Главная страница / Аналитический центр / Комитет по стратегическому планированию и приоритетным проектам / Новые технологии и перспективные направления / Создание сверхзвуковых пассажирских самолетов нового поколения

 

 

Создание сверхзвуковых пассажирских самолетов нового поколения

27 ноября 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в заседании Научно-технического совета АО «ОДК» по вопросу «Состояние и перспективы развития проекта сверхзвукового пассажирского самолета. Технический облик СПС и его СУ. Научно-технический задел в области создания двигателей для СПС».

Заседание было посвящено обсуждению перспектив проекта создания сверхзвукового пассажирского самолета, прежде всего, с точки зрения требований и возможных конструктивно-технологических решений разработки (создания) двигателей для самолета данного класса. В заседании приняли участие специалисты АО «ОДК» и входящих в его состав конструкторских организаций, а также представители ПАО «ОАК», ПАО «Туполев», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ФГУП «ЦАГИ», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», других научных и конструкторских организаций.

Вел заседание Заместитель Генерального директора - Генеральный конструктор АО «ОДК» Ю.Н. Шмотин, который в своем вступительном слове отметил, что основной целью данного заседания является формирование Программы развития СУ для перспективного СДС/СПС. Со вступительным словом также выступил Генеральный конструктор - заместитель Генерального директора ПАО «ОАК» С.С. Коротков, который отметил важность данного заседания с точки зрения создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения для Российской Федерации, а также наличие серьезного научно-технического задела, созданного конструкторскими коллективами Корпорации.

В рамках заседания с докладами и сообщениями по теме повестки дня выступили следующие участники:

  • генеральный конструктор - заместитель Генерального директора ПАО «ОАК» С.С. Коротков;
  • заместитель директора Департамента ПАО «ОАК» М.К. Курьянский;
  • Генеральный директор ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» А.В. Дутов;
  • директор проектного комплекса «Гражданские самолеты» ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» А.А. Пухов;
  • заместитель начальника НИО-2, руководитель программы «СПС/СДС» ФГУП «ЦАГИ» И.Г. Башкиров;
  • начальник отделения авиационных двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» А.В. Луковников;
  • ведущий специалист ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» А.Д. Селиванов;
  • ведущий инженер-конструктор ПАО «Туполев» И.А. Лещенко;
  • проректор по научной работе Московского авиационного института Ю.А. Равикович;
  • начальник перспективного отдела ОКБ им. А. Люльки АО «ОДК-УМПО» М.Ю. Вовк;
  • начальник отдела ФГУП «ЦАГИ» В.Г. Кажан.

Основные аспекты (тезисы) данных докладов и выступлений представлены в обзоре, подготовленном аппаратом Платформы.

На данный момент обзор находится в разработке!

Председатель Правления ТП «АМиАТ» А.А. Ким выступил с докладом «Основные подходы и предложения по формированию комплексного-научно-технологического проекта «Сверхзвуковые пассажирские/деловые самолеты» («СДС/СПС»).

Основной целью данного выступления – было проинформировать участников заседания о результатах научно-исследовательских работ по тематике сверхзвуковых гражданских самолетов, выполненных в 2017-2019 гг. Всего было представлено 3 НИР:

  • НИР «Исследования в обеспечение создания НТЗ для сверхзвукового самолета гражданского назначения» (шифр «СДС/СПС-технологии»; основной исполнитель – ФГУП «ЦАГИ»);
  • «Комплексные исследования по созданию демонстратора технологий в обеспечение разработки сверхзвукового самолета гражданского назначения» (шифр «СДС/СПС-интеграция»; основной исполнитель – ФГУП «ЦАГИ»);
  • «Системная интеграция технологий, формирование ключевых технологий и конструктивно-схемных решений перспективных конкурентоспособных двигателей для магистральных дозвуковых и сверхзвуковых самолетов гражданской авиации 2030-х годов» (шифр «Перспектива 2017-2019»; основной исполнитель – ФГУП «ЦИАМ им П.И. Баранова»).

Учитывая значимость и актуальность направления создания перспективных сверхзвуковых пассажирских (деловых) самолетов, Ассоциация «ТП «АМиАТ» предлагает при планировании работ в рамках комплексного научно-технологического проекта «Сверхзвуковые гражданские самолеты» провести максимально объективный и независимый анализ результатов, полученных в рамках данных НИР, что позволит более обоснованно подойти к планированию будущих работ и повысить вероятность достижения характеристик, обеспечивающих конкурентоспособность российских разработок.

Общая схема проведения данного экспертного анализа – примерно следующая.

В качестве исходной информации должны быть рассмотрены отчеты о выполненных работах (в соответствии с актами сдачи-приемки работ) и особенно внимательно проанализированы – конструкторская, технологическая, программная и эксплуатационная документация, опытные образцы, макеты, стенды, разработанные в рамках НИР, и другие результаты интеллектуальной деятельности; полученные в рамках выполнения НИР.

Полученные результаты должны быть оценены с точки зрения соответствия современным требованиям и возможностям использования в рамках комплексного проекта. Также, должна быть проведена объективная оценка достигнутого уровня готовности технологий.

На основе проведенного анализа, с учетом результатов регулярно проводимых маркетинговых исследований, может быть сформирован обоснованный план и предложения по составу работ в рамках инициируемого в 2020 году комплексного научно-технологического проекта, исключающий возможность дублирования ранее выполненных работ и позволяющий минимизировать (оптимизировать) бюджетные расходы.

Презентация (АМиАТ)

 

По результатам состоявшегося заседания НТС, коллегами из АО «ОДК» был подготовлен и подписан протокол.

Протокол (27.11.2019 г.)

 

Подводя итоги состоявшегося заседания, следует отметить, что данное мероприятие оказалось чрезвычайно полезным с точки зрения информирования ведущих организаций и экспертов отрасли о состоянии работ и проектов, выполняемых по тематике сверхзвуковых гражданских самолетов в Российской Федерации и в мире.

Одним из важнейших проблемных вопросов остается исследование потенциального рынка с точки зрения оценки возможности появления на нем сверхзвуковых гражданских самолетов. Учитывая значительные риски инвестиций в проекты создания СДС (СПС), важно обеспечить максимальную объективность (независимость) данных исследований, включая раскрытие для заказчика (-ов) данной работы методологии исследования, и необходимую степень детализации разрабатываемых прогнозов.

Учитывая значимость создания перспективных сверхзвуковых гражданских самолетов в Российской Федерации, а также формирования соответствующего комплексного научно-технологического проекта, предлагаем заинтересованным организациям и экспертам выразить свое мнение о текущем состоянии научно-технического задела, достигнутого в Российской Федерации по тематике СДС (СПС), а также принять участие в оценке результатов работ, выполненных в рамках НИР «СДС/СПС-технологии», «СДС/СПС-интеграция» и «Перспектива 2017-2019», с точки зрения их соответствия современным требованиям и возможностям использования в рамках комплексного-научно-технологического проекта «Сверхзвуковые гражданские самолеты» (шифр «СГС»). Для того, чтобы оценить результаты работ, достигнутые в рамках НИР «СДС/СПС-технологии», «СДС/СПС-интеграция» и «Перспектива 2017-2019», и выразить свое мнение о составе работ, подлежащих к выполнению в рамках комплексного-научно-технологического проекта «Сверхзвуковые гражданские самолеты», необходимо заполнить соответствующие ячейки в таблице, по которым Вы располагает необходимой информацией.

СДС (НТЗ, оценка)

 

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).