Главная страница / Аналитический центр / Комитет по стратегическому планированию и приоритетным проектам / Стратегическое планирование и государственное финансирование отрасли

 

 

Стратегические акценты в развитии отрасли

В 2015 году завершила свое действие предыдущая Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, принятая в 2005 году. Основной задачей прошлой стратегии было изменение организационной структуры отрасли – преодоление корпоративной разобщенности и формирование интегрированных структур в ключевых сегментах – самолетостроении, вертолетостроении, двигателестроении, приборостроении, агрегатостроении. Кроме того, в русле этой тенденции в последние годы произошла консолидация авиационной науки и для управления ведущими научно-исследовательскими организациями был создан ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».

Начиная с 2015 года, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с участием других федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций осуществляется разработка новой Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Однако, несмотря на то, что за прошедший период было разработано и представлено несколько редакций проектов Стратегии, решение о согласовании и утверждении данного документа на данный момент не принято.

В конце 2016 года Министерством был официально опубликован проект Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; в связи с чем в Технологическую платформу поступило большое количество отзывов и предложений (в том числе от членов Наблюдательного совета Платформы, а также от коллег из Союза авиапроизводителей России) о рассмотрении данного документа в рамках деятельности Платформы.

Стратегия развития авиационной промышленности имеет важное значение для развития авиастроения и смежных отраслей, прежде всего, с точки зрения ее увязки со стратегией развития воздушного транспорта, планами и программами деятельности компаний и организаций, реализацией конкретных авиастроительных программ (проектов), организацией работ по созданию научно-технического задела. В 2017 году аппаратом Технологической платформы и заинтересованными организациями была проведена большая работа по анализу методологических и юридических аспектов проекта Стратегии, а также связанных с ней документов.

Анализ рассматриваемого документа показал, что главный содержащейся в нем посыл – это ориентация на мировой рынок и встраивание отрасли в международное разделение труда. Соответственно акцент в предлагаемых направлениях и мерах господдержки сделан на продвижении экспортно-ориентированных проектов, изменении (оптимизации) специализации финальных интеграторов, развитии отечественных поставщиков комплектующих и интеграторов 2-4 уровня.

Данное направление в целом соответствует мировым трендам и развитию ведущих иностранных производителей. С точки зрения управленческих воздействий, реализация предлагаемых мер, в-основном, находится в зоне корпоративной ответственности интегрированных структур (компаний) отрасли. Меры государственной поддержки и соответствующего стимулирования, безусловно, могут оказать определенное влияние, однако конечные результаты будут определяться, прежде всего, эффективностью работы менеджмента компаний.

С точки зрения содержания документа, на наш взгляд – недостаточное внимание уделено вопросам анализа (оценки) конкурентоспособности российских ВС и других видов авиационной техники; состоянию и проблемам технологического развития отрасли; обеспечению сбалансированного развития внутреннего рынка и увеличению на нем доли российских производителей, включая необходимость согласования между собой мер государственной поддержки (стимулирования) развития авиационной промышленности и воздушного транспорта. С более детальными комментариями экспертов можно ознакомиться в обзоре, разработанном в апреле 2017 г.

СТРАТЕГИЯ-2030 (аналитический обзор)

При проведении экспресс-анализа проекта Стратегии были даны ссылки на ключевые показатели и параметры, содержащиеся в действовавшей на тот момент редакции государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 303). На данный момент вступила в силу новая редакция государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 г. № 379), которая сохранила содержащиеся в предыдущей редакции амбициозные задачи развития российской авиационной промышленности и ее закрепления на мировом рынке в качестве 3-го производителя по объемам выпуска авиационной техники (воздушных судов). В то же время, в новой редакции наметилось существенное смещение акцентов в направлениях и параметрах государственной поддержки развития отрасли. Прежде всего, произошло значительное сокращение объемов финансирования подпрограммы «Авиационная наука и технологии» (от 25% в 2016 году до 2,4 раза в 2020 году) и резко увеличены объемы государственной поддержки самолетостроения (программы МС-21, Л-410 УВП-Е20, ШФ ДМС; всего – примерно в 3 раза) и двигателестроения (двигатель ПД-14; всего – примерно в 2 раза). Сократились объемы государственной поддержки развития вертолетостроения (примерно в 3,5-4 раза), агрегатостроения и приборостроения (примерно в 2 раза). Также исключена подпрограмма «Малая авиация».

С учетом принятой редакции государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» был проведен дополнительный анализ структуры и содержания проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года на предмет соответствия требованиям «Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 1162. Основные выводы и результаты проведенного анализа представлены в прилагаемом документе.

СТРАТЕГИЯ (свод)

 

Мнения участников Платформы и результаты проведенного анализа подтолкнули к проведению эксперто-аналитического мероприятия, на котором можно было бы обсудить позиции сторон и сформулировать предложения по наиболее актуальным направлениям развития отрасли.


19 мая 2017 г. в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» состоялось Экспертно-аналитическое мероприятие (круглый стол) «О согласованном развитии рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации». В качестве со-организатора мероприятия, вместе с Технологической платформой, выступил Союз авиапроизводителей России, при поддержке ООО «Вектор-К» и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Программа мероприятия включала в себя 3 основных блока:

  • Ключевые аспекты государственной политики в области развития авиационной промышленности и воздушного транспорта;
  • Стратегические планы и практический опыт развития ведущих компаний и организаций отрасли;
  • Ключевые аспекты развития рынков авиационной техники в Российской Федерации и мире. Позиции российских производителей, возможности и перспективы.

Данная структура была обусловлена необходимостью комплексного охвата ключевых стратегических аспектов развития авиастроения в Российской Федерации в увязке с планами и практикой деятельности ведущих компаний и организаций отрасли, состоянием и перспективами развития рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации и в мире.

Подробнее о мероприятии можно ознакомиться в публикации.

