Главная страница / Аналитический центр / Комитет по стратегическому планированию и приоритетным проектам / Стратегическое планирование и государственное финансирование отрасли / Мероприятия и проекты 2018 года

 

 

Мероприятия и проекты 2018 года

В 2018 году была продолжена работа Платформы по обсуждению и доработке документов стратегического планирования, действующих в сфере авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации – это рассмотрение очередного проекта Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года, которое мы начали совместно с ключевыми участниками отрасли и Рабочей группой Совета Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения; анализ новой редакции государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», а также других, наиболее значимых для нас документов.


9 апреля 2018 г. Представители Технологической платформы приняли участие в совместном заседании Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности и Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России. Тема заседания – «Основные направления диверсификации авиационной промышленности России и меры государственного участия в создании высокотехнологичной продукции гражданского назначения в сфере авиастроения».

Вел заседание Заместитель Председателя Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности, Первый Вице-президент ПАО «ОАК» А.В. Туляков, который заменил отсутствовавшего по уважительной причине Председателя Экспертного совета по авиационной промышленности, Первого Вице-президента Союза машиностроителей России В.В. Гутенева; и в качестве цели мероприятия подчеркнул важность скоординированного решения задач диверсификации оборонно-промышленного комплекса, поставленных Президентом Российской Федерации в условиях предстоящего сокращения государственного оборонного заказа.

Резюмируя итоги основных выступлений, следует подчеркнуть важность развития гражданского блока российского авиастроения, который в силу различных объективных и субъективных факторов, к сожалению, находится в неудовлетворительном состоянии. Наиболее приоритетным направлением, по которому мнения большинства докладчиков сходятся, является необходимость развития российского рынка авиаперевозок и связанных с ним рынков технического обслуживания и ремонта воздушных судов, а также совершенствования (развития) нормативно-правовой базы в области технического регулирования, что могло бы существенно помочь развитию гражданского авиастроения. Серьезной проблемой остается уровень конкурентоспособности российских производителей по сравнению с иностранными компаниями, возможным механизмом решения которой могло бы стать совершенствование системы управления в области создания научно-технического задела и его использования (внедрения) в гражданские авиастроительные программы.

Подробнее с тезисами основных докладов можно ознакомиться в Публикации.

ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЯ

 

В рамках заседания выступил Председатель Правления Ассоциации «ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким. Тема выступления – «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» – как инструмент согласованного развития и повышения конкурентоспособности продукции российского гражданского авиастроения в интересах национальных производителей и авиаперевозчиков». По мнению докладчика, ключевыми направлениями (механизмами) повышения конкурентоспособности гражданского сегмента российской авиационной промышленности и ее успешной диверсификации, реализация которых возможна с участием Технологической платформы, являются:

  • создание института независимой технической и финансово-экономической экспертизы проектов (программ), реализуемых и (или) предлагаемых к реализации с участием мер государственной поддержки;
  • минимизация затрат и обеспечение недискриминационного доступа к проведению исследований (испытаний) с использованием объектов экспериментальной базы, созданных с участием средств государственного бюджета;
  • расширение числа участников и повышение конкуренции среди исполнителей работ по созданию научно-технического (технологического) задела;
  • внесение изменений в существующие в Российской Федерации правила и процедуры сертификации авиационной техники с целью обеспечения их соответствия современному мировому уровню, минимизации издержек разработчиков и производителей, сокращения сроков вывода перспективных российских разработок и технологий на рынок.

Подробнее с тезисами доклада можно ознакомиться в Публикации.

ПУБЛИКАЦИЯ (А.А. Ким)

 

По итогам мероприятия участникам было предложено сформулировать и направить организаторам свои предложения по диверсификации и мерам государственного участия в создании высокотехнологичной продукции гражданского назначения в сфере авиастроения Российской Федерации.

Задача повышения конкурентоспособности российского гражданского авиастроения и его дальнейшая диверсификация является ключевой для Технологической платформы, фактически полностью совпадая со сферой и целевыми задачами ТП. Надеемся, что накопленный в предыдущие годы опыт, экспертный и аналитический потенциал Платформы окажутся полезными при планировании, организации и выполнении работ в данном направлении.


11 апреля 2018 г. Вступила в действие новая редакция государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 г. № 349.

Внесенные изменения связаны с корректировкой содержания, сроков и объемов финансирования отдельных мероприятий и проектов, осуществляемых в рамках реализации Программы.

