Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» – способ объединения государства, бизнеса и научного сообщества для модернизации системы воздушных перевозок России на основе внедрения отечественных технологий. На начальном этапе своего развития (2010-2015 гг.) Технологическая платформа внесла существенный вклад в разработку и согласование ключевых документов стратегического развития отрасли – государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», проекта Национального плана развития и науки и технологий в авиастроении; было проведено более 50 тематических мероприятий по актуальным вопросам развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, рассмотрено более 200 проектов по созданию научно-технического задела и перспективных ВС; наработан значительный опыт проведения экспертизы


 

joomla3x

Главная страница / Документы

 

Основные документы, регламентирующие деятельность Технологической платформы

В настоящее время полноценная нормативно-правовая база функционирования технологических платформ в Российской Федерации пока не создана. Вместе с тем, на методическом уровне базовые принципы создания и функционирования технологических платформ сформулированы достаточно подробно. Основными документами, регламентирующими деятельность технологических платформ в Российской Федерации, в настоящее время являются:

  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;
  • Порядок формирования перечня технологических платформ, утвержденный решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (Протокол № 4 от 03.08.2010 г.);
  • методические рекомендации Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, Министерства экономического развития Российской Федерации.

Единственной государственной программой, предусматривающей участие технологических платформ в ее реализации, является ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Технологические платформы имеют право выступать в качестве инициаторов тематики исследовательских работ, а также поддерживать конкретные проекты, подаваемые на конкурс.

Основным документом, определяющим научно-техническую и инновационную деятельность Технологической платформы, является Стратегическая программа исследований и разработок. Кроме документов, регламентирующих деятельность технологических платформ в Российской Федерации, разработка новой, актуализированной редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы основывалась на положениях документов, определяющих:

  • стратегические направления и акценты государственной политики Российской Федерации;
  • направления в области научно-технического и инновационного развития Российской Федерации;
  • направления и акценты развития авиационной сферы в Российской Федерации.

Дальнейшее развитие института технологических платформ в Российской Федерации неразрывно связано с формированием полноценной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность технологических платформ и их участие в реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Проведенные в 2016 году, в том числе по инициативе нашей Технологической платформы, мероприятия позволили сформулировать базовые направления нормативно-правового оформления статуса технологических платформ, возможностей и форм их участия в деятельности федеральных органов исполнительной власти, государственных институтов развития (подробнее: https://www.aviatp.ru/platformcommunication).

Предложения по правовому регулированию и участию технологических платформ в реализации государственной научно-технической и инновационной политики:

  1. Внесение изменений (дополнений) в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также в разрабатываемый федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», устанавливающих правовой статус технологических платформ и их роль в реализации государственной научно-технической и инновационной политики;
  2. Принятие постановления Правительства Российской Федерации, детализирующего требования и функции технологических платформ.

Основным направлением совершенствования практики формирования и реализации проектов в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» является переход от «зонтичных» (или квази-«зонтичных», то есть упрощенных в части требований к ожидаемым результатам) конкурсов к тематическим лотам, предусматривающим максимально четкую постановку задач и предельно жесткие (однозначные) требования к планируемым (ожидаемым) результатам.

Формулировку задач и требований к проектам следует передать от потенциальных исполнителей и участников конкурсов непосредственным потребителям возможных результатов исследовательских проектов (заказчикам, индустриальным партнерам), что в значительной степени снижает риски невостребованности результатов будущих работ и искусственной (зауженной) постановки задач «под конкретного исполнителя».

Участие технологических платформ в формировании тематик таких конкурсов могло бы сыграть важную роль в обеспечении качества и объективности постановки задач, эффективности и результативности реализации проектов. Но платформы, в свою очередь, также должны принять на себя определенные обязательства:

  1. Равное (пропорциональное) представительство бизнеса (включая производственные, конструкторские, инжиниринговые, сервисные и прочие коммерческие организации) и науки (включая отраслевые институты, институты Российской академии наук, высшие учебные заведения) в составе органов управления и экспертных органов платформы, максимально широкое участие в рассмотрении (оценке) проектов платформ независимых экспертов (прежде всего, потенциальных потребителей результатов перспективных исследований и разработок);
  2. Регулярное обновление (актуализация) стратегических программ исследований и разработок технологических платформ и их своевременное (до начала процедуры формирования тематик конкурсных лотов) представление в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и институты развития;
  3. Одобрение (валидация) процедур формирования, отбора и включения направлений работ (проектов) в стратегические программы исследований и разработок технологических платформ со стороны профильных федеральных органов исполнительной власти и институтов развития;
  4. Соответствие рекомендуемых технологическими платформами для формирования тематик (проектов) направлений работ требованиям, предъявляемым федеральными органами исполнительной власти и институтами развития, и обеспечение их простой и однозначной «трансляции» в конкурсную документацию;
  5. Ответственность технологических платформ за привлечение необходимого внебюджетного софинансирования, результаты выполненных работ и достижение плановых (заявленных) показателей.

