Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Главная страница / Кабинет ТП / Комитет по стратегическому развитию и приоритетным проектам / О государственном финансировании авиационной промышленности

 

 

О государственном финансировании авиационной промышленности

Авиастроение в Российской Федерации является одной из ключевых отраслей национальной экономики. Учитывая роль и значение отрасли в обеспечении обороноспособности государства, развитии транспортной системы, социально-экономическом развитии регионов, научно-технологическом развитии страны – государство уделяет особое внимания развитию отрасли, осуществляя серьезную поддержку реализуемым и перспективным авиастроительным проектам (программам).

В период 1990-х годов в условиях сокращения бюджетного финансирования и изменения структуры рынков состояние отрасли существенно ухудшилось, многие авиастроительные программы были закрыты или осуществлялись с большими затруднениями. В результате, рынок гражданской авиационной техники был фактически утрачен для российских производителей. Относительная стабильность отрасли сохранялась, прежде всего, за счет военно-технического сотрудничества и реализации государственного оборонного заказа.

Начиная с 2002 года, объемы государственной финансовой поддержки отрасли существенно возросли, став сопоставимыми с уровнем стран - ведущих мировых производителей. При этом, достигнутые результаты остаются пока весьма скромными: объемы поставок гражданской авиационной техники существенно отстают от запланированных; доля российских самолетов в общем пассажирообороте российских авиакомпаний крайне незначительна, объем авиационных работ в России на иностранных вертолетах ежегодно растет; а экономическая эффективность реализуемых программ вызывает большие вопросы.

Основной объем средств государственной финансовой поддержки отрасли в настоящее время выделяется в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».


11 апреля 2018 г. Вступила в действие новая редакция государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 г. № 349.

Внесенные изменения связаны с корректировкой содержания, сроков и объемов финансирования отдельных мероприятий и проектов, осуществляемых в рамках реализации Программы.

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2018 году увеличен на 705,2 млн. рублей (на 1,2%). Увеличение финансирования произошло по следующим подпрограммам: «Самолетостроение» – на 1 815,8 млн. рублей (или на 6,1%), «Вертолетостроение» – на 550,0 млн. рублей (или на 35,5%), «Авиационная наука и технологии» – на 1 705,2 млн. рублей (или на 21,9%). Уменьшены объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы «Авиационное двигателестроение» (на 1 000,0 млн. рублей, или на 7,4%), и значительно уменьшены объемы бюджетного финансирования подпрограммы «Авиационные агрегаты и приборы» (на 2 365,7 млн. рублей, или в 10,3 раза).

Учитывая значимость данного документа для развития отрасли, аппаратом и экспертами Платформы подготовлен аналитический обзор новой редакции государственной программы, включая ее сравнение (сопоставление) с предыдущей редакцией.

ГП (изменения, анализ)

 

ИНДИКАТОРЫ (изменения, Приложение 1)

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ (изменения, Приложение 2)

 

МЕХАНИЗМЫ (Приложение 3)

 

Совместное заседание с Рабочей группой Совета Федерации

23 октября 2017 г. в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации состоялось заседание Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения на тему «О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и ее дальнейшем совершенствовании, в связи с рассмотрением проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

По просьбе руководителя Рабочей группы – члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Н. Епишина в организации и аналитическом обеспечении данного участия приняла участие Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

Поводом к проведению мероприятия послужило внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Учитывая существенное влияние, которое оказывает государственная поддержка на функционирование и развитие отрасли, Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» согласилась принять участие в данном мероприятии и подготовке соответствующих аналитических материалов.

КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

В качестве участников мероприятия были приглашены:

  • члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • организации - члены Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии»;
  • депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • представители федеральных органов исполнительной власти (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации);
  • представители интегрированных структур авиационной промышленности (ПАО «ОАК», Государственная корпорация «Ростех», АО «Вертолеты России», АО «ОДК», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», АО «Технодинамика»);
  • представители потребителей (ведущие российские авиакомпании, лизинговые компании);
  • представители общественных организаций, независимые эксперты.
УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ

В рамках мероприятия были рассмотрены следующие основные вопросы:

  • государственное финансирование авиационной промышленности в предыдущие годы и на предстоящий период;
  • состояние работ (проектов), реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;
  • проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;
  • предложения по дальнейшему развитию авиационной промышленности и параметрам финансирования основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».
ПРОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВНЕШЭКОНОМБАНКА

 

По итогам мероприятия сформулированы ключевые проблемные вопросы реализации основных проектов (мероприятий) государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»:

  • в части подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение» – наличие и качество технико-экономических обоснований реализуемых и планируемых к реализации проектов (в т.ч. реалистичность и окупаемость с учетом бюджетных инвестиций); реалистичность и обоснованность планов поставок (наличие твердых заказов и опционов); уровень имеющегося научно-технического задела;
  • в части подпрограмм «Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрегаты и приборы» – наличие и качество экономических обоснований реализуемых и планируемых к реализации проектов (в т.ч. реалистичность и окупаемость с учетом бюджетных инвестиций); уровень имеющегося научно-технического задела; результаты и дальнейшие планы по импортозамещению;
  • в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» – качество планирования и выполнения работ по созданию научно-технического задела; участие промышленности в постановке задач, приемке результатов работ, использовании и внедрении результатов интеллектуальной деятельности; наличие независимой экспертизы уровня созданного НТЗ и готовности технологий (соответствие сертификационным требованиям);
  • в части подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» – качество научно-аналитического обеспечения реализации Программы; наличие объективных оценок результатов реализации ранее поддержанных проектов.

В качестве основных направлений дальнейшего развития на ближайшую перспективу предложены:

  • в части подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение» – проведение независимого технологического и финансово-экономического аудита основных программ, реализуемых с участием мер государственной поддержки; разработка специальных мер (мероприятий), направленных на повышение эффективности реализации проектов (с учетом окупаемости бюджетных инвестиций);
  • в части подпрограмм «Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрегаты и приборы» – разработка специальных мер (мероприятий), направленных на повышение эффективности реализации проектов (с учетом окупаемости бюджетных инвестиций); субсидирование расходов на сертификацию (в т.ч. в иностранных государствах);
  • в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» – изменение механизмов планирования и организации работ путем внедрения независимой экспертизы предлагаемых тематик и результатов выполнения работ (принятие решений о тематике работ, приемке результатов, использовании и внедрении РИД – совместно промышленностью и наукой, с обязательным участием потенциальных заказчиков и независимых экспертов); четкое разделение работ, направленных на разработку (создание, развитие) технологий, и работ, обеспечивающих развитие компетенций отраслевой науки (методы и методики эксперимента); обязательное участие в формировании тематик и конкурсах на проведение НИР максимально широкого круга организаций (включая вузовскую и академическую науку, малый и средний бизнес, конструкторские и производственные организации);
  • в части подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» – расширение участия в работах по научно-аналитическому обеспечению Программы независимых компаний и экспертов; обязательное публичное рассмотрение результатов реализации проектов, осуществляемых с участием средств федерального бюджета.

В качестве стратегических направлений совершенствования и развития авиационной промышленности, в т.ч. механизмов государственной поддержки реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», рекомендованы:

  • Изменение принципов и механизмов финансирования ключевых авиастроительных программ (проектов), реализуемых с участием мер государственной поддержки
    Переход на долгосрочное возвратное финансирование (бюджетное, средства институтов развития, субсидирование процентной ставки).
  • Изменение принципов и механизмов реализации программ (проектов) в области развития авиационной науки и технологий
    Субсидирование содержания экспериментальной и полигонной базы, используемой при проведении испытаний и сертификации авиационной техники, создаваемой с участием мер государственной поддержки;
    Организация специальных поисковых НИР для формирования перспективного научно-технического задела (с небольшими объемами бюджетного финансирования) для широкого круга участников.
  • Совершенствование и развитие инструментов непрямой (косвенной) государственной поддержки развития авиастроения в Российской Федерации
    Расширение и повышение эффективности косвенных инструментов государственной поддержки развития отрасли (таможенная политика, налоговая политика, механизмы стимулирования регионального развития, кластерная политика).

Рабочей группе по вопросам государственной политики в сфере авиастроения поручается:

  • организовать и провести серию консультативных совещаний с Министерством экономического развития Российской Федерации с участием Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Внешэкономбанка, заинтересованных организаций и экспертов по рассмотрению текущей ситуации с реализацией ключевых авиастроительных программ (проектов), осуществляемых с участием мер государственной поддержки, с выработкой рекомендаций по повышению эффективности их реализации, а также мер и механизмов государственной поддержки, включая необходимые изменения (поправки) в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (ответственные – А.Н. Епишин, А.В. Масленников; 2017-2018 гг.);
  • организовать и провести рассмотрение проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минпромторгом России (ответственные – А.Н. Епишин, Р.Р. Хакимов);
  • с учетом предложений заинтересованных организаций и экспертов разработать и представить на следующем заседании Рабочей группы план дальнейших мероприятий (заседаний) (ответственные – А.Н. Епишин, А.А. Ким).
ПРОТОКОЛ

 

В декабре 2017 г. экспертами Технологической платформы были подготовлены аналитические материалы по проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, официально опубликованному на сайте Минпромторга России 11 октября 2017 г. После обсуждения данных материалов с коллегами из Совета Федерации – была достигнута договоренность о совместном проведении экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению проекта Стратегии в декабре 2017 года. Но, в связи с насыщенным графиком мероприятий в конце года у обеих сторон – дату мероприятия было решено перенести на 2018 год.

КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ (проект)

 

СТРАТЕГИЯ (анализ)

 


12 июля 2018 г. в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации состоялось заседание Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения на тему «О проекте «Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года». Повестка дня заседания включала 2 основных вопроса:

1) О концепции Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации до 2030 года;

2) О законодательных инициативах, направленных на стимулирование развития гражданской авиации в Российской Федерации.

В заседании приняли участие члены Совета Федерации, представляющие ключевые авиационные регионы страны; представители основных компаний и организаций отрасли; ведущие эксперты, представители ТП «АМиАТ».

СПИСОК УЧАСТНИКОВ (12.07.2018 г.)

 

ПЛАН ЗАСЕДАНИЯ

 

Открыл заседание член Совета Федерации, руководитель Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения А.Н. Епишин, который отметил, что данное заседание является продолжением начатой в октябре 2017 г. деятельности Совета Федерации по рассмотрению вопросов развития авиационной промышленности, и, хотя изменений в основные параметры финансирования отрасли пока не было внесено, он надеется, что совместная работа с Государственной Думой и Министерством промышленности и торговли будет продолжена и будут предложены механизмы, обеспечивающие повышение эффективности развития российского авиастроения.

Также А.Н. Епишин напомнил участникам заседания о планировавшемся в конце 2017 г. рассмотрении проекта Стратегии развития авиационной промышленности с участием Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, которое не состоялось по объективным причинам; а также о предыдущем обсуждении концептуальных положений проекта Стратегии, состоявшемся на авиасалоне МАКС-2017. Кроме того, А.Н. Епишин, являющийся представителем в Совете Федерации от Тверской области поблагодарил Министерство промышленности и торговли за заключение первого в сфере авиационной отрасли специального инвестиционного контракта с компанией ЗАО «Хамильтон Стандард – Наука», развивающем свое производство в г. Кимры Тверской области; а также поздравил О.Е. Бочарова с недавним юбилеем.

С докладами по основным вопросам повестки дня выступил Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочаров.

Представляя концепцию Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации до 2030 года, О.Е. Бочаров отметил, что Министерство долго не выносило данный вопрос на публичное обсуждение, так как продолжалось его рабочее согласование в Министерстве и с другими федеральными органами исполнительной власти. На данный момент также остаются пока неурегулированными замечания Минэкономразвития России и Минфина России. Всего в дальнейшем, по его словам, планируется провести в Совете Федерации 3 системные встречи по данному вопросу. Сам проект Стратегии участникам заседания представлен не был, но основные ее положения были озвучены и изложены в представленном ниже презентационном материале.

В качестве цели развития авиационной промышленности на предстоящий период было сформулировано – «Достижение конкурентоспособности продукции авиационной промышленности в отдельных (целевых) сегментах рынка и создание авиационной техники для обеспечения социально-экономического развития, обороноспособности, безопасности и связанности территории страны». При этом, ни в самом выступлении, ни в презентации доклада не было указано, какие именно сегменты рынка рассматриваются в качестве целевых. В докладе были упомянуты (в различном контексте) отдельные типы ВС – широкофюзеляжный самолет Ил-96, региональный самолет SSJ-100 и его новая модификация на 75 мест, а также самолеты для местных авиаперевозок – разрабатываемый ФГУП «СибНИА» ТВС-2ДТ и чешский самолет L-410, локализация производства которого осуществляется на АО «УЗГА».

Ключевым инструментом перехода к целевой модели отрасли в Стратегии названо «единое цифровое пространство» («сквозная цифровизация»), включающее все этапы жизненного цикла авиационной техники – от исследований и разработок до эксплуатации и технического обслуживания. Данное направление соответствует проводимой в последние годы Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации политики ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике. Однако, по мнению многих экспертов, необходимо более детальное рассмотрение вопросов «цифровизации» в авиационной промышленности и других высокотехнологичных отраслях, прежде всего, с целью обеспечения безопасной эксплуатации технически сложных объектов. Например, предлагаемое «применение цифрового проектирования и моделирования, использование цифровых полигонов» на этапе исследований и разработок имеет определенные ограничения, так как существующие и перспективные методы численного (математического) моделирования не позволяют получать достоверные результаты, соответствующие условиям реальной эксплуатации (физическому эксперименту). Также остаются нерешенными вопросы импортозамещения программных средств проектирования, о чем при обсуждении доклада высказался Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС», академик РАН  Е.А. Федосов. В сфере использования цифровых технологий в управлении производством, продажами и поставками при создании предлагаемых отраслевых программных продуктов (баз данных) остаются нерешенными вопросы обеспечения (защиты) коммерческой информации, необходимость учета существенных специфических особенностей различных подотраслей (сегментов) авиастроительной отрасли.

