Главная страница / Деятельность / Проектная работа / Проектная работа ТП в 2014-2017 гг.

 

Проектная работа ТП в 2014-2017 гг.

Ежегодно (начиная с 2014 г.) в рамках деятельности Технологической платформы проводится экспертиза (мониторинг) реализации проектов, поддержанных Платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Учитывая то, что в настоящее время ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» является единственной государственной программой, предусматривающей участие в ее реализации технологических платформ – участие Платформы в данной Программе является важным элементом отработки практических механизмов организации внутриплатформенной экспертной и проектной работы.

Всего за период 2014-2017 гг. в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» победителями конкурсов Минобрнауки России стали 27 проектов, поддержанных Технологической платформой, на общую сумму 2 348,6 млн. рублей (в том числе: бюджетное финансирование – 1 306,1 млн. рублей; внебюджетное софинансирование – 1 042,6 млн. рублей; сроки выполнения работ – 2014-2019 гг.).

Несмотря на то, что данные проекты (работы), в-основном, были инициированы самими организациями - заявителями или их индустриальными партнерами – все они соответствуют тематике (направлениям) деятельности Технологической платформы; и для Платформы важно осуществлять регулярный мониторинг (экспертизу) их реализации, в т.ч. для выявления перспективных результатов и оценки возможностей их внедрения в существующие или в новые коммерческие продукты (программы).


16 ноября 2016 г. состоялось совместное открытое Экспертно-аналитическое мероприятие «Реализация проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»: текущие результаты, перспективы развития и коммерциализации».

Данное мероприятие было проведено при технической поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, которое с участием компании ООО «ВЕКТОР-К» обеспечивает проведение экспертно-аналитических мероприятий по тематике организации инновационной деятельности в Российской Федерации.

Подробнее о мероприятии можно ознакомиться в публикации.

ПУБЛИКАЦИЯ

Проектирование, разработка и изготовление демонстратора гибридного аэростатического летательного аппарата нового типа (ГАЛАНТ; ООО «ПРО-Авиа»)

Создание технологии высокоскоростного изготовления деталей и компонентов авиационных двигателей методами гетерофазной порошковой металлургии» (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»)

Разработка алгоритмов бортовой системы обеспечения безопасности полета для предотвращения столкновений в воздухе и выполнения маловысотного полета с использованием малогабаритной PЛC» (ЗАО «Техавиакомплекс»)

Повышение мощности базового авиационного поршневого двигателя в классе мощности 100 л.с. для малой авиации путем аэродинамического профилирования системы «впускной канал - цилиндр» (ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный университет)»)

Разработка модельного ряда высокопроизводительных шлифовальных машин с инновационным типом микротурбин для судостроительной, авиационной и других отраслей машиностроения (ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»)

Разработка комплекса технологий ремонта и восстановления функциональных характеристик ответственных деталей газотурбинных двигателей и энергетических установок (ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»)

Разработка и внедрение системы автоматической посадки БПЛА малого класса самолётного типа на корабль с использованием интеллектуальной системы технического зрения (ООО «ФИНКО»)

Совершенствование и валидация методов моделирования рабочего процесса в камерах сгорания перспективных газотурбинных двигателей (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»)

Исследования и разработка авиационного тренажера с системой подвижности консольного типа на базе промышленного робота (АО ЦНТУ «Динамика»)

Разработка высокодостоверной технологии трибодиагностики на базе нового образца сцинтилляционного спектрометра (САМ-ДТ) для проведения ресурсных испытаний и эксплуатационного сопровождения авиационных газотурбинных двигателей (ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет»)

Основной целью мероприятия было рассмотрение текущей ситуации, складывающейся с реализацией проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». В рамках мероприятия рассматривались следующие основные вопросы:

  • основные научно-технические результаты реализации проектов, достигнутые на текущий момент;
  • проблемы организационно-методического характера, связанные с реализацией проектов (взаимодействие с индустриальными партнерами, Министерством, ДНТП);
  • предложения по совершенствованию практики формирования и реализации проектов, связанные с участием в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;
  • направления дальнейшего развития проектов, возможности и перспективы коммерциализации полученных результатов;
  • перспективные направления (тематики, проекты), рекомендуемые к развитию в рамках деятельности Технологической платформы, других инструментов поддержки инновационной деятельности.

