениях; более точно формулировать задачи (требования) к результатам будущих работ; при подготовке материалов к обсуждению на Технологической платформе привлекать представителей организаций - индустриальных партнеров.

В качестве одного из наиболее эффективных механизмов организации и выполнения поисковых и прикладных НИР в авиастроении и смежных отраслях было предложено проведение конкурсов, победителями которых могли бы стать сразу несколько конкурирующих организаций (коллективов), выполняющих одно техническое задание. Это позволит повысить уровень конкуренции и обеспечить вариативность при планировании дальнейших работ и переходе к следующим стадиям внедрения (опытной отработки) перспективных конструктивно-технологических решений.

По итогам мероприятия был подготовлен и согласован протокол, в котором можно ознакомиться с основными предложениями и рекомендациями, сформулированными участниками обсуждения.

ПРОТОКОЛ (06.06.2018 г.)

 

Благодарим всех экспертов и специалистов, принявших участие в подготовке и проведении мероприятия, за сотрудничество и профессиональный вклад в развитие Технологической платформы, авиационной науки и технологий в Российской Федерации!

Мониторинг реализации проектов

Экспертиза (мониторинг) результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», проводится ежегодно, начиная с 2014 года. Данная деятельность, осуществляемая как в форме очных экспертно-аналитических мероприятий, организуемых Платформой самостоятельно или совместно с партнерскими организациями, так и в заочной форме путем рассмотрения (оценки) экспертами Платформы материалов, полученных от исполнителей проектов, является важным элементом (этапом) организации экспертной и проектной работы Платформы.

В 2014 году представители и эксперты Технологической платформы приняли участие в работе Научно-практической конференции «Реализация прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по приоритетному направлению «Транспортные и космические системы» в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», организованной Министерством образования и науки Российской Федерации, на которой в том числе были представлены проекты, поддержанные Платформой и ставшие победителями конкурсов в 2014 году. Всего на конференции было представлено 10 проектов, получивших поддержку Технологической платформы.

В 2015 году по предложению Министерства образования и науки Российской Федерации Технологической платформой было организовано и проведено специальное мероприятие по рассмотрению текущих результатов реализации проектов в области авиационного транспорта, в том числе поддержанных Технологической платформой, реализуемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Данное мероприятие было проведено в виде секции по направлению «Авиационный транспорт» Научно-практической конференции, проходившей в рамках выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2015». На мероприятии, в котором приняли участие ведущие эксперты Технологической платформы, были представлены и рассмотрены 6 проектов, реализуемых с участием Платформы.

В 2016 году Технологической платформой при технической поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и ООО «ВЕКТОР-К» было проведено совместное открытое экспертно-аналитическое мероприятие «Реализация проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»: текущие результаты, перспективы развития и коммерциализации». На мероприятии было представлено и рассмотрено 10 проектов, получивших поддержку и реализуемых с участием Платформы.

В декабре 2017 г. Технологической платформой были проведены 2 экспертно-аналитических мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов, поддержанных Платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Мероприятия проходили в здании ОАО «МАЦ». Так как часть проектов не были рассмотрены, в т.ч. по объективным причинам, их рассмотрение состоялось в июне 2018 г. в ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ». Всего в рамках состоявшихся мероприятий было представлено и рассмотрено 20 проектов. Кроме того, по 6 проектам была представлена базовая информация об основных результатах и текущем состоянии их реализации (развития).

Всего за период 2014-2017 гг. в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» победителями конкурсов стали 27 проектов, поддержанных Платформой, на общую сумму 2 348,6 млн. рублей, в том числе: бюджетное финансирование – 1 306,1 млн. рублей; внебюджетное софинансирование – 1 042,6 млн. рублей (сроки выполнения работ – 2014-2019 гг.).

В 2018 году победителями конкурса Минобрнауки России стали еще 2 проекта, поддержанные Технологической платформой:

  • «Создание научно-технического задела в области построения универсальной роботизированной платформы базирования беспилотных летательных аппаратов мультироторной и гибридной аэродинамических схем для регулярного автоматического беспилотного мониторинга объектов и территорий в удаленных и труднодоступных районах» (уникальный номер заявки – 7837, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»);
  • «Разработка и внедрение технологии проектирования авиационных конструкций с основными силовыми элементами из полимерных композиционных материалов эффективных по критериям прочности и живучести» (уникальный номер заявки – 4956, Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского»).

