Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Рабочие группы и консорциумы / Малая и региональная авиация / Мероприятия ТП по теме МРА в 2012-2015 гг.

 

Мероприятия ТП по теме МРА в 2012-2015 гг.

В качестве одного из первоочередных комплексных проблемно-ориентированных проектов Технологической платформы был предложен проект «Малая и региональная авиация». Основным назначением проекта была разработка технологий в обеспечение доступности местного авиасообщения в Российской Федерации, включая создание нового поколения воздушных судов, развитие малой авиации, гидроавиации; воссоздание на новой технологической базе авиатранспортной инфраструктуры местных воздушных линий; формирование социальных стандартов авиатранспортного обеспечения в удаленных регионах.

В данный период Технологической платформой было проведено большое количество тематических (экспертно-аналитических) мероприятий, создана Рабочая группа комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация», предложен ряд инициатив по совершенствованию нормативно-правовой базы и механизмов государственной поддержки данного сегмента рынка.

К сожалению, после исключения из состава государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» подпрограммы «Малая авиация», возможности по участию Платформы и других заинтересованных организаций по формированию и реализации исследовательских и технологических проектов в данном сегменте существенно сократились.

В настоящее время участниками и экспертами Платформы предложено активизировать работу по данному направлению. В числе первоочередных мероприятий запланировано актуализировать состав Рабочей группы; провести анализ нормативно-правовой базы и текущей ситуации, складывающейся на рынке, с выявлением ключевых проблемных вопросов, в т.ч. в области сертификации и вывода на рынок перспективных разработок. Рассматривается возможность организации и проведения серии экспертно-аналитических мероприятий с привлечением ведущих экспертов отрасли, а также международных экспертов. Важнейшей задачей является разработка, согласование и продвижение государственной программы по развитию малой и региональной авиации в Российской Федерации.

07.12.2015 г. Заседание рабочей группы по обсуждению Плана мероприятий («дорожной карты») Национальной технологической инициативы по направлению «АэроНэт»

02-04.12.2015 г. Национальная выставка-форум «ВУЗПРОМЭКСПО-2015»

10.09.2015 г. Совещание по рассмотрению вопросов организации взаимодействия с Ассоциацией предприятий индустрии беспилотных авиационных систем

14.05.2015 г. Заседание рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация»

23.10.2014 г. Совещание «Рассмотрение проектов в области развития наземной авиационной инфраструктуры в рамках реализации комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация»

16.10.2014 г. Круглый стол «Совершенствование нормативно-правовой базы в области развития малой и региональной авиации в Российской Федерации»

02.10.2014 г. Совещание рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация»

18-19.09.2014 г. Международная конференция по развитию региональных авиаперевозок «Региональная авиация России и СНГ - 2014»

01.08.2014 г. Совещание «Рассмотрение вопросов развития авиационного поршневого двигателестроения в Российской Федерации»

03-04.07.2014 г. Круглый стол (конференция) «Проблемы и перспективы развития малой и региональной авиации в условиях Крайнего Севера и Арктики» в г. Нарьян-Маре

10-12.06.2014 г. Авиасалон малой и региональной авиации «Авиарегион-2014» (Московская обл., г. Воскресенск)

14.03.2014 г. Рабочее совещание (слушания) по рассмотрению предложений по формированию тематики прикладных научных исследований в области аэростатических летательных аппаратов

Основные мероприятия Рабочей группы в 2012-2013 гг.

Основные мероприятия Рабочей группы в 2015 году

07.12.2015 г. Заседание рабочей группы по обсуждению Плана мероприятий («дорожной карты») Национальной технологической инициативы по направлению «АэроНэт».

Со стороны Технологической платформы в заседании приняли участие: Председатель Правления Технологической платформы, Генеральный директор ЗАО «КУТРИ», советник Генерального директора ФГУП «ЦАГИ» А.А. Ким и директор проектного комплекса «Робототизированные авиационные системы» НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» В.П. Кутахов.

Вел заседание соруководитель рабочей группы AeroNet Национальной технологической инициативы, Генеральный директор ЗАО «Центр передачи технологий» С.А. Жуков, который проинформировал участников заседания о текущем состоянии и дальнейших шагах по разработке и согласованию Плана мероприятий («дорожной карты») Национальной технологической инициативы по направлению «АэроНэт».

На заседании был представлен ряд докладов (сообщений), связанных с разработкой (согласованием) «дорожной карты» «АэроНэт» и развитием беспилотных авиационных систем в Российской Федерации:

  • «Сравнительный анализ «презентационной» и текстовой версий «дорожной карты» (что мы потеряли и что приобрели)» (докладчик – А. Якубов);
  • «Анализ наследия группы Аэронет в рамках ФФ-2015: что из наработанного мы могли бы взять в «дорожную карту» (докладчик – Р. Козлова);
  • «Предотвращение столкновения воздушных судов в воздухе» (член Комиссии по авиации общего назначения при Президенте Российской Федерации, Президент и Председатель Правления Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов В.В. Тюрин);
  • «Реализация активностей «дорожной карты» по направлению «Образование и кадры»: взращивание молодых кадров, вовлечение молодёжи и популяризации среди чиновников» (докладчики – Проректор МИИГАиК, руководитель подгруппы «Образование и кадры» АэроНэт НТИ Ф. Шкуров, руководитель проекта «Орбита» (всероссийский турнир) А. Федосеев, руководитель образовательной программы «Современная космонавтика» Университета Машиностроения А. Шаенко);
  • доклад о проекте беспроводной передачи энергии (докладчик – И. Мацак, ОАО «РКК «Энергия»);
  • сообщение о семинаре «Автономные малоразмерные высокоманевренные беспилотные летательные аппараты мультироторного типа» (руководитель проекта Фонда перспективных исследований А. Кондратьев).

По результатам участия в заседании была достигнута договоренность о потенциальной возможности рассмотрения (оценки) в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» проекта Плана мероприятий («дорожной карты») Национальной технологической инициативы по направлению «АэроНэт».


02-04.12.2015 г. Национальная выставка-форум «ВУЗПРОМЭКСПО-2015».

В рамках участия в выставке были представлены предложения Рабочей группы Технологической платформы по развитию малой и региональной авиации в Российской Федерации, включая перечень основных проектов (направлений работ) в области создания (развития) двигателей для легкой и малой авиации.

ПУБЛИКАЦИЯ ТП (Предложения по развитию МРА в РФ)

10.09.2015 г. Совещание по рассмотрению вопросов организации взаимодействия с Ассоциацией предприятий индустрии беспилотных авиационных систем.

Со стороны Ассоциации предприятий индустрии беспилотных авиационных систем в совещании приняли участие: Генеральный директор Ассоциации Э.Г. Багдасарян, Заместитель Директора по инновациям компании «Финко» Д.В. Рыбаков; со стороны Технологической платформы – Председатель Правления, Генеральный директор ЗАО «КУТРИ», советник Генерального директора ФГУП «ЦАГИ» А.А. Ким.

