Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Рабочие группы и консорциумы / Двигателестроение для малой авиации / Подготовительный этап

 

Подготовительный этап деятельности РГ

В соответствии с решениями Конференции «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации», состоявшейся 3 октября 2017 г., членами Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, совместно с секретариатом Технологической платформы, с участием заинтересованных организаций и экспертов, было проведена предварительная работа по планированию и организации дальнейших работ по развитию авиационного двигателестроения в области малой и региональной авиации.

В первую очередь, была проведена экспертная оценка проектов разработки (создания) авиационных двигателей, представленных на Конференции. По согласованию с авторами (разработчиками) проектов, основные презентационные (аналитические) материалы проектов были направлены членам Рабочей группы и другим экспертам Технологической платформы для их оценки. Рассматривались следующие проекты (направления работ):

I. Направления работ и проекты малых газотурбинных двигателей:

  1. «О состоянии и перспективах развития мирового рынка авиационных двигателей для легкой авиации. Ключевые направления работ по созданию авиационных малоразмерных газотурбинных двигателей в Российской Федерации» (Фокин Ю.В., начальник отдела малых газотурбинных двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
  2. «Развитие вспомогательных силовых установок и малоразмерных газотурбинных двигателей» (Браславец А.В., Заместитель коммерческого директора);
  3. «Научно-технический задел и практический опыт ПАО «ОДК-Сатурн» по разработке двигателей в классе мощности до 1500 л.с.» (Буров М.Н., Главный конструктор по перспективным разработкам ПАО «ОДК-Сатурн);
  4. «Проекты авиационных двигателей для малой и региональной авиации АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (Родюк С.А., заместитель генерального конструктора АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»);

II. Направления работ и проекты авиационных поршневых двигателей:

  1. «Состояние, перспективы развития и ключевые направления работ по созданию авиационных поршневых двигателей для авиации общего назначения» (Финкельберг Л.А., начальник отдела авиационных поршневых двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
  2. «Проекты поршневых двигателей АПД-110/120 и АПД-250/300» (Виноградов В.Н., главный конструктор ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат»);
  3. «Программа создания унифицированного ряда поршневых авиационных двигателей для авиации общего назначения и развития производственной базы для их изготовления» (Коновалов В.А., заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО «ОКБМ»);
  4. «Авиационный поршневой двигатель «Ритм»: концепция, результаты испытаний, модификационный потенциал» (Бабенко Э.Б., главный конструктор ООО «Промсервис»);
  5. «Семейство перспективных авиационных поршневых двигателей АПД-Уфа» (Еникеев Р.Д., Заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»);
  6. «Перспективные технологии авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации» (Денисенко Ю.Н., руководитель научно-технического отделения УПОУ «118 Отдельный учебный центр специального назначения»);
  7. «Создание линейки модульных гибридных авиационных силовых установок, адаптируемых под различные типы БПЛА» (Крылов Е.Д., ООО НПП «Авиамеханика»).

Для оценки проектов была разработана специальная форма (анкета) эксперта, предусматривающая оценку проекта по следующим направлениям:

  • уровень готовности технологий (УГТ);
  • научно-технологический потенциал (возможности повышения общей эффективности эксплуатации ЛА);
  • оптимальные (рекомендуемые) источники финансирования.

В анкете (форме) также была предусмотрена возможность для экспертов сформулировать свои комментарии, замечания и/или предложения по проекту (направлению работ).

Результаты рассмотрения (оценки) проектов/направлений работ и основные выводы, сформулированные по результатам проведенной оценки, были представлены на первом заседании Рабочей группы.