Также, согласно информации Минобрнауки России, 3 проекта, поддержанные Платформой, могут быть признаны победителями в случае их отбора Советами по приоритетам научно-технологического развития для реализации в рамках комплексных научно-технологических проектов.

На данный момент в стадии реализации находятся 15 проектов, осуществляемых с участием Технологической платформы:

  • Разработка и создание технологии безмасляных трансмиссий микротурбин (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»; сроки выполнения работ – 2016-2018 гг.);
  • Исследование и разработка высокотемпературного волоконно-оптического датчика для мониторинга тепловых процессов в камерах сгорания авиационных газотурбинных двигателей (основной исполнитель – ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»; сроки выполнения работ – 2016-2018 гг.);
  • Разработка методов снижения акустического воздействия самолета на среду с учетом азимутальной неоднородности звукопоглощающих конструкций (ЗПК) в воздухозаборном канале авиационного двигателя и изменения амплитуды и направленности звуковых вращающихся мод при натекании потока (ФГУП «ЦАГИ»; сроки выполнения работ – 2016-2018 гг.);
  • Создание научно-технического задела в области построения унифицированной миниатюрной бортовой радиолокационной целевой нагрузки малоразмерных беспилотных летательных аппаратов для мониторинга ледовой обстановки при строительстве и эксплуатации нефтегазовых платформ (Московский авиационный институт; сроки выполнения работ – 2016-2018 гг.);
  • Разработка технологии оптимального аэродинамического проектирования летательных аппаратов на основе высокоточного математического моделирования на суперкомпьютерных вычислительных кластерах (ООО «ОПТИМЕНГА-777»; сроки выполнения работ – 2017-2018 гг.);
  • Применение искусственных нейронных сетей в обеспечении безопасности полетов самолетов (ЦАГИ; сроки выполнения работ – 2017-2018 гг.);
  • Разработка технических решений в обеспечение создания отечественных высокоэффективных масштабируемых безмасляных турбогенераторов авиационного и энергетического назначения в классе мощности 100 кВт (ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»; сроки выполнения работ – 2017-2019 гг.);
  • Проектирование широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета на основе методов высокоточного математического моделирования и глобального оптимального поиска с использованием суперкомпьютерных технологий (ООО «ОПТИМЕНГА-777»; сроки выполнения работ – 2017-2019 гг.);
  • Разработка технических решений в обеспечение создания отечественных беспроводных датчиков и систем контроля, предназначенных для применения на перспективных авиационных двигателях (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»; сроки выполнения работ – 2017-2019 гг.);
  • Исследование теплофизических свойств наноструктурных композиционных покрытий и разработка технологии и образцов оборудования для создания теплостойких поршней двигателей транспортных средств (ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»; сроки выполнения работ – 2017-2019 гг.);
  • Разработка методологических основ, технических решений и элементов технологий в обеспечение создания отечественных двигателей, энергетических и технологических установок, использующих пересжатые детонационные волны (ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»; сроки выполнения работ – 2017-2019 гг.);
  • Разработка опытных технологий автоматизированного изготовления деталей перспективных авиационных двигательных установок большой размерности из термопластичных композиционных материалов (ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»; сроки выполнения работ – 2017-2019 гг.);
  • Разработка проектных решений и создание опытного образца системы управления с интеллектуальным комплексом обеспечения безопасности полетов (ИКОБП) для многоцелевого регионального 9-местного самолета (ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»; сроки выполнения работ – 2017-2019 гг.);
  • Создание научно-технического задела в области построения универсальной роботизированной платформы базирования беспилотных летательных аппаратов мультироторной и гибридной аэродинамических схем для регулярного автоматического беспилотного мониторинга объектов и территорий в удаленных и труднодоступных районах (ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»; сроки выполнения работ – 2018-2020 гг.);
  • Разработка и внедрение технологии проектирования авиационных конструкций с основными силовыми элементами из полимерных композиционных материалов эффективных по критериям прочности и живучести (ФГУП «ЦАГИ»; сроки выполнения работ – 2018-2020 гг.).

С более подробной информацией о результатах мониторинга реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», с указанием основных параметров их развития (реализации): объемов финансирования и софинансирования, данных об исполнителях, соисполнителях и индустриальных партнерах, целей и задач проекта, полученных результатов, вопросов (комментариев) экспертов; а также презентациями проектов (докладов), авторы которых дали согласие на их размещение – можно ознакомиться в разделе «Мониторинг проектов – 2018 год» (см. ниже).

ПЕРЕХОД В РАЗДЕЛ
«МОНИТОРИНГ ПРОЕКТОВ - 2018 год
»