Главная страница / Аналитический центр / Комитет по стратегическому планированию и приоритетным проектам / Стратегическое планирование и государственное финансирование отрасли / Мероприятия и проекты 2017 года

 

 

Мероприятия и проекты 2017 года

В 2017 году наша Платформа продолжила начатую в предыдущие годы активную деятельность по рассмотрению, анализу и совершенствованию ключевых документов развития отрасли:

  • проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минпромторгом России;
  • проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в части государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и подготовка предложений по повышению эффективности дальнейшего развития авиастроения в Российской Федерации;

а также проведению собственных и участию в профильных мероприятиях авиационной и смежных отраслей.


Стратегические акценты в развитии отрасли

В 2015 году завершила свое действие предыдущая Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, принятая в 2005 году. Основной задачей прошлой стратегии было изменение организационной структуры отрасли – преодоление корпоративной разобщенности и формирование интегрированных структур в ключевых сегментах – самолетостроении, вертолетостроении, двигателестроении, приборостроении, агрегатостроении. Кроме того, в русле этой тенденции в последние годы произошла консолидация авиационной науки и для управления ведущими научно-исследовательскими организациями был создан ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».

Начиная с 2015 года, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с участием других федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций осуществляется разработка новой Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Однако, несмотря на то, что за прошедший период было разработано и представлено несколько редакций проектов Стратегии, решение о согласовании и утверждении данного документа на данный момент не принято.

В конце 2016 года Министерством был официально опубликован проект Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; в связи с чем в Технологическую платформу поступило большое количество отзывов и предложений (в том числе от членов Наблюдательного совета Платформы, а также от коллег из Союза авиапроизводителей России) о рассмотрении данного документа в рамках деятельности Платформы.

Стратегия развития авиационной промышленности имеет важное значение для развития авиастроения и смежных отраслей, прежде всего, с точки зрения ее увязки со стратегией развития воздушного транспорта, планами и программами деятельности компаний и организаций, реализацией конкретных авиастроительных программ (проектов), организацией работ по созданию научно-технического задела. В 2017 году аппаратом Технологической платформы и заинтересованными организациями была проведена большая работа по анализу методологических и юридических аспектов проекта Стратегии, а также связанных с ней документов.

Анализ рассматриваемого документа показал, что главный содержащейся в нем посыл – это ориентация на мировой рынок и встраивание отрасли в международное разделение труда. Соответственно акцент в предлагаемых направлениях и мерах господдержки сделан на продвижении экспортно-ориентированных проектов, изменении (оптимизации) специализации финальных интеграторов, развитии отечественных поставщиков комплектующих и интеграторов 2-4 уровня.

Данное направление в целом соответствует мировым трендам и развитию ведущих иностранных производителей. С точки зрения управленческих воздействий, реализация предлагаемых мер, в-основном, находится в зоне корпоративной ответственности интегрированных структур (компаний) отрасли. Меры государственной поддержки и соответствующего стимулирования, безусловно, могут оказать определенное влияние, однако конечные результаты будут определяться, прежде всего, эффективностью работы менеджмента компаний.

С точки зрения содержания документа, на наш взгляд – недостаточное внимание уделено вопросам анализа (оценки) конкурентоспособности российских ВС и других видов авиационной техники; состоянию и проблемам технологического развития отрасли; обеспечению сбалансированного развития внутреннего рынка и увеличению на нем доли российских производителей, включая необходимость согласования между собой мер государственной поддержки (стимулирования) развития авиационной промышленности и воздушного транспорта. С более детальными комментариями экспертов можно ознакомиться в обзоре, разработанном в апреле 2017 г.