В рамках подготовки к первому заседанию Рабочей группы, а также в соответствии с решениями Конференции, были разработаны предложения о проведении научно-исследовательской работы по определению оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации, и проект технического задания на проведение работ по разработке Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

В подготовке и согласовании проектов технических заданий планируемых работ приняли участие следующие специалисты (эксперты):

  1. А.И. Дунаевский (ФГУП «ЦАГИ» Руководитель программ реализации научных проектов развития авиации общего назначения и воздухоплавательной техники);
  2. Л.А. Финкельберг (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», начальник отдела авиационных поршневых двигателей);
  3. А.Ф. Николаев (ООО «Научно-технологическая инициатива», главный конструктор);
  4. Е.Д. Крылов (ООО НПП «Авиамеханика», Директор);
  5. С.А. Кулеев (ООО «ОКБМ», Ведущий конструктор (КБ-2));
  6. Ю.Н. Денисенко (УПОУ «118 Отдельный учебный центр специального назначения», руководитель научно-технического отделения);
  7. А.В. Пучков (ООО «ВР-Технологии», Главный конструктор по БАС);
  8. А.А. Ким (ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ», Генеральный директор; Ассоциация «ТП «АМиАТ», Председатель Правления).

Итоговые (согласованные) варианты проектов ТЗ были вынесены на рассмотрение Рабочей группы.

26 декабря 2017 г. состоялось первое заседание Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации. В заседании приняли участие 27 человек, в т.ч. представители организаций из регионов Российской Федерации. В рамках подготовки к заседанию участникам были предварительно направлены результаты экспертизы (оценки) проектов, представленных на Конференции 3 октября 2017 г.; проекты технических заданий на проведение работ по определению оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации и разработке Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации; дополнительные пояснительные материалы.

CПИСОК УЧАСТНИКОВ ЗАСЕДАНИЯ

Основные вопросы, рассмотренные на заседании:

  1. Результаты рассмотрения (оценки) проектов по созданию авиационных двигателей для малой и региональной авиации, представленных на Конференции 3 октября 2017 г.
  2. Предложения о проведении научно-исследовательской работы по определению оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации.
  3. Проект технического задания на проведение работ по разработке Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.
  4. Об организации деятельности Рабочей группы и планах дальнейших работ по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

1 вопрос:

Результаты рассмотрения (оценки) проектов по созданию авиационных двигателей для малой и региональной авиации, представленных на Конференции 3 октября 2017 г.

Перечень проектов (докладов), представленных на Конференции:

I. Направления работ и проекты малых газотурбинных двигателей:

  1. «О состоянии и перспективах развития мирового рынка авиационных двигателей для легкой авиации. Ключевые направления работ по созданию авиационных малоразмерных газотурбинных двигателей в Российской Федерации» (Фокин Ю.В., начальник отдела малых газотурбинных двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
  2. «Развитие вспомогательных силовых установок и малоразмерных газотурбинных двигателей» (Браславец А.В., Заместитель коммерческого директора);
  3. «Научно-технический задел и практический опыт ПАО «ОДК-Сатурн» по разработке двигателей в классе мощности до 1500 л.с.» (Буров М.Н., Главный конструктор по перспективным разработкам ПАО «ОДК-Сатурн);
  4. «Проекты авиационных двигателей для малой и региональной авиации АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (Родюк С.А., заместитель генерального конструктора АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»).

II. Направления работ и проекты авиационных поршневых двигателей:

  1. «Состояние, перспективы развития и ключевые направления работ по созданию авиационных поршневых двигателей для авиации общего назначения» (Финкельберг Л.А., начальник отдела авиационных поршневых двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
  2. «Проекты поршневых двигателей АПД-110/120 и АПД-250/300» (Виноградов В.Н., главный конструктор ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат»);
  3. «Программа создания унифицированного ряда поршневых авиационных двигателей для авиации общего назначения и развития производственной базы для их изготовления» (Коновалов В.А., заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО «ОКБМ»)
  4. «Авиационный поршневой двигатель «Ритм»: концепция, результаты испытаний, модификационный потенциал» (Бабенко Э.Б., главный конструктор ООО «Промсервис»);
  5. «Семейство перспективных авиационных поршневых двигателей АПД-Уфа» (Еникеев Р.Д., Заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»);
  6. «Перспективные технологии авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации» (Денисенко Ю.Н., руководитель научно-технического отделения УПОУ «118 Отдельный учебный центр специального назначения»);
  7. «Создание линейки модульных гибридных авиационных силовых установок, адаптируемых под различные типы БПЛА» (Крылов Е.Д., ООО НПП «Авиамеханика»).