ПУБЛИКАЦИЯ

Во время проведения мероприятия и по его итогам поступило большое количество предложений и рекомендаций, в том числе по проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разрабатываемому в настоящее время. Основные рекомендации, сформулированные по итогам мероприятия, представлены в итоговом документе (протоколе), согласованном с участниками, который был направлен в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, заинтересованным организациям и экспертам.

ПРОТОКОЛ

К сожалению, некоторые предложения поступили после подписания документа, поэтому не могли быть учтены по техническим причинам; а по некоторым вопросам – мнения участников разделились.

Учитывая изложенное, считаем необходимым отразить данные вопросы и представить основную аргументацию их авторов (участников).

1. О необходимости введения требований по дополнительному русскоязычному оформлению при сертификации в Российской Федерации гражданских воздушных судов и других видов авиационной техники.

Данное предложение было сформулировано коллегами из ПАО «ОАК», основываясь на мировом опыте, необходимости выравнивания условий конкуренции российских и иностранных разработчиков, а также как мера, направленная на повышение уровня безопасности полетов в Российской Федерации. В то же время, некоторые из участников мероприятия выступили категорически против данного предложения, аргументируя это сложившейся международной практикой и риском самоизоляции России.

В настоящее время Платформа начала более детальные консультации по данному вопросу с профильными специалистами, о результатах которых мы обязательно проинформируем заинтересованные стороны.

2. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в дальнейшем при разработке и корректировке отраслевых документов стратегического планирования привлекать к разработке данных документов и их концептуальных положений ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», а также формировать на базе ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» рабочие экспертные группы по сбору и систематизации предложений профессионального сообщества отрасли. В числе рекомендаций заседания вынести на первое место подпункт о необходимости создания постоянно обновляемого опережающего научно-технического задела.

Считаем данные предложения коллег из ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» актуальными и заслуживающими рассмотрения. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Планом деятельности Технологической платформы в ближайшее время планируется представление и обсуждение Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы в ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», а также в входящих в его состав ведущих научных организациях.

3. О необходимости усиления кадрового состава Авиационного регистра Российской Федерации.

Также считаем данный вопрос актуальным и требующим особого внимания, особенно в связи с согласованными в итоговом протоколе рекомендациями по созданию условий для поэтапного перехода к обязательной регистрации в Государственном реестре Российской Федерации воздушных судов российских авиакомпаний, а также необходимостью оперативного проведения сертификации новых образцов авиатехники (МС-21, Ка-62, Ил-114-300 и т.д.). Однако, учитывая то, что на прошедшем мероприятии данная тема непосредственно не обсуждалась, предлагаем рассмотреть его более подробно с участием профильных экспертов и (или) на специальных заседаниях.

4. О необходимости разработки и реализации Стратегии развития авиационной деятельности в Российской Федерации.

Данный вопрос, безусловно, является одним из важнейших стратегических вопросов развития авиастроения, воздушного транспорта и других отраслей, связанных с развитием авиации в нашей стране. Разработка и эффективная реализация такого документа могли бы в значительной степени улучшить ситуацию в развитии данных отраслей, решить многие межведомственные вопросы, обеспечить согласованность мер государственной поддержки. При этом следует иметь в виду, что данный вопрос требует тщательной проработки, прежде всего, принятия соответствующих решений, в том числе на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

А.В. Иванов (Министерство транспорта Российской Федерации);

А.А. Ким (ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии»);

В.В. Клочков (ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»);

И.В. Лесничий (ФГУП «ГосНИИ ГА»);

Н.А. Селиванова (ОАО «МАЦ»);

В.Г. Бородулин (ОАО «МАЦ»);

О.К. Пантелеев (Отраслевое агентство «АвиаПорт»);

А.В. Синицкий («Авиатранспортное обозрение», Infomost Consulting).

Часть презентаций доступна только для внутреннего использования или по согласованию с авторами докладов – заинтересованным лицам можно подать заявку в секретариат Платформы на получение конкретной презентации.

Технологической платформой была проделана большая аналитическая работа по анализу и разработке предложений по корректировке проекта Стратегии, в том числе по итогам Экспертно-аналитического мероприятия «О согласованном развитии рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации», проведенного 19 мая 2017 года.

Предложения Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» были направлены в Правительство Российской Федерации, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, ведущим организациям отрасли (ПАО «ОАК», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ГК «Внешэкономбанк») с целью организации совместной работы по доработке (корректировке) проекта Стратегии.

По имеющейся у нас информации, Минпромторгом России было принято решение сменить основного исполнителя работ по проекту Стратегии; в настоящее время разработкой новой редакции проекта Стратегии занимается НИУ «Высшая школа экономики».


11 октября 2017 г. на сайте Минпромторга России опубликован новый вариант проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!proekt_rasporyazheniya_pravitelstva_rossiyskoy_federacii_ob_utverzhdenii_strategii...). Обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением рассмотреть представленный документ и выразить свое мнение о его содержании, включая предлагаемые мероприятия по направлениям и механизмам реализации Стратегии.

НОВЫЙ ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ

 

В декабре 2017 г. экспертами Технологической платформы были подготовлены аналитические материалы по проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, официально опубликованному на сайте Минпромторга России 11 октября 2017 г. После обсуждения данных материалов с коллегами из Совета Федерации – была достигнута договоренность о совместном проведении экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению проекта Стратегии в декабре 2017 года. Но, в связи с насыщенным графиком мероприятий в конце года у обеих сторон – дату мероприятия было решено перенести на 2018 год.

КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ (проект)

 

СТРАТЕГИЯ (анализ)

 


О государственном финансировании авиационной промышленности

Авиастроение в Российской Федерации является одной из ключевых отраслей национальной экономики. Учитывая роль и значение отрасли в обеспечении обороноспособности государства, развитии транспортной системы, социально-экономическом развитии регионов, научно-технологическом развитии страны – государство уделяет особое внимания развитию отрасли, осуществляя серьезную поддержку реализуемым и перспективным авиастроительным проектам (программам).

