Здесь нашел интересный обзор

Главная страница / Деятельность / Коммуникационная площадка

 

Коммуникационная площадка

С момента создания Технологической платформы, развитие коммуникаций в научно-технической и инновационной сфере является одним из важнейших направлений деятельности Платформы. Активная работа по организации и проведению тематических мероприятий, рассмотрению (обсуждению) важнейших стратегических и программных документов, экспертизе (оценке) конкретных научно-технических решений (направлений, проектов) привлекли к участию в деятельности Платформы большое количество организаций и экспертов, сделали ее узнаваемой и популярной коммуникационной площадкой.

Дальнейшее развитие коммуникационной деятельности позволит не только на высоком профессиональном уровне обсуждать наиболее актуальные вопросы развития авиастроения и смежных отраслей, но и выявлять новые технологические направления (рыночные ниши), осуществлять планирование и организацию взаимодействия при реализации совместных исследовательских и технологических проектов.

За период 2011-2016 гг. была проведена большая работа по налаживанию коммуникаций между участниками и экспертами Технологической платформы, предприятиями, организациями и специалистами авиационной и смежных отраслей; проведено более 50 тематических мероприятий по актуальным вопросам развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации; Платформа внесла существенный вклад в разработку и согласование ключевых документов развития отрасли и смежных отраслей.

В 2017 году активная коммуникационная работа Технологической платформы была продолжена: аппаратом и экспертами Платформы был выполнен большой объем работ по подготовке информационных и аналитических материалов по ключевым направлениям деятельности ТП, налаживанию коммуникаций и организации взаимодействия между участниками. Общее количество информационно-аналитических материалов, подготовленных по различным вопросам деятельности Платформы (в том числе для размещения на сайте ТП), составило около 60; общее количество писем, направленных организациям - участникам ТП, заинтересованным организациям и лицам, федеральным органам исполнительной власти – около 100; общее количество обращений, поступивших в адрес Ассоциации от заинтересованных организаций и лиц – около 50.

Активная работа по налаживанию и развитию коммуникаций позволила Платформе существенно усилить качественный состав экспертов, организовать взаимодействие с новыми участниками, способствовать формированию и продвижению значимых проектных и организационных инициатив.

На данный момент, можно выделить 4 базовых направления развития коммуникаций в научно-технической и инновационной сфере в рамках деятельности Платформы:

1) Информационное и аналитическое обеспечение деятельности Технологической платформы (основные участники взаимодействия – секретариат Ассоциации; органы управления, рабочие и экспертные органы Платформы; организации - участники ТП; органы государственной власти).

Особое внимание было уделено подготовке и проведению внутрикорпоративных мероприятий для упорядочивания и повышения эффективности работы органов управления Ассоциации. Для участников данных мероприятий был подготовлен сборник «Обзор основных мероприятий и подведение итогов деятельности Технологической платформы в 2017 году» с кратким описанием основных событий Платформы за 2017 год и ссылками на информационные и аналитические материалы на сайте Ассоциации.

Всего было проведено – 4 заседания Правления, 1 заседание Наблюдательного совета, состоялось годовое Общее собрание членов Ассоциации. Внесенные в 2016 году в Устав Ассоциации изменения позволили минимизировать временные издержки членов органов управления – ряд заседаний был проведен в заочной форме.

30 ноября 2017 г. состоялось годовое Общее собрание членов Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии», которое стало 2-м годовым собранием за время деятельности Ассоциации. В Собрании приняли участие 50 организаций - членов Ассоциации, что составляет 83,3% от общего числа членов Ассоциации (всего – 60 организаций). По сравнению с 2016 годом (35 из 50 организаций; 70,0%), общее количество организаций и доля участия заметно увеличились. Учитывая географическое расположение организаций - членов Ассоциации (находятся практически во всех регионах страны), организация и проведение общего собрания членов Ассоциации – достаточно сложная задача: однако, активная работа Ассоциации, в т.ч. по участию в формировании государственной политики в отрасли, включая вопросы стратегического планирования и финансирования, повышение авторитета нашей организации за последние годы – позволяют поддерживать интерес к работе Платформы.

