Главная страница / Платформа / Основные этапы и первоочередные задачи ТП «АМиАТ»

 

Основные этапы и первоочередные задачи ТП «АМиАТ»

 

Структура раздела:

Платформа    
Цели и задачи
Технологической платформы
Международный опыт деятельности
технологических платформ
Основные этапы и
первоочередные задачи ТП «АМиАТ»

 

 


 

 

На начальном этапе деятельности нашей Технологической платформы (в 2011-2015 гг.) основной акцент был сделан на обеспечении функционирования на базе Платформы полноценной и эффективной коммуникационной площадки. В этот период было проведено большое количество тематических мероприятий по актуальным вопросам развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации: планирования работ по созданию научно-технического задела, организации взаимодействия между наукой и промышленностью; рассмотрения и согласования ключевых стратегических и программных документов (государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», Национального плана развития науки и технологий в авиастроении на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, и др.); рассмотрено более 200 проектов по созданию научно-технического задела и перспективных ВС; наработан значительный опыт проведения экспертизы.

Качественная организация и проведение данных мероприятий, профессиональный подход к постановке и обсуждению рассматриваемых вопросов позволили привлечь к работе Платформы широкий круг организаций и экспертов из авиационной и смежных отраслей, обеспечить создание и начало функционирования специализированной управляющей организации – Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии», учредителями которой выступили 45 организаций. Участие в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» позволило наработать начальный опыт проведения экспертизы, более четко сформулировать требования к экспертам и рассматриваемым (реализуемым) проектам.

В настоящее время членами Ассоциации являются 67 организаций, а общее количество организаций - участников Технологической платформы составляет 127 организаций (подробнее – см. в разделе «КАБИНЕТ»).

Система органов управления Ассоциации

Основными органами управления Ассоциации в настоящее время являются:

  • Общее собрание членов Ассоциации – высший орган управления;
  • Наблюдательный совет Ассоциации – постоянно функционирующий коллегиальный орган управления;
  • Правление Ассоциации – коллегиальный исполнительный орган;
  • единоличный исполнительный орган Ассоциации, функции которого осуществляет Председатель Правления Ассоциации;
  • Экспертный совет, основными функциями которого является координация экспертной деятельности Платформы и принятие решений по результатам проведенной экспертизы проектов (результатов выполненных работ; в стадии формирования).

В состав Наблюдательного совета Ассоциации входят 16 человек; Председателем Наблюдательного совета является Советник Президента ПАО «ОАК» по науке и технологиям Б.С. Алёшин.

В состав Правления Ассоциации входят 32 человека. Председателем Правления Ассоциации является Генеральный директор ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ» А.А. Ким.

На данный момент нашей Ассоциацией осуществляется аналитическая работа по следующим основным направлениям:

  • ключевые вопросы развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации;
  • механизмы управления научными исследованиями и разработками;
  • приоритетные направления и проекты Технологической платформы (в т.ч. формируемые механизмы и способы организации проектной работы).

Что касается проектной деятельности, то основной акцент в работе Платформы в предыдущие годы был сделан на участии в реализации Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». На основе предложений ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» было объявлено 4 конкурсных лота (13 проектов - победителей) на общую сумму 411,7 млн. рублей (бюджетное финансирование). Победителями конкурсов Минобрнауки России стали 30 проектов, поддержанных Платформой, на общую сумму 2 745,9 млн. рублей, в т.ч. бюджетное финансирование – 1 489,7 млн. рублей, внебюджетное софинансирование – 1 256,2 млн. рублей.

Несмотря на то, что данные проекты (работы) были, в-основном, инициированы самими организациями - заявителями или их индустриальными партнерами – все они соответствуют тематике (направлениям) деятельности Технологической платформы; и для Платформы важно осуществлять регулярный мониторинг (экспертизу) их реализации, в т.ч. для выявления перспективных результатов и оценки возможностей их внедрения в существующие или в новые коммерческие продукты (программы).