Результаты рассмотрения (оценки) проектов по созданию авиационных двигателей для малой и региональной авиации, представленных на Конференции 3 октября 2017 г.

Получено 27 экспертных заключений по 11 проектам, включая оценку:

  • уровня готовности технологий (УГТ);
  • научно-технологического потенциала (возможности повышения общей эффективности эксплуатации ЛА);
  • оптимальных источников финансирования.

По 10 проектам получены развернутые комментарии экспертов.

Основные выводы по результатам рассмотрения (оценки) проектов:

  • Эксперты практически единодушны в необходимости дальнейшего развития проектов РД-600, ТВД-1500 (ПАО «ОДК-Сатурн») и ТВ-500 (АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»);
  • Перспективы развития проекта АПД-110/120 (ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат») зависят от соотношения цены и качества;
  • Большинство экспертов выразили сомнения в перспективности создания двигателя АПД-250/300 (ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат»);
  • Мнения экспертов разошлись в отношении перспективности двигателей серии ДВ (ДВ-450, ДВ-400, ДВ-300, ДВ-200, ДВ-120 (ООО «ОКБМ»), «РИТМ» (ООО «Промсервис»), АПД-Уфа (УГАТУ), роторно-поршневого двигателя (УПОУ «118 Отдельный учебный центр специального назначения»);
  • Развитие двухтактных оппозитных двигателей серии 2В350 (ООО НПП «Авиамеханика»; за исключением цилиндропоршневой группы) рекомендуется осуществлять в рамках деятельности частных компаний.
ПРОЕКТЫ (ОЦЕНКА)

 

2-3 вопросы:

  • Предложения о проведении научно-исследовательской работы по определению оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации.
  • Проект технического задания на проведение работ по разработке Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

В подготовке предложений (согласовании) ТЗ приняли участие следующие специалисты (эксперты):

  1. Дунаевский А.И. (ФГУП «ЦАГИ» Руководитель программ реализации научных проектов развития авиации общего назначения и воздухоплавательной техники);
  2. Финкельберг Л.А. (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», начальник отдела авиационных поршневых двигателей);
  3. Николаев А.Ф. (ООО «Научно-технологическая инициатива», главный конструктор);
  4. Крылов Е.Д. (ООО НПП «Авиамеханика», Директор);
  5. Кулеев С.А. (ООО «ОКБМ», Ведущий конструктор (КБ-2));
  6. Денисенко Ю.Н. (УПОУ «118 Отдельный учебный центр специального назначения», руководитель научно-технического отделения);
  7. Пучков А.В. (ООО «ВР-Технологии», Главный конструктор по БАС);
  8. Ким А.А. (ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ», Генеральный директор; Ассоциация «ТП «АМиАТ», Председатель Правления).

НИР «Формирование оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации» (Шифр «Двигатели - МРА»)

Основные направления работ:

  1. Выявление и анализ ключевых факторов, влияющих на технологическое развитие авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.
  2. Оценка инновационного и технологического уровня выполненных и ожидаемых к появлению в прогнозном периоде научно-технических разработок в области авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации с целью определения областей (направлений), имеющих наибольший потенциал с точки зрения улучшения летно-технических, экономических и эксплуатационных характеристик авиационной техники. Разработка сценариев технологического развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации и в мире.
  3. Разработка прогноза развития рынка малой и региональной авиации, включая гражданскую и государственную авиацию, в Российской Федерации и в мире с целью определения потребности в двигателях соответствующей размерности и возможностей выхода и закрепления на рынке российских производителей. Разработка прогноза развития рынка двигателей для малой и региональной авиации в Российской Федерации и в мире.
  4. Формирование системы приоритетов развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в виде конкретных технологических направлений, отвечающих совокупности установленных критериев: 1) соответствие современным тенденциям развития отрасли в мире; 2) наличие конкурентных преимуществ инновационных продуктов и технологий по сравнению с альтернативными источниками аналогичных потребительских свойств; 3) наличие достаточного научно-технологического и производственного потенциала для освоения в России.
  5. Разработка требований к техническим характеристикам двигателей для малой и региональной авиации с целью обеспечения конкурентоспособности на рынке малой и региональной авиации в Российской Федерации и в мире.
  6. Формирование оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации.
  7. Разработка предложений по проектам нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной поддержки авиастроения в Российской Федерации, с целью повышения эффективности работ (проектов) по созданию двигателей для малой и региональной авиации.