СТРАТЕГИЯ-2030 (аналитический обзор)

При проведении экспресс-анализа проекта Стратегии были даны ссылки на ключевые показатели и параметры, содержащиеся в действовавшей на тот момент редакции государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 303). На данный момент вступила в силу новая редакция государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 г. № 379), которая сохранила содержащиеся в предыдущей редакции амбициозные задачи развития российской авиационной промышленности и ее закрепления на мировом рынке в качестве 3-го производителя по объемам выпуска авиационной техники (воздушных судов). В то же время, в новой редакции наметилось существенное смещение акцентов в направлениях и параметрах государственной поддержки развития отрасли. Прежде всего, произошло значительное сокращение объемов финансирования подпрограммы «Авиационная наука и технологии» (от 25% в 2016 году до 2,4 раза в 2020 году) и резко увеличены объемы государственной поддержки самолетостроения (программы МС-21, Л-410 УВП-Е20, ШФ ДМС; всего – примерно в 3 раза) и двигателестроения (двигатель ПД-14; всего – примерно в 2 раза). Сократились объемы государственной поддержки развития вертолетостроения (примерно в 3,5-4 раза), агрегатостроения и приборостроения (примерно в 2 раза). Также исключена подпрограмма «Малая авиация».

С учетом принятой редакции государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» был проведен дополнительный анализ структуры и содержания проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года на предмет соответствия требованиям «Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 1162. Основные выводы и результаты проведенного анализа представлены в прилагаемом документе.

СТРАТЕГИЯ (свод)

 

Мнения участников Платформы и результаты проведенного анализа подтолкнули к проведению эксперто-аналитического мероприятия, на котором можно было бы обсудить позиции сторон и сформулировать предложения по наиболее актуальным направлениям развития отрасли.

19 мая 2017 г. в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» состоялось Экспертно-аналитическое мероприятие (круглый стол) «О согласованном развитии рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации». В качестве со-организатора мероприятия, вместе с Технологической платформой, выступил Союз авиапроизводителей России, при поддержке ООО «Вектор-К» и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Программа мероприятия включала в себя 3 основных блока:

  • Ключевые аспекты государственной политики в области развития авиационной промышленности и воздушного транспорта;
  • Стратегические планы и практический опыт развития ведущих компаний и организаций отрасли;
  • Ключевые аспекты развития рынков авиационной техники в Российской Федерации и мире. Позиции российских производителей, возможности и перспективы.

Данная структура была обусловлена необходимостью комплексного охвата ключевых стратегических аспектов развития авиастроения в Российской Федерации в увязке с планами и практикой деятельности ведущих компаний и организаций отрасли, состоянием и перспективами развития рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации и в мире.

Подробнее о мероприятии можно ознакомиться в публикации.

ПУБЛИКАЦИЯ

Во время проведения мероприятия и по его итогам поступило большое количество предложений и рекомендаций, в том числе по проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разрабатываемому в настоящее время. Основные рекомендации, сформулированные по итогам мероприятия, представлены в итоговом документе (протоколе), согласованном с участниками, который был направлен в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, заинтересованным организациям и экспертам.

ПРОТОКОЛ

К сожалению, некоторые предложения поступили после подписания документа, поэтому не могли быть учтены по техническим причинам; а по некоторым вопросам – мнения участников разделились.

Учитывая изложенное, считаем необходимым отразить данные вопросы и представить основную аргументацию их авторов (участников).

1. О необходимости введения требований по дополнительному русскоязычному оформлению при сертификации в Российской Федерации гражданских воздушных судов и других видов авиационной техники.

Данное предложение было сформулировано коллегами из ПАО «ОАК», основываясь на мировом опыте, необходимости выравнивания условий конкуренции российских и иностранных разработчиков, а также как мера, направленная на повышение уровня безопасности полетов в Российской Федерации. В то же время, некоторые из участников мероприятия выступили категорически против данного предложения, аргументируя это сложившейся международной практикой и риском самоизоляции России.

В настоящее время Платформа начала более детальные консультации по данному вопросу с профильными специалистами, о результатах которых мы обязательно проинформируем заинтересованные стороны.

2. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в дальнейшем при разработке и корректировке отраслевых документов стратегического планирования привлекать к разработке данных документов и их концептуальных положений ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», а также формировать на базе ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» рабочие экспертные группы по сбору и систематизации предложений профессионального сообщества отрасли. В числе рекомендаций заседания вынести на первое место подпункт о необходимости создания постоянно обновляемого опережающего научно-технического задела.

