Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Кабинет ТП / Стратегические акценты в развитии отрасли

 

 

Стратегические акценты в развитии отрасли

В конце 2016 года был официально опубликован проект Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; в связи с чем в Технологическую платформу поступило большое количество отзывов и предложений (в том числе от членов Наблюдательного совета Платформы, а также от коллег из Союза авиапроизводителей России) о рассмотрении данного документа в рамках деятельности Платформы.

Данный документ имеет важное значение для развития авиастроения и смежных отраслей, прежде всего, с точки зрения ее увязки со стратегией развития воздушного транспорта, планами и программами деятельности компаний и организаций, реализацией конкретных авиастроительных программ (проектов), организацией работ по созданию научно-технического задела. В 2017 году аппаратом Технологической платформы и заинтересованными организациями была проведена большая работа по анализу методологических и юридических аспектов проекта Стратегии, а также связанных с ней документов.

Анализ рассматриваемого документа показал, что главный содержащейся в нем посыл – это ориентация на мировой рынок и встраивание отрасли в международное разделение труда. Соответственно акцент в предлагаемых направлениях и мерах господдержки сделан на продвижении экспортно-ориентированных проектов, изменении (оптимизации) специализации финальных интеграторов, развитии отечественных поставщиков комплектующих и интеграторов 2-4 уровня.

Данное направление в целом соответствует мировым трендам и развитию ведущих иностранных производителей. С точки зрения управленческих воздействий, реализация предлагаемых мер, в-основном, находится в зоне корпоративной ответственности интегрированных структур (компаний) отрасли. Меры государственной поддержки и соответствующего стимулирования, безусловно, могут оказать определенное влияние, однако конечные результаты будут определяться, прежде всего, эффективностью работы менеджмента компаний.

С точки зрения содержания документа, на наш взгляд – недостаточное внимание уделено вопросам анализа (оценки) конкурентоспособности российских ВС и других видов авиационной техники; состоянию и проблемам технологического развития отрасли; обеспечению сбалансированного развития внутреннего рынка и увеличению на нем доли российских производителей, включая необходимость согласования между собой мер государственной поддержки (стимулирования) развития авиационной промышленности и воздушного транспорта. (С более детальными комментариями экспертов можно ознакомиться в документе, представленном в апреле 2017 г. – Стратегия-2030 (аналитический обзор)).

При проведении экспресс-анализа проекта Стратегии были даны ссылки на ключевые показатели и параметры, содержащиеся в действовавшей на тот момент редакции государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 303). На данный момент вступила в силу новая редакция государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 г. № 379), которая сохранила содержащиеся в предыдущей редакции амбициозные задачи развития российской авиационной промышленности и ее закрепления на мировом рынке в качестве 3-го производителя по объемам выпуска авиационной техники (воздушных судов). В то же время, в новой редакции наметилось существенное смещение акцентов в направлениях и параметрах государственной поддержки развития отрасли. Прежде всего, произошло значительное сокращение объемов финансирования подпрограммы «Авиационная наука и технологии» (от 25% в 2016 году до 2,4 раза в 2020 году) и резко увеличены объемы государственной поддержки самолетостроения (программы МС-21, Л-410 УВП-Е20, ШФ ДМС; всего – примерно в 3 раза) и двигателестроения (двигатель ПД-14; всего – примерно в 2 раза). Сократились объемы государственной поддержки развития вертолетостроения (примерно в 3,5-4 раза), агрегатостроения и приборостроения (примерно в 2 раза). Также исключена подпрограмма «Малая авиация».

С учетом принятой редакции государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» был проведен дополнительный анализ структуры и содержания проекта Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года на предмет соответствия требованиям «Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 1162. Основные выводы и результаты проведенного анализа представлены в прилагаемом документе Стратегия (свод).

 

Мнения участников Платформы и результаты проведенного анализа подтолкнули к проведению эксперто-аналитического мероприятия, на котором можно было бы обсудить позиции сторон и сформулировать предложения по наиболее актуальным направлениям развития отрасли.

19 мая 2017 г. в рамках деятельности Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» состоялось Экспертно-аналитическое мероприятие (круглый стол) «О согласованном развитии рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации». В качестве со-организатора мероприятия, вместе с Технологической платформой, выступил Союз авиапроизводителей России, при поддержке ООО «Вектор-К» и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Программа мероприятия включала в себя 3 основных блока:

  • Ключевые аспекты государственной политики в области развития авиационной промышленности и воздушного транспорта;
  • Стратегические планы и практический опыт развития ведущих компаний и организаций отрасли;
  • Ключевые аспекты развития рынков авиационной техники в Российской Федерации и мире. Позиции российских производителей, возможности и перспективы.

