Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Рабочие группы и консорциумы / Двигателестроение для малой авиации / Презентации и доклады РГ

 

Презентации и доклады Дирекции «Двигателестроение для легкой и малой авиации»

В данном разделе размещаются презентации и доклады, подготовленные в рамках деятельности данной Рабочей группы, а также полученные в рамках посещения публичных мероприятий по данной тематике. С более подробной информацией о данных заседаниях и мероприятиях можно ознакомиться в других подразделах раздела сайта ТП: «Двигателестроение для легкой и малой авиации».


Форум «Двигатель России» (организаторы – МГТУ им. Н.Э. Баумана, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»; 19 декабря 2018 г.)

Согласно информации, полученной от организаторов, основной целью Форума являлась – разработка и согласование межотраслевой стратегии развития поршневого двигателестроения в Российской Федерации.

Одна из тематических сессий, посвященная развитию силовых установок на базе поршневых двигателей для воздушного транспорта, состоялась в ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова». По итогам сессии участниками заседания была подготовлена презентация, содержащая «образ будущего» и «дорожную карту» по его достижению.

В качестве основных проблем и, соответственно, направлений развития системы нормативного регулирования в области силовых установок для воздушного транспорта («нормы будущего») участниками стратегической сессии названы: 1) отсутствие работающей государственной программы развития авиации общего назначения для восстановления авиатранспортной инфраструктуры, для связи удалённых районов, и подразумевающей существенное увеличение финансирования НИОКР; 2) отсутствие отечественных двигателей и расходных материалов (масел); 3) необоснованно усложненный порядок использования малой авиации; 4) отсутствие стратегии развития авиационных поршневых двигателей, которая была бы согласована с ныне действующими стратегиями развития авиационной промышленности, АОН и стратегиями развития поршневого двигателестроения других отраслей.

Некоторые из элементов, представляющих сформулированный в рамках сессии «образ будущего», вызывают сомнения в части возможностей и механизмов их практической реализации, в частности, такие, как «принятие Закона «О региональных авиационных пассажирских и грузовых перевозках», в соответствии с которым будет образована государственная компания, обеспечивающая авиационные региональные перевозки и использующая российские ЛА для этих целей»; «образование государственной корпорации, обеспечивающей создание инфраструктуры авиационных региональных перевозок»; «обязанность крупных авиапервозчиков («Аэрофлот» и т.п.) обеспечивать региональные перевозки установленная в % от объемов перевозок или парка самолетов».

Некоторые элементы «образа будущего», имеющие особое значение, в частности такие, как «господдержка сертификации летательных аппаратов и АПД отечественного производства», «при открытии ОКР учитывается наличие научно-технического задела», «организован институт вторых поставщиков по зарубежным комплектующим», «работает система государственной стимуляции заказчиков разработок АПД к финансированию инноваций» – также не раскрыты в плане механизмов их практической реализации. Но, главное – эти элементы отсутствуют в качестве самостоятельных «событий» в составе «дорожной карты».

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» (АПД, В.В. Кузин)

 

В целом, следует подчеркнуть, что предложенные на Форуме направления и мероприятия по развитию поршневого двигателестроения для воздушного транспорта в значительной степени перекликаются с направлениями и стратегическими планами Рабочей группы Технологической платформы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в части поршневых двигателей. Ключевым вопросом дальнейшего развития данного направления, на наш взгляд, является возможность их практической реализации. Со своей стороны, Технологическая платформа готова к конструктивному взаимодействию с инициаторами Форума и совместным согласованным действиям.


Заседание Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации (2 ноября 2018 г.)

Данная презентация является сопроводительным документом, используемым при рассмотрении результатов работы по НИР «Исследование рынка авиастроения, как сектора заказчика авиационных поршневых двигателей. Формирование основных требований к техническому облику перспективного авиационного поршневого двигателя» (шифр «Адаптация-Ассоциация»)» на очередном заседании РГ.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ НИР

 


Конференция «Настоящее и будущее двигателестроения для вертолетов (HeliRussia-2018». 25 мая 2018 г.)

По результатам участия в Конференции подготовлен обзор наиболее интересных докладов (проектов, направлений работ), в т.ч. связанных с развитием авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации:

  • Safran Helicopter Engines: готовим будущее (Э. Сален, Директор вертолетного департамента «Сафран», Франция);
  • Программа по организации опытно-технологических работ по разработке и освоению новых материалов, полуфабрикатов и технологий для перспективных вертолетных двигателей (ФГУП «ВИАМ»);
  • Вертолетные двигатели АО «ОДК-Климов» (АО «ОДК-Климов»);
  • Послепродажное обслуживание вертолетных двигателей (Управляющий директор АО «218 АРЗ» А.В. Игнатьев);
  • Перспективы развития вертолетных двигателей (Главный конструктор ЗАО «ВК-МС» А.А. Вильдяев);
  • Продукция компании ООО «НПП «МЕРА» и ее применение в основных авиастроительных программах (ООО «НПП «МЕРА»).
ОБЗОР ПРОЕКТОВ

 


Международный форум двигателестроения МФД-2018 (секция «Поршневые двигатели», 4-5 апреля 2018 г.)