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2018 году увеличен на 705,2 млн. рублей (на 1,2%). Увеличение финансирования произошло по следующим подпрограммам: «Самолетостроение» – на 1 815,8 млн. рублей (или на 6,1%), «Вертолетостроение» – на 550,0 млн. рублей (или на 35,5%), «Авиационная наука и технологии» – на 1 705,2 млн. рублей (или на 21,9%). Уменьшены объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы «Авиационное двигателестроение» (на 1 000,0 млн. рублей, или на 7,4%), и значительно уменьшены объемы бюджетного финансирования подпрограммы «Авиационные агрегаты и приборы» (на 2 365,7 млн. рублей, или в 10,3 раза).

Учитывая значимость данного документа для развития отрасли, аппаратом и экспертами Платформы подготовлен аналитический обзор новой редакции государственной программы, включая ее сравнение (сопоставление) с предыдущей редакцией.

ГП (изменения, анализ)

 

ИНДИКАТОРЫ (изменения, Приложение 1)

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ (изменения, Приложение 2)

 

МЕХАНИЗМЫ (Приложение 3)

 


12 июля 2018 г. в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации состоялось заседание Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения на тему «О проекте «Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года». Повестка дня заседания включала 2 основных вопроса:

1) О концепции Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации до 2030 года;

2) О законодательных инициативах, направленных на стимулирование развития гражданской авиации в Российской Федерации.

В заседании приняли участие члены Совета Федерации, представляющие ключевые авиационные регионы страны; представители основных компаний и организаций отрасли; ведущие эксперты, представители ТП «АМиАТ».

СПИСОК УЧАСТНИКОВ (12.07.2018 г.)

 

ПЛАН ЗАСЕДАНИЯ

 

Открыл заседание член Совета Федерации, руководитель Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения А.Н. Епишин, который отметил, что данное заседание является продолжением начатой в октябре 2017 г. деятельности Совета Федерации по рассмотрению вопросов развития авиационной промышленности, и, хотя изменений в основные параметры финансирования отрасли пока не было внесено, он надеется, что совместная работа с Государственной Думой и Министерством промышленности и торговли будет продолжена и будут предложены механизмы, обеспечивающие повышение эффективности развития российского авиастроения.

Также А.Н. Епишин напомнил участникам заседания о планировавшемся в конце 2017 г. рассмотрении проекта Стратегии развития авиационной промышленности с участием Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, которое не состоялось по объективным причинам; а также о предыдущем обсуждении концептуальных положений проекта Стратегии, состоявшемся на авиасалоне МАКС-2017. Кроме того, А.Н. Епишин, являющийся представителем в Совете Федерации от Тверской области поблагодарил Министерство промышленности и торговли за заключение первого в сфере авиационной отрасли специального инвестиционного контракта с компанией ЗАО «Хамильтон Стандард – Наука», развивающем свое производство в г. Кимры Тверской области; а также поздравил О.Е. Бочарова с недавним юбилеем.

С докладами по основным вопросам повестки дня выступил Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочаров.

Представляя концепцию Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации до 2030 года, О.Е. Бочаров отметил, что Министерство долго не выносило данный вопрос на публичное обсуждение, так как продолжалось его рабочее согласование в Министерстве и с другими федеральными органами исполнительной власти. На данный момент также остаются пока неурегулированными замечания Минэкономразвития России и Минфина России. Всего в дальнейшем, по его словам, планируется провести в Совете Федерации 3 системные встречи по данному вопросу. Сам проект Стратегии участникам заседания представлен не был, но основные ее положения были озвучены и изложены в представленном ниже презентационном материале.

В качестве цели развития авиационной промышленности на предстоящий период было сформулировано – «Достижение конкурентоспособности продукции авиационной промышленности в отдельных (целевых) сегментах рынка и создание авиационной техники для обеспечения социально-экономического развития, обороноспособности, безопасности и связанности территории страны». При этом, ни в самом выступлении, ни в презентации доклада не было указано, какие именно сегменты рынка рассматриваются в качестве целевых. В докладе были упомянуты (в различном контексте) отдельные типы ВС – широкофюзеляжный самолет Ил-96, региональный самолет SSJ-100 и его новая модификация на 75 мест, а также самолеты для местных авиаперевозок – разрабатываемый ФГУП «СибНИА» ТВС-2ДТ и чешский самолет L-410, локализация производства которого осуществляется на АО «УЗГА».