Считаем данные предложения коллег из ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» актуальными и заслуживающими рассмотрения. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Планом деятельности Технологической платформы в ближайшее время планируется представление и обсуждение Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы в ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», а также в входящих в его состав ведущих научных организациях.

3. О необходимости усиления кадрового состава Авиационного регистра Российской Федерации.

Также считаем данный вопрос актуальным и требующим особого внимания, особенно в связи с согласованными в итоговом протоколе рекомендациями по созданию условий для поэтапного перехода к обязательной регистрации в Государственном реестре Российской Федерации воздушных судов российских авиакомпаний, а также необходимостью оперативного проведения сертификации новых образцов авиатехники (МС-21, Ка-62, Ил-114-300 и т.д.). Однако, учитывая то, что на прошедшем мероприятии данная тема непосредственно не обсуждалась, предлагаем рассмотреть его более подробно с участием профильных экспертов и (или) на специальных заседаниях.

4. О необходимости разработки и реализации Стратегии развития авиационной деятельности в Российской Федерации.

Данный вопрос, безусловно, является одним из важнейших стратегических вопросов развития авиастроения, воздушного транспорта и других отраслей, связанных с развитием авиации в нашей стране. Разработка и эффективная реализация такого документа могли бы в значительной степени улучшить ситуацию в развитии данных отраслей, решить многие межведомственные вопросы, обеспечить согласованность мер государственной поддержки. При этом следует иметь в виду, что данный вопрос требует тщательной проработки, прежде всего, принятия соответствующих решений, в том числе на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

А.В. Иванов (Министерство транспорта Российской Федерации);

А.А. Ким (ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии»);

В.В. Клочков (ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»);

И.В. Лесничий (ФГУП «ГосНИИ ГА»);

Н.А. Селиванова (ОАО «МАЦ»);

В.Г. Бородулин (ОАО «МАЦ»);

О.К. Пантелеев (Отраслевое агентство «АвиаПорт»);

А.В. Синицкий («Авиатранспортное обозрение», Infomost Consulting).

Часть презентаций доступна только для внутреннего использования или по согласованию с авторами докладов – заинтересованным лицам можно подать заявку в секретариат Платформы на получение конкретной презентации.

Технологической платформой была проделана большая аналитическая работа по анализу и разработке предложений по корректировке проекта Стратегии, в том числе по итогам Экспертно-аналитического мероприятия «О согласованном развитии рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации», проведенного 19 мая 2017 года.

Предложения Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» были направлены в Правительство Российской Федерации, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, ведущим организациям отрасли (ПАО «ОАК», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ГК «Внешэкономбанк») с целью организации совместной работы по доработке (корректировке) проекта Стратегии.

По имеющейся у нас информации, Минпромторгом России было принято решение сменить основного исполнителя работ по проекту Стратегии; в настоящее время разработкой новой редакции проекта Стратегии занимается НИУ «Высшая школа экономики».

11 октября 2017 г. на сайте Минпромторга России опубликован новый вариант проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!proekt_rasporyazheniya_pravitelstva_rossiyskoy_federacii_ob_utverzhdenii_strategii...). Обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением рассмотреть представленный документ и выразить свое мнение о его содержании, включая предлагаемые мероприятия по направлениям и механизмам реализации Стратегии.

НОВЫЙ ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ

 

В декабре 2017 г. экспертами Технологической платформы были подготовлены аналитические материалы по проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, официально опубликованному на сайте Минпромторга России 11 октября 2017 г. После обсуждения данных материалов с коллегами из Совета Федерации – была достигнута договоренность о совместном проведении экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению проекта Стратегии в декабре 2017 года. Но, в связи с насыщенным графиком мероприятий в конце года у обеих сторон – дату мероприятия было решено перенести на 2018 год.

КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ (проект)

 

СТРАТЕГИЯ (анализ)

 


О государственном финансировании авиационной промышленности

Авиастроение в Российской Федерации является одной из ключевых отраслей национальной экономики. Учитывая роль и значение отрасли в обеспечении обороноспособности государства, развитии транспортной системы, социально-экономическом развитии регионов, научно-технологическом развитии страны – государство уделяет особое внимания развитию отрасли, осуществляя серьезную поддержку реализуемым и перспективным авиастроительным проектам (программам).

В период 1990-х годов в условиях сокращения бюджетного финансирования и изменения структуры рынков состояние отрасли существенно ухудшилось, многие авиастроительные программы были закрыты или осуществлялись с большими затруднениями. В результате, рынок гражданской авиационной техники был фактически утрачен для российских производителей. Относительная стабильность отрасли сохранялась, прежде всего, за счет военно-технического сотрудничества и реализации государственного оборонного заказа.

Начиная с 2002 года, объемы государственной финансовой поддержки отрасли существенно возросли, став сопоставимыми с уровнем стран - ведущих мировых производителей. При этом, достигнутые результаты остаются пока весьма скромными: объемы поставок гражданской авиационной техники существенно отстают от запланированных; доля российских самолетов в общем пассажирообороте российских авиакомпаний крайне незначительна, объем авиационных работ в России на иностранных вертолетах ежегодно растет; а экономическая эффективность реализуемых программ вызывает большие вопросы.

Основной объем средств государственной финансовой поддержки отрасли в настоящее время выделяется в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».


23 октября 2017 г. в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации состоялось заседание Рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения на тему «О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и ее дальнейшем совершенствовании, в связи с рассмотрением проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

По просьбе руководителя Рабочей группы – члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Н. Епишина в организации и аналитическом обеспечении данного участия приняла участие Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

Поводом к проведению мероприятия послужило внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Учитывая существенное влияние, которое оказывает государственная поддержка на функционирование и развитие отрасли, Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» согласилась принять участие в данном мероприятии и подготовке соответствующих аналитических материалов.

КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

В качестве участников мероприятия были приглашены:

  • члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • организации - члены Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии»;
  • депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • представители федеральных органов исполнительной власти (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации);
  • представители интегрированных структур авиационной промышленности (ПАО «ОАК», Государственная корпорация «Ростех», АО «Вертолеты России», АО «ОДК», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», АО «Технодинамика»);
  • представители потребителей (ведущие российские авиакомпании, лизинговые компании);
  • представители общественных организаций, независимые эксперты.
УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ

В рамках мероприятия были рассмотрены следующие основные вопросы:

  • государственное финансирование авиационной промышленности в предыдущие годы и на предстоящий период;
  • состояние работ (проектов), реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;
  • проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;
  • предложения по дальнейшему развитию авиационной промышленности и параметрам финансирования основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».
ПРОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВНЕШЭКОНОМБАНКА

 

По итогам мероприятия сформулированы ключевые проблемные вопросы реализации основных проектов (мероприятий) государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»:

  • в части подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение» – наличие и качество технико-экономических обоснований реализуемых и планируемых к реализации проектов (в т.ч. реалистичность и окупаемость с учетом бюджетных инвестиций); реалистичность и обоснованность планов поставок (наличие твердых заказов и опционов); уровень имеющегося научно-технического задела;
  • в части подпрограмм «Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрегаты и приборы» – наличие и качество экономических обоснований реализуемых и планируемых к реализации проектов (в т.ч. реалистичность и окупаемость с учетом бюджетных инвестиций); уровень имеющегося научно-технического задела; результаты и дальнейшие планы по импортозамещению;
  • в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» – качество планирования и выполнения работ по созданию научно-технического задела; участие промышленности в постановке задач, приемке результатов работ, использовании и внедрении результатов интеллектуальной деятельности; наличие независимой экспертизы уровня созданного НТЗ и готовности технологий (соответствие сертификационным требованиям);
  • в части подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» – качество научно-аналитического обеспечения реализации Программы; наличие объективных оценок результатов реализации ранее поддержанных проектов.

