Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Главная страница / Кабинет ТП / Комитет по стратегическому развитию и приоритетным проектам / Стратегические акценты в развитии отрасли

 

 

Стратегические акценты в развитии отрасли

В 2015 году завершила свое действие предыдущая Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, принятая в 2005 году. Основной задачей прошлой стратегии было изменение организационной структуры отрасли – преодоление корпоративной разобщенности и формирование интегрированных структур в ключевых сегментах – самолетостроении, вертолетостроении, двигателестроении, приборостроении, агрегатостроении. Кроме того, в русле этой тенденции в последние годы произошла консолидация авиационной науки и для управления ведущими научно-исследовательскими организациями был создан ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».

Начиная с 2015 года, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с участием других федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций осуществляется разработка новой Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Однако, несмотря на то, что за прошедший период было разработано и представлено несколько редакций проектов Стратегии, решение о согласовании и утверждении данного документа на данный момент не принято.

В конце 2016 года был официально опубликован проект Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; в связи с чем в Технологическую платформу поступило большое количество отзывов и предложений (в том числе от членов Наблюдательного совета Платформы, а также от коллег из Союза авиапроизводителей России) о рассмотрении данного документа в рамках деятельности Платформы.

Стратегия развития авиационной промышленности имеет важное значение для развития авиастроения и смежных отраслей, прежде всего, с точки зрения ее увязки со стратегией развития воздушного транспорта, планами и программами деятельности компаний и организаций, реализацией конкретных авиастроительных программ (проектов), организацией работ по созданию научно-технического задела. В 2017 году аппаратом Технологической платформы и заинтересованными организациями была проведена большая работа по анализу методологических и юридических аспектов проекта Стратегии, а также связанных с ней документов.

Анализ рассматриваемого документа показал, что главный содержащейся в нем посыл – это ориентация на мировой рынок и встраивание отрасли в международное разделение труда. Соответственно акцент в предлагаемых направлениях и мерах господдержки сделан на продвижении экспортно-ориентированных проектов, изменении (оптимизации) специализации финальных интеграторов, развитии отечественных поставщиков комплектующих и интеграторов 2-4 уровня.

Данное направление в целом соответствует мировым трендам и развитию ведущих иностранных производителей. С точки зрения управленческих воздействий, реализация предлагаемых мер, в-основном, находится в зоне корпоративной ответственности интегрированных структур (компаний) отрасли. Меры государственной поддержки и соответствующего стимулирования, безусловно, могут оказать определенное влияние, однако конечные результаты будут определяться, прежде всего, эффективностью работы менеджмента компаний.

С точки зрения содержания документа, на наш взгляд – недостаточное внимание уделено вопросам анализа (оценки) конкурентоспособности российских ВС и других видов авиационной техники; состоянию и проблемам технологического развития отрасли; обеспечению сбалансированного развития внутреннего рынка и увеличению на нем доли российских производителей, включая необходимость согласования между собой мер государственной поддержки (стимулирования) развития авиационной промышленности и воздушного транспорта. С более детальными комментариями экспертов можно ознакомиться в обзоре, разработанном в апреле 2017 г.

СТРАТЕГИЯ-2030 (аналитический обзор)

При проведении экспресс-анализа проекта Стратегии были даны ссылки на ключевые показатели и параметры, содержащиеся в действовавшей на тот момент редакции государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 303). На данный момент вступила в силу новая редакция государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 г. № 379), которая сохранила содержащиеся в предыдущей редакции амбициозные задачи развития российской авиационной промышленности и ее закрепления на мировом рынке в качестве 3-го производителя по объемам выпуска авиационной техники (воздушных судов). В то же время, в новой редакции наметилось существенное смещение акцентов в направлениях и параметрах государственной поддержки развития отрасли. Прежде всего, произошло значительное сокращение объемов финансирования подпрограммы «Авиационная наука и технологии» (от 25% в 2016 году до 2,4 раза в 2020 году) и резко увеличены объемы государственной поддержки самолетостроения (программы МС-21, Л-410 УВП-Е20, ШФ ДМС; всего – примерно в 3 раза) и двигателестроения (двигатель ПД-14; всего – примерно в 2 раза). Сократились объемы государственной поддержки развития вертолетостроения (примерно в 3,5-4 раза), агрегатостроения и приборостроения (примерно в 2 раза). Также исключена подпрограмма «Малая авиация».