Данное мероприятие чрезвычайно важно для Технологической платформы, так как в настоящее время ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» является единственной программой, предусматривающей участие технологических платформ в формировании тематики и поддержке проектов. Также, в соответствии с Планом мероприятий Технологической платформы на 2016-2017 гг. в ближайшее время планируется согласование и утверждение актуализированной редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы, включающей в себя в том числе проекты, подержанные Платформой и реализуемые в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

В качестве первоочередного документа Программы мы предполагаем доработать (в новом формате) актуализированную версию «Направлений исследований и разработок, наиболее перспективных для развития в рамках Технологической платформы». Содержащиеся в нем направления сформированы на основе опыта участия Платформы в разработке и согласовании ключевых документов стратегического развития отрасли; учтены последние, наиболее актуальные результаты работ по созданию научно-технического задела, реализации текущих и перспективных авиастроительных программ; включены проекты, поддержанные Платформой и выполняемые в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», в том числе признанные победителями конкурсов в 2016 году.

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК

2017 год – текущие проекты

На текущий момент Платформа участвует в реализации 16 проектов, которые были поддержаны и выполняются в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Общий объем бюджетного финансирования данных проектов составляет 825,8 млн. рублей, сроки выполнения – 2015-2019 гг.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ

В 2017 году Министерством образования и науки Российской Федерации были проведены конкурсы на предоставление субсидий в рамках реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (мероприятия 1.2, 1.3, 1.4). Одним из требований (условий) данных конкурсов была поддержка проекта со стороны профильной технологической платформы.

Перечень проектов (заявок), поддержанных Технологической платформой и признанных победителями конкурсов в 2017 году:

  • «Разработка технологии оптимального аэродинамического проектирования летательных аппаратов на основе высокоточного математического моделирования на суперкомпьютерных вычислительных кластерах» (ООО «ОПТИМЕНГА-777»);
  • «Применение искусственных нейронных сетей в обеспечении безопасности полетов самолетов» (ФГУП «ЦАГИ»);
  • «Разработка технических решений в обеспечение создания отечественных высокоэффективных масштабируемых безмасляных турбогенераторов авиационного и энергетического назначения в классе мощности 100 кВт» (ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»);
  • «Разработка методологических основ, технических решений и элементов технологий в обеспечение создания отечественных двигателей, энергетических и технологический установок, использующих пересжатые детонационные волны» (ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»);
  • «Проектирование широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета на основе методов высокоточного математического моделирования и глобального оптимального поиска с использованием суперкомпьютерных технологий» (ООО «ОПТИМЕНГА-777»);
  • «Разработка технических решений в обеспечение создания отечественных беспроводных датчиков и систем контроля, предназначенных для применения на перспективных авиационных двигателях» (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»);
  • «Исследование теплофизических свойств наноструктурных композиционных покрытий и разработка технологии и образцов оборудования для создания теплостойких поршней двигателей транспортных средств» (ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»);
  • «Разработка опытных технологий автоматизированного изготовления деталей перспективных авиационных двигательных установок большой размерности из термопластичных композиционных материалов» (ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»);
  • «Разработка проектных решений и создание опытного образца системы управления с интеллектуальным комплексом обеспечения безопасности полетов (ИКОБП) для многоцелевого регионального 9-местного самолета» (ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»);
  • «Разработка научных основ комплексной деформационно-термической обработки, обеспечивающей высокие механические свойства в деталях, используемых в газотурбинном и аэрокосмическом машиностроении» (организация - инициатор проекта – Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем сверхпластичности металлов Российской академии наук; уникальный системный номер заявки 2017-14-585-0007-3254; подведение итогов конкурса ожидается 24 ноября 2017 г.).

Поздравляем победителей конкурсов и обращаемся к руководителям проектов с просьбой своевременно информировать Технологическую платформу о ситуации с выполнением и реализацией проектов (с учетом обязательств перед Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации).