На совещании были рассмотрены вопросы развития рынка беспилотных авиационных систем гражданского назначения в Российской Федерации в таких областях, как аэрофотосъемка, мониторинг, сельское хозяйство; а также особенности проекта «Разработка и внедрение системы автоматической посадки БПЛА малого класса самолётного типа на корабль с использованием интеллектуальной системы технического зрения», предлагаемого для реализации в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» ФГБВОУ ВО «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова» Министерства обороны Российской Федерации.

По итогам совещания было решено развивать взаимодействие между Технологической платформой «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и Ассоциацией предприятий индустрии беспилотных авиационных систем, в том числе путем информирования друг друга о проводимых мероприятиях, а также организации и реализации совместных проектов в области беспилотных авиационных систем гражданского назначения.


14.05.2015 г. Заседание рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация».

В мероприятии приняли участие 45 чел., включая членов рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация», экспертов и представителей организаций - участников Технологической платформы, а также представителей других организаций.

На заседании были рассмотрены следующие основные вопросы:

  1. Основные направления государственной политики в области развития малой и региональной авиации в Российской Федерации;
  2. О мероприятиях и проектах Технологической платформы в области развития малой и региональной авиации;
  3. Об организации работы рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация»;
  4. О концепции и проекте «Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части понесенных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых конкурентоспособных воздушных судов в рамках подпрограммы «Малая авиация» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

С докладом по первым двум вопросам выступил Председатель Правления Технологической платформы, Генеральный директор ЗАО «КУТРИ», советник Генерального директора ФГУП «ЦАГИ» А.А. Ким. В докладе были представлены следующие основные вопросы:

  • основные мероприятия Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года в области развития малой и региональной авиации;
  • основные цели, задачи, мероприятия, целевые индикаторы и объемы финансирования подпрограммы «Малая авиация» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;
  • мероприятия Технологической платформы в области развития малой и региональной авиации, проведенные в 2011 - 2014 гг.;
  • проекты (направления работ) в области развития малой и региональной авиации, предлагаемые к включению в состав Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы;
  • примерный план ближайших тематических мероприятий ТП.

План мероприятий рабочей группы комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация» на 2015 год представил руководитель рабочей группы, Генеральный директор ООО «Аэроспецпроект», ведущий научный сотрудник ОАО «МАЦ» М.Л. Тарасенко.

По вопросу о концепции и проекте «Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части понесенных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых конкурентоспособных воздушных судов в рамках подпрограммы «Малая авиация» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» (далее также – Правила) на заседании было сделано 2 доклада.

Концепцию и проект Правил, разработанных ЗАО «КУТРИ» и ООО «Аэроспецпроект», представил Генеральный директор ООО «Аэроспецпроект» М.Л. Тарасенко.

Альтернативный вариант проекта Правил, разработанный НП «Национальная ассоциация производителей техники авиации общего назначения», представил Генеральный директор НАП АОН С.А. Арасланов.

По результатам заседания был подготовлен и подписан протокол, содержащий следующие резолютивные решения:

  1. Принять к сведению информацию о мероприятиях и проектах Технологической платформы в области развития малой и региональной авиации, проведенных и реализуемых в 2011-2014 гг., а также предлагаемых к включению в состав Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы.
  2. Избрать заместителем руководителя рабочей группы комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация» Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» руководителя программ по развитию АОН и воздухоплавательной техники ФГУП «ЦАГИ» А.И. Дунаевского.
  3. Принять за основу представленный проект Плана мероприятий рабочей группы комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация» Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» на 2015 год (далее также – План) с учетом замечаний и предложений участников заседания.
  4. Руководителю и заместителю руководителя рабочей группы доработать проект Плана с учетом замечаний и предложений участников заседания и направить для согласования организациям - участникам Технологической платформы, членам рабочей группы, заинтересованным организациям и лицам в срок до 21 мая 2015 г.
  5. Принять к сведению информацию о концепции и проекте Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части понесенных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых конкурентоспособных воздушных судов в рамках подпрограммы «Малая авиация» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы», разработанных ЗАО «КУТРИ» и ООО «Аэроспецпроект».
  6. Принять к сведению информацию о концепции и проекте Правил, разработанных НП «Национальная ассоциация производителей АОН».
  7. Согласиться с предложением о проведении в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации совещания по проекту Правил с участием представителей Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и НП «Национальная ассоциация производителей АОН».

Также были сформулированы предложения ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» по развитию малой и региональной авиации в Российской Федерации, основными из которых являются:

  • Необходима разработка специальных мер, стимулирующих привлечение частного бизнеса в данную сферу. Для этого должны быть разработаны четкие и прозрачные правила, стабильные на долгосрочную перспективу и не допускающие двояких толкований. К числу основных вопросов, требующих решения, следует также отнести наличие механизмов субсидирования расходов на НИОКР и сертификацию ЛА малой авиации.
  • Абсолютный приоритет должен отдаваться вопросам обеспечения безопасности полетов и недопущения незаконного вмешательства в деятельность авиационных предприятий и авиационного персонала. Для этого необходимо максимально широко информировать общественность и авиационных специалистов о причинах авиационных происшествий и авиакатастроф, привлекать к разработке (совершенствованию) правил разработки, сертификации и эксплуатации авиационной техники всех заинтересованных организаций и лиц.
  • Повышению безопасности полетов может также способствовать развитие (совершенствование) системы ОрВД и бортовых систем пилотажно-навигационного оборудования, а также развитие (совершенствование) летательных аппаратов, авиационных двигателей и систем.
  • В декабре 2015 г. экспертами и участниками рабочей группы «Малая и региональная авиация» Технологической платформы было подготовлено обращение (аналитическая записка) о необходимости сохранения подпрограммы «Малая авиация» в составе государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».
  • Эксперты и члены рабочей группы «Малая и региональная авиация» Технологической платформы надеются на успешное продолжение работ по развитию малой и региональной авиации в Российской Федерации, в том числе в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

Основные мероприятия Рабочей группы в 2014 году

В 2014 году была сформирована рабочая группа (дирекция) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация» (состав – 94 чел.); избран руководитель рабочей группы и поведены 2 заседания (слушания) рабочей группы; проведено совещание по рассмотрению вопросов развития авиационного поршневого двигателестроения в Российской Федерации, проведен круглый стол по теме «Совершенствование нормативно-правовой базы в области развития малой и региональной авиации в Российской Федерации»; разработана концепция «Правил проведения конкурсного отбора на предоставление субсидий в рамках подпрограммы «Малая авиация» ГП РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.»; разработаны и направлены в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации предложения по проекту ТТХ на проведение НИР «Системные исследования по анализу и прогнозу развития рынков и технологий в области малой авиации в Российской Федерации» (Шифр «Малая авиация - развитие»); ряд исследовательских проектов в области развития малой и региональной авиации, поддержанных Технологической платформой, признан победителями конкурсов и получил финансирование в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».


