Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Рабочие группы и консорциумы / Двигателестроение для малой авиации / Научно-техническая конференция

 

Научно-техническая конференция «Технические концепции и проекты
создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации»

Научно-техническая конференция «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации» была организована и проведена Технологической платформой совместно с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова 3 октября 2017 г.

Конференция вызвала большой интерес у специалистов. В мероприятии приняли участие более 150 человек, представляющих различные сегменты авиационной и смежных отраслей – научные организации, разработчиков и производителей авиационной техники, эксплуатантов.


Идея проведения мероприятия

Идея проведения мероприятия, посвященного данной тематике, возникла еще в 2014 году, во время посещения ООО «Промсервис» (Московская обл., Истринский район), занимающегося разработкой поршневых двигателей и соответствующих технологий для самолетов и вертолетов малой авиации (Подробнее).

Коллеги из ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», эксперты Технологической платформы согласились с объективной потребностью в создании и развитии двигателей для легкой и малой авиации, существующей на российском и мировом рынке; наличием достаточно большого количества компетенций и инициативных разработок (проектов) в Российской Федерации; необходимостью координации существующих и разработки дополнительных мер поддержки реализуемых проектов.

31 марта 2017 г. представители Технологической платформы снова посетили производственную площадку ООО «Промсервис» и убедились, что за прошедший период коллеги из ООО «Промсервис» достигли большого прогресса. В поездке и состоявшемся в рамках нее рабочем совещании приняли участие: Председатель Правления Технологической платформы А.А. Ким, начальник отдела авиационных поршневых двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Л.А. Финкельберг, Генеральный директор ООО «Промсервис» Ю.Д. Баженов, Заместитель Генерального директора ООО «Промсервис» Д.А. Кунин, Главный конструктор ООО «Промсервис» Э.Б. Бабенко. Во время посещения мы стали свидетелями начала испытаний перспективного авиационного поршневого двигателя, созданного уже как реальный образец. Оптимальная зона мощности нового двигателя – 130-160 л.с. – соответствует размерностям наиболее востребованных на мировом рынке двигателей компании «Rotax» (Австрия). Дальнейшие перспективы нового двигателя зависят от характеристик его конкурентоспособности, которые будут определены по результатам испытаний и необходимых доработок.

Для более эффективного продвижения перспективных разработок малых авиационных двигателей, выявления ключевых проблем и организации дальнейших работ данном направлении было решено провести Научно-техническую конференцию «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации».

В рамках мероприятия планировалось представить и обсудить состояние работ (проектов) в области создания перспективных двигателей для малой и региональной авиации, реализуемых в Российской Федерации, как с помощью мер государственной поддержки, так и за счет собственных средств организаций и инвесторов; оценить их возможные перспективы, а также потребности (возможности) в кооперационном взаимодействии; сформировать общее видение (концепцию) развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, включая необходимые меры государственной поддержки.

На Конференцию, наряду с организациями, осуществляющими разработку (создание) авиационных двигателей, были приглашены представители компаний (организаций), занимающихся разработкой и производством воздушных судов малой и региональной авиации, с целью информирования их о состоянии работ (проектов) по созданию перспективных авиационных двигателей, получения их экспертных оценок о возможностях применения тех или иных разработок на практике, а также информации о потребностях в авиационных двигателях, их номенклатуре и количестве в обозримом будущем. В соответствии с достигнутой договоренностью с ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» мероприятие было решено провести на площадке ЦИАМ.


Подготовка мероприятия

В процессе подготовки и планирования мероприятия обсуждались основные параметры (границы) типоразмерного ряда двигателей, которые предполагается рассматривать в качестве объектов будущих работ. В результате, было достигнуто общее понимание того, что в качестве ключевого экспертного мнения следует рассматривать позицию основных потребителей – конструкторских организаций, осуществляющих разработку (производство) перспективных летательных аппаратов.

Также достаточно бурно осуждалась программа Конференции – какие доклады, и в какой последовательности следует предусмотреть. В итоге было принято решение провести дополнительное согласование этого вопроса с ведущими конструкторскими, производственными и научными организациями, по итогам которого была сформирована базовая программа мероприятия.

В рамках мероприятия планировалось представить и обсудить состояние работ (проектов) в области создания перспективных двигателей для малой и региональной авиации, реализуемых в Российской Федерации, как с помощью мер государственной поддержки, так и за счет собственных средств организаций и инвесторов; оценить их возможные перспективы, а также потребности (возможности) кооперационного взаимодействия; сформировать общее видение (концепцию) развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, включая необходимые меры государственной поддержки.

