Главная страница / Аналитический центр / Комитет по стратегическому планированию и приоритетным проектам / Новые технологии и перспективные направления / Создание и внедрение композиционных и других перспективных конструкционных материалов

 

 

Создание и внедрение композиционных и других перспективных конструкционных материалов

2 октября 2017 г. в рамках заседания Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России состоялось обсуждение научно-технологических и организационных вопросов создания и внедрения композиционных и других перспективных конструкционных материалов.

С докладами по данному направлению выступили: Е.В. Кравцов (Начальник Отдела композитных и новых материалов Департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации), Ю.Н. Шмотин (Генеральный конструктор АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»), Е.В. Буйлова (Председатель Правления Технологической платформы «Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологических систем»), Д.В. Гращенков (Ученый секретарь Технологической платформы «Новые полимерные материалы и технологии»), С.Ю. Ветохин (Исполнительный директор Союза производителей композитов), Н.М. Манцевич (руководитель управления по инновационной деятельности АО «Наука и инновации» ГК «Росатом»), А.В. Кепман (Заместитель генерального директора АО «Унихимтек»).

В своем выступлении Начальник Отдела композитных и новых материалов Департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Е.В. Кравцов охарактеризовал основные механизмы государственной поддержки направления развития композиционных и других перспективных материалов, имеющиеся у Минпромторга России – государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (подпрограмма 4 «Развитие производства традиционных и новых материалов») и Фонд развития промышленности.

Доклад Заместителя Генерального директора - Генерального конструктора АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Ю.Н. Шмотин был посвящен направлениям развития новых материалов и технологий их производства в газотурбинном двигателестроении. В докладе были рассмотрены следующие основные направления:

  • металлопорошковые композиции (МПК) для аддитивного производства;
  • интерметаллидные сплавы;
  • полимерные композиционные материалы (ПКМ);
  • керамические композиционные материалы (ККМ).

Ю.Н. Шмотин рассказал о некоторых аспектах внедрения новых материалов и технологий их производства в рамках основных «продуктовых» программ АО «ОДК», а также отметил основные проблемные вопросы, сдерживающих развитие в данном направлении.

Бурная дискуссия возникла после выступления представителей Технологической платформы «Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологических систем» (ТП МТЭВС) Е.В. Буйловой (Председатель Правления Платформы) и Директора Научно-исследовательского физико-технического института Нижегородского государственного университета В.Н. Чувильдеева. В докладе была представлена проблематика создания и вывода на рынок новых материалов, а также сформулированы предложения, направленные на повышение эффективности организации работ в данной сфере.

Ученый секретарь Технологической платформы «Новые полимерные материалы и технологии», Начальник Научно-исследовательского отделения «Неметаллические материалы, металлические композиционные материалы и теплозащита» ФГУП «ВИАМ» Д.В. Гращенков начал свое выступление с критики в адрес выступления представителей ТП МТЭВС, отметив, что предлагаемые ими организационные мероприятия реализуются в рамках деятельности отраслевых департаментов Минпромторга России, ФГУП «ВИАМ» и других ведущих организаций промышленности. В своем выступлении Д.В. Гращенков привел данные о количестве проектов, реализуемых в рамках деятельности Технологической платформы «Новые полимерные материалы и технологии», остановившись на некоторых из них (в частности, по созданию моста из полимерных композиционных материалов в Ульяновской области).

Обращаясь к организационным вопросам, Д.В. Гращенков предложил Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России утвердить Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года, разработанные ФГУП «ВИАМ» и согласованные большим количеством различных организаций.

Учитывая значение, придаваемое развитию новых материалов и технологий их производства в деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», Председатель Правления ТП «АМиАТ» А.А. Ким, обращаясь к представителям АО «ОДК» и ФГУП «ВИАМ», поставил вопрос о том, корректно ли целевые задачи по созданию новых материалов и технологий их производства ставить в рамках отдельного (самостоятельного) документа, в частности, Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки, предлагаемых ФГУП «ВИАМ», а не в рамках программ (планов) разработки (создания, модернизации) конкретных образцов конечной продукции (авиационных двигателей, самолетов, вертолетов и т.д.).

Отвечая на данный вопрос, Ю.Н. Шмотин отметил, что к началу опытно-конструкторских работ по двигателям работы по созданию новых материалов и технологий их производства должны быть завершены, а средства на создание материалов не заложены в объемы финансирования ОКР.

Д.В. Гращенков также настаивал на самостоятельном значении направления развития новых материалов, аргументируя это многоотраслевым характером их применения.