23.10.2014 г. Совещание «Рассмотрение проектов в области развития наземной авиационной инфраструктуры в рамках реализации комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация».

По инициативе ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Н.Э. Баумана» совещание было проведено в данном институте, который выступил с инициативой возглавить направление по развитию аэронавигационного обеспечения аэродромов малой и региональной авиации в рамках деятельности рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация».

В совещании приняли участие представители 17 организаций - участников Технологической платформы, а также специально приглашенные представители Федерального агентства воздушного транспорта, Филиала «НИИ Аэронавигации» ФГУП «ГосНИИ ГА» и ОАО «Концерн «Международные аэронавигационные системы». Совещание вели: Председатель Правления Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», Генеральный директор ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ», советник Генерального директора ФГУП «ЦАГИ» А.А. Ким и проректор по экономике и инновациям ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Н.Э. Баумана» Е.А. Старожук.

На совещании было представлено 7 докладов, в которых содержались предложения по развитию авиационной инфраструктуры в области малой и региональной авиации в Российской Федерации, прежде всего, в части аэронавигационного обеспечения (подробнее см. в Публикации).

ПУБЛИКАЦИЯ (совещание ТП, 23.10.2014 г.)

По итогам совещания был принят протокол, содержащий следующие решения. Секретариат Технологической платформы направил протокол и материалы совещания для ознакомления в Департамент авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации и Управление организации использования воздушного пространства Федерального агентства воздушного транспорта.


16.10.2014 г. Круглый стол «Совершенствование нормативно-правовой базы в области развития малой и региональной авиации в Российской Федерации».

Данное мероприятие проводилось в рамках деятельности рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация», созданной и функционирующей в составе Технологической платформы. Место проведения – Выставка-форум «Открытые инновации».

В установочном докладе Председателя Правления Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Кима были представлены основные направления развития нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области развития малой и региональной авиации в Российской Федерации, в том числе:

  • в области разработки и производства авиационной техники;
  • в области сертификации и эксплуатации авиационной техники;
  • в области развития наземной авиационной инфраструктуры и системы организации (управления) воздушным движением;
  • в области организации и выполнения полетов;
  • в области подготовки летного и инженерно-технического персонала.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Нормативно-правовая база по МРА)

Участники мероприятия выступили с предложениями и комментариями по отдельным вопросам и направлениям развития нормативно-правовой базы. Большинство участников Круглого стола согласилось с тем, что, несмотря на то, что вопросы формирования и совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области создания и эксплуатации авиационной техники, находятся в компетенции соответствующих федеральных органов исполнительной власти, разработка и продвижение необходимых документов должны осуществляться с привлечением широкой общественности и профессионального сообщества - участников рынка авиационной техники.

По итогам мероприятия в Технологическую платформу «Авиационная мобильность и авиационные технологии» поступили предложения по приоритезации вопросов, требующих решения в области совершенствования и развития нормативно-правовой базы в целях развития малой и региональной авиации в Российской Федерации. Данные предложения планируется использовать при формировании и актуализации планов деятельности рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация».


02.10.2014 г. Совещание рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация».

2 октября 2014 г. в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» состоялось установочное совещание рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация».

Решение о формировании комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация» было принято на заседании Правления Технологической платформы 21.03.2011 г. Организацией - координатором данного проекта является ФГУП «ЦАГИ». Предварительный состав рабочей группы был сформирован в количестве 28 человек, представляющих 24 организации.

В совещании приняли участие 66 человек, представляющих 39 организаций и 2 органа исполнительной власти (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности и технологий Самарской области), что гораздо больше предварительно сформированного номинального состава рабочей группы.

В выступлении Председателя Правления Технологической платформы А.А. Кима была представлена общая информация об организации и деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», а также об основных мероприятиях в области развития малой и региональной авиации, проведенных Технологической платформой в 2012 - 2014 гг.

А.А. Ким представил предварительный состав рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация», сформированный на основании предложений, поступивших в Технологическую платформу, и предложения по организации работы рабочей группы, включая наименования и области работы соответствующих подгрупп по отдельным направлениям и примерный план основных мероприятий.

В качестве первоочередного вопроса был поставлен вопрос о выборе руководителя рабочей группы. На заседании была предложена одна кандидатура – Генерального директора ООО «Аэроспецпроект», ведущего научного сотрудника ОАО «МАЦ» М.Л. Тарасенко. Большинством голосов М.Л. Тарасенко был избран руководителем рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация».

Вопросы организации работ в области развития малой и региональной авиации, в т.ч. в рамках деятельности Платформы, вызвали оживленную дискуссию. В обсуждении приняли участие: А.И. Дунаевский (ФГУП «ЦАГИ»), И.В. Никитин (НП «Национальная ассоциация производителей техники авиации общего назначения»), В.Ю. Демин (ОСКБЭС МАИ), М.Л. Тарасенко (ООО «Аэроспецпроект»), С.К. Колпаков (ОАО «МАЦ»), Г.Е. Бельфор (ОАО «НИИАО»), А.В. Гребенкин (ОАО «МИЭА»), А.И. Игнатов (ОАО «Авиапром»), Ю.А. Захарченко (ФГУП «ЦАГИ»), В.П. Ляпин (ОАО «ОДК»), С.В. Павлов (ОАО «ДКБА»), В.М. Фадеев (ОАО «Авиапром»), Е.М. Марголин (ОАО «Тюменьэкотранс»), В.А. Сбродов (ФГУП «ЦАГИ»), А.В. Корень (ЗАО «Центр стратегических разработок в гражданской авиации»).

Большинство выступающих пытались привлечь внимание к наиболее острым вопросам развития малой и региональной авиации в Российской Федерации (создание ЛА безаэродромного базирования, необходимость развития наземной авиационной инфраструктуры, необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, эффективность мер государственной поддержки), которые, по их мнению, требуют первоочередного решения, и предлагали сделать упор в работе рабочей группы именно на данных направлениях. Некоторые выступления были посвящены предложениям по организации рабочей группы (В.Ю. Демин, М.Л. Тарасенко, С.К. Колпаков, А.И. Дунаевский, В.П. Ляпин, В.А. Сбродов).

В качестве основных направлений деятельности рабочей группы (подгрупп) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация» участники совещания согласились определить следующие:

  • легкие многоцелевые самолеты вместимостью до 9 пассажиров;
  • легкие многоцелевые самолеты вместимостью от 10 до 19 пассажиров;
  • региональные самолеты вместимостью от 20 до 80 пассажиров;
  • легкие многоцелевые вертолеты;
  • самолеты для деловой авиации (бизнес-авиации);
  • летательные аппараты с расширенными возможностями базирования (самолеты-амфибии, экранопланы, самолеты с шасси на воздушной подушке, дирижабли конвертопланы, автожиры и др. нетрадиционные типы ЛА);
  • проекты в области создания (модернизации, модификации) объектов (элементов, подсистем) системы управления воздушным движением малой и региональной авиации;
  • проекты в области создания (модернизации, модификации) объектов (систем) наземной авиационной инфраструктуры малой и региональной авиации;
  • совершенствование нормативно-правовой базы в области развития малой и региональной авиации (разработка, сертификация и эксплуатация АТ, объектов системы ОрВД и наземной инфраструктуры, правила выполнения полетов).