С учетом создания и начала полноценного функционирования созданной на базе Технологической платформы специализированной управляющей организации – Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии», основной акцент в деятельности Платформы смещается в сторону организации качественной и эффективной проектной работы, с участием заинтересованных организаций и экспертов.

В 2018 году мы начали переговоры с ключевыми участниками ТП по формированию на базе Ассоциации своего рода финансового «хаба» – интегратора, обеспечивающего консолидацию ресурсов заинтересованных организаций, планирование, координацию и выполнение работ по реализации совместных проектов, соответствующих профилю деятельности Платформы и одновременно направленных на решение общих для данных организаций задач.

В данных проектах Ассоциация может выступать в качестве головного исполнителя, основными функциями которого являются:

  • организация и координация работ;
  • подбор наиболее квалифицированных исполнителей и соисполнителей;
  • обеспечение качества и эффективности работ (результатов);
  • ответственность за результаты работ;
  • продвижение результатов работ и разработанных инициатив (проектов, направлений работ) в федеральных органах государственной власти, специализированных фондах и институтах развития;
  • привлечение дополнительного финансирования и софинансирования.

В качестве исполнителей (соисполнителей) работ по проектам по согласованию с заказчиками (финансовыми партнерами) могут привлекаться наиболее квалифицированные эксперты и специалисты (организации), на которых возлагается ответственность за результаты работ по конкретным вопросам (направлениям работ).

В состав проектных коллективов (консорциумов), формируемых для реализации исследовательских или технологических проектов, планируется включать представителей организаций и специалистов, представляющих различные группы организаций и коллективов, как научной (прикладная, вузовская, академическая, отраслевая наука), так и производственной направленности (проектно-конструкторские организации; производственные и эксплуатационные предприятия; инжиниринговые, внедренческие компании). В качестве участников (экспертов) проекта в обязательном порядке должны привлекаться потенциальные потребители планируемых результатов (производственно-конструкторские организации, авиакомпании - эксплуатанты авиационной техники).

В качестве источников финансирования данных проектов (работ) следует рассматривать государственные и федеральные целевые программы в области развития авиастроения и воздушного транспорта Российской Федерации, а также межотраслевые (общефедеральные) программы поддержки науки, промышленности и технологий; специализированные фонды и институты развития, ориентированные на поддержку перспективных исследований и разработок; средства российских и иностранных компаний, заинтересованных в реализации конкретных проектов (работ).

Поддержку научно-технических проектов (работ), находящихся на ранних стадиях технологической готовности, планируется осуществлять преимущественно за счет средств субсидий на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований, а также специализированных фондов (Российский научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований).

Исследовательские и технологические проекты, ориентированные на разработку конкретных продуктов, должны поддерживаться в рамках отраслевых и межотраслевых государственных и федеральных целевых программ и финансироваться за счет средств соответствующих субсидий. В реализации таких проектов в обязательном порядке должны участвовать промышленные компании (бизнес-структуры), включая конструкторские, производственные, эксплуатационные, инжиниринговые, сервисные и прочие предприятия и организации реального сектора экономики, основными задачами которых являются: максимально корректная постановка задач, независимая экспертиза (оценка, приемка) результатов выполненных работ, обеспечение необходимого внебюджетного софинансирования.

В 2018 году Ассоциацией заключен и успешно выполнен первый коммерческий договор на проведение НИР «Исследование рынка авиастроения, как сектора заказчика авиационных поршневых двигателей. Формирование основных требований к техническому облику перспективного авиационного поршневого двигателя» (заказчик – ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»). Кроме изучения и обобщения технических и эксплуатационных требований к авиационным поршневым двигателям со стороны разработчиков и производителей ЛА (всего в работе были учтены мнения 17 российских компаний) – в рамках выполнения работы был проведен анализ и прогнозирование потребностей в авиационных поршневых двигателях на внутреннем рынке РФ, проведен анализ практически всех ранее разработанных и производимых в настоящее время в мире авиационных поршневых двигателей, на основе которого предложены детализированные конструкции и технологии, обеспечивающие разработку конкурентоспособных на российском и мировом рынках авиационных поршневых двигателей.