В период 1990-х годов в условиях сокращения бюджетного финансирования и изменения структуры рынков состояние отрасли существенно ухудшилось, многие авиастроительные программы были закрыты или осуществлялись с большими затруднениями. В результате, рынок гражданской авиационной техники был фактически утрачен для российских производителей. Относительная стабильность отрасли сохранялась, прежде всего, за счет военно-технического сотрудничества и реализации государственного оборонного заказа.

Начиная с 2002 года, объемы государственной финансовой поддержки отрасли существенно возросли, став сопоставимыми с уровнем стран - ведущих мировых производителей. При этом, достигнутые результаты остаются пока весьма скромными: объемы поставок гражданской авиационной техники существенно отстают от запланированных; доля российских самолетов в общем пассажирообороте российских авиакомпаний крайне незначительна, объем авиационных работ в России на иностранных вертолетах ежегодно растет; а экономическая эффективность реализуемых программ вызывает большие вопросы.

Основной объем средств государственной финансовой поддержки отрасли в настоящее время выделяется в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».


23 октября 2017 г. в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации состоялось заседание Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения на тему «О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и ее дальнейшем совершенствовании, в связи с рассмотрением проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

По просьбе руководителя Рабочей группы – члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Н. Епишина в организации и аналитическом обеспечении данного участия приняла участие Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

Поводом к проведению мероприятия послужило внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Учитывая существенное влияние, которое оказывает государственная поддержка на функционирование и развитие отрасли, Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» согласилась принять участие в данном мероприятии и подготовке соответствующих аналитических материалов.

КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

В качестве участников мероприятия были приглашены:

  • члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • организации - члены Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии»;
  • депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • представители федеральных органов исполнительной власти (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации);
  • представители интегрированных структур авиационной промышленности (ПАО «ОАК», Государственная корпорация «Ростех», АО «Вертолеты России», АО «ОДК», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», АО «Технодинамика»);
  • представители потребителей (ведущие российские авиакомпании, лизинговые компании);
  • представители общественных организаций, независимые эксперты.
УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ

В рамках мероприятия были рассмотрены следующие основные вопросы:

  • государственное финансирование авиационной промышленности в предыдущие годы и на предстоящий период;
  • состояние работ (проектов), реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;
  • проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;
  • предложения по дальнейшему развитию авиационной промышленности и параметрам финансирования основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».
ПРОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВНЕШЭКОНОМБАНКА

 

По итогам мероприятия сформулированы ключевые проблемные вопросы реализации основных проектов (мероприятий) государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»:

  • в части подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение» – наличие и качество технико-экономических обоснований реализуемых и планируемых к реализации проектов (в т.ч. реалистичность и окупаемость с учетом бюджетных инвестиций); реалистичность и обоснованность планов поставок (наличие твердых заказов и опционов); уровень имеющегося научно-технического задела;
  • в части подпрограмм «Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрегаты и приборы» – наличие и качество экономических обоснований реализуемых и планируемых к реализации проектов (в т.ч. реалистичность и окупаемость с учетом бюджетных инвестиций); уровень имеющегося научно-технического задела; результаты и дальнейшие планы по импортозамещению;
  • в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» – качество планирования и выполнения работ по созданию научно-технического задела; участие промышленности в постановке задач, приемке результатов работ, использовании и внедрении результатов интеллектуальной деятельности; наличие независимой экспертизы уровня созданного НТЗ и готовности технологий (соответствие сертификационным требованиям);
  • в части подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» – качество научно-аналитического обеспечения реализации Программы; наличие объективных оценок результатов реализации ранее поддержанных проектов.

В качестве основных направлений дальнейшего развития на ближайшую перспективу предложены:

  • в части подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение» – проведение независимого технологического и финансово-экономического аудита основных программ, реализуемых с участием мер государственной поддержки; разработка специальных мер (мероприятий), направленных на повышение эффективности реализации проектов (с учетом окупаемости бюджетных инвестиций);
  • в части подпрограмм «Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрегаты и приборы» – разработка специальных мер (мероприятий), направленных на повышение эффективности реализации проектов (с учетом окупаемости бюджетных инвестиций); субсидирование расходов на сертификацию (в т.ч. в иностранных государствах);
  • в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» – изменение механизмов планирования и организации работ путем внедрения независимой экспертизы предлагаемых тематик и результатов выполнения работ (принятие решений о тематике работ, приемке результатов, использовании и внедрении РИД – совместно промышленностью и наукой, с обязательным участием потенциальных заказчиков и независимых экспертов); четкое разделение работ, направленных на разработку (создание, развитие) технологий, и работ, обеспечивающих развитие компетенций отраслевой науки (методы и методики эксперимента); обязательное участие в формировании тематик и конкурсах на проведение НИР максимально широкого круга организаций (включая вузовскую и академическую науку, малый и средний бизнес, конструкторские и производственные организации);
  • в части подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» – расширение участия в работах по научно-аналитическому обеспечению Программы независимых компаний и экспертов; обязательное публичное рассмотрение результатов реализации проектов, осуществляемых с участием средств федерального бюджета.

В качестве стратегических направлений совершенствования и развития авиационной промышленности, в т.ч. механизмов государственной поддержки реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», рекомендованы:

  • Изменение принципов и механизмов финансирования ключевых авиастроительных программ (проектов), реализуемых с участием мер государственной поддержки
    Переход на долгосрочное возвратное финансирование (бюджетное, средства институтов развития, субсидирование процентной ставки).
  • Изменение принципов и механизмов реализации программ (проектов) в области развития авиационной науки и технологий
    Субсидирование содержания экспериментальной и полигонной базы, используемой при проведении испытаний и сертификации авиационной техники, создаваемой с участием мер государственной поддержки;
    Организация специальных поисковых НИР для формирования перспективного научно-технического задела (с небольшими объемами бюджетного финансирования) для широкого круга участников.
  • Совершенствование и развитие инструментов непрямой (косвенной) государственной поддержки развития авиастроения в Российской Федерации
    Расширение и повышение эффективности косвенных инструментов государственной поддержки развития отрасли (таможенная политика, налоговая политика, механизмы стимулирования регионального развития, кластерная политика).