Рабочие встречи и совещания в 2017 году

Основным содержанием проектной работы Технологической платформы является формирование собственных стратегически-значимых направлений работ (проектов), соответствующих Стратегической программе исследований и разработок и предлагающих наилучшие конструктивно-технологические решения, реализация которых осуществляется наиболее компетентными проектными консорциумами (коллективами).

В рамках экспертно-проектной работы Платформы по формированию и продвижению перспективных исследовательских и технологических проектов аппаратом и экспертами ТП в 2017 году были проведены следующие основные мероприятия:

  • совещания в ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» по вопросам планирования и организации работ в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (21.02.2017 г., 21.03.2017 г.);
  • участие в совещании по вопросам организации взаимодействия с Министерством обороны Российской Федерации в области инновационной деятельности (организатор – ОАО «МАЦ», 21.02.2017 г.);
  • поездка и рабочее совещание в АО «Технологии для Авиации» (Группа «Кронштадт», г. Санкт-Петербург, 15.03.2017 г.)
    В рамках визита представители Технологической платформы провели рабочее совещание со специалистами предприятия по вопросам организации взаимодействия в рамках деятельности ТП, включая обсуждение возможностей формирования и реализации совместных проектов;
  • поездка и рабочее совещание в ООО «Вириал» (г. Санкт-Петербург, 16.03.2017 г.)
    В рамках визита представители Технологической платформы познакомились с производственной базой предприятия и основными видами выпускаемой продукции. Также были рассмотрены вопросы взаимодействия в рамках деятельности ТП, в т.ч. возможности формирования и реализации совместных проектов;
  • поездка и рабочее совещание в ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (17.03.2017 г.)
    В рамках визита представители Технологической платформы посетили Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга», где познакомились с основными направлениями деятельности Центра, а также обсудили вопросы взаимодействия в рамках деятельности ТП, в т.ч. возможности формирования и реализации совместных проектов;
  • поездка и рабочее совещание в ООО «Промсервис» (Московская обл., Истринский район; 31.03.2017 г.)
    В поездке и состоявшемся в рамках нее рабочем совещании приняли участие: Председатель Правления ТП А.А. Ким, начальник отдела авиационных поршневых двигателей ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Л.А. Финкельберг, Генеральный директор ООО «Промсервис» Ю.Д. Баженов, Заместитель Генерального директора ООО «Промсервис» Д.А. Кунин, Главный конструктор ООО «Промсервис» Э.Б. Бабенко. В рамках посещения ООО «Промсервис» представители Платформы обсудили возможности сотрудничества, в т.ч. в области развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, включая возможности формирования и реализации совместных исследовательских и технологических проектов; а также приняли участие в испытаниях перспективного авиационного двигателя для малой авиации и АОН;
  • поездка и рабочее совещание в ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ТГУ, 25.04.2017 г.)
    Представители Технологической платформы посетили Физико-технический факультет и Институт экономики и менеджмента ТГУ, где познакомились с основными направлениями научно-исследовательской деятельности факультета и особенностями подготовки кадров в ТГУ, а также обсудили возможности дальнейшего сотрудничества, в т.ч. в области формирования и реализации совместных исследовательских и технологических проектов, развития системы подготовки кадров для авиационной и других высокотехнологичных отраслей;
  • экспертиза (оценка) проекта НИР «Принципы построения перспективных бортовых систем радиовидения для носителей вертолетного типа, реализующих режим синтезирования апертуры за счет вращения фазового центра антенны», предложенного ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» (май - декабрь 2017 г.)
    По результатам рассмотрения (оценки) проекта НИР экспертами Технологической платформы было организовано взаимодействие с АО «МВЗ им. М.Л. Миля». 20 декабря 2017 г. была проведена рабочая встреча - совещание в АО «МВЗ им. М.Л. Миля» по обсуждению возможностей формирования и реализации совместных проектов с участием ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича». В совещании приняли участие: со стороны АО «МВЗ им. М.Л. Миля» – Заместитель Генерального конструктора А.Б. Бельский, начальник отдела системных исследований В.М. Чобан, главный специалист отдела системных исследований Ю.Н. Иноземцев; со стороны ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» – Проректор но научной работе К.В. Дукельский, главный специалист по реализации инвестиционных и научно-технических проектов Е.Г. Борисов; со стороны ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» – Председатель Правления А.А. Ким, эксперт В.В. Лубашевский.
    Участникам мероприятия были представлены предложения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» по созданию перспективных бортовых радиолокационных систем для отечественных вертолетов; в частности – проект Технического задания на проведение НИР «Принципы построения перспективных бортовых систем радиовидения для носителей вертолетного типа, реализующих режим синтезирования апертуры за счет вращения фазового центра антенны» (шифр «Вращение - Р»), а также другие направления возможного сотрудничества. Эксперты детально обсудили представленные предложения и наработки: были высказаны экспертные оценки по возможностям их практического применения на современной вертолетной технике; состоялся обмен мнениями, включая обсуждение механизмов кооперационного взаимодействия.
    По направлению (проекту) создания перспективных бортовых систем радиовидения для носителей вертолетного типа, реализующих режим синтезирования апертуры за счет вращения фазового центра антенны, специалистами АО «МВЗ им. М.Л. Миля» были сформулированы необходимые технические требования.
    В качестве других перспективных направлений специалистами АО «МВЗ им. М.Л. Миля» было предложено рассмотреть и проработать следующие проекты:
    – малогабаритная система радиомониторинга;
    – станция формирования помех каналам наведения ЗУР и РЛС-сопровождения;
    – РЛС обеспечения посадки на неподготовленные площадки.
    По итогам совещания, коллегам из ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» было рекомендовано при содействии Технологической платформы и АО «МВЗ им. М.Л. Миля», с учетом имеющихся возможностей, организовать кооперационное взаимодействие с организациями - разработчиками (производителями) бортового радиолокационного оборудования с целью формирования проектных консорциумов для проведения перспективных НИОКР и отработки инновационных научно-технологических решений.
    Заместитель Генерального конструктора АО «МВЗ им. М.Л. Миля» А.Б. Бельский выразил готовность со стороны АО «МВЗ им. М.Л. Миля» участвовать в качестве экспертов при формировании тематики и оценке результатов планируемых работ с точки зрения возможностей их применения в отечественных вертолетах, а также оказывать поддержку согласованным проектам (тематикам работ) в федеральных органах исполнительной власти и других инструментах финансирования инновационной деятельности.
    Дальнейшее развитие предлагаемого проекта НИР и других направлений создания (развития) перспективных бортовых радиолокационных комплексов для отечественных вертолетов планируется в 2018 году.

