nachodki.ru интернет-магазин

Кабинет ТП / Новый виток в развитии двигателестроения для легкой и малой авиации

 

 

Новый виток в развитии двигателестроения для легкой и малой авиации

Проблема развития малой и региональной авиации в нашей стране неразрывно связана с созданием эффективных двигателей для легких самолетов и вертолетов. Разработчики и производители воздушных судов вынуждены ориентироваться на имеющиеся на рынке зарубежные продукты, которые, по оценкам ведущих специалистов, не лишены недостатков как по своим техническим и эксплуатационным характеристиками, так и по экономическим параметрам.

Оказываемая государством поддержка разработки и производства гражданской авиационной техники, сконцентрирована, в-основном, на проектах создания «большой» авиации; в то время как компании (организации), занимающиеся разработками в области малого авиационного двигателестроения, вкладывают собственные средства и не имеют ясных ориентиров по перспективам развития соответствующих рынков.

Идея проведения мероприятия, посвященного данной проблеме, возникла еще в 2014 году, во время посещения ООО «Промсервис» (Московская обл., Истринский район), занимающегося разработкой поршневых двигателей и соответствующих технологий для самолетов и вертолетов малой авиации.

ПУБЛИКАЦИЯ

Коллеги из ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», эксперты Технологической платформы согласились с объективной потребностью в создании и развитии двигателей для легкой и малой авиации, существующей на российском и мировом рынке; наличием достаточно большого количества компетенций и инициативных разработок (проектов) в Российской Федерации; необходимостью координации существующих и разработки дополнительных мер поддержки реализуемых проектов.

31 марта 2017 г. представители Технологической платформы снова посетили производственную площадку ООО «Промсервис» и убедились, что за прошедший период коллеги из ООО «Промсервис» достигли большого прогресса. В поездке и состоявшемся в рамках нее рабочем совещании приняли участие: Председатель Правления Технологической платформы А.А. Ким, начальник отдела авиационных поршневых двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Л.А. Финкельберг, Генеральный директор ООО «Промсервис» Ю.Д. Баженов, Заместитель Генерального директора ООО «Промсервис» Д.А. Кунин, Главный конструктор ООО «Промсервис» Э.Б. Бабенко. Во время посещения мы стали свидетелями начала испытаний перспективного авиационного поршневого двигателя, созданного уже как реальный образец. Оптимальная зона мощности нового двигателя – 130-160 л.с. – соответствует размерностям наиболее востребованных на мировом рынке двигателей компании «Rotax» (Австрия). Дальнейшие перспективы нового двигателя зависят от характеристик его конкурентоспособности, которые будут определены по результатам испытаний и необходимых доработок.

Дополнительная информация:

Развитие малой и региональной авиации в Российской Федерации является одним из стратегических направлений деятельности Технологической платформы. В предыдущие годы по данному направлению Платформой было организовано и проведено несколько значимых тематических мероприятий; участниками и экспертами Платформы были предложены конкретные исследовательские и технологические проекты, механизмы государственной поддержки их практической реализации.

В целом, развитию малой и региональной авиации в России в последние годы уделяется достаточно большое внимание, в т.ч. на уровне решений (поручений) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Предпринимаемые Правительством Российской Федерации и отдельными субъектами Российской Федерации меры по субсидированию местных и региональных авиаперевозок, местных аэропортов (аэродромов), развитию (реконструкции) аэропортов (аэродромов) в определенной степени обеспечивают решение задач транспортной доступности отдельных территорий (регионов) Российской Федерации. В то же время динамика изменения показателей (объемов) местных и региональных авиаперевозок, осуществления авиационных работ, развития авиации общего назначения свидетельствует о крайне низком уровне развития данных сегментов рынка; устойчивых позитивных тенденций пока, к сожалению, не наблюдается.

Основные проблемы в области развития малой и региональной авиации в нашей стране связаны, прежде всего, с отсутствием комплексного подхода к решению имеющихся проблем и поставленных (сформулированных) задач. Безусловно, субсидирование стоимости местных и региональных авиаперевозок, включая затраты на содержание и развитие наземной инфраструктуры, является одним из важнейших элементов государственной политики в области транспортного обеспечения и социальной защиты населения. В то же время, большой нереализованный потенциал повышения доступности авиаперевозкок на местных и региональных авиалиниях, увеличения объемов авиаработ, развития авиации общего назначения (частной и деловой) – имеется в проведении организационно-технических мероприятий, связанных с устранением избыточных требований, предъявляемых к участникам рынка, и оптимизацией (совершенствованием) нормативно-правовой базы. Это касается, как правил осуществления полетов и функционирования объектов наземной инфраструктуры, так и правил допуска ВС к эксплуатации, а также условий и порядка сертификации авиационной техники.

Необходима разработка специальных мер, стимулирующих привлечение частного бизнеса в данную сферу. Для этого должны быть разработаны четкие и прозрачные правила, стабильные на долгосрочную перспективу и не допускающие двояких толкований. К числу основных вопросов, требующих решения, следует также отнести наличие механизмов государственного субсидирования расходов на НИОКР и сертификацию авиационной техники малой авиации.

Абсолютный приоритет должен уделяться вопросам обеспечения безопасности полетов и недопущения незаконного вмешательства в деятельность авиационных предприятий и авиационного персонала. Для этого необходимо максимально широко информировать общественность и авиационных специалистов о причинах авиационных происшествий и авиакатастроф, привлекать к разработке (совершенствованию) нормативно-правовых актов всех заинтересованных организаций и лиц.