1. Меморандум об образовании Технологической платформы был подписан 29 ноября 2010 г. организациями - инициаторами создания Платформы:

  • ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского» (ФГУП «ЦАГИ»);
  • ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова» (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»);
  • ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ФГУП «ГосНИИАС»);
  • ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ФГУП «ГосНИИ ГА»).

В Меморандуме содержатся базовые принципы формирования Технологической платформы, включая основные цели и задачи Платформы, назначение и сферы деятельности Платформы, основные организационные положения.

До создания Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» Меморандум был основным документом, регламентирующим деятельность Платформы. В настоящее время Меморандум является документом, определяющим основные технологические направления и сферы деятельности Технологической платформы.

МЕМОРАНДУМ

2. 1 декабря 2015 г. на базе Технологической платформы была создана некоммерческая организация – Ассоциация «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» и утверждена 1-ая редакция Устава Ассоциации.

На состоявшемся 30 ноября 2016 г. Общем собрании членов Ассоциации были утверждены изменения, внесенные в Устав, которые были зарегистрированы 26 апреля 2017 г.

Внесенные изменения предусматривают:

  • возможность проведения собраний (заседаний) органов управления Ассоциации в заочной форме (путем проведения письменного опроса);
  • включение в число вопросов, относящихся к исключительной компетенции Общего собрания членов Ассоциации – утверждение плана доходов и расходов Ассоциации на год;
  • уточнение и разделение понятий вступительного и членского взносов;
  • исправление некоторых технических неточностей (опечаток).
УСТАВ (действующая редакция)

3. Положение о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы было согласовано на заседании Правления Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» 8 ноября 2017 г. и утверждено Наблюдательным советом Ассоциации 14 ноября 2017 г. В ближайшее время планируется актуализации состава экспертов и формирование Экспертного совета Платформы.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ

4. Стратегическая программа исследований и разработок Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» была принята за основу на заседании Правления ТП, состоявшемся 12 марта 2015 г.

В настоящее время завершается разработка уточненной (актуализированной) редакции с учетом новых требований Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Рассмотрение новой (актуализированной) редакции СПИ планируется на ближайшем заседании Правления Ассоциации.

СПИ (ред. от 12.03.2015 г.)

АНОНС! 15 декабря 2017 г. и 22 декабря 2017 г. состоится Экспертно-аналитическое мероприятие по рассмотрению текущих результатов реализации проектов, поддержанных Технологической платформой и выполняемых в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Начало мероприятия – в 10-00 час. Место проведения: г. Москва, ул. Поварская, д. 31/29, стр. 2 (м. Баррикадная, ОАО «Межведомственный аналитический центр»).

Данное мероприятие является плановым и проводится ежегодно, начиная с 2014 года (предыдущее мероприятие состоялось 16 ноября 2016 г.). По согласованию с принимающей стороной, проведение мероприятия разбито на 2 дня.

Подробнее

14 декабря 2017 г. в рамках выставки-форума «ВУЗПРОМЭКСПО-2017» состоится Круглый стол «Роль технологических платформ в современной инновационной системе». В качестве одного из докладов планируется выступление Председателя Правления ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» А.А. Кима на тему «Функциональные модели российских технологических платформ: предложения по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти и государственными институтами развития».

30 ноября 2017 г. состоялось Общее собрание членов Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии». На Собрании был утвержден Отчет о деятельности Технологической платформы и бухгалтерская (финансовая) отчетность Ассоциации за 2016 год; рассмотрены текущие результаты деятельности Технологической платформы в 2017 году, планы и направления дальнейшей работы; выбраны новые составы органов управления Ассоциации – Наблюдательного совета и Правления, а также Ревизионной комиссии.

Подробнее

В настоящее время ведется подготовка к проведению первого заседания Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

На заседании будут представлены результаты рассмотрения (оценки) проектов по созданию авиационных двигателей для малой и региональной авиации (см. доклады Конференции 3 октября 2017 г.); также планируется обсудить проекты технических заданий на проведений НИР по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации и вопросы организации деятельности Рабочей группы.

Подробнее

Наши фотогалереи:

1 Фотогалерея: «Участники Технологической платформы»

2 Фотогалерея: «Участие Платформы в общероссийских и международных мероприятиях (совещаниях) авиационной и смежных отраслей в 2017 году»

ОБЪЯВЛЕНИЕ! НА САЙТЕ ПРОВОДИТСЯ ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ.