Также активное взаимодействие осуществлялось с органами государственной власти, действующими в сфере Технологической платформы – Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством воздушного транспорта и общеотраслевыми министерствами – Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации. Представители Платформы приняли участие в заседании Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, началось взаимодействие с Рабочей группой по вопросам государственной политики в сфере авиастроения Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Ряду организаций была оказана консультативная помощь в подготовке обращений в органы государственной власти по решению наиболее важных корпоративных и общеотраслевых вопросов;

2) Совершенствование стратегических, программных и нормативно-правовых документов в сфере развития авиации и авиастроения в Российской Федерации, регулирования научной и научно-технической и инновационной деятельности (основные участники взаимодействия – органы государственной власти; органы управления, рабочие и экспертные органы Платформы; секретариат Ассоциации; организации - участники ТП; организации и специалисты смежных отраслей, смежные технологические платформы).

В рамках анализа и разработки предложений по совершенствованию стратегических, программных и нормативно-правовых документов в 2017 году осуществлялось взаимодействие с большим количеством экспертов, соответствующими федеральными органами государственной власти, заинтересованными общественными объединениями, другими технологическими платформами.

В течение 2017 года постоянно проводились консультации и совещания по изменению документов, регламентирующих деятельность технологических платформ в Российской Федерации, и разработке новых правовых актов. Наша Платформа принимала активное участие в данной работе. Экспертами были разработаны и направлены в Министерство экономического развития и Межведомственную комиссию по технологическому развитию предложения по корректировке проектов новых редакций методических материалов по функционированию и оценке деятельности технологических платформ, а также механизмам их нормативно-правового регулирования.

Также, в ходе обсуждений, среди участников Платформы были разработаны и представлены поправки в Закон «О науке и государственной научно-технической политике», устанавливающие правовой статус технологических платформ и формирующие нормативно-правовую основу их дальнейшего функционирования.

В первой половине 2017 года была проведена большая аналитическая и информационно-организационная работа по рассмотрению текущих редакций проектов Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, а также новой редакции государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.». Подготовлены 2 аналитических обзора проекта Стратегии; проводились дополнительные консультации и рассылка участникам необходимой информации.

Также, повышению статуса Платформы послужило активное участие в поддержке деятельности Рабочей группы Совета Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения. В ходе консультаций с участниками рабочей группы было принято решение о проведении совместного совещания на тему «О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и дальнейшем совершенствовании, в связи с рассмотрением проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» – 23 октября 2017 г. Проведение данного мероприятия оказалось очень полезным, как с точки зрения участия Платформы в рассмотрении ключевых документов развития отрасли:

  • ряд организаций подготовили обращения в Совет Федерации и Государственную Думу по вопросам финансирования отдельных направлений;
  • планируется проведение консультативных совещаний с Министерством экономического развития Российской Федерации с участием Министерства промышленности и торговли, Министерства финансов, Внешэкономбанка, заинтересованных организаций и экспертов по рассмотрению текущей ситуации с реализацией ключевых авиастроительных проектов;
    так и с точки зрения отработки механизмов (тактики) взаимодействия с федеральными органами государственной власти и ведущими организациями отрасли;

3) Формирование консорциумов и проектных команд для подготовки и реализации проектов в сфере деятельности Технологической платформы (основные участники взаимодействия – организации - участники ТП; секретариат Ассоциации; органы управления, рабочие и экспертные органы Платформы; органы государственной власти, фонды, институты развития; организации и специалисты смежных отраслей, смежные технологические платформы).

Учитывая сложную ситуацию в отрасли, характеризующуюся слабым развитием гражданского сегмента, практическим отсутствием конкуренции среди разработчиков и производителей, нехваткой собственных средств для финансирования задельных работ – необходима большая подготовительная работа, предшествующая организации проектных команд и будущих проектных консорциумов (коллективов). Должна быть сформирована четкая система целеполагания, обеспечивающая прозрачный и объективный выбор приоритетов научно-технологического развития – для этого важно обеспечить согласование и поддержку Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы федеральными органами государственной власти, государственными фондами и институтами развития – как инструмента реализации скоординированной научно-технической политики в отрасли. Кроме того, для формирования проектов и соответствующих проектных команд (консорциумов) должна быть организована качественная и независимая экспертиза – только в этом случае Платформа сможет стать реальной проектной площадкой, эффективным инструментом реализации согласованной научно-технической и инновационной стратегии.

