Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Кабинет ТП / О государственном финансировании авиационной промышленности

 

 

О государственном финансировании авиационной промышленности

Авиастроение в Российской Федерации является одной из ключевых отраслей национальной экономики. Учитывая роль и значение отрасли в обеспечении обороноспособности государства, развитии транспортной системы, социально-экономическом развитии регионов, научно-технологическом развитии страны – государство уделяет особое внимания развитию отрасли, осуществляя серьезную поддержку реализуемым и перспективным авиастроительным проектам (программам).

В период 1990-х годов в условиях сокращения бюджетного финансирования и изменения структуры рынков состояние отрасли существенно ухудшилось, многие авиастроительные программы были закрыты или осуществлялись с большими затруднениями. В результате, рынок гражданской авиационной техники был фактически утрачен для российских производителей. Относительная стабильность отрасли сохранялась, прежде всего, за счет военно-технического сотрудничества и реализации государственного оборонного заказа.

Начиная с 2002 года, объемы государственной финансовой поддержки отрасли существенно возросли, став сопоставимыми с уровнем стран - ведущих мировых производителей. При этом, достигнутые результаты остаются пока весьма скромными: объемы поставок гражданской авиационной техники существенно отстают от запланированных; доля российских самолетов в общем пассажирообороте российских авиакомпаний крайне незначительна, объем авиационных работ в России на иностранных вертолетах ежегодно растет; а экономическая эффективность реализуемых программ вызывает большие вопросы.

Основной объем средств государственной финансовой поддержки отрасли в настоящее время выделяется в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

23 октября 2017 г. в Совете Федерации состоялось заседание Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения на тему «О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и ее дальнейшем совершенствовании, в связи с рассмотрением проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

По просьбе руководителя Рабочей группы – члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Н. Епишина в организации данного участия приняла участие Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

Поводом к проведению мероприятия послужило внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Учитывая существенное влияние, которое оказывает государственная поддержка на функционирование и развитие отрасли, Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» согласилась принять участие в данном мероприятии.

КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

В качестве участников мероприятия были приглашены:

  • члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • организации - члены Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии»;
  • депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • представители федеральных органов исполнительной власти (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации);
  • представители интегрированных структур авиационной промышленности (ПАО «ОАК», Государственная корпорация «Ростех», АО «Вертолеты России», АО «ОДК», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», АО «Технодинамика»);
  • представители потребителей (ведущие российские авиакомпании, лизинговые компании);
  • представители общественных организаций, независимые эксперты.
УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ

В рамках мероприятия были рассмотрены следующие основные вопросы:

  • государственное финансирование авиационной промышленности в предыдущие годы и на предстоящий период;
  • состояние работ (проектов), реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;
  • проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;
  • предложения по дальнейшему развитию авиационной промышленности и параметрам финансирования основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».
ПРОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВНЕШЭКОНОМБАНКА

 

По итогам мероприятия сформулированы ключевые проблемные вопросы реализации основных проектов (мероприятий) государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»:

  • в части подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение» – наличие и качество технико-эклономических обоснований реализуемых и планируемых к реализации проектов (в т.ч. реалистичность и окупаемость с учетом бюджетных инвестиций); реалистичность и обоснованность планов поставок (наличие твердых заказов и опционов);
  • в части подпрограмм «Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрегаты и приборы» – наличие и качество эклономических обоснований реализуемых и планируемых к реализации проектов (в т.ч. реалистичность и окупаемость с учетом бюджетных инвестиций); результаты и дальнейшие планы по импортозамещению;
  • в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» – качество планирования и выполнения работ по созданию научно-технического задела; участие промышленности в постановке задач, приемке результатов работ, использовании и внедрении результатов интеллектуальной деятельности;
  • в части подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» – качество научно-аналитического обеспечения реализации Программы; результаты реализации поддержанных проектов.

В качестве основных направлений дальнейшего развития на ближайшую перспективу предложены:

  • в части подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение» – проведение независимого технологического и финансово-экономического аудита основных программ, реализуемых с участием мер государственной поддержки; разработка специальных мер (мероприятий), направленных на повышение эффективности реализации проектов (с учетом окупаемости бюджетных инвестиций);
  • в части подпрограмм «Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрегаты и приборы» – разработка специальных мер (мероприятий), направленных на повышение эффективности реализации проектов (с учетом окупаемости бюджетных инвестиций); субсидирование расходов на сертификацию (в т.ч. в иностранных государствах);
  • в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» – изменение механизмов планирования и организации работ путем внедрения независимой экспертизы предлагаемых тематик и резльтатов выполнения работ (принятие решений о тематике работ, приемке результатов, использовании и внедрении РИД – совместно промышленностью и наукой, с обязательным участием потенциальных заказчиков и независимых экспертов); четкое разделение работ, направленных на разработку (создание, развитие) технологий, и работ, обеспечивающих развитие компетенций отраслевой науки (методы и методики эксперимента); обязательное участие в формировании тематик и конкурсах на проведение НИР максимально широкого круга организаций (включая вузовскую и академическую науку, малый и средний бизнес, конструкторские и производственные организации);
  • в части подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» – расширение участия в работах по научно-аналитическому обеспечению Программы независимых компаний и экспертов; обязательное публичное рассмотрение результатов реализации проектов, реализуемых с участием средств федерального бюджета.

В качестве стратегических направлений совершенствования и развития авиационной промышленности, в т.ч. механизмов государственной поддержки реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», рекомендовать:

  • Изменение принципов и механизмов финансирования ключевых авиастроительных программ (проектов), реализуемых с участием мер государственной поддержки
    Переход на долгосрочное возвратное финансирование (бюджетное, средства институтов развития, субсидирование процентной ставки).
  • Изменение принципов и механизмов реализации программ (проектов) в области развития авиационной науки и технологий
    Субсидирование на содержание экспериментальной и полигонной базы, используемой при проведении испытаний и сертификации авиационной техники, создаваемой с участием мер государственной поддержки;
    Организация специальных поисковых НИР для формирования перспективного научно-технического задела (с небольшими объемами бюджетного финансирования) для широкого круга участников.
  • Совершенствование и развитие инструментов непрямой (косвенной) государственной поддержи развития авиастроения в Российской Федерации
    Расширение и повышение эффективности косвенных инструментов государственной поддержи развития отрасли (таможенная политика, налоговая политика, механизмы стимулирования регионального развития, кластерная политика).

Рабочей группе по вопросам государственной политики в сфере авиастроения поручается:

  • организовать и провести серию консультативных совещаний с Министерством экономического развития Российской Федерации с участием Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Внешэкономбанка, заинтересованных организаций и экспертов по рассмотрению текущей ситуации с реализацией ключевых авиастроительных проектам (проектов), осуществляемых с участием мер государственной поддержки, с выработкой рекомендаций по повышению эффективности их реализации, а также мер и механизмов государственной поддержки, включая необходимые изменения (поправки) в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (ответственные – А.Н. Епишин, А.В. Масленников; срок – 2017-2018 гг.);
  • организовать и провести рассмотрение проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минпромторгом России (ответственные – А.Н. Епишин, Р.Р. Хакимов; срок – 15 декабря 2017 г.);
  • с учетом предложений заинтересованных организаций и экспертов разработать и представить на следующем заседании Рабочей группы план дальнейших мероприятий (заседаний) (ответственные – А.Н. Епишин, А.А. Ким; срок – 15 декабря 2017 г.).
ПРОТОКОЛ