По итогам совещания были приняты следующие решения:

  • организациям и лицам, заявленным в качестве участников (членов) рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация» проанализировать возможности своего участия в деятельности рабочей группы и представить актуализированные предложения по персональному составу рабочей группы (дирекции);
  • руководителю рабочей группы подготовить предложения по плану работы рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация» и направить их членам рабочей группы, организациям - участникам ТП и членам Правления ТП на согласование;
  • обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с предложением о проведении научно-исследовательской работы по анализу (оценке) состояния проектов, работ и технологий в области развития малой и региональной авиации в Российской Федерации, прогнозу развития перспективных рынков и разработке предложений по внедрению и дальнейшей коммерциализации продуктов и технологий, разрабатываемых в рамках государственных и федеральных целевых программ.

Соответствующий протокол был подписан и направлен участникам совещания, членам рабочей группы (дирекции) рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация», членам Правления ТП и организациям участникам ТП, а также размещен на официальном интернет-сайте Технологической платформы.

В рамках деятельности рабочей группы (дирекции) комплексного проблемно-ориентированного проекта «Малая и региональная авиация» разработаны и направлены в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации предложения по проекту требований к техническим характеристикам НИР «Системные исследования по анализу и прогнозу развития рынков и технологий в области малой авиации в Российской Федерации» (Шифр «Малая авиация - развитие») (письмо от 30.12.2014 г. № ТП-АК-137).


18-19.09.2014 г. Международная конференция по развитию региональных авиаперевозок «Региональная авиация России и СНГ - 2014».

Впервые данная Конференция состоялась в 2011 году, и ее основной целью является «всестороннее обсуждение на уровне власти и бизнеса основных вопросов развития региональной авиации, совершенствования вопросов нормативно-правового регулирования, обмена передовым опытом авиакомпаний и аэропортов, других предприятий отрасли, презентации современной авиационной техники для региональных и местных авиаперевозок» (сайт ЗАО «ЦСР ГА»). Список участников Конференции в 2014 году составил 176 человек. Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» в 2014 году впервые приняла участие в данной Конференции (подробнее см. в Тематическом обзоре).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР (18-19.09.2014 г.)

В рамках конференции были сформулированы требования к развитию авиационной техники и инфраструктуры, которые могут быть использованы при разработке и реализации текущих и перспективных авиастроительных программ. Представляется крайне полезным разработчикам и производителям российских ВС учитывать опыт эксплуатации российских и иностранных самолетов и вертолетов в российских авиакомпаниях, а также выявленные при этом положительные и отрицательные особенности.

Участие в конференции представителей иностранных государств позволяет более широко (глобально) рассматривать вопросы применения авиационной техники, а также тенденции (тренды), связанные с ее развитием и использованием.


01.08.2014 г. Совещание «Рассмотрение вопросов развития авиационного поршневого двигателестроения в Российской Федерации».

1 августа 2014 г. в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» состоялось выездное совещание по вопросам и перспективам развития поршневого двигателестроения в Российской Федерации.

Совещание было проведено в ООО «Промсервис», расположенном в Истринском районе Московской области. ООО «Промсервис» является многопрофильным производственно-конструкторским предприятием, одним из направлений деятельности которого является разработка перспективных авиационных поршневых двигателей для малой и региональной авиации. Партнером и непосредственным соседом ООО «Промсервис» является компания «Авиамаркет» («Хелипорт Истра») – один из крупнейших в России центров обслуживания и продажи вертолетов фирмы «Robinson».

Участники совещания обсудили особенности конструкции и производства данных двигателей, а также возможности кооперации с организациями - участниками Технологической платформы.

В качестве возможных направлений деятельности Технологической платформы было предложено организовать и провести ряд мероприятий (совещания, конференции, круглые столы) с целью выработки согласованной программы и плана действий по развитию проектов в области создания двигателей для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

Более подробно об этом мероприятии можно ознакомиться в разделе сайта «Двигателестроение для малой авиации».


03-04.07.2014 г. Круглый стол (конференция) «Проблемы и перспективы развития малой и региональной авиации в условиях Крайнего Севера и Арктики» в г. Нарьян-Маре.

3 - 4 июля 2014 г. в г. Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ) состоялся Круглый стол по теме «Проблемы и перспективы развития малой и региональной авиации в условиях Крайнего Севера и Арктики», в работе которого приняли участие около 50 ученых и специалистов, представляющих ведущие российские научно-исследовательские, конструкторские и производственные организации, авиационные предприятия Архангельской области и Ненецкого автономного округа, нефтегазодобывающие предприятия, работающие в данном регионе, представители иностранных производителей авиационной техники.

Организаторами мероприятия выступили:

  • Администрация Ненецкого автономного округа;
  • ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»;
  • Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

В первый день (3 июля 2014 г.) участники и гости круглого стола посетили ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» и совершили обзорную экскурсию по г. Нарьян-Мару. В этот день также были проведены некоторые рабочие встречи и переговоры.

Перед открытием мероприятия с красочным музыкальным приветствием выступил местный фольклорный ансамбль.

Открыл Круглый стол врио Губернатора Ненецкого автономного округа И.В. Кошин. С приветственным словом также выступили представители ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» ректор университета Е.В. Кудряшова и начальник управления инновационной деятельностью Е.А. Михайловский. Освятил работу круглого стола епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков.

Модератором Круглого стола выступил Генеральный директор ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ», Советник Генерального директора ФГУП «ЦАГИ», Председатель Правления Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким.

Программа Круглого стола, состоявшегося 4 июля 2014 г., включала в себя 2 основных блока вопросов:

  1. Требования к перспективным ВС для местных и региональных авиаперевозок;
  2. Развитие авиационных перевозок в Ненецком автономном округе и других районах Крайнего Севера с использованием перспективных авиационных технологий.

Всего в рамках Круглого стола было представлено 22 доклада.

С постановочным докладом на тему «Развитие малой и региональной авиации – приоритетное направление деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» выступил Генеральный директор ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ», Советник Генерального директора ФГУП «ЦАГИ», Председатель Правления Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким. В его докладе был представлен краткий обзор состояния рынка малой и региональной авиации в Российской Федерации, а также направления деятельности Технологической платформы в данной сфере. В качестве ключевых проблем, препятствующих развитию рынка малой и региональной авиации в России, были отмечены:

  • несовершенная нормативно-правовая база, как в области разработки и производства авиационной техники (лицензирование, сертификация), так и в сфере эксплуатации и обеспечения полетов (организация и управление воздушным движением, аэродромная инфраструктура);
  • негативная динамика и низкий уровень развития аэродромной инфраструктуры для осуществления местных и региональных авиаперевозок, в том числе связанные с избыточными требованиями, предъявляемым действующей нормативно-правовой базой;
  • отсутствие на рынке доступных и эффективных по своим летно-техническим, экономическим и эксплуатационным характеристикам воздушных судов (авиационных комплексов), обеспечивающих безубыточную деятельность по осуществлению авиационных перевозок и выполнению авиационных работ.