Рабочей группе по вопросам государственной политики в сфере авиастроения поручается:

  • организовать и провести серию консультативных совещаний с Министерством экономического развития Российской Федерации с участием Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Внешэкономбанка, заинтересованных организаций и экспертов по рассмотрению текущей ситуации с реализацией ключевых авиастроительных программ (проектов), осуществляемых с участием мер государственной поддержки, с выработкой рекомендаций по повышению эффективности их реализации, а также мер и механизмов государственной поддержки, включая необходимые изменения (поправки) в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (ответственные – А.Н. Епишин, А.В. Масленников; 2017-2018 гг.);
  • организовать и провести рассмотрение проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минпромторгом России (ответственные – А.Н. Епишин, Р.Р. Хакимов);
  • с учетом предложений заинтересованных организаций и экспертов разработать и представить на следующем заседании Рабочей группы план дальнейших мероприятий (заседаний) (ответственные – А.Н. Епишин, А.А. Ким).
ПРОТОКОЛ

 

В декабре 2017 г. экспертами Технологической платформы были подготовлены аналитические материалы по проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, официально опубликованному на сайте Минпромторга России 11 октября 2017 г. После обсуждения данных материалов с коллегами из Совета Федерации – была достигнута договоренность о совместном проведении экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению проекта Стратегии в декабре 2017 года. Но, в связи с насыщенным графиком мероприятий в конце года у обеих сторон – дату мероприятия было решено перенести на 2018 год.

КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ (проект)

 

СТРАТЕГИЯ (анализ)

 


9 апреля 2018 г. Представители Технологической платформы приняли участие в совместном заседании Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности и Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России. Тема заседания – «Основные направления диверсификации авиационной промышленности России и меры государственного участия в создании высокотехнологичной продукции гражданского назначения в сфере авиастроения».

Вел заседание Заместитель Председателя Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности, Первый Вице-президент ПАО «ОАК» А.В. Туляков, который заменил отсутствовавшего по уважительной причине Председателя Экспертного совета по авиационной промышленности, Первого Вице-президента Союза машиностроителей России В.В. Гутенева; и в качестве цели мероприятия подчеркнул важность скоординированного решения задач диверсификации оборонно-промышленного комплекса, поставленных Президентом Российской Федерации в условиях предстоящего сокращения государственного оборонного заказа.

Резюмируя итоги основных выступлений, следует подчеркнуть важность развития гражданского блока российского авиастроения, который в силу различных объективных и субъективных факторов, к сожалению, находится в неудовлетворительном состоянии. Наиболее приоритетным направлением, по которому мнения большинства докладчиков сходятся, является необходимость развития российского рынка авиаперевозок и связанных с ним рынков технического обслуживания и ремонта воздушных судов, а также совершенствования (развития) нормативно-правовой базы в области технического регулирования, что могло бы существенно помочь развитию гражданского авиастроения. Серьезной проблемой остается уровень конкурентоспособности российских производителей по сравнению с иностранными компаниями, возможным механизмом решения которой могло бы стать совершенствование системы управления в области создания научно-технического задела и его использования (внедрения) в гражданские авиастроительные программы.

Подробнее с тезисами основных докладов можно ознакомиться в Публикации.

ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЯ

 

В рамках заседания выступил Председатель Правления Ассоциации «ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким. Тема выступления – «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» – как инструмент согласованного развития и повышения конкурентоспособности продукции российского гражданского авиастроения в интересах национальных производителей и авиаперевозчиков». По мнению докладчика, ключевыми направлениями (механизмами) повышения конкурентоспособности гражданского сегмента российской авиационной промышленности и ее успешной диверсификации, реализация которых возможна с участием Технологической платформы, являются:

  • создание института независимой технической и финансово-экономической экспертизы проектов (программ), реализуемых и (или) предлагаемых к реализации с участием мер государственной поддержки;
  • минимизация затрат и обеспечение недискриминационного доступа к проведению исследований (испытаний) с использованием объектов экспериментальной базы, созданных с участием средств государственного бюджета;
  • расширение числа участников и повышение конкуренции среди исполнителей работ по созданию научно-технического (технологического) задела;
  • внесение изменений в существующие в Российской Федерации правила и процедуры сертификации авиационной техники с целью обеспечения их соответствия современному мировому уровню, минимизации издержек разработчиков и производителей, сокращения сроков вывода перспективных российских разработок и технологий на рынок.

Подробнее с тезисами доклада можно ознакомиться в Публикации.

ПУБЛИКАЦИЯ (А.А. Ким)

 

По итогам мероприятия участникам было предложено сформулировать и направить организаторам свои предложения по диверсификации и мерам государственного участия в создании высокотехнологичной продукции гражданского назначения в сфере авиастроения Российской Федерации.

Задача повышения конкурентоспособности российского гражданского авиастроения и его дальнейшая диверсификация является ключевой для Технологической платформы, фактически полностью совпадая со сферой и целевыми задачами ТП. Надеемся, что накопленный в предыдущие годы опыт, экспертный и аналитический потенциал Платформы окажутся полезными при планировании, организации и выполнении работ в данном направлении.


11 апреля 2018 г. Вступила в действие новая редакция государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 г. № 349.

Внесенные изменения связаны с корректировкой содержания, сроков и объемов финансирования отдельных мероприятий и проектов, осуществляемых в рамках реализации Программы.

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2018 году увеличен на 705,2 млн. рублей (на 1,2%). Увеличение финансирования произошло по следующим подпрограммам: «Самолетостроение» – на 1 815,8 млн. рублей (или на 6,1%), «Вертолетостроение» – на 550,0 млн. рублей (или на 35,5%), «Авиационная наука и технологии» – на 1 705,2 млн. рублей (или на 21,9%). Уменьшены объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы «Авиационное двигателестроение» (на 1 000,0 млн. рублей, или на 7,4%), и значительно уменьшены объемы бюджетного финансирования подпрограммы «Авиационные агрегаты и приборы» (на 2 365,7 млн. рублей, или в 10,3 раза).

