Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» – способ объединения государства, бизнеса и научного сообщества для модернизации системы воздушных перевозок России на основе внедрения отечественных технологий. На начальном этапе своего развития (2010-2015 гг.) Технологическая платформа внесла существенный вклад в разработку и согласование ключевых документов стратегического развития отрасли – государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», проекта Национального плана развития и науки и технологий в авиастроении; было проведено более 50 тематических мероприятий по актуальным вопросам развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, рассмотрено более 200 проектов по созданию научно-технического задела и перспективных ВС; наработан значительный опыт проведения экспертизы


 

joomla3x
Шаблоны Joomla 3 тут

Ближайшие мероприятия

Участие представителей Платформы в Евразийском аэрокосмическом конгрессе – 17 июля 2017 г. (http://www.eac.aero/ru)

Международный авиационно-космический салон МАКС – 17-23 июля 2017 г. (Подробнее).

Конференция «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для легкой и малой авиации». Достигнута договоренность о предоставлении Площадки для мероприятия с           ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова». Время проведения – конец сентября - начало октября 2017 г. (Подробнее).

С 17 по 23 июля 2017 г. в г. Жуковском проходит Международный авиационно-космический салон МАКС-2017. В рамках салона Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» будет активно участвовать в различных тематических мероприятиях и круглых столах. С обзором наиболее важных событий можно будет познакомиться на следующей неделе.

В рамках салона Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» будет активно участвовать в различных тематических мероприятиях и круглых столах в рамках общероссийского и международного сотрудничества. С обзором наиболее важных событий можно будет познакомиться на следующей неделе.

17 июля 2017 г. В соответствии с решением Правления в состав членов Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии приняты 7 новых организаций:

  • ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»;
  • ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»;
  • ООО НИЦ «ИРТ»;
  • ООО «ОПТИМЕНГА-777»;
  • ООО «Ботлихский радиозавод»;
  • ООО «ЦНИИ «Апертура»;
  • АНО «Научно-инновационный центр».

Поздравляем коллег с этим событием!

17 июля 2017 г. Представители Технологической платформы приняли участие в Евразийском аэрокосмическом конгрессе, который состоялся в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2017. Конгресс состоял из общего (пленарного) заседания и отдельных мероприятий (круглых столов, конференций) по различным тематическим направлениям.

На пленарном заседании с главной темой «Стратегические изменения в мировой авиационно-космической отрасли: новые управленческие вызовы и перспективы» выступили представители российских и иностранных компаний и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, а также Республики Казахстан.

Среди состоявшихся выступлений хотелось бы отметить выступление Генерального директора директор АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», член-корр. РАН Н.А. Тестоедова, который на высоком профессиональном уровне рассказал о текущем состоянии мирового рынка космических аппаратов, существующей позиции Российской Федерации, а также четко охарактеризовал ключевые направления обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности. На наш взгляд, многие из изложенных подходов АО «ИСС» могли бы быть применены и оказаться полезными для авиационной отрасли.

В рамках состоявшегося Конгресса представители Технологической платформы приняли участие в 2-х наиболее интересных для нас тематических мероприятиях – круглых столах «Образование будущего» (модератор – Генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», академик РАН С.Л. Чернышев) и «Экраноплан – инновационный транспорт XXI века» (модератор – Генеральный директор – Главный конструктор НПП «ТРЭК» В.В. Колганов).

На первом мероприятии весьма содержательным стало выступление Ректора ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» академика РАН М.А. Погосяна. М.А. Погосян, имеющий обширный опыт руководства ведущей российской конструкторской организацией – «ОКБ Сухого» и всей «Объединенной авиастроительной корпорацией», рассказал о своем видении развития подготовки кадров для авиационной отрасли и наиболее приоритетных, на его взгляд, направлениях научно-технологического развития. Весьма интересным оказался сам формат мероприятия, на котором молодые специалисты - выпускники различных иностранных и российских вузов рассказывали об особенностях национальных систем образования (подготовки кадров) по аэрокосмическим специальностям.