Результаты проектной работы Платформы в 2017 году позволили существенно улучшить организацию взаимодействия с организациями - членами ТП, расширить и систематизировать информацию об имеющихся компетенциях, выработать подходы по дальнейшей организации проектной деятельности.


Подведение итогов реализации проектов в 2017 году

В течение 2017 года Аппаратом и экспертами Платформы велась активная работа по рассмотрению, согласованию и доработке ключевых стратегических и программных документов развития отрасли. Для Технологической платформы это направление имеет особое значение, так как в ближайшее время планируется вынесение на рассмотрение и утверждение органов управления Ассоциации новой редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы – и нам очень важно обеспечить соответствие предлагаемых нами направлений развития и проектов действующим стратегическим и программным документам развития отрасли.

Кроме того, Ассоциация планирует расширение своего участия в реализации ключевых авиастроительных программ – с одной стороны, мы планируем совместно с заинтересованными федеральными органами законодательной и исполнительной власти участвовать в оценке эффективности данных программ (проектов) с точки зрения совершенствования и оптимизации механизмов государственной поддержки развития отрасли; а с другой стороны, Платформа заинтересована в формировании качественных исследовательских и технологических проектов, направленных, как на создание новых летательных аппаратов и других видов авиационной техники, так и на развитие (модернизацию, модификацию) существующих продуктов авиационной отрасли.

15 декабря 2017 г. и 22 декабря 2017 г. в рамках деятельности Технологической платформы были проведены 2 экспертно-аналитических мероприятия, посвященные рассмотрению текущих результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Данные мероприятия являются плановыми и проводятся ежегодно, начиная с 2014 года.

По договоренности с руководством ОАО «Межведомственный аналитический центр», мероприятия проходили на ул. Поварской, д. 31/29, стр. 2, в удобном конференц-зале и комфортной обстановке. Благодарим коллег из ОАО «МАЦ» за техническую поддержку, дружеское участие и взаимопонимание!