На Конференцию были приглашены представители компаний (организаций), занимающихся разработкой и производством воздушных судов малой и региональной авиации, с целью информирования их о состоянии работ (проектов) по созданию перспективных авиационных двигателей, получения их экспертных оценок о возможностях применения тех или иных разработок на практике, а также информации о потребностях в авиационных двигателях, их номенклатуре и количестве в обозримом будущем. В соответствии с достигнутой договоренностью мероприятие было решено провести на площадке ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова».

В процессе подготовки и планирования мероприятия обсуждались основные параметры (границы) типоразмерного ряда двигателей, которые предполагается рассматривать в качестве объектов будущих работ. В результате, было достигнуто общее понимание того, что в качестве ключевого экспертного мнения следует рассматривать позицию основных потребителей – конструкторских организаций, осуществляющих разработку перспективных летательных аппаратов.

Также достаточно бурно осуждалась программа Конференции – какие доклады, и в какой последовательности следует предусмотреть. В итоге было принято решение провести дополнительное согласование этого вопроса с ведущими конструкторскими, производственными и научными организациями, по итогам которого была сформирована базовая программа мероприятия.

В качестве дальнейшего развития данного направления планируется разработка и согласование программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, представление и обоснование ее в федеральных органах государственной власти, включение наиболее перспективных проектов (разработок) в реализуемые государственные и федеральные целевые программы.


Проведение Конференции

Основные участники (приглашенные):

  • разработчики и производители двигателей для легкой и малой авиации;
  • разработчики и производители ВС легкой и малой авиации;
  • представители федеральных органов исполнительной власти;
  • представители фондов поддержки научно-технической деятельности и институтов развития;
  • организации - участники и эксперты Технологической платформы;
  • заинтересованные организации и эксперты.
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ

С приветственным словом к участникам конференции обратились: Советник Департамента авиационной промышленности Минпромторга России А.И. Ляшенко и Генеральный директор ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» М.В. Гордин. В своих обращениях выступающие отметили значимость авиационного двигателестроения для развития всей авиационной отрасли, необходимость ведения непрерывной работы по созданию научно-технического задела. В числе наиболее значимых работ (проектов), связанных с развитием данного направления, А.И. Ляшенко назвал работы по двигателю ВК-800, который планируется в т.ч. для установки на самолет для местных воздушных линий Л-410; двигателю ТВ7-117СТ, предназначенному для установки на самолеты Ил-114 и Ил-112; а также поршневому двигателю мощностью 200-300 л.с., которые ведутся с 2007 года. Кроме того, А.И. Ляшенко обратил внимание на необходимость продолжения работ по газомоторному топливу, для внедрения которого в авиации необходимо параллельно вести работы по созданию соответствующей наземной инфраструктуры. Завершая свое выступления, А.И. Ляшенко отметил особую значимость и объективную необходимость развития малой и региональной авиации в нашей стране, учитывая ее социально-экономические и географические особенности; и пожелал успеха участникам Конференции.

С постановочным докладом выступил Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, который кратко охарактеризовал суть предстоящего мероприятия, рассказал о предыстории его организации и порядке проведения:

Основной целью конференции является разработка (формирование) общего видения (концепции) развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, включая необходимые меры государственной поддержки. Для этого, кроме организаций, непосредственно занимающихся разработкой (созданием) авиационных двигателей, были приглашены представители конструкторских организаций, осуществляющих разработку или производство воздушных судов малой и региональной авиации. Мнение данных экспертов является для нас одним из наиболее важных, а в спорных вопросах – определяющим при формировании (планировании) дальнейших шагов. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что не все организации, занимающиеся разработкой (созданием) двигателей для малой и региональной авиации, смогли принять участие в нашем мероприятии – как по субъективным, так и по объективным причинам. Тем не менее, мы заинтересованы в сотрудничестве со всеми заинтересованными организациями и экспертами, и рассчитываем на эффективное взаимодействие в будущем.

В целом, направление развития малой и региональной авиации в Российской Федерации является одним из приоритетных в деятельности Технологической платформы. Повышение авиационной мобильности населения и бизнеса в нашей стране неразрывно связано с развитием местных и региональных авиаперевозок. Состояние данного сегмента рынка на данный момент остается несоответствующим объективным потребностям. Основными факторами, определяющими развитие малой и региональной авиации в Российской Федерации, являются: уровень доходов населения; наличие субсидирования со стороны федерального и региональных бюджетов; наличие эффективных воздушных судов и других видов авиационной техники, включая объекты наземной инфраструктуры и объекты системы ОрВД; качество нормативно-правового регулирования.