Ключевым инструментом перехода к целевой модели отрасли в Стратегии названо «единое цифровое пространство» («сквозная цифровизация»), включающее все этапы жизненного цикла авиационной техники – от исследований и разработок до эксплуатации и технического обслуживания. Данное направление соответствует проводимой в последние годы Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации политики ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике. Однако, по мнению многих экспертов, необходимо более детальное рассмотрение вопросов «цифровизации» в авиационной промышленности и других высокотехнологичных отраслях, прежде всего, с целью обеспечения безопасной эксплуатации технически сложных объектов. Например, предлагаемое «применение цифрового проектирования и моделирования, использование цифровых полигонов» на этапе исследований и разработок имеет определенные ограничения, так как существующие и перспективные методы численного (математического) моделирования не позволяют получать достоверные результаты, соответствующие условиям реальной эксплуатации (физическому эксперименту). Также остаются нерешенными вопросы импортозамещения программных средств проектирования, о чем при обсуждении доклада высказался Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС», академик РАН Е.А. Федосов. В сфере использования цифровых технологий в управлении производством, продажами и поставками при создании предлагаемых отраслевых программных продуктов (баз данных) остаются нерешенными вопросы обеспечения (защиты) коммерческой информации, необходимость учета существенных специфических особенностей различных подотраслей (сегментов) авиастроительной отрасли.

Основным содержательным элементом предлагаемой Стратегии развития авиационной промышленности является переход к одному каналу государственной поддержки – субсидированию лизинговых компаний, приобретающих авиационную технику «по цене, позволяющей обеспечить маржинальность производства и финансирование перспективных НИОКР». Обсуждение данного вопроса на предыдущем представлении проекта Стратегии, состоявшемся в рамках авиасалона МАКС-2017, и поступившие в Платформу комментарии многих экспертов и специалистов свидетельствуют о том, что данная концепция является труднореализумой и не соответствует международному опыту; так как ключевые решения, обеспечивающие конкурентоспособность авиационной техники, закладываются на этапах исследовательских и конструкторских работ, а также в процессе организации производства. Соответственно, лизинговые компании не имеют компетенций и механизмов влияния на технико-экономические характеристики ВС и не смогут обеспечить полноценное и комплексное развитие авиационной техники.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Стратегия)

 

Второй доклад О.Е. Бочарова был посвящен законодательным инициативам Минпромторга России, направленным на стимулирование развития гражданской авиации в Российской Федерации.

Законодательные инициативы (Минпромторг России)

 

В обсуждении докладов приняли участие: члены Совета Федерации А.Н. Епишин, М.Н. Пономарев, А.Г. Дмитриенко, Председатель Совета директоров ОАО «Авиапром» В.Д. Кузнецов, Генеральный директор Союза авиапроизводителей России Е.А. Горбунов, Научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС» Е.А. Федосов, Председатель Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Ким, Глава Аналитической службы Агентства «Авиапорт» О.А. Пантелеев, которыми были заданы ряд уточняющих вопросов, а также высказаны отдельные комментарии и предложения.

По итогам заседания будут подготовлены предложения Ассоциации «ТП «АМиАТ» по представленным документам для направления в Совет Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.


31 июля 2018 г. По договоренности с руководителем Рабочей группы А.Н. Епишиным Ассоциацией «ТП «АМиАТ» была проведена работа по анализу документов, представленных на заседании 12 июля 2018 г., с участием ведущих организаций - членов и экспертов Технологической платформы. В частности, были получены комментарии и экспертные заключения ГК «Ростех», АО «Вертолеты России», АО «ОДК», АО «РПКБ», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ФГУП «ЦАГИ», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», ЗАО «Экспертная группа «КУТРИ», ООО «Межотраслевой аналитический центр».

По итогам обсуждения и согласования отзывов и комментариев экспертов, поступивших в Ассоциацию, в Совет Федерации были направлены сводные (консолидированные) предложения Технологической платформы по проекту Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года, а также законодательным инициативам по стимулированию развития гражданской авиации в Российской Федерации, представленным на заседании. Благодарим всех экспертов и специалистов, принявших участие в данной работе, за активную позицию и высокий профессионализм!

Основные замечания и предложения по проекту Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года:

1. В числе факторов и документов, которые должны быть обозначены при формировании Стратегии развития авиационной промышленности, должны быть указаны стратегические документы в сфере обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, определяющие целевые установки и задачи развития военной и специальной авиационной техники.

2. С учетом сформулированной цели развития авиационной промышленности на предстоящий долгосрочный период – «Достижение конкурентоспособности продукции авиационной промышленности в отдельных (целевых) сегментах рынка и создание авиационной техники для обеспечения социально-экономического развития, обороноспособности, безопасности и связанности территории страны» – в тексте документа необходимы более конкретные формулировки (указания), какие именно сегменты рынка рассматриваются в качестве целевых.

3. В составе целевой модели авиационной промышленности в блоке «Производство» указано положение – «Учет перспективных требований к технико-экономическим характеристикам разрабатываемой продукции», которое в значительно большей степени относится к этапу исследований и разработок, так как основные технико-экономические характеристики авиационной техники формируются, как правило, именно на данном этапе. Предлагается данное положение перенести в блок «Наука».