Серьезным фактором, сдерживающим развитие малой и региональной авиации в Российской Федерации, было названо отсутствие четкого планирования и координации работ, которую необходимо осуществлять не только в рамках отдельных отраслей или сегментов рынка, а путем формирования общей взаимоувязанной стратегии и постоянного мониторинга ее реализации, как на федеральном, так и на региональном уровне. По словам А.А. Кима, Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» во взаимодействии со всеми участниками рынка способна внести существенный вклад в развитие малой и региональной авиации в Российской Федерации.

Большой интерес у участников и гостей Круглого стола вызвали доклады следующих участников:

Н.Ф. Никитина, представляющего ОАО «Уральский завод гражданской авиации» (входит в структуру ГК «Ростех»), который выступил с докладом, содержащем предложения ГК «Ростех» по созданию многофункциональных самолетов РТ-9 и РТ-19 для развития авиационной деятельности в сегменте местных и внутрирегиональных перевозок, а также и решения широкого спектра задач в хозяйственном комплексе страны в условиях Крайнего Севера и Арктики.

В докладе Н.Ф. Никитина были представлены базовые требования к основным характеристикам перспективных 9-ти и 19-ти местных самолетов, разрабатываемых ГК «Ростех» в сотрудничестве с австрийской компанией «Diamond Aircraft Industries GmbH». При разработке самолета рассматривается возможность применения наиболее перспективных технических и технологических решений (композиционные материалы; дизельный двигатель, работающий на авиационном керосине; расширенные возможности базирования). Цена самолета планируется в размере: РТ-9 – 96,0 млн. рублей (без НДС), РТ-19 – 144,0 млн. рублей (без НДС). В настоящее время проект находится на стадии эскизно-технического проектирования, определяются источники финансирования, уточняется индустриальная модель.

Н.Ф. Никитин достаточно подробно рассказал о технических и организационно-финансовых аспектах развития проекта и ответил на многочисленные вопросы участников и гостей Круглого стола.

Б.Х. Хамидова, Генерального директора компании ООО «Полярное сияние» (дочернее предприятие ОАО «НК «Роснефть» и американской нефтяной компании «ConcoPhilips»), выступившего с докладом «Компания «Полярное Сияние» как пользователь услуг малой и региональной авиации».

В докладе Б.Х. Хамидова была достаточно подробно представлена деятельность нефтегазодобывающей компании «Полярное сияние», связанная с использованием авиационной техники; отмечены имеющиеся проблемы; сформулированы требования, представляемые к услугам по авиационному обеспечению. Основными проблемными вопросами авиационного обеспечения деятельности компании «Полярное сияние» являются:

  • необходимость увеличения парка, как грузопассажирских, так и исключительно пассажирских вертолетов типа Ми-8, используемых для смены вахт персонала с промыслов;
  • наличие потребности в вертолете, промежуточном по размерности между вертолетами Ми-8 и Ми-26, пассажировместимостью 30 - 35 человек и грузоподъемностью 5 - 6 тонн;
  • наличие потребности в вертолетах малой вместимости для перевозки небольших групп пассажиров и выполнения спецрейсов по санитарным заданиям;
  • наличие потребности в самолете класса Ан-24 и Ан-26 с современными летно-техническими характеристиками, экономичном и адаптированном под перевозку, как пассажиров, так и грузов;
  • необходимость развития сети метеостанций для более точной оценки погодных условий применительно к конкретному району работ.

По информации Б.Х. Хамидова, компания готова рассмотреть вопрос об авансовой оплате авиационных услуг на цели приобретения новой техники для обслуживания компании.

П.Н. Кожевникова, Генерального директора ООО «РУСЬАВИАПРОМ», представившего предложения ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» и компании «РУСЬАВИАПРОМ» по модернизации самолетов Ан-2 и Як-40.

По мнению участников Круглого стола, проект ремоторизации и модернизации Ан-2 (самолет Ан-2МС) является удачным и чрезвычайно актуальным для решения задач обновления парка воздушных судов местной и региональной авиации. Основной проблемой в реализации проекта на текущий момент является отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей на законных основаниях осуществлять модернизацию самолетов, не имеющих сертификата типа (эксплуатируемых на основании аттестата о годности ВС к эксплуатации).

В.Р. Михеева, начальника отдела конкурентного анализа и маркетинга перспективных проектов ОАО «Вертолеты России», представившего доклад «Вертолеты России для Крайнего Севера и Арктики».

В докладе В.Р. Михеева была представлена динамика объемов авиационных работ (в тыс. ч), выполняемых на вертолетах в интересах нефтегазодобывающих отраслей промышленности в период с 1986 г. по 2013 г. Представленные данные свидетельствуют о значительном сокращении объемов авиаработ, происшедшем в первой половине 1990-х годов (снижение объемов авиработ в интересах нефтедобывающих и газодобывающих компаний – в 3 - 4 раза, снижение объемов авиаработ в целях геологоразведки – в 13 раз). При этом, начиная с 2000 года, объемы авиаработ начали постепенно расти, увеличившись в 2013 году по отношению к 1997 году: в 2,1 раза (газовая промышленность), в 1,8 раза (нефтедобывающая промышленность), в 1,6 раза (геологоразведка) и приблизившись к максимальным объемам авиаработ, достигнутым в период плановой экономики (серьезное отставание пока сохраняется в области геологоразведки).

В докладе В.Р. Михеева также были представлены текущие и перспективные проекты холдинга ОАО «Вертолеты России»:

  • модернизированный средний транспортный многоцелевой вертолет Ми-171А2;
  • средний многоцелевой палубный вертолет Ка-32;
  • модернизированный тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2;
  • перспективный легкий многоцелевой вертолет «Ансат» (сертификация планируется в 2014 г.);
  • модернизированный легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т (сертификация планируется в 2014 г.);
  • перспективный многоцелевой вертолет промежуточного класса Ка-62 (сертификация планируется в 2015 г.);
  • вертолет повышенной грузоподъемности Ми-38 (сертификация планируется в 2015 г.; начало серийного производства – в 2016 г.);
  • перспективный легкий вертолет взлетной массой 2,5 т (год ввода в эксплуатацию – 2015 г.);
  • перспективный средний вертолет (год ввода в эксплуатацию – 2020 г.).

Со стороны участников Круглого стола были заданы вопросы (зачастую сформулированные в виде претензий к ОАО «Вертолеты России») в связи с затягиванием сроков сертификации и начала производства вертолетов Ми-38, Ка-62 и «Ансат», а также отсутствием в текущей продуктовой линейке Холдинга легкого вертолета.