В 2019 году Ассоциация выполнила очередную научно-аналитическую работу по теме «Разработка обосновывающих материалов и проекта комплексной программы развития экспериментальной и полигонной базы авиастроения Российской Федерации» (заказчики – ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и ФГУП «ЦАГИ»). Впервые в российской практике были разработаны и предложены в форме конкретных нормативно-правовых актов методологические подходы к планированию и реализации мероприятий по содержанию и развитию объектов экспериментальной и испытательной инфраструктуры, необходимых как для проведения перспективных исследований и разработок, так и для разработки конкретных летательных аппаратов, авиационных двигателей и других видов авиационной техники, включая комплект документов, необходимых для внесения изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности».

Выезд экспертов Платформы на испытания поршневого двигателя,
работающего на газовом топливе

Для обеспечения эффективного функционирования Технологической платформы и ее реального влияния на развитие отрасли, в т.ч. с целью реализации собственных (инициированных самой Платформой) проектов, важно вести согласованную и максимально скоординированную работу во всех направлениях: включая участие в разработке и согласовании стратегических документов федерального уровня; разработку (актуализацию) и последующую реализацию Стратегической программы исследований и разработок; организацию эффективно функционирующих рабочих и экспертных органов ТП.

Создание рабочих групп (дирекций) по инициированным (предлагаемым к реализации) проектам началось с момента образования Платформы. Однако после создания на базе Технологической платформы юридического лица – Ассоциации – изменился механизм утверждения и статус данных органов. В соответствии с Уставом Ассоциации утверждение состава дирекций, рабочих, экспертных и других специализированных органов Ассоциации, и назначение их руководителей относится к компетенции Правления Ассоциации; а сами данные органы, после утверждения их состава, приобретают статус официальных органов Платформы.

Состав органов проектного управления Платформы формируется в соответствии с основными принципами создания и функционирования ТП, закрепленными в Уставе и других документах Ассоциации и предусматривающими равное (пропорциональное) представительство науки и промышленности (бизнеса). Важным фактором обеспечения эффективности данных органов является включение в их состав наиболее компетентных специалистов, заинтересованных в развитии соответствующих направлений (проектов); а также наличие представителей государственных компаний - управляющих организаций интегрированных структур.

Основными задачами деятельности органов проектного управления ТП являются:

  • разработка детальных планов (программ) проведения работ, обеспечивающих реализацию проекта;
  • формирование предложений по финансированию и софинансированию работ;
  • непосредственное управление ходом реализации проекта (работ).

При планировании, реализации и оценке результатов выполнения проектов (работ), рассматриваемых и (или) реализуемых в рамках деятельности Технологической платформы, в обязательном порядке осуществляется оценка уровня готовности технологий, результаты которой используются при принятии решений о начале (инициировании) проекта и приемке (оценке готовности к внедрению) полученных результатов.

В настоящее время в Платформе организованы и ведется деятельность трех рабочих групп – «Малая и региональная авиация»; «Двигатели для малой и региональной авиации», «Авиационная техника на газовом топливе». Планируется создание рабочей группы по беспилотным авиационным системам, а также по направлению «Аэростатические летательные аппараты».

Также, с момента создания Технологической платформы особое внимание мы уделяли вопросам организации экспертизы, так как отчетливо понимаем, что без качественной и реально независимой экспертизы невозможно обоснованно принимать решения, как по собственным, инициируемым самой Платформой, проектам, так и по проектам, предлагаемым другими организациями.

Основными направлениями (видами) экспертизы Платформы являются:

  • научно-техническая экспертиза, предназначенная для оценки научной обоснованности и технической осуществимости проекта (работы);
  • финансово-экономическая экспертиза, предназначенная для оценки экономической обоснованности и эффективности проекта (работы).

Также, может проводиться комплексная экспертиза, включающая в себя как научно-техническую экспертизу, так и финансово-экономический (инвестиционный) анализ.

В 2017 году Наблюдательным Советом Ассоциации было утверждено Положение о порядке проведения экспертизы в рамках деятельности Платформы. Ниже представлена общая схема и основные этапы проведения экспертизы в соответствии с утвержденным Положением.