С учетом принятой редакции государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» был проведен дополнительный анализ структуры и содержания проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года на предмет соответствия требованиям «Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 1162. Основные выводы и результаты проведенного анализа представлены в прилагаемом документе.

СТРАТЕГИЯ (свод)

 

Мнения участников Платформы и результаты проведенного анализа подтолкнули к проведению эксперто-аналитического мероприятия, на котором можно было бы обсудить позиции сторон и сформулировать предложения по наиболее актуальным направлениям развития отрасли.

19 мая 2017 г. в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» состоялось Экспертно-аналитическое мероприятие (круглый стол) «О согласованном развитии рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации». В качестве со-организатора мероприятия, вместе с Технологической платформой, выступил Союз авиапроизводителей России, при поддержке ООО «Вектор-К» и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Программа мероприятия включала в себя 3 основных блока:

  • Ключевые аспекты государственной политики в области развития авиационной промышленности и воздушного транспорта;
  • Стратегические планы и практический опыт развития ведущих компаний и организаций отрасли;
  • Ключевые аспекты развития рынков авиационной техники в Российской Федерации и мире. Позиции российских производителей, возможности и перспективы.

Данная структура была обусловлена необходимостью комплексного охвата ключевых стратегических аспектов развития авиастроения в Российской Федерации в увязке с планами и практикой деятельности ведущих компаний и организаций отрасли, состоянием и перспективами развития рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации и в мире.

Подробнее о мероприятии можно ознакомиться в публикации.

ПУБЛИКАЦИЯ

Во время проведения мероприятия и по его итогам поступило большое количество предложений и рекомендаций, в том числе по проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разрабатываемому в настоящее время. Основные рекомендации, сформулированные по итогам мероприятия, представлены в итоговом документе (протоколе), согласованном с участниками, который был направлен в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, заинтересованным организациям и экспертам.

ПРОТОКОЛ

К сожалению, некоторые предложения поступили после подписания документа, поэтому не могли быть учтены по техническим причинам; а по некоторым вопросам – мнения участников разделились.

Учитывая изложенное, считаем необходимым отразить данные вопросы и представить основную аргументацию их авторов (участников).

1. О необходимости введения требований по дополнительному русскоязычному оформлению при сертификации в Российской Федерации гражданских воздушных судов и других видов авиационной техники.

Данное предложение было сформулировано коллегами из ПАО «ОАК», основываясь на мировом опыте, необходимости выравнивания условий конкуренции российских и иностранных разработчиков, а также как мера, направленная на повышение уровня безопасности полетов в Российской Федерации. В то же время, некоторые из участников мероприятия выступили категорически против данного предложения, аргументируя это сложившейся международной практикой и риском самоизоляции России.

В настоящее время Платформа начала более детальные консультации по данному вопросу с профильными специалистами, о результатах которых мы обязательно проинформируем заинтересованные стороны.

2. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в дальнейшем при разработке и корректировке отраслевых документов стратегического планирования привлекать к разработке данных документов и их концептуальных положений ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», а также формировать на базе ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» рабочие экспертные группы по сбору и систематизации предложений профессионального сообщества отрасли. В числе рекомендаций заседания вынести на первое место подпункт о необходимости создания постоянно обновляемого опережающего научно-технического задела.

Считаем данные предложения коллег из ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» актуальными и заслуживающими рассмотрения. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Планом деятельности Технологической платформы в ближайшее время планируется представление и обсуждение Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы в ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», а также в входящих в его состав ведущих научных организациях.

3. О необходимости усиления кадрового состава Авиационного регистра Российской Федерации.

Также считаем данный вопрос актуальным и требующим особого внимания, особенно в связи с согласованными в итоговом протоколе рекомендациями по созданию условий для поэтапного перехода к обязательной регистрации в Государственном реестре Российской Федерации воздушных судов российских авиакомпаний, а также необходимостью оперативного проведения сертификации новых образцов авиатехники (МС-21, Ка-62, Ил-114-300 и т.д.). Однако, учитывая то, что на прошедшем мероприятии данная тема непосредственно не обсуждалась, предлагаем рассмотреть его более подробно с участием профильных экспертов и (или) на специальных заседаниях.

4. О необходимости разработки и реализации Стратегии развития авиационной деятельности в Российской Федерации.