Улучшение ситуации возможно путем проведения согласованной политики, обеспечивающей комплексное решение накопившихся проблем, а также выявление и согласование интересов большого количества участников, заинтересованных в развитии данной сферы. Для решения этой задачи Технологическая платформа активно участвует в разработке и совершенствовании форм организации взаимодействия между бизнесом и государством. Это касается, прежде всего, организации и продвижения работ (проектов) в области разработки (создания) технологий, обеспечивающих улучшение технических, экономических и эксплуатационных характеристик авиационной техники, объектов авиационной инфраструктуры и системы ОрВД, с использованием которых осуществляются местные и региональные авиаперевозки и другие виды авиаработ. В течение 2012-2016 гг. Технологической платформой было организовано и проведено 16 тематических мероприятий, связанных с развитием малой и региональной авиации в нашей стране; создана рабочая группа по данному направлению; внесены ряд инициатив, направленных на повышение эффективности оказания государственной поддержки развития отрасли. База экспертов Технологической платформы по данному направлению насчитывает около 150 чел. В 2014-2016 гг. Технологической платформой было поддержано 7 проектов, которые получили государственное финансирование, на общую сумму 288,6 млн. рублей (сроки выполнения работ – 2014-2018 гг.).

Что касается разработки (создания) двигателей для силовых установок летательных аппаратов малой и региональной авиации, то Платформой с участием ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» и других ведущих экспертов отрасли регулярно осуществляется мониторинг состояния работ и проектов в данной сфере. На текущий момент у нас собрана и постоянно актуализируется информация по 37 проектам разработки и создания двигателей для малой и региональной авиации, осуществляемых в Российской Федерации. Многие организации, принимающие участие в реализации данных проектов, были приглашены или самостоятельно изъявили желание выступить на нашей конференции.

В качестве основных дальнейших шагов в данном направлении мы отчетливо видим необходимость разработки (формирования) программы (плана работ, проектов) по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации. Безусловно, данная задача требует серьезных усилий, как со стороны аппарата Технологической платформы, так и со стороны заинтересованных организаций и экспертов. На начальном этапе мы предлагаем провести анализ и сгруппировать проекты (направления работ) по уровням готовности технологий (производства); по научно-технологическому потенциалу, имеющемуся в проекте (направлении работ; среди ведущихся (рассматриваемых) проектов выделить наиболее приоритетные направления работ (проекты); далее – по каждому проекту (направлению работ) – определить возможные источники финансирования (субсидии на проведение НИОКР, средства инвесторов, возвратные средства).

Программа конференции включала в себя 3 основных блока:

1) Основные направления развития двигателей для малой и региональной авиации, оценка спроса со стороны разработчиков и производителей ВС;

2) Проекты разработки (создания) авиационных двигателей для малой и региональной авиации, реализуемые и планируемые к реализации в Российской Федерации (основная часть);

3) Подведение итогов в форме открытой дискуссии – обмен мнениями для формулировки основных выводов и предложений.

Данная структура была обусловлена необходимостью комплексного охвата ключевых аспектов развития двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, включая основные параметры развития рынка малой и региональной авиации, направления работ по созданию (развитию) научно-технического задела, максимально подробное представление основных работ (проектов) в области разработки (создания) малых газотурбинных и поршневых двигателей для малой и региональной авиации.

В первой части (блоке) мероприятия выступили:

  • Директор Департамента стратегии и методологии управления созданием научно-технического задела ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» В.В. Клочков;
  • Начальник Отдела прогнозирования перспективных исследований и разработок авиационно-космической техники ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» Д.Н. Смирнов;
  • Президент Национальной ассоциации производителей техники авиации общего назначения И.В. Никитин;
  • Начальник Отдела маркетинга военных вертолетов и БПЛА АО «Вертолеты России» М.В. Мызин;
  • Руководитель программ реализации научных проектов развития авиации общего назначения и воздухоплавательной техники ФГУП «ЦАГИ» А.И. Дунаевский;
  • Начальник Отдела малых газотурбинных двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Ю.В. Фокин;
  • Начальник Отдела авиационных поршневых двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Л.А. Финкельберг.