Круглый стол «Экраноплан – инновационный транспорт XXI века» был посвящен многолетнему опыту, текущим и перспективным проектам компании НПП «ТРЭК» по созданию экранопланов – специальных транспортных средств, сочетающих в себе специфические особенности летательного и плавающего аппарата. Технологическая платформа достаточно давно знакома с проектами НПП «ТРЭК (экраноплан «Иволга» и другие проекты). К сожалению, на сегодняшний день эти весьма оригинальные аппараты российской разработки и производства, не получили необходимой поддержки в нашей стране: проект развивается, в основном, за счет средств иностранных инвесторов (прежде всего, китайских), а разработчики предлагают и продвигают свои аппараты на иностранные рынки. В тоже время, мы были приятно удивлены настойчивостью и энтузиазмом команды разработчиков проекта, и надеемся, что применение экранопланов начнется и в нашей стране, имеющей достаточно зон, пригодных для их эффективной эксплуатации.

Коммуникационная площадка

С момента создания Технологической платформы, развитие коммуникаций в научно-технической и инновационной сфере является одним из важнейших направлений деятельности Платформы. Активная работа по организации и проведению тематических мероприятий, рассмотрению (обсуждению) важнейших стратегических и программных документов, экспертизе (оценке) конкретных научно-технических решений (направлений, проектов) привлекли к участию в деятельности Платформы большое количество организаций и экспертов, сделали ее узнаваемой и популярной коммуникационной площадкой.

Дальнейшее развитие коммуникационной деятельности позволит не только на высоком профессиональном уровне обсуждать наиболее актуальные вопросы развития авиастроения и смежных отраслей, но и выявлять новые технологические направления (рыночные ниши), осуществлять планирование и организацию взаимодействия при реализации совместных исследовательских и технологических проектов.

Подробнее

Экспертная деятельность

Организация качественной и эффективной экспертизы – важнейший элемент эффективного функционирования и дальнейшего развития Технологической платформы. В настоящее время общее количество экспертов и специалистов, в той или иной форме вовлеченных в деятельность Технологической платформы, составляет 542 человека, в том числе от науки – 233 чел., от промышленности – 266 чел., от транспортных организаций (авиакомпаний) – 20 чел., от прочих организаций – 23 чел.

На данный момент разработана актуализированная версия проекта «Положения о порядке организации и проведения экспертизы проектов (работ) в рамках деятельности Технологической платформы. В доработке (совершенствовании) проекта Положения приняли участие большое количество организаций и экспертов ТП, учтен опыт экспертной деятельности Платформы, опыт других технологических платформ, международные стандарты.

Подробнее

Проектная работа Платформы

Организация качественной и эффективной проектной работы является наиболее сложным и ответственным направлением деятельности Технологической платформы. На текущий момент российские технологические платформы пока не имеют юридически установленного механизма государственной поддержки предлагаемых (инициируемых) ими проектов (работ). В настоящее время единственной государственной программой, предусматривающей участие в ее реализации технологических платформ, является ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

В этих условиях важнейшей задачей Платформы является доработка и утверждение актуализированной редакции Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы, ее представление и согласование с ведущими организациями отрасли, в профильных федеральных органах исполнительной власти. Это позволит обоснованно и аргументированно предлагать к реализации (продвигать) собственные исследовательские и технологические проекты, поддерживать внедрение наиболее эффективных конструкторских и технологических решений.

Подробнее

ОБЪЯВЛЕНИЕ! НА САЙТЕ ПРОВОДИТСЯ ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ.

В рубрике «Кабинет ТП» размещаются рабочие документы, находящиеся на рассмотрении в администрации Ассоциации, необходимые сведения о подготовке ближайших мероприятий и другая оперативная информация деятельности ТП.

7 июля 2017 г. состоялось заседание Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором были рассмотрены вопросы оценки и регулирования деятельности технологических платформ. Оценка (мониторинг) деятельности технологических платформ проводилась на основе анализа годовых отчетов технологических платформ за 2016 год, текущих (актуальных) планов действий и стратегических программ исследований и разработок. По итогам проведенной оценки Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» отнесена к категории платформ с высоким уровнем результативности; согласно представленной информации, наша Технологическая платформа получила 94 балла (из 100 возможных) и заняла 2 место в общем рейтинге российских технологических платформ (после ТП «Медицина будущего», у которой 96 баллов).

