Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Кабинет ТП / Стратегические акценты в развитии отрасли

 

 

Стратегические акценты в развитии отрасли

В конце 2016 года был официально опубликован проект Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; в связи с чем в Технологическую платформу поступило большое количество отзывов и предложений (в том числе от членов Наблюдательного совета Платформы, а также от коллег из Союза авиапроизводителей России) о рассмотрении данного документа в рамках деятельности Платформы.

Данный документ имеет важное значение для развития авиастроения и смежных отраслей, прежде всего, с точки зрения ее увязки со стратегией развития воздушного транспорта, планами и программами деятельности компаний и организаций, реализацией конкретных авиастроительных программ (проектов), организацией работ по созданию научно-технического задела. В 2017 году аппаратом Технологической платформы и заинтересованными организациями была проведена большая работа по анализу методологических и юридических аспектов проекта Стратегии, а также связанных с ней документов.

Анализ рассматриваемого документа показал, что главный содержащейся в нем посыл – это ориентация на мировой рынок и встраивание отрасли в международное разделение труда. Соответственно акцент в предлагаемых направлениях и мерах господдержки сделан на продвижении экспортно-ориентированных проектов, изменении (оптимизации) специализации финальных интеграторов, развитии отечественных поставщиков комплектующих и интеграторов 2-4 уровня.

Данное направление в целом соответствует мировым трендам и развитию ведущих иностранных производителей. С точки зрения управленческих воздействий, реализация предлагаемых мер, в-основном, находится в зоне корпоративной ответственности интегрированных структур (компаний) отрасли. Меры государственной поддержки и соответствующего стимулирования, безусловно, могут оказать определенное влияние, однако конечные результаты будут определяться, прежде всего, эффективностью работы менеджмента компаний.

С точки зрения содержания документа, на наш взгляд – недостаточное внимание уделено вопросам анализа (оценки) конкурентоспособности российских ВС и других видов авиационной техники; состоянию и проблемам технологического развития отрасли; обеспечению сбалансированного развития внутреннего рынка и увеличению на нем доли российских производителей, включая необходимость согласования между собой мер государственной поддержки (стимулирования) развития авиационной промышленности и воздушного транспорта. (С более детальными комментариями экспертов можно ознакомиться в документе, представленном в апреле 2017 г.)

СТРАТЕГИЯ-2030 (аналитический обзор)

При проведении экспресс-анализа проекта Стратегии были даны ссылки на ключевые показатели и параметры, содержащиеся в действовавшей на тот момент редакции государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 303). На данный момент вступила в силу новая редакция государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 г. № 379), которая сохранила содержащиеся в предыдущей редакции амбициозные задачи развития российской авиационной промышленности и ее закрепления на мировом рынке в качестве 3-го производителя по объемам выпуска авиационной техники (воздушных судов). В то же время, в новой редакции наметилось существенное смещение акцентов в направлениях и параметрах государственной поддержки развития отрасли. Прежде всего, произошло значительное сокращение объемов финансирования подпрограммы «Авиационная наука и технологии» (от 25% в 2016 году до 2,4 раза в 2020 году) и резко увеличены объемы государственной поддержки самолетостроения (программы МС-21, Л-410 УВП-Е20, ШФ ДМС; всего – примерно в 3 раза) и двигателестроения (двигатель ПД-14; всего – примерно в 2 раза). Сократились объемы государственной поддержки развития вертолетостроения (примерно в 3,5-4 раза), агрегатостроения и приборостроения (примерно в 2 раза). Также исключена подпрограмма «Малая авиация».

С учетом принятой редакции государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» был проведен дополнительный анализ структуры и содержания проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года на предмет соответствия требованиям «Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 1162. Основные выводы и результаты проведенного анализа представлены в прилагаемом документе.

СТРАТЕГИЯ (свод)

 

Мнения участников Платформы и результаты проведенного анализа подтолкнули к проведению эксперто-аналитического мероприятия, на котором можно было бы обсудить позиции сторон и сформулировать предложения по наиболее актуальным направлениям развития отрасли.

19 мая 2017 г. в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» состоялось Экспертно-аналитическое мероприятие (круглый стол) «О согласованном развитии рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации». В качестве со-организатора мероприятия, вместе с Технологической платформой, выступил Союз авиапроизводителей России, при поддержке ООО «Вектор-К» и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Программа мероприятия включала в себя 3 основных блока:

  • Ключевые аспекты государственной политики в области развития авиационной промышленности и воздушного транспорта;
  • Стратегические планы и практический опыт развития ведущих компаний и организаций отрасли;
  • Ключевые аспекты развития рынков авиационной техники в Российской Федерации и мире. Позиции российских производителей, возможности и перспективы.

Данная структура была обусловлена необходимостью комплексного охвата ключевых стратегических аспектов развития авиастроения в Российской Федерации в увязке с планами и практикой деятельности ведущих компаний и организаций отрасли, состоянием и перспективами развития рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации и в мире.

Подробнее о мероприятии можно ознакомиться в публикации.