Доклад В.В. Клочкова был посвящен модельным расчетам авиационного транспортного обеспечения удаленных районов Российской Федерации и требованиям к перспективным воздушным судам малой и региональной авиации, включая приоритеты развития их силовых установок. В качестве основных тезисов, вытекающих из проведенных расчетов, в докладе были представлены:

    • требования к ВС местных воздушных линий:
      • расширенные условия базирования и эксплуатации;
      • малая пассажировместимость (до 9 мест, и даже ниже – до 3-5 мест);
      • низкая себестоимость авиаперевозок (до 5-10 руб./пасс.-км);
      • сокращение потребности в авиатопливе, завозимом в отдаленные регионы;
    • требования к воздушным судам для организации прямых межрегиональных перевозок:
      • малое время поездки до места назначения (порядка 2-4 ч на расстояния до 1-2 тыс. км) при низкой себестоимости перевозок – не более 3-5 руб./пасс.-км;
      • высокая частота рейсов, обеспечивающая длительность поездки ниже, чем при перелете через крупнейшие хабы (в основном, МАУ), с учетом времени ожидания рейса, оптимальная пассажировместимость – до 20-30 мест;
      • невозрастание экологического воздействия на окружающую среду при радикальном повышении подвижности населения, как результат – многократное сокращение удельных выбросов вредных веществ;
      • неухудшение безопасности полета при радикальном повышении трафика, как следствие – повышение пропускной способности инфраструктуры и воздушного пространства, новые технологии ОрВД;
    • экономическое обоснование требований к характеристикам ВС для местных и региональных авиаперевозок:
      • в сегменте ВС МВЛ на данном этапе требуется обеспечение стоимости пассажиро-километра крейсерского полета на уровне не более 150-200% стоимости магистральных перевозок, но при малой вместимости, в т.ч. менее 9 мест (до 3-5) и расширенных условиях базирования; также актуально сокращение потребности ВС МВЛ в дорогостоящем авиатопливе, завозимом в районы Крайнего Севера;
      • приоритетное направление технологического развития региональных ВС – создание технологий, которые при малой пассажировместимости (не более 20-30 мест) сохранят себестоимость пассажиро-километра, крейсерскую скорость, уровень комфорта и безопасности полетов, достигнутые для современных магистральных воздушных судов;
      • ожидаемый многократный рост подвижности на МВЛ и региональных линиях требует пропорционального сокращения удельных выбросов;
      • как следствие, актуальна разработка силовых установок, использующих альтернативные виды энергии.

В завершении доклада были сформулированы некоторые выводы и рекомендации:

      1. ВС для местных и региональных авиаперевозок:
        • нуждаются в силовых установках на альтернативных видах энергии;
        • могут быть первоочередными объектами для их внедрения (в силу физических причин – размерность ВС, накопителей, электромашин и т.д.).
      2. Наряду с разработками в авиастроении, требуются новые технологии в энергетике, обеспечивающие многократное удешевление энергии. Иначе соответствующие разработки в авиастроении бессмысленны.
      3. В отдаленных районах (Крайний Север, и т.п.) может быть целесообразным использование вместо дорогостоящего привозного авиатоплива локальных энергетических ресурсов (в т.ч. и электроэнергии локальной генерации).
      4. Специфические условия эксплуатации ВС МВЛ также могут расширять области применимости новых типов силовых установок.

Учитывая роль ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» в испытаниях и сертификации ВС малой и региональной авиации, большой интерес вызвал доклад представителя института Д.Н. Смирнова. Тема доклада – «Прогноз спроса на ВС малой и региональной авиации. О текущих и перспективных проектах ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» в области разработки (создания) ВС малой и региональной авиации, оценка возможностей импортозамещения». Презентация доклада представлена на сайте Платформы. В качестве наиболее интересных аспектов доклада хотелось бы отметить представленные в нем следующие моменты:

  • основные результаты выполненных в 2013-2017 гг. по заказу Минпромторга России комплексных исследований в области создания перспективных воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок;
  • результаты работ по модернизации самолета Ан-2 (самолет ТВС-2МС);
  • разработанный на замену самолета Ан-2 проект нового самолета ТВС-2ДТС;
  • проект модернизации самолета Як-40;
  • проект перспективного скоростного самолета для местных воздушных линий (СТР-40ДТ).