Кроме рейтинга технологических платформ, на заседании был рассмотрен проект новой редакции Положения о порядке формирования и функционирования технологических платформ. По итогам состоявшегося обсуждения в представленную редакцию было предложено внести некоторые уточнения (дополнения, корректировки), с учетом которых было принято решение о согласовании проекта Положения и вынесение его на утверждение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Также на заседании были рассмотрены проекты методических материалов по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы за прошедший период, плана действий технологической платформы на текущий год и по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы. Несмотря на то, что данные материалы были предварительно рассмотрены на рабочем совещании в Минэкономразвития России, состоявшемся 6 июля 2017 г., при обсуждении возникли разногласия – и в итоге было принято решение о переносе рассмотрения (утверждения) данных материалов на следующее заседание Межведомственной комиссии.

После получения соответствующей информации (протокол заседания и согласованные на нем документы) будут размещены на сайте Технологической платформы.

13 июня 2017 г. в Государственной Думе Российской Федерации состоялось заседание Экспертного совета по нормативно-правовому обеспечению развития прикладной науки и внедрению инновационных технологий при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, посвященное рассмотрению проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации».

Подробнее

2 июня 2017 г. завершена государственная регистрация изменений, внесенных в Устав Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» решением Общего собрания членов Ассоциации от 30.11.2016 г. Внесенные изменения упрощают порядок взаимодействия при проведении заседаний органов управления Ассоциации (введена возможность их проведения в заочной форме), а также уточняют некоторые технические моменты – «Новая редакция Устава».

В настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации с участием российских технологических платформ осуществляется разработка и согласование актуализированных методических материалов по разработке годового отчета, плана действий на текущий год и стратегической программы исследований и разработок – ключевых документов в деятельности технологических платформ.

Аппаратом Технологической платформы подготовлены и направлены в Министерство предложения по проектам новых редакций данных документов.

Подробнее


Рассмотрение проекта федерального закона
«О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации»

В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации и профильными комитетами Государственной Думы ведется работа над текстом нового федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». 13 июня 2017 г. состоялось заседание Экспертного совета по нормативно-правовому обеспечению развития прикладной науки и внедрению инновационных технологий при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по рассмотрению проекта закона, представленного Директором Департамента науки и технологий Минобрнауки России С.Ю. Матвеевым.

Представители Технологической платформы были приглашены войти в состав данного Экспертного совета, и приняли участие в состоявшемся заседании. Также, в июне 2017 года организации - участники и эксперты Технологической платформы активно участвовали в рассмотрении законопроекта (основные предложения экспертов – см. далее по тексту). Работа над законопроектом будет продолжена – согласно имеющейся информации, официальное рассмотрение проект закона начнется до конца 2017 года. Учитывая значимость разрабатываемого законопроекта, как для большинства организаций - участников, так и для самой Технологической платформы, мы планируем и дальше участвовать в доработке и согласовании нового Закона.

Подробнее


Новый виток в развитии двигателестроения для легкой и малой авиации

Проблема развития малой и региональной авиации в нашей стране неразрывно связана с созданием эффективных двигателей для легких самолетов и вертолетов. Разработчики и производители воздушных судов вынуждены ориентироваться на имеющиеся на рынке зарубежные продукты, которые, по оценкам ведущих специалистов, не лишены недостатков как по своим техническим и эксплуатационным характеристиками, так и по экономическим параметрам.

Оказываемая государством поддержка разработки и производства гражданской авиационной техники, сконцентрирована, в-основном на проектах создания «большой» авиации; в то время как компании (организации), занимающиеся разработками в области малого авиационного двигателестроения, вкладывают собственные средства и не имеют ясных ориентиров по перспективам развития соответствующих рынков.

На текущий момент нами достигнута договоренность с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» о совместном проведении Конференции «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для легкой и малой авиации» на площадке института в сентябре - октябре 2017 г., на которой планируется детально обсудить проблемы развития двигателестроения и выработать согласованное мнение по данной тематике.

В качестве дальнейшего развития данного направления планируется разработка и согласование программы развития авиационного двигателестроения для легкой и малой авиации в Российской Федерации, представление и обоснование ее в федеральных органах государственной власти, включение наиболее перспективных проектов (разработок) в реализуемые государственные и федеральные целевые программы.