Данный вопрос, безусловно, является одним из важнейших стратегических вопросов развития авиастроения, воздушного транспорта и других отраслей, связанных с развитием авиации в нашей стране. Разработка и эффективная реализация такого документа могли бы в значительной степени улучшить ситуацию в развитии данных отраслей, решить многие межведомственные вопросы, обеспечить согласованность мер государственной поддержки. При этом следует иметь в виду, что данный вопрос требует тщательной проработки, прежде всего, принятия соответствующих решений, в том числе на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

А.В. Иванов (Министерство транспорта Российской Федерации);

А.А. Ким (ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии»);

В.В. Клочков (ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»);

И.В. Лесничий (ФГУП «ГосНИИ ГА»);

Н.А. Селиванова (ОАО «МАЦ»);

В.Г. Бородулин (ОАО «МАЦ»);

О.К. Пантелеев (Отраслевое агентство «АвиаПорт»);

А.В. Синицкий («Авиатранспортное обозрение», Infomost Consulting).

Часть презентаций доступна только для внутреннего использования или по согласованию с авторами докладов – заинтересованным лицам можно подать заявку в секретариат Платформы на получение конкретной презентации.

Технологической платформой была проделана большая аналитическая работа по анализу и разработке предложений по корректировке проекта Стратегии, в том числе по итогам Экспертно-аналитического мероприятия «О согласованном развитии рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации», проведенного 19 мая 2017 года.

Предложения Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» были направлены в Правительство Российской Федерации, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, ведущим организациям отрасли (ПАО «ОАК», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ГК «Внешэкономбанк») с целью организации совместной работы по доработке (корректировке) проекта Стратегии.

По имеющейся у нас информации, Минпромторгом России было принято решение сменить основного исполнителя работ по проекту Стратегии; в настоящее время разработкой новой редакции проекта Стратегии занимается НИУ «Высшая школа экономики».


11 октября 2017 г. на сайте Минпромторга России опубликован новый вариант проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!proekt_rasporyazheniya_pravitelstva_rossiyskoy_federacii_ob_utverzhdenii_strategii...). Обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением рассмотреть представленный документ и выразить свое мнение о его содержании, включая предлагаемые мероприятия по направлениям и механизмам реализации Стратегии.

НОВЫЙ ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ

 

В декабре 2017 г. экспертами Технологической платформы были подготовлены аналитические материалы по проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, официально опубликованному на сайте Минпромторга России 11 октября 2017 г. После обсуждения данных материалов с коллегами из Совета Федерации – была достигнута договоренность о совместном проведении экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению проекта Стратегии в декабре 2017 года. Но, в связи с насыщенным графиком мероприятий в конце года у обеих сторон – дату мероприятия было решено перенести на 2018 год.

КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ (проект)

 

СТРАТЕГИЯ (анализ)

 


12 июля 2018 г. в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации состоялось заседание Рабочей группы Совета Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения на тему «О проекте «Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года»С основным докладом выступил Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочаров, который представил концепцию новой редакции проекта Стратегии, а также законодательные инициативы по стимулированию развития гражданской авиации в Российской Федерации. Представляя концепцию Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации до 2030 года, О.Е. Бочаров отметил, что Министерство долго не выносило данный вопрос на публичное обсуждение, так как продолжалось его рабочее согласование в Министерстве и с другими федеральными органами исполнительной власти. На данный момент также остаются пока неурегулированными замечания Минэкономразвития России и Минфина России. Всего в дальнейшем, по его словам, планируется провести в Совете Федерации 3 системные встречи по данному вопросу. Сам проект Стратегии участникам заседания представлен не был, но основные ее положения были озвучены и изложены в представленном ниже презентационном материале.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Стратегия)

 

Законодательные инициативы (Минпромторг России)

 

В обсуждении докладов приняли участие: члены Совета Федерации А.Н. Епишин, М.Н. Пономарев, А.Г. Дмитриенко, Председатель Совета директоров ОАО «Авиапром» В.Д. Кузнецов, Генеральный директор Союза авиапроизводителей России Е.А. Горбунов, Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС» Е.А. Федосов, Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, Глава Аналитической службы Агентства «Авиапорт» О.А. Пантелеев, которыми были заданы ряд уточняющих вопросов, а также высказаны отдельные комментарии и предложения.

По договоренности с руководителем Рабочей группы А.Н. Епишиным Ассоциацией «ТП «АМиАТ» была проведена работа по анализу документов, представленных на заседании, с участием ведущих организаций и экспертов Технологической платформы. В частности, были получены комментарии и предложения ГК «Ростех», АО «Вертолеты России», АО «ОДК», АО «РПКБ», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ФГУП «ЦАГИ», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ», ООО «Межотраслевой аналитический центр».