Аппаратом и экспертами Платформы регулярно ведется аналитическая и организационная работа по проектам и мероприятиям, реализуемым с участием Платформы; готовятся обзоры важнейших мероприятий и проектов в ключевых сегментах авиационного рынка. Фактически в настоящее время у нас сформирована полноценная информационная база, позволяющая качественно и на высоком профессиональном уровне обеспечивать экспертную и проектную деятельность.

В 2017 году в рамках деятельности Технологической платформы была создана Рабочая группа по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, а также, была организована и проведена Научно-техническая конференция «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации», состоявшаяся 2 октября 2017 г. В конференции приняли участие более 150 человек.

По результатам Конференции разработаны специальные формы для оценки проектов (направлений работ), представленных на Конференции; с участием членов Рабочей группы проведена экспертная оценка эффективности представленных направлений работ (проектов); разработаны проекты технических заданий (требований) на проведение дальнейших работ по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации. В 2018 году планируется продолжить развитие данного направления в рамках деятельности Платформы.

Кроме того, Ассоциация планирует расширение своего участия в реализации ключевых авиастроительных программ – с одной стороны, мы планируем совместно с заинтересованными федеральными органами законодательной и исполнительной власти участвовать в оценке эффективности данных программ (проектов) с точки зрения совершенствования и оптимизации механизмов государственной поддержки развития отрасли; а с другой стороны, Платформа заинтересована в формировании качественных исследовательских и технологических проектов, направленных, как на создание новых летательных аппаратов и других видов авиационной техники, так и на совершенствование (развитие) существующих проектов (программ).

Также, в 2017 году начались переговоры о возможностях участия нашей Платформы в проектной работе, проводимой Внешэкономбанком в рамках традиционных направлений и «фабрики инновационных проектов», планируемой к запуску в 2018 году. В результате, был согласован проект Соглашения о сотрудничестве между Ассоциацией «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и Внешэкономбанком.

4) Организация и проведение тематических мероприятий, участие в общероссийских и международных мероприятиях (основные участники взаимодействия – секретариат Ассоциации; органы управления, рабочие и экспертные органы Платформы; организации - участники ТП; органы государственной власти, фонды, институты развития; организации и специалисты смежных отраслей, смежные технологические платформы).

Работа Платформы ведется по следующим направлениям:

  • Организация и проведение собственных экспертно-аналитических (тематических) мероприятий Технологической платформы;
  • Участие Платформы в общероссийских и международных мероприятиях (совещаниях) авиационной и смежных отраслей, включая взаимодействие со смежными технологическими платформами.

Основной акцент при планировании и проведении экспертно-аналитических (тематических) мероприятий Технологической платформы в 2017 году был сделан на 3-х ключевых направлениях (целевых задачах):

1) доработка и согласование важнейших стратегических и финансовых документов отрасли;

2) эффективная организация экспертной и проектной работы Технологической платформы;

3) формирование и продвижение перспективных технологических и проектных инициатив.

Исходя из данных целевых установок, выбирался наиболее оптимальный формат мероприятий, готовились необходимые аналитические и информационные материалы, велись переговоры с потенциальными докладчиками (выступающими).

В рамках участия в доработке и согласовании ключевых документов развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации Ассоциацией были проведены совместные мероприятия – «О согласованном развитии рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации» (19.05.2017 г.) – с Союзом авиапроизводителей России; и «О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и ее дальнейшем совершенствовании, в связи с рассмотрением проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (23.10.2017 г.) – с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В рамках организации экспертной и проектной работы Технологической платформы, а также в целях формирования и продвижения перспективных технологических и проектных инициатив в 2017 году были проведены:

  • Научно-техническая конференция «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации» (03.10.2017 г.; совместно с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
  • Экспертно-аналитические мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (1-я и 2-я часть; 15.12.2017 г., 22.12.2017 г.);
  • Открытое (расширенное) заседание Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации (26.12.2017 г.).