Разработка Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации

Основные направления работ:

  1. Анализ состояния работ (проектов) по созданию двигателей для малой и региональной авиации в Российской Федерации.
  2. Оценка уровня конкурентоспособности двигателей для малой и региональной авиации, разрабатываемых (развиваемых) в Российской Федерации.
  3. Организация и проведение независимой экспертизы (оценки) результатов реализации проектов по созданию двигателей для малой и региональной авиации в Российской Федерации.
  4. Разработка предложений, направленных на внедрение и дальнейшую коммерциализацию результатов реализации проектов по созданию двигателей для малой и региональной авиации в Российской Федерации.
  5. Разработка Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.
  6. Представление и сопровождение согласования и утверждения Программы в федеральных органах исполнительной власти.
  7. Организация и проведение публичных (тематических) мероприятий по рассмотрению и продвижению проектов по созданию двигателей для малой и региональной авиации в Российской Федерации.
  8. Оказание содействия в привлечении дополнительного финансирования и софинансирования для реализации проектов по созданию двигателей для малой и региональной авиации в Российской Федерации, реализуемых в рамках Программы.

Основные подходы к определению стоимости работ:

  • Стоимость работы 1 специалиста (эксперта, в месяц) – 30-50 тыс. рублей;
  • Общая стоимость работ по проекту – от 3-4 до 10 млн. рублей;
  • Размеры бюджетного и внебюджетного финансирования должны быть примерно равны;
  • Размер участия компаний во внебюджетном финансировании – от 50-100 тыс. рублей (определяет влияние на приемку работ).

4 вопрос:

Об организации деятельности Рабочей группы и планах дальнейших работ по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

Предложения по руководящему составу Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации:

Состав Рабочей группы:

  • предварительный состав сформирован по итогам Конференции 3 октября 2017 г. (утверждение состава – на ближайшем заседании Правления Ассоциации);
  • равное (пропорциональное) представительство научных организаций и организаций промышленности (бизнеса);
  • максимальное широкое представительство независимых экспертов (представителей конструкторских организаций – разработчиков самолетов, вертолетов, других типов ЛА, эксплуатантов);
  • возможность включения дополнительных членов (по предложениям организаций - членов Ассоциации, заинтересованных организаций и экспертов);

Руководитель Рабочей группы:

  • представитель организации промышленности (бизнеса) или научной организации;

Заместитель Руководителя Рабочей группы:

  • представитель научной организации или организации промышленности (бизнеса);

Секретарь Рабочей группы:

  • представитель любой организации (основное условие – наличие заинтересованности и физических возможностей);

Обеспечение деятельности Рабочей группы:

  • секретариат Ассоциации (Председатель Правления – Ким А.А.).

Предложения по организации дальнейших работ по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации:

  1. Направить предложения о проведении НИР «Формирование оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации» (Шифр «Двигатели - МРА») в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
  2. Направить предложения по разработке Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации заинтересованным организациям.
  3. Руководителю Рабочей группы совместно с секретариатом Ассоциации «ТП «АМиАТ» подготовить и направить членам Рабочей группы, а также заинтересованным организациям и экспертам предложения по Плану дальнейших работ Рабочей группы.

По итогам заседания был согласован и подписан протокол, в котором отражены основные решения, принятые участниками Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

Основные решения, принятые по итогам заседания Рабочей группы, состоявшегося 26 декабря 2017 г.:

1) Одобрены результаты рассмотрения (оценки) проектов по созданию авиационных двигателей для малой и региональной авиации, представленных на Конференции 3 октября 2017 г.;

2) Согласованы проекты технических заданий на проведение работ по формированию оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации и разработке Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации;

3) Избраны руководитель, заместитель руководителя и секретарь Рабочей группы;

4) Принято решение направить предложения о проведении работ по формированию оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации и разработке Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации в Российской Федерации в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и заинтересованным организациям для организации и обеспечения финансирования работ.