На наш взгляд, данный вопрос имеет принципиальное значение, особенно с точки зрения предстоящего рассмотрения новой редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы и эффективности ее последующей реализации. По нашему мнению, целевые задачи создания (развития) материалов и технологий их производства необходимо непосредственно связывать с характеристиками авиационными конструкциями летательных аппаратов, двигателей, систем и агрегатов, для которых они предназначены. В противном случае, риски отсутствия необходимых материалов и технологий их производства или создания неконкурентоспособных авиационных конструкций (конечной продукции) существенно увеличиваются.

Чрезвычайно глубоким по содержанию и профессиональным по манере изложения оказалось выступление Исполнительного директора Союза производителей композитов С.Ю. Ветохина, в котором были представлены наиболее актуальные организационные вопросы, связанные с разработкой и внедрением композиционных материалов в Российской Федерации.

Представляем вашему вниманию презентации докладов, представленных на заседании. Будем рады услышать комментарии и предложения специалистов по данному направлению, которые постараемся учесть в нашей дальнейшей деятельности, в т.ч. в рамках разработки и реализации актуализированной Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы.

Новые материалы в газотурбинном двигателе (Ю.Н. Шмотин, АО «ОДК»)

Деятельность ТП МТЭВС в сфере новых материалов (Е.В. Буйлова, В.Н. Чувильдеев, ТП МТЭВС)

Научно-технические компетенции как инструмент технологического развития (Н.М. Манцевич, ГК «Росатом»)

Новые материалы, опыт разработки и внедрения (А.В. Кепман, АО «Унихимтек»)

 


17 мая 2013 г. В рамках Международной выставки вертолетной индустрии «HeliRussia-2013» Технологическая платформа совместно с ОАО «Вертолеты России» организовала и провела Круглый стол «Применение композиционных материалов в винтокрылой авиационной технике».

В мероприятии приняли участие представители ведущих организаций авиационной промышленности, наиболее квалифицированные специалисты и эксперты в области композиционных материалов, в т.ч. представители иностранных государств (всего – более 100 чел.).

В рамках состоявшегося мероприятия были рассмотрены различные аспекты создания и применения композиционных материалов в винтокрылой авиационной технике, в т.ч.:

  • особенности применения композиционных материалов в элементах конструкции и двигателях (энергоустановках) винтокрылых летательных аппаратов;
  • методы проектирования и технологии производства конструкций из ПКМ;
  • вопросы безопасной эксплуатации, ремонта и обслуживания летательных аппаратов и конструкций, изготовленных с применением композиционных материалов;
  • вопросы сертификации летательных аппаратов и их элементов, выполненных с использованием композиционных материалов, совершенствование нормативно-правовой базы.

По просьбам организаций - участников и экспертов ТП размещаем презентации (тезисы) докладов, представленных на мероприятии.

В.С. Макарейкин (Вертолеты России)

Т.Ж. Каримбаев (ЦИАМ)

А.Н. Шаныгин (ЦАГИ)

В.И. Резниченко (МАИ)

А.Ф. Тыняный (Делкам-Урал)

С.В. Салтыков (ЦАГИ)

А.А. Донской (СЦ Материал)

Р.Р. Ямаев (НИАТ)

По итогам мероприятия были сформулированы предложения (рекомендации), направленные на разработку и внедрение перспективных композиционных материалов в конструкцию летательных аппаратов:

  • провести систематизацию организаций по компетенциям с целью создания единой информационной базы (В.И. Халиулин, ФГБОУ ВПО «КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева»);
  • ввести в действие нормативно-технические документы, необходимые для внедрения нового авиационного полимерного композиционного материала (полуфабриката) с целью учета требований к разработке, оформлению, согласованию и утверждению документации (ТУ, ТИ, паспорта) на новый материал, прохождения процедуры квалификации нового материала в Техническом Комитете 323 «Авиационная техника» (ТК 323) в соответствии с требованиями Руководства 23-29-М 2009 АР МАК (Р.Р. Ямаев, ОАО «НИАТ»);
  • организовать на едином web-портале безбарьерный доступ к электронным версиям нормативных документов АР МАК, ТК 323, СЦ (по примеру Российского морского регистра судоходства; Р.Р. Ямаев, ОАО «НИАТ»);
  • продолжить работу по участию российских организаций в изучении правил проведения добровольной сертификации специальных технологических процессов в рамках программы NADCAP и проведению консультаций по данной теме с Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета о целесообразности создания национальной системы добровольной сертификации специальных технологических процессов (Е.А. Горбунов, НП «САП»).