Главная страница / Платформа / Цели и задачи Технологической платформы
Цели и задачи Технологической платформы
Структура раздела:
Платформа | ||
Цели и задачи Технологической платформы |
Международный опыт деятельности технологических платформ |
Основные этапы и первоочередные задачи ТП «АМиАТ» |
Наиболее близким аналогом Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» является Консультативный совет по авиационным исследованиям в Европе (Advisory Council for Aeronautics Research in Europe, ACARE), который был создан в 2001 году и разработал первую редакцию Стратегической программы исследований (в настоящее время – Стратегическая программа исследований и инноваций; Strategic Research and Innovation Agenda, SRIA), направленной на обеспечение достижения целей, сформулированных в разработанном годом ранее документе «Европейская аэронавтика: взгляд в 2020 год». В состав ACARE в настоящее время входят практически все ведущие европейские разработчики и производители авиационной техники, исследовательские центры, университеты, авиакомпании, аэропорты, поставщики аэронавигационных услуг и услуг ТОиР, производители топлива, представители стран - членов ЕС, Европейской комиссии и регуляторов, а также ряд авиастроительных компаний из стран, не входящих в ЕС (всего – 112 организаций).
Опыт большинства стран, реализующих индустриальную модель развития в условиях рыночной экономики, показывает, что средств компаний, как правило, не достаточно для финансирования поисковых и прикладных исследований и разработок, которые считаются достаточно рискованными объектами инвестиций. Ведущие страны, ориентированные на технологическое лидерство и развитие рынка, осуществляют значительные государственные вложения в эту сферу; при этом существует серьезная проблема приоритизации – то есть определения направлений, в которые необходимо инвестировать с целью получения максимальной отдачи от вложенных средств – в виде новых продуктов и технологий, которые способны выйти на рынок и занять на нем достойное место.
Технологические платформы Европейского союза как раз и являются теми объединениями, в которых бизнес и наука, с участием государства, координируют свои усилия по определению приоритетов и финансированию наиболее перспективных технологических направлений. Участие бизнеса в технологических платформах является гарантией того, что исследовательские проекты будут ориентированы на практическое применение, а результаты перспективных разработок – реализованы в виде адаптированных к условиям рынка коммерческих продуктов (технологий).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ ЕС (ПЕРЕЧЕНЬ) |
Финансирование данных работ, как правило, осуществляется на паритетной основе – государственное финансирование осуществляется совместно с бизнес-финансированием. Коммерческие компании, ставшие участниками технологических платформ, заинтересованы в кооперации на «докоммерческой» стадии исследовательских и технологических работ, поиске наиболее эффективных конструктивно-технологических решений, привлечении к участию в исследовательских проектах максимального широкого круга организаций и коллективов. Формирование приоритетов в проведении исследований и разработок осуществляется в виде стратегических программ исследований и инноваций, которые разрабатываются технологическими платформами и служат основой для планирования и реализации совместных частно-государственных исследовательских программ (проектов).
В 2017 году была разработана новая редакция Стратегической программы исследований и инноваций ACARE, устанавливающая направления и приоритеты в проведении исследований и разработок в области аэронавтики в Европейском Союзе, которые должны обеспечить достижение целей, установленных в Flightpath 2050 – стратегическом документе, содержащем «видение» будущего развития авиации в Европе. Подробнее о международном опыте организации и проведения исследований и разработок, в том числе в области аэронавтики, можно узнать в разделе «Международный опыт деятельности технологических платформ».
Стратегической целью Технологической платформы является создание технологического базиса, включающего совокупность «прорывных» технологий радикального улучшения показателей мобильности населения в России, увеличения объема грузоперевозок и иных авиационных работ для различных отраслей экономики, что предопределит появление новых рынков высокотехнологичной продукции и услуг, а также обеспечит быстрое распространение передовых технологий, как в авиационной, так и в смежных отраслях экономики.
Учитывая переходный период развития российского авиастроения и нерешенность многих «хронических» общеотраслевых проблем, основными из которых являются низкая доля гражданской продукции, зависимость от иностранных поставщиков, слабая координация между ключевыми сегментами: наукой, промышленностью и авиакомпаниями (эксплуатантами) – важнейшей стратегической задачей Технологической платформы является участие в реализации и совершенствовании общеотраслевой (государственной) политики.