Очень яркими и эмоциональными (с одной стороны) и содержательными и конкретными (с другой стороны) стали выступления представителей авиапредприятий, работающих в Ненецком автономном округе и Архангельской области (ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», ОАО «2-й Архангельский объединенный авиаотряд»), а также Транспортного союза Северо-Запада (г. Санкт-Петербург).

Первый заместитель Генерального директора ОАО «2-й Архангельский объединенный авиаотряд» М.А. Кабринский обратил внимание на состояние и оснащение местных аэропортов северо-западных регионов страны (Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Республика Карелия).

Основными нерешенными на текущий момент проблемами местных аэропортов, по мнению М.А. Кабринского, являются: отсутствие оборудованных элементарными удобствами для пассажиров зданий аэровокзалов (тепло, телефон, минимальное питание) и слаборазвитая система аэронавигации, включая радиотехническое и светотехническое оборудование (развитие которой осталось на уровне 1950-х годов). Кроме того, состояние грунтовых посадочных площадок в условиях местных погодных условий часто требует использования дорогостоящих вертолетов (вместо самолетов), что делает непредсказуемым объемы финансирования, необходимые для субсидирования местных авиаперевозок.

Что касается самолетов, которые могли бы заменить существующий парк, то, по мнению М.А. Кабринского, таких проектов в России на сегодняшний день нет. По его словам, топливная эффективность самолета Л-410 на расстояниях более 250 км (420 кг/ч) значительно уступает топливной эффективности самолета DHC-6 Series 400 Twin Otter (215 кг/ч).

Выступление Генерального директора ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» В.Е. Остапчука было посвящено вопросам авиационного обеспечения Северного морского пути и офшорным полетам.

Ключевой проблемой использования вертолетов типа Ми-8 – по мнению докладчика – единственного российского вертолета, обеспечивающего экономически эффективные офшорные полеты (Ми-2 недостаточен по грузовместимости, Ка-32 слишком дорог в эксплуатации) – при осуществлении авиационного обеспечения Северного морского пути (вертолеты Ми-8 обеспечивают ледовую разведку и доставку оборудования на северные метеорологические станции) и шельфовой добычи углеводородов являются недавно введенные требования ИКАО по ограничению максимальной взлетной массы вертолетов до 9 тонн, допускаемых к посадке на морских судах и плавучих буровых платформах (ранее допускалось использование вертолетов взлетной массой до 13 тонн). Введение данных ограничений фактически исключало использование российских вертолетов для обслуживания ледоколов и буровых платформ. По мнению В.Е. Остапчука, необходимо изменение данных требований.

Другими предложениями В.Е. Остапчука по развитию российских технологий, необходимых для обеспечения эксплуатантов отечественной авиационной техники в условиях Крайнего Севера и Арктики, являются:

  • необходимость разработки специального переносного санитарного оборудования (для эвакуации людей) для вертолетов, не уступающего по своим функциональным характеристикам иностранным аналогам;
  • необходимость разработки системы стабилизации висения над водой для российскмх вертолетов (имеющейся на иностранных вертолетах, но отсутствующей на вертолетах типа Ми-8);
  • необходимость разработки отвечающих современным требованиям средств спасения (спасательные плоты, жилеты, гидрокостюмы).

Что касается местных авиаперевозок, осуществляемых ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», то, по мнению докладчика, прежде всего, благодаря значительной финансовой поддержке регионального бюджета, уровень обеспечения авиационными перевозками в Ненецком автономном округе достаточно высок: каждый житель округа, проживающий вне столицы – г. Нарьян-Мара, пользуется услугами авиотряда не реже 1 раза в год.

Затрагивая тему замены существующего парка и требований, предъявляемых к перспективным воздушным судам, В.Е. Остапчук отметил высокую надежность эксплуатируемых авиаотрядом вертолетов типа Ми-8МТВ, а также существенную долю затрат на топливо в структуре летного часа ВС, эксплуатируемых авиаотрядом, связанную в том числе с высокой стоимостью топлива (керосин, авиационный бензин) в местах базирования.

Что касается самолетов, то, по мнению В.Е. Оступчука, экономически эффективная эксплуатация самолетов вместимостью до 20 кресел в местах работы авиаотряда (плечо – до 500 км) невозможна. Наиболее интересным предложением со стороны промышленности на сегодняшний день он считает проект ремоторизации самолета Ан-2 (самолет Ан-2МС), разработанный ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» и продвигаемый ООО «РУСЬАВИАПРОМ» (см. ниже, выступление П.Н. Кожевникова).

Руководитель департамента НП «Транспортный союз Северо-Запада» Б.Р. Панфилов проинформировал участников Круглого стола о деятельности рабочей группы по восстановлению и развитию региональных и местных авиаперевозок на территории Северо-Западного федерального округа.

Одними из важных достижений рабочей группы следует отметить сбор и систематизацию информации о текущем состоянии и проблемах региональных и местных авиаперевозок на территории округа, а также разработку основных направлений по их восстановлению и дальнейшему развитию. В качестве приоритетного мероприятия, предлагаемого НП «Транспортный союз Северо-Запада» рекомендуется создание на базе ФКП «Аэропорт Амдерма» казенного предприятия «Аэропорты Северо-Запада» с включением в его состав региональных и местных аэропортов северной части (Арктическая зона) Северо-Западного федерального округа.

Отдельного рассмотрения заслуживает доклад В.П. Зайцева, представляющего ФГУП «ЦАГИ» и ОАО «Интеравиагаз», выступившего с докладом «Перевод воздушных судов малой и региональной авиации на газомоторную технологию удешевит авиаперевозки и улучшит транспортную доступность территорий Крайнего Севера и Арктики, а также Сибири и Дальнего Востока», а одном блоке с которым выступили Л.С. Яновский, А.Н. Костюченков (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова») и А.В. Литвиненко (ОАО «НИПИгазпереработка»).

В своем выступлении В.П. Зайцев достаточно подробно осветил возможности применения газового топлива для ВС гражданской авиации, отдельно акцентировав внимание на возможностях применения топлив, разработанных на основе газов пропан-бутанового ряда, как наиболее близких по своим характеристикам к традиционному авиационному топливу – авиационному керосину. Одним из наиболее глубоко проработанных проектов по применению газа в качестве авиационного топлива является проект создания и опытной эксплуатации двухтопливной модификации вертолета Ми-8, работающего, как на обычном авиационном керосине, так и на специально разработанном газовом топливе – так называемом АСКТ (авиационное сконденсированное топливо). Основной объем работ по проекту был выполнен еще в конце 1980-х годов, когда состоялся первый полет экспериментального газотопливного вертолета. Позднее были разработаны:

  • рекомендуемый состав топлива, о котором более подробно рассказал Л.С. Яновский (представляющий ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
  • технология получения АСКТ, в том числе на мобильных блочных установках, о которой рассказал А.В. Литвиненко (представляющий ОАО «НИПИгазпереработка»);
  • средства хранения и заправки воздушных судов газовым топливом, разработанные ОАО «Интеравиагаз».