ПУБЛИКАЦИЯ

Во время проведения мероприятия и по его итогам поступило большое количество предложений и рекомендаций, в том числе по проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разрабатываемому в настоящее время. Основные рекомендации, сформулированные по итогам мероприятия, представлены в итоговом документе (протоколе), согласованном с участниками, который был направлен в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, заинтересованным организациям и экспертам.

ПРОТОКОЛ

К сожалению, некоторые предложения поступили после подписания документа, поэтому не могли быть учтены по техническим причинам; а по некоторым вопросам – мнения участников разделились.

Учитывая изложенное, считаем необходимым отразить данные вопросы и представить основную аргументацию их авторов (участников).

1. О необходимости введения требований по дополнительному русскоязычному оформлению при сертификации в Российской Федерации гражданских воздушных судов и других видов авиационной техники.

Данное предложение было сформулировано коллегами из ПАО «ОАК», основываясь на мировом опыте, необходимости выравнивания условий конкуренции российских и иностранных разработчиков, а также как мера, направленная на повышение уровня безопасности полетов в Российской Федерации. В то же время, некоторые из участников мероприятия выступили категорически против данного предложения, аргументируя это сложившейся международной практикой и риском самоизоляции России.

В настоящее время Платформа начала более детальные консультации по данному вопросу с профильными специалистами, о результатах которых мы обязательно проинформируем заинтересованные стороны.

2. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в дальнейшем при разработке и корректировке отраслевых документов стратегического планирования привлекать к разработке данных документов и их концептуальных положений ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», а также формировать на базе ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» рабочие экспертные группы по сбору и систематизации предложений профессионального сообщества отрасли. В числе рекомендаций заседания вынести на первое место подпункт о необходимости создания постоянно обновляемого опережающего научно-технического задела.

Считаем данные предложения коллег из ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» актуальными и заслуживающими рассмотрения. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Планом деятельности Технологической платформы в ближайшее время планируется представление и обсуждение Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы в ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», а также в входящих в его состав ведущих научных организациях.

3. О необходимости усиления кадрового состава Авиационного регистра Российской Федерации.

Также считаем данный вопрос актуальным и требующим особого внимания, особенно в связи с согласованными в итоговом протоколе рекомендациями по созданию условий для поэтапного перехода к обязательной регистрации в Государственном реестре Российской Федерации воздушных судов российских авиакомпаний, а также необходимостью оперативного проведения сертификации новых образцов авиатехники (МС-21, Ка-62, Ил-114-300 и т.д.). Однако, учитывая то, что на прошедшем мероприятии данная тема непосредственно не обсуждалась, предлагаем рассмотреть его более подробно с участием профильных экспертов и (или) на специальных заседаниях.

4. О необходимости разработки и реализации Стратегии развития авиационной деятельности в Российской Федерации.

Данный вопрос, безусловно, является одним из важнейших стратегических вопросов развития авиастроения, воздушного транспорта и других отраслей, связанных с развитием авиации в нашей стране. Разработка и эффективная реализация такого документа могли бы в значительной степени улучшить ситуацию в развитии данных отраслей, решить многие межведомственные вопросы, обеспечить согласованность мер государственной поддержки. При этом следует иметь в виду, что данный вопрос требует тщательной проработки, прежде всего, принятия соответствующих решений, в том числе на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

А.В. Иванов (Министерство транспорта Российской Федерации);

А.А. Ким (ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии»);

В.В. Клочков (ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»);

И.В. Лесничий (ФГУП «ГосНИИ ГА»);

Н.А. Селиванова (ОАО «МАЦ»);

В.Г. Бородулин (ОАО «МАЦ»);

О.К. Пантелеев (Отраслевое агентство «АвиаПорт»);

А.В. Синицкий («Авиатранспортное обозрение», Infomost Consulting).

Часть презентаций доступна только для внутреннего использования или по согласованию с авторами докладов – заинтересованным лицам можно подать заявку в секретариат Платформы на получение конкретной презентации.

Технологической платформой была проделана большая аналитическая работа по анализу и разработке предложений по корректировке проекта Стратегии, в том числе по итогам Экспертно-аналитического мероприятия «О согласованном развитии рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации», проведенного 19 мая 2017 года.

Предложения Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» были направлены в Правительство Российской Федерации, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, ведущим организациям отрасли (ПАО «ОАК», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ГК «Внешэкономбанк») с целью организации совместной работы по доработке (корректировке) проекта Стратегии.

По имеющейся у нас информации, Минпромторгом России было принято решение сменить основного исполнителя работ по проекту Стратегии; в настоящее время разработкой новой редакции проекта Стратегии занимается НИУ «Высшая школа экономики».


11 октября 2017 г. на сайте Минпромторга России опубликован новый проект Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!proekt_rasporyazheniya_pravitelstva_rossiyskoy_federacii_ob_utverzhdenii_strategii_razvitiya...). Обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением рассмотреть представленный документ и выразить свое мнение о его содержании, включая предлагаемые мероприятия по направлениям и механизмам реализации Стратегии.

НОВЫЙ ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ

Также обсуждение новой редакции проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минпромторгом России, планируется в Совете Федерации (предварительная дата – 8 декабря 2017 г.). После получения актуальной информации мы сообщим об этом на сайте Платформы и всем заинтересованным организациям.