В рубрике «Кабинет ТП» размещаются рабочие документы, находящиеся на рассмотрении в аппарате Ассоциации, необходимые сведения о подготовке ближайших мероприятий и другая оперативная информация о деятельности Технологической платформы.

5 декабря 2017 г. в офисе Технологической платформы «Фотоника» состоялась рабочая встреча - совещание технологических платформ по обсуждению и согласованию предложений по внесению изменений (дополнений) в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», предусматривающих установление правового статуса технологических платформ и определение их роли и места в формировании и реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

Подробнее

30 ноября 2017 г. состоялось Общее собрание членов Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии». На Собрании был утвержден Отчет о деятельности Технологической платформы и бухгалтерская (финансовая) отчетность Ассоциации за 2016 год; рассмотрены текущие результаты деятельности Технологической платформы в 2017 году, планы и направления дальнейшей работы; выбраны новые составы органов управления Ассоциации – Наблюдательного совета и Правления, а также Ревизионной комиссии.

ПРОТОКОЛ

Подробнее

14 ноября 2017 г. состоялось заседание Наблюдательного совета Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» (в форме заочного голосования). На заседании был утвержден Отчет о деятельности Технологической платформы в 2016 году, Положение о порядке организации и проведения экспертизы, принято решение о проведении годового Общего собрания членов Ассоциации.

ПРОТОКОЛ

Подробнее

9 ноября 2017 г. в Государственной Думе состоялось заседание Экспертного совета при Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, посвященное рассмотрению вопроса о месте и роли российских технологических платформ в инновационной инфраструктуре Российской Федерации, необходимости внесения изменений (дополнений) в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и в проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». По приглашению организаторов мероприятия представители Технологической платформы приняли участие в данном заседании.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

ПОПРАВКИ В ЗАКОН О НАУКЕ

Подробнее

8 ноября 2017 г. состоялось заседание Правления Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии», на котором были рассмотрены и согласованы результаты работы Технологической платформы в 2016-2017 гг., проект Положения о порядке организации и проведения экспертизы в рамках деятельности Технологической платформы; в члены Ассоциации приняты 2 новые организации: ООО «Тактические авиационные системы» и ЗАО «Двигатели «Владимир Климов - Мотор Сич»; а также рассмотрены некоторые стратегические и организационные вопросы дальнейшего развития Технологической платформы.

ПРОТОКОЛ

Подробнее

11 октября 2017 г. на сайте Минпромторга России опубликован новый проект Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением рассмотреть представленный документ и выразить свое мнение о его содержании, включая предлагаемые мероприятия по направлениям и механизмам реализации Стратегии.

НОВЫЙ ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ

Подробнее

3 октября 2017 г. в соответствии с решением участников Конференции «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации» для организации дальнейших работ в данном направлении было принято решение о создании Рабочей группы по развитию авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

ПРОТОКОЛ

Подробнее

2 октября 2017 г. состоялось заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Заседание было посвящено рассмотрению и согласованию основных документов, регламентирующих деятельность технологических платформ, а также рассмотрению вопросов, связанных с развитием композиционных и других перспективных материалов.

ПРОТОКОЛ

Подробнее


О государственном финансировании авиационной промышленности

Авиастроение в Российской Федерации является одной из ключевых отраслей национальной экономики. Учитывая роль и значение отрасли в обеспечении обороноспособности государства, развитии транспортной системы, социально-экономическом развитии регионов, научно-технологическом развитии страны, государство уделяет особое внимания развитию отрасли, осуществляя серьезную поддержку реализуемым и перспективным авиастроительным проектам (программам).

В период 1990-х годов в условиях сокращения бюджетного финансирования и изменения структуры рынков состояние отрасли существенно ухудшилось, многие авиастроительные программы были закрыты или осуществлялись с большими затруднениями. В результате, рынок гражданской авиационной техники был фактически утрачен для российских производителей. Относительная стабильность отрасли сохранялась, прежде всего, за счет военно-технического сотрудничества и реализации государственного оборонного заказа.

Начиная с 2002 года, объемы государственной финансовой поддержки отрасли существенно возросли, став сопоставимыми с уровнем стран - ведущих мировых производителей. При этом, достигнутые результаты остаются пока весьма скромными: объемы поставок гражданской авиационной техники существенно отстают от запланированных; доля российских самолетов в общем пассажирообороте российских авиакомпаний крайне незначительна, объем авиационных работ в России на иностранных вертолетах ежегодно растет; а экономическая эффективность реализуемых программ вызывает большие вопросы.