Весьма эмоциональным и ярким по содержанию оказался доклад И.В. Никитина, посвященный состоянию и прогнозам разработки и производства ВС авиации общего назначения в Российской Федерации. Полный текст доклада и его презентация представлены на сайте Платформы. В качестве одного из ключевых тезисов доклада можно выделить положения о недостаточном внимании, уделяемом развитию АОН на государственном уровне: «Сегодня можно констатировать, что в Российской Федерации до настоящего времени авиация общего назначения не включена в сферу экономических интересов государства, а потому ее вклад в экономику не соответствует масштабам страны». В качестве основных факторов, сдерживающих развитие АОН в Российской Федерации, И.В. Никитин назвал:

  • несовершенство действующего законодательства;
  • отсутствие благоприятных экономических условий;
  • формирование средствами массовой информации негативного отношения в обществе к авиации общего назначения.

Очень интересным и высокопрофессиональным стал доклад М.В. Мызина«Основные проекты и прогнозы поставок вертолетов холдинга АО «Вертолеты России». О состоянии парка легких вертолетов и необходимости внедрения инновационных технологий для вхождения Холдинга в устоявшийся рынок». В докладе были отражены следующие основные вопросы:

  • прогноз поставок гражданских вертолетов на период 2017-2030 гг. (в т.ч. по сегментам);
  • анализ конкурентоспособности основных моделей легких вертолетов (поршневые вертолеты, вертолеты c 1 ГТД с МВМ менее 2 тонн), представленных на рынке гражданских вертолетов (включая структуру действующего парка по моделям и по применению, динамику и прогноз поставок по моделям; структуру, динамику и прогноз развития рынка);
  • технологические аспекты разработки вертолетных поршневых двигателей, механических электрических и гибридных трансмиссий, основные результаты уже освоенных технологий (ОАО «Электропривод», МГУ им. М.В. Ломоносова);
  • предложения по созданию гибридной силовой установки.

В качестве одного из основных недостатков традиционных поршневых двигателей М.В. Мызин отметил применение на них системы воздушного охлаждения – по мнению докладчика, необходима разработка двигателей с жидкостным охлаждением. В качестве одного из важнейших направлений работ по созданию и развитию двигателей для малой и региональной авиации М.В. Мызин предложил включить создание демонстратора технологий с гибридной силовой установкой на базе серийно выпускаемого ОАО «НПП «Аэросила» турбоагрегата ТА18.

Отвечая на вопросы участников Конференции по поводу возможностей внедрения газового топлива АСКТ на вертолетах, М.В. Мызин отметил необходимость проведения сертификационных испытаний и получения разрешительных документов на использование данного топлива на ВС.

В качестве одного из ключевых спикеров первой части мероприятия был приглашен представитель ФГУП «ЦАГИ» А.И. Дунаевский, как руководитель работ по созданию научно-технического задела и разработке перспективных ВС малой и региональной авиации. Тема доклада – «Концепция формирования типоразмерного ряда двигателей для ЛА малой и региональной авиации». Презентация доклада представлена на сайте Технологической платформы (см. ниже). Учитывая ценовой фактор, докладчик отметил важность создания двигателей, работающих на авиационном керосине, который в 3 раза дешевле авиационного бензина.

Чрезвычайно стройным по форме и системным по содержанию оказался доклад Начальника Отдела малых газотурбинных двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Ю.В. Фокина. Тема доклада – «О состоянии и перспективах развития мирового рынка авиационных двигателей для легкой авиации. Ключевые направления работ по созданию авиационных малоразмерных газотурбинных двигателей в Российской Федерации». Основные аспекты, представленные в докладе:

  • типы газотурбинных двигателей, применяемые на ВС малой и региональной авиации;
  • работы, ведущиеся российскими и иностранными двигателестроителями;
  • полный перечень отечественных малых газотурбинных двигателей для малой и региональной авиации;
  • перспективные направления развития малых газотурбинных двигателей;
  • цели создания научно-технического задела в области малых газотурбинных двигателей;
  • технологии перспективного «сухого» МГТД (схема демонстрационного «сухого» МГТД);
  • технологии снижения стоимости МГТД (в конструкции, в проведении ОКР, в производстве);
  • демонстрационный газогенератор МГТД (схема и основные параметры);
  • предлагаемый подход к проведению работ по созданию перспективных малых ГТД на базе унифицированного газогенератора;
  • необходимость привлечения предприятий с малой стоимостью производства;
  • МГТД сложного цикла с регенерацией тепла (основные данные и возможные характеристики).

