Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Рабочие группы и консорциумы / Двигателестроение для малой авиации / Документы и выполненные проекты

 

Документы и выполненные проекты

В данном разделе размещаются документы и материалы о выполнении проектов Технологической платформы, подготовленные в рамках деятельности Рабочей группы «Двигателестроение для малой авиации». С более подробной информацией о соответствующих мероприятиях (работах) можно ознакомиться в других подразделах раздела сайта ТП: «Двигателестроение для легкой и малой авиации».


НИР «Исследования в обеспечение формирования типоразмерного ряда перспективных двигателей для легких самолетов, вертолетов и БЛА гражданского назначения» (шифр «Демонстраторы МГТД и АПД-ТРР»)

Данная работа стала результатом 2-летней деятельности аппарата Ассоциации и членов Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации по инициированию и продвижению НИР «Формирование оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации» (см. ниже в данном разделе).

Заказчиками НИР выступили Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», исполнителем – Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии». С учетом стоимости договора, к участию в выполнении НИР были привлечены 12 экспертов Технологической платформы и консалтинговая организация для организационно-аналитического сопровождения и координации работ. Все исполнители представляют организации, являющиеся членами Ассоциации «ТП «АМиАТ» (участие соисполнителей было одобрено на заседании Правления Ассоциации, состоявшемся 25 июня 2020 г.).

Целью работы является формирование и обоснование типоразмерного ряда перспективных отечественных малоразмерных двигателей для легких самолетов, вертолетов и БЛА гражданского назначения; основными задачами:

  1. Выявление и анализ ключевых факторов, влияющих на инженерно-техническое развитие авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации, а также беспилотных авиационных систем (БАС) в Российской Федерации, которые являются определяющими при разработке предложений по созданию типоразмерного ряда двигателей;
  2. Прогноз сценариев развития рынка малой и региональной авиации с целью определения потребности в двигателях соответствующего типа и размерности на рынке российских производителей летательных аппаратов;
  3. Формирование системы приоритетов развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в части характеристик и типажа двигателей, а также определение соответствующих инженерно-технических направлений;
  4. Разработка и обоснование предложений по созданию типоразмерного ряда перспективных отечественных малоразмерных двигателей для легких самолетов, вертолетов и БЛА гражданского назначения в Российской Федерации, исходя из потребности и конкурентоспособности на российском и мировом рынках.

Общий объем Отчета по результатам выполнения НИР составил 459 л., включая проект Программы развития двигателей для малой и региональной авиации и беспилотных авиационных систем в Российской Федерации; а также 29 приложений, содержащих технические характеристики российских и иностранных двигателей, летательных аппаратов, дополнительные аналитические материалы.

С учетом ограничений по режиму обеспечения конфиденциальности информации, полученной и разработанной в рамках НИР, планируется подготовить и направить организациям - членам Ассоциации, другим заинтересованным организациям на рассмотрение и согласование проект Программы развития двигателей для малой и региональной авиации и беспилотных авиационных систем в Российской Федерации, включая соответствующие обосновывающие и пояснительные материалы.


НИР «Исследование рынка авиастроения, как сектора заказчика авиационных поршневых двигателей. Формирование основных требований к техническому облику перспективного авиационного поршневого двигателя» (шифр «Адаптация-Ассоциация»)»

Договор на выполнение НИР «Адаптация-Ассоциация», заключенный между ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» и Ассоциацией «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии», стал первым коммерческим договором Ассоциации. Работа была выполнена в течение октября-ноября 2018 г. Всего в выполнении НИР приняли участие 27 экспертов, большинство их которых являются членами Рабочей группы.

Работа состояла из 2-х основных блоков: 1) Изучение и обобщение технических и эксплуатационных требований к авиационным поршневым двигателям, со стороны разработчиков, производителей ЛА (основные участники – разработчики и производители ЛА); 2) Формирование перечня основных конструктивно-технологических решений в обеспечение создания перспективных авиационных поршневых двигателей (исполнители – специалисты в области авиационных поршневых двигателей).

В работе учтены требования к перспективным АПД со стороны 17 компаний - разработчиков (производителей) ЛА (запросы были направлены в адрес 23 организаций). От экспертов было получено около 80 рабочих документов (материалов), использованных при выполнении НИР. Регулярно проводился обмен и обсуждение материалов, предлагаемых к включению в Отчет.

Общий объем Отчета по результатам выполнения НИР составил около 500 л.

В настоящее время исполнителями работ проводятся консультации по систематизации и обобщению результатов выполненной НИР и подготовке консолидированных предложений по дальнейшему развитию авиационного поршневого двигателестроения в Российской Федерации. Также, планируется представление и обсуждение основных результатов выполненной НИР членам Рабочей группы и органам управления Ассоциации, с учетом требований Заказчика и имеющихся договорных ограничений.


Требования к техническим характеристикам НИР «Формирование оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации» (шифр «Двигатели - МРА»)

В качестве одного из ключевых направлений деятельности Рабочей группы является организация и выполнение НИР «Формирование оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации» (шифр «Двигатели - МРА»). Предложение по инициированию данной НИР было сформулировано на Конференции «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации», состоявшейся 3 октября 2017 г.

В рамках деятельности Рабочей группы были разработаны Требования к техническим характеристикам НИР, которые были согласованы и одобрены на заседании Рабочей группы 26 декабря 2017 г.

Предложения о проведении с приложением проекта ТТХ, были направлен в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 27 декабря 2017 г.

НИР_Двигатели-МРА (ТТХ)

 


Письмо поддержки АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (направлено в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 4 октября 2018 г.)

В целях организации выполнения НИР «Формирование оптимального унифицированного типоразмерного ряда двигателей для малой и региональной авиации исходя из потребностей гражданской и государственной авиации в Российской Федерации» (шифр «Двигатели - МРА») по рекомендации членов Рабочей группы была проведена работа с АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», по результатам которой была подготовлено и направлено в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации письмо поддержки данной НИР со стороны Корпорации. Благодарим специалистов АО «ОДК» и лично Заместителя Генерального директора - Генерального конструктора Ю.Н. Шмотина за конструктивную позицию и оказанное содействие.

Письмо (Ю.Н. Шмотин, 04.10.2018 г.)

 


Заседание Рабочей группы (26 декабря 2017 г.)

ПРОТОКОЛ (26.12.2017 г.)

 


Результаты рассмотрения (оценки) проектов по созданию авиационных двигателей для малой и региональной авиации, представленных на Конференции 3 октября 2017 г.

По результатам Научно-технической конференции «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации», состоявшейся 3 октября 2017 г., экспертами и членами Рабочей была проведена оценка проектов создания (развития) авиационных двигателей, представленных на Конференции, включая оценку:

  • уровня готовности технологий (УГТ);
  • научно-технологического потенциала (возможности повышения общей эффективности эксплуатации ЛА);
  • оптимальных источников финансирования.

Благодарим экспертов, принявших участие в данной работе.

ПРОЕКТЫ (ОЦЕНКА)