Данная структура была обусловлена необходимостью комплексного охвата ключевых стратегических аспектов развития авиастроения в Российской Федерации в увязке с планами и практикой деятельности ведущих компаний и организаций отрасли, состоянием и перспективами развития рынков авиаперевозок и авиационной техники в Российской Федерации и в мире.

Подробнее о мероприятии можно ознакомиться в Тематическом обзоре.

Во время проведения мероприятия и по его итогам поступило большое количество предложений и рекомендаций, в том числе по проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разрабатываемому в настоящее время. Основные рекомендации, сформулированные по итогам мероприятия, представлены в итоговом документе (протоколе), согласованном с участниками, который был направлен в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, заинтересованным организациям и экспертам.

Протокол

К сожалению, некоторые предложения поступили после подписания документа, поэтому не могли быть учтены по техническим причинам; а по некоторым вопросам – мнения участников разделились.

Учитывая изложенное, считаем необходимым отразить данные вопросы и представить основную аргументацию их авторов (участников).

1. О необходимости введения требований по дополнительному русскоязычному оформлению при сертификации в Российской Федерации гражданских воздушных судов и других видов авиационной техники.

Данное предложение было сформулировано коллегами из ПАО «ОАК», основываясь на мировом опыте, необходимости выравнивания условий конкуренции российских и иностранных разработчиков, а также как мера, направленная на повышение уровня безопасности полетов в Российской Федерации. В то же время, некоторые из участников мероприятия выступили категорически против данного предложения, аргументируя это сложившейся международной практикой и риском самоизоляции России.

В настоящее время Платформа начала более детальные консультации по данному вопросу с профильными специалистами, о результатах которых мы обязательно проинформируем заинтересованные стороны.

2. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в дальнейшем при разработке и корректировке отраслевых документов стратегического планирования привлекать к разработке данных документов и их концептуальных положений ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», а также формировать на базе ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» рабочие экспертные группы по сбору и систематизации предложений профессионального сообщества отрасли. В числе рекомендаций заседания вынести на первое место подпункт о необходимости создания постоянно обновляемого опережающего научно-технического задела.

Считаем данные предложения коллег из ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» актуальными и заслуживающими рассмотрения. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Планом деятельности Технологической платформы в ближайшее время планируется представление и обсуждение Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы в ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», а также в входящих в его состав ведущих научных организациях.

3. О необходимости усиления кадрового состава Авиационного регистра Российской Федерации.

Также считаем данный вопрос актуальным и требующим особого внимания, особенно в связи с согласованными в итоговом протоколе рекомендациями по созданию условий для поэтапного перехода к обязательной регистрации в Государственном реестре Российской Федерации воздушных судов российских авиакомпаний, а также необходимостью оперативного проведения сертификации новых образцов авиатехники (МС-21, Ка-62, Ил-114-300 и т.д.). Однако, учитывая то, что на прошедшем мероприятии данная тема непосредственно не обсуждалась, предлагаем рассмотреть его более подробно с участием профильных экспертов и (или) на специальных заседаниях.

4. О необходимости разработки и реализации Стратегии развития авиационной деятельности в Российской Федерации.

Данный вопрос, безусловно, является одним из важнейших стратегических вопросов развития авиастроения, воздушного транспорта и других отраслей, связанных с развитием авиации в нашей стране. Разработка и эффективная реализация такого документа могли бы в значительной степени улучшить ситуацию в развитии данных отраслей, решить многие межведомственные вопросы, обеспечить согласованность мер государственной поддержки. При этом следует иметь в виду, что данный вопрос требует тщательной проработки, прежде всего, принятия соответствующих решений, в том числе на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Основные презентации:

И.В. Иванов (Министерство транспорта Российской Федерации);

А.А. Ким (ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии»);

В.В. Клочков (ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»);

И.В. Лесничий (ФГУП «ГосНИИ ГА»);

Н.А. Селиванова (ОАО «МАЦ»);

В.Г. Бородулин (ОАО «МАЦ»);

О.К. Пантелеев (Отраслевое агентство «АвиаПорт»);

А.В. Синицкий («Авиатранспортное обозрение», Infomost Consulting).

Часть презентаций доступна только для внутреннего использования или по согласованию с авторами докладов – заинтересованным лицам можно подать заявку в секретариат Платформы на получение конкретной презентации.