Подробнее


Стратегические акценты в развитии отрасли

В конце 2016 года был официально опубликован проект Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; в связи с чем в Технологическую платформу поступило много отзывов и предложений (в том числе от членов Наблюдательного совета Платформы, а также от коллег из Союза авиапроизводителей России) о рассмотрении данного документа в рамках деятельности Платформы.

Данный документ имеет важное значение для развития авиастроения и смежных отраслей, прежде всего, с точки зрения ее увязки со стратегией развития воздушного транспорта, планами и программами деятельности компаний и организаций, реализацией конкретных авиастроительных программ (проектов), организацией работ по созданию научно-технического задела. В 2017 году аппаратом Технологической платформы и заинтересованными организациями была проведена большая работа по анализу методологических и юридических аспектов проекта Стратегии, а также связанных с ней документов.

Подробнее

XXVIII Научно-техническая конференция по аэродинамике

Развитие аэродинамики является важнейшим направлением разработки и совершенствования авиационной техники. Поэтому участие представителей Технологической платформы в XXVIII Научно-технической конференции по аэродинамике, ежегодно проводимой ФГУП «ЦАГИ» в пос. Володарского Московской области, оказалось чрезвычайно полезным, как с точки зрения оценки текущего состояния работ (проектов) в этой области, так и анализа актуальности соответствующих разделов Стратегической программы исследований и разработок Технологической платформы.

Подробнее

Подготовка и развитие научных и инженерно-технических кадров

Содействие в подготовке и развитии научных и инженерно-технических кадров является одним из важнейших направлений деятельности Технологической платформы. Проведение поисковых и прикладных исследований; разработка и внедрение новых технологий; создание, испытания, производство и эксплуатация современной и перспективной авиационной техники невозможно без наличия высококвалифицированных исследователей и специалистов; постоянного притока талантливой молодежи; создания и поддержания на высоком уровне творческой атмосферы, стимулирующей к развитию, получению и применению новых знаний и навыков.

Учитывая переходный период в развитии авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, связанный с трансформацией индустриальной модели отрасли и переориентацией на ускоренное развитие рынков гражданской авиатехнической продукции, особое внимание должно быть уделено вопросам подготовки ученых и специалистов, адаптированных к современным условиям и вызовам; создания для них привлекательных условий труда и материально-бытового обеспечения; поддержки и развития научно-технической деятельности в вузах, активного участия молодежи в реализации текущих и перспективных авиастроительных программ (проектов).

Подробнее

Авиационное и научно-технологическое обеспечение развития Арктики

В последние годы Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации уделяется повышенное внимание развитию Арктики и других северных территорий Российской Федерации. Это обусловлено уникальной ролью Арктики в обеспечении геополитических, экономических и экологических интересов Российской Федерации, а также интересов в сфере военной безопасности. Органами государственной власти Российской Федерации были приняты ряд важнейших стратегических и программных документов, устанавливающих приоритеты национальной политики в сфере развития Арктических территорий.

В 2014 году Технологической платформой совместно с Администрацией Ненецкого автономного округа и ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» было проведено крупное выездное мероприятие (круглый стол) «Проблемы и перспективы развития малой и региональной авиации в условиях Крайнего Севера и Арктики», которое состоялось в г. Нарьян-Маре и вызвало большой интерес среди широкого круга организаций и лиц (подробнее о мероприятии можно ознакомиться в Тематическом обзоре).

Подробнее

Создание и развитие системы концептуального (предварительного)
проектирования перспективных летательных аппаратов

Важнейшим этапом создания перспективных летательных аппаратов является формирование облика и выбор (разработка) основных конструктивно-технологических решений, составляющих основу будущего аппарата. Традиционно эта стадия включает в себя этапы формирования рациональных технических требований к перспективным ВС, разработки концепции, технического предложения (аванпроекта) и эскизного проекта.

Характерней особенностью данных этапов является наличие большое количество различных вариантов конструкции будущего ЛА, которые рассматриваются и тщательно анализируются с целью выбора наиболее оптимального, в максимальной степени удовлетворяющего требованиям технического задания. Число рассматриваемых концепций (будущих обликов) может достигать нескольких десятков, а иногда и сотен вариантов.

Подробнее