Однако, несмотря на очевидную общую экономическую эффективность проекта, данный проект до настоящего времени не реализован. Основной причиной этого является большая организационная сложность проекта:

количество участников – не менее 6 организаций, представляющих различные отрасли экономики (авиационная промышленность, нефтегазодобывающая промышленность, нефтехимическая промышленность, воздушный транспорт);

отсутствие согласованной всеми участниками проекта единой финансово-экономической модели проекта, учитывающей особенности и интересы всех участников;

необходимость проведения ряда дополнительных работ, необходимых для получения всех разрешительных документов (квалификационные испытания и допуск АСКТ к применению на авиатехнике; сертификация двухтопливной модификации вертолета и двигателя; организация проведения работ по модификации и модернизации вертолета; оснащение мест базирования вертолетов соответствующей топливно-заправочной инфраструктурой).

Для практической реализация проекта в 2013 году по инициативе ОАО «ОПК «Оборонпром» и ОАО «НИПИгазпереработка» в рамках Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» был сформирован специальный комплексный проблемно-ориентированный проект «Внедрение газомоторной техники на авиационном транспорте» и образована соответствующая рабочая группа.

Основной задачей данной рабочей группы на текущий момент является разработка и согласование единой финансово-экономической модели технико-экономического обоснования создания и опытной эксплуатации двухтопливного вертолета, а также определение возможных источников финансирования работ по проекту.

В рамках работы Круглого стола также были представлены доклады следующих участников:

  • Ю.А. Захарченко (ФГУП «ЦАГИ») «Требования к перспективному самолету с шасси на воздушной подушке для эксплуатации в районах Крайнего Севера. Развитие региональных транспортных систем Ненецкого автономного округа с использованием перспективных технологий. Стоимость создания перспективной аэродромной инфраструктуры в Арктике. Предложения по упрощению правил аттестации, подготовки и эксплуатации площадок базирования в Арктике»;
  • С.А. Анциферова (ООО «Авиакорпорация «Витязь») «Применение самолетов DHC-6 Series 400 TwinOtter в условиях Крайнего Севера и Арктики»;
  • А.В. Сахарутова (Exclases Holdings Ltd) «Вертолетная техника AgustaWestland»;
  • А.А. Зинченко (ООО «ВАИС-Техника») «Отечественное современное бортовое оборудование для авиации общего назначения»;
  • В.И. Ахрамеева (ЗАО «Техавиакомплекс») «Новые разработки в области транспорта, в т.ч. для использования в районах Крайнего Севера»;
  • В.В. Бендерова (ООО «НППФ Спектр») «Дифференциальная навигация для транспортных задач Северных регионов»;
  • В.В. Митрофовича (ФГУП «ЦАГИ») «Беспилотные авиационные комплексы вертикального взлета и посадки вентиляторного типа для мониторинга объектов промышленной инфраструктуры и транспортно-эвакуационных мероприятий (БПЛА ВВП ВТ), ветроэнергетические установки на базе диффузорного ускорителя (ДВЭУ)»;
  • А.В. Ильюши (ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления») «Северо-Западная региональная система децентрализованного производства и использования сконденсированных газомоторных топлив на основе «бесфакельных» систем освоения и эксплуатации нефтяных месторождений»;
  • С.В. Павлова (ОАО «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики») «Использование воздухоплавательных комплексов и воздухоопорных защитных сооружений в интересах решения».

Участники и гости Круглого стола остались очень довольны проведенным мероприятием. Были установлены новые деловые контакты, намечены планы по разработке и реализации совместных проектов. По результатам мероприятия подготовлен протокол, содержащий основные направления дальнейших работ по развитию малой и региональной авиации в Российской Федерации, в том числе в районах Крайнего Севера и Арктики.

В качестве основного направления дальнейших шагов по развитию авиационного обеспечения районов Крайнего Севера и Арктики предлагается рассмотреть возможность разработки специальной подпрограммы «Авиационное обеспечение» и включение ее в состав государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Целью данной подпрограммы должно стать создание эффективной системы авиационного обеспечения задач освоения Арктической зоны и российского присутствия в Антарктике на основе использования отечественных инновационных технологий, координации и дополнения мероприятий по развитию авиационной деятельности в Арктике, предусмотренных в ряде действующих государственных и федеральных целевых программах.


10-12.06.2014 г. Авиасалон малой и региональной авиации «Авиарегион-2014» (Московская обл., г. Воскресенск).

Организатором мероприятия выступила Ассоциация гражданской «Авиасоюз» при поддержке Правительства Московской области и Администрации Воскресенского муниципального района.

На авиасалоне были представлены стенды и экспозиции разработчиков и производителей авиационной техники (всего – 10), а также различные типы летательных аппаратов отечественного и иностранного производства (всего – 12). В рамках мероприятия прошла официальная пресс-конференция, была продемонстрирована летная программа (выступления пилотажной группы «Стрижи», прыжки парашютистов, рекламные полеты участников авиасалона), был проведен круглый стол «Малая и региональная авиация» (подробнее см. в Тематическом обзоре).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР (10-12.06.2014 г.)

14.03.2014 г. Рабочее совещание (слушания) по рассмотрению предложений по формированию тематики прикладных научных исследований в области аэростатических летательных аппаратов.

14 марта 2014 г. в рамках участия Технологической платформы в реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» было проведено рабочее совещание (слушания), посвященное рассмотрению предложений по формированию тематики прикладных научных исследований в области аэростатических летательных аппаратов.

На совещании присутствовали ведущие российские ученые и специалисты в области дирижабельной техники, эксперты Технологической платформы и Министерства образования и науки Российской Федерации. С основным докладом по рассматриваемой тематике выступил Генеральный директор ЗАО «Аэростатика» А.Н. Кирилин. В докладе были представлены достоинства аэростатических летательных аппаратов; их эволюция и тенденции развития; области применения; наиболее интересные проекты, разработанные, как в России, так и за рубежом; ключевые направления развития технологий, обеспечивающих создание дирижаблей нового поколения.

Основной тезис докладчика – дирижабли нового поколения с уникальными летно-техническими и эколого-экономическими параметрами способны произвести революцию в технологии транспортных перевозок, изменить парадигму в транспортной логистике.

Более подробно А.Н. Кирилин рассказал о практической работе ЗАО «Аэростатика» и дальнейших планах по проектированию и производству дирижаблей в России:

  • Все разрабатываемые фирмой проекты базируются на многолетнем поиске принципиально новых конструкторско-технологических и эксплуатационных решений в области дирижаблестроения (фирма «Аэростатика» уже построила несколько дирижаблей, в том числе 2 – для Министерства обороны Российской Федерации – «Аэростатика-01» и «Аэростатика-02»; и имеет 8-летний опыт их эксплуатации, включая 3-летний опыт коммерческой эксплуатации над Москвой);
  • ЗАО «Аэростатика» располагает большим объемом «ноу-хау», патентов, научными и конструкторско-технологическими заделами по транспортным дирижаблям жесткого типа.