Организация и проведение данных мероприятий позволили сформировать согласованную позицию экспертного сообщества по ключевым документам развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации – проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, новой редакции государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в части государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»; организовать деятельность Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации; обеспечить адекватную оценку (экспертизу) хода и результатов реализации проектов, выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Участие Технологической платформы в ключевых общероссийских и международных мероприятиях, связанных с развитием авиационной отрасли и общеэкономическим (инновационным) развитием Российской Федерации, является важным элементом коммуникационной деятельности, межплатформенного взаимодействия, а также проектной и экспертной работы. В рамках посещения данных мероприятий мы стараемся максимально подробно охватить всю сферу компетенций Технологической платформы; отслеживать развитие ключевых технологических направлений (проектов); регулярно осуществлять мониторинг состояния российской и мировой экономики, динамики развития отдельных компаний (организаций).

Основной акцент участия Технологической платформы в общероссийских и международных мероприятиях в 2017 году был сделан на развитии коммуникаций с точки зрения анализа (мониторинга) состояния научно-технического задела в авиастроении и смежных отраслях, выявлении наиболее перспективных направлений научно-технологического развития, рассмотрении возможностей формирования и реализации совместных исследовательских и технологических проектов.

В этом направлении особо следует отметить Международный авиационно-космический салон МАКС-2017, среди тематических мероприятий которого можно выделить научно-практическую конференцию «Перспективные направления развития бортового оборудования гражданских воздушных судов» (организатор – ФГУП «ГосНИИАС»), посвященную рассмотрению перспективных направлений (тенденций) развития бортового радиоэлектронного оборудования (авионики) для гражданских ВС; XXVIII Научно-техническую конференцию по аэродинамике (организатор – ФГУП «ЦАГИ); заседания Межведомственной рабочей группы ПАО «ОАК» по подготовке предложений, направленных на выявление перспективных и прорывных направлений научно-технического и инновационного развития авиационной отрасли, состоявшиеся в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2017» и Национальной выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2017».

Важным направлением развития коммуникаций в 2017 году, также стало участие в мероприятиях, посвященных развитию института технологических платформ в Российской Федерации – это, прежде всего, заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, состоявшееся 2 октября 2017 г.; а также круглый стол «Роль технологических платформ в современной инновационной системе», состоявшийся в рамках выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2017».

На этих и других мероприятиях представители Технологической платформы акцентировали свое внимание и активно взаимодействовали с другими участниками по вопросам научно-технологического развития в авиастроении и смежных отраслях; обсуждали возможности формирования нормативно-правовой базы, необходимой для дальнейшего развития технологических платформ; планировали совместные действия в сфере научно-технической кооперации.

Основные направления дальнейшего развития коммуникаций в научно-технической и инновационной сфере

Коммуникационная деятельность охватывает все сферы и направления активности Технологической платформы – без качественной и систематической информационно-коммуникационной работы невозможно полноценное функционирование Платформы в качестве экспертной площадки; как инструмента формирования перспективных исследовательских и технологических проектов; как объединения, представляющего интересы научно-технологического и инновационного сообщества.

Эффективное функционирование Технологической платформы в качестве коммуникационной площадки позволяет не только на высоком профессиональном уровне обсуждать наиболее актуальные вопросы развития авиастроения и смежных отраслей, но и выявлять новые технологические направления (рыночные ниши), осуществлять планирование и организацию взаимодействия при реализации совместных исследовательских и технологических проектов, формировать согласованную позицию экспертного сообщества по ключевым документам и направлениям развития отрасли, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации.

В 2017 году в рамках коммуникационной деятельности Технологической платформы велась активная работа по совершенствованию ключевых стратегических, программных и нормативно-правовых документов в области развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, а также сфере регулирования научной и научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность российских технологических платформ. Большое внимание было уделено организации экспертной и проектной работы Платформы, а также организации работ в сфере развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации.

Учитывая то, что в соответствии с действующими стратегическими и методическими документами технологические платформы рассматриваются в качестве одного из ключевых координационных и коммуникационных инструментов по формированию общего видения перспектив технологического развития страны и организации работ по разработке и содействию выведения на рынок инновационных продуктов и технологий, а также отсутствие у них прямого коммерческого интереса (заинтересованности) в конкуренции с другими компаниями и организациями за доступ к финансовым ресурсамосновной задачей и критерием деятельности платформ является поиск наиболее эффективных технологических решений и успешность вывода их на рынок.