Всего в рамках состоявшихся мероприятий было представлено и рассмотрено 16 проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Так как ряд проектов не были представлены в силу различных объективных обстоятельств (необходимость сдачи отчетных материалов в Минобрнауки России, ограничения по вместимости зала, чрезмерная продолжительность мероприятий), их рассмотрение было перенесено на первую половину 2018 года.

С учетом утвержденного в ноябре 2017 г. Наблюдательным советом Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии «Положения о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы» на данных мероприятиях начата практическая апробация походов к формированию и функционированию экспертных органов Технологической платформы.

В соответствии с утвержденным Положением в настоящее время проводится актуализация состава экспертов Технологической платформы, в том числе рекомендуемых к избранию в члены Экспертного совета Технологической платформы.

К сведению: всего за период 2014-2017 гг. победителями конкурсов Министерства образования и науки Российской Федерации стали 27 проектов, поддержанных Технологической платформой, с общим объемом бюджетного финансирования в размере 1 321,1 млн. рублей и внебюджетного финансирования – в размере 1 070,2 млн. рублей, в том числе в 2017 году – 9 проектов на общую сумму 1 076,4 млн. рублей (605,7 млн. рублей – бюджетное финансирование; 470,7 млн. рублей – внебюджетное финансирование; сроки реализации проектов – 2017-2019 гг.).

15 декабря 2017 г. состоялась первая часть Экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ (15.12.2017 г.)
СПИСОК УЧАСТНИКОВ (15.12.2017 г.)

 

Открыл мероприятие Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, который проинформировал об основных результатах и мероприятиях Технологической платформы, состоявшихся в 2017 году, в том числе участии Платформы в рассмотрении (оценке) и поддержке проектов в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», а также представил доклад «Об организации экспертизы в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТП. ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ.

Также, с приветственным словом к участникам мероприятия выступил Заместитель Директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации А.Г. Шнырев, который обратил особое внимание на необходимость участия представителей российских авиакомпаний в рассмотрении (оценке) предложений (проектов) по созданию (развитию) российской авиационной техники, в т.ч. в рамках деятельности Технологической платформы.

На мероприятии были представлены 6 проектов (докладов):

  • «Создание технологии высокоскоростного изготовления деталей и компонентов авиационных двигателей методами гетерофазной порошковой металлургии» и перспективах его дальнейшего развития» (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет», ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», докладчик – Г.А. Туричин);
  • «Разработка комплекса технологий ремонта и восстановления функциональных характеристик ответственных деталей газотурбинных двигателей и энергетических установок» (ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», докладчик – М.А. Болотов);
  • «Исследования и разработка критических технологий, необходимых для создания дирижаблей нового поколения с высокой энергетической, экологической и экономической эффективностью» (ЗАО «Аэростатика», докладчик – А.Н. Кирилин);
  • «Разработка алгоритмов бортовой системы обеспечения безопасности полета для предотвращения столкновений в воздухе и выполнения маловысотного полета с использованием малогабаритной PЛC» (ЗАО «Техавиакомплекс», докладчик – В.И. Ахрамеев);
  • «Разработка технических решений в обеспечение создания отечественных высокоэффективных масштабируемых безмасляных турбогенераторов авиационного и энергетического назначения в классе мощности 100 кВт» (ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова», докладчик – Д.М. Родионов);
  • «Разработка методологических основ, технических решений и элементов технологий в обеспечение создания отечественных двигателей, энергетических и технологических установок, использующих пересжатые детонационные волны» (ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова», докладчик – Д.М. Родионов).

22 декабря 2017 г. состоялась вторая часть Экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению текущих результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ (22.12.2017 г.)
СПИСОК УЧАСТНИКОВ (22.12.2017 г.)

С постановочным докладом выступил Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким.