По итогам обсуждения и согласования полученных предложений в Совет Федерации были направлены сводные (консолидированные) предложения Технологической платформы по проекту Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года, а также законодательным инициативам по стимулированию развития гражданской авиации в Российской Федерации, представленным на заседании.

Основные замечания и предложения по проекту Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года:

1. В числе факторов и документов, которые должны быть обозначены при формировании Стратегии развития авиационной промышленности, должны быть указаны стратегические документы в сфере обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, определяющие целевые установки и задачи развития военной и специальной авиационной техники.

2. С учетом сформулированной цели развития авиационной промышленности на предстоящий долгосрочный период – «Достижение конкурентоспособности продукции авиационной промышленности в отдельных (целевых) сегментах рынка и создание авиационной техники для обеспечения социально-экономического развития, обороноспособности, безопасности и связанности территории страны» – в тексте документа необходимы более конкретные формулировки (указания), какие именно сегменты рынка рассматриваются в качестве целевых.

3. В составе целевой модели авиационной промышленности в блоке «Производство» указано положение – «Учет перспективных требований к технико-экономическим характеристикам разрабатываемой продукции», которое в значительно большей степени относится к этапу исследований и разработок, так как основные технико-экономические характеристики авиационной техники формируются, как правило, именно на данном этапе. Предлагается данное положение перенести в блок «Наука».

4. В составе предлагаемых инструментов формирования «единого цифрового пространства» («сквозной цифровизации») авиационной промышленности не учитываются специфические особенности процессов «цифровизации» в авиационной промышленности и других высокотехнологичных отраслях, связанные, прежде всего, с обеспечением безопасной эксплуатации технически сложных объектов.

Например, предлагаемое «применение цифрового проектирования и моделирования, использование цифровых полигонов» на этапе исследований и разработок имеет определенные ограничения, так как существующие и перспективные методы численного (математического) моделирования не позволяют получать достоверные результаты, соответствующие условиям реальной эксплуатации (физическому эксперименту).

Также не рассматриваются вопросы импортозамещения применяемых программных средств проектирования летательных аппаратов и других объектов авиационной техники, необходимость обеспечения (защиты) коммерческой информации и специфические особенности различных подотраслей авиастроения при создании отраслевых программных продуктов (баз данных).

5. Предлагаемая в проекте Стратегии общая схема (механизм) оказания государственной поддержки развития отрасли, суть которой состоит в «субсидировании лизинговых компаний для приобретения АТ по цене, позволяющей обеспечить маржинальность производства и финансирование перспективных НИОКР», является труднореализумой и не соответствует международному опыту; так как ключевые решения, обеспечивающие конкурентоспособность авиационной техники, закладываются на этапах исследовательских и конструкторских работ, а также в процессе организации производства. Соответственно, лизинговые компании не имеют компетенций и механизмов влияния на технико-экономические характеристики ВС и не смогут обеспечить полноценное и комплексное развитие авиационной техники.

Основные замечания и предложения по законодательным инициативам по стимулированию развития гражданской авиации в Российской Федерации, представленным на заседании:

1. Учитывая то, что в настоящее время в Российской Федерации не производятся воздушные суда бизнес-авиации с максимальной взлетной массой до 50 тонн и пассажировместимостъю до 50 человек, предлагаемая мера по освобождению от обложения налогом на имущество организаций и транспортным налогом данных воздушных судов вызывает сомнения с точки зрения ее эффективности для развития российской авиационной промышленности.

2. Предлагаемое освобождение от обложения НДС ввоза на территорию Российской Федерации гражданских воздушных судов, а также авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, используемых для их производства и (или) модернизации, может привести к созданию неравных (худших) условий конкуренции для российских производителей авиационной техники, прежде всего, для производителей двигателей, авионики и оборудования, по сравнению с иностранными компаниями.

3. Предлагается более подробно рассмотреть данные вопросы с точки зрения баланса интересов и обеспечения конкурентоспособности российских производителей с участием представителей ведущих компаний авиастроения и воздушного транспорта Российской Федерации.

Также, хотелось бы представить глубоко проработанные и детализированные предложения ФГУП «ЦАГИ» к проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации до 2030 года, разработанному Минпромторгом России.

Предложения (ЦАГИ)

 

Учитывая значимость данного вопроса, мы планируем продолжить мониторинг (анализ) ситуации с разработкой и согласованием Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года, а также связанных с ней стратегических и программных документов.