4. В составе предлагаемых инструментов формирования «единого цифрового пространства» («сквозной цифровизации») авиационной промышленности не учитываются специфические особенности процессов «цифровизации» в авиационной промышленности и других высокотехнологичных отраслях, связанные, прежде всего, с обеспечением безопасной эксплуатации технически сложных объектов.

Например, предлагаемое «применение цифрового проектирования и моделирования, использование цифровых полигонов» на этапе исследований и разработок имеет определенные ограничения, так как существующие и перспективные методы численного (математического) моделирования не позволяют получать достоверные результаты, соответствующие условиям реальной эксплуатации (физическому эксперименту).

Также не рассматриваются вопросы импортозамещения применяемых программных средств проектирования летательных аппаратов и других объектов авиационной техники, необходимость обеспечения (защиты) коммерческой информации и специфические особенности различных подотраслей авиастроения при создании отраслевых программных продуктов (баз данных).

5. Предлагаемая в проекте Стратегии общая схема (механизм) оказания государственной поддержки развития отрасли, суть которой состоит в «субсидировании лизинговых компаний для приобретения АТ по цене, позволяющей обеспечить маржинальность производства и финансирование перспективных НИОКР», является труднореализумой и не соответствует международному опыту; так как ключевые решения, обеспечивающие конкурентоспособность авиационной техники, закладываются на этапах исследовательских и конструкторских работ, а также в процессе организации производства. Соответственно, лизинговые компании не имеют компетенций и механизмов влияния на технико-экономические характеристики ВС и не смогут обеспечить полноценное и комплексное развитие авиационной техники.

Основные замечания и предложения по законодательным инициативам по стимулированию развития гражданской авиации в Российской Федерации, представленным на заседании:

1. Учитывая то, что в настоящее время в Российской Федерации не производятся воздушные суда бизнес-авиации с максимальной взлетной массой до 50 тонн и пассажировместимостью до 50 человек, предлагаемая мера по освобождению от обложения налогом на имущество организаций и транспортным налогом данных воздушных судов вызывает сомнения с точки зрения ее эффективности для развития российской авиационной промышленности.

2. Предлагаемое освобождение от обложения НДС ввоза на территорию Российской Федерации гражданских воздушных судов, а также авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, используемых для их производства и (или) модернизации, может привести к созданию неравных (худших) условий конкуренции для российских производителей авиационной техники, прежде всего, для производителей двигателей, авионики и оборудования, по сравнению с иностранными компаниями.

3. Предлагается более подробно рассмотреть данные вопросы с точки зрения баланса интересов и обеспечения конкурентоспособности российских производителей с участием представителей ведущих компаний авиастроения и воздушного транспорта Российской Федерации.

Также, хотелось бы представить глубоко проработанные и детализированные предложения ФГУП «ЦАГИ» к проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации до 2030 года, разработанному Минпромторгом России.

Предложения (ЦАГИ)

 

Учитывая значимость данного вопроса для развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, мы планируем продолжить мониторинг (анализ) ситуации с разработкой и согласованием Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года, а также связанных с ней стратегических и программных документов.


23-24 августа 2018 г. Представители Технологической платформы посетили Международный военно-технический форум «Армия-2018», где приняли участие в 2-х мероприятиях научно-деловой программы по темам:

  • «Диверсификация и трансфер технологий в ОПК»;
  • «Интеграция образования, науки и производства: новые модели и перспективы развития»;

а также посетили выставочные стенды организаций - участников Технологической платформы.

Интерес именно к данным мероприятиям обусловлен совпадением (близостью) их тематической направленности задачам и направлениям деятельности Технологической платформы. Учитывая то, что в настоящее время доля гражданской продукции российского авиастроения пока не велика и требуются серьезные усилия по его диверсификации и повышению конкурентоспособности гражданской продукции отрасли – существует значительный и пока не реализованный потенциал участия Платформы в решении данных задач, поставленных Президентом Российской Федерации и в настоящее время чрезвычайно актуальных для развития экономики нашей страны.

Также, чрезвычайно актуальной остается задача интеграции образования, науки и производства, в т.ч. в сфере авиастроения и воздушного транспорта – поэтому участие Платформы в формировании и развитии соответствующих механизмов может внести существенный вклад в повышение эффективности функционирования данных отраслей.

Более подробно о данных мероприятиях можно ознакомиться в разделе «Участие Платформы в общероссийских и международных мероприятиях (совещаниях) авиационной и смежных отраслей в 2018 году».