В качестве основных направлений дальнейшего развития на ближайшую перспективу предложены:

  • в части подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение» – проведение независимого технологического и финансово-экономического аудита основных программ, реализуемых с участием мер государственной поддержки; разработка специальных мер (мероприятий), направленных на повышение эффективности реализации проектов (с учетом окупаемости бюджетных инвестиций);
  • в части подпрограмм «Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрегаты и приборы» – разработка специальных мер (мероприятий), направленных на повышение эффективности реализации проектов (с учетом окупаемости бюджетных инвестиций); субсидирование расходов на сертификацию (в т.ч. в иностранных государствах);
  • в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» – изменение механизмов планирования и организации работ путем внедрения независимой экспертизы предлагаемых тематик и результатов выполнения работ (принятие решений о тематике работ, приемке результатов, использовании и внедрении РИД – совместно промышленностью и наукой, с обязательным участием потенциальных заказчиков и независимых экспертов); четкое разделение работ, направленных на разработку (создание, развитие) технологий, и работ, обеспечивающих развитие компетенций отраслевой науки (методы и методики эксперимента); обязательное участие в формировании тематик и конкурсах на проведение НИР максимально широкого круга организаций (включая вузовскую и академическую науку, малый и средний бизнес, конструкторские и производственные организации);
  • в части подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» – расширение участия в работах по научно-аналитическому обеспечению Программы независимых компаний и экспертов; обязательное публичное рассмотрение результатов реализации проектов, осуществляемых с участием средств федерального бюджета.

В качестве стратегических направлений совершенствования и развития авиационной промышленности, в т.ч. механизмов государственной поддержки реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», рекомендованы:

  • Изменение принципов и механизмов финансирования ключевых авиастроительных программ (проектов), реализуемых с участием мер государственной поддержки
    Переход на долгосрочное возвратное финансирование (бюджетное, средства институтов развития, субсидирование процентной ставки).
  • Изменение принципов и механизмов реализации программ (проектов) в области развития авиационной науки и технологий
    Субсидирование содержания экспериментальной и полигонной базы, используемой при проведении испытаний и сертификации авиационной техники, создаваемой с участием мер государственной поддержки;
    Организация специальных поисковых НИР для формирования перспективного научно-технического задела (с небольшими объемами бюджетного финансирования) для широкого круга участников.
  • Совершенствование и развитие инструментов непрямой (косвенной) государственной поддержки развития авиастроения в Российской Федерации
    Расширение и повышение эффективности косвенных инструментов государственной поддержки развития отрасли (таможенная политика, налоговая политика, механизмы стимулирования регионального развития, кластерная политика).

Рабочей группе по вопросам государственной политики в сфере авиастроения поручается:

  • организовать и провести серию консультативных совещаний с Министерством экономического развития Российской Федерации с участием Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Внешэкономбанка, заинтересованных организаций и экспертов по рассмотрению текущей ситуации с реализацией ключевых авиастроительных программ (проектов), осуществляемых с участием мер государственной поддержки, с выработкой рекомендаций по повышению эффективности их реализации, а также мер и механизмов государственной поддержки, включая необходимые изменения (поправки) в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (ответственные – А.Н. Епишин, А.В. Масленников; 2017-2018 гг.);
  • организовать и провести рассмотрение проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минпромторгом России (ответственные – А.Н. Епишин, Р.Р. Хакимов);
  • с учетом предложений заинтересованных организаций и экспертов разработать и представить на следующем заседании Рабочей группы план дальнейших мероприятий (заседаний) (ответственные – А.Н. Епишин, А.А. Ким).
ПРОТОКОЛ

 

В декабре 2017 г. экспертами Технологической платформы были подготовлены аналитические материалы по проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, официально опубликованному на сайте Минпромторга России 11 октября 2017 г. После обсуждения данных материалов с коллегами из Совета Федерации – была достигнута договоренность о совместном проведении экспертно-аналитического мероприятия по рассмотрению проекта Стратегии в декабре 2017 года. Но, в связи с насыщенным графиком мероприятий в конце года у обеих сторон – дату мероприятия было решено перенести на 2018 год.

КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ (проект)

 

СТРАТЕГИЯ (анализ)