В целом, Положение об экспертизе ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» достаточно близко к аналогичным документам ведущих технологических платформ и институтов развития. Вместе с тем, есть и определенные отличия. Важнейшей задачей при разработке Положения было, с одной стороны, обеспечить высокий профессиональный уровень и компетентность экспертов, а с другой стороны, минимизировать влияние субъективных факторов, связанных с возможной заинтересованностью в результатах экспертизы.

Для этого, с целью повышения объективности и исключения аффилированности при проведении экспертизы, наряду со стандартными (общепринятыми) принципами (механизмами) обеспечения независимости участников экспертного процесса и их защищенности от возможного давления со стороны заинтересованных организаций (лиц), в наше Положение были заложены дополнительные компенсирующие механизмы:

1) обязанность эксперта письменно подтвердить отсутствие конфликта интересов в отношении рассматриваемого проекта (работы);

2) анонимность личности эксперта для заявителей (исполнителей), за исключением случаев, когда эксперт сам соглашается на раскрытие данной информации.

Мы предлагаем общий список экспертов Технологической платформы сделать открытым для всех заинтересованных сторон – более того, такая информация может быть даже полезна самим экспертам для подтверждения их статуса и квалификации.

Кроме того, по примеру Технологической платформы «Медицина будущего» в Положении заложена возможность (право) заявителя (исполнителя) на мотивированный отвод одного или нескольких экспертов, которые потенциально могут участвовать в проведении экспертизы, например, в случае конфликта интересов.

Важным фактором обеспечения независимости экспертизы и принимаемых решений является заложенный в Положение принцип пропорциональности, суть которого состоит в том, что число экспертов, представляющих научные организации, должно соответствовать числу представителей организаций промышленности. При этом, при проведении экспертизы проекта (работы), инициируемого или выполняемого научной организацией, в обязательном порядке должны участвовать эксперты, представляющие конструкторские или производственные организации; и, наоборот, при проведении экспертизы проекта (работы), инициируемого или выполняемого конструкторской или производственной организацией, в обязательном порядке должны участвовать эксперты, представляющие научные организации.

С целью оценки практических аспектов возможного (потенциального) применения планируемых (ожидаемых) результатов проекта/работы, в экспертизе обязательно должны участвовать эксперты, представляющие организации, являющиеся потенциальными потребителями возможных (ожидаемых) результатов реализации проекта/работы (для ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» это – представители авиакомпаний, других эксплуатирующих организаций, операторов авиационной инфраструктуры и системы ОрВД).

Общая схема организации экспертизы ТП «АМиАТ»

В начальный период деятельности Платформы мы провели большое количество экспертных и тематических мероприятий, на которых рассматривались предложения (проекты) по созданию научно-технического задела в авиастроении Российской Федерации, авторами (инициаторами) которых выступали ведущие научные и промышленные организации отрасли – ФГУП «ЦАГИ», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», ФГУП «ГосНИИАС», ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», ФГУП «ВИАМ», ОАО «Вертолеты России»; а также проекты (направления работ), развиваемые высшими учебными заведениями. Кроме того, экспертами Платформы было рассмотрено 22 проекта создания перспективных ВС в области малой и региональной авиации.

Участие Технологической платформы в подготовке и обосновании подпрограммы «Авиационная наука и технологии» проекта государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.» в 2011-2012 гг. позволило согласовать и утвердить данную программу, предусматривающую значительное увеличение расходов на проведение научно-исследовательских работ.

Из общего количества экспертов официально аккредитованными экспертами Технологической платформы, решение об одобрении которых принято Правлением Ассоциации, являются 166 человек, их которых степень доктора наук имеют 50 чел., степень кандидата наук – 51 чел.