Подробнее


Рассмотрение проекта федерального закона
«О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации»

В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации и профильными комитетами Государственной Думы ведется работа над текстом нового федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». 13 июня 2017 г. состоялось заседание Экспертного совета по нормативно-правовому обеспечению развития прикладной науки и внедрению инновационных технологий при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по рассмотрению проекта закона, представленного Директором Департамента науки и технологий Минобрнауки России С.Ю. Матвеевым.

Представители Технологической платформы были приглашены войти в состав данного Экспертного совета, и приняли участие в состоявшемся заседании. Также, в июне 2017 года организации - участники и эксперты Технологической платформы активно участвовали в рассмотрении законопроекта (основные предложения экспертов – см. далее по тексту). Работа над законопроектом будет продолжена – согласно имеющейся информации, официальное рассмотрение проект закона начнется до конца 2017 года. Учитывая значимость разрабатываемого законопроекта, как для большинства организаций - участников, так и для самой Технологической платформы, мы планируем и дальше участвовать в доработке и согласовании нового Закона.

Подробнее


Новый виток в развитии двигателестроения для легкой и малой авиации

Проблема развития малой и региональной авиации в нашей стране неразрывно связана с созданием эффективных двигателей для легких самолетов и вертолетов. Разработчики и производители воздушных судов вынуждены ориентироваться на имеющиеся на рынке зарубежные продукты, которые, по оценкам ведущих специалистов, не лишены недостатков как по своим техническим и эксплуатационным характеристиками, так и по экономическим параметрам.

Оказываемая государством поддержка разработки и производства гражданской авиационной техники, сконцентрирована, в-основном, на проектах создания «большой» авиации; в то время как компании (организации), занимающиеся разработками в области малого авиационного двигателестроения, вкладывают собственные средства и не имеют ясных ориентиров по перспективам развития соответствующих рынков.

Подробнее


Стратегические акценты в развитии отрасли

В 2015 году завершила свое действие Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, принятая в 2005 году. Основной задачей данной стратегии было изменение организационной структуры отрасли – преодоление корпоративной разобщенности и формирование интегрированных структур в ключевых сегментах – самолетостроении, вертолетостроении, двигателестроении, приборостроении, агрегатостроении. Кроме того, в русле этой тенденции в последние годы произошла консолидация авиационной науки и для управления ведущими научно-исследовательскими организациями был создан ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».

Начиная с 2015 года, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с участием других федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций осуществляется разработка новой Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Однако, несмотря на то, что за прошедший период было разработано и представлено несколько редакций проектов Стратегии, решение о согласовании и утверждении новой Стратегии на данный момент не принято.

В связи с важностью данного документа, а также с учетом многочисленных обращений, поступивших в Технологическую платформу (в том числе от членов Наблюдательного совета Ассоциации), секретариатом с участием заинтересованных организаций и экспертов в 2016-2017 гг. была проведена большая работа по анализу методологических и юридических аспектов проектов Стратегии, а также связанных с ней документов. 19 мая 2017 г. в рамках деятельности Технологической платформы совместно с Союзом авиапроизводителей России, при поддержке ООО «Вектор-К» и Министерства образования и науки Российской Федерации состоялось Экспертно-аналитическое мероприятие (круглый стол) «О согласованном развитии рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации».

Во время проведения мероприятия и по его итогам поступило большое количество предложений и рекомендаций, в том числе по проекту Стратегии, представленному Минпромторгом России. Основные рекомендации, сформулированные по итогам мероприятия, представлены в итоговом документе (протоколе), согласованном с участниками, который был направлен в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, заинтересованным организациям и экспертам. Предложения Технологической платформы были направлены в Правительство Российской Федерации, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, ведущим организациям отрасли (ПАО «ОАК», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ГК «Внешэкономбанк») с целью организации совместной работы по доработке (корректировке) проекта Стратегии.

11 октября 2017 г. на сайте Минпромторга России опубликован новый вариант проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Обращаемся ко всем заинтересованным организациям и экспертам с предложением рассмотреть представленный документ и выразить свое мнение о его содержании, включая предлагаемые мероприятия по направлениям и механизмам реализации Стратегии.

Подробнее

 

В рамках деятельности Технологической платформы регулярно осуществляется мониторинг состояния отрасли, рассматриваются и выявляются наиболее актуальные вопросы научно-технологического, организационного и социально-экономического развития Российской Федерации, относящиеся к сфере деятельности Платформы. Мы заинтересованы в сотрудничестве с экспертами и специалистами, участвующими в реализации различных проектов, связанных с развитием авиационных технологий. Будем рады услышать предложения по развитию представленных в данном разделе направлений, поддержке реализуемых вами проектов, формированию и продвижению новых инициатив.

Подробнее