Одним из важнейших постановочных докладов Конференции стал доклад Начальника Отдела авиационных поршневых двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Л.А. Финкельберга. Тема доклада – «Состояние, перспективы развития и ключевые направления работ по созданию авиационных поршневых двигателей для авиации общего назначения». Презентация доклада представлена на сайте Платформы (см. ниже). В качестве одного из примеров мирового опыта работ в области авиационных поршневых двигателей Л.А. Финкельберг отметил применение и сертификацию дизельного двигателя производства компании «Austro Engine» (Австрия) на самолетах фирмы «Diamond». Говоря о проблемах российских разработчиков авиационных поршневых двигателей, докладчик отметил отсутствие консолидированного заказа со стороны государственных и гражданских заказчиков, а также отсутствие на текущий момент заявок на сертификацию, несмотря на большое количество инициативных разработок.

ОСНОВНЫЕ ДОКЛАДЧИКИ

Во второй части (блоке) Конференции были представлены доклады следующих участников:

  • Представитель Инженерного центра АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» В.Ю. Тарада;
  • Заместитель коммерческого директора ОАО «НПП «Аэросила» А.В. Браславец;
  • Главный конструктор по перспективным разработкам ПАО «ОДК-Сатурн» М.Н. Буров;
  • Заместитель Генерального конструктора АО «НПЦ газотурбостроения С.А. Родюк;
  • Начальник Отдела двигателей и химмотологии ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Л.С. Яновский;
  • Главный конструктор ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат» В.Н. Виноградов;
  • Заместитель генерального директора ООО «Опытно-конструкторское бюро моторостроения» В.А. Коновалов;
  • Главный конструктор ООО «Промсервис» Э.Б. Бабенко;
  • Заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет» Р.Д. Еникеев;
  • Руководитель научно-технического отделения УПОУ «118 Отдельный учебный центр специального назначения» Ю.Н. Денисенко;
  • Директор ООО НПП «Авиамеханика» Е.Д. Крылов;
  • Главный специалист - координатор группы проектов АО «ТВЭЛ», А.А. Штарев.

Учитывая то, что презентации практически всех докладов данных участников размещены на сайте Платформы (см. ниже), в обзоре представлены лишь наиболее важные, на наш взгляд, моменты из представленных докладов (выступлений).

В докладе Заместителя коммерческого директора ОАО «НПП «Аэросила» А.В. Браславца был представлен практически весь модельный ряд вспомогательных силовых установок и малоразмерных газотурбинных двигателей разработки и производства ОАО «НПП «Аэросила», включая их основные технические характеристики, сравнение с основными конкурентами, а также данные о наличии сертификатов типа. В качестве наиболее перспективных направлений докладчик отметил двигатели ТА18-200 и ГТЭ-1700, на базе которых возможно создание перспективных двигателей мощностью 350 л.с. и 1 500 л.с. соответственно для применения на летательных аппаратах малой и региональной авиации.

Главный конструктор по перспективным разработкам ПАО «ОДК-Сатурн» М.Н. Буров представил результаты работ по созданию двигателей для малой и региональной авиации, выполненных ПАО «ОДК-Сатурн» (ранее – ОАО «Рыбинские моторы») в предыдущие годы. Речь шла, прежде всего, о двигателе РД-600 (турбовальный двигатель) мощностью 1 300 л.с. и ТВД-1500 (турбовинтовой двигатель) мощностью 1 500 л.с., предназначенных для применения на вертолетах Ка-60 и Ка-62 и региональных самолетах Ан-38, Су-80, Бе-32, Бе-132МК, Т-201 «Грач» и др. соответственно. К сожалению, несмотря на значительные объемы финансовых ресурсов, потраченных на создание данных двигателей и полученные ими сертификаты типа (хотя и с серьезными ограничениями), работы по данным проектам были прекращены, а изготовленные двигатели законсервированы.

В докладе Заместителя Генерального конструктора АО «НПЦ газотурбостроения С.А. Родюка были представлены проекты авиационных двигателей для малой и региональной авиации АО «НПЦ газотурбостроения «Салют». В качестве наиболее перспективных направлений дальнейшего развития линейки двигателей разработки АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» стоит отметить возможность создания на базе двигателя СМ-100 турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) для перспективного регионального самолета Ту-324, а также для легкого транспортного самолета типа модификации Ил-112В с ТРДД. Следует также отметить турбовинтовой двигатель ТВ-500С мощностью 630 л.с., который был разработан для самолета СМ-92Т, работы по которому в настоящее время приостановлены до появления заказчика (инвестора).