Начиная с 2012 года, Технологическая платформа принимает активное участие в экспертизе проектов, предлагаемых к реализации в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», государственным заказчиком - координатором которой является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Всего за период 2012-2019 гг. экспертами Платформы:

  • было рассмотрено 388 заявок по тематикам (проектам) прикладных исследований и разработок;
  • подготовлено 144 экспертных заключений по результатам рассмотрения (оценки) предложенных заявок (тематик, проектов);
  • подготовлено 69 заключений по результатам рассмотрения (оценки) результатов выполнения проектов (работ), реализуемых в рамках Программы.

На основе предложений ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» было объявлено 4 конкурсных лота (13 проектов - победителей); победителями конкурсов Минобрнауки России стали 30 проектов, поддержанных Технологической платформой.

Экспертная сессия по рассмотрению результатов реализации научно-исследовательских проектов, выполняемых в рамках
федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»

Также, мы проводим экспертизу научно-технических или инновационных проектов по запросам (обращениям) заинтересованных организаций. Так, в 2019 году Технологической платформой была проведена экспертиза следующих проектов:

  • проект самолета для местных воздушных линий, предлагаемого к созданию АО «УЗГА» (УР-1), в т.ч. в сравнении с проектом самолета TBC-2ДТС разработки ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (инициатор – АО «Уральский завод гражданской авиации»);
  • «Полунатурное моделирование критических режимов полета пассажирского самолета и рисков, обусловленных человеческим фактором» (инициатор проекта – ФГУП «ЦАГИ»);
  • «Разработка, исследования и внедрение новых электромеханических преобразователей энергии для исполнительных механизмов перспективных летательных аппаратов (инициатор – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»);
  • «Разработка критической технологии получения твердофазного соединения ультрамелкозернистых жаропрочных титановых сплавов для перспективного компрессора ГТД» (инициатор – ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»);
  • «Разработка мультиагентного двухкомпонентного воздушно-наземного комплекса для выявления несанкционированных источников радиоизлучения и противодействия им» (инициатор – ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»);
  • «Разработка методов создания интеллектуальных распределенных исполнительных и информационно-управляющих робототехнических систем и технологий наземного и аэрокосмического назначения» (инициатор – ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»);
  • «Разработка методов создания высоконадежных электронасосных агрегатов жидкостных систем терморегулирования перспективных унифицированных космических платформ для использования космического пространства в интересах связанности северных территорий России и освоения Мирового океана, Арктики и Антарктики» (инициатор – ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»);
  • «Разработка принципов построения, методов создания и основных технических решений для энергоинформационной системы и бортовых микроэлектромеханических устройств многоспутниковой системы дистанционного зондирования Земли на базе созвездия малых космических аппаратов» (инициатор – ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»);
  • «Робототехническая технология локальной навигации подвижных объектов на основе системы технического зрения инфракрасного диапазона» (инициатор – ФГБОУ ВО «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова» Министерства обороны Российской Федерации).

В настоящее время завершается этап организационного строительства нашей экспертной деятельности – после формирования и утверждения состава Экспертного совета Технологической платформы основные функции координации и управления процессом экспертизы перейдут к данному органу.

Организация профессиональной экспертизы научно-технических и инновационных проектов является важнейшей и первоочередной задачей Технологической платформы. Полноценное функционирование системы экспертизы Платформы позволит обеспечить качественную поддержку при реализации стратегических целей и направлений деятельности ТП, установленных при ее создании.

Взаимодействие с Ассоциацией может быть полезно различным организациям и специалистам. Во-первых, в состав Платформы входит большое количество научных, конструкторских и производственных организаций и экспертов, представляющих значительную часть российской авиационной отрасли. А во-вторых, учитывая сбалансированность представительства в Платформе различных групп организаций, Ассоциация способна выполнять координационные и кооперационные функции на высоком профессиональном уровне, как в отношении собственных проектов, так в отношении проектов, реализуемых другими субъектами.

Ассоциация активно сотрудничает с профильными федеральными органами государственной власти, включая ключевые министерства, сфера деятельности которых относится к компетенции Технологической платформы – Министерство промышленности и торговли, Министерство транспорта, Министерство экономического развития, Министерство науки и высшего образования, Федеральное агентство воздушного транспорта; обе палаты Федерального Собрания – Государственную Думу и Совет Федерации.