Соответственно, главным направлением деятельности Технологической платформы в 2018 году будет являться согласование и утверждение Стратегической программы исследований и разработок, представление и обсуждение ее в федеральных органах исполнительной власти, с заинтересованными организациями и экспертами; формирование на базе Программы собственных исследовательских и технологических проектов. Выполнение данной задачи невозможно без активной и профессиональной коммуникационной работы – наряду с качественной разработкой новой редакции СПИ, необходимо привлечь к обсуждению и уточнению Программы максимально широкий круг организаций и специалистов, обеспечить согласование и соответствие (гармонизацию) Программы с ключевыми стратегическими и программными документами развития отрасли, заложить основы ее успешной практической реализации.

Кроме того, важно продолжить развитие других направлений, обеспечивающих реализацию СПИ и выполнение задач Технологической платформы, прежде всего, прогнозно-аналитическую деятельность по выявлению новых технологических направлений и рыночных ниш, совершенствование методологии и практики организации экспертной и проектной работы, организацию работ в области подготовки и развития кадров. Планируемые на 2018 год тематические (экспертно-аналитические) мероприятия направлены на достижение поставленных целей и решений стратегических задач создания и функционирования Платформы.

Итоги коммуникационной деятельности Платформы за 2012-2016 гг.

В качестве основных мероприятий и результатов, достигнутых в данный период, можно отметить:

в 2016 году

  • Подготовлена актуализированная редакция проекта Стратегической программы исследований Технологической платформы (30.09.2016 г.):
    • проведен анализ и учтены фактические показатели 2014 года и предварительные данные за 2015 год;
    • проведен анализ и учтены ключевые показатели наиболее актуальных прогнозов развития рынков авиационной техники, разработанных ведущими мировыми производителями ВС и российскими организациями (Boeing, Airbus, Bombardier, Embraer, ОАК, «Вертолеты России», ГосНИИ ГА, Межведомственный аналитический центр);
    • учтены изменения в разработке (развитии) текущих и перспективных авиастроительных программ, осуществляемых ведущими российскими и иностранными компаниями (ОАК, «Вертолеты России», Boeing, Airbus, Bombardier, Embraer, COMAC, AVIC, Mitsubichi Aircraft Corporation, Airbus Helicopters, Bell Helicopter, Sikorky, Augusta Westland);
    • внесены уточнения в перечень приоритетных направлений проведения исследований и разработок, рекомендуемых к развитию в рамках деятельности Технологической платформы;
  • Разработана актуализированная редакция проекта «Положения о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы» (30.09.2016 г.):
    • введены положения о порядке формирования и функционирования Экспертного совета Технологической платформы;
    • уточнены требования к проектам (работам), рассматриваемым и (или) реализуемым в рамках деятельности Технологической платформы;
    • уточнены требования к экспертам Технологической платформы;
    • уточнена форма экспертного заключения по результатам рассмотрения (оценки) проекта (работы), рассматриваемого в рамках деятельности Технологической платформы.
  • Участие в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»:
    • получено и рассмотрено 19 предложений от 13 организаций,
    • подготовлено 22 экспертных заключения;
    • подготовлены и направлены в Экспертную группу по приоритетному направлению «Транспортные и космические системы» 8 предложений по тематике конкурсных лотов;
    • 4 заявки (проекта), поддержанные Технологической платформой, на общую сумму на общую сумму 124,0 млн. рублей (бюджетное финансирование, реализация проектов – в 2016-2018 гг.) признаны победителями конкурса Минобрнауки России;
    • очное рассмотрение (экспертиза) проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках Программы (16.11.2016 г.);
  • Организованы и проведены 2 крупных экспертно-аналитических мероприятия федерального уровня:
    • Организация экспертизы в рамках деятельности технологических платформ и других механизмов поддержки инновационной деятельности – лучшие практики (03.11.2016 г.);
    • Реализация проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»: текущие результаты, перспективы развития и коммерциализации (16.11.2016 г.).