Основным содержательным элементом предлагаемой Стратегии развития авиационной промышленности является переход к одному каналу государственной поддержки – субсидированию лизинговых компаний, приобретающих авиационную технику «по цене, позволяющей обеспечить маржинальность производства и финансирование перспективных НИОКР». Обсуждение данного вопроса на предыдущем представлении проекта Стратегии, состоявшемся в рамках авиасалона МАКС-2017, и поступившие в Платформу комментарии многих экспертов и специалистов свидетельствуют о том, что данная концепция является труднореализумой и не соответствует международному опыту; так как ключевые решения, обеспечивающие конкурентоспособность авиационной техники, закладываются на этапах исследовательских и конструкторских работ, а также в процессе организации производства. Соответственно, лизинговые компании не имеют компетенций и механизмов влияния на технико-экономические характеристики ВС и не смогут обеспечить полноценное и комплексное развитие авиационной техники.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Стратегия)

 

Второй доклад О.Е. Бочарова был посвящен законодательным инициативам Минпромторга России, направленным на стимулирование развития гражданской авиации в Российской Федерации.

Законодательные инициативы (Минпромторг России)

 

В обсуждении докладов приняли участие: члены Совета Федерации А.Н. Епишин, М.Н. Пономарев, А.Г. Дмитриенко, Председатель Совета директоров ОАО «Авиапром» В.Д. Кузнецов, Генеральный директор Союза авиапроизводителей России Е.А. Горбунов, Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС» Е.А. Федосов, Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, Глава Аналитической службы Агентства «Авиапорт» О.А. Пантелеев, которыми были заданы ряд уточняющих вопросов, а также высказаны отдельные комментарии и предложения.

По итогам заседания будут подготовлены предложения Ассоциации «ТП «АМиАТ» по представленным документам для направления в Совет Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.


31 июля 2018 г. По договоренности с руководителем Рабочей группы А.Н. Епишиным Ассоциацией «ТП «АМиАТ» была проведена работа по анализу документов, представленных на заседании 12 июля 2018 г., с участием ведущих организаций - членов и экспертов Технологической платформы. В частности, были получены комментарии и экспертные заключения ГК «Ростех», АО «Вертолеты России», АО «ОДК», АО «РПКБ», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ФГУП «ЦАГИ», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ», ООО «Межотраслевой аналитический центр». По итогам обсуждения и согласования отзывов и комментариев экспертов, поступивших в Ассоциацию, в Совет Федерации были направлены сводные (консолидированные) предложения ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» по проекту Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года, а также законодательным инициативам по стимулированию развития гражданской авиации в Российской Федерации, представленным на заседании. Благодарим всех экспертов и специалистов, принявших участие в данной работе, за активную позицию и высокий профессионализм!

Большинство организаций и экспертов согласились с представленными выше комментариями и предложениями по проекту Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года (см. материалы «12 июля 2018 г.»), а также сформулировали следующие основные замечания и предложения по законодательным инициативам по изменению системы налогообложения отрасли, представленным на заседании:

1. Учитывая то, что в настоящее время в Российской Федерации не производятся воздушные суда бизнес-авиации с максимальной взлетной массой до 50 тонн и пассажировместимостъю до 50 человек, предлагаемая мера по освобождению от обложения налогом на имущество организаций и транспортным налогом данных воздушных судов вызывает сомнения с точки зрения ее эффективности для развития российской авиационной промышленности.

2. Предлагаемое освобождение от обложения НДС ввоза на территорию Российской Федерации гражданских воздушных судов, а также авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, используемых для их производства и (или) модернизации, может привести к созданию неравных (худших) условий конкуренции для российских производителей авиационной техники, прежде всего, для производителей двигателей, авионики и оборудования, по сравнению с иностранными компаниями.

3. Предлагается более подробно рассмотреть данные вопросы с точки зрения баланса интересов и обеспечения конкурентоспособности российских производителей с участием представителей ведущих компаний авиастроения и воздушного транспорта Российской Федерации.

 

Также, хотелось бы представить глубоко проработанные и детализированные предложения ФГУП «ЦАГИ» к проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации до 2030 года, разработанному Минпромторгом России.

Предложения (ЦАГИ)

 

Учитывая значимость данного вопроса для развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, мы планируем продолжить мониторинг (анализ) ситуации с разработкой и согласованием Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года, а также связанных с ней стратегических и программных документов.