Чрезвычайно полезным и информативным оказался доклад Генерального директора ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» А.Н. Петрова. Тема доклада – «О реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» и механизмах поддержки экспертной деятельности ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ». В докладе была представлена систематизированная информация о реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», включая данные о количестве проведенных конкурсов, ведомственной принадлежности организаций - победителей, критерии определения победителей в 2017 году. Отдельный блок доклада был посвящен механизмам поддержки экспертной деятельности, существующим в ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ». Информация, представленная в докладе, оказалась полезной, как с точки зрения представления реальной ситуации о реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» и оценки возможностей участие в конкурсах, запланированных на ближайшее время; так и с целью более подробного ознакомления с инструментами поддержки экспертной деятельности, существующими в ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» («Информационная система экспертиз», включающая в себя, наряду с площадкой содержательной оценочной экспертизы, систему выявления копирования, систему выявления текстуальной схожести, а также системы семантического поиска).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (А.Н. Петров)

 

На мероприятии было представлено 11 докладов по проектам прикладных научных исследований и разработок, реализация которых осуществляется с поддержкой Технологической платформы:

  • «Разработка проекта регионального многоцелевого цельнокомпозитного самолета короткого взлета и посадки на 9 пассажирских мест, оснащенного интеллектуальной системой управления, обеспечивающей безопасность полетов» (ООО «Фирма «МВЕН», докладчик – В.С. Ермоленко);
  • «Разработка проектных решений и создание опытного образца системы управления с интеллектуальным комплексом обеспечения безопасности полетов (ИКОБП) для многоцелевого регионального 9-местного самолета» (ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ», докладчик – В.М. Деваев);
  • «О перспективах сертификации и организации серийного производства пилотажно-навигационного комплекса с информационно-интеллектуальной поддержкой экипажа» (ЗАО «Техавиакомплекс», докладчик – В.И. Ахрамеев);
  • «Повышение мощности базового авиационного поршневого двигателя в классе мощности 100 л.с. для малой авиации путем аэродинамического профилирования системы «впускной канал - цилиндр» (ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный университет)», докладчик – Э.Г. Шифрин);
  • «Совершенствование и валидация методов моделирования рабочего процесса в камерах сгорания перспективных газотурбинных двигателей» (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», докладчик – П.Д. Токталиев);
  • «Разработка методов снижения акустического воздействия самолета на среду с учетом азимутальной неоднородности звукопоглощающих конструкций (ЗПК) в воздухозаборном канале авиационного двигателя и изменения амплитуды и направленности звуковых вращающихся мод при натекании потока» (ФГУП «ЦАГИ», докладчик – Н.Н. Остриков);
  • «Исследование и разработка высокотемпературного волоконно-оптического датчика для мониторинга тепловых процессов в камерах сгорания авиационных газотурбинных двигателей» (ООО «Нева Технолоджи», докладчик – П.И. Гнусин);
  • «Создание научно-технического задела в области построения унифицированной миниатюрной бортовой радиолокационной целевой нагрузки малоразмерных беспилотных летательных аппаратов для мониторинга ледовой обстановки при строительстве и эксплуатации нефтегазовых платформ» (ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», докладчик – В.В. Расторгуев);
  • «Разработка опытных технологий автоматизированного изготовления деталей перспективных авиационных двигательных установок большой размерности из термопластичных композиционных материалов» (ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», докладчик – Г.С. Шипунов);
  • «Применение искусственных нейронных сетей в обеспечении безопасности полетов самолетов» (ФГУП «ЦАГИ», докладчик – Ю.Н. Свириденко);
  • «Разработка и внедрение системы автоматической посадки БПЛА малого класса самолетного типа на корабль с использованием интеллектуальной системы технического зрения» (ООО «ФИНКО», докладчик – Д.В. Рыбаков).

Подробная информация о состоянии проектов, выполняемых в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», включая презентации докладов, авторы которых дали согласие на их публикацию, представлена в Разделе «Паспорта проектов».

В 2018 году планируется продолжить (активизировать) работу по формированию (инициированию) исследовательских и технологических проектов. Для этого важно обеспечить выявление наиболее перспективных направлений исследований и разработок, организовать взаимодействие между исследовательскими коллективами и проектными (конструкторскими) организациями по отработке (опытной эксплуатации) инновационных решений (технологий), обеспечить независимую экспертизу с участием интеграторов (разработчиков, производителей) и потенциальных эксплуатантов авиационной техники.