Так, в последние годы мы провели ряд совместных мероприятий с Советом Федерации, связанных с рассмотрением важнейших вопросов развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации – проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности», изменений в систему налогообложения отрасли. В конце 2019 года мы участвовали в подготовке предложений по обеспечению финансирования подготовки летчиков-испытателей для экспериментальной авиации России, а также в рассмотрении вопросов финансирования развития региональных аэропортов и законодательного обеспечения развития малой авиации.

Особо значимую роль Ассоциация играет на стадии, предшествующей коммерциализации – когда, выступая как интегратор и координатор интересов бизнеса и науки, осуществляет согласование интересов, конкурирующих меду собой на рынке коммерческих компаний. В результате, мы способны сформировать реально востребованную на рынке повестку научных исследований и разработок, результаты которых будут полезны заказчикам.

Совместные заседания с федеральными органами государственной власти

На данный момент, Ассоциация и наши эксперты готовы к сотрудничеству с российскими и иностранными клиентами по вопросам выполнения научно-исследовательских и аналитических работ в области авиастроения и воздушного транспорта (airspace industry), включая проведение научно-технической, финансово-экономической и других видов экспертиз в сферах нашей тематической специализации (по заказам заинтересованных организаций, органов власти и отдельных лиц). Также, возможно оказание необходимой консультационной и коммуникационной поддержки и организация сотрудничества между российскими и иностранными участниками (привлечение к сотрудничеству иностранных экспертов).

Важнейшими задачами следующего этапа развития Технологической платформы являются:

  • установление правового статуса технологических платформ и их роли в реализации государственной научно-технической и инновационной политики (совместно с другими технологическими платформами и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти);
    • что позволит Платформе более активно участвовать в реализации государственных и федеральных целевых программ, деятельности специализированных фондов и институтов развития; представлять (защищать) интересы бизнеса, коммерческих и других организаций при формировании стратегических и текущих планов (программ) научно-технологического и инновационного развития; участвовать в обсуждении и согласовании ключевых стратегических, прогнозных и программных документов;
  • согласование и утверждение Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы;
    • что позволит обоснованно подойти к формированию и продвижению качественных исследовательских и технологических проектов;
  • формирование Экспертного совета и других экспертных и проектных органов Технологической платформы;
    • профессиональная и эффективная деятельность которых позволит обеспечить качественную экспертизу и сопровождение реализации проектов; повысить коммерческую привлекательность Ассоциации, в т.ч. для оплаты услуг экспертов; поддержать развитие перспективных российских технологий и их внедрение в реализуемые и планируемые к реализации авиастроительные программы (проекты).

Результаты функционирования Ассоциации в 2016-2019 гг., начальный опыт проектной и экспертной работы, создание и первые шаги по налаживанию деятельности рабочих органов ТП показывают, что для развития Платформы важно не только наличие нормативно-правовой базы регулирования деятельности технологических платформ, как инструмента государственной научно-технической и инновационной политики – но и качественная организация внутриплатформенной работы. Без систематической и высокопрофессиональной организации работ, наличия заинтересованных специалистов и управленческого персонала, адекватного финансового обеспечения привлекаемых экспертов и организаций – рассчитывать на серьезное изменение в позиционировании и влиянии платформ на общеотраслевую научно-техническую и инновационную политику будет затруднительно.

Активная коммуникационная работа, участие в рассмотрении и продвижении стратегически значимых проектов и инициатив – требуют тесного взаимодействия с профильными федеральными органами государственной власти, институтами развития и другими инструментами поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Статус платформ должен быть подкреплен не только на уровне Министерства экономического развития Российской Федерации, но и в стратегически важных и практически полезных для развития отрасли конкретных проектах и документах. Надеемся, что развитие нашей Технологической платформы будет продолжено, результаты ее деятельности будут востребованы ведущими организациями и компаниями отрасли, а также поспособствуют росту авторитета и повышению конкурентоспособности российской авиационной индустрии на внутреннем и мировом рынке.