Учитывая значимость данного документа для развития отрасли, аппаратом и экспертами Платформы подготовлен аналитический обзор новой редакции государственной программы, включая ее сравнение (сопоставление) с предыдущей редакцией.

ГП (изменения, анализ)

 

ИНДИКАТОРЫ (изменения, Приложение 1)

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ (изменения, Приложение 2)

 

МЕХАНИЗМЫ (Приложение 3)

 


12 июля 2018 г. в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации состоялось заседание Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения на тему «О проекте «Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года». Повестка дня заседания включала 2 основных вопроса:

1) О концепции Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации до 2030 года;

2) О законодательных инициативах, направленных на стимулирование развития гражданской авиации в Российской Федерации.

В заседании приняли участие члены Совета Федерации, представляющие ключевые авиационные регионы страны; представители основных компаний и организаций отрасли; ведущие эксперты, представители ТП «АМиАТ».

СПИСОК УЧАСТНИКОВ (12.07.2018 г.)

 

ПЛАН ЗАСЕДАНИЯ

 

Открыл заседание член Совета Федерации, руководитель Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения А.Н. Епишин, который отметил, что данное заседание является продолжением начатой в октябре 2017 г. деятельности Совета Федерации по рассмотрению вопросов развития авиационной промышленности, и, хотя изменений в основные параметры финансирования отрасли пока не было внесено, он надеется, что совместная работа с Государственной Думой и Министерством промышленности и торговли будет продолжена и будут предложены механизмы, обеспечивающие повышение эффективности развития российского авиастроения.

Также А.Н. Епишин напомнил участникам заседания о планировавшемся в конце 2017 г. рассмотрении проекта Стратегии развития авиационной промышленности с участием Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, которое не состоялось по объективным причинам; а также о предыдущем обсуждении концептуальных положений проекта Стратегии, состоявшемся на авиасалоне МАКС-2017. Кроме того, А.Н. Епишин, являющийся представителем в Совете Федерации от Тверской области поблагодарил Министерство промышленности и торговли за заключение первого в сфере авиационной отрасли специального инвестиционного контракта с компанией ЗАО «Хамильтон Стандард – Наука», развивающем свое производство в г. Кимры Тверской области; а также поздравил О.Е. Бочарова с недавним юбилеем.

С докладами по основным вопросам повестки дня выступил Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочаров.

Представляя концепцию Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации до 2030 года, О.Е. Бочаров отметил, что Министерство долго не выносило данный вопрос на публичное обсуждение, так как продолжалось его рабочее согласование в Министерстве и с другими федеральными органами исполнительной власти. На данный момент также остаются пока неурегулированными замечания Минэкономразвития России и Минфина России. Всего в дальнейшем, по его словам, планируется провести в Совете Федерации 3 системные встречи по данному вопросу. Сам проект Стратегии участникам заседания представлен не был, но основные ее положения были озвучены и изложены в представленном ниже презентационном материале.

В качестве цели развития авиационной промышленности на предстоящий период было сформулировано – «Достижение конкурентоспособности продукции авиационной промышленности в отдельных (целевых) сегментах рынка и создание авиационной техники для обеспечения социально-экономического развития, обороноспособности, безопасности и связанности территории страны». При этом, ни в самом выступлении, ни в презентации доклада не было указано, какие именно сегменты рынка рассматриваются в качестве целевых. В докладе были упомянуты (в различном контексте) отдельные типы ВС – широкофюзеляжный самолет Ил-96, региональный самолет SSJ-100 и его новая модификация на 75 мест, а также самолеты для местных авиаперевозок – разрабатываемый ФГУП «СибНИА» ТВС-2ДТ и чешский самолет L-410, локализация производства которого осуществляется на АО «УЗГА».

Ключевым инструментом перехода к целевой модели отрасли в Стратегии названо «единое цифровое пространство» («сквозная цифровизация»), включающее все этапы жизненного цикла авиационной техники – от исследований и разработок до эксплуатации и технического обслуживания. Данное направление соответствует проводимой в последние годы Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации политики ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике. Однако, по мнению многих экспертов, необходимо более детальное рассмотрение вопросов «цифровизации» в авиационной промышленности и других высокотехнологичных отраслях, прежде всего, с целью обеспечения безопасной эксплуатации технически сложных объектов. Например, предлагаемое «применение цифрового проектирования и моделирования, использование цифровых полигонов» на этапе исследований и разработок имеет определенные ограничения, так как существующие и перспективные методы численного (математического) моделирования не позволяют получать достоверные результаты, соответствующие условиям реальной эксплуатации (физическому эксперименту). Также остаются нерешенными вопросы импортозамещения программных средств проектирования, о чем при обсуждении доклада высказался Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС», академик РАН Е.А. Федосов. В сфере использования цифровых технологий в управлении производством, продажами и поставками при создании предлагаемых отраслевых программных продуктов (баз данных) остаются нерешенными вопросы обеспечения (защиты) коммерческой информации, необходимость учета существенных специфических особенностей различных подотраслей (сегментов) авиастроительной отрасли.

Основным содержательным элементом предлагаемой Стратегии развития авиационной промышленности является переход к одному каналу государственной поддержки – субсидированию лизинговых компаний, приобретающих авиационную технику «по цене, позволяющей обеспечить маржинальность производства и финансирование перспективных НИОКР». Обсуждение данного вопроса на предыдущем представлении проекта Стратегии, состоявшемся в рамках авиасалона МАКС-2017, и поступившие в Платформу комментарии многих экспертов и специалистов свидетельствуют о том, что данная концепция является труднореализумой и не соответствует международному опыту; так как ключевые решения, обеспечивающие конкурентоспособность авиационной техники, закладываются на этапах исследовательских и конструкторских работ, а также в процессе организации производства. Соответственно, лизинговые компании не имеют компетенций и механизмов влияния на технико-экономические характеристики ВС и не смогут обеспечить полноценное и комплексное развитие авиационной техники.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Стратегия)

 

Второй доклад О.Е. Бочарова был посвящен законодательным инициативам Минпромторга России, направленным на стимулирование развития гражданской авиации в Российской Федерации.