По результатам участия в Международном форуме двигателестроения МФД-2018 и Научно-техническом конгрессе по двигателестроению в сотрудничестве с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» был получен доступ к презентациям и тезисам докладов, представленных на секции (симпозиуме) «Поршневые двигатели».

А.Н. Костюченков (ЦИАМ им П.И. Баранова)

В.А. Замышляев (ЦИАМ им П.И. Баранова)

В.П. Минин (ЦИАМ им П.И. Баранова)

А.А. Зеленцов (ЦИАМ им П.И. Баранова)

А.А. Касько (МГТУ им. Н.Э. Баумана)

Э.Б. Бабенко (Промсервис)

Н.А. Коваль (НГТУ)

С.А. Кузин (Сигнал им. А.И. Глухарева)

А.В. Штейников (ОДК-Стар)

М.Л. Яновская (ЦИАМ им П.И. Баранова)

ТЕЗИСЫ (доклады)

 

После форума было организовано обсуждение представленных докладов в рамках деятельности Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации. Далее представлены мнения (комментарии) экспертов Технологической платформы:

1) Эксперт: Мызин Михаил Васильевич

АО «Вертолеты России», начальник отдела маркетинга военных вертолетов и БПЛА

«Существующие проблемы в строительстве ДВС по износостойкости, жаропрочности, снижению сопротивления и массы шатунно-кривошипного механизма достаточно хорошо изучены, о чем свидетельствуют представленные труды. Но при этом отсутствуют прикладные решения для проведения практических исследований, на основе которых можно подтвердить теорию, либо ее уточнить.

Предлагаем на базе ЦИАМ или ОКБМ с использованием действующего макета РПД или М14 провести испытания «сухой» смазки с использованием МДО-покрытия (предприятие «МАНЕЛ»), модифицированного графеном или фтором (НПО «Графеновые материалы»); а также испытания испарителя керосина в обеспечение устойчивой работы ДВС, где топливом является керосин (двигатель Яковлева)».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА (В.А. Ворогушин)

 


Научно-техническая конференция «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации» (организаторы – ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»; 3 октября 2017 г.)

Данные материалы были представлены на Конференции в качестве вступительных и основных докладов и, на наш взгляд, могут быть полезны при организации и дальнейшей деятельности Рабочей группы.

Презентация (Ким А.А., ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии»)

Приветственное слово (А.И. Ляшенко, Минпромторг России)

Требования к ВС МРА и приоритеты развития СУ (В.В. Клочков, ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»)

Прогноз спроса на ВС малой и региональной авиации, проекты СибНИА (Д.Н. Смирнов, ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»)

Производство ВС и двигателей для АОН (презентация, И.В. Никитин, НАП АОН)

Производство ВС и двигателей для АОН (доклад, И.В. Никитин, НАП АОН)

Концепция формирования типоразмерного ряда двигателей для МРА (А.И. Дунаевский, ФГУП «ЦАГИ»)

Перспективы развития поршневых двигателей (Л.А. Финкельберг, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»)

Опыт и разработки двигателей ПАО «ОДК-Сатурн» до 1 500 л.с. (М.Н. Буров, ПАО «ОДК-Сатурн»)

Проекты двигателей для малой и региональной авиации АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (С.А. Родюк, АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»)

Авиационные бензины для поршневых двигателей (Л.С. Яновский, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»)

Проекты поршневых двигателей АПД-110/120 и АПД-250/300 (В.Н. Виноградов, ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат»)

Авиационные двигатели ОКБ моторостроения (В.А. Коновалов, ООО «ОКБМ»)

Авиационный поршневой двигатель «Ритм» (Э.Б. Бабенко, ООО «Промсервис»)

Семейство перспективных авиационных поршневых двигателей АПД-Уфа (Р.Д. Еникеев, УГАТУ)

Отечественные технологии – отечественному двигателестроению (Ю.Н. Денисенко, 118 Отдельный учебный центр специального назначения)

Создание семейства гибридных СУ для БПЛА (Е.Д. Крылов, В.О. Рутковский, ООО НПП «Авиамеханика»)