Начальник Отдела двигателей и химмотологии ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Л.С. Яновский представил доклад на тему «Авиационные бензины для поршневых двигателей летательных аппаратов». В докладе были представлены:

  • технические характеристики различных марок авиационного бензина в сравнении с автомобильным бензином;
  • современное состояние в области разработок и применения авиационного бензина за рубежом, прежде всего, по созданию неэтилированного авиационного бензина;
  • опыт применения авиационного бензина в России (как на авиатехнике отечественного производства, так и на зарубежной);
  • стандарты Российской Федерации на этилированный авиационный бензин (Б-91/115, Б-92, Avgas 100LL);
  • текущее состояние в области разработок и производства авиационного бензина в Российской Федерации, в т.ч. по созданию неэтилированного авиационного бензина.

В части поршневых авиационных двигателей наиболее близкими к этапу производства являются двигатели АПД-110/120 и АПД-250/300 разработки ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат», состояние работ по которым, в т.ч. в части импортозамещения, было представлено в докладе Главного конструктора завода В.Н. Виноградова.

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО «Опытно-конструкторское бюро моторостроения» (г. Воронеж) В.А. Коновалов представил состояние работ (программу) создания унифицированного ряда поршневых авиационных двигателей для авиации общего назначения и развития производственной базы для их изготовления ООО «ОКБМ». Учитывая то, что работы по созданию и подготовке производственной базы для изготовления двигателей осуществляются за счет собственных средств, сроки проведения сертификационных испытаний и начала производства по приоритетному двигателю ДВ-400 мощностью 450 л.с. запланированы на 2020-2021 гг. В качестве первоочередного варианта применения двигателя рассматривается вертолетный вариант.

Главный конструктор ООО «Промсервис» Э.Б. Бабенко рассказал о концепции, результатах испытаний и перспективам развития (модификации) авиационного поршневого двигателя «Ритм», разработка которого осуществляется в ООО «Промсервис». Учитывая то, что работы по созданию двигателя также ведутся за счет собственных средств, а также наличие собственной оригинальной концепции развития технологий в области малой и региональной авиации, доклад Э.Б. Бабенко вызвал большой интерес у участников Конференции и заслужил бурные аплодисменты.

Также весьма интересным стал доклад Заведующего кафедрой двигателей внутреннего сгорания ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет» Р.Д. Еникеева о состоянии и планах работ по созданию семейства перспективных авиационных поршневых двигателей АПД-Уфа». Ключевой особенностью новых двигателей является уникальный рабочий процесс, разработанный командой УГАТУ, ООО «Двигатели для авиации», ООО «ДБА Инжиниринг» и ПАО «УМПО», позволяющий поршневому двигателю работать на авиационном керосине и дизельном топливе, иметь высокую удельную мощность по массе (на уровне современных бензиновых двигателей) и низкий расход топлива (на уровне современных дизелей). Данные работы находятся на уровне самых передовых иностранных разработок, а, возможно, даже и опережают их. Технологическая платформа оказывает посильную поддержку данному проекту, в т.ч. в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

В силу ограничений по времени доклад коллег из УПОУ «118 Отдельный учебный центр специального назначения» (г. С-Петербург) Ю.Н. Денисенко и И.П. Седунова не был полностью представлен во время Конференции. Но, так как доклад «Отечественные технологии – отечественному авиамоторостроению» содержит значительное количество полезной информации, как в плане анализа конструктивно-силовых схем поршневых двигателей, так и в части ключевых технологических решений, Технологическая платформа обратилась к авторам с просьбой представить полный текст доклада, который и размещен на сайте Платформы (см. ниже).

В докладе представителей ООО НПП «Авиамеханика» (г. Красноярск) Е.Д. Крылова и В.О. Рутковского были представлены направления работ по созданию линейки модульных гибридных авиационных силовых установок, применимых для различных типов БПЛА, а также задел по двигательным продуктам и технологиям (презентация – см. ниже).