Законодательные инициативы (Минпромторг России)

 

В обсуждении докладов приняли участие: члены Совета Федерации А.Н. Епишин, М.Н. Пономарев, А.Г. Дмитриенко, Председатель Совета директоров ОАО «Авиапром» В.Д. Кузнецов, Генеральный директор Союза авиапроизводителей России Е.А. Горбунов, Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС» Е.А. Федосов, Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, Глава Аналитической службы Агентства «Авиапорт» О.А. Пантелеев, которыми были заданы ряд уточняющих вопросов, а также высказаны отдельные комментарии и предложения.

По итогам заседания будут подготовлены предложения Ассоциации «ТП «АМиАТ» по представленным документам для направления в Совет Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.


31 июля 2018 г. По договоренности с руководителем Рабочей группы А.Н. Епишиным Ассоциацией «ТП «АМиАТ» была проведена работа по анализу документов, представленных на заседании 12 июля 2018 г., с участием ведущих организаций - членов и экспертов Технологической платформы. В частности, были получены комментарии и экспертные заключения ГК «Ростех», АО «Вертолеты России», АО «ОДК», АО «РПКБ», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ФГУП «ЦАГИ», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ», ООО «Межотраслевой аналитический центр».

По итогам обсуждения и согласования отзывов и комментариев экспертов, поступивших в Ассоциацию, в Совет Федерации были направлены сводные (консолидированные) предложения Технологической платформы по проекту Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года, а также законодательным инициативам по стимулированию развития гражданской авиации в Российской Федерации, представленным на заседании. Благодарим всех экспертов и специалистов, принявших участие в данной работе, за активную позицию и высокий профессионализм!

Основные замечания и предложения по проекту Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года:

1. В числе факторов и документов, которые должны быть обозначены при формировании Стратегии развития авиационной промышленности, должны быть указаны стратегические документы в сфере обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, определяющие целевые установки и задачи развития военной и специальной авиационной техники.

2. С учетом сформулированной цели развития авиационной промышленности на предстоящий долгосрочный период – «Достижение конкурентоспособности продукции авиационной промышленности в отдельных (целевых) сегментах рынка и создание авиационной техники для обеспечения социально-экономического развития, обороноспособности, безопасности и связанности территории страны» – в тексте документа необходимы более конкретные формулировки (указания), какие именно сегменты рынка рассматриваются в качестве целевых.

3. В составе целевой модели авиационной промышленности в блоке «Производство» указано положение – «Учет перспективных требований к технико-экономическим характеристикам разрабатываемой продукции», которое в значительно большей степени относится к этапу исследований и разработок, так как основные технико-экономические характеристики авиационной техники формируются, как правило, именно на данном этапе. Предлагается данное положение перенести в блок «Наука».

4. В составе предлагаемых инструментов формирования «единого цифрового пространства» («сквозной цифровизации») авиационной промышленности не учитываются специфические особенности процессов «цифровизации» в авиационной промышленности и других высокотехнологичных отраслях, связанные, прежде всего, с обеспечением безопасной эксплуатации технически сложных объектов.

Например, предлагаемое «применение цифрового проектирования и моделирования, использование цифровых полигонов» на этапе исследований и разработок имеет определенные ограничения, так как существующие и перспективные методы численного (математического) моделирования не позволяют получать достоверные результаты, соответствующие условиям реальной эксплуатации (физическому эксперименту).

Также не рассматриваются вопросы импортозамещения применяемых программных средств проектирования летательных аппаратов и других объектов авиационной техники, необходимость обеспечения (защиты) коммерческой информации и специфические особенности различных подотраслей авиастроения при создании отраслевых программных продуктов (баз данных).

5. Предлагаемая в проекте Стратегии общая схема (механизм) оказания государственной поддержки развития отрасли, суть которой состоит в «субсидировании лизинговых компаний для приобретения АТ по цене, позволяющей обеспечить маржинальность производства и финансирование перспективных НИОКР», является труднореализумой и не соответствует международному опыту; так как ключевые решения, обеспечивающие конкурентоспособность авиационной техники, закладываются на этапах исследовательских и конструкторских работ, а также в процессе организации производства. Соответственно, лизинговые компании не имеют компетенций и механизмов влияния на технико-экономические характеристики ВС и не смогут обеспечить полноценное и комплексное развитие авиационной техники.

Основные замечания и предложения по законодательным инициативам по стимулированию развития гражданской авиации в Российской Федерации, представленным на заседании:

1. Учитывая то, что в настоящее время в Российской Федерации не производятся воздушные суда бизнес-авиации с максимальной взлетной массой до 50 тонн и пассажировместимостью до 50 человек, предлагаемая мера по освобождению от обложения налогом на имущество организаций и транспортным налогом данных воздушных судов вызывает сомнения с точки зрения ее эффективности для развития российской авиационной промышленности.

2. Предлагаемое освобождение от обложения НДС ввоза на территорию Российской Федерации гражданских воздушных судов, а также авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, используемых для их производства и (или) модернизации, может привести к созданию неравных (худших) условий конкуренции для российских производителей авиационной техники, прежде всего, для производителей двигателей, авионики и оборудования, по сравнению с иностранными компаниями.

3. Предлагается более подробно рассмотреть данные вопросы с точки зрения баланса интересов и обеспечения конкурентоспособности российских производителей с участием представителей ведущих компаний авиастроения и воздушного транспорта Российской Федерации.

Также, хотелось бы представить глубоко проработанные и детализированные предложения ФГУП «ЦАГИ» к проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации до 2030 года, разработанному Минпромторгом России.

Предложения (ЦАГИ)

 

Учитывая значимость данного вопроса для развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, мы планируем продолжить мониторинг (анализ) ситуации с разработкой и согласованием Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года, а также связанных с ней стратегических и программных документов.