В 2008 году фирма «Аэростатика» разработала проект «Создание транспортной системы на основе дирижаблей». Проект прошел экспертизу и получил положительные заключения:

  • Академии наук авиации и Воздухоплавания;
  • Рабочей группы ВПК при Совете Министров Российской Федерации по инновационным проектам.

Основные положения данного проекта вошли в проект «Концепции развития дирижаблестроения России на период до 2020 года».

По поручению Правительства Российской Федерации Минпромторг России и ряд министерств (Минэкономразвития России, Минтранс России, Минобороны России, МЧС России) в 2010-2011 гг. разработали проект «Комплексной целевой программы развития дирижаблестроения России на период до 2020 года». ЗАО «Аэростатика» является одним из соразработчиков данной программы.

Основные планируемые результаты ПНИ:

  • «Ноу-хау», патенты (или полезные модели) на способы и устройства;
  • Комплекс проектировочных методик и математических моделей по расчету геометрических, энергетических и массовых характеристик перспективных аэростатических летательных аппаратов, которые составят основу методологии проектирования дирижаблей нового поколения;
  • Практические рекомендации по выбору предпочтительных проектных параметров транспортных дирижаблей нового поколения, основанные на структурно-параметрическом анализе аэростатических ЛА с различными типами конструкции и силовой установки в широком диапазоне размерностей (грузоподъемностью от 5 до 1 000 тонн);
  • Новый метод воздушно-тепловой противооблединительной (противоснеговой) защиты корпуса дирижабля, обеспечивающий круглогодичную стоянку ЛА под открытым небом;
  • Новые методы швартовки дирижабля к причальным устройствам посредством наземной команды численностью 1 - 2 человека; швартовки и стоянки на площадках малого размера, включая крыши гостиниц в центре города;
  • Новая конструктивно-силовая схема жесткого дирижабля с цельнокомпозиционным корпусом, обеспечивающая малую материалоемкость конструкции и ее высокую весовую отдачу;
  • Новые методы общей сборки суперкрупногабаритных ультралегконагруженных элементов конструкции дирижабля с низкими показателями трудозатрат;
  • Оценка летно-технических и экономических параметров аэростатических летательных аппаратов различных технических концепций;
  • Технико-экономическая оценка показателей перспективных транспортных аэростатических ЛА средней, большой и сверхбольшой грузоподъемности;
  • Аванпроекты безбалластных и балластируемых многоцелевых и транспортных дирижаблей грузоподъемностью от 5 до 200 тонн;
  • Проекты технических заданий на проведение ОКР по многоцелевым и транспортным дирижаблям различной размерности.

На совещании было отмечено, что наиболее перспективными областями применения аэростатических летательных аппаратов являются:

  • сложные транспортные операции;
  • наблюдение и разведка;
  • специальные задачи (ретрансляция сигналов связи, спасение и помощь в чрезвычайных ситуациях, воздушное базирование спец. техники);
  • туризм.

Обсуждение доклада вызвало большой интерес со стороны участников, многие из которых имеют практический опыт в области создания и эксплуатации дирижабельной техники. Было отмечено исторически сложившееся несколько скептическое отношение к дирижаблям со стороны широкой публики, вызванное, во-многом, субъективными факторами (использование взрывоопасного водорода, а не гелия; несовершенство технологий причаливания; межгосударственное противостояние в период 1930-х годов), большинство из которых в настоящее время преодолены.

По результатам совещания, с учетом рекомендаций экспертов, был сформирован проект технического задания на выполнение прикладных научных исследований по теме: «Исследования и разработка критических технологий, необходимых для создания транспортных аэростатических летательных аппаратов нового поколения с уникальными летно-техническими и эксплуатационными характеристиками, высокой энергетической, экологической и экономической эффективностью».

Ключевыми технологическими направлениями, которые должны быть разработаны и апробированы в рамках предлагаемой работы, являются:

  1. Разработка конструкции, технологии изготовления из композиционных материалов и сборки корпусов жестких дирижаблей большой грузоподъемности;
  2. Разработка вентильного электродвигателя мощностью не менее 60 л.с. вспомогательной силовой установки дирижабля с контроллером, батареей литиевых аккумуляторов и зарядным устройством;
  3. Разработка швартовочно-причальных устройств (причальная мачта, носовой причальный узел корпуса дирижабля, анкеры, электролебедки, шасси с самоориентирующимися пневматиками) для швартовки и стоянки дирижабля;
  4. Разработка воздушно-тепловой противооблединительной (противоснеговой) системы корпуса дирижабля;
  5. Разработка интегрированного пилотажно-навигационного комплекса дирижабля, способного перенастраиваться на функционирование ЛА различной размерности.

По мнению экспертов, успешное выполнение данной работы обеспечит формирование необходимого научно-технологического задела, который позволит перейти к практическому созданию дирижаблей нового поколения для решения широкого круга задач в интересах различных отраслей экономики.

Основные мероприятия Рабочей группы в 2012-2013 гг.

При формировании Технологической платформы и обосновании целей ее создания необходимость развития социально-значимых региональных и местных авиаперевозок (как пассажирских, так и грузовых) рассматривалась в качестве одного из основных аргументов. На заседании Правления Платформы 21 марта 2011 г. в числе первоочередных комплексных проблемно-ориентированных проектов под первым порядковым номером был предложен проект «Возрождение местных авиаперевозок», впоследствии переименованный – в проект «Малая и региональная авиация».

В данный период Платформой было организовано и проведено несколько экспертно-аналитических мероприятий в форме открытых слушаний с участием большого количества экспертов и заинтересованных организаций, на которых рассматривались проекты создания летательных аппаратов и других видов авиационной техники для малой и региональной авиации. Кроме того, представители Технологической платформы приняли участие в ряде выездных мероприятий, посвященных развитию данного сегмента.

28.11.2013 г. Экспертно-аналитическое мероприятие ТП «Рассмотрение вопросов согласованного развития проектов создания (модернизации) воздушных судов малой и региональной авиации с планами (мероприятиями) по развитию авиационной инфраструктуры в Российской Федерации».

27.08.2013 г. Круглый стол по развитию малой авиации, организованный Министерством промышленности и технологий Самарской области.

23.04.2013 г. Экспертно-аналитическое мероприятие ТП «Рассмотрение вопросов прогнозирования развития российского и мирового рынков коммерческих пассажирских самолетов, транспортных самолетов, вертолетов, малой авиации на период до 2030 года».

06.09.2012 г. Экспертно-аналитическое мероприятие ТП «Перспективные технологии дирижаблестроения, а также других ЛА, использующих аэростатические принципы воздухоплавания».

30.08.2012 г. Экспертно-аналитическое мероприятие ТП «Перспективные технологии создания летательных аппаратов для малой и региональной авиации».

23-25.08.2012 г. Всероссийский форум малой авиации в рамках Международного авиатранспортного форума в г. Ульяновске.

08.06.2012 г. Экспертно-аналитическое мероприятие ТП «Перспективные технологии создания летательных аппаратов для малой и региональной авиации».