Данное направление деятельности Платформы полностью соответствует требованиям общероссийских и наших внутренних регламентирующих документов.
Стратегически деятельность Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» ориентирована на достижение целей и решение задач, установленных в Меморандуме об образовании Технологической платформы. Основным результатом функционирования Технологической платформы должно стать радикальное повышение авиационной мобильности населения, существенный рост грузооборота, разноплановый эффект от применения авиации в хозяйственном комплексе России в целом.
Основными областями (группами технологий), развиваемых в рамках Технологической платформы, являются:
- технологии, обеспечивающие создание воздушных судов различного класса и назначения;
- технологии, обеспечивающие развитие системы управления воздушным движением (системы организации воздушного движения);
- технологии, обеспечивающие развитие наземной авиационной инфраструктуры (аэродромы и аэропорты).
Основными требованиями, определяющими развитие технологий в рамках деятельности Платформы, являются:
- безусловное соблюдение существующих и перспективных требований авиационной безопасности и надежности;
- соответствие существующим и перспективным требованиям экологии;
- повышение энергоэффективности и энергосбережение;
- физическая и экономическая (финансовая) доступность воздушного транспорта и авиационных услуг (Меморандум об образовании Платформы).
В соответствии с действующими стратегическими и методическими документами технологические платформы рассматриваются в качестве одного из ключевых координационных и кооперационных механизмов реализации национальной научно-технической и инновационной политики, в рамках которого наука, государство, бизнес-структуры и потребители способны выработать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления; обеспечить формирование и реализацию стратегической программы исследований и разработок.
Технологические платформы способны сыграть важнейшую роль на стадии, предшествующей коммерциализации, путем расширения и координации работ по созданию научно-технического задела в рамках поисковых и прикладных исследований; обеспечить эффективную поддержку внедрения и коммерциализации наиболее перспективных разработок; активно участвовать в совершенствовании нормативно-правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития.
Формирование и функционирование технологических платформ рассматривается в качестве важных инструментов повышения открытости инновационной системы, создания дополнительного спроса на исследования и разработки образовательных и научных организаций, а также привлечения малого инновационного бизнеса для достижения поставленных целей государственной инновационной политики.
И хотя на правовом уровне статус технологических платформ в Российской Федерации пока не установлен (единственной государственной программой, предусматривающей участие в ее реализации технологических платформ, является ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»; государственный заказчик – Министерство образования и науки Российской Федерации), ряд платформ развивается достаточно успешно и демонстрирует хорошие результаты в сфере координации научно-технологической деятельности.
В 2016 году, благодаря усилиям Министерства экономического развития Российской Федерации, наиболее активных и инициативных технологических платформ, других заинтересованных организаций и экспертов, удалось привлечь внимание к судьбе института технологических платформ в Российской Федерации, прежде всего, со стороны федеральных органов государственной власти, и начать дискуссию о возможностях и условиях его «перезагрузки».
В 2017 году нашей и рядом других заинтересованных платформ была инициирована разработка поправок в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также в проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», устанавливающих правовой статус технологических платформ и их роль в реализации государственной научно-технической и инновационной политики.
25 июня 2018 г. на заседании Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, посвященном рассмотрению вопросов текущего и перспективного развития технологических платформ, заинтересованным платформам было предложено подготовить к следующему заседанию МВК доклад о результатах и перспективах развития института технологических платформ в Российской Федерации, включая предложения по формированию механизмов их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и компаниями с государственным участием, для вынесения на рассмотрение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.
На заседании Межведомственной комиссии по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России, состоявшемся 1 июля 2019 г., было принято решение о рассмотрении на следующем заседании Межведомственной комиссии вопроса о нормативной и методической базе деятельности технологических платформ, использовании существующих и планируемых государственных инструментов поддержки, в том числе в рамках государственных программ.
Подробнее о регулировании деятельности технологических платформ и продвижении проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности технологических платформ» можно ознакомиться в разделе «Межплатформенное взаимодействие и развитие института технологических платформ».