Подробное содержание согласованных предложений – см. в Протоколе.

ПРОТОКОЛ (26.12.2017 г.)

 

По итогам заседания в ближайшее время всем заинтересованным организациям и экспертам будут разосланы предложения по участию в разработке Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, а также проект Плана дальнейших работ Рабочей группы.


В соответствии с решением заседания Рабочей группы 27 декабря 2017 г. Ассоциацией «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» было направлено письмо в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с предложениями о проведении работ по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации авиации, включая проект Требований к техническим характеристикам НИР «Формирование оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации» (Шифр «Двигатели - МРА»).

НИР_Двигатели-МРА (ТТХ)

2 ноября 2018 г. Состоялось очередное заседание Рабочей группы Технологической платформы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации.

Мероприятие состоялось в Инженерном центре АО «Объединенная двигателестроительная корпорация». Благодарим коллег из АО «ОДК» за оказанное содействие и помощь в организации проведения мероприятия!

На заседании была представлена информация о результатах деятельности Рабочей группы за прошедший период, рассмотрены текущие организационные вопросы.

СПИСОК УЧАСТНИКОВ ЗАСЕДАНИЯ

 

Основная часть заседания была посвящена вопросам организации и выполнения НИР «Исследование рынка авиастроения, как сектора заказчика авиационных поршневых двигателей. Формирование основных требований к техническому облику перспективного авиационного поршневого двигателя» (шифр «Адаптация-Ассоциация»). На заседании были подробно рассмотрены основные задачи выполнения НИР; типы и размерности двигателей, подлежащие анализу; распределение работ между экспертами и текущее состояние их выполнения. Кроме того, были обсуждены вопросы взаимодействия с разработчиками летательных аппаратов и другими группами потенциальных участников деятельности Рабочей группы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ НИР

 

Основными задачами НИР являлись:

  • Анализ сектора авиационной промышленности, заинтересованного в использовании перспективных авиационных двигателей, для непосредственного выявления предприятий разработчиков (производителей) летательных аппаратов в Российской Федерации; изучение и обобщение технических и эксплуатационных требований к авиационным поршневым двигателям со стороны разработчиков, производителей ЛА;
  • Прогноз потребностей в авиационных поршневых двигателях для летательных аппаратов отечественной разработки (производства);
  • Формирование основных требований к техническому облику перспективных авиационных поршневых двигателей, обеспечивающих их конкурентоспособность на российском и мировом рынках;
  • Формирование перечня конструктивно-технологических решений в обеспечение создания перспективных авиационных поршневых двигателей, конкурентоспособных на российском и мировом рынках.

Общее количество экспертов, принявших непосредственное участие в выполнении НИР, составило 27 человек. Большинство их них являются членами Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации. Со стороны разработчиком и производителей летательных аппаратов в определении требований к авиационным поршневым двигателям приняли участие 14 компаний, которые представили заполненные опросные листы (анкеты) и/или соответствующие аналитические материалы.

Основными результатами выполненной НИР стали:

  • анализ российского и мирового рынка малой и региональной авиации с точки зрения спроса на авиационные поршневые двигатели;
  • требования к техническому облику перспективных авиационных поршневых двигателей, определенные по результатам опроса ведущих российских компаний - разработчиков и производителей ЛА;
  • оценка спроса на авиационные поршневые двигатели в классе мощности 100-200 л.с. для летательных аппаратов отечественной разработки (производства) на период до 2035 года;
  • перечень конструктивно-технологических решений в обеспечение создания перспективных авиационных поршневых двигателей, конкурентоспособных на российском и мировом рынках;
  • перечень перспективных НИОКР по созданию и развитию авиационных поршневых двигателей;
  • предложения по организации работ в области создания авиационных поршневых двигателей в Российской Федерации.