23-24 августа 2018 г. Представители Технологической платформы посетили Международный военно-технический форум «Армия-2018», где приняли участие в 2-х мероприятиях научно-деловой программы по темам:

  • «Диверсификация и трансфер технологий в ОПК»;
  • «Интеграция образования, науки и производства: новые модели и перспективы развития»;

а также посетили выставочные стенды организаций - участников Технологической платформы.

Интерес именно к данным мероприятиям обусловлен совпадением (близостью) их тематической направленности задачам и направлениям деятельности Технологической платформы. Учитывая то, что в настоящее время доля гражданской продукции российского авиастроения пока не велика и требуются серьезные усилия по его диверсификации и повышению конкурентоспособности гражданской продукции отрасли – существует значительный и пока не реализованный потенциал участия Платформы в решении данных задач, поставленных Президентом Российской Федерации и в настоящее время чрезвычайно актуальных для развития экономики нашей страны.

Также, чрезвычайно актуальной остается задача интеграции образования, науки и производства, в т.ч. в сфере авиастроения и воздушного транспорта – поэтому участие Платформы в формировании и развитии соответствующих механизмов может внести существенный вклад в повышение эффективности функционирования данных отраслей.

Более подробно о данных мероприятиях можно ознакомиться в разделе «Участие Платформы в общероссийских и международных мероприятиях (совещаниях) авиационной и смежных отраслей в 2018 году».


31 января 2019 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах. Для Технологической платформы вопросы государственного финансирования и государственной политики имеют особое значение:

  • во-первых, мы чрезвычайно заинтересованы в ускорении развития авиастроения в Российской Федерации, состояние которого в настоящее время в значительной степени зависит от эффективности реализуемых мер государственной поддержки;
  • а во-вторых, важнейшая для нашей Платформы сфера технологического и социально-экономического развития – малая и региональная авиация – к сожалению, пока не имеет соответствующего механизма (инструмента) государственной политики, включая стратегию и программу ее развития. В качестве возможного варианта экспертами ТП предлагается формирование федерального проекта «Малая и региональная авиация».

Поэтому мы публикуем для ознакомления нашим экспертам данный документ на сайте ТП и предварительные тезисы и вопросы о возможных подходах к формированию проекта (программы) «Малая и региональная авиация»; также, просим обратить особое внимание на раздел IV «Совершенствование системы государственных программ и внедрение принципов проектного управления».

КОНЦЕПЦИЯ (2019-2024 гг.)

 

Ниже представлены предварительные тезисы и вопросы о возможных подходах к формированию проекта (программы) «Малая и региональная авиация», как государственного документа стратегического планирования:

1. Необходимо серьезное обоснование наличия данной программы. При этом важно иметь в виду, что государственная координация – это, по сути, институт принуждения, директивного административного управления. И он имеет место быть в случае наличия государственного (бюджетного) финансирования или организаций - исполнителей, в отношении которых государство имеет распорядительную власть;

2. Сначала необходимо определиться с возможностями государственного финансирования. Если программа будет содержать свод мероприятий, финансирование которых осуществляется не через инструменты этой программы, то это будет «свод благих пожеланий»;

3. У государственной программы, по определению, должен быть головной исполнитель – соответствующий федеральный орган исполнительной власти. С большой вероятностью, Минпромторг России на такую роль не согласится;

4. Существенный недостаток государственных программ – это отсутствие органов управления с определенными полномочиями, ответственностью и мотивацией. Технологическая платформа в лучшем случае может получить статус монитора;

5. Экспертное сообщество, участвующее в разработке и сопровождении государственных программ, все больше склоняется к мысли, что государственная программа должна быть совокупностью проектов с некой общепрограммной процессной частью в обеспечение процедур по ее реализации;

6. А вот федеральный или ведомственный проект имеет органы управления: куратора, ответственного исполнителя, проектный офис, проект - менеджеров. В соответствующих методических документах прописана и возможность мотивации управленцев.

Проект и программа – близкие понятия; во многих документах так и пишется – проект (программа), но нормативное обеспечение понятий – все-таки разное. Что проект, что программа, будут иметь право на жизнь только в случае выделения ресурсов для их реализации. Основные признаки проекта – это результат (конкретный, измеримый), сроки, ресурсы. Программа, в отличие от проекта, может иметь качественный результат.

Благодарим эксперта Технологической платформы – Заместителя Генерального директора ЗАО «НИИ экономики» Н.Б. Костерева за оказанную консультационную и информационную поддержку.

Просим экспертов Технологической платформы, также, ответить на следующие вопросы:

1) В какой форме необходимо разрабатывать интересующий нас документ «Малая и региональная авиация» – федерального (ведомственного) проекта или государственной программы?

2) Какой федеральный орган исполнительной власти мог бы стать координатором (ответственным исполнителем) данного проекта (программы)?

3) Какую роль могла бы взять на себя Технологическая платформа в рамках разработки и реализации данного проекта (программы)?

В настоящее время аппаратом и экспертами Платформы ведутся консультации по вопросам участия в разработке и совершенствовании ключевых документов развития отрасли – Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», федерального проекта (программы) «Малая и региональная авиация».

Обращаемся к организациям - участникам и экспертам Технологической платформы, а также ко всем заинтересованным организациям и специалистам с предложением принять участие в данной работе (включая организационное и методическое сопровождение).

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).


Об Основах государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности

14 марта 2019 г. В Ассоциацию «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» обратилось ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» с просьбой рассмотреть проект Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года и представить свои замечания и предложения.

Учитывая значимость данного документа для развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, а также в деятельности Технологической платформы, размещаем на сайте ТП полученный от ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» проект Основ, а также для сравнения (сопоставления) действующие в настоящее время Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, утвержденные 01.04.2012 г.

ОСНОВЫ-2030 (проект, 13.03.2019 г.)

 

ОСНОВЫ-2020 (01.04.2012 г.)

 

Обращаемся к организациям - участникам Технологической платформы, другим заинтересованным организациям и экспертам с предложением рассмотреть представленный документ и направить свои замечания и предложения (срок – до 28 марта 2019 г.).