Важнейшим направлением развития малой и региональной авиации является развитие (совершенствование) конструкции и технологий ВС, авиационных двигателей, систем и оборудования ЛА, а также объектов системы управления воздушным движением и наземной авиационной инфраструктуры. Улучшение летно-технических, экономических и эксплуатационных характеристик авиационной техники малой и региональной авиации также может дать существенный импульс к развитию данного сегмента рынка.

Научно-техническая конференция «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации»

Концепция мероприятия:

В рамках предстоящего мероприятия планируется представить и обсудить состояние работ (проектов) в области создания перспективных двигателей для малой и региональной авиации, реализуемых в Российской Федерации как с помощью мер государственной поддержки, так и за счет собственных средств организаций и инвесторов; оценить их возможные перспективы, а также потребности (возможности) кооперационного взаимодействия; сформировать общее видение (концепцию) развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, включая необходимые меры государственной поддержки.

На мероприятие приглашены представители компаний (организаций), занимающихся разработкой и производством воздушных судов легкой и малой авиации, с целью информирования их о состоянии работ (проектов) по созданию перспективных авиационных двигателей, получения их экспертных оценок о возможностях применения тех или иных разработок на практике, а также информации о необходимых типоразмерах двигателей, их номенклатуре и количестве в обозримом будущем.

В соответствии с достигнутой договоренностью с ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» планируется совместное проведение Конференции на площадке ЦИАМ.

В процессе подготовки и планирования мероприятия обсуждались основные параметры (границы) типоразмерного ряда двигателей, которые предполагается рассматривать в качестве объектов будущих работ. В результате, было достигнуто общее понимание того, что в качестве ключевого экспертного мнения следует рассматривать позицию основных потребителей – конструкторских организаций, осуществляющих разработку перспективных летательных аппаратов.

Также достаточно бурно осуждалась программа Конференции – какие доклады и в какой последовательности следует предусмотреть. В итоге было принято решение провести дополнительное согласование этого вопроса с ведущими конструкторскими, производственными и научными организациями до 20 сентября 2017 г., по итогам которого будет сформирована базовая программа мероприятия.  

В качестве дальнейшего развития данного направления планируется разработка и согласование программы развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, представление и обоснование ее в федеральных органах государственной власти, включение наиболее перспективных проектов (разработок) в реализуемые государственные и федеральные целевые программы.

Основные участники (приглашенные):

  • разработчики и производители двигателей для легкой и малой авиации;
  • разработчики и производители ВС легкой и малой авиации;
  • представители федеральных органов исполнительной власти;
  • представители фондов поддержки научно-технической деятельности и институтов развития;
  • организации - участники и эксперты Технологической платформы;
  • заинтересованные организации и эксперты.

 

Проведение мероприятия:

3 октября 2017 г. состоялась Научно-техническая конференция «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации», организованная Технологической платформой совместно с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова». В мероприятии приняли участие около 150 экспертов и специалистов.

В ходе работы Конференции было представлено 20 докладов, состоялся обмен мнениями о перспективах развития газотурбинного и поршневого двигателестроения для малой и региональной авиации, а также реализации конкретных двигателестроительных проектов, сформирована рабочая группа для подготовки итоговых решений и организации дальнейших работ по развитию авиационного двигателестроения в области малой и региональной авиации в Российской Федерации.

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ

В ближайшее время будет подготовлен и размещен на сайте Платформы Обзор ключевых аспектов представленных докладов, а также наиболее важных проблемных вопросов, поднятых в процессе обсуждения.

Благодарим всех докладчиков и гостей нашего мероприятия за активное участие и профессионализм!

А также благодарим руководство ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» за предоставление зала и организацию приема участников конференции!

Открытие Конференции (Ким А.А., ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии»)

Приветственное слово (А.И. Ляшенко, Минпромторг России)

Требования к ВС МРА и приоритеты развития СУ (В.В. Клочков, ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»)

Прогноз спроса на ВС малой и региональной авиации, проекты СибНИА (Д.Н. Смирнов, ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»)

Производство ВС и двигателей для АОН (презентация, И.В. Никитин, НАП АОН)

Производство ВС и двигателей для АОН (доклад, И.В. Никитин, НАП АОН)

Концепция формирования типоразмерного ряда двигателей для МРА (А.И. Дунаевский, ФГУП «ЦАГИ»)

Перспективы развития поршневых двигателей (Л.А. Финкельберг, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»)

Опыт и разработки двигателей ПАО «ОДК-Сатурн» до 1 500 л.с. (М.Н. Буров, ПАО «ОДК-Сатурн»)

Проекты двигателей для малой и региональной авиации АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (С.А. Родюк, АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»»)

Авиационные бензины для поршневых двигателей (Л.С. Яновский, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»)

Проекты поршневых двигателей АПД-110/120 и АПД-25/309 (В.Н. Виноградов, ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат»)

Авиационные двигатели ОКБ моторостроения (В.А. Коновалов, ОКБМ)

Семейство перспективных авиационных поршневых двигателей АПД-Уфа (Р.Д. Еникеев, УГАТУ)

Отечественные технологии – отечественному двигателестроению (Ю.Н. Денисенко, 118 Отдельный учебный центр специального назначения)

Авиационный поршневой двигатель «Ритм» (Э.Б. Бабенко, ООО «Промсервис»)

Создание семейства гибридных СУ для БПЛА (Е.Д. Крылов, В.О. Рутковский, ООО НПП «Авиамеханика»)