В настоящее время Отчет по результатам выполнения НИР находится на рассмотрении (согласовании) у Заказчика. Исполнителями работ проводятся консультации по систематизации и обобщению результатов выполненной НИР и подготовке консолидированных предложений по дальнейшему развитию авиационного поршневого двигателестроения в Российской Федерации. Также, планируется представление основных результатов выполненной НИР членам Рабочей группы и органам управления Ассоциации, с учетом требований Заказчика и имеющихся договорных ограничений.

Основным общеорганизационным вопросом деятельности Рабочей группы на текущий момент остается вопрос о кандидатуре руководителя РГ в связи с изменением функциональных обязанностей ранее предложенного в качестве руководителя В.Ю. Тарады (подробнее – см. в Разделе «Состав Рабочей группы»).

В качестве основных планов на ближне- и среднесрочную перспективу рассматриваются:

  • согласование с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации возможностей инициирования и выполнения НИР «Формирование оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации» (шифр «Двигатели - МРА»);
  • разработка Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации (предполагаемые заказчики – компании и организации, заинтересованные в развитии данного сегмента; с учетом выполнения НИР «Двигатели - МРА»);
  • разработка Программы развития малой и региональной авиации в Российской Федерации в увязке с отраслевыми стратегиями, государственными и федеральными целевыми программами, стратегиями и планами деятельности государственных и частных компаний (организаций).

15 ноября 2018 г. Ассоциацией «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» было завершено выполнение НИР «Исследование рынка авиастроения, как сектора заказчика авиационных поршневых двигателей. Формирование основных требований к техническому облику перспективного авиационного поршневого двигателя» (шифр «Адаптация-Ассоциация»; заказчики – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова).

Договор на выполнение НИР «Адаптация-Ассоциация» стал первым коммерческим договором Ассоциации. К сожалению, срок выполнения проекта был предельно ограничен: фактически работа выполнялась (с учетом планирования и организации работ) – в течение всего около 3-х месяцев (с сентября по ноябрь 2018 г.). Тем не менее, за данный период удалось выполнить основные задачи, сформулированные в Техническом задании, и успешно сдать работу Заказчику.

Основной целью НИР являлся выбор и обоснование линейки авиационных поршневых двигателей, в т.ч. классе мощности 200-600 л.с., для производства и эксплуатации в Российской Федерации и в мире на перспективных ЛА в ближайшие 30 лет; формирование перечня конструктивно-технологических решений в обеспечение создания перспективных авиационных поршневых двигателей, конкурентоспособных на российском и мировом рынках.

В качестве наиболее важных организационных и методических аспектов выполненной НИР можно отметить:

  • К участию в выполнении НИР были приглашены все члены Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации, а также ведущие эксперты отрасли. Всего в выполнении НИР приняли участие 27 специалистов, большинство из которых являются членами Рабочей группы.
  • Работа состояла из 2-х основных блоков: 1) Изучение и обобщение технических и эксплуатационных требований к авиационным поршневым двигателям, со стороны разработчиков, производителей ЛА (основные участники – разработчики и производители ЛА); 2) Формирование перечня основных конструктивно-технологических решений в обеспечение создания перспективных авиационных поршневых двигателей (основные участники – специалисты в области авиационных поршневых двигателей).
  • В работе учтены требования к перспективным АПД со стороны 17 компаний – разработчиков (производителей) ЛА (запросы были направлены в адрес 23 организаций). От экспертов было получено около 80 рабочих документов (материалов), использованных при выполнении НИР. Регулярно проводился обмен и обсуждение материалов, предлагаемых к включению в Отчет.
  • Общий объем Отчета по результатам выполнения НИР составил около 500 л.
  • В настоящее время исполнителями работ проводятся консультации по систематизации и обобщению результатов выполненной НИР и подготовке консолидированных предложений по дальнейшему развитию авиационного поршневого двигателестроения в Российской Федерации. Также, планируется представление и обсуждение основных результатов выполненной НИР членам Рабочей группы и органам управления Ассоциации, с учетом требований Заказчика и имеющихся договорных ограничений.
  • Результаты данной работы могут стать важным элементом предлагаемых к выполнению в рамках деятельности Технологической платформы НИР по формированию оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации и разработки Программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.