Особое внимание просим обратить на следующие ключевые аспекты:

  • соответствие проекта Основ действующим законодательным и другим нормативно-правовым актам;
  • влияние данного документа по повышение эффективности российской авиационной промышленности и других субъектов авиационной деятельности;
  • обеспечение вклада авиационной промышленности и других субъектов авиационной деятельности в достижение национальных целей и решение стратегических задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204.

3 апреля 2019 г. В соответствии с поступившим обращением, Ассоциация «ТП «АМиАТ» направила в ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» свои замечания и предложения по проекту Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года. Благодарим все организации и экспертов, принявших участие в рассмотрении проекта Основ, и размещаем на сайте ТП данные материалы.

Письмо (ТП, 03.04.2019)

Замечания и предложения АО «ЛИИ им. М.М. Громова»

Замечания и предложения НИО-4 (АО «ЛИИ им. М.М. Громова»)

Замечания и предложения ФГУП «ГосНИИАС»

Замечания и предложения ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ»

Замечания и предложения АО «ОДК-Авиадвигатель»

Замечания и предложения АО «Концерн Радиоэлектронные технологии»

Замечания и предложения ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»

Замечания и предложения АО «УПКБ «Деталь»

Замечания и предложения ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»

Замечания и предложения АО «НИТС им. В.Ф. Солинова»

Замечания и предложения АО «НИИ полимеров»

Замечания и предложения АО «Технологии для Авиации»

Замечания и предложения АО «НИИП имени В.В. Тихомирова»

Замечания и предложения А.А. Кучерявого (АО «УКБП»)

Замечания и предложения В.В. Клочкова (ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»)

Замечания и предложения Т.В. Сазоновой (АО «РПКБ»)

Замечания и предложения В.В. Ахрамеева (АО «ЛИИ им. М.М. Громова»)

Замечания и предложения М.А. Солнцева (ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота»)

Со своей стороны, Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» готова, во взаимодействии с ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», другими заинтересованными органами, организациями и экспертами, участвовать в доработке и согласовании проекта Основ.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

21 июня 2019 г. В Ассоциацию «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» поступила уточненная редакция проекта Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года, разработанная ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», с просьбой согласовать и направить обоснованное мнение по проекту документа.

Учитывая значимость данного документа для развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, размещаем на сайте ТП полученный от ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» новый (уточненный) вариант проекта Основ.

ОСНОВЫ-2030 (проект, 21.06.2019 г.)

 

Обращаемся к организациям - участникам Технологической платформы, другим заинтересованным организациям и экспертам с предложением рассмотреть представленный проект и направить свое мнение о возможности его согласования или необходимости доработки (переработки) с указанием имеющихся замечаний и предложений (срок – до 27 июня 2019 г.).

Особое внимание просим обратить на следующие ключевые аспекты:

  • влияние данного документа по повышение эффективности российской авиационной промышленности и других субъектов авиационной деятельности;
  • обеспечение вклада авиационной промышленности и других субъектов авиационной деятельности в достижение национальных целей и решение стратегических задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

1 июля 2019 г. В соответствии с поступившим обращением, Ассоциация «ТП «АМиАТ» направила в ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» свои замечания и предложения по проекту Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года. Благодарим все организации и экспертов, принявших участие в рассмотрении проекта Основ; и размещаем на сайте ТП данные материалы.

Напоминаем, что в марте - апреле 2019 г. Технологическая платформа уже проводила экспертное рассмотрение предыдущей редакции проекта Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года, разработанной ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского». Было получено большое количество замечаний и предложений по доработке документа, которые были официально направлены разработчикам и размещены на сайте ТП.

После получения нового проекта, Ассоциацией, несмотря на сжатые сроки, было организовано очередное экспертное рассмотрение документа. Были получены официальные отзывы организаций - участников Технологической платформы, мнения экспертов, многочисленные устные комментарии.

Новая редакция, поступившая от ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», фактически является сокращенной версией предыдущего варианта. Основная часть наших предложений в проекте Основ не учтена.

Далее вы можете ознакомиться с основными отзывами организаций - участников ТП и мнениями наших экспертов по новой версии данного документа.

Письмо (ТП, 01.04.2019)

Замечания и предложения ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»

Замечания и предложения ПАО «ОАК»

Предложения АО «Вертолеты России»

Предложения АО «ОДК»

Предложения ФГУП «ВИАМ»

Замечания и предложения АО «УПКБ «Деталь»

Предложения АО «ГРПЗ»

Предложения ФГУП «ЦАГИ»

Предложения ФГУП «ЦНИИ «Центр»

Замечания и предложения А.А. Кучерявого (АО «УКБП»)

Замечания и предложения Н.М. Антонова (ПАО «Аэрофлот»)

Замечания и предложения А.В. Войтенко (ПАО «Корпорация «Иркут»)

Предложения С.Г. Рыжакова (ПАО «Туполев»)

Замечания и предложения А.А. Кима (ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ»)

Предложения А.И. Плешакова (ФГУП «ГосНИИ ГА»)

Замечания и предложения Т.В. Сазоновой (АО «РПКБ»)

Замечания и предложения М.А. Солнцева (ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота»)

Предложения Э.Б. Бабенко (ООО «ПромСервис»)

Также, нам поступили 2 официальных письма с одобрением согласования проекта Основ (АО «ОДК», АО «ОДК-Климов»); и 3 организации сообщили об отсутствии замечаний и предложений (АО «Технодинамика», Минпромторг Самарской области, АО «РТ-Химкомпозит»).

Предложения Технологической платформы по проекту Основ были направлены в ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».

Учитывая значимость разрабатываемого документа для развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации и поступившие предложения экспертов отрасли об организации дополнительного обсуждения проекта Основ с привлечением широкого круга организаций и специалистов – Ассоциация «ТП «АМиАТ» готова принять непосредственное участие в данном процессе.

Контактные лица для решения организационных и оперативных вопросов – Ким Алексей Анатольевич, Попов Алексей Викторович (тел. +7 (495) 980-04-25, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).