в 2015 году

  • Впервые проведено открытое (расширенное) заседание Правления Технологической платформы, посвященное подведению итогов 2014 года и планированию деятельности на 2015 год (на заседании, кроме членов Правления Платформы, присутствовали представители 37 организаций - участников Платформы; были рассмотрены и приняты за основу: актуализированная редакция «Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы», «Положение о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы»; принято решение о создании на базе Технологической платформы Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии», 12.03.2015 г.);
  • Проведено экспертное обсуждение (слушания) по рассмотрению методики и регламента проведения экспертизы Национального плана развития науки и технологий в авиастроении и методики формирования Комплексного плана НИР (совместно с ФГУП «ЦАГИ», 19.03.2015 г.);
  • Проведена работа по уточнению и согласованию проекта Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы (получены письма о согласовании СПИ от 13 организаций; подготовлены и рассмотрены 3 версии уточненного проекта Программы; в обсуждении и уточнении СПИ приняли участие 38 организаций, 3 члена Правления и 21 эксперт; подготовлены: пояснительная записка к Программе, свод замечаний и предложений по проекту Программы, сводный перечень наиболее перспективных направлений исследований и разработок; уточненный проект Программы подготовлен для рассмотрения на ближайшем заседании Правления ТП);
  • Проведена работа по уточнению и согласованию проекта «Положения о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы» (подготовлена уточненная редакция проекта Положения; подготовлены предложения по порядку введения Положения в действие; доработанный проект Положения подготовлен для рассмотрения на ближайшем заседании Правления ТП);
  • Проведено экспертное обсуждение проекта Плана деятельности ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» по развитию науки и технологий в авиастроении (совместно с НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», 18.11.2015 г.);
  • Проведена необходимая подготовительная работа по созданию на базе Технологической платформы некоммерческой организации, завершившаяся проведением Общего собрания учредителей Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» (учредителями Ассоциации стали 45 организаций; 01.12.2015 г.);
  • Участие Технологической платформы в Национальной выставке - форуме «ВУЗПРОМЭКСПО-2015» (подготовка презентационных и аналитических материалов, оборудование и оформление стендов и специальных демонстрационных устройств, организация постоянного представительства и сопровождение функционирования выставочного блока Платформы);
  • Участие в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»:
    • очное рассмотрение текущих (промежуточных) результатов реализации проектов в области авиационного транспорта, в том числе поддержанных Технологической платформой (совместно с Минобрнауки России, в рамках выставки - форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2015», 02.12.2015 г.);
    • экспертиза предложений по тематикам работ (проектов) – всего было получено и рассмотрено 31 предложение от 24 организаций;
    • 4 заявки (проекта), поддержанные Технологической платформой, на общую сумму 105,0 млн. рублей (срок выполнения работ – 2015-2017 гг.) признаны победителями конкурсов Министерства образования и науки Российской Федерации.

в 2014 году

  • Сформирован актуализированный перечень работ и проектов, рекомендуемых к включению в состав Стратегической программы исследований Технологической платформы (всего – 292 направления);
  • Участие в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (проведено 4 тематических мероприятия; рассмотрено 139 предложений; сформировано 34 проекта конкурсных лотов; на основании предложений Технологической платформы объявлено 4 конкурса (13 проектов - победителей) на общую сумму 411,7 млн. рублей; 10 заявок (проектов), поддержанных ТП, на общую сумму 488,7 млн. рублей признаны победителями конкурсов);
  • Проведено 12 тематических мероприятий по актуальным вопросам развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, в том числе по рассмотрению проектов Национального плана и Комплексного плана НИР;
  • Разработан проект и проведены слушания по рассмотрению ТТХ по лоту «Проведение научно-исследовательской работы в рамках Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» (Самолет - 2020)» (шифр «Самолет 2020-1»);
  • Разработано технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта создания и стартовой эксплуатации двухтопливного вертолета, работающего на АСКТ и авиационном керосине, в пилотном регионе (регионах) Российской Федерации;
  • Проведено экспертное рассмотрение проекта государственной программы Российской Федерации «Внедрение газомоторной техники с разделением на отдельные подпрограммы по автомобильному, железнодорожному, морскому, речному, авиационному транспорту и технике специального назначения» в части подпрограммы по авиационному транспорту (соответствующие предложения направлены в Минпромторг России);
  • Разработан проект «Положения о порядке организации и проведения экспертизы в рамках деятельности Технологической платформы»;
  • Разработана концепция «Правил проведения конкурсного отбора на предоставление субсидий в рамках подпрограммы «Малая авиация» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.»;
  • Разработан проект актуализированной Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы.