Представитель АО «ТВЭЛ» (входит в состав Государственной корпорации «Росатом») А.А. Штарев представил доклад «О текущих и перспективных проектах АО «ТВЭЛ» в области силовых установок для ВС малой и региональной авиации». Весьма интересной для представителей нашей Платформы оказалась информация о компетенциях и продукции предприятий группы компаний АО «ТВЭЛ» в области металлургии, машиностроения, новой энергетики, химических технологий, среди которых стоит отметить продукцию из титановых сплавов (АО «ЧМЗ», г. Глазов), литиевую продукцию (ПАО «НЗХК», г. Новосибирск), системы накопления электроэнергии различного назначения, электрохимические генераторы на топливных элементах (ООО «НПО «Центротех», г. Новоуральск), автоматизированные комплексы послойного синтеза (3D-принтеры) и порошки для них (АО «УЭХК», г. Новоуральск). В качестве проекта, предлагаемого для авиации, был представлен проект семейства малогабаритных газотурбинных установок (ВРД) разработки ООО «НПО «Центротех» (г. Новоуральск) для применения на БПЛА, а также на сверхлегких пилотируемых ЛА. В докладе было дано сравнение характеристик одного из разрабатываемых двигателей с аналогами, а также планируемая линейка малогабаритных газотурбинных установок. В силу имеющихся корпоративных ограничений авторы не дали согласия на публикацию презентации доклада.

Презентация (Ким А.А., ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии»)

Приветственное слово (А.И. Ляшенко, Минпромторг России)

Требования к ВС МРА и приоритеты развития СУ (В.В. Клочков, ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»)

Прогноз спроса на ВС малой и региональной авиации, проекты СибНИА (Д.Н. Смирнов, ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»)

Производство ВС и двигателей для АОН (презентация, И.В. Никитин, НАП АОН)

Производство ВС и двигателей для АОН (доклад, И.В. Никитин, НАП АОН)

Концепция формирования типоразмерного ряда двигателей для МРА (А.И. Дунаевский, ФГУП «ЦАГИ»)

Перспективы развития поршневых двигателей (Л.А. Финкельберг, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»)

Опыт и разработки двигателей ПАО «ОДК-Сатурн» до 1 500 л.с. (М.Н. Буров, ПАО «ОДК-Сатурн»)

Проекты двигателей для малой и региональной авиации АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (С.А. Родюк, АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»)

Авиационные бензины для поршневых двигателей (Л.С. Яновский, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»)

Проекты поршневых двигателей АПД-110/120 и АПД-250/300 (В.Н. Виноградов, ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат»)

Авиационные двигатели ОКБ моторостроения (В.А. Коновалов, ООО «ОКБМ»)

Авиационный поршневой двигатель «Ритм» (Э.Б. Бабенко, ООО «Промсервис»)

Семейство перспективных авиационных поршневых двигателей АПД-Уфа (Р.Д. Еникеев, УГАТУ)

Отечественные технологии – отечественному двигателестроению (Ю.Н. Денисенко, 118 Отдельный учебный центр специального назначения)

Создание семейства гибридных СУ для БПЛА (Е.Д. Крылов, В.О. Рутковский, ООО НПП «Авиамеханика»)

В процессе проведения Конференции и, особенно, в ее завершающей части, которая была посвящена обмену мнениями и обсуждению дальнейших шагов по развитию авиационного двигателестроения в области малой и региональной авиации в нашей стране, многие участники чрезвычайно эмоционально и заинтересованно высказывались об имеющихся проблемах в данной сфере. С учетом значительного объема бюджетных ресурсов, а также средств частных компаний, вложенных в исследовательские работы и в перспективные разработки в предыдущие годы – данный сегмент авиационного двигателестроения в России в настоящее время, к сожалению, находится в неудовлетворительном состоянии. Разработчики летательных аппаратов и другие специалисты, присутствовавшие на Конференции, выражали острую заинтересованность в российских авиадвигателях и давно назревшей необходимости координации работ в данном направлении.

Одним из ключевых решений, принятых по итогам Конференции, стало создание Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, основной задачей которой должна стать организация и координация работ в данном направлении. Базовый состав Рабочей группы сформирован в количестве 29 человек, представляющих все сегменты отрасли – научные организации; промышленность, включая как государственные, так и частные компании; конструкторские организации - разработчиков ЛА; независимых экспертов; федеральные органы исполнительной власти.

По решению Конференции, Рабочей группе с учетом представленной информации и предложений участников Конференции, заинтересованных организаций и экспертов было предложено:

  • разработать предложения о проведении научно-исследовательской работы по определению оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации (срок – 30 ноября 2017 г.);
  • разработать техническое задание на проведение работ по разработке программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации (срок – 15 декабря 2017 г.).

Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» с участием заинтересованных организаций и экспертов на основе предложений Рабочей группы было рекомендовано организовать взаимодействие с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и организациями по проведению работ в области авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

По итогам Конференции был подготовлен, согласован и подписан протокол, в котором отражены основные решения, принятые ее участниками.

ПРОТОКОЛ (03.10.2017 г.)