в 2013 году

  • Систематизированы и отобраны для дальнейшего рассмотрения предложения (заявки) на проведение НИР и реализацию комплексных научно-технологических проектов, поступившие в рамках формирования Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (всего – 148 предложений);
  • Проведен мониторинг состояния работ и проектов, рекомендуемых к включению в состав Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы (получена информация о состоянии работ по 39 направлениям НИР и 44 комплексным проектам);
  • Рассмотрение проектов и подготовка предложений по совершенствованию Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» и «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы (всего – 3 мероприятия);
  • Рассмотрение прогнозов развития рынков авиационной техники в Российской Федерации и в мире, форсайта (прогноза) развития авиационной науки и технологий, вопросов оценки конкурентоспособности авиационной техники и разработки Национального плана развития науки и технологий в авиастроении Российской Федерации (всего – 4 мероприятия);
  • Проведение мероприятий в рамках реализации комплексных проблемно-ориентированных проектов «Малая и региональная авиация» (рассмотрение вопросов согласованного развития проектов создания/модернизации ВС судов малой и региональной авиации с планами/мероприятиями по развитию авиационной инфраструктуры, совместно с ФГУП «ЦАГИ»; выездное совещание в г. Самаре, совместно с Самарским авиационно-космическом кластером), «Самолет-2020» (Повышение эффективности взаимодействия промышленности и науки при разработке гражданской АТ на примере проекта «Самолет 2020», совместно с ФГУП «ЦАГИ» и ОАО «ОАК»), «Вертолет-2020» (Применение композиционных материалов в винтокрылой авиационной технике; совместно с ОАО «Вертолеты России» в рамках международной выставки «HeliRussia-2013»), «Внедрение газомоторной техники на авиационном транспорте» (Внедрение на вертолетах и других воздушных судах альтернативного газомоторного топлива – АСКТ; совместно с ФГУП «ЦАГИ» и ОАО «Вертолеты России» в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2013);
  • Рассмотрение проектов (предложений) высших учебных заведений в области проведения исследований и разработок в сфере авиастроения и авиационной деятельности (слушания, всего – 50 проектов от 13 вузов);
  • Подготовка предложений по участию Технологической платформы в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

в 2012 году

  • Проведение публичных слушаний по направлениям создания научно-технического задела ведущих научно-исследовательских организаций отрасли (ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА, ВИАМ), ОАО «Вертолеты России», перспективным проектам в области малой и региональной авиации, дирижаблестроения (всего было проведено – 12 тематических мероприятий; рассмотрено 144 предложения по тематике работ и 22 проекта создания перспективных ВС);
  • Проведение экспертизы предложений по созданию научно-технического задела и проектов в области малой и региональной авиации, дирижаблестроения (всего было получено и рассмотрено 530 экспертных заключений);
  • По результатам проведенной экспертизы сформирован перечень приоритетных направлений научно-исследовательских работ и комплексных научно-технологических проектов, рекомендуемых к включению в состав Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы (всего – 76 направлений НИР и 72 комплексных научно-технологических проекта);
  • Участие в разработке и согласовании государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.» (государственная программа утверждена, предусмотрены мероприятия по повышению эффективности организации и проведения работ в области авиационной науки и технологий, предусмотрено увеличение объемов финансирования на создание НТЗ);
  • Разработаны предложения по повышению эффективности работ по созданию научно-технического задела в рамках реализации ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (проект «Положения об организации и порядке выполнения мероприятий по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства»).

в 2010-2011 гг.

  • Разработка общей идеологии Платформы, формирование базового перечня основных участников и организаций - координаторов;
  • Обоснование создания Платформы в федеральных органах исполнительной власти, включение Платформы в перечень технологических платформ, утвержденный Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям;
  • Организациями - участниками Технологической платформы были предложены к формированию комплексные проблемно-ориентированные проекты:
    • «Малая и региональная авиация» (инициатор – ФГУП «ЦАГИ»);
    • «Магистральная авиация (Самолет - 2020)» (инициатор – ОАО «ОАК»);
    • «Вертолетная техника (Вертолет - 2020)» (инициатор – ОАО «Вертолеты России»);
    • «Эффективные авиаперевозки» (инициатор – ОАО «Аэрофлот»);
    • «Перспективная грузовая воздушно-транспортная система» (инициатор – ГрК «Волга-Днепр»);
  • В рамках формирования Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и дальнейшую перспективу осуществлен сбор и систематизация заявок (предложений) на поведение НИР (всего получено и систематизировано – 776 заявок от 37 организаций).